Научная статья на тему 'Феноменологический анализ музейной среды по материалам отечественных и зарубежных музеологов'

Феноменологический анализ музейной среды по материалам отечественных и зарубежных музеологов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2508
430
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / MUSEUM / МУЗЕЙНАЯ СРЕДА / MUSEUM ENVIRONMENT / МУЗЕЙНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ / MUSEUM EXHIBITION / ИНВАРИАНТНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ / INVARIANT COMPONENTS / ЭКСПОНАТ / EXHIBIT / МУЛЬТИМЕДИА / MULTIMEDIA / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лермонтова Елена Николаевна

Автор статьи предлагает обратиться к феномену музейной среды. Важнейшим элементом метасистемы музейной среды выступает музейная экспозиция, проведя ее ретроспективный анализ на основе трудов российских и зарубежных музеологов, автор приходит к выводу о наличие инвариантных составляющих музейной экспозиции: экспоната, экспозиционного пространства и идеи, положенной в основу музейной экспозиции или выставки. В рамках культурной парадигмы под влиянием диверсификации восприятия экспозиции посетителем эволюционировали методы экспонирования и грани взаимосвязи посетитель-музей. Примеры экспозиций музеев России и стран Европы дают понимание того, какие новые тенденции характерны для музейной среды. Особое внимание уделяется современным формам инвариантных составляющих музейной экспозиции, констатируется необходимость их осмысления на нынешнем этапе развития музейного дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENOLOGICAL ANALYSIS OF MUSEUM ENVIRONMENT BASED ON MATERIALS OF DOMESTIC AND FOREIGN MUSEUM EXPERTS

The author of this paper proposes to address the issue of the museum environment phenomenon. The most important element of meta-system of museum environment is a museum exhibition. After retrospective analysis based on the works of the Russian and foreign museum experts, the author comes to the conclusion on existence of invariant components of museum exposition: an exhibit, exposition space and an idea which is a basis for museum exposition or exhibition. The methods of exhibiting and aspects of the interrelation visitor-museum evolved under the influence of diversification of perception as a part of the cultural paradigm. The exposition examples of the museums of Russia and the countries of Europe give understanding of new tendencies characteristic for the museum environment. Special attention is paid to modern forms of the invariant components of the museum exhibition, the need is stated for their understanding at the present day stage of the museums development.

Текст научной работы на тему «Феноменологический анализ музейной среды по материалам отечественных и зарубежных музеологов»

УДК 069.01(069.536:004.032.6)+06.064

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МУЗЕЙНОЙ СРЕДЫ ПО МАТЕРИАЛАМ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ МУЗЕОЛОГОВ

© Лермонтова Елена Николаевна, аспирант кафедры музеологии и культурного наследия Санкт-Петербургского государственного института культуры, экскурсовод Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина

Россия, 191186, г. Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 2. E-mail: alena.lermontowa@mail.ru; lermontova@prlib.ru

Автор статьи предлагает обратиться к феномену музейной среды. Важнейшим элементом метасистемы музейной среды выступает музейная экспозиция, проведя ее ретроспективный анализ на основе трудов российских и зарубежных музеологов, автор приходит к выводу о наличие инвариантных составляющих музейной экспозиции: экспоната, экспозиционного пространства и идеи, положенной в основу музейной экспозиции или выставки. В рамках культурной парадигмы под влиянием диверсификации восприятия экспозиции посетителем эволюционировали методы экспонирования и грани взаимосвязи посетитель-музей. Примеры экспозиций музеев России и стран Европы дают понимание того, какие новые тенденции характерны для музейной среды. Особое внимание уделяется современным формам инвариантных составляющих музейной экспозиции, констатируется необходимость их осмысления на нынешнем этапе развития музейного дела. Ключевые слова: музей, музейная среда, музейная экспозиция, инвариантные составляющие, экспонат, мультимедиа, творчество.

PHENOMENOLOGICAL ANALYSIS OF MUSEUM ENVIRONMENT BASED ON MATERIALS OF DOMESTIC AND FOREIGN MUSEUM EXPERTS

Lermontova Elena N., Research Assistant, Department of museum studies and cultural heritage, Saint-Petersburg State University of Culture, Guide of Presidential Library named after B. N. Yeltsin 2 Dvortsovaya embankment, Saint-Petersburg, 191186 Russia. E-mail: alena.lermontowa@mail.ru; lermontova@prlib. ru

The author of this paper proposes to address the issue of the museum environment phenomenon. The most important element of meta-system of museum environment is a museum exhibition. After retrospective analysis based on the works of the Russian and foreign museum experts, the author comes to the conclusion on existence of invariant components of museum exposition: an exhibit, exposition space and an idea which is a basis for museum exposition or exhibition. The methods of exhibiting and aspects of the interrelation visitor-museum evolved under the influence of diversification of perception as a part of the cultural paradigm. The exposition examples of the museums of Russia and the countries of Europe give understanding of new tendencies characteristic for the museum environment. Special attention is paid to modern forms of the invariant components of the museum exhibition, the need is stated for their understanding at the present day stage of the museums development.

Keywords: museum, museum environment, museum exhibition, invariant components, exhibit, multimedia, creativity.

Быстро изменяющиеся технологические процессы современного мира зачастую задают тон формообразованию составляющих музейной среды. Коммуникативный процесс внутри и вовне музея дифференцируется, становится более комплицированным. Появляется необходимость не просто прокомментировать современные тенденции в создании музейной среды, но и интерпретировать их в контексте исторического развития, произвести их ретроспективный анализ.

Технологический прогресс неуклонно следует вперед, предлагая музею все новые способы организации музейного пространства, и в этом отражается объективная действительность. Неизменными на протяжении всей истории музейного дела остаются музейный предмет и художественно осмысленное пространство музейной экспозиции, в котором этот предмет становится экспонатом. В этом выражается уникальная особенность, отличающая институт музея от других социокультурных институтов. Здесь следует обратиться к дефиниции музея: данное понятие в ходе истории приобретало разные характеристики. В статье Российской музейной энциклопедии, посвященной раскрытию понятия «музей», выделяются следующие его функции: «Являясь институтом социальной памяти, музей отбирает, хранит, исследует, экспонирует и интерпретирует первоисточники знаний о развитии

общества и природы - музейные предметы, их коллекции и другие виды движимого и недвижимого, материального и нематериального культурного наследия» [1]. «Словарь музеологических терминов», подготовленный специалистами Международного комитета музеологии ИКОМ ЮНЕСКО, так трактует феномен музея: «Термин "музей" может означать как институт или учреждение, так и особое пространство, спроектированное для отбора, изучения и экспонирования материальных и нематериальных свидетельств человека и его окружения» [2]. Рассуждая о феномене музея, французский му-зеолог профессор Сорбонны Д. Пуло констатирует: «Обычно определение музея выражается в перечне его функций. Манифест, опубликованный в апреле 1970 г. будущим президентом Американской ассоциации музеев Джозефом Вич Ноблом, выделил пять функций: отбирать, хранить, изучать, интерпретировать, экспонировать. Нидерландский музеолог Петер ван Менш предпочитает упоминать только три функции: сохранять, изучать, функция коммуникации» [3, р. 12].

На основе этого далеко не полного перечня определений, лишь пунктиром нанесшего основные векторы понятия, можно сделать вывод о том, что экспонирование музейных предметов становится одним из ключевых видов деятельности музея. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования российских и зарубежных музеологов прошлого и современности.

Итак, мы видим, акцент в постижении функций музея смещался, но непременным оставалось экспонирование музейного предмета, визуализация и материализация идей, заложенных в нем, осмысление его в контексте некоего пространства, гармонизация модели мира. Природу музейной экспозиции в силу ее полиморфности представляют в различных аспектах отечественные исследователи Т. П. Поляков, Т. Ю. Юренева, Н. А. Никишин, М. Б. Гнедовский и др.

Расщепляя экспозиционно-выставочную деятельность на элементы, мы можем сделать вывод о том, что же является действительно инвариантным в музейной экспозиции или выставке. Логично предположить, что в этот круг входит не только музейный предмет, обращающийся в экспонат, и выставочное пространство, это еще и идея, находящая свое воплощение в границах музея как социального института. В таком триединстве экспоната, пространства и идеи (концепции) рождается новый вид искусства - искусство музейной экспозиции. Предмет искусства, будь то художественное, декоративно-прикладное искусство, архитектура, искусство танца, музыка, театр, кинематограф, думается, призваны гармонизировать, структурировать духовную жизнь зрителя. Все перечисленные виды художественного выражения подчас можно обнаружить в музейной среде.

Так что же такое музейная среда? Синтетическая природа ее отвечает: музейная среда - это универсум. Вслед за Е. Н. Мастеница и Л. М. Шляхтиной, под музейной средой мы будем подразумевать «"живое", развивающееся пространство, обладающее высокой силой информационного и эмоционального воздействия» [4, с. 144-150]. Феномен музейной среды включает в себя несколько составляющих: околомузейное пространство (работа музея на внешнем контуре, его позиционирование), само здание музея или их комплекс и непосредственно музейный предмет, хранимый в запасниках или представленный в экспозиции или на временной выставке (экспонат).

Инвариантные составляющие музейной экспозиции, благодаря своему семиотическому характеру, провоцируют посетителей на творчество. Творчество их заключается в принятии, осмыслении, присвоении, модификации с личностных позиций и использовании усвоенной модели при решении конкретной задачи. Речь здесь идет не только о традиционном понимании творчества как акта преобразования конкретного объекта, но и как специфической форме бытия, стремящегося в самом широком смысле творчески подходить к решению разнообразных задач. Советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии Б. М. Теплов писал, что «творчество - высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека, которая оценивается по социальной значимости и оригинальности (новизне)» [5, с. 59]. Тем более стоит отметить, что человек - не только биологический вид, но и социальный, он на подсознательном уровне стремиться сохранить не только свой геном, но и культурный элемент существования. В рамках музейной герменевтики развивается культура участия, взаимодействие посетителя и музейной среды строится на методе свободных ассоциаций - медиации.

Важнейшим элементом метасистемы музейной среды может выступать музейная экспозиция. В свою очередь музейная экспозиция - это система, в основе своей содержащая сложные, причудливо переплетающие связи компонентов. Иными словами, это связи коммуникативных процессов, а музейная экспозиция - это канал коммуникации. Немецкий исследователь Ю. Ромедер трактует музейную экспозицию как основное средство музейной коммуникации, обращая внимание на то, что сама экспозиция - это система смыслов, вобравшая музейные предметы - знаки [6, с. 6]. Идеи Ю. Ромеде-ра нашли отражение и в трудах других музеологов. Например, американский исследователь Э.

Хупер-Гринхилл, одна из ключевых фигур в современном изучении процесса музейной коммуникации, приходит к выводу о том, что процесс коммуникации в современной музейной среде взаимообусловлен, взаимообогащаем на основе культуры сотрудниками музеев и музейными посетителями. Ведущую роль в диалектическом сопоставлении посетитель - музей, по мнению канадского музеоло-га А. Вьель, играет концепция диалогического музея, построенного на новой функциональной интерференции, где музейный посетитель становится поистине действующим лицом на культурной, общественной, социальной и экономической площадке [7, p. 57-58].

Исследуя семантическую основу музейной экспозиции, отечественный музеевед В. П. Арзамасцев приходит к выводу о том, что «первоэлементом всего "музейного универсума" является музейный предмет, выступающий в экспозиции как экспонат. Его главные свойства - информативность и репрезентативность, несущие основные семантические понятия значения и смысла и проявляющиеся в экспозиции, сопряжены с аттрактивностью и экспрессивностью, свойствами, придающими определенную окраску понятию, действующему на ощущения, чувства и желания человека, не охватывая предмет во всем его информационном объеме» [8, с. 37]. Отсюда мы можем сделать вывод о динамике развития музейной экспозиции. Речь идет о том, что каждый посетитель в силу своих индивидуальных характеристик актуализирует иной, свой собственный смысл, создает его на базе информации, скрытой в недрах пространственно-художественной композиции. Тем самым подтверждается процесс осмысления, принятия и интерпретации каждым индивидом культурных кодов, того, что дифференцирует общности людей.

На этом этапе в силу вступают теоретическое обоснование и практическая деятельность в рамках музейной психологии и музейной социологии. В России на данном витке исторического развития музейного дела эти дисциплины во многих музейных центрах развиты недостаточно. Наряду с этим, исследования в области музейной психологии и социологии помогут созданию музейной среды более востребованной и более адекватной восприятию современного музейного посетителя. Так, мы можем говорить о детерминации когнитивной деятельности человека его культурным опытом, судить о том, насколько культура влияет на избирательный аспект восприятия. На основе эмпирических данных, полученных американскими психологами в результате межкультурных исследований, были выявлены различия в перцептивном поведении, связанные с культурой [9, с. 102-123]. Применив полученный вывод в отношении проективной экспозиционно-выставочной деятельности музеев, мы должны констатировать, что восприятие пространства музейной экспозиции будет аналогичным скорее у представителей одной культурной парадигмы. Организация пространства музейной экспозиции в самых разных формах, показ предмета из коллекции частной или музейной, на протяжении своей двух-тысячелетней истории существовал в рамках доминирующей парадигмы и осмыслялся в контексте превалирующих мировоззренческих позиций.

Более того, восприятие музейной экспозиции ассимилировало в мировоззрение конкретного воспринимающего ее посетителя. Иными словами, любая конкретная музейная экспозиция или выставка актуальна и востребована лишь на конкретном этапе развития общества. Универсализм здесь выражается только в отражении мира, форма презентации же тенденциозна, продиктована потребностями и способностями к осмыслению публикой. Следуя этой логике, получается, что и с позиций декларирующего, показывающего фрагменты историко-культурного наследия, и с позиций воспринимающего, присваивающего себе опыт предшественников, выраженный в специфической музейной форме, речь идет о взаимодетерминации. Вероятно, поэтому музеи, сошедшие на обочину развития в техническом плане, теряют своего музейного посетителя. Важно удержать баланс между сохранением музейного предмета и его грамотной репрезентацией в пространстве музейной среды.

Вместе с тем не стоит забывать, что базовые ценности и потребности носителей разных культурных традиций есть то объединяющее, что лежит в основе интеграции национальных культур в мировую культуру. В этом случае музейная среда, а конкретно музейная экспозиция или выставка, становится реальным инструментом в преодолении отчужденности в принятии человека человеком и ведении межкультурного диалога. Он же в свою очередь «имеет целью развитие более глубокого понимания различного мировоззрения и поведения, повышения уровня сотрудничества и вовлеченности (или свободу выбора), создания условий для развития личности, а также толерантности и уважения к другому» [10].

Положительным трендом становится выработка универсального языка экспозиции [11]. В его арсенал входят и мультимедийные средства, имплицированные современностью. В упорядоченной системе музейной сценографии они занимают место в ряду когнитивных, охватывая сигналы интерактивных инструментов [12, p. 15]. Например, посетитель музея может видеть экспонат в витрине, но

фактически не имеет возможности прикоснуться к нему, изучить то, что ценно в этот момент для него. Он вынужден видеть лишь то, что задумано экспозиционером, но благодаря современному мультимедийному оборудованию, у того же самого посетителя появляется возможность прикоснуться на ментальном уровне к объекту историко-культурного наследия. Опыт показывает, что мультимедийная компонента современной музейной экспозиции или выставки, безусловно, оставаясь в тени музейного предмета - экспоната, помогает сократить объем занимаемого экспозиционного пространства, а также дифференцировать музейную информацию под потребности разнообразных групп посетителей.

Современные российские музеи активно осваивают информационные технологии. Компания «Аскрин», один из крупнейших в стране разработчиков оснащения для музейных экспозиций, участвовала в создании экспозиций с использованием интерактивных средств и мультимедиа в десятках музеев России. Инструментарий специалистов компании - это интерактивные столы, системы управления, сценическая голограмма, 3D графика, мультипликация, информационно-справочная система и многое другое, что грамотно вплетается в музейное пространство и тактично взаимодействует с музейным предметом на экспозиции. Задумки дизайнеров «Аскрин» нашли свое воплощение в Государственном Русском музее, Музее Природы и Человека в Ханты-Мансийске, музее-заповеднике Выкса, Музеях Московского Кремля, Государственном Дарвиновском музее и др.

Среди зарубежных музеев, прочно стоящих на позициях использования информационных технологий в музейной среде, можно выделить Этнографический Раутенштраух-Йост-Музеум в Кельне (Германия), который в своей обновленной экспозиции ориентируется на отражение концепции музея. Именно поэтому каждая тема экспозиции разворачивается в отдельном помещении, где создается образ, вмещающий в себя не только музейные предметы, но и окружающее пространство - стены, потолок, пол, а управление светом и графика работают на идею экспозиции. Частично модульный характер выставочной архитектуры помогает в случае необходимости трансформировать пространство и насыщает его новыми экспонатами. В последние десятилетия фундаментальная реорганизация затронула Музей естествознания в Берлине. Изменения в музейной среде коснулись и переориентации на максимальную доступность в самом широком понимании экспозиционно-выставочного пространства. Предметы естественнонаучных коллекций, сложные процессы эволюции репрезентуются при помощи мультимедийных инсталляций и других современных способов передачи информации. Современные средства представления информации и интерактивные технологии используются в музее «На полях Фландрии» в г. Ипр (Бельгия). В ходе реэкспозиции, которая была проведена в музее в 2012 г., музейное пространство обогатилось новыми способами презентации культурного наследия. Сенсорные экраны, звуковые системы, видеопроекция нашли свое место среди подлинных артефактов в музейной экспозиции [13].

Морфологический анализ музейной среды доказывает ее гетерогенность. Исследователи-музееведы ищут подходы к осмыслению разных ее констант. Так, М. Т. Майстровская в своих работах обращает внимание на музейную экспозицию как объект художественного творчества. Исследователь констатирует, что музейный дизайн вбирает в себя основы дизайна, архитектуры, искусства, растворяется в них и воплощается в пограничном состоянии между искусством и культурой, «являясь областью эстетической организации окружающего человека предметного мира, областью, где эстетика и рационализм становятся принципом оптимального решения каждой проектной задачи» [14, с. 136]. Следуя этой логике, оказывается, что музейный дизайн включает в себя и музейную архитектуру. Здесь обратимся к истории и вспомним постройку здания для Этнографического отдела Русского музея императора Александра III, которое было начато в 1903 г. Архитектор В. Ф. Свиньин специально изучал за рубежом опыт создания помещений для экспонирования, в результате чего разработал собственный проект здания с залами, максимально предназначенными для экспонирования этнографических коллекций. Предполагались анфиладная планировка залов, спокойные, приглушенные тона в антураже, стены, лишенные росписей и лепных украшений. В пандан к интерьеру была заказана и специальная герметичная мебель, что обусловлено спецификой экспонатов, а также дезинфекционная камера, которая находится на территории музея по сей день.

В заключении можно сделать вывод о том, что элементы музейной среды на протяжении развития музейного дела эволюционировали. Особенности культурной парадигмы высвечивали базовые характеристики музейной экспозиции отечественных и зарубежных музеев. Актуальное состояние музейного строительства представляется возможным оценить и критически осмыслить с высоты опыта и современного развития концепции взаимодействия посетитель-музей.

Литература

1. Словарь музейных терминов [Электронный ресурс]. - URL: http://www.museum.ru/RME/dictionary. asp?40 (дата обращения: 25.02.2015).

2. Ключевые понятия музеологии [Электронный ресурс]. - URL: http://icom.museum/fileadmin/user_up load/pdf/Key_Concepts_of_Museology/key_concepts_ru.pdf (дата обращения: 02.03.2015).

3. Poulot D. Musee et museologie. - Paris: La Decouverte, 2009.

4. Мастеница Е. Н., Шляхтина Л. М. Будущее в прошлом: музеи Петербурга в свете кросскультурных исследований // Петербургская тема и петербургский текст в русской литературе XVIII-XX веков. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2002.

5. Творчество и педагогика: материалы всесоюз. науч.-практ. конф. - М, 1988.

6. Ромедер Ю. Методы и средства музейной работы: педагогика обслуживания отдельного посетителя в музее // Музееведение и охрана памятников: науч.-реф. сб. - М., 1980.

7. Viel A. L'objet de la muséologie. - Neuchâtel, 2005.

8. Арзамасцев В. П. О семантической структуре музейной экспозиции // На пути к музею XXI века. - М.:

1989.

9. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. - М.: Прогресс, 1977.

10. Декларация Комитета министров Совета Европы «"Белая книга" по межкультурному диалогу» от 7 мая 2008 г.

11. Волькович А. Ю. Музейная экспозиция как семиотическая система: автореф. дис. ... канд. культурологии. - СПб., 1999.

12. Watteyne D. Schema de communication museographique / Le langage de l'exposition. - Suisse, 1991.

13. Mission du Musée In Flanders Fields / In Flanders Fields Museum [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.inflandersfields.be/fr/ontdek (дата обращения: 27.02.2015).

14. Майстровская М. Т. Музейный дизайн: понятие и актуальность // Исторические экспозиции региональных музеев в постсоциалистический период. - СПб.: Алетейя, 2009.

References

1. Slovar' muzeinykh terminov [Glossary of Museum Terms]. Available at: http://www.museum.ru/RME/dictio nary.asp?40 (accessed February 25, 2015).

2. Klyuchevye ponyatiya muzeologii [Key Concepts of Museology]. Available at: http://icom.museum/fileadmin /user_upload/pdf/Key_Concepts_of_Museology/key_concepts_ru.pdf (accessed March 2, 2015).

3. Poulot D. Musee et museology [Museums and museology]. Paris: La Decouverte, 2009. (In French)

4. Mastenitsa E. N., Shlyakhtina L. M. Budushchee v proshlom: muzei Peterburga v svete krosskul'turnykh is-sledovanii [Future in the Past: Museums of St. Petersburg in the Light of Cross-cultural Studies]. Peterburgskaya tema i peterburgskii tekst v russkoi literature XVIII-XX vekov - Theme of St Petersburg in Russian Literature of 18th - 20th centuries. SPb.: St. Petersburg University Publ., 2002.

5. Tvorchestvo ipedagogika [Creativity and Pedagogy]. Proc. All-Union sci.-pract. conf. Moscow, 1988.

6. Romeder Yu. Metody i sredstva muzeinoi raboty: pedagogika obsluzhivaniya otdel'nogo posetitelya v muzee [Methods and Means of Museum Work: Pedagogy of Service for Individual Visitor]. Muzeevedenie i okhrana pa-myatnikov - Museology and Protection of Monuments. Moscow, 1980.

7. Viel A. L'objet de la museology [The object of museology]. Neuchâtel, 2005. (In French)

8. Arzamastsev V. P. O semanticheskoi strukture muzeinoi ekspozitsii [On the Semantic Structure of Museum Exhibition]. Na puti k muzeyu XXI veka - On the Way to Museum of the 21st century. Moscow, 1989.

9. Cole M., Scribner S. Culture and Thought: A Psychological Introduction. N.Y.: Willey, 1974.

10. White Paper on Intercultural Dialogue. CoE Declaration of May 7, 2008.

11. Vol'kovich A. Yu. Muzeinaya ekspozitsiya kak semioticheskaya sistema. Avtoref. dis. ... kand. kul'turologii [Museum Exhibition as a Semiotic System. Author's abstract of Cand. cultural studies diss.]. St. Petersburg, 1999.

12. Watteyne D. Schema de communication museographique [Scheme of museum communication]. Le langage de l'exposition - Language of exhibition. Suisse, 1991. (In French)

13. Mission du Musée In Flanders Fields [Mission of Museum In Flanders Fields]. In Flanders Fields Museum. Available at: http://www.inflandersfields.be/fr/ontdek (accessed February 27, 2015). (In French)

14. Maistrovskaya M. T. Muzeinyi dizain: ponyatie i aktual'nost' [Museum Design: the Concept and Relevance]. Istoricheskie ekspozitsii regional'nykh muzeev v postsotsialisticheskii period - Historical Exposition of Regional Museums in the Post-Socialist Period. St Petersburg: Aleteiya Publ., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.