Научная статья на тему 'ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ИНТЕРНЕТЕ: КОНТЕКСТ МУЗЕЙНЫХ ПРАКТИК'

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ИНТЕРНЕТЕ: КОНТЕКСТ МУЗЕЙНЫХ ПРАКТИК Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
211
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
историческая наука / музееведение / культура / историческая память / музей / информационные технологии / Интернет / сайт / Государственный литературный музей / Государственный музей А.С. Пушкина / historical science / museology / culture / historical memory / Museum / information technologies / Internet / website / State literary museum / State A.S. Pushkin museum

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Тарумова Наталья Тимофеевна

в настоящее время значительная часть объектов культурно-исторического наследия, представляющая интерес как для исследования феноменов культуры, так и для распространения гуманитарных знаний, находится в музейных коллекциях и хранилищах. Презентация этих объектов в Интернет делает актуальными анализ контента и структуры сайтов, представляющих в сети сами музеи и музейные коллекции. Использование современных информационных технологий для презентации и коммуникации придает существующим музейным экспозициям новое качество. Происходит трансформация терминов, сложившихся в музееведении и смежных областях гуманитарного знания. Понятия «музеефикация», «виртуальный музей» требуют нового осмысления в культурологическом аспекте. Любой музейный сайт есть сайт культурологический, контент которого направлен на комплексную концептуализацию тех или иных явлений и событий, существенных с точки зрения истории и развития культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESENTATION OF THE OBJECTS OF NATIONAL CULTURAL HERITAGE IN THE INTERNET: CONTEXT OF MUSEUM PRACTICES

Currently, a significant part of the objects of cultural and historical heritage, which is of interest both for the study of cultural phenomena, and for the dissemination of humanitarian knowledge, is in museum collections and depositories. The presentation of these objects on the Internet makes it important to analyze the content and structure of sites that represent museums and museum collections in the network. The use of modern information technologies for presentation and communication gives a new quality to the existing museum expositions. There is a transformation of the terms that have developed in museology and related areas of humanitarian knowledge. The concepts of “museum-fication”, “virtual museum” require a new interpretation in the cultural aspect. Any museum site is a culturological site, the content of which is aimed at the complex conceptualization of those or other phenomena and events that are significant from the point of view of the history and development of culture.

Текст научной работы на тему «ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ИНТЕРНЕТЕ: КОНТЕКСТ МУЗЕЙНЫХ ПРАКТИК»

В итоге следует отметить, что, несмотря на имеющиеся прекрасные примеры эффективности электронной публикации результатов научной деятельности музеев, в целом ее роль еще недостаточно осознается музейным сообществом. Информативность музейных сайтов в большинстве своем не соответствует запросам профессиональных историков. Информационные потребности специалистов не являются приоритетными для менеджеров и сотрудников, ответственных за логический дизайн и формирование контента официальных сайтов музейных учреждений. Заинтересованность музеев в распространении сведений о реализованных ими проектах научных исследований и конференций, сопровождавшихся изданием монографий, каталогов и сборников материалов, остается низкой. Будем надеяться, что в ближайшей перспективе ситуация начнет меняться в положительную сторону.

Библиография

История и культура Ростовской земли. 1991-2015. Ростов, 1991-2016.

Коссова И.М. Научно-исследовательская деятельность музеев // Музейное дело России / Под ред. М.Е. Каулен. М.: Изд-во «ВК», 2003. С. 253-272.

Музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. Вып. 1-ХХУ11. М.:, 1973-2016.

Скрипкина Л.И. Музей как пересечение интересов науки и массового потребителя // Справочник руководителя учреждения культуры. 2002. № 4. С. 73-82.

Сообщения Ростовского музея. Вып. 1-ХХ1. Ростов, Ярославль, 1991-2016.

УДК 009, 004

Н.Т. Тарумова, N.T. Tarumova

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КУЛЬТУРНОГО

НАСЛЕДИЯ В ИНТЕРНЕТЕ: КОНТЕКСТ МУЗЕЙНЫХ ПРАКТИК

PRESENTATION OF THE OBJECTS OF NATIONAL CULTURAL HERITAGE IN THE INTERNET: CONTEXT OF MUSEUM PRACTICES

Аннотация: в настоящее время значительная часть объектов культурно-исторического наследия, представляющая интерес как для исследования феноменов культуры, так и для распространения гуманитарных знаний, находится в музейных коллекциях и хранилищах. Презентация этих объектов в Интернет делает актуальными анализ контента и структуры сайтов, представляющих в сети сами музеи и музейные коллекции. Использование современных информационных технологий для презентации и коммуникации придает существующим музейным экспозициям новое качество. Происходит трансформация терминов, сложившихся в музееведении и смежных областях гуманитарного знания. Понятия «музеефикация», «виртуальный музей» требу-

ют нового осмысления в культурологическом аспекте. Любой музейный сайт есть сайт культурологический, контент которого направлен на комплексную концептуализацию тех или иных явлений и событий, существенных с точки зрения истории и развития культуры.

Ключевые слова: историческая наука, музееведение, культура, историческая память, музей, информационные технологии, Интернет, сайт, Государственный литературный музей, Государственный музей А.С. Пушкина.

Abstract: Currently, a significant part of the objects of cultural and historical heritage, which is of interest both for the study of cultural phenomena, and for the dissemination of humanitarian knowledge, is in museum collections and depositories. The presentation of these objects on the Internet makes it important to analyze the content and structure of sites that represent museums and museum collections in the network. The use of modern information technologies for presentation and communication gives a new quality to the existing museum expositions. There is a transformation of the terms that have developed in museology and related areas of humanitarian knowledge. The concepts of "museum-fication", "virtual museum" require a new interpretation in the cultural aspect. Any museum site is a culturological site, the content of which is aimed at the complex conceptualization of those or other phenomena and events that are significant from the point of view of the history and development of culture.

Keywords: historical science, museology, culture, historical memory, Museum, information technologies, Internet, website, State literary museum, State A.S. Pushkin museum.

Появление в 1990-х гг. в Интернете сайтов, раскрывающих специфику музейной деятельности, положило начало исследованиям этого феномена. Обзоры и классификация музейных сайтов, механизмы презентации музейных коллекций в Интернет, культурологические аспекты такого взаимодействия стали объектом пристального внимания культурологов [Вяткина, 2012; Пронина, 2009], музеологов [Сотникова, 2007; Волькович, 2015; Каулен, 2008; Сундиева, 2001, 2014], историков [Валетов, 2003; Воронцова, 2013; Воронцова, 2014; Воронцова, 2015; Гарскова, 2015] и представителей информационных дисциплин [Несговорова, 2006].

В российском сегменте Интернет существует два представительных пор-тала-агрегатора, консолидирующих информацию о российских музеях, где данные о них объединены в единый пользовательский каталог/ресурс. Наиболее полную картину представленности музеев в Интернет дает портал «Музеи России» (http://www.museum.ru, поддерживается автономной некоммерческой организацией «Российская сеть культурного наследия»). На 01.03.2017 на сайте было зарегистрировано 3023 российских музеев всех профилей. Из них 1147 записей имеют ссылки на самостоятельные музейные сайты. Другой агрегатор информации о музеях - портал культурного наследия России «Культура. РФ» (http://www.culture.ru/museums, функционирует при поддержке Министерства

культуры РФ) - содержит записи о 2757 музеях. Каждому музею отводится информационная страница. Структура каталога сформирована в соответствии с профилями или типами музеев (архитектурные, естественнонаучные, исторические, художественные, отраслевые, литературные, театральные, музыкальные, персональные/мемориальные, музеи-заповедники, краеведческие, виртуальные музеи), что позволяет пользователям четко ориентироваться в многообразии музеев. Опция с названием «виртуальные музеи» портала «Культура. РФ» формирует список, насчитывающий 117 самостоятельных музейных сайтов/ресурсов (в дальнейшем в статье термины «сайт», «ресурс» будут использоваться как равнозначные). В применении термина «виртуальный музей» имеется проблема. Довольно часто его используют в Интернете применительно к сайтам реально существующих музеев. В «Словаре актуальных музейных терминов» этот термин определяется так: «1) Созданная с помощью компьютерных технологий модель придуманного музея, существующего исключительно в виртуальном пространстве. Воспроизводит некоторые составляющие реального музея: каталоги "коллекций", "экспозицию" и т.п. 2) Электронные публикации объединенных по тематическому, региональному, проблемному или иному принципу подборок артефактов, в действительности находящихся в разных местах и не составляющих коллекций. На бытовом уровне "В.М." нередко называют сайт реально существующего музея» [Словарь актуальных музейных терминов, 2009. С. 49]. Предлагаемые определения получили дальнейшее развитие в современных научных исследованиях [Несговорова, 2005; Вяткина, 2012]. Таким образом, можно констатировать, что термин «виртуальный музей» и другие связанные с ним понятия, относящиеся к электронным средствам коммуникации, представляют постоянно развивающуюся область знания. Вместе с тем, «уже на данном этапе мы можем утверждать, что язык виртуальной выставки - иной, отличный от языка традиционной выставки, но, тем не менее, относящийся к языку музейной коммуникации» [Волькович, Чи-гарева, 2015. С. 252]. Термины «виртуальный» (что предполагает размещение информации в Интернет) и «музей» (в его научном музееведческом понимании) не совсем подходят для описания контента и структуры Интернет-ресурсов, предоставляющих пользователю информацию о культурно-исторических объектах и феноменах.

В структуру многих музейных сайтов включена рубрика «виртуальный музей». Этим термином авторы сайтов называют воссоздание цифрового образа музейного пространства, будь то ландшафтный заповедник, историко-ар-хитектурный музей или внутренние интерьеры художественных музеев. Такой подход к презентации (воссоздание цифрового образа музейного пространства), несомненно, влияет на рост пользовательской аудитории сайта, что способствует и росту популярности конкретного музея. Рассматривая термин

«виртуальный музей», необходимо иметь в виду еще один аспект. Возможности Интернет позволяют существенно расширить музейное пространство для презентации объектов культурно-исторического наследия, в первую очередь той его части, которая не может быть напрямую представлена аудитории. Речь может идти, например, о нематериальном культурном наследии (его определение дано в конвенции Юнеско от 2003 г. - ст. 2, пункты 1, 2; см.: ЬИр://ипе8^с. unesco.Org/images//0013/001325/132540r.pdf), об объектах, постоянно находящихся в местах хранения (в архивах и фондах музеев), или об объектах, презентация которых возможна только в цифровом формате с помощью современных информационных технологий. Фактически происходит «музеефикация» совокупности разрозненных элементов в единый объект культурного наследия и придание ему музейного статуса.

В Интернете одновременно существуют многочисленные интерпретации одного и того же объекта культуры, связанные с музейными практиками и отличающиеся друг от друга по разным показателям [Тарумова, 2016].

По степени соответствия «оригиналу» можно выделить сайты, чей контент основан на коллекциях и фондах реально существующих отдельных музеев. В качестве объектов презентации могут использоваться не только музейные предметы, но и интерьеры домов-музеев, ландшафты музеев-заповедников. Примером такого рода может служить сайт «Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова» (http://museum.lomic.ru/). Такие Интернет-ресурсы мы предлагаем определять как сайты-реплики, цифровые копии реально существующих музеев. Помимо этого, существуют сайты, объединяющие совокупность цифровых копий в комплексную цифровую коллекцию; она отличается от категории сайтов-реплик тем, что ее контент могут составлять элементы презентации, собранные из разных музейных собраний. В цифровую коллекцию могут быть также включены материалы, находящиеся в разных архивах, библиотечных фондах и местах хранения, представление которых в реальном выставочном пространстве практически невозможно, но которые представляют единый объект культуры, артефакт или феномен. Определим такой ресурс как сайт-интегратор, представляющий комплексную цифровую коллекцию. Комплексность в данном контексте подразумевает полицентризм презентации, характерный для любого объекта культуры. Существуют и сайты комбинированного типа, когда объединение музейной коллекции и, например, архивных документов, позволяет представить объект презентации наиболее полным образом. Кроме того, представленные объекты сами по себе могут быть результатом презентаций на других Интернет-ресурсах; ссылки на них, дополняя контент сайта, значительно расширяют пространство презентации.

Сайты также могут различаться по целям презентации. С достаточной степенью условности их можно отнести к двум категориям: первая - презентация

музеев с целью привлечения внимания аудитории к их деятельности, музейным коллекциям и объектам; вторая - презентация результатов научных музейных и архивных исследований. В первом случае презентация носит информационно-рекламный характер и служит для привлечения новых посетителей в реально существующий музей. Рубрики музеев Интернет-портала «Культура. РФ» несут явно выраженную информационно-рекламную составляющую, ориентированы на широкую пользовательскую аудиторию и служат для привлечения внимания к деятельности того или иного музея. Информационно-рекламный подход характерен для большей части сайтов, презентующих музейную деятельность в Интернет. В этом случае главная страница сайта, как правило, состоит из следующих разделов: история создания музея, описание музейных экскурсий, новостная лента и презентация музейных экспозиций в виде фотогалерей и/или визуальных рядов. Такой подход служит для популяризации конкретного музея, привлечения большего числа посетителей и, как следствие, - расширения доступа к объектам культурного наследия, представляющих музейные коллекции. Во втором случае презентация рассчитана больше на специалистов и исследователей, занимающихся конкретной областью знания, на аудиторию, проявляющую интерес к конкретному объекту культуры, и несет в себе существенную научную составляющую, что характеризует цель презентации как научно-просветительскую. Эта цель достигается включением в контент сайта элементов презентации в виде исследовательских работ, научных статей и других атрибутов актуальной научной деятельности. Большинство сайтов, презентующих объекты культуры на основе музейных коллекций, занимают промежуточное положение (в области между информационно-рекламными и научно-просветительскими); существует достаточное количество Интернет-ресурсов, удачно совмещающих обе эти презентационные цели.

Объекты культурного наследия, презентируемые на сайтах, как и музейные коллекции, их представляющие, с одной стороны, содержат информацию, которую можно интерпретировать как персонифицированную, личностную, а с другой - объединение информации на сайте происходит по другим, безличностным принципам (например, по территориальному или феноменологическому, когда речь идет о какой-либо территории или каком-либо культурном феномене).

В качестве примера культурного феномена мы рассмотрим взаимодействие музейных структур с сетью Интернет самых крупных литературных музеев, обладающих наиболее обширными фондами и разветвленной сетью филиалов: Государственного литературного музея (ГЛМ) и Государственного музея А.С. Пушкина (ГМП).

Современная музеология выделяет исторически сложившийся тип мемориального музея - это музей, «посвященный выдающемуся человеку или

важному историческому событию и созданный в месте, связанном с мемори-руемым лицом или событием» [Словарь актуальных музейных терминов, 2009. С. 54]. Мы считаем, что ресурсы, представляющие контент, определяемый персонифицированным принципом обобщения и сбора объектов для презентации, т.е. объектов, связанных с деятельностью отдельной личности или группы лиц, необходимо выделить в отдельную категорию.

Литературные музеи с точки зрения музеологии представляют профильную группу музеев, коллекции и фонды которых отражают историю развития литературы и ее современное состояние. Интернет-портал «Музеи России» (URL: http://www.museum.ru) содержит сведения о 270 литературных музеях, каталог ресурса «Культура.РФ» (URL: http://www.culture.ru/museums) - о 163. Не все литературные музеи имеют самостоятельное представительство в Интернет: собрания многих из них отображаются в виде отдельных страниц на сайтах более крупных музейных образований. Помимо сайтов-реплик литературных музеев существует большое количество сайтов-интеграторов цифровых коллекций, представляющих объекты, связанные с литературными памятниками, с творчеством выдающихся писателей и поэтов, с результатами научных исследований их текстов, которые сами по себе являются результатом репрезентации культурно-исторического развития российского общества. Писательские персоналии составляют контент значительного количества сайтов, число подобных Интернет-ресурсов постоянно увеличивается.

Особую значимость сайты, представляющие литературное творчество во всей его многоаспектности, приобретают вследствие того, что, как показывают последние исследования, пути развития российской культуры носили, в силу особенностей развития российского общества, явно выраженный литерату-роцентричный характер. Значительное количество музеев, так или иначе связанных с литературой, в реальности охватывают сферу культуры в целом, а не только область литературного творчества. «Взаимосвязь литературы и культуры в целом в России очень глубока - может быть, глубже, чем в других странах. История словесности в России наиболее непосредственно связана с развитием духовной жизни в ее различных культурных формах (и наоборот). Можно говорить о таком метаисторическом свойстве русской культуры как литерату-роцентризм - упорное тяготение культуры в целом к литературно-словесным формам саморепрезентации» [Кондаков, 2008].

Среди московских литературных музеев наиболее обширными фондами и разветвленной сетью филиалов (отделов) обладают ГЛМ и ГМП. Оба этих музея имеют свои представительства в Интернете.

Государственный литературный музей был создан в 1934 г. как музей, в котором предполагалось хранить коллекции рукописей и биографических документов, связанных с историей русской литературы и писательским

творчеством; в настоящее время он обладает уникальными фондами (аудио-и видеодокументами, предметами живописи, коллекциями меморий). В его состав входят следующие отделы: Дом И.С. Остроухова (Трубниковский пер., д. 17); Дом-музей М.Ю. Лермонтова (Малая Молчановка, д. 2); Дом-музей А.И. Герцена (Сивцев Вражек, д. 27); Ф.М. Достоевского (ул. Достоевского, д. 2); Дом-музей А.П. Чехова (Садовая Кудринская, д. 6); Музей Серебряного века (проспект Мира, д. 30); Мемориальный кабинет А.В. Луначарского (Денежный пер., д. 9); Музей-квартира А.Н. Толстого (Спиридоновка, д. 2); Дом-музей М.М. Пришвина (дер. Дунино Московской области, д. 2); Дом-музей К.И. Чуковского (Переделкино); Дом-музей Б.Л. Пастернака (Переделкино), Информационно-культурный центр «Музей А.И. Солженицына» (в г. Кисловодск).

Титульная страница сайта ГЛМ (http://goslitmuz.ru/) содержит рубрики: О музее, Коллекции, Афиша, Новости, Проекты, Посетителям, Наука, СМИ, Контакты. Существенные события музейной и просветительской работы освещаются с помощью флэш-анимации в специально выделенной области титульной страницы. Особенностью ГЛМ является то, что он объединяет в единое музейное пространство несколько персональных мемориальных домов-музеев и квартир-музеев, являющихся одновременно и выставочными площадками, и отделами музея, что также нашло отражение в структуре и дизайне титульной страницы сайта. Используя предложенную нами типологию музейных ресурсов в Интернет, можно определить сайт ГЛМ в той его части, где представлены отделы музея, как сайт-интегратор материалов информационно-рекламной направленности и сайтов-реплик персонифицированных музейных филиалов. Каждому из отделов (филиалов) соответствует раздел сайта, содержащий: анонс предстоящих событий; информацию о работе; краткую историю музея; фотографии экспонатов и интерьеров; рубрику Виртуальная экскурсия / цифровая Интернет экскурсия, на которой остановимся подробнее. Например, на странице Дома-музея М.Ю. Лермонтова эта рубрика имеет подразделы: История дома и предметы коллекции, Прогулка по дому-музею и Во дворике Лермонтова. Презентация Прогулки и Дворика выполнены средствами интерактивной флэш-анимации (используется сервис Google), что позволяет создать «эффект присутствия» пользователя в воссозданном на экране компьютера пространстве дома-музея. Ту же самую функцию (ознакомление пользователя с музейным пространством и музейными экспонатами) выполняет раздел История дома и предметы коллекции, где интерьеры представлены в виде фотографий музейных предметов и комментариев к ним, что, на наш взгляд, предоставляет пользователю более удобный способ ознакомления с музейными коллекциями. Фактически каждый из таких разделов сайта ГЛМ представляет отдельный персонифицированный сайт-реплику, использующий в качестве объектов пре-

зентации коллекции и интерьеры реально существующего музея. Необходимо констатировать, что ресурс ГЛМ представляет собой хорошо организованный, легко доступный для массовой аудитории информационно-рекламный сайт, главные задачи которого - представительство в сети и привлечение внимания широкого круга пользователей к деятельности реально существующего музея. Отметим, что пользовательская аудитория Интернет-ресурса Гослитмузея была бы существенно расширена за счет исследователей, филологов, литературоведов и научных работников из смежных областей знания, если бы был организован доступ к музейным фондам и коллекциям (хотя бы на уровне электронного каталога).

Вместе с тем в Интернет существуют и успешно развиваются самостоятельные сайты по литературной тематике, связанные с персоналиями, представленными на сайте ГЛМ. Так, помимо страницы этого сайта «Дом-музей К.И. Чуковского», презентующего деятельность одноименного отдела, в Интернет представлен ресурс «Корней Чуковский» (URL: http://www.chukfamily. ru), где с соблюдением авторских прав опубликован объемный корпус текстов, фото и аудио документов, связанных с жизнью и творчеством писателя и членов его семьи: дочери - Л.К. Чуковской и внучки - Е.Ц. Чуковской. Учитывая способ формирования контента сайта, этот персонифицированный ресурс можно назвать сайтом-интегратором комплексных цифровых коллекций, а исходя из целей презентации и предполагаемой аудитории пользователей - научно-просветительским. Творческое и эпистолярное наследие литературной династии Чуковских несомненно представляет интерес как в культурологическом, так и в историческом аспекте.

Наиболее полная информация о жизни и творчестве А.П. Чехова содержится на официальном ресурсе Чеховской комиссии при Совете по истории мировой культуры РАН (http://www.chekhoved.ru). Он содержит информацию об актуальных научных событиях, посвященных творчеству писателя, ссылки на существующие музейные сайты, тексты научных работ, т.е. является персонифицированным сайтом-интегратором комплексных цифровых коллекций.

Несмотря на существенные различия в дизайне, структура сайта Государственного музея А.С. Пушкина (URL: http://www.pushkinmuseum.ru) выстроена таким же образом, как и структура ресурса ГЛМ. Основной целью презентации является деятельность музея и информирование посетителей сайта о прошедших и предстоящих событиях, выставках, лекциях и концертах, проходящих на музейных площадках. С титульной страницы сайта открывается доступ к содержанию рубрик: Музей, Афиша, Фонды, Филиалы, Программа, Информация. Рубрика Музей служит для ознакомления посетителей сайта с историей создания музея, его постоянными экспозициями и филиалами. В по-

драздел этой рубрики «Виртуальный музей» вынесены ссылки на обзорные туры по интерьерам музейных филиалов и отдельных выставок, выполненные с помощью интерактивной веб-анимации. Каждому из филиалов музея (Мемориальная квартира А.С. Пушкина, ул. Арбат, д. 53; Дом-музей В.Л. Пушкина, ул. Старая Басманная, д. 36); Музей И.С. Тургенева, ул. Остоженка, д. 37; Мемориальная квартира Андрея Белого, ул. Арбат, д. 55; Выставочные залы на Арбате, ул. Арбат, д. 55) соответствует подраздел рубрики Филиалы, выполненный в виде отдельной страницы сайта. В каждом подразделе дается подробная информация об истории филиалов, выставках и музейных коллекциях, к ним относящихся; каждый подраздел в рубрике Филиалы можно отнести к персонифицированному сайту-реплике (как и в случае с ресурсом, представляющим деятельность ГЛМ). Более подробно с научно-просветительской деятельностью ГМП можно познакомиться в разделе Афиша, который помимо анонсов предстоящих событий содержит раздел Пост-релизы (с информацией о прошедших мероприятиях). Раздел Программа охватывает практически весь спектр культурно-просветительской деятельности музея, одной из важных составляющих которой является проект по объединению в Интернете музеев, чья деятельность посвящена жизни и творчеству А.С. Пушкина. Что касается богатейшего фонда музея (его описание можно найти в рубрике Фонды), то доступ к каталогизированной информации о коллекциях может существенно повлиять на аудиторию ресурса с точки зрения расширения его информационного функционала.

Анализируя структуры и контент сайтов ГЛМ и ГМП, считаем необходимым отметить следующее. Оба ресурса носят информационно-рекламный характер и созданы с целью представления в Интернет деятельности реальных музеев. Использование современных компьютерных технологий, в частности интерактивной флэш-анимации, для презентации выставочного пространства и создания эффекта присутствия в музейных залах в данном конкретном случае рассчитано на определенные технические характеристики компьютеров и гаджетов, используемых аудиторией и наличие на них соответствующего программного обеспечения, что существенно влияет на зрительское восприятие. При создании «виртуальных туров» по залам музеев в качестве основного критерия необходимо учитывать эффективность использования этой технологии для поставленной задачи - презентации пользователю интерьеров музея и представленных в них экспонатов. Учитывая то, что оба анализируемых музея имеют ярко выраженную литературную направленность и обладают обширными фондами, содержащими значительный корпус текстов и документов, являющихся объектами культурного наследия, их презентация как в виде электронных каталогов, так и в виде оцифрованных копий, может существенно расширить аудиторию пользователей этих ресурсов.

Библиография

Валетов Т.Я. Музеи в Интернете: обзор глобальной сети // Круг идей: электронные ресурсы исторической информатики. Труды IX конференции Ассоциации «История и компьютер». М.; Барнаул: Изд-во Алтайского госуниверситета, 2003. С. 328-358.

Волькович А.Ю., Чигарева Н.Г. Виртуальные выставки как новая форма деятельности музея // Музей в мире культуры. Мир культуры в музее. Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры, 2015. Т. 212. С. 250-254.

Воронцова Е.А. Мир литературных музеев в зеркале энциклопедии «Литературные музеи России»: концептуальные основания проекта // Исторический журнал: научные исследования. 2015. № 2(26). С. 228-235.

Воронцова Е.А. Музей как элемент системы информационного обеспечения исторической науки: теоретико-методологические аспекты проблемы // Гуманитарные науки в Сибири. Сер. «История». 2014. № 3. С. 82-85.

Воронцова Е.А., Гарскова И.М. Информационное обеспечение российской исторической науки в информационном обществе: современное состояние и перспективы // Исторический журнал: научные исследования. 2013. № 5. С. 487-505. Б01: 10.7256/2222-1972.2013.5.9811.

Вяткина Ю.Д. Виртуальный музей как РИ-средство // Человек в мире культуры, 2012. № 4. Электронный ресурс: http://region-culture.ru/, http://region-culture.ru/Vyatkina.pdf.

Гарскова И.М. Гуманитарные исследования в цифровую эпоху: методы, технологии, ресурсы // Гуманитарные чтения РГГУ - 2014: теория и методология гуманитарного знания, общественные функции гуманитарных и социальных наук, россиеведение, гуманитарное знание и образование: Сборник материалов / Отв. ред. Е.И. Пивовар; сост. Е.А. Антонова, И.М. Чубаров. М.: РГГУ, 2015. С. 176-185.

Каулен М. Е. Музеефикация историко-культурного наследия России. М.: Этерна, 2012. 432 с.

Каулен М.Е. Музеефикация как одно из основных направлений музейной деятельности // Экологические проблемы развития музеев-заповедников. Материалы десятой Всероссийской научной конференции Москва, 15-17 ноября 2005 г. М.: Изд-во музея-заповедника Бородинское поле, 2008. С. 35-51.

Кондаков И. По ту сторону слова // Вопросы литературы. М., 2008. № 5. Электронный ресурс: http://magazines.russ.ru/voplit/2008/5.

Несговорова Г.П. Обзор виртуальных музеев в сети Интернет // Методы и инструменты конструирования и оптимизации программ. Новосибирск: Институт систем информатики им. А. П. Ершова СО РАН, 2005. С. 161-172.

Несговорова Г.П. Современные информационно-коммуникационные и цифровые технологии в сохранении культурного и научного наследия и развитии музейного дела // Проблемы интеллектуализации и качества систем информатики. Новосибирск: Институт систем информатики им. А.П. Ершова СО РАН, 2006. С. 153-161.

Пронина Л.А. Информационные технологии в сохранении культурного наследия // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. 2009. № 2. С. 75-78.

Словарь актуальных музейных терминов / под ред. М.Е. Каулен, А.А. Сундиевой // Музей. Москва, 2009. № 5. С. 47-68. Электронный ресурс: http://www.museum.ru/rme/dictionary.aspT46.

Сотникова С.И. Музей в меняющемся мире (наука и практика) // Обсерватория культуры. М., 2007. Вып. 2. С. 1-16.

Сундиева А.А. Музей как культурная форма // Культурные миры: Материалы научной конференции. М.: РИК, 2001. С. 210-215.

Сундиева А.А. Этапы большого пути // Музей. М., 2014. № 12. С. 15-17.

Тарумова Н.Т. Цифровая музеефикация // Технологии информационного общества в науке, образовании и культуре: сборник научных статей. Материалы XIX Всероссийской объединенной конференции «Интернет и современное общество» 1М8-2016. СПб.: ИТМО, 2016. С. 130-139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.