Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСКУРСИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА'

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСКУРСИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
младший школьник / познавательное универсальное учебное действие / урок окружающего мира / экскурсия / село / younger schoolchildren / cognitive universal educational action / lesson of the surrounding world / excursion / village

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожурова Алина Алексеевна, Угапьева Екатерина Александровна

В статье рассмотрена проблема процесса развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира в 3 классе. Цель исследования: выявление эффективности экскурсий в развитии познавательных УУД младших школьников на уроках окружающего мира. Исследование проводилось в МБОО «Тыарасинская СОШ им. М.Н. Турнина» в 3 классе. Работа состоит из трех частей: первичный констатирующий опрос, формирующий этап и контрольный опрос. Для первичной диагностики социальной осведомлённости окружающей действительности был проведен опрос о родном селе. Формирующий этап эксперимента включал в себя организацию и проведение мероприятий, направленных на развитие познавательных универсальных учебных действий у младшего школьника через экскурсионную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кожурова Алина Алексеевна, Угапьева Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the problem of the process of development of cognitive universal educational actions of younger schoolchildren in the lessons of the surrounding world in the 3rd grade. The purpose of the study: to identify the effectiveness of excursions in the development of cognitive universal educational activities of younger schoolchildren in the lessons of the surrounding world. The study was conducted in the MBOO "Tyarasinskaya Secondary School named after M.N. Tournin" in the 3rd grade. The study consists of three parts: a primary ascertaining survey, a formative stage and a control survey. For the primary diagnosis of social awareness of the surrounding reality, a survey was conducted about the native village. The formative stage of the experiment included the organization and conduct of activities aimed at the development of cognitive universal educational activities in younger schoolchildren through excursion activities.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСКУРСИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

результатом в использовании STEAM-техиологии стояло появление высокого уровня сформированности операций обобщения экспериментальной группы 35,7%, по сравнению с контрольной выборкой детей с ОНР, не включенных в формирующий эксперимент (14,3%). В целом, снизилось количество затруднений при выполнении заданий на выделение признаков предметов, лежащих в основе обобщений, появились более вариативные речевые обороты при формулировании связного речевого высказывания. Изменения были обнаружены и в отношении других операций мышления.

Выводы. Изучение проблемы развития словесно-логического мышления у старших дошкольников с ОНР позволило выявить дефицит научных работ, конкретизирующих операциональные характеристики и недостаточную изученность механизмов, определяющих затруднения у детей. Предложенный алгоритм включения элементов STEAM-технологии в процесс развития словесно-логического мышления указанного контингента детей позволил зарегистрировать положительную динамику по ряду изучаемых показателей. Проведенная работа определила перспективы дальнейшего изучения в рамках заявленной проблематики, в направлении дальнейшей детализации применяемых приемов и средств, а также расширения банка заданий для развития словесно-логического мышления дошкольников с ОНР.

Литература:

1. Волковская, Т.Н. Сравнительное изучение нарушений мыслительной и речевой деятельности у дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи / Т.Н. Волковская // Логопедия. - 2004. - №3 (5). - С. 17-27

2. Волосовец, Т.В. STEM-образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т.В. Волосовец, В.А. Маркова, С.А. Аверин. - Москва: БИНОМ, 2019. - 112 с.

3. Корнев, А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи / А.Н. Корнев. - М.: Эксмо, 2014. - 128 с.

4. Медведева, Е.Ю. Своеобразие семантического развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е.Ю. Медведева, Е.А. Ольхина // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №59-4. - С. 68-71

5. Пенькова, Г.А. Соотношение словесно-логического мышления коммуникативных умений и связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Г.А. Пенькова, A.C. Кашапов // Ярославский психологический вестник. -2021.-№3(51).-С. 85-90

6. Тюльникова, ИН. Использование Лего-технологий в развитие связной речи детей дошкольного возраста / И.Н. Тюльникова, Е.Ю. Медведева // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №70-2. - С. 246-249

Педагогика

УДК 372.48

кандидат педагогических наук, доцент Кожурова Алина Алексеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); учитель начальных классов Угапьева Екатерина Александровна

МБОО «Тыарасинская средняя общеобразовательная школа имени М.Н. Турнина» (с. Кыйы)

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСКУРСИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Аннотация. В статье рассмотрена проблема процесса развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира в 3 классе. Цель исследования: выявление эффективности экскурсий в развитии познавательных УУД младших школьников на уроках окружающего мира. Исследование проводилось в МБОО «Тыарасинская СОШ им. М.Н. Турнина» в 3 классе. Работа состоит из трех частей: первичный констатирующий опрос, формирующий этап и контрольный опрос. Для первичной диагностики социальной осведомлённости окружающей действительности был проведен опрос о родном селе. Формирующий этап эксперимента включал в себя организацию и проведение мероприятий, направленных на развитие познавательных универсальных учебных действий у младшего школьника через экскурсионную деятельность.

Ключевые слова: младший школьник, познавательное универсальное учебное действие, урок окружающего мира, экскурсия,село.

Annotation. The article considers the problem of the process of development of cognitive universal educational actions of younger schoolchildren in the lessons of the surrounding world in the 3rd grade. The purpose of the study: to identify the effectiveness of excursions in the development of cognitive universal educational activities of younger schoolchildren in the lessons of the surrounding world. The study was conducted in the MBOO "Tyarasinskaya Secondary School named after M.N. Tournin" in the 3rd grade. The study consists of three parts: a primary ascertaining survey, a formative stage and a control survey. For the primary diagnosis of social awareness of the surrounding reality, a survey was conducted about the native village. The formative stage of the experiment included the organization and conduct of activities aimed at the development of cognitive universal educational activities in younger schoolchildren through excursion activities.

Key words: younger schoolchildren, cognitive universal educational action, lesson of the surrounding world, excursion, village.

Введение. Работа посвящена актуальной проблеме взаимодействия ребенка с окружающей действительностью, начиная с изучения истории до культурно-социальной сферы родной местности, где происходит процесс роста и воспитания человека с детства. Приобретенные в детстве умения видеть и слышать социальное окружение такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней.

Методологической основой исследования являются педагогические идеи по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников и исследования психологов: Е.В. Веселовской, Е.Е. Останина, В.А. Смирновой; труды ученых в области детской возрастной психологии: Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина и др. [1, 5].

Цель исследования: выявление эффективности экскурсий в развитии познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира.

Изложение основного материала статьи. Опытно-практическая работа проводилась в МБОО «Тыарасинская средняя общеобразовательная школа им. М.Н. Турнина» в 3 классе. Исследование состоит из трех частей: первичный констатирующий опрос, формирующий этап и контрольный опрос.

Для первичной диагностики социальной осведомлённости окружающей действительности был проведен опрос о родном селе. Цель: расширять представление детей о селе, в котором они живут; расширение кругозора, развитие познавательных способностей; воспитание любви к Родине и ее истории; формирование уважительного отношения к жителям села.

Описание задания. Учащимся задаются вопросы, касающиеся о родной селе:

1. Знаете ли вы сколько всего улиц в селе Кыйы?

2. Какая улица является самой длинной?

3. Знаете ли вы почему самая длинная улица названа Сабарайкина?

4. На какой улице находится сквер «Алексей Кулаковский эьээтинээн»?

5. Знаете ли вы численность населения?

6. Знаете ли вы рабочий состав в администрации наслега?

Таблица 1

Результаты опроса младших школьников о родном селе

Высокий Средний Низкий

22% 33% 45%

По результатам данного опроса было выявлено, что в классе уровень сформированности знания и информированности о родной селе составляет низкий у 4 учащихся (45%), средний у 3 учащихся (33%) и высокий у 2 учащихся (22%).

Как видно на таблице 1, почти половина класса не знают основной информации о родном селе, поэтому нами была разработана и реализована модульная программа экскурсий по селу Кыйы Таттинского района Якутии.

Формирующий этап эксперимента включал в себя изучение, организацию и проведение мероприятий, направленных на развитие познавательных универсальных учебных действий у младшего школьника через экскурсионную деятельность. Всего было осуществлено 6 экскурсий по различным местам природного и социального окружения (табл. 2).

Таблица 2

Модульная программа уроков-экскурсий по окружающему миру на примере социальных и культурных

объектов села Кыйы

№ Тема Цель Описание урока-экскурсии Трудоемкость

1. Деревья и кустарники нашего села Формировать умение наблюдать и видеть изменения лиственных деревьев с приходом весны; желание изучать природу. Экскурсия проводится в окрестностях села. Проводились наблюдения за деревьями: береза, лиственница, тополь, рябина, ель, сосна. Во время наблюдений дети выясняли форму, цвет коры, весной какие бывают почки. Развивали познавательные УУД: способность осуществлять самостоятельную постановку учебной задачи; способности построения алгоритмов действий для достижения поставленной цели. 1ч

2. 3. 4. Главные улицы нашего села: улица Сабарайкина, улица Турнина, улица Федорова Формировать интерес к родному селу, к истории их возникновения, формирование патриотизма. По заранее сделанному маршруту мы начали свою экскурсию. Так как эта моя родная деревня мне было очень легко и интересно. Итак мы начали с улицы Сабарайкина Василия Кирилловича. Он был почетным охотником, четырежды был избран в местном совете депутатом. Первым местом, которую мы посетили это - дом народного творчества "Алгыс" им Л.Н. Турнина, где учащиеся познакомились с работниками, а также посетили сельскую библиотеку и музей им.Луки Николаевича Турнина. На вопрос кто такой Лука Николаевич Турнин половина класса знала ответ. В музее мы увидели старинные вещи,утварь, разные прописи и узнали о истории музея. В ходе беседы ребята проявляли интерес к профессиям, узнали названия старинных вещей, о множестве видов хомуса и влиятельных людей наслега. Третья, четвертая, экскурсии по улицам Турнина, Федорова родного села. В ходе экскурсии развивались познавательные УУД такие как: уметь производить анализ, классифицировать объекты, делать вывод по проблеме, устанавливать причинно-следственные связи. Знакомство с историей улиц Сабарайкина,Турнина,Федорова. Посетить образовательные организации, администрацию наслега, дом народного творчества, музей имени Л.Н. Турнина, Зч

врачебную амбулаторию. За одно ознакомиться с их видом деятельности, достижениями и т.д.

5. «Достопримечательности нашего села» Ознакомление с достопримечательностями села, привитие. Ознакомиться с достопримечательностями своего села, а именно местность Арыылаах, где празднуют национальный праздник ыьыах. Увидеть маленького Алексея Кулаковского с дедушкой, не забыть посетить сквер участников Великой Отечечственной Войны, познакомиться с местностью Харамаайы, где жил Алексей Кулаковский. 1ч

6. «Приметы весны» Формировать умение наблюдать и видеть сезонные изменения погоды и природы. Дети наблюдали за цветом листьев на деревьях и кустарниках, собирали гербарий, наблюдали за поведением насекомых, приливом вод, наполнением озера Кыйы и речки Таатта. Ознакомление с текущей паводковой ситуацией, быть в курсе событий, где стихией разрушены равнины, подтоплены участки жителей. 1ч

Из них экскурсии №1 и №6 проведены в ходе реализации общеобразовательной программы A.A. Плешакова «Окружающий мир» [2, 3,4], а остальные разработаны и добавлены нами в виде урока-экскурсии по предмету.

Каждый выход в природу или село в ходе экскурсии был согласован с администрацией МБОО «Тыарасинской средней общеобразовательной школой».

Цель экскурсий: формирование и систематизация знаний о жизни природы и села, развитие познавательного интереса, развитие познавательных универсальных учебных действий.

Задачи экскурсий:

- формирование умения самостоятельно проводить наблюдения в природе;

- формирование исследовательских умений;

- развитие наблюдательности, мышления, внимания, памяти.

Основными методами формирования познавательных УУД на проводимых экскурсиях были наблюдение, дидактическая игра, сбор информации, беседа.

Рассмотрим примеры некоторых экскурсий, проведенных в рамках исследовательской работы.

Экскурсия «улица Сабарайкина». Маршрут: улица Сабарайкина (ДНТ «Алгыс» им Л.Н. Турнина - музей Л.Н. Турнина - сельская библиотека - МБОО СОШ «Сардаана»), Остановки: 1. ДНТ «Алгыс» им Л.Н.Турнина; 2. Музей Л.Н.Турнина; 3. Сельская библиотека; 4. Детский сад «Сардаана».

Цель: способствовать изучению истории родного села. Задачи: дать краткую информацию о размере населения и годе основания села; рассказать об истории основания села: кто были первые поселенцы, как они организовали свою жизнь и как развивалось село в течение лет; уголки родного села на выбранном маршруте: конкретные места, которые можно увидеть на маршруте (например, старинные здания, скверы, памятники); интересные факты об истории села: забавные или удивительные истории, связанные с селом.

По заранее сделанному маршруту мы начали свою экскурсию. Итак, мы начали с улицы Сабарайкина Василия Кирилловича. Он был почетным охотником, четырежды был избран в местном совете депутатом. Первым местом, которую мы посетили это - дом народного творчества "Алгыс" им Л.Н.Турнина, где учащиеся познакомились с работниками, а также посетили сельскую библиотеку и музей имени Луки Николаевича Турнина. На вопрос кто такой Лука Николаевич Турнин? половина класса знала ответ. В музее мы увидели старинные вещи, утварь, разные прописи и узнали об истории

В ходе беседы ребята проявляли интерес к профессиям, узнали названия старинных вещей, о множестве видов хомуса и влиятельных людей наслега.

Экскурсии по улицам Турнина, Федорова. В ходе экскурсии развивались познавательные УУД такие как: уметь производить анализ, классифицировать объекты, устанавливать причинно-следственные связи.

Дети активно отвечали о правилах поведения на улице. Некоторые учащиеся с большим интересом подсчитывали количество домов. Дети быстро сориентировались, чей дом, где находится, указывали дома знакомых людей, родственников. Нашли информацию о Матвее Николаевиче Турнина, Константине Макаровиче Федорове об их жизни. Также нашли данные о жителях улицы, которые зимуют и приезжают только летом. Основная деятельность населения - это коневодство, скотоводство, растениеводство. Узнали, что раньше на этой улице жили: олонхосуты, мастера, ветераны ВОВ, научные кандидаты, рукодельницы, которых все знают и чтят. Улица Турнина эта та улица, в которой расположены социально значимые объекты как администрация наслега, средняя школа, коррекционная школа и магазины. Дети очень довольны и горды новым зданием школы, рядом стоит коррекционная школа. Дети все знают, что коррекционная школа помогает детям осваиваться к окружающему миру. Пришли к выводу, что каждая улица названа в честь выдающихся людей и имеет историческую ценность для наслега, для каждого из нас.

Пятая экскурсия проводилась на тему «Достопримечательности нашего села». У каждого села есть такие места, которые должны знать и видеть все. Для нас это памятник участникам Великой Отечественной Войны, местность Арыылаах, где празднуют национальный праздник ысыах, памятник «колыбель Кулаковского», в местности Харамаайы и новый сквер Алексея Елисеевича Кулаковского и его деда Куонааскы Ньукулай. Сквер находится возле федеральной трассы Колыма. Окола трассы еще есть памятник «Хомус» в честь Луки Николаевича Турнина.

Темой последней экскурсии была «Приметы весны». Экскурсия проходила по разным местам наслега. Дети наблюдали за цветом молодых листьев на деревьях и кустарниках, наблюдали за поведением насекомых, приливом вод, наполнением озера Кыйы и речки Таатта. Повторяли рекомендации подготовки к паводку, ознакомились с правилами поведения при эвакуации. Несомненно, темой для обсуждения стало то, что сейчас на территории наслега введен режим повышенной готовности. За три десятка лет не было такого уровня повышения воды, как сейчас.

Наблюдения за поведением детей во время экскурсии показали, что они проявляют большой интерес и активно участвуют в учебном процессе. Несмотря на то, что некоторые ученики испытывали затруднения в ходе одной из игр, общий уровень вовлеченности и внимания был весьма высок. Важным фактором успеха явилось создание и комфортной обстановки и распределение ролей в группах - это помогло ребятам добиться наилучших результатов и развиваться в процессе общения. Ответы на интересующие вопросы, которые задавали ученики, позволяют утверждать, что дети действительно проявляют живой интерес к окружающему миру, и задумываются о его функциях и возможностях. Обнаруженные удивительные факты, такие как способность муравьев нести грузы больше своего веса, также свидетельствуют о том, что дети наблюдают за окружающими и удивляются их талантам и способностям. Наблюдая за повышением уровня воды, ребята узнали насколько может повысится уровень воды за одну ночь.

В целом, проведение таких экскурсий не только содействует положительной формации личности ребенка, но также стимулирует развитие его социальных навыков и умений коммуникативного взаимодействия с окружающим миром. Посещение музея, сквера и других мест, где дети могут наблюдать животный и растительный мир, развивает их интерес к науке, природе и экологии, что имеет большое значение для их дальнейшего обучения и жизнедеятельности. Чтобы успешно реализовывать подобные проекты, необходимо тщательно разрабатывать программу экскурсий и взаимодействовать с педагогами, а также активно привлекать родителей детей к совместной работе. В ходе реализации экскурсий у учащихся развивались познавательные универсальные учебные действия, которые включают с себя общеучебные, действия постановки и решения проблем.

На контрольном этапе эксперимента провели повторный опрос. Тест состоит из 9 вопросов с выборами ответа. Вопросы связаны с проведенной экскурсией и с историей наслега.

1. Кто был первым якутом хомусистом? а) М.Н. Турнин; б) Л.Н. Турнин; в) П.Е. Полускин.

2. В каком году Л.Н. Турнин с делегацией из 10 человек выступил в Москве под руководством Суоруна Омоллооно? а) 1949; б) 1950; в) 1948.

3. Дата открытия сквера Алексея Кулаковского с дедушкой? а) 5 октября 2021; б) 6 октября 2022; в) 6 ноября 2022.

4. Как звали дедушку Алексея Кулаковского? а) Куонааскы Уйбаан; б) Куонааскы Ньукулай; в) Куонааскы Куока.

5. На какой улице расположена администрация наслега? а) Федорова; б) Сабарайкина; в) Турнина.

6. На какой местности празднуют национальный праздник ысыах? а) Харамаайы; б) Арыылаах; в) Ньаахсын.

7. Сколько всего улиц в селе? а) 15; б) 16; в) 14.

8. На какой улице находится Памятник ВОВ? а) Сабарайкина; б) Турнина; в) Федорова.

9. С каким улусом граничит село Кыйы? а) Чурапчинским; б) Мегино-Кангаласским; в) Усть-Алданским.

Таким образом, сравнение результатов повторного диагностирования класса на контрольном этапе эксперимента позволяет утверждать, что результаты опроса о родном селе на констатирующем этапе диагностирования выше, чем в контрольном: высокий уровень на 11%, средний на 12% (табл. 3).

Таблица 3

Результаты опроса младших школьников о родном селе на контрольном этапе

Уровни Констатирующий этап Контрольный этап

Низкий 45% 22%

Средний 33% 45%

Высокий 22% 33%

А низкий уровень стал ниже в контрольном диагностировании на 23%. Это свидетельствует об эффективности серии экскурсий, направленных на развитие познавательных УУД младших школьников.

Выводы. По итогам данной работы можно сделать вывод, что после реализации модульной программы экскурсий по селу Кыйы, уровень развития познавательных УУД младших школьников заметно возрос. Это говорит о том, что организация экскурсий является эффективным инструментом для формирования у младших школьников познавательных умений и навыков. Однако, для дальнейшего повышения эффективности подобных мероприятий, необходимо проводить дополнительные исследования и анализировать результаты прошлых экскурсий для корректировки программы и методик проведения экскурсий в будущем.

Литература:

1. Веселкова, Т.А. Формирование универсальных учебных действий младших школьников (на примере предмета «Окружающий мир» под редакцией A.A. Плешакова) / Т.А. Веселкова // От общеучебных умений к универсальным учебным действиям: материалы вторых областных педагогических чтений, Вологда, 30 марта 2011 г. - Вологда: ВПК, 2011. -С. 14-15

2. Плешаков, A.A. Окружающий мир. 3 класс. Часть 2: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / A.A. Плешаков. - Москва: Просвещение, 2013. - 180 с.

3. Плешаков, A.A. Окружающий мир. Методические рекомендации. 3 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / A.A. Плешаков, Н.М. Белянкова А.Е. Соловьева. - Москва: Просвещение, 2012. - 63 с.

4. Плешаков, A.A. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / A.A. Плешаков. - Москва: Просвещение, 2014. - 205 с.

5. Смирнова, В.А. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий у школьников / В.А. Смирнова // Ярославский педагогический вестник. -2015. - №2. - Т.2. - С. 21-28

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.