Научная статья на тему 'Игровая деятельность на уроках истории: традиции и новации'

Игровая деятельность на уроках истории: традиции и новации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7785
1102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ / HISTORY TEACHING METHODOLOGY / PLAY TECHNOLOGIES / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камардина Наталья Викторовна, Колесникова Валентина Валерьевна

В статье рассмотрена проблема использования игровых технологий на уроках истории в основной и в средней школе. Авторы говорят о традиционных видах игры на уроке и новациях, которые могут быть использованы в современных условиях. Приведенные примеры игр были апробированы в ходе практической деятельности в одной из школ г. Петропавловска-Камчатского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLAY ACTIVITY AT THE LESSONS OF HISTORY: TRADITIONS AND INNOVATIONS

The problem of using play technologies at the lessons of history in the framework of basic and secondary school is considered. The author dwells upon traditional types of play at the lesson and innovations which may be used in current conditions. The given examples of training games were tested in the course of practical activity at one of the schools of Petropavlovsk-Kamchatskiy.

Текст научной работы на тему «Игровая деятельность на уроках истории: традиции и новации»

ПЕДАГОГИКА

Н. В. Камардина, В. В. Колесникова Игровая деятельность на уроках истории: традиции и новации

УДК 372.8 : 94

Н. В. Камардина, В. В. Колесникова

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИСТОРИИ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ

В статье рассмотрена проблема использования игровых технологий на уроках истории в основной и в средней школе. Авторы говорят о традиционных видах игры на уроке и новациях, которые могут быть использованы в современных условиях. Приведенные примеры игр были апробированы в ходе практической деятельности в одной из школ г. Петропавловска-Камчатского.

Ключевые слова: методика преподавания истории, игровые технологии, Федеральный государственный стандарт образования.

N. V. Kamardina, V. V. Kolesnikova

PLAY ACTIVITY AT THE LESSONS OF HISTORY: TRADITIONS AND INNOVATIONS

The problem of using play technologies at the lessons of history in the framework of basic and secondary school is considered. The author dwells upon traditional types of play at the lesson and innovations which may be used in current conditions. The given examples of training games were tested in the course of practical activity at one of the schools of Petropav-lovsk-Kamchatskiy.

Key words: history teaching methodology, play technologies, Federal State Educational Standard.

В условиях современного динамично развивающегося мира, в котором на первое место выходит информация, перед обществом стоит задача формирования человека, умеющего самостоятельно добывать информацию и грамотно ее использовать. Безусловно, подобные навыки не являются у человека врожденными, само их формирование должно стать результатом функционирования действующей системы образования.

Согласно Федеральному Государственному стандарту об образовании по окончанию школы у ученика должны быть сформированы такие личностные компетенции, как способность к саморазвитию, наличие мотивации к учению и дальнейшей познавательной активности, коммуникативные навыки, включающие в себя работу со сверстниками и взрослыми, умение вести конструктивный диалог и аргументировано обосновывать свою точку зрения [6]. Но зачастую в процессе обучения при формировании подобных компетенций, учитель сталкивается с такими проблемами как низкий уровень познавательной активности со стороны обучающихся, отсутствие потребности в приобретении новых умений, низкое качество приобретенных знаний. В последние десятилетия учителя-практики и ученые все чаще отмечают снижение мотивации к обучению у учеников [1, С. 116]. Такая ситуация наблюдается фактически по всем учебным предметам школьной программы. Именно поэтому педаго-

гическим сообществом ведутся активные поиски путей активизации познавательной деятельности школьников.

Школьные уроки истории не являются исключением. Постоянно сталкиваясь с нежеланием детей усваивать материал, современный учитель должен подобрать такие методы и формы организации учебного процесса, которые не только сделают содержание школьной программы интересным и доступным для понимания, но и откроют перед учеником возможности для самовыражения, позволят стать не только сторонним наблюдателем, но и непосредственным участником происходящих событий. Способствовать развитию мотивации к обучению на уроках истории и реализовывать требования ФГОС можно через использование игровых технологий. Используя игровую деятельность как способ мотивации обучающихся, учитель должен осознавать, что игра в школьном курсе истории и во внеурочной деятельности по предмету, должна быть не единичным событием, а грамотно организованной системой деятельности, которая направлена на качественное и продуктивное восприятие учебного материала.

Игра как способ взаимодействия между старшим и младшим поколением, в результате которого осуществляется передача знаний, использовалась человечеством с древнейших времен. Как самостоятельный вид учебной деятельности игра появляется

N. V. Kamardina, V. V. Kolesnikova

PLAY ACTIVITY AT THE LESSONS OF HISTORY: TRADITIONS AND INNOVATIONS

PEDAGOGY

в России в конце XVIII века, когда в 1793 г. издается игра А. Хамова, предполагавшая изучение учениками азбуки в процессе игровой деятельности [3]. Широкого и повсеместного внедрения подобная технология не получила. В советское же время игровые технологии носили преимущественно досу-говый характер, в связи с чем, игра переносилась в сферу деятельности летних лагерей и практически ушла из сферы общего образования [7].

На сегодняшний день игровые технологии нашли применение на всех ступенях образовательного процесса: в дошкольных учреждениях, начальной и старшей школе, и даже на ступени среднеспеци-ального и высшего образования [3]. Во многом интерес к обучающей игре обусловлен стремлением педагога повысить (или проявить) самостоятельность обучаемого, раскрыть его творческий потенциал. В процессе игровой деятельности на уроке у ученика формируются такие навыки как умение вести дискуссию, получают развитие коллективные формы общения, могут быть реализованы задачи проблемного обучения. Применение игровых технологий в рамках урока наглядно демонстрирует, что процесс приобретения (закрепления) знаний и навыков может быть не тяжелым и обязательным трудом, а интересным и увлекательным процессом, не снижая при этом интенсивности и результативности обучения.

Согласно Т. М. Михайленко, само понятие «игровые технологии» включает в себя разнообразную группу методов, приемов и способов организации учебного процесса в форме различных педагогических игр [5, С. 145]. Традиционной формой игры в рамках образовательного процесса является дидактическая игра. Отличительной особенностью дидактической игры является наличие четко сформулированной цели обучения, а так же прогнозируемый результат. В отличие от традиционного урока, где так же учитель обозначает цели и результат, при реализации игровых технологий важен сам процесс, в ходе которого обучаемый может и не подозревать, что чему-то учится [2, С. 48].

Учитель истории, который собирается использовать игровые технологии в ходе урока должен учитывать такие факторы, как возрастные особенности учащихся, специфику предмета и конкретной темы, особенности обучающихся конкретного класса. Накопленный методистами опыт использования исторических дидактических игр может быть расширен и трансформирован в соответствии с современными требованиями к образовательному процессу. Так

для учащихся 5-х классов игра может являться одним из элементов урока, который будет направлен на актуализацию или закрепление изученного материала. Например, при изучении темы «Персидская держава «Царя царей» актуализация ранее изученной темы может быть представлена в виде игры-упражнения, которая начнется с разрешения исторической задачи: «Известно, что главную роль в гибели Ассирийского царства и разрушении Ниневии сыграли вавилоняне. Мог ли вавилонский царь Хаммурапи участвовать в празднике по случаю этой победы?» За каждую верно решенную задачу ученик получает жетон, который в дальнейшем учитывается при выставлении оценки. Так же дидактическую игру в курсе истории 5 класса можно использовать в качестве повторительно-обобщающего урока. Например, по завершению изучения раздела «Древний Египет» учащимся предлагается игра, в которой ученики объединены в небольшие команды по 6-7 человек. В ходе игры ученики должны набрать большее количество баллов по разделам, посвященным истории Древнего Египта, таким как «Военные походы фараонов», «Религия древних египтян», «Жизнь в Древнем Египте» и др. В игре должны быть представлены задания репродуктивного и продуктивного уровней, которые распределены по уровню сложности. Выигрывает та команда, которая в конечном итоге набирает большее количество баллов. Использование дидактической игры на уроках истории в 5-ом классе позволит сделать урок подвижным и занимательным, а так же будет способствовать реализации личностных и предметных компетенций, заявленных во ФГОС ООО [6].

В рамках изучения курса истории в 6-8-х классах, где у учащихся на первый план выходят межличностные отношения, формируется круг собственных интересов и увлечений, актуальными будут творческие задания, например, такие как игры-путешествия. В рамках изучения темы «Столетняя война» можно использовать игру, в которой ученикам предлагается видео- фрагмент коронации короля Англии Эдуарда III, после чего обучающиеся должны написать письмо «с места события», в котором расскажут о произошедшем событии, выскажут свои гипотезы о причинных войны. Игра-путешествие на уроках истории является традиционной. Подтверждена целесообразность ее использования с первых уроков истории в 5-ом классе. Новацией же в данном случае будет использование видео- и аудио-фрагментов, позволяющих ученику

ПЕДАГОГИКА

наиболее ярко представить реалии исторического времени. Подобные игры способствуют активизации воображения, позволяет ребенку проявить себя с творческой стороны.

Не теряет своей актуальности и состязательность внутри класса. Например, завершая изучение курса «История Камчатки» в 7-ом классе можно предложить ученикам стать участниками игры «Петропавловск-Камчатский: здесь начинается Россия». Учителю придут на помощь современные средства обучения, такие как интерактивная доска и презентация PowerPoint, в которой оформляется игра. В игре предполагается три этапа, каждый из которых посвящен отдельной тематике: «Изучение и исследование Камчатки», «Памятники нашего города», «Чем интересны названия улиц нашего города?» Вопросы распределены по уровню сложности, что дает возможность каждому из учеников набрать необходимое количество баллов для выставления итоговой отметки. Подобная игра не только систематизирует полученные знания по курсу, но и мотивирует детей на дальнейшее изучение истории родного края.

Все чаще и чаще на помощь учителю приходят современные технологии, которые расширяют возможности традиционной системы образования. Так, в рамках игровой технологии в курсе истории 8-го класса ученики могут быть задействованы в интерактивном лото «Занимательная хронология». Обязательными условиями для проведения игры будет наличие у участников планшетов с заранее установленной игрой, выполненной в программе Microsoft PowerPoint. Суть игры заключается в том, чтобы открыть как можно большее количество карточек, на которых представлены те или иные события из курса истории XIX века. Как только ученик подбирает к событию дату из указанного перечня, открывается следующая карточка, требующая разгадки. В конечном итоге остается 3-4 даты, не задействованные в игре. Подобные игры будут способствовать не только укреплению межличностных отношений внутри класса, но и могут повысить мотивацию к изучению истории.

В старшей школе (9-11 классах), учителю следует делать ставку на закрепление и углубление изученного материала, обращать внимание на дискуссионные вопросы истории. В этом случае приобретают значение структурно-оформленные игры моделей «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», «Своя игра» и т. д. Данные формы игр удобны для учителя тем, что заранее готовый шаблон наполняется необ-

Н. В. Камардина, В. В. Колесникова Игровая деятельность на уроках истории: традиции и новации

ходимым содержанием. Подобная «Своя игра» может быть представлена в 9-ом и 11-ом классах при изучении такой сложной темы, как Великая Отечественная война. В рамках игры ученики делятся на команды, что способствует дальнейшему развитию коммуникативных навыков. Участникам предлагается четыре категории вопросов: «Командующие армий», «Герои», «Боевые операции» и «Вооружение армий». Вопросы ранжированы по уровню сложности, которая соответствует стоимости вопроса. Например, в категории «Боевые операции» вопрос стоимостью 50 баллов подразумевает правильное указание названия и сроков следующей операции: «Имя этого легендарного полководца прославило историю имперской России. Именно к нему вернулись в годы Великой Отечественной войны: так была названа советская наступательная операция по освобождению г. Смоленска». В свою очередь более легкие вопросы оцениваются более низким баллом, например, вопрос стоимостью 10 баллов из категории «Вооружение армий», подразумевает ответ на вопрос, в котором нужно указать называние машины советской авиации: «Советский штурмовик времен Великой Отечественной войны, созданный под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Солдаты вермахта называли его «чумой» или «черной смертью».

Проведение подобных игр на уроках истории требует дополнительной подготовки от учеников, их заинтересованности заданной темой. Работа со столь обширным массивом исторической информации предполагает умение старшеклассника работать с текстами, документами, таблицами. Данные умения становится все более актуальными в связи с тем, что из заданий Единого государственного экзамена по истории убрали задания тестового типа, зато увеличили блок вопросов, включающих работу с текстом источника.

На сегодняшний день новацией в области исторического образования являются сюжетно-ролевые игры. В ходе сюжетно-ролевой игры на уроке истории может быть воссоздана деятельность какой-либо организации, конкретное событие, историческая обстановка, в которой происходило то или иное событие. Ничто не сможет так воссоздать атмосферу конкретного исторического времени, необходимую для понимания исторических событий, как сюжетно-ролевая игра. Ее можно использовать в старшей школе, например, на уроках всеобщей истории в 10 классе воссоздать напряженную обстановку принятия Конституции в США. Сценарий

N. V. Kamardina, V. V. Kolesnikova

PLAY ACTIVITY AT THE LESSONS OF HISTORY: TRADITIONS AND INNOVATIONS

PEDAGOGY

игры может быть разработан непосредственно учителем, или же разработан детьми при поддержке учителя. Предполагается, что в ходе игры дети будут играть роли отцов-основателей США Б. Франклина, А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и др. Проведение подобной игры как нельзя лучше служит закреплению исторического материала и раскрывает творческий потенциал ученика, формирует уважение к мнению оппонента, учит правилам ведения дискуссии, грамотной речи. Но поскольку на уроке учитель располагает резервом времени лишь в 45 минут, то использование игры подобного вида предполагает наличие конкретного сценария или исторического сюжета. Из выше перечисленного понятно, почему сюжетно-ролевые игры не получили широкого повсеместного внедрения в практику

преподавания истории и в основном уходят в сферу дополнительного образования.

В век информационных технологий учителю предоставлено большое количество ресурсов, различных педагогических технологий, которые позволят сделать процесс приобретения учеником знаний более разнообразным и интересным. На сегодняшний день на уроке учитель может использовать как традиционные, так и новые педагогические технологии. Все это позволяет превратить урок не только в среду для усвоения знаний, но и создать благоприятные условия для социализации ученика, моделирования различных жизненных ситуаций, раскрытия потенциала ученика через его самореализацию в игре, и обеспечить наличие мотивации к дальнейшему продолжению обучения.

Библиографический список

1. Алексеева Н. М. Игры на уроках // Преподавание истории в школе. — 1991. — №6. — С. 113-119.

2. Борзова Л. П. Дидактические игры // Преподавание истории в школе. — 2000. — №11. — С. 45-49.

3. Кальней В. А., Милешкина Е. Н. Тенденции развития игровых технологий в профессиональной подготовке специалистов СПО // Вестник Федерального образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина»: электронный журнал. — 2014 [Электронный ресурс]. — URL: http:// cyberleninka.ru/article/ntendentsii-razvitiya-igrovyh-tehnologiy-v-professionalnoy-podgotovke-spetsialistov-spo (дата обращения: 08.01.2017).

4. Макарова Н. И. Игровые технологии на уроках истории // 1 сентября. Открытый урок [Электронный ресурс]. — URL: http://festival.1september.ru/ articles/603914/ (дата обращения: 07.01.2017).

5. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий // Педагогика: традиции и инновации: материалы международной научной конференции. — Т.1. — Челябинск: Два комсомольца. — 2011. — С. 145-168.

6. Приказ от 6 октября 2009 г. № 413 Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного Образовательного Стандарта среднего общего образования // Министерство образования и науки Российской Федерации — Документы — С. 9 [Электронный ресурс]. — URL: http://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения: 15.01.2017).

7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии // Центр подготовки педагогов к аттестации [Электронный ресурс]. — URL: http://moi-rang.ru/publ/metodicheskie_materialy/pedagogicheski e_tekhnologii/igrovye_tekhnologii/12-1-0-48#.WIL2_ lig_IU (дата обращения: 21.07.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.