Научная статья на тему 'Театральные экспозиции мира и пути исследования балетного наследия'

Театральные экспозиции мира и пути исследования балетного наследия Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1064
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТРАЛЬНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ / МУЗЕЙНЫЙ ЭКСПОНАТ / БАЛЕТНОЕ НАСЛЕДИЕ / ПРЕДМЕТНО-МАТЕРИАЛЬНЫЙ МИР / ПУТИ ИССЛЕДОВАНИЯ / THEATRICAL EXPOSITION / MUSEUM EXHIBIT / BALLET HERITAGE / OBJECT-MATERIAL WORLD / WAYS OF RESEARCH

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Портнова Татьяна Васильевна

В статье раскрывается художественно-эстетический потенциал, заложенный в материальнопредметных и изобразительных экспонатах, связанных с балетным театром, хранящихся в фондах и выставляемых в экспозициях театральных музеев мира. Весь предметно-образный мир танца рассматривается с позиций главного носителя театральной идеи на уровне восприятия его зрителем. Обозначаются три крупные проблемно-тематические группы музейных собраний, положенные в основу их классификации и репрезентирующие историю балетного театра. Выделяется типология и вариативность музейных театральных экспозиций, демонстрирующих предметно-материальный мир хореографической культуры (фотографии, графические и живописные портреты артистов балета, скульптурные изображения и статуэтки артистов в ролях, афиши и плакаты к спектаклям, театральные маски, книжные издания). Это приводит к созданию субъективно нового художественного продукта, обеспечивающего выражение эксклюзивной ценности посредством подлинности музейных экспонатов. Рассматривая предметное поле выставочных экспозиций конкретных музеев театра, автор статьи затрагивает возможные аспекты их изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEATRICAL EXPOSITIONS OF THE WORLD AND WAYS OF INVESTIGATION OF THE BALLET HERITAGE

The article reveals the artistic and aesthetic potential inherent in material and objective and visual artifacts related to the ballet theater, stored in funds and exhibited in the expositions of theatrical museums around the world. The whole subject-shaped world of dance is viewed from the position of the main bearer of the theatrical idea at the level of perception by the spectator. Three major problem-thematic groups of museum collections are identified, which form the basis for their classification and represent the history of the ballet theater. The typology and variability of the museum’s theater expositions are shown, which demonstrate the subject-material world of a choreographic culture (photographs, graphic and pictorial portraits of ballet dancers, sculptural images and statuettes of actors in roles, posters and posters for performances, theater masks, book editions). This leads to the creation of a subjectively new artistic product that ensures the expression of exclusive value through the authenticity of museum exhibits. Considering the subject field of exhibition expositions of specific museums of the theater, the author of the article touches upon possible aspects of their study.

Текст научной работы на тему «Театральные экспозиции мира и пути исследования балетного наследия»

ЕАТРАЛЬНЫЕ ЭКСПОЗИЦИИ МИРА И ПУТИ ИССЛЕДОВАНИЯ БАЛЕТНОГО НАСЛЕДИЯ

УДК 069:792.8 Т. В. Портнова

Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)

В статье раскрывается художественно-эстетический потенциал, заложенный в материально-предметных и изобразительных экспонатах, связанных с балетным театром, хранящихся в фондах и выставляемых в экспозициях театральных музеев мира. Весь предметно-образный мир танца рассматривается с позиций главного носителя театральной идеи на уровне восприятия его зрителем. Обозначаются три крупные проблемно-тематические группы музейных собраний, положенные в основу их классификации и репрезентирующие историю балетного театра. Выделяется типология и вариативность музейных театральных экспозиций, демонстрирующих предметно-материальный мир хореографической культуры (фотографии, графические и живописные портреты артистов балета, скульптурные изображения и статуэтки артистов в ролях, афиши и плакаты к спектаклям, театральные маски, книжные издания). Это приводит к созданию субъективно нового художественного продукта, обеспечивающего выражение эксклюзивной ценности посредством подлинности музейных экспонатов. Рассматривая предметное поле выставочных экспозиций конкретных музеев театра, автор статьи затрагивает возможные аспекты их изучения.

Ключевые слова: театральная экспозиция, музейный экспонат, балетное наследие, предметно-материальный мир, пути исследования.

Russian State University named after A.N. Kosygin (Technology, Design, Art), The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Sadovnicheskaya str., 33, bldg 1, 117997, Moscow, Russian Federation

The article reveals the artistic and aesthetic potential inherent in material and objective and visual artifacts related to the ballet theater, stored in funds and exhibited in the expositions of theatrical museums around the world. The whole subject-shaped world of dance is viewed from the position of the main bearer of the theatrical idea at the level of perception by the spectator. Three

ПОРТНОВА ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА - доктор искусствоведения, доцент, профессор кафедры искусство хореографа и кафедры искусствоведения Института славянской культуры, Института искусств Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)

PORTNOVA TATYANA VASILYEVNA - Full Doctor of Art History, Associate Professor, Professor of the Department of Choreography's Art and the Department of Art History, Institute of Slavic Culture, Institute of Arts, Russian State University named after A. N. Kosygin (Technology, Design, Art)

T. V. Portnova

THEATRICAL EXPOSITIONS OF THE WORLD

AND WAYS OF INVESTIGATION OF THE BALLET HERITAGE

e-mail: infotatiana-p@mail.ru © Портнова Т. В., 2017

^ Культурология if

major problem-thematic groups of museum collections are identified, which form the basis for their classification and represent the history of the ballet theater. The typology and variability of the museum's theater expositions are shown, which demonstrate the subject-material world of a choreographic culture (photographs, graphic and pictorial portraits of ballet dancers, sculptural images and statuettes of actors in roles, posters and posters for performances, theater masks, book editions). This leads to the creation of a subjectively new artistic product that ensures the expression of exclusive value through the authenticity of museum exhibits. Considering the subject field of exhibition expositions of specific museums of the theater, the author of the article touches upon possible aspects of their study.

Keywords-, theatrical exposition, museum exhibit, ballet heritage, object-material world, ways of research.

Для цитирования: Портнова Т. В. Театральные экспозиции мира и пути исследования балетного наследия // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 4 (78). С. 110-121.

К настоящему времени сложилась определённая традиция в изучении театрального искусства, которая сохраняется и при исследовании хореографического наследия, — теоретические источники. Однако базой для историков балетного театра часто становится материал, накопленный в области материально-предметного мира и запечатлённый на бумаге, холсте, скульптурном материале.

Известно, что для традиционной классификации музейной экспозиции основанием служит метод её построения, то есть порядок группировки экспозиционных материалов. Это положение относится и к экспозициям театрально-балетной тематики, которая может быть интересна как простым зрителям, так и специалистам — исследователям танца. Фотографии, гравюры, произведения живописи и скульптуры, костюмы и личные вещи артистов являются для них одним из поистине бесценных источников изучения истории балета. Поэтому не случайно большая часть таких работ хранится в фондах историко-театральных музеев разных стран. «Государственные театральные музеи преследуют цели со-

бирания и изучения предметов русского театрального искусства, старины и быта во всех областях театра (драмы, оперы, балета, пантомимы, цирка, балагана и пр. [11, с. 11]». Это театральные научные и культурно-просветительские учреждения, осуществляющие собирание, хранение, изучение, экспонирование и публикацию памятников театральной культуры, среди которых необходимо назвать профильные коллекции музеев, такие как Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина (Москва), музей театрального и музыкального искусства (Санкт-Петербург). К другой категории музеев можно отнести музеи, созданные при именитых театрах мирового значения: Музей Государственного академического Большого театра, музей Мариинского театра, музей Александрийского театра, музей театра Ко-вент-Гарден (Англия), музей Гранд-опера (Париж), музей театра «Ла Скала» в Милане (Италия), музей Венской оперы (Австрия) и другие. Ещё одна группа собраний, занимающихся хранением изобразительных материалов танца, исторически сложилась при академических балетных

школах: Музей Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой, Музей Пермского государственного хореографического училища и другие. Перечисленные собрания, в состав которых входят экспонаты танцевальной культуры, явились организационной базой исследования. В данной статье важную группу источников составили музейные предметы, посвящённые балету, входящие в состав указанных коллекций.

Балетная иконография - это одна из важнейших ветвей театроведения, наука, имеющая дело с изобразительным материалом, в котором нашли отражение те или иные стороны исполнения танца. Иконографические источники могут ответить на важные вопросы, связанные с историей и техникой балета, имеющие отношение к балетному костюму, характеризующие особенности различных хореографических школ, касающиеся отношений хореографии и культуры в целом.

Балетный театр существует как сиюминутное представление. Каждый спектакль существует только в момент своего воспроизведения. За счёт этого обеспечивается понимание идеи историчности в восприятии театра. Зритель именно в театре имеет непосредственный доступ, вовлечённость в произведение вне зависимости от того, о какой эпохе идёт речь. Танец не сохраняется в силу сиюминутности и существует только в текущий момент, любое перенесение на плёнку позволяет только фиксировать движения. При этом кажется, что магия искусства пропадает. Однако театральный музей с его наполнением всегда привлекал своей особой атмосферой, связанной с таинством воображаемого действа. Как заметил Б. М. Пиотровский: «Широко исполь-

зуют второй тип "театрализации" театральные музеи, которые сталкиваются с проблемой показа театрального процесса, имеющего сиюминутный характер и непосредственно зависящего от личного контакта зрителей и актёров [12, с. 254]».

Долгое время балетный театр развивался параллельно с театром драматическим, пользуясь одинаковым репертуаром, имея практически одинаковый с ним круг зрителей, поскольку входил составной частью в структуру спектаклей ХУП-ХУШ веков. По этой причине, возможно, музейные подлинники, имеющие отношение к танцу, всегда служили метафорическим выражением тех эстетических и профессиональных вопросов бытования хореографического искусства, с которыми сталкивался исследователь, рассматривая театральную экспозицию.

Цель статьи состоит в анализе художественно-эстетических особенностей музейных экспонатов, посвящённых танцу, в контексте их видовых особенностей и принадлежности к художественной культуре. Исходя из данной цели, можно следующим образом сформулировать исследовательские задачи статьи: изучить структуру экспозиций и классификацию музейных предметов, связанных с хореографической культурой; дать обзор современному состоянию коллекций танца и обозначить подходы к потенциальным аспектам его исследования; определить знаковые свойства экспонатов, входящих в экспозицию музеев театров; выделить универсальные свойства театральной коммуникации, позволяющие охарактеризовать комплекс значимых функций, выполняемых музейной экспозицией в пространстве хореографической культуры.

Методологической основой исследования является многофакторный аналитический подход к пониманию театральной экспозиции и балетного экспоната в контексте современных концептуальных приёмов его изучения. Применённый в статье культурологический подход позволяет изучать музейные предметы балетной тематики как целостную совокупность, созданную в ходе исторического развития.

Методологические подходы включают также непосредственное знакомство с содержанием фондов, составом театральных коллекций, выявление предметов балетной тематики, их классификацию, анализ и фотографирование экспонатов. Кроме того, в методологическую базу исследования вошли как основные элементы теории музееведения (теория документирования и теория музейной коммуникации).

Театральный музей, как правило, располагает экспонатами рукописно-документального характера (книги, записи либретто спектаклей, фотографии сцен из спектаклей, артистов и т.д.) и изобразительными источниками (эскизы декораций и костюмов, видеозаписи). Отсюда понятие о личности актёра, его характере, актёрском пути предполагает возможным для исследователя, по крайней мере, два основных истолкования. В одном случае можно говорить о пути актёра, режиссёра прежде всего как о его позиции, его кредо, избранных им моральных и идейно-эстетических принципах, в другом - как о его развитии (эволюции) творчества.

Наиболее часто употребляемой на сегодняшний день является классификация видов музейной экспозиции, основанием

которой служит метод построения экспозиции, то есть порядок группировки и организации экспозиционных материалов: систематический, ансамблевый и тематический. Каждый из методов лежит в основе соответствующего вида музейной театральной экспозиции. Возникновение этих методов экспонирования и соответствующих им видов экспозиции представляет собой процесс, охватывающий достаточно длительный промежуток времени.

Предметы, представленные в соответствии с систематическим методом экспонирования, отбираются, интерпретируются и размещаются в соответствии с классификационной системой профильного направления выставки или постоянной экспозиции, представленной в музее. Основной структурной единицей такой экспозиции становится типологический или системный ряд. Показательным примером может служить выставка «"Беззаконная комета" Майи Плисецкой», прошедшая в Театральном музее имени А. А. Бахрушина. В последовательно представленных образах Одетты, Одиллии, Китри, Кармен, Заремы, Айседоры, Анны Карениной, Нины Заречной прослеживаются главные роли её сценической жизни, ожившие благодаря костюмам, фотографиям, видеозаписям.

Экспозиционный комплекс предметов, называемый «жизненным» или «естественным», - основная структурная единица ансамблевой экспозиции. Он представляет собой интерьер, в котором музейные предметы представлены в среде своего бытования. Это характерно для мемориальных музеев театральных деятелей, музеев-квартир, музеев-мастерских артистов и режиссёров. Так, квар-

тира Г. С. Улановой в доме на Котельнической набережной в Москве, ставшая музеем великой балерины ХХ века, которая ещё при жизни стала легендой, сейчас почти не изменилась. Обстановка в комнатах говорит о том, что она является продолжением того мира, который балерина создавала на сцене. Здесь присутствует всё, как при жизни Г. С. Улановой, - любимые вещи, фотографии, картины, фарфор, мебель, книги, подарки друзей и поклонников.

Тематическая экспозиция при помощи экспозиционных материалов раскрывает определённую театральную тему, сюжет, проблему, создаёт музейный образ отражаемого явления. Структурной единицей тематической экспозиции является тематико-экспозиционный комплекс, включающий в себя предметы разных типов, объединённые способностью наглядно демонстрировать конкретную концептуальную идею. Такова выставка «Большой бал», прошедшая в парке «Царицыно», посвящённая бальной традиции русского общества ХУШ-ХХ веков. На ней были представлены оригинальные бальные платья, коллекция туфель, веера, сумочки и другие изящные бальные аксессуары, а также музыкальные инструменты и ноты из личных собраний членов Императорского Дома Романовых. Экспонаты для выставки предоставили десять музеев Москвы и Санкт-Петербурга.

Отметим, что выделенная нами классификация театральных экспозиций условна. Сегодня всё более характерными становятся сложные «музейные конфигурации», которые охватывают и рассмотренные нами группы. Определить их место в рамках одной из существующих классификационных схем достаточно

трудно. Развитие концептуальных идей уникальности в будущем потребует расширения выставочной структуры в связи с возможным появлением новых областей человеческой деятельности и инновационными технологиями, которые станут предметом музейного интереса в сфере балетного театра. Сегодня музейные предметы в выставочном пространстве всё чаще включаются в определённый визуально-концептуальный ряд и действие, что свойственно морфологической природе самого театра. В дальнейшем развитие театральной экспозиции пойдёт по линии интерпретирования смысла и степени взаимосвязи предметно-смыслового ряда театральных экспонатов, каждый раз подчиняя его художественным и научным идеям и критериям времени.

Театральная экспозиция музеев очень разнообразна, и каждая из её граней могла бы стать предметом для отдельного разговора. Остановимся обзорно на общих чертах фондового состава и экспонирования коллекций, выделяя в них тематику танца.

Подавляющее большинство экспонатов театральных экспозиций составляют документальные и художественные фотографии, а также портреты в ролях, выполненные художниками, представляющие незабываемые кадры, запечатлевающие мир театра таким, каким его видит объектив фотоаппарата или глаз художника. Анализируя такие материалы, стоит отметить, что фотографии имеют большое документальное и художественное значение, поскольку дают зримое представление о деятелях театра, наследие которых сыграло большую роль в культуре той или иной эпохи. К ним примыкают графические, живописные

и скульптурные театральные портреты артистов балета: как свидетели о жизни и их творчестве, они остаются навсегда составной частью музейного наследия. Образы артистов в художественных произведениях становятся чем-то неотрывным от духовной интерпретации авторов-художников. Здесь часто приходиться сталкиваться с глубоко закономерным парадоксом изобразительной передачи их личного художественного восприятия. Чем индивидуальнее восприятие, чем оно выше по духовному уровню, тем ярче и полнее в рассказе об актёре выступает личность самого художника, и здесь важно повествователю не заслонить своего героя и не подменить его ярким созданием своего богатого и профессионально-компетентного видения. Поэтому особенно естественен и правомерен здесь синхронный анализ фотографий и портретов, исполненных художником в одном и том же образе, мизансцене, роли и т.д. Так, Музей Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой, открытый в 1957 году, поначалу являлся частью Методического кабинета хореографического училища [7]. Первыми экспонатами стали фотографии выпускников Театрального училища, сохранившиеся с дореволюционных времён, и прижизненный портрет балетмейстера Ш. Дидло. Здесь также находится ценная коллекция иконографических материалов, включающая театральную фотографию периода Х1Х—ХХ веков, живопись художников Э. Визеля, В. Сварога, С. Гершова, Ю. Пугачева. Специфика таких музеев была затронута молодыми учёными-культурологами: «Театральные коллективы, вписавшие своё имя в историю театра, имеют постоянные экспозиции, развёрнутые в

специальном помещении - музее. Такие выставки не только знакомят зрителей с историей театра, но исподволь воспитывают молодых актёров и режиссёров [8, с. 259]».

К данной группе экспонатов близки портреты театральных деятелей в жизни и личные вещи артистов. При взгляде на них можно представить духовный и психический мир артиста, например, как ходил, говорил или улыбался этот человек, предметный мир его окружения, а от этого мира просматривается путь к визуальному представлению образа на сцене.

Интересной, но достаточно редкой областью театральных собраний является скульптура, запечатлевающая артистов преимущественно в ролях или в портретных образах. Особенно эффектны скульптурные статуэтки, изображающие артистов балета в танце, и слепки с ног известных танцовщиков. Здесь важна пластическая форма, благодаря которой возникает образ. В таких экспонатах необходимо акцентировать внимание на биодинамической характеристике движения артиста, показать уровень техники классического танца, на котором он находился во времена М. Тальони или А. Павловой. Трехмерное (с использованием кругового обхода) восприятие позволяет увидеть объёмную структуру пластики. Такие коллекции имеет Музей ГАБТ и ГЦТМ имени А. А. Бахрушина [2].

История театра издавна связана с масками, которые встречаются в экспозициях театральных музеев. Они выполняют прежде всего персонажную функцию, демонстрируют психологические механизмы игрового моделирования балетного образа, также зачастую связаны с методами и приёмами обучения актёра.

Культурологический и искусствоведческий анализ исследователя здесь может проходить, с одной стороны, на основе использования моделирования образа в маске в качестве способа самопознания, инструмента физического и психологического раскрепощения и в качестве одного из приёмов развития творческих способностей актёра, а с другой стороны - с позиций навыков работы с маской в едином пластическом комплексе выразительных средств. С масками из балета «Коппелия» можно познакомиться в музее Миланского театра «Ла Скала».

Богатый материал для анализа авторской концепции имеют режиссёрские зарисовки, сделанные самими артистами или постановщиками спектаклей. Этот рабочий графический материал, при внимательном, близком рассмотрении (как правило, такие рисунки небольших размеров), даёт ключ к пониманию композиционных, смысловых, стилистических параметров будущего номера, этюда, спектакля. В этих зарисовках обнаруживаются грани универсальной творческой личности, которые проливают новый свет на собственные произведения.

Рассматривая зарисовки балетмейстера О. Виноградова к балету «Асель» В. Власова, находящиеся в ГЦТМ имени А. А. Бахрушина, отдельные листы в музее Мариинского театра, можно представить его работу и как художника, и как режиссёра. Они представляют собой ритмически многофигурную графическую фиксацию балетного спектакля в нескольких листах. Изображённые в графике танцевальные сцены, показанные одним общим планом, выглядят как автоматически записанные или спроецированные на плёнку кадры.

Во многом объясняет успех и достоинство театрального спектакля высокий уровень изобразительной культуры, в частности - художественное решение такого немаловажного компонента, как костюм и декорация. Художник-декоратор - работник театра, представитель древнейшей театральной профессии, значение которой неуклонно возрастает с эволюцией искусства сцены. Основная концепция декорационного искусства -это эмоциональная взаимосвязь оформления с театральным действием. Эскизы костюмов и декораций, выставок несут в себе энергетику замыслов, идей, художественных фантазий. «Театр целиком опирался и опирается на условные формы выражения, у них генетическая предрасположенность к приёмам условной режиссуры [13, с. 124]». Декорации к спектаклям содержат тот переход, когда смыкается индивидуальный, выдуманный условный мир с реальной действительностью. Именно изобразительный характер актёрской игры заставлял увидеть персонажа, саму видимость игрового действия. Крупнейшие художники сценографии, представленные в экспозициях театральных музеев, раскрывают перед зрителями широкую панораму образов спектаклей, строение их поэтики, живописную режиссуру. Очевидна общность процессов творчества художника и режиссёра, создающих зримые образы спектакля. На стыке живописи и драматургии появляется новое «изобразительное зрелище». Театральное произведение - всегда то, на чём сосредотачивается внимание зрителей, что отражает их активный интерес, выраженный в созерцании происходящего. Благодаря творчеству художника-декоратора спектакль словно рождается

из стихии и обретает изысканную, прекрасную форму. Собрание Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства почти не имеет аналогов по историческому охвату, разнообразию и ценности экспонатов, в том числе и декорационному оформлению балетных спектаклей [1, 9]. В музейной коллекции, представленной всемирно известными именами, театральные эскизы Л. Бакста, А. Бенуа, А. Головина, К. Коровина и других мастеров открывают широкое поле для искусствоведческих исследований.

Утверждение трехмерности на сцене повлекло за собой возвращение в театр макета, который часто экспонируется на выставках. Сценическое оформление в них мыслится объёмнее, театр словно стремится к постижению собственной структуры. Линии, цвет, фактура, форма, перспектива, пространство и движение актёра становятся в таких экспозициях основой содержательного осмысления. Экскурсанты могут всмотреться во внутреннее пространство макета, обращая внимание на топографию планшета сцены, поскольку мы воспринимаем пространство в его театральной трансформации. Здесь важно умение использовать строение сценической площадки, ведь мы, находясь внутри театрального здания, никогда не видим более трёх сторон, ограждающих его пространство. Макет - это рабочий инструмент архитектора, размышляющего над обликом театра. С его помощью можно проверить эффективность принятых композиционных решений, проследить возможности создания новых акцентов, увидеть результаты творческих замыслов. Большое значение имеет композиционное сочетание цве-

тов, их соотношение, динамика движения прожекторов и световых пятен в условных декорациях. Участвуют в создании макета архитектор, художник-постановщик и режиссёр. Большой коллекцией макетов располагает Библиотека-музей при Гранд-Опера в Париже.

Поиски костюма являются серьёзной стадией в работе театрального художника и актёра над образом. Костюм в театре - это тоже произведение искусства, входящее составной частью в сценографию спектакля. Важно отметить, что сценический костюм - произведение, сложное по своей природе (хотя иногда и простое по форме), строится по собственным композиционным принципам, законам пластической организации, имеет свой богатый выразительный язык. Одежда персонажей на сцене взаимодействует как с актёрским рисунком ролей, так и шире -с авторской мыслью. Делая акцент на актёре, его психологическом состоянии, художник в своих эскизах как бы открывает эстетическую ценность композиции, позволяя ощутить пространственность пластики, многогранность форм и силуэтов в его образном строе. Здесь интересно провести параллели с костюмированными портретами артистов в ролях, которые, как правило, включены в экспозиции театральных музеев, с созданными по эскизам художников, которые экспонируются под витринами [15].

Обращает на себя внимание и такая особенность костюма в балетном театре, как его предметно-материальная близость к декорациям. Нередко он выполняется из тех же материалов, что и пространственная сценическая среда. Их художественное стилистическое взаимодействие достигается техническими жи-

вописными средствами. Искусство театрального костюма, формировавшееся в процессе развития театра, получая мощный импульс от первых крупных работ мастеров старшего поколения, складывается в самобытную школу мастерства художественно-пластического осмысления содержательных ценностей сценического образа. Знакомясь с той частью экспозиции, которая связана с декорациями и костюмами, видя материальное воплощение художественных замыслов, посетители формируют ассоциативный круг представлений. Вместе с тем декорационные средства восстанавливают исторический облик спектаклей. Неподвижный характер эскизов в ходе просмотра позволяет зрителю подробнее остановиться на основных режиссёрских темах, на темпо-ритмическом рисунке образов, чтобы акцентировать и выделить значение изобразительного рисунка в данном фрагменте или в спектакле в целом. Оригинальные балетные костюмы имеют почти все театральные музеи мира. В Королевском театре Ковент-Гарден они встречают посетителей даже в вестибюле - при входе в театр (их выставляют в витринах).

Есть ещё один вид экспозиционного материала - видеофильмы (исторические, хроникально-документальные ленты, отрывки спектаклей), демонстрируемые в залах театральных музеев. Часто это интервью с артистами, режиссёрами, художниками, фрагменты постановочной работы, репетиций. Такие фильмы становятся мощным художественным компонентом изучения, поскольку сила их - в достоверности. Они значительно повышают эффект восприятия материала, могут служить введением и демонстрироваться до его непосредственного

изложения или в средней части просмотра экспозиции. В кадрах фильма более прямо и непосредственно отражен жизненный материал. Здесь нагляднее обнаруживается связь образа с прообразом. С этой точки зрения интерес может представлять музей, открытый в 2005 году при Венской государственной опере, который является одним из самых современных подобных объектов в мире. С помощью информационных терминалов музея можно получить данные о любом спектакле, который шёл на сцене Венской государственной оперы с 1955 года.

Наконец, не менее интересным экспонатом на выставках театрального музея являются театральные афиши и плакаты. В ходе развития театра выросла целая область сценической рекламы, расширяя сферу своего влияния и вовлекая в процесс взаимного общения всё большее количество зрителей. В XIX веке литографированный рисованный плакат, выполненный первоклассными мастерами, вторгается на улицы, расцвечивая, иллюминируя городскую среду в Германии, Англии, Франции, Голландии, Бельгии, США. Художественные достоинства, проявившиеся в декоративной системе стиля модерн особенно заметно проявились в плакатах к балетам «Русских сезонов» С. Дягилева конца XIX - начала ХХ века. Плакаты и афиши, включённые в выставочные экспозиции имеют неоспоримое коммуникативное и художественное значение уже по одному тому, что они развёрнуты в мире информационно-образном. Как отметил Н. А. Шиф-рин в своей книге «Моя работа в театре»: «Не только художники и картины составляют музеи, но и музеи делают художников значительными [16, с. 169]».

Иные функции выполняют театральные программы и книжные издания. Говоря об их особенностях, интересно использовать метод сопоставления (общее и особенное): плакаты и афиши — монументальная графика, и программы к театральным спектаклям, книги, где значительное место занимает мемуарное наследие деятелей театра - самих режиссёров и артистов, - графика малых форм. Такие экспонаты содержит театральная коллекция Нью-Йоркской публичной библиотеки, частные коллекции Нины и Никиты Лобановых-Ростовских (Великобритания) [см.: 4, 5, 6, 10, 14], балетмейстеров С. Лифаря (Париж) [3] и Дж. Нор-майера (Германия). При всём том, что они обладают собственными выразительными средствами, сходство между ними - в содержательных связях театра, литературы, изображения. Они документы своего времени, зримые, вещные, обладающие своими психологическими и эстетическими качествами достоверности. Графический жанр, снабженный информационной текстовой частью, порой является более убедительным документом, чем фотография, которая до некоторых пор считалась наиболее веским и неопровержимым носителем подлинности.

Итак, экспозиции театральных музеев, концептуально построенные по определённому принципу, демонстрируют разнообразие исторических артефактов, форм, стилей, жанров, методов, связанных с историей развития хореографической культуры и характерных для вечно меняющихся течений в искусстве, предполагают поиски каждым художником своего индивидуального почерка, позиции, манеры. Оценить такое разнообразие невозможно без истинной внутрен-

ней культуры, единства ума и эмоций. Увиденный в театральной экспозиции материал в целом образует тот самый «дивертисмент», который заслуживает особого внимания, именно он остаётся в памяти зрителя. Проникновение балетного театра в музей приводит к стиранию различий между ними, а сама музейная коммуникация становится театральной. Так же как и в театре, в музее рождается со-творчество, только не театрального действия и зрителя, а активная позиция зрителя к экспонату и опыт непосредственного переживания. Будучи активной стороной коммуникативного процесса, каждая единица музейного хранения, связанная с хореографическим наследием, попадает в смысловое поле всей коллекции и передаёт заложенную в нём информацию. Творческая деятельность актёров, режиссёров, художников, композиторов, балетмейстеров, запечатлённая в различных экспонатах музея - в фотографиях, зарисовках, скульптурных изображениях, на киноленте, пленке, в рецензиях, воспоминаниях современников, - всё это помогает исследователю, историку или просто любителю театра воссоздать идейно-эстетический, образный строй некогда существовавшего спектакля. Нигде так полно, как в музее, не может быть сохранено для истории трудно поддающееся фиксации творчество актёра во всей индивидуальной неповторимости и своеобразии. Таким образом, теоретические положения, изложенные в статье, расширяют область историко-культурологического знания и проблемное поле музеологии в рамках сохранения и трансляции духовной составляющей хореографического наследия, сосредоточенного в театральных музеях.

Примечания

1. Балет Петербурга - Петрограда - Ленинграда : Из фондов Ленинградского государственного музея театрального и музыкального искусства : каталог / ред. и сост. Н. И. Метелица. Ленинград : Музей театрального искусства, 1989. 64 с.

2. Большой театр СССР. История. Опера. Балет / под ред. С. М. Лушина. Москва : Планета, 1986. 247 с.

3. Аифарь С. Дягилев и с Дягилевым / [послесл. и коммент. В. М. Гаевского]. Москва : Артист. Режиссер. Театр : Фонд «Русский театр», 1994. 476 с.

4. Лобанов-Ростовский Н. Д. Дягилев и русские театральные художники. Каталог выставки картин и рисунков из коллекции Н. Д. Лобанова-Ростовского. Макет. Фотокопии. Ксероксы. 1969-1975 г. // РГАЛИ. Ф. 2712. Оп. 1. Ед. хр. 4.

5. Аобанов-Ростовский Н. Д. Каталог выставки в Лондоне. Материалы к балетам Дягилева. Рисунки декораций и костюмов, портреты, афиши. 1968 г. // РГАЛИ. Ф. 2712. Оп. 1. Ед. хр. 127.

6. Аобанов-Ростовский Н. Д. Несколько слов о моей коллекции русской театральной живописи. Оттиск из записок академической группы в США. Нью-Йорк, 1982. Т. XV. 336 с.

7. Материалы по истории русского балета : в 2 томах / сост. М. Борисоглебский. Ленинград : Ленинградское государственное хореографическое училище, 1938-1939. Т. 2 : Прошлое Балетного отделения Петербургского театрального училища ныне Ленинградского государственного хореографического училища. 1888-1918. 1939. 355 с.

8. Российская культура глазами молодых учёных : сборник трудов молодых ученых / Российский творческий союз работников культуры, Санкт-Петербургская государственная академия культуры. Санкт-Петербург : КультИнформПресс, 1995- . Выпуск 12. 2002. 235 с.

9. Русские сезоны Дягилева : каталог выставки / сост. Ю. Л. Престенская, Т. А. Синельникова, А. А. Хитрик и др. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургская театральная библиотека «Ги-перион», 1998. 39 с.

10. Русское театрально-декорационное искусство. 1880-1930 : из коллекции Никиты и Нины Лобановых-Ростовских : каталог выставки / вступ. статья Д. В. Сарабьянова. Москва : Советский фонд культуры, 1988. 45 с.

11. Театральные музеи в СССР : [сборник] / [сост., авт. введ. и отв. ред. д-р искусствоведения

H. В. Минц]. Москва, 1969. 174 с. (Труды Научно-исследовательского института музееведения и охраны памятников истории и культуры/ М-во культуры РСФСР Вып. 23).

12. Триумф музея? = Triumphus musei : [сборник статей] / Санкт-Петербургский государственный университет, Государственный Эрмитаж ; [редкол.: А. А. Никонова (отв. ред.) и др.]. Санкт-Петербург : Осипов, 2005. 460 с.

13. Харитонов В. В. Взаимосвязь искусств. Екатеринбург : Изд-во Уральского университета, 1992. 148 с.

14. Художники Русского театра. 1880-1930 : собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростов-ских : каталог-резоне / текст Э. Боулт. Москва : Искусство, 1994. Том 2. 420 с.

15. Центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина (Москва) : [альбом] / [вступ. статья Н. Ясуловича] ; Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина. Москва : Изобразительное искусство, 1971. 183 с.

16. Шифрин Н. А. Моя работа в театре. Москва : Советский художник, 1966. 276 с.

References

I. Metelitsa N. I., ed. Balet Peterburga - Petrograda - Leningrada. Iz fondov Leningradskogo go-sudarstvennogo muzeya teatral'nogo i muzykal'nogo iskusstva. Katalog [The ballet of Petersburg - Petrograd - Leningrad. From the collections of the Leningrad State Museum of Theater and Musical Art. Catalog]. Leningrad, 1989. 64 p.

^ Культурология if

2. Lushin S. M., ed. Bol'shoy teatr SSSR. Istoriya. Opera. Balet [Bolshoi Theater of the USSR. History. Opera. Ballet]. Moscow, Publishing house "Planet", 1986. 247 p.

3. Lifar S. Dyagilev i s Dyagilevym [Diaghilev and with Diaghilev]. Moscow, ART Publ., 1994. 476 p.

4. Lobanov-Rostovsky N. D. Dyagilev i russkiye teatral'nyye khudozhniki. Katalog vystavki kartin i risunkov iz kollektsii N. D. Lobanova-Rostovskogo. Maket. Fotokopii. Kseroksy. 1969-1975 g. [Diaghilev and Russian theater artists. Catalog of the exhibition of paintings and drawings from the collection of N. D. Lobanov-Rostovsky. Layout. Photocopies. Xeroxes. 1969-1975]. The Russian State Archive of Literature and Arts. F. 2712. Op. 1. Unit. hr. 4.

5. Lobanov-Rostovsky N. D. Katalog vystavki v Londone. Materialy k baletam Dyagileva. Risunki dekoratsiy i kostyumov, portrety, afishi [Catalog of the exhibition in London. Materials for the ballets of Diaghilev. Drawings of scenery and costumes, portraits, posters]. The Russian State Archive of Literature and Arts. F. 2712. Op. 1. Unit. hr. 127.

6. Lobanov-Rostovsky N. D. Neskol'ko slov o moey kollektsii russkoy teatral'noy zhivopisi. Ottisk iz zapisok akademicheskoy gruppy v SSHA [A few words about my collection of Russian theater painting. An impression from the notes of an academic group in the United States]. New York, 1982. Vol. 15. 336 p.

7. Borisoglebsky M., com. Materialy po istorii russkogo baleta, v 2 tomakh. Tom 2. Proshloye Baletnogo otdeleniya Peterburgskogo teatral'nogo uchilishcha nyne Leningradskogo gosudarst-vennogo khoreograficheskogo uchilishcha. 1888-1918 [Materials on the history of Russian ballet. In 2 vol. Vol. 2. The past of the Ballet Department of the St. Petersburg Theater School is now the Leningrad State Choreographic School. 1888-1918]. Leningrad, 1939. 355 p.

8. Rossiyskaya kul'tura glazami molodykh uchenykh. Vyp. 12 [Russian culture through the eyes of young scientists. Issue 12]. St. Petersburg, Publishing house "CultlnformPress", 2002. 235 p.

9. Russkiye sezony Dyagileva. Katalog vystavki [Russian seasons of Diaghilev. Exhibition catalog]. St. Petersburg, 1998. 39 p.

10. Russkoye teatral'no-dekoratsionnoye iskusstvo. 1880-1930. Iz kollektsii Nikity i Niny Lobanovykh-Rostovskikh. Katalog vystavki [Russian theatrical and decorative art. 1880-1930. From the collection of Nikita and Nina Lobanov-Rostovsky. Exhibition catalog]. Moscow, 1988. 45 p.

11. Mints N. V., ed. Teatral'nyye muzei v SSSR [Theater museums in the USSR]. Moscow, 1969. 174 p.

12. Nikonova A. A., ed. Triumphus musei. St. Petersburg, 2005. 460 p. (In Russian)

13. Kharitonov V. V. Vzaimosvyaz' iskusstv [Interrelation ofarts]. Ekaterinburg, Ural University Publishing House, 1992. 148 p.

14. Khudozhniki Russkogo teatra. 1880-1930. Sobraniye Nikity i Niny Lobanovykh-Rostovskikh. Katalog-rezone. Tekst E. Boult [Painters of the Russian Theater. 1880-1930. A collection of Nikita and Nina Lobanov-Rostovsky. Catalogue raisonne. Text by E. Boulte]. Moscow, Art Publishing House, 1994. Vol. 2. 420 p.

15. Tsentral'nyy teatral'nyy muzey im. A. A. Bakhrushina (Moskva). Al'bom [Bakhrushin Central Theater Museum (Moscow). Album]. Moscow, 1971. 183 p.

16. Shifrin N. A. Moya rabota v teatre [My work in the theater]. Moscow, Publishing house "Soviet painter", 1966. 276 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.