УДК 9.904
DOI 10.24411/2658-5960-2019-10012
Никита Леонидович Свистов1 ([email protected])
ОБЗОР АЙНСКИХ КОЛЛЕКЦИЙ МУЗЕЕВ РОССИИ
В статье дан обзор имеющихся в музеях России коллекций, относящихся к айнам о. Сахалин, о. Хоккайдо и Курильских островов. Отечественные музеи суммарно обладают одной из крупнейших в мире коллекций экспонатов. При этом основная их часть была получена до 1947 г., т.е. до выселения айнов с о. Сахалин. Отмечена особая значимость этих коллекций для мирового научного и музейного сообщества. При составлении статьи использовались опубликованные каталоги Российского этнографического музея и Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук, созданные в сотрудничестве с представителями японского научного сообщества в рамках программы по совместному изучению айнского наследия в музеях России. Также были использованы каталог коллекции «Айны» Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродеко-ва и информация из Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации. В статье представлена история формирования коллекций в различных музеях (при наличии сведений): даны имена дарителей, годы и места сбора экспонатов, а также их количество. По возможности отмечена уникальность коллекций, сохраняемых в том или ином музее. В завершение статьи приведён обобщённый анализ фондовых коллекций, дающий представление о характере и количестве различных групп экспонатов. Ключевые слова: айны, музейные коллекции, этнография, о. Сахалин, о. Хоккайдо, Курильские острова.
Nikita L. Svistov 1 ([email protected])
OVERVIEW OF THE AINU COLLECTIONS OF RUSSIAN MUSEUMS
The article presents an overview of the collections in the museums of Russia belonging to the Ainu of Sakhalin Island, Hokkaido Island and the Kuril Islands. In total, one of the world's largest collections of exhibits is collected in Russian museums. Most of them were received before 1947, that is, before the eviction of the Ainu from Sakhalin Island. The special significance of these collections for the global scientific and museum community is noted. The article was compiled using published catalogs of the Russian Museum of Ethnography and the Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences, created jointly with representatives of the Japanese scientific community as part of the Ainu heritage study program in Russian museums.
1 Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток, Россия.
Institute of History, Archaeology and Ethnology of the Peoples of the Far East, FEB RAS, Vladivostok, Russia.
Was also used Catalog Collection "Amy", published the Khabarovsk local history museum named Grodekova and information provided in State Catalog of the Museum Fund of the Russian Federation. The article presents the history of the formation of collections in various museums (if information is available): the names of objects that transferred objects to the museum, the years and places of collection of exhibits, as well as their number are indicated. When possible, the uniqueness of the collections stored in a particular museum is noted. At the end of the article, a generalized analysis of stock collections is given, which gives an idea of the nature and number of different groups of exhibits. Keywords: Ainu, museum collections, ethnography, Sakhalin Island, Hokkaido Island, Kuril Islands.
Айны — необычный народ, ранее проживавший на территории о. Сахалин, части Нижнего Приамурья, на Камчатке и Курильских островах. Их называют коренным населением японских островов и связывают с древнейшими культурами дальневосточных территорий — прежде всего с населением периода Дзёмон [3].
Самые ранние сведения об айнах в российских источниках относятся к 1640-м гг. Они были получены отрядами И. Москвитина и В. Пояркова от эвенов и нивхов и касались айнов о. Сахалин. Первая встреча произошла в 1713 г., во время одного из походов И. Козыревского. В тот год казаки высадились на о. Парамушир, где вступили в бой с айнами. Контакты же с айнами о. Сахалин, несмотря на имеющиеся о них сведения, произошли только в XIX в. [13].
Первое научное описание данного этноса принадлежит С.П. Крашенинникову, прибывшему на Камчатку в 1737 г. [13]. В дальнейшем многие отечественные и зарубежные учёные неоднократно занимались изучением айнов. Ими было выделено три основных группы: айны о. Сахалин, о. Хоккайдо и айнское население Курильских островов. Между этими группами существуют как лингвистические, так и культурные различия.
Несмотря на достаточно длительное изучение, в истории и культуре айнов до сих пор есть нераскрытые вопросы. Прежде всего это касается их этногенеза. Доподлинно не известно, кем были предки данного народа. Айны имеют сходство сразу с несколькими расами: австралои-дами, монголоидами, европеоидами. Существует четыре основных гипотезы их происхождения: южная (австронезийская), континентальная (азиатская), европеоидная, а также автохтонная [13]. Некоторые исследователи выделяют айнов в отдельную малую курильскую расу, которая считается промежуточной между монголоидной и австрало-негроидной. Предполагается, что представителями этой расы является коренное население Японских и Курильских островов [3].
В настоящее время большинство айнов живёт в Японии. Точных данных об их численности нет. Правительство страны признаёт только айнов,
проживающих на территории о. Хоккайдо. Так, по официальным данным 1999 г., в 66 муниципалитетах острова их было 16 786 чел. Одновременно с этим Ассоциация утари Хоккайдо2 регулярно проводит опросы для определения численности своего народа. При этом учитываются все лица, открыто признающие себя айнами, без территориального ограничения. Согласно этим данным, айнов в целом по стране более 300 тыс. чел. [5].
На территории России, по информации переписи 2010 г., проживает 109 айнов (77 мужчин и 32 женщины): по 1 чел. в Московской, Ростовской, Свердловской областях, Санкт-Петербурге; 3 чел. — в Москве; 102 чел. — в Дальневосточном федеральном округе (94 чел. — в Камчатском крае, 4 чел. — в Приморском крае, 3 чел. — в Сахалинской области, 1 чел. — в Хабаровском крае) [7].
В настоящее время очень небольшая часть айнского населения Японии придерживается традиционного образа жизни и верований. В основном это те, кто занят в туристической отрасли. Большинство же айнов сейчас ведёт образ жизни, не отличающийся от японского. Во многом это последствия японской политики этнической гомогенности [8; 13; 14].
Произошедшие изменения делают основным источником для изучения истории происхождения и традиционной культуры айнов музейные коллекции и материалы научных сборов. Коллекции, хранящиеся в фондах музеев России, суммарно являются одним из самых крупных собраний экспонатов, относящихся к материальной и духовной культуре айнов.
Наиболее крупным в нашей стране фондом айнских предметов владеет Российский этнографический музей (РЭМ) (г. Санкт-Петербург). Там хранятся 2600 экспонатов, объединённых в 22 коллекции. Кроме того, в сумме эти предметы также считаются одним из самых крупных, если не самым крупным, собранием айнского наследия в мире [10].
Сборы предметов и комплектование коллекций, посвящённых айнам, начались в 1902 г. с коллекции Петра Юльевича Шмидта. Он, будучи ихтиологом и зоологом, в 1899—1991 гг. возглавлял экспедицию Русского географического общества на Дальневосточное побережье Российской империи. Оттуда П.Ю. Шмидт привёз и передал в дар музею коллекции, посвящённые культуре корейцев, японцев и айнов. Айнская коллекция была собрана на о. Сахалин, в селении Мауку. Всего в неё вошли 42 экспоната, представляющие традиционные промыслы (предметы, связанные с охотой и рыболовством) и быт (одежда и утварь) айнов.
Наибольший вклад в коллекцию внёс внештатный сотрудник музея, действительный член Русского географического общества Виктор Николаевич Васильев. В 1912 г. он по поручению и при поддержке этнографического отдела Русского музея (в дальнейшем — Русского
2 Айны называют сами себя словом «утари», что значит «товарищ». В 1960 г., чтобы снизить уровень дискриминации, Ассоциация айну Хоккайдо сменила своё название на Ассоциация утари Хоккайдо [5].
этнографического музея) совершает экспедицию на Дальний Восток с целью сбора коллекций, посвящённых айнам.
Свои сборы Виктор Николаевич начал с айнов о. Сахалин. Маршрут его был следующим: прибыв в г. Отомари (ныне г. Корсаков), он решает начать с восточного побережья острова, после чего вновь спуститься на юг и приступить к сборам по западному побережью. Из г. Отомари В.Н. Васильев прибывает сначала в с. Большой Такой, где делает первые приобретения. Оттуда он по железной дороге доезжает до г. Сака-эхама, где посещает окрестные поселения. Далее Виктор Николаевич достигает селений Мануэ (около 7 км на север от с. Взморье) и Охако-тан. Это было самой северной точкой сборов на восточном побережье. После В.Н. Васильев спускается на юг и начинает исследования западного побережья острова. Окончательно завершив сборы, он отправляется на о. Хоккайдо. Там, проехав через г. Тамакомай и с. Сарабуто в с. Пиратори, а также посетив с. Нибутани, исследователь собрал свыше 800 предметов. Из-за недостатка средств сборы были прекращены, всего было приобретено около 2500 вещей [4].
После В.Н. Васильева, в 1948 г., в фонды РЭМ поступили коллекции московского Государственного музея народов СССР: 4 коллекции Даш-ковского этнографического музея и 2 коллекции Антропологического музея Московского государственного университета.
Первые 4 представляли собой:
- Коллекцию российского консула в Нагасаки А.Е. Орловского, собранную им у сахалинских айнов и переданную в музей в 1877 г. В неё входит 78 предметов, характеризующих материальную и духовную жизнь этноса.
- Коллекцию горного инженера Иннокентия Александровича Лопатина, работавшего на о. Сахалин. Всего это 8 предметов, собранных в селениях Ай, Найбучи и Такой.
- Коллекцию смотрителя поста Корсаковского округа на о. Сахалин Петра Пантелеймоновича Вержбинеца, собранную им на южной части острова. Она состоит из 102 предметов и 5 скульптурных композиций.
- Айнский музыкальный инструмент, переданный Музеем прикладных знаний (ныне московский Политехнический музей) в 1896 г.
Из Антропологического музея Московского государственного университета были получены:
- Коллекция, приобретённая Б.О. Пилсудским в 1910 г. в Лондоне у айнов о. Хоккайдо. Они представляли её на Японской выставке. 70 предметов, входящих в коллекцию, были собраны в юго-восточной части о. Хоккайдо, в долинах рек Сару и Момбецу.
- Коллекция айнских предметов неизвестного происхождения, насчитывающая 7 учётных номеров.
В 1997—1999 гг. русско-японская группа специалистов провела комплексное изучение айнской коллекции музея. Результатом работы
стал выпущенный в 2007 г. в Токио каталог айнских коллекций Российского этнографического музея [12, с. 1].
Второе по значительности собрание хранится в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (МАЭ) (г. Санкт-Петербург): всего 25 коллекций общим числом около 1890 предметов [6].
Первые 4 предмета культуры айнов поступили в музей (тогда ещё Петровскую Кунсткамеру) в 1826 г. от адмиралтейства. Через некоторое время, в 1840-е гг., музею были переданы 22 предмета, собранные Ильёй Гавриловичем Вознесенским — зоологом, членом Русского географического общества. Особую ценность представляет то, что вещи, полученные и в 1826 г., и в 1840-е гг., относятся к быту айнов Курильских островов. Эта группа изучена наиболее слабо, и материала по ней очень немного.
Большая часть коллекций, посвящённых айнам, была получена между 1880 и 1910 гг.
В 1880-х гг. в музей передал свою коллекцию Иван Семёнович Поляков, натуралист, член Сибирского отделения Российского географического общества. Во время экспедиции 1881—1882 гг. им был собран ряд айнских предметов на территории Южного Сахалина, в районах залива Терпения и окрестностях Корсаковского порта.
В 1887 г. две коллекции айнских вещей общим числом в 61 шт. (коллекция № 345 — 32 шт.; коллекция № 811 — 29 шт.) передаёт ботаник Александр Васильевич Григорьев. Будучи в составе экспедиции Русского географического общества3, он потерпел крушение и год находился на о. Йокогама. В течение данного времени и были собраны эти коллекции.
В мае 1888 г. Леопольд Иванович Шренк передал в дар музею коллекцию нивхских, якутских и айнских предметов, общим числом 13 шт.
В 1890 и 1891 гг. от доктора П.И. Супруненко поступило 160 вещей, часть из которых приписывается айнам.
В 1891 г. в составе коллекций, поступивших в дар от Русского географического общества, было передано 3 айнских предмета.
Лев Яковлевич Штернберг во время ссылки на о. Сахалин, в 1889—1897 гг., занимался изучением культуры коренных народов Дальнего Востока. В 1902 г. он передал в музей 82 предмета, часть из которых относится к айнской культуре.
Наиболее значительный вклад в айнскую коллекцию МАЭ внёс Бронислав Осипович Пилсудский. Будучи осуждённым в 1887 г. на 15 лет ссылки на о. Сахалин, он много времени и внимания посвятил изучению коренных малочисленных народов.
Обобщая все переданные им коллекции (в различные музеи мира), можно с уверенностью говорить, что Б.О. Пилсудский сыграл чрезвы-
3 Экспедиция Русского географического общества 1879 г. на Дальний Восток. Маршрут планировался следующий: г. Мальмо — о. Йокогама — о. Иессо — г. Хакодате — г. Санкт-Петербург.
чайно важную роль в формировании фонда айнского наследия. Кроме того, что не менее значимо, им были заложены основы отечественного айноведения.
Его стараниями собрано:
- листов с этнографическими записями:
- по айнам — 1880 шт.;
- по гилякам — 320 шт.;
- по орокам — 180 шт.;
- по Амуру (без указания народностей) — 400 шт.;
- текстов, записанных у различных народов:
- айнских — 870 стр.;
- гиляцких — 285 стр.;
- орокских — 13 стр.;
- слов:
- айнских — свыше 10 000;
- гиляцких — около 10 000;
- орокских и ульчских — около 2000;
- фотографий — около 300 [6].
Отдельно следует отметить записанные Б.О. Пилсудским на фонограф сказки и песни айнов. Несмотря на сделанные записи слов и созданные на их основе словари, айнский язык всё ещё представляет собой загадку для учёных. Он считается изолированным, т.е. не входящим ни в одну известную языковую семью. Более того, его позиция в генеалогической классификации до сих пор остаётся неустановленной [2]. Задачу изучения языка осложняет отсутствие у айнов письменности [13]. Свою историю они сохраняли в устных преданиях и богатейшем фольклоре. Бронислав Осипович записал 30 валиков для фонографа, содержащих уникальные аудиоматериалы по культуре айнов. В настоящий момент их язык считается мёртвым, что делает эти записи ещё более ценными.
В 1903—1904 гг. ещё три предмета поступили в музей от Военно-медицинской академии, которой их передал доктор Давыдов из своих сборов 1894—1895 гг.
Последние по времени поступления айнские вещи были получены в 1948 г. от участников Амуро-Сахалинской экспедиции Института этнографии Академии наук СССР И.П. Лаврова и М.Г. Левина. Они были собраны преимущественно в сёлах Ниитой, Сирохама и Райчиси.
Наличие в коллекциях предметов сразу трёх айнских этнических групп делает это собрание особенно важным для научного сообщества.
В 1995—1996 гг. японскими специалистами совместно с Музеем антропологии и этнографии Российской академии наук в рамках программы «Этнографическое исследование по айнскому материалу в музеях Санкт-Петербурга» было проведено обследование хранящихся коллекций. Результатом работы стал выпущенный в 1998 г. в Токио каталог
«Айнские коллекции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук» [6, с. 3].
Коллекция Сахалинского областного краеведческого музея (г. Южно-Сахалинск) является третьей по размеру (467 предметов) и замыкает тройку наиболее крупных собраний по истории и культуре айнов в России.
Большая часть вещей (241 ед. хранения) была получена в наследство от музея губернии Карафуто, основанного в период совместного использования острова русскими и японскими властями. К несчастью, документация музея утеряна, в связи с чем невозможно установить место и время сбора этих предметов.
Ещё 140 вещей передал Б.А. Жеребцов — заместитель директора, а в дальнейшем директор музея. В 1948 г. он вместе с фотографом И.С. Квачем предпринял поездку по о. Сахалин с целью посетить оставшихся после переселения. Полученные в результате предметы и фотографии особенно ценны, так как зафиксировали последние дни айнов на острове.
В 1959 г. Музей им. В.К. Арсеньева передал в фонды Сахалинского музея бо'льшую часть коллекции Б.О. Пилсудского, до того времени хранившейся в г. Владивостоке.
Также в формировании коллекций Сахалинского музея участвовали японские учёные, работавшие в южной части острова — Ямамото Тосио, Баба Осаму, Ито Нобуо, врач Вада Бундзили, археолог-любитель Кимура Синроку. Кроме всего прочего, ими была сделана редчайшая находка — кольчуга айнов Южного Сахалина, обнаруженная археологом Ито Нобуо.
Сравнительно некрупная, но не менее интересная коллекция айнских предметов хранится в Хабаровском краевом музее им. Н.И. Гро-декова (г. Хабаровск).
Первые поступления туда айнских коллекций относятся к 1894 г. Их передал начальник Корсаковского округа И.С. Володин. В 1897 г. Сергей Николаевич Такскин, окружной начальник о. Сахалин, передал коллекцию из 18 предметов.
Наиболее крупное и интересное поступление связанно с именем Бенедека Баратоши Балога — известного венгерского исследователя и лингвиста. С 1903 по 1914 г. он совершил четыре экспедиции на Дальний Восток. Бо'льшая часть его сборов была передана в Музей этнографии в Будапеште — 1400 артефактов, из них 327 относятся к культуре айнов [9]. По просьбе В.К. Арсеньева Б.Б. Балог в 1914 г. собрал и отправил в Гродековский музей 48 предметов по айнам о. Хоккайдо.
В дальнейшем фонд формировался во многом за счёт развития русско-японских отношений и проведения совместных выставок с музеями Японии. Особую ценность представляют предметы из кожи рыбы, а также деревянные и тканевые изделия с традиционным айнским орнаментом.
Стоит сказать и о собрании уникальных фотографий айнского быта, сделанных в 1946 г. фотографом Владимиром Байдаловым. На них запечатлены айны в последний год своего пребывания на о. Сахалин. Всего в коллекции Гродековского музея семь таких фотографий [11]. История происхождения и передачи в музей этих материалов не известна. Будучи штатным сотрудником краевого отделения ТАСС, В. Байдалов регулярно находился в командировках по территории Дальнего Востока, включая и о. Сахалин.
В 2013 г. коллектив Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова выпустил каталог коллекции «Айны». Помимо 76 предметов в него вошли также фотографии и литературные источники, хранящиеся в музее [1].
В фондах Приморского государственного объединённого музея им. В.К. Арсеньева (г. Владивосток) имеется небольшая коллекция айнских предметов. Она была собрана Б.О. Пилсудским (35 шт.), а также частными коллекционерами, посещавшими о. Сахалин.
Интересна коллекция Омского музея изобразительных искусств им. Врубеля (г. Омск). Здесь хранятся акварели японского художника Безана Хиросавы (1822—1876 гг.). Они написаны в стиле айну-э — особом стиле живописи в Японии, посвящённом бытописанию айнов. Картины были переданы академиком Е.М. Лавренко.
Небольшие коллекции есть в музеях о. Сахалин: Поронайском краеведческом музее (г. Поронайск); Южно-Курильском краеведческом музее (г. Южно-Курильск); Тымовском краеведческом музее (рп. Тымов-ское); Учебном археологическом музее Сахалинского государственного университета (г. Южно-Сахалинск). Несмотря на малый размер, каждая из них имеет свою специфику и уникальность.
В Поронайском краеведческом музее представлена в основном культура айнов о. Сахалин и о. Хоккайдо. Большинство предметов айнов Сахалина — материалы археологических сборов и раскопок 1980-х — 2018 гг. Вещи айнов Хоккайдо приобретены старшим научным сотрудником музея Сергеем Горбуновым во время экспедиции по Японии в 2012—2013 гг. и представлены деревянной скульптурой и вышивками второй половины XX — начала XXI в. Имеются также копии и реконструкции икуниси4 и вышивок. Есть антропологический материал (фрагменты черепов и костей скелета из айнских погребений на Сахалине).
В завершение данной статьи приведём краткий анализ5 представленных в каталогах материалов.
4 Икуниси — палочки для совершения ритуальных подношений богам. Богато орнаментированные, они имели длину около 30 см, один конец имел форму лопаточки. На о. Сахалин их называли пасуй/икупасуй, на о. Хоккайдо — икунись/икуниси [12].
5 Для анализа весь объём представленных в каталогах [1; 6; 11] предметов был разделён на 6 категорий: «Охотничий промысел», «Аквакультура», «Культовые предметы», «Приготовление пищи», «Одежда» и «Бытовые предметы». В последнюю вошли
Основная часть экспонатов собрана до 1917 г. Эти материалы представляют наибольшую ценность, поскольку получены до смены айнами места жительства и ломки их традиционного образа жизни. Важно отметить, что преимущественно это были сборы, сделанные по случаю, а не в результате планомерных этнографических экспедиций. Из-за этого часть предметов недостаточно аннотирована либо вовсе не имеет описания места сбора и легенды.
Наиболее крупной частью сборов были предметы быта — прежде всего одежда. Согласно каталогам, она составляет около 22% от общего объёма фонда. На втором месте предметы культа, — в основном инау6 и икупасуй.
Существенную часть составляют предметы, связанные с приготовлением пищи — около 13%.
Интересно, что, несмотря на важность морского промысла в культуре айнов, предметов, связанных с рыбалкой или морской охотой, очень немного — всего 4% от общего количества. Вещей, связанных с охотой, почти в два раза больше — около 9%. При учёте того, что существенная часть материала собиралась на о. Сахалин и о. Хоккайдо, можно предположить, что у айнов этих островов охотничий промысел преобладал над аквакультурой. С другой стороны, это может говорить о большем разнообразии охотничьего инвентаря, а также о его необычности по сравнению с орудиями морского промысла, в связи с чем собиратели коллекций отдавали предпочтение именно ему.
Таблица 1
Анализ айнских коллекций, представленных в российских музеях (%)
Музей Одежда Приготовление пищи Охотничий промысел Аквакуль-тура Культовые предметы Бытовые предметы
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук 21 13 8 5 24 29
Российский этнографический музей 20 16 10 4 23 27
Приморский государственный объединённый музей им. В.К. Арсеньева 35 4 4 0 35 23
Хабаровский краевой музей им. Н.И. Гродекова 26 13 1 4 33 22
предметы, не относящиеся к другим категориям и не имеющие значительной численности для выделения в отдельную категорию.
6 Инау — тонкие стружки дерева, являющиеся одновременно и предметом подношения богам, и «посредником», передающим молитву человека. Имели большое разнообразие форм и размеров [12].
ЛИТЕРАТУРА
1. Айны. Каталог коллекции Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова / сост. Мельникова Т.В., Осипова М.В., Пономарева А.А.; науч. ред. А.Ф. Старцев. Хабаровск: Хабаровский краевой музей им. Н.И. Гродекова, 2013. 136 с.
2. Акулов А.Ю. История языка айну: первое приближение // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2007. № 2. С. 117—122.
3. Васильев С.В., Веселовская Е.В., Боруцкая С.Б., Григорьева О.М. Антропологическая характеристика айнов с островов Сахалин и Хоккайдо // UNIVERSUM HUMANITARIUM. 2018. № 1. С. 88—106.
4. Горбачёва В.В., Карапетова И.А. Айнские коллекции в Российском этнографическом музее // Российский этнографический музей. Каталог айнских коллекций. Токио: Университет Тиба, 2007. С. 39—84.
5. Горян Э.В., Нетрусов Ю.Ю. Признание Россией айну коренным малочисленным народом как фактор решения территориального спора с Японией // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2017. Т. 9. № 4. С. 135—149.
6. Группа по СПб-Айну Проекту. Айнские коллекции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук. Каталог. Токио: Софукан, 1998. 383 с.
7. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года в отношении демографических и социально-экономических характеристик отдельных национальностей. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/results2.html (дата обращения: 02.04.2019).
8. Левковская А.Ю. История народа айну и их современное положение // Вестник Сахалинского музея. 2010. № 17. С. 195—208.
9. Мельникова Т.В., Пономарева А.А. Айнская коллекция в собрании Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова // Айны. Каталог коллекции Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова / сост. Мельникова Т.В., Осипова М.В., Пономарева А.А.; науч. ред. А.Ф. Старцев. Хабаровск: Хабаровский краевой музей им. Н.И. Гродекова, 2013. С. 19—26.
10. Огихара Шинко, Кохара Тосихиро. Айнские коллекции в России // Российский этнографический музей. Каталог айнских коллекций. Токио: Чиба Университет, 2007. С. 11—38.
11. Осипова М.В. Коллекция айнских фотографий в собрании Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова // Айны. Каталог коллекции Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова / сост. Мельникова Т.В., Осипова М.В., Пономарева А.А.; науч. ред. А.Ф. Старцев. Хабаровск: Хабаровский краевой музей им. Н.И. Гроде-кова, 2013. С. 136.
12. Российский этнографический музей. Каталог айнских коллекций. Токио: Университет Тиба, 2007. 383 с.
13. Соколов А.М. Айны: от истоков до современности. Материалы к истории становления айнского этноса. СПб.: МАЭ РАН, 2014. 776 с.
14. Чекункова Е.С. Айны в современном японском обществе (к проблеме гармонизации межэтнических отношений) // Проблемы востоковедения. 2017. № 1. С. 79—83.