Научная статья на тему 'Фотография в музейной экспозиции'

Фотография в музейной экспозиции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4302
453
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОТОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ / МУЗЕЙНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ / ФОТОДОКУМЕНТ / ЭКСПОНИРОВАНИЕ ФОТОГРАФИЙ / ТИПОЛОГИЯ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ / ВОЕННЫЙ ФОТОКОРРЕСПОНДЕНТ М. С. ПРИГОЖИН / PHOTOGRAPHIC IMAGE / MUSEUM EXPOSITION / PHOTODOCUMENT / PHOTOGRAPHY EXHIBITION / TYPOLOGY OF MUSEUM OBJECTS / WAR CORRESPONDENT M. PRIGOGIN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лермонтова Елена Николаевна

Автор статьи обращается к вопросу о позиционировании фотографических изображений в музейной экспозиции и приходит к выводу о том, что фотография как музейный предмет и экспонат на выставке способна к документированию реальности и трансляции информации, содержащейся в ней. На основе фоторабот фронтового корреспондента М. Пригожина и примерах экспонирования фотоснимков показывается как образный и универсальный язык фотографии способен оказывать влияние на визуальный опыт человека и одновременно передавать память о событии из поколения в поколение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Photo in the museum exhibition

The author considers photographs positioning in the museum exposition and concludes that the photo as a museum object and as an exhibit can document reality and transfer the information contained in it. By the examples of photographs by war correspondent M. Prigogin and examples of photographs’ exhibiting it is shown how the universal figured language of photography is able to influence the visual experience and hand down the memory about the event from generation to generation.

Текст научной работы на тему «Фотография в музейной экспозиции»

УДК 069.5:77

Е. Н. Лермонтова Фотография в музейной экспозиции

Автор статьи обращается к вопросу о позиционировании фотографических изображений в музейной экспозиции и приходит к выводу о том, что фотография как музейный предмет и экспонат на выставке способна к документированию реальности и трансляции информации, содержащейся в ней. На основе фоторабот фронтового корреспондента М. Пригожина и примерах экспонирования фотоснимков показывается как образный и универсальный язык фотографии способен оказывать влияние на визуальный опыт человека и одновременно передавать память о событии из поколения в поколение.

Ключевые слова: фотографическое изображение, музейная экспозиция, фотодокумент, экспонирование фотографий, типология музейных предметов, военный фотокорреспондент М. С. Пригожин

Elena N. Lermontova Photo in the museum exhibition

The author considers photographs positioning in the museum exposition and concludes that the photo as a museum object and as an exhibit can document reality and transfer the information contained in it. By the examples of photographs by war correspondent M. Prigogin and examples of photographs' exhibiting it is shown how the universal figured language of photography is able to influence the visual experience and hand down the memory about the event from generation to generation.

Keywords: photographic image, museum exposition, photodocument, photography exhibition, typology of museum objects, war correspondent M. Prigogin

В 2015 г. мировое сообщество отмечало Великую Победу - победу во Второй мировой войне и победу в Великой Отечественной войне. Сегодня мы вспоминаем тех, кто бил врага на фронте и трудился в тылу, принимал эвакуированное население, предприятия и культурные ценности, кто сражался, пал на полях сражений, кто выстоял и победил. События Великой Отечественной войны далеко в прошлом, но память о них жива: в дневниках и воспоминаниях современниках, в произведениях литературы, плакатах и периодической печати, в личных предметах, в фотографиях и пр. Все эти свидетельства эпохи нередко находят свое место в музейной экспозиции. Ведь именно музей призван к сохранению и трансляции последующим поколениям социальной памяти: «опираясь на свойство вещи быть носителем и трансляционным каналом информации, музей сам превращается в особым образом организованный механизм этой трансляции»1. Инструментом этого процесса становится музейная экспозиция. Вбирая в себя музейные предметы, вводя их в определенный концептуальный контекст, осмысляя научно и художественно, музейная экспозиция становится важнейшим звеном музейной коммуникации.

Нынешнее гуманитарное знание базируется на стремительно развивающихся информационных технологиях. Современные медиа,

воздействуя на мировоззрение человека, переориентируют его мышление на зрелищность: «складывается новая визуальная доминанта мировоззрения современного человека»2. Фотография как материализованный фрагмент исторической памяти, оказывая влияние на зрителя, дает толчок развитию культурных процессов.

Как музейный предмет фотография ценна для собрания музея своей информативностью -способностью выступать в качестве источника информации о событиях или явлениях, запечатленных на кадрах фотопленки, технологии создания, среды бытования и пр. События былых времен оживают перед зрителем с подачи мастера фотографического ремесла. Нередко фотоизображение называют фотодокументом. Действительно, фотография это не только изображение, произведение искусства, но и документ. Отражая события реального мира, неся информацию внутри себя и во внешнем поле, фотографическое изображение в музейной коллекции, как и любой другой музейный предмет, является звеном в цепочке документирования действительности. Музейным источниковедением такие изобразительные материалы конституируются как музейные предметы. Историческое источниковедение, некоторые методы которого заимствовало музееведение, «выявляет и истолковывает содержащуюся в изобразительных источниках социальную информацию

(мировоззренческую, этическую, эстетическую, историко-бытовую, событийную и пр.)»3. Как отмечает М. М. Гурьева, с момента появления фотоизображений и по сей день «способность фотографии к беспристрастному и точному копированию реальности питала идеалистические мечты о сохранении в вечности образа бренной материи»4.

Зародившиеся еще в первой половине XIX в., фотографические изображения уверенно завоевывают мировое музейное пространство. Актуальность вопросов, связанных с сохранением культурного наследия, отбором, хранением и экспонированием такой категории музейных предметов, как фотоснимки, утверждается на международном уровне. Ежегодно в Государственном музейно-выставочном центре «Росфо-то» проводится международная конференция «Фотография в музее». В 2015 г. традиционно обсуждались не только вопросы музеефика-ции фотоматериалов, методика их хранения, но также и особенности атрибуции фотоснимков периода Великой Отечественной войны и экспонирование фотографий музейных и частных собраний.

Музеи различного профиля содержат в своих коллекциях фотографические изображения. Нередко такие материалы появляются лишь на выставках - специфика снимков определяет порядок и время их экспонирования. Так, фотоматериалы из собрания Российского этнографического музея хранятся и экспонируются в соответствии с определенными правилами5, опирающимися на температурно-влажностный и световой режимы.

Фотографии периода Великой Отечественной войны, выполненные советскими мастерами, в основном, относятся к репортажной съемке. Фронтовые корреспонденты создали летопись жизни в период войны. Фотографически беспристрастно и методически точно изо дня в день они писали историю Великой войны на страницах периодической печати. Наряду с бойцами и командирами РККА, фотокорреспонденты отправлялись на передовую, сражались в окопах, входили в разоренные города и снимали, снимали, снимали... Оружием фотокорреспондентов был фотоаппарат, через объектив которого сегодня наследники Великой победы могут видеть события ушедшей эпохи.

Одним из фронтовых фотокорреспондентов был сотрудник газеты «Красная звезда» Михаил Семенович Пригожин. С первых дней войны он служил на Ленинградском фронте, выезжал на поля сражения и создавал образ блокадного Ленинграда. В основном фотоснимки того периода имеют официальное происхождение -

фотокоры имели специальную аккредитацию на производство фотографических работ в определенной местности. На фотоснимках М. Приго-жина запечатлена жизнь блокадного города на протяжении четырех блокадных лет. В течение всей блокады М. Пригожин оставался в Ленинграде, а далее с частями Красной армии отправился на Запад. Победу он встретил в Германии. М. Пригожин награжден медалью «За оборону Ленинграда», орденом Отечественной войны, медалью за участие в Великой Отечественной войне и другими наградами.

Сегодня не только музеи, но и учреждения музейного типа, и другие учреждения культуры активно взаимодействуют между собой в пространстве музейного мира, в том числе занимаются экспозиционно-выставочной деятельностью. Например, с фотоснимками Михаила Пригожина можно было ознакомиться на выставке «Блокада: хроника жизни», развернутой в Президентской библиотеке им. Б. Н. Ельцина в январе 2013 г. Через объектив фотокамеры М. Пригожин создавал образ блокадного Ленинграда: на Литейном проспекте снаряд попал в трамвай, бойцы противовоздушной обороны дежурят на Стрелке Васильевского острова, ленинградцы убирают снег возле Гостиного двора и другие приметы жизни в осажденном городе. Экспозиционерами было задумано представить фотоснимки на пленке и на страницах газеты «Красная звезда» военного периода, где работал М. Пригожин - в аутентичном виде как подлинное свидетельство той эпохи. Контрапунктом вторил традиционным экспонатам мультимедийный контент. Таким образом, экспозиционный ансамбль вобрал в себя оцифрованные фотографии, демонстрировавшиеся в электронном виде на плазменных панелях. Этот прием позволил не только расширить экспозиционные возможности пространства, но и адаптировать к восприятию разных категорий посетителей информацию, заложенную в экспонате. Не вызывает сомнения то, что цифровой вид не в полной мере способен передать атрибутивные характеристики и свойства традиционного музейного предмета, к такому выводу приходит К. Е. Рыбак6. Вместе с тем оцифровка культурного наследия дает возможность не только сохранить сам документ, но и обеспечить к нему максимальный доступ, что стало основополагающим для демонстрации работ фронтового корреспондента Михаила Пригожина.

В момент проектирования и монтажа экспозиции не представлялось возможным разместить в витрины все отобранные фотографии М. Пригожина. Прежде всего это было связано с тем, что многие из них в течение времени утеря-

Фотография в музейной экспозиции

ли свой первоначальный вид. По этой причине был снижен порог аттрактивности и информативности указанных экспонатов. Но благодаря кропотливой и ответственной работе по оцифровке и сохранению фотонаследия М. Приго-жина его дочери, Н. М. Пригожиной, удалось представить необходимые согласно концепции экспозиции фотоснимки на плазменных панелях в электронном виде. Такой экспозиционный прием позволил не только дать возможность посетителям увидеть непосредственно возрожденные фото, но и насытить выставку гораздо более разнообразным и большим по объему материалом, сохранив при этом экспозиционные площади для других предметов. Хотя, нужно отметить, что каждый раз экспозиционер вступает в диалог мировоззрений, отдавая предпочтение электронному контенту или подлинному экспонату.

Работы фронтовых фотокорреспондентов хранятся не только в частных собраниях, как в случае с наследием военного фотографа М. С. Пригожина, но и в музейных собраниях. Среди них Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Российский Этнографический музей, Государственный музей политической истории России, Военно-медицинский музей, Государственный музейно-выставочный центр «Росфото» и др.

Так, например, сотрудники Российского Этнографического музея в рамках мероприятий, приуроченных к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, подготовили выставку «Российский Этнографический музей: хроника военных лет», которая была размещена в аванзале музея. Логика построения экспозиции свелась к освещению деятельности музея в годы войны: спасение музейного собрания, сохранение здания музея, научной и хранительской деятельности. Помимо малоизвестных и впервые публикуемых документов военной поры свое место в экспозиции заняли фотоизображения. На них на века запечатлены сотрудники музея, возвращающие к жизни экспозиционные залы после бомбежки в 1944 г., зафиксированы повреждения в Мраморном зале музея в первую блокадную зиму, возрожденный левый лестничный пролет того же самого зала и многое другое. Также частью экспонатуры стал мультимедийный контент, вобравший в себя фотокадры. Иными словами, фотографии в музейной экспозиции не просто информируют публику о событиях Великой Отечественной войны, но и участвуют в создания музейного образа, тем самым влияя на мировоззрение посетителей выставки.

Еще одним ярким примером трансляции культурных кодов и скрытой в них социально

значимой информации может считаться совместная выставка на международном уровне Национального исторического музея Беларуси и Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Экспозиционные комплексы были построены на разного рода подлинных предметах, в их число вошли и фотографии. Музейные специалисты из города на Неве предоставили для экспонирования снимки Б. П. Кудоярова, советского военного фотокорреспондента, сотрудника газеты «Комсомольская правда», которые представляют из себя официальную фотохронику блокадных дней в Ленинграде.

Между тем увидеть неофициальные кадры, а потому не подвергавшиеся цензуре, правда, освобожденного Берлина можно было в Государственном музейно-выставочном центре «Росфото» на выставке к 70-летнему юбилею Великой победы «Берлин. Май», проведенной при участии Военно-медицинского музея. Сегодня с мультимедийным выставочным проектом можно познакомиться на сайтах «Росфото» и Военно-медицинского музея7. Как поясняет ведущий текст, все представленные в виртуальном наполнении фотографии военных лет экспонируются впервые; оцифрованные музейные предметы можно подробно рассмотреть в трехмерном изображении.

Необходимо отметить, что как экспонат фотография - наиболее демократичное «высказывание» в образном повествовании музейной экспозиции. Язык фотографии универсален и потому становится коммуникационно эффективен и понятен самому широкому кругу посетителей музея. По мнению Е. А. Воронцовой, такая форма публикации, как музейная экспозиция на основе вещественных и изобразительных источников (музейных предметов), воздействует на посетителя экспозиции не только рационально, но и эмоционально8. Коррелируя в одном информационном поле, экспонат-фотография и наблюдающий ее посетитель обоюдно обогащаются. Фотография - эвристически: смотрящий раскрывает новые смыслы в музейном предмете, тем самым актуализируя культурное наследие. Посетитель - личностно: дешифруя код экспоната и погружаясь в определенную культурную среду.

Не нарушая целостного представления зрителя о предмете и не вступая в противоречие с его способностью созерцать в рамках определенной культурной парадигмы, фотоснимок на экспозиции становится формальным средством, целостным и полным изображением действительности. «Однако, - убежден Р. Арнхейм, - мы полностью не осознаем, вероятно, ценности и значения этих средств. Так превосходно они сочетаются в простое и единое целое, так ор-

ганически вырастает из содержания композиционная модель, что мы, воспринимая простую природу, поражаемся в то же время глубине и богатству жизненного опыта, которые выражает настоящее произведение искусства»9.

Подвергая осмыслению фотоснимки периода Великой Отечественной войны, мы приходим к выводу об их высокой эмоциональной компоненте. Мир, в том числе сконструированный в музейной экспозиции, воспринимается человеком как некий процесс, а не как готовый результат. Фрагменты этого мира, фотографии как экспонаты участвуют в постижении культуры наблюдающих их. Это сопряжено со специфическими особенностями снимка - единстве информационно-логической и эмоционально-образной основ. В собрании музея фотография полностью выполняет коммуникативную, научно-информационную функции и функцию моделирования действительности на основе свойств, присущих любому музейному предмету. Как и всякий музейный предмет, априори наделенный аттрактивностью, фотография наиболее остро воспринимается зрителем в определенной культурной среде. Война для фотокорреспондентов стала жизнью, формой существования. Сегодня отголоски реалий жизни 40-х гг. XX в., поданные через снимок, - это рефлексия тех, кто посредством экспоната на выставке открывает для себя страницы героического прошлого своего народа. Благодаря оттискам тех далеких дней, фотографиям, потомки могут погрузиться в образы фронтовых будней и перелистать страницы Великой Отечественной войны.

На расстоянии фотоснимка сегодня остаются герои повествования многих музейных экспозиций. Они же оживают под взглядом посетителя, намеренно или случайно вступившего в процесс постижения культуры данного сообщества. Зрительное восприятие современного человека сформировано фотографией, пойманным моментом, запечатленным в статичном состоянии навсегда. Дух фотогра-

фии создает мир зрительных образов и как средство музейной коммуникации порождает метафору или иносказание для перевода опыта в новые формы, иными словами, для актуализации культурного наследия и адаптации его для восприятия в экспозиционной среде. Обладая образным и универсальным языком, фотография способна оказывать влияние на визуальный опыт человека и одновременно передавать память о событии из поколения в поколение, тем самым обеспечивая развитие общества.

Примечания

1 Музееведение: проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. М., 1988. С. 4.

2 Ляшко А. В. Музей в пространстве визуального опыта современного человека // Музей - зритель, XXI в.: материалы конф. к 80-летию науч.-просвет. отд. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2006. С. 123.

3 Музейное дело России / под общ. ред. М. Е. Кау-лен и др. М.: ВК, 2003. С. 233.

4 Гурьева М. М. Фотография как архив // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2009. № 96. С. 335.

5 Первак В. Э. Обеспечение сохранности этнографических коллекций в музее: метод. пособие. СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2011. С. 16-17.

6 Рыбак К. Е. Глобальная прозрачность: музейный предмет в цифровую эпоху // Современные тенденции развития музеев и музееведения: материалы II всерос. науч.-практ. конф. Новосибирск: Автограф, 2014. С. 181-185.

7 См.: Берлин. Май. URL: http: // rosphoto. org (дата обращения: 06. 04. 2016); Берлин. Май 1945 // Военно-медицинский музей: музей медицины России и воен.-мед. службы. URL: http: // milmed. spb.ru (дата обращения: 06. 04. 2016).

8 Воронцова Е. А. Музей и историческая наука в информационном поле // Современные тенденции развития музеев и музееведения: материалы II всерос. науч.-практ. конф. Новосибирск: Автограф, 2014. С. 58.

9 Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. С. 152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.