Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ В 5-х КЛАССАХ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ В 5-х КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дидактическая игра / познавательная деятельность / пропедевтика / урок / интерес / мотивация / didactic game / cognitive activity / propaedeutics / lesson / interest / motivation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коробецкий Игорь Анатольевич

Статья посвящена проблеме использования нетрадиционных форм обучения на уроках истории в 5 классе. Показано их значение, как фактора адаптации младших школьников при переходе в среднее звено школы, средства активизации познавательной деятельности, условия и способа формирования творческой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF NON-TRADITIONAL FORMS OF EDUCATION IN THE STUDY OF HISTORY IN 5TH GRADES

The article is devoted to the problem of using non-traditional forms of education in history lessons in 5th grade. Their importance is shown as a factor of adaptation of younger schoolchildren during the transition to secondary school, means of activating cognitive activity, conditions and methods of forming a creative personality.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ В 5-х КЛАССАХ»

УДК 372.893

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ В 5-х КЛАССАХ

Коробецкий Игорь Анатольевич

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, философии и

социально-гуманитарных наук, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского

государственного университета,

г. Орск, Россия E-mail: kia195@ mail.ru

THE USE OF NON-TRADITIONAL FORMS OF EDUCATION IN THE STUDY OF HISTORY IN 5TH GRADES

Korobetsky Igor Anatolyevich

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of History,

Philosophy and Social Sciences and Humanities, Orsk Institute of Humanities and Technology (branch) Orenburg State University,

Orsk, Russia E-mail: kia195@ mail.ru

Аннотация. Статья посвящена проблеме использования нетрадиционных форм обучения на уроках истории в 5 классе. Показано их значение, как фактора адаптации младших школьников при переходе в среднее звено школы, средства активизации познавательной деятельности, условия и способа формирования творческой личности.

Abstract. The article is devoted to the problem of using non-traditional forms of education in history lessons in 5th grade. Their importance is shown as a factor of adaptation of younger schoolchildren during the transition to secondary school, means of activating cognitive activity, conditions and methods of forming a creative personality.

Ключевые слова, дидактическая игра, познавательная деятельность, пропедевтика, урок, интерес, мотивация.

Keywords: didactic game, cognitive activity, propaedeutics, lesson, interest, motivation.

В новом Федеральном государственном стандарте основного общего образования третьего поколения среди предполагаемых результатов освоения программы выделяется: осознание обучающимися российской гражданской идентичности, их готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению, овладение навыками работы с информацией и т. д. Кроме того, важное место в документе уделено личностным результатам в части гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина, активному участию в жизни родного края и страны в целом, соблюдению правил межличностных отношений в нашем поликультурном и многоконфессиональном обществе, уважению государственных символов, бескомпромиссное неприятие асоциального и противоправного поведения [4].

Эти и многие другие задачи, стоящие перед отечественной системой образования достигаются в ходе учебного процесса на уроках истории. В новом историко-культурном стандарте 2023 года особое внимание уделяется проблеме формирования умения критически анализировать различные исторические источники информации в контексте сегодняшних реалий, аргументировано формулировать собственную позицию по спорным вопросам; знанию

особенностей культурного разнообразия, исторических связей нашей Родины с другими народами с учетом менталитета российского общества; развитию навыков осмысления прошлого с позиции современных реалий, что очень важно при формировании активной гражданской позиции.

Изучение истории в немалой степени способствует осознанию ключевых элементов гражданской идентичности через понимание исторического и культурного наследия прошлого, традиционных ценностных ориентиров, своей роли в современном обществе.

Знакомство с историей начинается с пропедевтического курса в начальной школе в рамках курса «Окружающий мир». Уже здесь предметную основу курса составляют знания по истории, которые ребёнок может связать с тем, что ему близко и понятно: собственным жизненным опытом, историей своей семьи, историей родного города и края. Обучающийся получает представление о хронологии, формирует умение использовать свои исторические знания, приобретает первые навыки работы с исторической картой.

Тем не менее, систематическое изучение предмета «История» начинается в 5 классе с учебного курса «Всеобщая история. Истории Древнего мира» [3]. Курс представлен совокупностью знаний, позволяющих раскрыть общественную жизнь прошлого в её разнообразных проявлениях, а сам исторический процесс как структурированная цепь событий, формирующая представление о причинно-следственных связях.

В рамках учебного курса формируется представление об общественно -экономических формациях, показываются общие черты и особенности государственного строя стран древневосточной и античной цивилизаций, их производственной деятельности, социальных процессов, условий общественной и культурной жизни, изучаются исторические понятия соответствующие той или иной эпохе и конкретному государству. На примере изучения раздела «Древний Восток» у школьников формируется важное представление о классовом обществе, которое затем углубляется при изучении истории

Древнего Рима; в разделе «Древняя Греция» раскрываются полученные раннее представления о хронологии. Всё это указывает на важность курса для формирования интереса к истории, знания основных дат и событий всемирного исторического процесса, развития базовых логических и исследовательских действий.

Однако преподавание истории в 5 классе зачастую сталкивается с рядом проблем, осложняющих учебный процесс. Во-первых, это трудности дезаптационного характера. После начальной школы ребёнок сталкивается с новыми требованиями и иной системой обучения: разные учителя, новый классный руководитель, неизвестные кабинеты, непривычное школьное расписание. Всё это в условии увеличения школьной нагрузки и объёма информации.

Во-вторых, на это накладываются физиологические изменения, происходящие в организме подростка, нарушения нервной системы. Подросток испытывает повышенную возбудимость и склонность к аффектам, становится вспыльчивым и раздражительным, у него рассеивается внимание.

В-третьих, происходят изменения в познавательной сфере: замедляется темп учебной активности, может быть неадекватная реакция на замечания учителя и товарищей, а также новые организационные формы обучения, приоритетное внимание уделяется другим сферам деятельности.

Всё это, как правило, приводит к снижению работоспособности и успеваемости, а это, в свою очередь, к ослаблению мотивации к обучению.

Одним из способов скорейшей успешной адаптации школьников является формирование их познавательной активности. В структуре урока для стимулирования познавательного интереса к изучаемому материалу существует даже такой специальный элемент, как мотивационный модуль. Его задача -обеспечить осознание учениками ценности исторических знаний, развить интерес к истории, создать благоприятные условия для их самореализации и самоутверждения на уроке. В результате, активно участвуя в познавательной деятельности, подростки отвлекаются от факторов, тормозящих адаптацию к

новым условиям обучения.

В методической литературе рекомендуются различные формы, методы, средства активизации познавательной деятельности. На практике их выбор во многом определяется самим учителем исходя из того, насколько они могут эффективно стимулировать познавательную активность учащихся в конкретной ситуации.

Одним из способов эффективного формирования познавательной активности является использование нетрадиционных (инновационных) форм уроков. Такие уроки позволяют шире вводить элементы занимательности, вследствие чего, складываются благоприятные условия для развития творческих задатков, умений и навыков оперативного мышления, для изложения точных кратких выводов, повышает познавательный интерес к предмету. В целом, это помогает расширить кругозор, развить когнитивные способности, что очень важно для младших школьников.

При всех достоинствах нестандартных уроков, педагогу необходимо помнить об их недостатках и стараться свести их минимуму. Во-первых, при проведении таких уроков возможности учителя для контроля хода урока весьма ограничены, во-вторых, очень трудно просчитать его результат. Поэтому нельзя проводить нетрадиционные уроки без тщательной их подготовки, как со стороны учителя, так и учеников. При этом учитель обязан руководствоваться не только темой и целью урока, но и психолого-возрастными особенностями школьников.

В-третьих, такие уроки, как правило, требуют много времени, поэтому за привлекательными формами обучения нужно помнить об образовательной и развивающей нагрузке урока.

В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод о невозможности строить весь учебный процесс используя только нетрадиционные формы обучения, но практиковать их, особенно в 5-х классах - необходимо.

Как показывает педагогическая практика, самой желанной формой нетрадиционного урока у младших школьников является игра. Это обусловлено

особенностями их возрастной психологии. Участвуя в играх, одни учащиеся успешно реализуют свои потенциальные творческие возможности и когнитивные способности, другие - решают проблемы общения. Кроме того, игровая деятельность с детства является частью их жизненного опыта, естественной формой обучения. Поэтому именно в ней даже «слабые» ученики могут, не опасаясь негативной реакции со стороны учителя и товарищей, используя элементы импровизации реализовать потребность посоревноваться в своих знаниях, умениях и навыках. В ходе игры школьники актуализируют собственные знания и через них получают представление об изучаемой исторической эпохе, мобилизуют свои умения для углубления этих знаний и расширение кругозора, совершенствуют коммуникативные навыки. И всё это имеет эмоциональную окраску, что способствует формированию творческой личности.

В методике преподавания истории выделяют большое количество видов и форм игровой деятельности. Нам представляется, что наиболее оптимальной формой повышения познавательной активности в 5 классе является дидактическая игра. Она делает работу учащихся по усвоению материала не только интересной, но и творческой, активизируя все психические процессы и функции, развивает практические навыки по использованию полученных знаний. При этом не стоит забывать о том, что нужно совмещать игровые формы со школьным материалом.

Существует ряд методических рекомендаций по организации дидактических игр:

- игра должна быть естественной формой проявления деятельности учащихся;

- в игре должно присутствовать соперничество, так как это приводит к повышению самоконтроля учеников и их чёткому соблюдению игровых правил;

- в основе игры должен присутствовать познавательный интерес [2].

Принципы организации и их правила, которые помогают достичь определенных целей и задач, являются главными условиями для обеспечения эффективности дидактических игр:

- в процессе игры ученики должны проиграть разные роли с учетом их индивидуальных и творческих способностей;

- обязательное участие учащихся на всех этапах игры;

- соблюдение всех правил, установленных учителем, а также осуществление системы поощрений и наказаний за положительные и отрицательные результаты учащихся;

- создание благоприятной атмосферы для проведения игровой деятельности;

- ученики должны научиться работать в коллективе;

- учитель обязан обеспечивать элемент новизны в каждой игре, так как это необходимо для поддержания активности детей [1, с. 109].

Дидактическая игра обычно занимает 10-15 минут, в противном случае -может утомить учеников. Её можно использовать на всех этапах урока, в зависимости от его темы и цели.

На таком этапе урока как - открытие новых знаний - можно использовать игру «Три предложения». Суть игры состоит в том, что обучающиеся внимательно слушают учителя, а затем тремя предложениями передают содержание рассказа. Победителем объявляется ученик, наиболее четко и точно передавший содержание и смысл текста.

Другой вариант: ученики читают текст учебника и передают его содержание с помощью трех предложений, которые они записали в свою рабочую тетрадь. Достоинство данной формы обучения состоит в активизации самостоятельной познавательной деятельности младших школьников, которую они выражают в игровой форме. При этом педагог не должен проявлять пассивность. Он обязан контролировать работу, следить за тем, чтобы дети не пользовались готовыми предложениями, или интересными, но не передающими смысл текста.

На наш взгляд, целесообразнее всего использовать дидактические игры на этапе повторения и обобщения знаний. Например, при изучении темы «Культура Древнего Египта» [3, с. 76-80] рекомендуется использовать игру-экскурсию. Класс заранее делится на несколько групп, каждой из которых выдается задание. Ученики выбирают из своей группы экскурсовода, который будет проводить экскурсию для класса, используя подготовленные учителем или размещенные в учебнике, средства изобразительной наглядности (картины, фотографии, иллюстрации). Остальные члены группы выступают экскурсантами и задают заранее подготовленные вопросы, в том числе взятые из учебника.

С помощью данной игры пятиклассники приобретают коммуникативные и речевые навыки, умения работать с изобразительными источниками и анализировать их, получают нужную информацию и осваивают историческую терминологию.

Из-за сложности научного языка школьникам младшего возраста особенно трудно усвоить некоторые термины и понятия. Решению этой проблемы может помочь игра «Переводчик». Так, изучая историю Древнего мира, ученики впервые сталкиваются со сложным понятием «диктатор». В общепринятом значении: диктатор - это правитель, обладающий неограниченной (абсолютной) властью в государстве и стоящий над законом. Выполняя задание, ученики могут дать своё определение: диктатор - это «главный человек в государстве».

С помощью данной игры ученики осмысливают «понятие» и учатся выражать его своими словами, т. е., стараются перевести с научного языка на более для них доступный.

Конечно, увлекаться проведением дидактических игр на уроках по изучению нового материала не стоит, так как важное составляющее ученика -его научное развитие.

На итоговых повторительно-обобщающих уроках также целесообразно использовать несколько игр. Как правило, эти уроки посвящены какому-либо

крупному разделу в учебнике, и обучающимся нужно обладать определенным набором знаний, необходимо личностное восприятие и понимание изучаемой проблемы.

По теме «Древний Восток» можно применять игру «Бюро находок». Ученики определяют, какая историческая личность могла совершить потерю или в каком государстве могли быть найдены эти вещи?

Игра «Узнай историческую личность по описанию» дополняет задание:

- Он должен был погибнуть, будучи новорожденным.

- Его воспитала дочь фараона.

- Он вывел свой народ из Египта.

- Встречался на горе Синай с Богом Яхве.

- Он получил скрижали с заповедями.

Таким образом, она направлена на развитие познавательной деятельности на уроке и одновременно проверяет их знания.

Игра «Исторические пятнашки» помогает проверить уровень уяснения учениками хронологической последовательности исторических событий. Педагог на доске рисует квадрат, состоящий из 9 -16 клеточек, и записывает в них даты, которые нужно расставить в хронологическом порядке. Учащийся выходит к доске, указывает на определенную дату и называет событие, которое к ней относится. Победителем является тот, кто верно назвал событие, а также правильно и быстрее всех расставил даты в хронологической последовательности.

Таким образом, использование на уроках истории в 5 классе таких нетрадиционных форм обучения как игра формирует понимание исторического прошлого учащимися, способствует воспитанию современного исторического сознания и систематизации знаний, позволяет заинтересовать учеников, активизировать их познавательную деятельность, развить память и внимание. Помимо этого, бывшие ученики начальной школы могут легче и быстрее приспособиться к новым условиям образовательного процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баханов К.А. Театрализованные игры на уроках / К.А. Баханов. - М.: Просвещение, 1991. - 128 с.

2. Камардина Н.В., Колесникова В.В. Игровая деятельность на уроках истории: традиции и новации / Н.В. Камардина, В.В. Колесникова. - Вестник Краунц. - 2017. - № 1 (29). - С. 95-98 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovaya-deyatelnost-na-urokah-istorii-traditsii-i-novatsii/viewer (дата обращения: 05.12.2023).

3. Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Ф.А. Михайловский; под ред. Г.М. Бонгард-Левина. - 13-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово -РС», 2011. - 304 с.

4. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения: 01.12.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.