Научная статья на тему 'ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА «СЕСТРЫ МИЛОСЕРДИЯ» И ЕЕ РОЛЬ В АТРИБУЦИИ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «КУЗНЕЦКАЯ КРЕПОСТЬ»)'

ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА «СЕСТРЫ МИЛОСЕРДИЯ» И ЕЕ РОЛЬ В АТРИБУЦИИ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «КУЗНЕЦКАЯ КРЕПОСТЬ») Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА / ТОБОЛЬСК / СЕСТРЫ МИЛОСЕРДИЯ / ОБЩИНА / ФОТОГРАФИЯ / ЭКСПОНАТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кауфман Ю.Б.

В статье рассматриваются выставки электронных копий экспонатов на сайте музея. Они набирают популярность по мере развития новых технологий и сегодня стали неотъемлемой частью музейной работы. Приведены положительные и отрицательные качества таких проектов. Автор анализирует степень важности отклика заинтересованного посетителя выставки на сайте. Информация, хранящаяся в семейных архивах, помогает правильно датировать и описать музейные предметы. Автор характеризует объем научной работы над экспонатами, проведенный сотрудниками, основные проблемы, выявленные в процессе. В статье приведен фрагмент информационного блока выставки, посвященной сестрам милосердия (история Тобольской Николаевской общины, ее сотрудники и деятельность). Автор описывает помощь информатора в установлении личности одной из сестер общины, изображенной на фотографиях из фондов музея. Посетительница сайта располагала копией одной из фотографий с подписями, что помогло установить истину. В статье сформулирован вывод о том, что доступность Интернета дала возможность точно описать экспонат, что делает очевидным ценность виртуальных выставок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL EXHIBITION “THE SISTERS OF CHARITY” AND ITS ROLE IN MUSEUM THINGS ATTRIBUTION (FROM THE RESEARCH EXPERIENCE OF THE «KUZNETSK FORTRESS» MUSEUM RESERVE)

The article considers a problem of digital exhibitions at museum website. Their popularity was growing along with application of new techniques and became an essential part of museum practice. The article provides the merits of such projects. The author analyzes the degree of importance of the response of an interested visitor to the exhibition on the site. Information held in family archives helps to date and describe museum items. The author characterizes the amount of scientific work on the exhibits carried out by the staff, the main problems identified in the process. The article contains a fragment of the informational block of the exhibition dedicated to the sisters of mercy (history of the Tobolsk Nikolaevskaya community, its employees and activities). The author describes the informant’s assistance in identifying one of the community sisters, depicted in the photographs from the museum’s funds. A visitor to the site had a copy of one of the photographs with signatures, which helped to establish the truth. The article concludes that the availability of the Internet made it possible to accurately describe the exhibit, which makes the value of virtual exhibitions obvious.

Текст научной работы на тему «ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА «СЕСТРЫ МИЛОСЕРДИЯ» И ЕЕ РОЛЬ В АТРИБУЦИИ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «КУЗНЕЦКАЯ КРЕПОСТЬ»)»

G.L. Ivanov

Irkutsk Museum of Regional Studies, Irkutsk, Russia

CORD-MARCED WARE FROM THE ARCHEOLOGICAL SITE OF THE KUDA RIVER VALLEY (based on the materials of the Irkutsk Museum of Regional Studies and field research in 2020)

The Kuda river valley is a steppe region located to the west of Lake Baikal. It is a natural corridor that connects the valleys of the Angara and Lena rivers. Therefore, the study of cultural processes that took place there in ancient times is important for understanding the picture of the past of the entire Baikal Siberia. One of the most widespread categories of archaeological material is a fragment of ceramic vessels, among which the vessels with cord marking on the outside of the body stand out. In 2020, as a result of excavation work at the Kapsal-6 site (in the middle reaches of the Kuda River), the remains of at least 3 ceramic vessels were recorded, decorated with a combination of cord marking, pasted on rollers and imprints. The parameters of the artifacts made it possible to reconstruct the preliminary dimensions of the pottery, to reveal a number of points in the technology of its production. In addition, a preliminary dating has been established - the late Bronze Age of the 10th - 7th centuries BC, based on analogies with materials from the Tyshkine III station on Olkhon Island.

Keywords: ceramic, cord marking, bands, station, cultural layer

DOI: 10.14258/2411-1503.2021.27.54 УДК: 902:069(571.17)

Ю.Б. Кауфман

Музей-заповедник «Кузнецкая крепость», Новокузнецк, Россия

ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА «СЕСТРЫ МИЛОСЕРДИЯ» И ЕЕ РОЛЬ В АТРИБУЦИИ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ (из опыта работы музея-заповедника «Кузнецкая крепость»)

В статье рассматриваются выставки электронных копий экспонатов на сайте музея. Они набирают популярность по мере развития новых технологий и сегодня стали неотъемлемой частью музейной работы. Приведены положительные и отрицательные качества таких проектов. Автор анализирует степень важности отклика заинтересованного посетителя выставки на сайте. Информация, хранящаяся в семейных архивах, помогает правильно датировать и описать музейные предметы. Автор характеризует объем научной работы над экспонатами, проведенный сотрудниками, основные проблемы, выявленные в процессе. В статье приведен фрагмент информационного блока выставки, посвященной сестрам милосердия (история Тобольской Николаевской общины, ее сотрудники и деятельность). Автор описывает помощь информатора в установлении личности одной из сестер общины, изображенной на фотографиях из фондов музея. Посетительница сайта располагала копией одной из фотографий с подписями, что помогло установить истину. В статье сформулирован вывод

о том, что доступность Интернета дала возможность точно описать экспонат, что делает очевидным ценность виртуальных выставок.

Ключевые слова: виртуальная выставка, Тобольск, сестры милосердия, община, фотография, экспонат

Информационные технологии прочно вошли в жизнь российских музеев. Все мероприятия и значимые события отражаются на сайте и в социальных сетях. Крупные музеи размещают в залах мультимедийные экспозиции. Электронные средства показа используются в традиционно оформленных выставках [Дукельский, Лебедев, 2008, с. 82-83].

Несколько лет музей «Кузнецкая крепость» представляет вниманию посетителей сайта виртуальные выставки. Оцифровка коллекций стала неотъемлемой частью рабочего процесса, что облегчает создание подобных проектов. В музее также работают информационные киоски, доступные посетителям.

Виртуальные выставки довольно широко распространены в российских музеях. Музеи с огромным количеством экспонатов таким путем получают возможность их чаще выставлять. Учреждения поменьше, имеющие недостаток выставочных площадей или витрин, через виртуальные выставки увеличивают количество выставляемых предметов основного фонда. Кроме того, выставки на сайте дают возможность использовать в них предметы, принадлежащие основной экспозиции, не изымая их.

Среди достоинств виртуальных выставок следует отметить доступность посещения, независимость от времени работы музея, что очень важно для иногородних и работающих посетителей. Подобные выставки способствуют популяризации музейных коллекций [Волькович, Чигарева, 2015, с. 250]. Это удобная форма для ознакомления с экспонатами маломобильных граждан, которые не имеют возможности часто посещать музей.

Среди недостатков виртуальных выставок исследователи отмечают отсутствие прямого общения с посетителем [Волькович, Чигарева, 2015, с. 251].

Музей «Кузнецкая крепость» имеет неплохие показатели посещаемости вполне осязаемыми гостями, но каждый виртуальный посетитель тоже ценен для нас. Предусмотрена форма обратной связи с такими людьми. Заинтересованные граждане оставляют заметки в комментариях на сайте и в соцсетях, пишут письма на электронную почту музея. Сотрудники не оставляют без внимания ни одно из них.

Создавая выставки и проводя экскурсии, мы вступаем в диалог с посетителями, способствуем формированию ощущения сопричастности, опираемся на их собственные знания, ценности, чувства. Через разные формы работы сотрудников с посетителями формируется историческое сознание последних. Многие испытывают потребность поделиться с нами историей своей семьи, что также является важной краеведческой информацией.

Посетители нередко дают нам возможность атрибутировать предметы, попавшие в музей без сопроводительных документов или сданные потомками владельцев, не знающими за давностью лет историю вещи. Зачастую забываются люди, изображенные на фотографиях. Для таких предметов виртуальные выставки особенно важны. Они находятся на сайте музея долгое время, их видят люди из разных концов страны. Таким образом, шансы, что кто-то узнает на них знакомые лица, сильно повышаются. Безусловно, наибольший процент узнаваний у групповых фотографий военнослужащих, выпускников учебных заведений, курсов. Одинаковые фотографии одновременно получали много людей, и возможность найти экземпляр с подписями весьма велика.

С ноября 2019 г. на сайте нашего музея работает выставка «Сестры милосердия», посвященная истории движения сестер милосердия, истории отдельных общин и их деятельности на примере Тобольской Николаевской общины. Одной из задач выставки являлась проблема атрибуции некоторых музейных экспонатов.

Виртуальный формат выставки выбран потому, что в нем наиболее полно можно представить обширный информационный блок и подробнее остановиться на ключевых экспонатах. Раздел экспозиции, где можно было бы раскрыть эту тему, только разрабатывается. Для экспонирования в качестве полноценной выставки пришлось бы забирать часть предметов из постоянной экспозиции.

Среди 34 экспонатов выставки два требовали более подробного изучения, чтобы максимально достоверно их представить. Это фотография выпускниц курсов сестер милосердия с попечителями и сотрудниками Тобольской общины [ОФ МЗ. КК КП 1254 И-Ф Ф. 7. Оп. 6. №8] и портрет в деревянной раме одной из сестер с наградами за службу [ОФ МЗ. КК КП 1251 И-Ф Ф. 7. Оп. 3. №17]. Легенда коллекции, в которой они числятся, и отдельных экспонатов не была записана. Путем визуального осмотра установлено, что женщина с портрета изображена также на групповом фото. Дарственная надпись не раскрывает ее имени и фамилии. Путем анализа списков сотрудников общины удалось установить два предполагаемых имени, но для дальнейшей работы не хватало данных.

Фотографии содержат минимум точной информации - удалось установить фотосалон, город и название общины. Тобольская Николаевская община сестер милосердия была основана в конце 1894 г. по инициативе баронессы О.В. Фредерикс и губернатора Н.М. Богдановича. Тобольской губернии был необходим постоянный подготовленный санитарный персонал на случай борьбы с эпидемиями. Община работала под контролем местного управления РОКК. Сестры постоянно бывали в разъездах по губернии для борьбы со вспышками инфекционных заболеваний, дежурили в городских лечебницах [Отчет о деятельности Тобольской общины..., 1905, с. 25-44].

В 1903 г. состоялась первая командировка сестер Тобольской общины в Манчжурию для борьбы с эпидемией холеры. В следующем году в связи с началом русско-японской войны тобольская община организовала этапный лазарет, который разместился в Харбине. Восемь сестер общины работали там всю войну [Отчет о деятельности Тобольской общины..., 1905, с. 4-5, 40].

В мирное время община занималась обычной работой - заботой о санитарном состоянии губернии. В общине обычно были штатные сестры -прошедшие курс обучения и сдавшие экзамен, запасные - отработавшие несколько лет и ушедшие в запас по состоянию здоровья и испытуемые -обучающиеся на курсах до сдачи экзамена. С началом Первой мировой войны община готовила отряды сестер милосердия для отправки на фронт [Отчет о деятельности Тобольского местного управления., 1915, с. 28, 31].

Общая фотография сестер, хранящаяся в фондах музея, скорее всего, сделана по итогам курса обучения новых сестер. На ней изображены 12 молодых девушек в форме сестер милосердия, одна женщина средних лет, тоже в форме сестры, - она могла быть преподавательницей практической части на курсах. Кроме того, на фото священник (о. Николай Белавин), рядом с сестрами - скорее всего, врач, внизу - члены комитета Красного креста, попечители. Фотография не датирована владельцами, ориентировочно сотрудники отнесли ее ко времени Первой мировой войны.

На портрете в раме - женщина средних лет в форме сестры милосердия, с наградами. На обороте фото подпись: «На добрую и долгую память дорогой нашей мамаше от любящих ея детей, священника Иакова - Елизаветы Поляковых. Подарок в день ея Ангела 1915 года октября 8 дня. Сн. - 40 л.».

Судя по наградам, они получены за участие в русско-японской войне. На шее женщины - знак Тобольской Николаевской общины в форме креста, полученный за долгую службу.

Из сестер тобольской общины, долго служивших и находившихся в командировках в Харбине (где стоял госпиталь общины) в 1903 и 1904-1905 гг., по возрасту к женщине на портрете подходят две: Мария Семеновна Букаринова и Таисия Александровна Загуменных.

М.С. Букаринова, дочь коллежского асессора, 1873 г.р., поступила в общину в 1895 г., сестрой милосердия стала в 1897 г. [Отчет о деятельности Тобольской общины., 1905, с. 12-13, 16-17]. В отчете о деятельности общины за 1914 г. о ней не упомянуто. Т.А. Загуменных, жена бывшего псаломщика, 1876 г.р., поступила в общину в 1899 г., сестрой милосердия стала в 1900 г. [Отчет о деятельности Тобольской общины., 1905, с. 12-13, 16-17]. Согласно отчету за 1914 г., Т.А. Загуменных 15 августа 1914 г. вернулась в штат общины после девятилетней отставки по своему прошению. С сентября 1914 г. она была назначена руководительницей практических занятий с ученицами курсов военного вре-

мени [Отчет о деятельности Тобольского местного управления., 1915, с. 50, 57]. Согласно данным источников, Т.А. Загуменных представлялась более вероятной женщиной, изображенной на фотографиях.

В ноябре 2020 г. в музей пришло письмо от Елены Зольниковой, посетившей выставку «Сестры милосердия» на сайте. У ее бабушки хранилась точно такая же фотография, но с подписями. Еще один экземпляр группового фото Е. Зольникова встречала в соцсетях. Из информации, предоставленной нашим информатором, следовало, что на групповом фото изображены сестры и другие сотрудники общины, а также попечители. Прабабушка информатора Екатерина Григорьевна Константинова была одной из попечительниц. Фото датировано августом 1916 г. Документация общины по этому периоду не сохранилась. Подписи на их фото дают возможность уточнить личность старшей сестры милосердия, которая была изображена на фотографиях из нашего музея, - это оказалась Таисия Александровна Загуменных. Так в ходе работы с информатором удалось установить имя женщины с парадного портрета и ее биографию.

Существует минимальная вероятность, что когда-нибудь Е. Зольникова могла приехать в наш музей лично и увидела бы эту фотографию на обычной выставке в витрине.

Таким образом, информационная доступность Интернета помогает уточнять краеведческую информацию. Путем «живого» общения такие открытия сделать практически невозможно.

Кроме того, Е. Зольникова поделилась контактом человека, связанного с сопутствующими фотографиями в данной коллекции. Мы связались с ним и получили достаточно интересную информацию.

Так благодаря одной выставке удалось атрибутировать несколько музейных предметов. Хочется верить, что это не последние находки для исследователей, сделанные благодаря неравнодушным любителям истории.

Библиографический список

Волькович А.Ю., Чигарева Н.Г. Виртуальные выставки как новая форма деятельности музея // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. СПб., 2015. Т. 212. С. 250-254.

Дукельский В.Ю., Лебедев А.В. Виртуальный проект в пространстве музея // Справочник руководителя учреждения культуры. 2008. №1. С. 82-87.

Источники

Основной фонд музея-заповедника «Кузнецкая крепость» (ОФ МЗ КК). КП 1254 И-Ф Ф.7. Оп. 6. №8.

Основной фонд музея-заповедника «Кузнецкая крепость» (ОФ МЗ КК). КП 1251 И-Ф Ф.7. Оп. 3. №17.

Отчет о деятельности Тобольского местного управления Российского общества Красного креста, Тобольской Николаевской общины сестер милосердия и уездных комитетов за 1914 г. Тобольск, 1915. 62 с.

Отчет о деятельности Тобольской общины сестер милосердия РОКК за 1904 г. Тобольск, 1905. 144 с.

Yu.B. Kaufmann

"Kuznetsk fortress" Museum-reserve, Novokuznetsk, Russia

VIRTUAL EXHIBITION "THE SISTERS OF CHARITY"

AND ITS ROLE IN MUSEUM THINGS ATTRIBUTION (from the research experience of the «Kuznetsk Fortress» Museum Reserve)

The article considers a problem of digital exhibitions at museum website. Their popularity was growing along with application of new techniques and became an essential part of museum practice. The article provides the merits of such projects.

The author analyzes the degree of importance of the response of an interested visitor to the exhibition on the site. Information held in family archives helps to date and describe museum items. The author characterizes the amount of scientific work on the exhibits carried out by the staff, the main problems identified in the process. The article contains a fragment of the informational block of the exhibition dedicated to the sisters of mercy (history of the Tobolsk Nikolaevskaya community, its employees and activities). The author describes the informant's assistance in identifying one of the community sisters, depicted in the photographs from the museum's funds. A visitor to the site had a copy of one of the photographs with signatures, which helped to establish the truth. The article concludes that the availability of the Internet made it possible to accurately describe the exhibit, which makes the value of virtual exhibitions obvious.

Keywords: virtual exhibition, Tobolsk, sisters ofmercy, community, photography, exhibit

DOI: 10.14258/2411-1503.2021.27.55 УДК 903.2(571.15)

С.М. Киреев

Национальный музей им. А.В. Анохина, Горно-Алтайск, Россия

ЖЕЛЕЗНЫЙ КЛЕПАНЫЙ КОТЕЛ ИЗ БАССЕЙНА ВЕРХНЕГО ТЕЧЕНИЯ РЕКИ АНУЙ НА АЛТАЕ

Железный котел найден жителями с. Верх-Белоануй Республики Алтай в каменных россыпях. Котел имеет прямой, сужающийся книзу корпус, закругленное дно. Сосуд изготовлен из нескольких металлических пластин различного размера и конфигурации, соединенных вместе при помощи металлических заклепок. Котел относится к типу подвесных, хотя ручка не сохранилась. Железные клепаные котлы различной формы и размеров использовались начиная с древнетюркского до этнографического времени - хотя являются довольно редкой находкой. Котел из Верх-Белоануя датирован в пределах XVII-XVIII вв. По мнению местного, населения, котел являлся шлемом и мог принадлежать мифическому алтайскому богатырю Сартакпаю. В преданиях алтайцев Сартак-пай являлся строителем мостов, дорог, даровал им земледелие и грамотность. Предания о Сартакпае доживают на Алтае до настоящего времени.

Ключевые слова: Горный Алтай, позднее Средневековье, алтайская этнография, котел железный, современная мифология алтайцев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.