Научная статья на тему 'Виртуальный музей "Национальные культуры Сахалина и Курильских островов XIX-XX веков" как способ повышения доступности музейных фондов'

Виртуальный музей "Национальные культуры Сахалина и Курильских островов XIX-XX веков" как способ повышения доступности музейных фондов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
249
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ВЕБ-САЙТ / РЕАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / IP-ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Левковская А.Ю.

В данной статье рассматриваются особенности веб-сайтов и виртуальных музеев. А также исполь-зование новых IP-технологий сотрудниками Сахалинского областного краеведческого музея для реали-зации объединяющей площадки между сахалинскими музеями для широкого круга посетителей и уве-личение доступа к музейным фондам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виртуальный музей "Национальные культуры Сахалина и Курильских островов XIX-XX веков" как способ повышения доступности музейных фондов»

реализуемый в процессе музейной коммуникации и способный стимулировать познавательную активность индивида. Иначе говоря, данный термин служит обозначением той части мировой культуры, представление и трансляция которой входят в деятельностное поле музея как социокультурного института. Разумеется, речь идёт о наследии, свидетельствующем об определённых фактах, событиях, явлениях и процессах, имевших или имеющих место в обществе или природе.

Безусловно, проблематика данной работы требует дальнейшего теоретического изучения. Вместе с тем следует отметить, что на практике уже был реализован российско-финский проект «Еврорегион Карелия: музейный гипертекст». Он был направлен на наиболее полное раскрытие потенциала и развитие музеев региона [6] и в должной мере показал эффективность использования гипертекстовых принципов построения экспозиций, расположенных к свободному пути прочтения и свободной интерпретации.

Ввиду обоснования предложенного теоретического материала предшествовавшей музейной практикой автор работы считает, что музейную деятельность, направленную на представление общечеловеческого наследия как важной части глобального информационного пространства, наиболее целесообразно рассматривать, беря во внимание гипертекстовую природу последнего.

Обозначенные подходы к осмыслению музейного гипертекста позволяют наиболее чётко представить роль музея как транслятора культурного наследия на современном этапе, ведущего современного человека сквозь многомерное смысловое пространство от частного к общему и от локального к глобальному.

Список литературы

1. Каулен, М. Е. Экспозиция и экспозиционер / М. Е. Каулен // Хранители наследия. - Барнаул : Изд-во АлтГАКИ, 2005. - С. 140-168.

2. Мастеница, Е. Н. Эвристический потенциал коммуникационного подхода в музееведении / Е. Н. Ма-стеница // Современные проблемы межкультурных коммуникаций. - Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУКИ, 2007. - С. 295-302.

3. Никишин, Н. А. Музейные средства: знаки и символы / Н. А. Никишин // Музейная экспозиция. На пути к музею XXI века. - Москва : РИК, 1997. - С. 23-32.

4. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. - Санкт-Петербург : Метрополис, 1996. - 414 с.

5. Руднев, В. П. Энциклопедический словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты / В. П. Руднев. - Москуа : Аграф, 2009. - 544 с.

6. Описание проекта - музейный гипертекст [Электронный ресурс] / Еврорегион Карелия: музейный гипертекст. - Режим доступа: http://project.museumhypertext.eom/ru/2.html (дата обращения: 04.06.2017).

УДК 069.02:004.946[(=1.571.64-81)+(=1.571.645-81)]

А. Ю. Левковская Сахалинский областной краеведческий музей, Южно-Сахалинск, Россия

ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ «НАЦИОНАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ САХАЛИНА

И КУРИЛЬСКИХ ОСТРОВОВ XIX-XX ВЕКОВ» КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ МУЗЕЙНЫХ ФОНДОВ

В данной статье рассматриваются особенности веб-сайтов и виртуальных музеев. А также использование новых IP-технологий сотрудниками Сахалинского областного краеведческого музея для реализации объединяющей площадки между сахалинскими музеями для широкого круга посетителей и увеличение доступа к музейным фондам.

Ключевые слова: интернет, веб-сайт, реальный музей, виртуальный музей, IP-технологии.

A. Yu. Levkovskaya Sakhalin Regional Museum, Yuzhno-Sakhalinsk, Russia

VIRTUAL MUSEUM «NATIONAL CULTURES OF SAKHALIN AND THE KURIL ISLANDS OF THE 19th AND 20th CENTURIES» AS A METHOD OF INCREASING ACCESS TO MUSEUM'S COLLECTIONS

This article examines the features of websites and virtual museums and how new IP technologies are used by the Sakhalin Regional Museum specialists for the implementation of a unifying platform between Sakhalin museums for a wide range of visitors and increased access to museum collections.

Keywords: Internet, website, real museum, virtual museum, IP-technologies.

В современных условиях глобализации и информатизации общества музеи для охвата потенциальной и удержания своей аудитории активно выходят в сеть Интернет. Практически каждый музей имеет свой веб-сайт, где с помощью технических средств распространяется музейная информация. Таким образом, сайт музея выступает как средство пробуждения интереса у посетителей и формирования мотивации для его реального посещения [1, с. 371].

Помимо этого, веб-сайты позволили технически решить возможность доступа к своим фондам. Большинство музеев на своем сайте имеет электронные каталоги. Посетитель, находящийся на любом континенте планеты, зайдя на сайт, может изучить фонды музея и получить необходимую для него информацию [1, с. 371].

Благодаря широкому спектру сервиса и программ, позволяющих работать с графическими изображениями и 3Б-объектами, появилась возможность создания еще одного вида музейного веб-сайта, получившего название «виртуальный музей» [2, с. 323-324].

В 2014 году Министерство культуры Российской Федерации разработало определяющие критерии отнесения веб-сайта к категории виртуальных музеев для получения государственной поддержки и ряд рекомендаций по использованию технологий для представления предметов музейного фонда и недвижимых объектов культурного наследия [3]. Целью технических рекомендаций является координация и направление деятельности музеев по популяризации коллекций и культурного наследия России, памятников естественной истории, материальной и духовной культуры с помощью современных компьютерных технологий в соответствии с рекомендациями Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [4] и Приказа Министерства культуры Российской Федерации от 8 сентября 2014 года № 1532 «Об утверждении плана деятельности Министерства культуры Российской Федерации на 2013-2018 годы» [5].

Отличительной особенностью виртуального музея является то, что такого музея физически не существует [1, с. 371]. Каждый организатор виртуального музея выбирает ту структуру и организацию, которая кажется ему наиболее удобной и наглядной. Посетить такой музей можно в любое время дня и ночи из любого уголка мира. Число посетителей виртуального музея гораздо больше, чем веб-сайта реального музея [6, с. 163]. Так, в 2011 году виртуальный музей Эрмитажа посетили 3 миллиона 650 тысяч человек. Сам музей - более 2 миллионов 800 тысяч человек [7, с. 111].

За счёт применения интернет-технологий появилась возможность решения таких традиционных музейных проблем, как хранение, безопасность, обеспечение широкого, быстрого и лёгкого доступа к экспонатам. Помимо этого, виртуальный музей можно использовать и как ресурсную площадку для объединения нескольких музеев по выбранной ими тематике.

Так, например, культурное наследие народов, населяющих Сахалин и Курильские острова, богато и разнообразно, частично аккумулировано в государственных и муниципальных музеях региона. Сахалинский областной краеведческий музей обладает значительным количеством предметов и коллекций, характеризующих культурно-историческое наследие народов, населявших и населяющих Сахалинскую область. Сахалинский областной художественный музей, Охинский, Ногликский, Ты-мовский и Поронайский краеведческие музеи содержат значительные фонды материальной и духовной культур коренных малочисленных народов севера Сахалина. Музеи юга Сахалина и Курильских островов обладают коллекциями предметов айнской культуры, а также японской культуры периода Карафуто. Практически все краеведческие музеи Сахалинской области, а также Сахалинский областной художественный музей и Литературно-художественный музей книги А. П. Чехова «Остров Сахалин» хранят коллекции предметов славянской культуры переселенцев.

Вместе с тем, существенной проблемой региональных музейных собраний по данной тематике является их разрозненность и неполнота, что создает проблемы целостного восприятия наследия той или иной национальной культуры при посещении каждого отдельно взятого музея. Помимо этого, хранение коллекций, зачастую содержащих уникальные образцы национальных культур, в музеях, расположенных на значительном расстоянии друг от друга, не позволяет посетителям, при посещении одного музея, использовать информацию, имеющуюся в распоряжении другого. Или такое использование затруднено.

Отсутствие объединяющего музейные фонды ресурса - проблема не новая. Ее частичным решением было проведение межмузейных выставок, издание научных тематических каталогов, проведение научных конференций.

С развитием IT-технологий появилась возможность расширить доступ к музейным фондам. Сахалинский областной краеведческий музей и Историко-литературный музей «А. П. Чехов

и Сахалин» предоставили посетителям своих сайтов возможность совершать виртуальные экскурсии по постоянным экспозициям.

Однако вышеуказанные виртуальные визиты не дают возможность посетителю оперативно приобщиться к собраниям других музеев Сахалинской области. В случае необходимости посетитель вынужден искать иные варианты пополнения своих знаний по интересующей его теме. Так возникла идея создания виртуального музея, способного интегрировать фонды музеев региона. Объединяющей площадкой стала тема «Национальные культуры Сахалина и Курильских островов Х1Х-ХХ вв.», знакомящая посетителя с шестью народами: нивхи, айны, уйльта, русские, корейцы и японцы.

Создание виртуального музея фактически завершило многолетнюю работу по использованию 1Т-технологий в музейном пространстве региона. В 2009-2013 годах музеи региона перешли на комплексную автоматизированную музейную информационную систему (КАМИС). В 2013 году на ее базе был создан и начал работу объединенный региональный каталог музейных предметов и коллекций, размещенный на портале «Музеи Сахалинской области».

Согласно концепции, разработанной сотрудниками Сахалинского областного краеведческого музея, виртуальный музей «Национальные культуры Сахалина и Курильских островов Х1Х-ХХ веков» объединяет три вида представления фондов: сайт, каталог музейных предметов и мультимедийный показ. Так, например, повышение привлекательности музейного пространства для посетителя произошло через спроектированные селения, относящиеся к каждому конкретному этносу, 12 графических анимированных персонажей (каждый народ представлен двумя персонажами - мужчиной и женщиной), выполненных в реалистичной манере. Для детской аудитории разработана рубрика «Игротека» (онлайн-игры).

В 2016 году проект был запущен компанией ООО «ИНФОСТУДИЯ ЭКОН». На данный момент на сайте представлены фонды Сахалинского областного краеведческого музея, и началась работа по выкладке предметов из муниципальных музеев.

Основные результаты, ожидаемые от реализации проекта по созданию виртуального музея:

- увеличение динамики числа посетителей виртуальных систем с 1 % до 2-3 % посредством создания виртуальной реальности для полного погружения в материальную и духовную культуру народов, населявших и населяющих Сахалин и Курильские острова;

- обеспечения доступа граждан к информации на основе использования информационно-коммуникационных технологий; увеличение ежегодного прироста музейных предметов, представленных для просмотра посетителям (зрителю) во всех формах на 5-6 %;

- формирование базиса социальной культуры: бережного отношения к достояниям культуры, уважительного отношения к истории родного края, толерантного отношения к различным национальным культурам.

Список литературы

1. Жеребцова, К. О. Сайт как средство привлечения посетителя в музей / К. О. Жеребцова // Культура и взаимодействие народов в музейных, научных и образовательных процессах - важнейшие факторы стабильного развития России : сб. науч. тр. / отв. ред. : Е. Ю. Смирнова, Н. А. Томилов. - Омск : Наука, 2016. -С. 370-372

2. Дедов, С. Г. Виртуализация музейного пространства / С. Г. Дедов, А. А. Фокин // Царскосельские чтения : материалы междунар. науч. конф. - Санкт-Петербург, 2010. - № Х1У. - С. 322-326.

3. Технические рекомендации по созданию виртуальных музеев [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mkrf.ru/documents/recommendations/virtmuseums

4. Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35261

5. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 8 сентября 2014 года № 1532 «Об утверждении плана деятельности Министерства культуры Российской Федерации на 2013-2018 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mkrf.ru/upload/pravo/11_09_2014_1.pdf

6. Несговорова Г. П. Обзор виртуальных музеев в сети интернет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iis.nsk.su/files/articles/sbor_kas_12_nesgovorova.pdf

7. Максимова Т. Е. Виртуальные музеи У8 традиционные музеи: преимущества виртуальных экспонатов / Т. Е. Максимова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов : Грамота, 2013. - № 4 (30): в 3-х ч., Ч. III. - С. 109-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.