Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ'

КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методы / федеральный государственный образовательный стандарт / культура / быт / образование / школа / история / познавательный интерес / мотив / methods / federal state educational standard / culture / way of life / education / school / history / cognitive interest / motive

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коробецкий Игорь Анатольевич

В статье анализируется одна из актуальных проблем обучения – преподавание сложных вопросов культуры на уроках истории в школе. На примере изучения культуры Древней Руси в среднем звене школы исследуются методы преподавания, формы организации урока, определены наиболее оптимальные из них. Актуальность темы статьи показана в свете реализации ФГОС ООО третьего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коробецкий Игорь Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPREHENSIVE USE OF METHODOLOGICAL TECHNIQUES IN THE STUDY OF ANCIENT RUSSIAN CULTURE IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF THE THIRD GENERATION FGOS LLC

The article analyzes one of the actual problems of education – teaching complex cultural issues in history lessons at school. By the example of studying the culture of ancient Russia in the middle school, teaching methods, forms of lesson organization are studied, the most optimal of them are determined. The relevance of the topic of the article is shown in the light of the implementation of the third-generation FGOS LLC.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

УДК 372.893

КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Коробецкий Игорь Анатольевич

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, философии и социально-гуманитарных наук, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета,

г. Орск

E-mail: kia195@mail.ru

COMPREHENSIVE USE OF METHODOLOGICAL TECHNIQUES IN THE STUDY OF ANCIENT RUSSIAN CULTURE IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF THE THIRD GENERATION FGOS LLC

Korobetsky Igor Anatolyevich

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of History, Philosophy and Social and Humanitarian Sciences, Orsk Institute of Humanities and

Technology (branch) Orenburg State University,

Orsk

E-mail: kia195@mail.ru

Аннотация. В статье анализируется одна из актуальных проблем обучения - преподавание сложных вопросов культуры на уроках истории в школе. На примере изучения культуры Древней Руси в среднем звене школы исследуются методы преподавания, формы организации урока, определены наиболее оптимальные из них. Актуальность темы статьи показана в свете реализации ФГОС ООО третьего поколения.

Abstract. The article analyzes one of the actual problems of education -teaching complex cultural issues in history lessons at school. By the example of studying the culture of ancient Russia in the middle school, teaching methods, forms of lesson organization are studied, the most optimal of them are determined. The relevance of the topic of the article is shown in the light of the implementation of the third-generation FGOS LLC.

Ключевые слова. методы, федеральный государственный образовательный стандарт, культура, быт, образование, школа, история, познавательный интерес, мотив.

Keywords: methods, federal state educational standard, culture, way of life, education, school, history, cognitive interest, motive.

В соответствие с новым Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования одним из главных направлений реализации личностно-деятельностного подхода в обучении является духовно-нравственное воспитание. В контексте заявленного, предметные результаты по учебному курсу «История России» и учебному предмету «История» должны обеспечивать: знание важнейших достижений культуры и ценностных систем; умение выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи; приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; уважения к историческому наследию народов России [1].

Важность изучения культурно-исторического материала обусловлена и тем, что, таким образом, реализуются не только вопросы эстетического воспитания, но и формируются представления о духовном богатом наследии

предков, развивается чувство патриотизма и гражданственности.

Изучение культуры на уроках истории может осуществляться как через анализ объекта, так и - субъекта истории. Под объектом культуры рассматриваются бытовые вещи, привычки, поведение. В качестве субъекта выступает конкретная личность или общество в определенную историческую эпоху. Таким образом, изучение истории культуры и быта может стать отправной точкой для последующего анализа проблем отечественной и зарубежной социально-политической истории. Не случайно, уже при изучении эпохи каменного века в 6 классе, уделяется внимание вопросам первобытного искусства и религии, тесно переплетающимся с занятиями древних людей. Использование яркого иллюстративного материала создает впечатление личного участия в историческом процессе и вызывает положительные эмоции, позволяет реконструировать образы прошлого, а интересные вопросы и задания активизируют познавательный интерес у школьников [2].

О роли и первостепенном значении изучения вопросов культуры на уроках истории говорит и тот факт, что несколько заданий к государственной итоговой аттестации в 9-х и 11-х классах посвящены именно этой области.

Актуальность поднятой темы обусловлена и тем, что изучение вопросов, связанных с развитием культуры в рамках школьного образования, как правило, сводится к использованию общих приемов изучения фактического материала: рассказу учителя и картинному описанию.

Часто учителя дают задания по самостоятельной подготовке рефератов по соответствующей теме. Вне всякого сомнения, подобный вид самостоятельной работы имеет право на существование при грамотной организации урока. Например, совместить проектную деятельность с подготовкой презентацией, демонстрирующей наглядное изображение объектов архитектуры и скульптуры, живописи и миниатюр. Предварительно классу должно быть дано задание по предстоящему сообщению, а в конце работы подведены итоги и озвучены выводы.

Однако методика преподавания истории предоставляет возможность

увеличить количество способов, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, эффективному изучению истории культуры. В данной статье эта проблема будет проанализирована на примере изучения культурного наследия древнерусского общества.

При подготовке к уроку учитель должен помнить, что в содержательном плане материал по истории культуры и быта является частью общей человеческой истории. Памятники культуры отражают важные исторические явления и процессы, выражают определенные тенденции их развития. В связи с этим, материал необходимо давать не абстрактно, а исходя из конкретной исторической эпохи, в тесной связи с основными сферами общественной жизни.

Кроме того, произведения материальной и духовной культуры несут в себе существенную эмоционально-психологическую нагрузку. Поэтому учителю важно донести до обучающихся замысел автора, научить понимать его, показать актуальность для формирования современной гармонично развитой личности.

И наконец, педагогу необходимо учитывать специфику школьного курса: некоторое представление о таких предметах духовной культуры как литература, изобразительное искусство, музыка ученики могут получить на других уроках. В условиях, когда учитель истории не является узким специалистом по различным видам искусств, актуально использование межпредметных связей на уроке истории или проведение на их основе интегрированного урока, который позволит конкретизировать знания и применить их в другой предметной области. Так, например, в программе по истории России для 6 класса на изучение темы «Развитие городов и быт жителей Руси» отводится один урок [2]. Если объединить его с уроком технологии, то за три школьных часа можно не только лучше усвоить материал, но и через выполнение творческих заданий (реконструкция каких-либо бытовых предметов, воссоздание элементов одежды, вышивки, вязания, резьбы по дереву и т. п.) при помощи учителей истории и технологии - закрепить

материал.

Изучение истории культуры и быта Древней Руси - процесс крайне нелегкий. Трудно добиться того, чтобы за перечнем труднопроизносимых имен, архитектурных и литературных памятников дети увидели все многообразие, красоту и богатство культурного наследия. Поэтому необходимо, в первую очередь, пробудить у учеников интерес к теме. Тем более, что в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта и принципов развивающего обучения учитель обязан с самого начала урока мотивировать познавательную деятельность школьников. Один из самых простых способов с первых минут пробудить интерес - сформулировать название темы в виде вопроса или попросить учеников самим попытаться назвать тему на основе ключевых слов. Можно заинтересовать класс, применяя систему познавательно-развивающих вопросов.

Особое место отводится проблемному обучению. В краткой вводной беседе учитель должен словесно и наглядно показать значимость темы, заинтересовать ею, обозначив в начале урока проблему для изучения, предложить определить пути решения.

Прием «создание проблемной ситуации» также целесообразно использовать при организации урока с заданием по видеофрагменту учебного фильма. Кроме того, использование наглядности позволяет получить целостное и образное представление об изучаемой исторической эпохе.

Можно предложить и другие методы изучения вопросов культуры на уроках истории в школе: рассказ, беседа, театрализованное представление, виртуальная экскурсия. На наш взгляд, среди младших школьников наиболее эффективным методом является игровой. Одно из существенных его преимуществ заключается в том, что даже ученик, не обладающий хорошими знаниями, не боясь ошибиться, участвует в познавательном процессе и имеет возможность отличиться.

Игра может вобрать в себя такие приемы как сюжетно-образное повествование с использование наглядности, картинное художественное

описание, образная характеристика.

Учебные игры способствуют развитию познавательного интереса, формированию прочных знаний, создают положительный эмоциональный настрой. Игра может проходить в виде разгадывания викторины по теме древнерусской культуры, составления кроссворда или синквейна, решения иной игровой задачи.

При изучении культуры Древней Руси интересна игра «Откуда это?». Ученикам предлагаются наглядные пособия, сделанные собственными руками (рисунки одежды, бытовых вещей, макеты орудий труда, охоты и т. п.) по темам первобытной или славянской, древнерусской культуры. Тем самым не только проверяются их знания, но и в ходе развивается творческий потенциал детей.

Историю вообще и историю культуры в частности невозможно изучать без изучения исторических личностей: творцов произведений, людей, подвигших на создание шедевра. Ролевая игра через изучение персоналий поможет понять творческие мотивы автора, историческую эпоху создания культурного памятника, позволит полнее оценить шедевр. Она способствует углублению исторических знаний, которые становятся личностно -значимыми, активизирует мыслительную деятельность, учит деловому общению и дает опыт публичных выступлений.

Формирование древнерусской культуры тесно связано с историей Русской православной церкви, поэтому целесообразно организовать изучение древнерусской литературы, архитектуры, иконописи совместно с изучением личности летописца Нестора, Андрея Боголюбского, Андрея Рублева. Сергия Радонежского и других великих исторических личностей.

Качество усвоения предлагаемого материала по истории культуры в немалой степени зависит от формы проведения урока. На наш взгляд, наиболее эффективной является групповая работа. Она предполагает организацию учебно-познавательной деятельности в микрогруппах (4-6 человек), которые выполняют задание педагога. Эта форма организации учебного процесса

позволяет оказывать индивидуальную помощь ученику, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся-консультантов в своей группе. Тем самым, успешно решаются не только образовательные задачи, но и налаживаются навыки коммуникации, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.

Задания для организации групповой работы необходимо давать с опорой на учебник [2]. Например, по темам: «Развитие городов и быт жителей Руси», «Православная церковь в Древней Руси», «Литература Древней Руси», «Искусство Древней Руси» можно предложить следующие виды заданий:

- опишите один день из жизни обитателей сёл и городов. Одна группа работает над описанием трудового дня сельского жителя, а другая -городского;

- сравните жизнь и занятия городских жителей: ремесленника, торговца, дружинника, священника. Класс делится на 4 группы и каждая выполняет задание по одной из социальных групп. На основании своего ответа необходимо сделать вывод о роли городов в жизни русичей;

- составьте рассказ о поездке в древнерусский город (Киев, Великий Новгород, Смоленск, Псков). Определите род занятий своего героя, цель его поездки, опишите его впечатления от увиденного. Работа также выполняется по 4 группам;

- нарисуйте дома и двор ремесленника и боярина. Подпишите отдельные части сооружений. Одна группа выполняет задание по жилищу ремесленника, а другая - боярина. После этого они показывают подготовленные изображения классу и рассказывают о деталях сооружений;

- укажите, какие языческие праздники и обряды сохранились до наших дней. Одна группа учащихся готовит сообщение о языческих традициях, вторая группа - о христианских. Затем следует ответ на вопрос и делается вывод о понятии «двоеверие»;

- как феномен «двоеверия» проявляется в древнерусской культуре? Одна группа приводит примеры языческих традиций в культуре, другая показывает

влияние на формирование древнерусской культуры традиций христианской Византии. Затем делается вывод;

- укажите положительные и отрицательные последствия крещения Руси. Одна группа учащихся рассматривает только положительные последствия, а вторая - только негативные. Каждая из групп знакомит класс со своими выводами;

- сравните языческие верования славян и жителей Древней Греции. Ученики делятся на две группы. Одна знакомит класс с религией восточных славян, вторая - с религией Древней Греции. В результате знакомства с обеими религиями учащиеся сравнивают их по основным положениям;

- чем образ жизни монаха отличается от жизни приходского священника, а что было общим? Задание также выполняется двумя группами, каждая из которых изучает жизнь, статус, деятельность монаха или священника. Затем заслушиваются доклады по группам, и делается сравнение;

- используя иллюстрации, опишите процесс создания берестяных грамот и рукописной книги. Можно ли считать его искусством? Задание также выполняется по группам;

- охарактеризуйте жанры древнерусской литературы (сказания, былины, летописи, жития, хождения, поучения). Объясните, какую историческую информацию они в себе содержат? Приведите примеры. Количество групп может быть от двух до трех;

- используя иллюстрации, опишите внешний вид и внутреннее убранство древнерусских храмов (Софийский собор в Киеве, Храм Святой Софии в Новгороде, Золотые ворота в Киеве). Предположите, какое впечатление они произвели на современников. Класс может делиться на количество групп в зависимости от числа памятников архитектуры;

- сравните процесс создания мозаик и фресок. Какие качества требовались от мастера, живописца в первом случае, какие - во втором?

Таким образом, применение различных методик по изучению истории культуры позволяет решить очень важные образовательные, развивающие и

воспитательные задачи, которые определены федеральным государственным образовательным стандартом. С их помощью у учащегося формируется собственное представление о мировоззренческих проблемах, происходит конкретизация исторического материала, создаются яркие образы культурного наследия. В то же время активизация познавательной деятельности служит весомым мотивом к обучению и развитию интереса к истории.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения: 05.12.2022).

2. Пчелов Е.В., Лукин П.В. История России с древнейших времен до начала XVI века: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций / Е.В. Пчелов, П.В. Лукин. - М., ООО «Русское слово - учебник», 2015. - 240 с. -(Инновационная школа).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.