Научная статья на тему 'МУЗЕЙНЫЕ ВИРТУАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ: ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

МУЗЕЙНЫЕ ВИРТУАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ: ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1037
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ ВЫСТАВКА / ВИРТУАЛЬНАЯ МУЗЕЙНАЯ ВЫСТАВКА / ВЫСТАВКА-ОНЛАЙН / ЭЛЕКТРОННАЯ ВЫСТАВКА / ВИРТУАЛЬНЫЙ ТУР / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ / МУЗЕЙНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Черненко Виктория Викторовна

В статье анализируется понятие «виртуальная выставка», используемое в профессиональном музейном сообществе с начала нового тысячелетия. Отмечается отсутствие в авторитетных справочных изданиях определения «виртуальная выставка», раскрывающего содержание этого понятия. Выявлено, что размещенные на сайтах отечественных музеев под этим названием материалы различны по содержанию, объему и дизайнерскому решению. Приводятся примеры успешных выставочных проектов в виртуальном пространстве. Рассмотрен контекст их создания в период пандемии COVID-19, выявлены особенности представления информации на сайтах различных музеев. Раскрывается необходимость совершенствования понятийно-терминологического аппарата, вызванная цифровой трансформацией подобных учреждений культуры. Предложено определение понятия «виртуальная музейная выставка», отражающее специфику создания и природу выставки как универсальной формы экспозиционной деятельности, размещенной в виртуальном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUM VIRTUAL EXHIBITIONS: TERMINOLOGICAL ASPECT

The paper analyzes the concept of "virtual exhibition" used in professional museum community. "Virtual exhibition" appeared in the museum language at the beginning of the new millennium. It is emphasized by the absence of a definition of "virtual exhibition" in authoritative reference works that reveals the content of this concept. Materials on the websites of domestic museums under this title were found to vary in content, volume and design. Examples are given of successful exhibition projects in virtual space. It is noted that there is no definition, describing the content of «virtual exhibition» in authoritative reference publications. The context of their creation during the COVID-19 pandemic is considered; the features of presentation on the websites of various museums are revealed. The need to improve the conceptual and terminological apparatus caused by the digital transformation of such cultural institutions is disclosed. Definition of "virtual museum exhibition" is offered, which reflects specifics of creation and nature of the exhibition as a universal form of expositional activities in virtual space.

Текст научной работы на тему «МУЗЕЙНЫЕ ВИРТУАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ: ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

Общество: философия, история, культура. 2021. № 9. С. 97-101. Society: Philosophy, History, Culture. 2021. No. 9. P. 97-101.

Научная статья УДК 069 + 004.94

https://doi.org/10.24158/fik.2021.9.17

Музейные виртуальные выставки: терминологический аспект Виктория Викторовна Черненко1,2

''Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия 2Государственный геологический музей им. В.И. Вернадского РАН, Москва, Россия [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2733-509X

Аннотация. В статье анализируется понятие «виртуальная выставка», используемое в профессиональном музейном сообществе с начала нового тысячелетия. Отмечается отсутствие в авторитетных справочных изданиях определения «виртуальная выставка», раскрывающего содержание этого понятия. Выявлено, что размещенные на сайтах отечественных музеев под этим названием материалы различны по содержанию, объему и дизайнерскому решению. Приводятся примеры успешных выставочных проектов в виртуальном пространстве. Рассмотрен контекст их создания в период пандемии COVID-19, выявлены особенности представления информации на сайтах различных музеев. Раскрывается необходимость совершенствования понятийно-терминологического аппарата, вызванная цифровой трансформацией подобных учреждений культуры. Предложено определение понятия «виртуальная музейная выставка», отражающее специфику создания и природу выставки как универсальной формы экспозиционной деятельности, размещенной в виртуальном пространстве.

Ключевые слова: музейная выставка, виртуальная музейная выставка, выставка-онлайн, электронная выставка, виртуальный тур, пандемия COVID-19, понятийно-терминологический аппарат, музейная коммуникация, цифровая трансформация

Для цитирования: Черненко В.В. Музейные виртуальные выставки: терминологический аспект // Общество: философия, история, культура. 2021. № 9. С. 97-101. https://doi.org/10.24158/11k.2021.9.17.

Original article

Museum Virtual Exhibitions: Terminological Aspect

Victoria V. Chernenko1,2

1Russian State University of the Humanities, Moscow, Russia 2Vernadsky State Geological Museum RAS, Moscow, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2733-509X

Abstract. The paper analyzes the concept of "virtual exhibition" used in professional museum community. "Virtual exhibition" appeared in the museum language at the beginning of the new millennium. It is emphasized by the absence of a definition of "virtual exhibition" in authoritative reference works that reveals the content of this concept. Materials on the websites of domestic museums under this title were found to vary in content, volume and design. Examples are given of successful exhibition projects in virtual space. It is noted that there is no definition, describing the content of «virtual exhibition» in authoritative reference publications. The context of their creation during the COVID-19 pandemic is considered; the features of presentation on the websites of various museums are revealed. The need to improve the conceptual and terminological apparatus caused by the digital transformation of such cultural institutions is disclosed. Definition of "virtual museum exhibition" is offered, which reflects specifics of creation and nature of the exhibition as a universal form of expositional activities in virtual space.

Keywords: museum exhibition, virtual museum exhibition, online exhibition, digital exhibition, virtual tour, COVID-19 pandemic, conceptual and terminological apparatus, museum communication, digital transformation

For citation: Chernenko V.V. Museum Virtual Exhibitions: Terminological Aspect // Society: Philosophy, History, Culture. 2021. No. 9. P. 97-101. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/fik.20219.17.

В последнее десятилетие и особенно в период пандемии COVID-19 на сайтах музеев, в публикациях, докладах и сообщениях музейных специалистов нередко встречается словосочетание «виртуальная выставка». Исходя из контекста, в котором оно используется, очевидно, что авторы вкладывают в него самые разные смыслы.

Совершенствование понятийно-терминологического аппарата любой науки, в том числе и музейной, является одной из важнейших теоретических задач. Возникающие терминологические проблемы непосредственно связаны с изменениями в практической жизни музеев [1]. Активное использование цифровых технологий во всех направлениях музейной деятельности, в том числе и традиционных, привело к появлению в профессиональном языке понятий, которые практически

не отражены в авторитетных отечественных справочных и энциклопедических изданиях, таких как «Российская музейная энциклопедия» (2001), «Словарь актуальных музейных терминов» (2009) и «Словарь музейных терминов» (2010). Предложенные в них формулировки не отличаются достаточной четкостью и отражают уровень использования и развития компьютерных технологий на момент публикации издания. Создаваемый цифровой продукт музейные специалисты стали называть в соответствии со сложившимся ранее понятийно-терминологическим аппаратом, добавляя к названию прилагательные «электронный» или «виртуальный». Так появились понятия «электронная публикация», «электронный каталог», «виртуальный музей» и «виртуальная выставка» [2]. В основу их создания была положена технология мультимедиа, и размещались они в памяти компьютера, на съемных носителях или в сети Интернет [3]. Цифровые технологии стремительно развиваются, ежедневно расширяя спектр программных и аппаратных решений. Это обстоятельство необходимо учитывать при разработке современной терминологической системы музееведения.

С понятием «виртуальная выставка» российские музейные специалисты познакомились в начале нового тысячелетия. Летом 2001 г. руководитель Департамента канадского культурного наследия Шейла Коппс встретилась с директором Государственной Третьяковской галереи В.А. Родионовым. Во время встречи была высказана идея о создании совместного виртуального проекта - выставки «Горизонты: канадская и русская живопись (1860-1940)». Так в российское музейное сообщество вошло новое понятие в области освоения цифровых технологий. Государственная Третьяковская галерея стала инициатором проекта, НП АДИТ выступило в роли менеджера и технологического координатора российской части проекта. Главный куратор выставки Ж.-П. Лабио предложил концепцию и руководил работой канадских коллег. В общей сложности российские музеи представили для проекта более 120 пейзажей с описаниями, биографии художников, а также фрагменты, фотографии, рисунки, материалы по реставрации, аудиотуры, оригинальное музыкальное сопровождение и макет интерактивной карты России [4].

С октября 2003 г. проект «Горизонты»: канадская и русская пейзажная живопись (18601940)» был доступен для просмотра на экранах компьютеров всего мира. Виртуальная выставка, включающая 500 цифровых пейзажей и дополнительных изображений, была представлена на английском, французском и русском языках на портале «Виртуальный музей Канады» (VMC) [5]. Запуск «Горизонтов» - это результат более чем двухлетнего международного сотрудничества. Проект объединил 16 музеев-партнёров из Канады и России, Департамент канадского культурного наследия, НП АДИТ, а также хранителей, преподавателей и специалистов по мультимедиа. Он дал возможность представителям российского музейного сообщества перенять опыт создания и менеджмента виртуальных ресурсов, накопленный Канадской сетью культурного наследия (CHIN) за 30 лет своей работы. В разделе «Виртуальные выставки» портала на тот момент было представлено 267 выставок различной тематики, но международный проект был первым.

Результат пионерского виртуального выставочного проекта, в котором приняли участие российские специалисты, вдохновил отечественные музеи на освоение нового выставочного пространства. Уже через пять лет на сайтах музеев, продвинутых в использовании новых технологий, появился раздел «Виртуальные выставки», позволивший представить музейные коллекции в новом пространстве и привлечь к ним внимание потенциальных посетителей. Виртуальные выставки по уровню исполнения и назначению сильно различались. Остановимся лишь на нескольких. Государственный Дарвиновский музей размещал короткий текст и несколько картинок -анонсы проходящих выставок. Государственный Русский музей представил подборку электронных каталогов выставок, прошедших с 1996 г. Следует напомнить, что именно этот музей стал пионером в области создания электронных изданий с использованием мультимедиа-технологий. Электронные каталоги отличались оригинальным дизайнерским решением, полнотой и глубиной представления информации, солидным научным аппаратом и прекрасным иллюстративным материалом. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) размещал материалы по текущим и завершенным выставкам, а также выполнял публикации электронных образов музейных коллекций, тематически структурированные и сопровождаемые научным комментарием. Только специалисты Государственного Эрмитажа и Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева публиковали материалы, подготовленные исключительно для этого раздела, опираясь на технологию проектирования выставки [6].

Опыт, приобретенный специалистами Государственной Третьяковской галереи во время работы над международным проектом - виртуальной выставкой «Горизонты: канадская и русская живопись (1860-1940)», позволил решить сложнейшую для отечественного музейного сообщества задачу создания при помощи передовых цифровых технологий виртуальной выставки, способной конкурировать с привычными формами представления коллекций, реализованными в физическом, а не электронном пространстве. В 2005 г. проект виртуальной выставки, посвященной

150-летию со дня рождения М.А. Врубеля, стал победителем конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире». Осенью 2007 г. на сайте музея «открылась» необычная выставка. В ходе нее была проведена конференция, выпущен электронный каталог. В 11 виртуальных залах, которые были похожи на залы исторического здания галереи, разместились все произведения М.А. Врубеля, собранные из 13 музеев-держателей России, Украины и Республики Беларусь. Виртуальные выставки в отличие от реальных обычно включают разделы, которые можно представить вниманию посетителей только в цифровом формате. На этой выставке таких разделов было два. Раздел «Библиография» включал список использованной при создании выставки литературы, а архив публикаций объединил в себе все публикации в газетах и других изданиях с 1899 по 1968 гг., в которых присутствовала информация о М.А. Врубеле, о выставках и других событиях в его жизни, о его наследии. Раздел «Особняки» знакомил посетителей с особняком А.В. Морозова в Подсосенском переулке г. Москвы, интерьер которого создавал М.А. Врубель. Посетителям была предоставлена уникальная возможность увидеть интерьеры XIX и XXI вв.

Первая попытка обсуждения нового явления в профессиональном сообществе была предпринята на Двенадцатой ежегодной конференции АДИТ-2008, проходившей в 2008 г. в г. Перми, на секции «Виртуальные музейные выставки». Представители традиционных музейных профессий и IT-технологий, участвовавшие в дискуссии, рассматривая «виртуальные выставки» с позиции своей практической деятельности, не смогли выработать общего подхода к этому понятию. Необходимо было время для его теоретического осмысления.

В немногочисленных публикациях, которые появились в последующие годы, авторы рассматривали виртуальные выставки либо как особую форму деятельности музея, либо как результат развития информационно-коммуникационных технологий. Представители музейного сообщества выделяли положительные и отрицательные черты нового явления, сравнивая его с традиционными выставками музеев, предлагали многоаспектные классификации.

Появилось новое понятие - «электронная выставка», включавшее в себя понятие «виртуальная выставка» в случае представления нематериального культурного наследия. В качестве «электронной выставки» авторы рассматривали любой музейный мультимедийный продукт, созданный с использованием цифровых копий реальных музейных предметов [7].

В профессиональном сообществе начался процесс осмысления дефиниции «виртуальной выставки». Под ней понималась «демонстрация (в том числе в сети Интернет) с помощью средств веб-технологий визуальных образов специально созданной музейной выставки. Это новый многофункциональный информационный ресурс, который, во-первых, предоставляет возможность получения информации широкому кругу пользователей; во-вторых, позволяет при создании выставки расширить круг использованных средств и приемов для реализации идеи и концепции проекта (тексты, графика, аудио, видео и др.)» [8, с. 251]. Приведенное определение демонстрирует лишь понимание возможностей цифровых технологий, но в нем отсутствует составляющая, именуемая выставкой.

Постепенно виртуальные выставки на сайтах отечественных музеев сменили виртуальные туры по реальным экспозициям и выставкам, создаваемые с помощью технологии фотопанорам с интерактивным вызовом предметов, описаний и аудиогидов.

В связи с пандемией COVID-19 на сайтах отечественных музеев вновь появился раздел «Виртуальные выставки». Многие проекты, подготовленные к 75-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне, были переведены в цифровой формат: «Музыка героев» [9], «Другая война: взгляд, факты в VR» [10], «Кунсткамера в годы Великой Отечественной войны. К 75-летию Победы» [11]. Государственная Третьяковская галерея запустила грандиозный проект «#Третья-ковкаДома», объединивший в виртуальном пространстве выставки, лекции и экскурсии. Например, на виртуальной выставке «Айвазовский крупным планом» на примере известных работ художника удалось показать наиболее выразительные, эффектные приемы, которые он использовал в процессе создания своих полотен [12].

После завершения режима изоляции цифровая трансформация выставочной деятельности продолжилась. На сайтах в разных разделах - «Выставки», «Музей online», «Медиа» - представлены новые проекты, которые авторы называют «виртуальные выставки» или «выставки online». Они создаются, как и прежде, в различных структурных подразделениях музея: экспози-ционно-выставочным подразделением и подразделением IT-технологий. Размещены: виртуальный тур по прошедшей выставке [13], набор информационных постеров [14], набор из 25-30 цифровых образов музейных предметов с краткой аннотацией [15] и виртуальный выставочный проект [16]. Все это, без сомнения, свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования понятийно-терминологического аппарата в области экспозиционно-выставочной деятельности и приведении его в соответствие с теми изменениями, которые несет с собой цифровая трансформация всех сфер жизни современного общества.

Музейная выставка, являясь универсальной формой экспозиционной деятельности, перенесенная в виртуальное пространство, не должна утратить своего сложившегося на протяжении многих лет назначения - основной формы музейной коммуникации [17]. Понятийный аппарат, связанный с выставочной деятельностью, которым мы сегодня оперируем, сформировался в «доцифро-вую» эпоху. Поэтому не только музейные специалисты, но и пользователи сайта должны понимать, что представляет собой виртуальная выставка и чем она отличается от иных форм представления информации музеем в сети Интернет. Виртуальная музейная выставка требует согласования двух элементов: смыслового и технологического. С одной стороны, виртуальная выставка - явление музейное, и создавать ее необходимо по законам музейного проектирования. С другой стороны, она также и явление цифровое, поэтому успешное функционирование виртуальной выставки могут обеспечить только специалисты в области компьютерных технологий.

Проведенное исследование и многолетний практический опыт проектирования экспозиций и выставок позволяют предложить следующую формулировку содержания понятия «виртуальная музейная выставка»: созданный по законам музейного проектирования с помощью компьютерных технологий цифровой музейный продукт, существующий исключительно в виртуальном пространстве и не имеющий материального аналога. Создание проектов, содержательно и технологически соответствующих предложенному определению, позволит перейти на новый уровень выставочной деятельности в эпоху цифровой трансформации.

Список источников:

1. Лещенко А.Г. Проблемы становления музееведческой терминологии на международном уровне // Музей. 2009. № 5. С. 42-46.

2. Черненко В. Музей или интернет-публикация // Музей. 2010. № 8. С. 22-23.

3. Ноль Л.Я. Информационные технологии в деятельности музея. М., 2007. 204 с.

4. Эльзессер М.Э., Князева Н. Новое измерение партнерства: виртуальная выставка и реальное сотрудничество // ADIT/CIDOC-2003: Мировое культурное наследие: единение через взаимопонимание : тезисы докладов XXX международной конференции. СПб., 2003. С. 72-74.

5. Тоби Б., Джефри Р. Виртуальное сотрудничество расширяет горизонты. Проект «Горизонты: канадская и русская пейзажная живопись (18б0-1940)» // ADIT/CIDOC-2003: Мировое культурное наследие: единение через взаимопонимание : тезисы докладов XXX международной конференции. СПб., 2003. С. 74-75.

6. Черненко В.В. Виртуальные выставки на сайтах отечественных музеев. [Электронный ресурс] // Культурное наследие регионов России в мировом информационном пространстве : тезисы докладов XII ежегодной Международной конференции АДИТ-2008. М., 2008. С. 13-15.

7. Пилко И.С., Савкина С.В. Электронные выставки музеев: специфические особенности, видовая классификация // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 29-2. С. 207-217.

8. Волькович А.Ю., Чигарева Н.Г. Виртуальные выставки как новая форма деятельности музея // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2015. Т. 212. С. 250-254.

9. Мультимедийный проект «Музыка героев» [Электронный ресурс] // Российский национальный музей музыки. URL: https://music-museum.ru/events/exhibition/multimediynyy-proekt-muzyka-geroev.html (дата обращения: 01.08.2021).

10. Проект «Другая война: взгляд, факты в VR» [Электронный ресурс] // Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. URL: https://1941-1945.pushkinmuseum.art/ (дата обращения: 01.08.2021).

11. Временная выставка «Кунсткамера в годы Великой Отечественной войны. К 75-летию Победы» [Электронный ресурс] // Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). URL: https://www.kunstkamera.ru/expo-sition/vremennye_vystavki/kunstkamera_v_gody_velikoj_otechestvennoj_vojny_k_75letiyu_pobedy (дата обращения: 09.08.2021).

12. Выставки [Электронный ресурс] // Государственная Третьяковская галерея. URL: https://www.tretyakovgallery.ru/exhi-bitions/?parentType=exhibitions&page_size=18&undefined=Y&set_filter=y (дата обращения: 02.09.2021).

13. Виртуальные выставки в формате Navigator 4D [Электронный ресурс] // Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. URL: https://pushkinmuseum.art/media/navigator4d/index.php?lang=ru (дата обращения: 10.08.2021).

14. Виртуальная выставка «Тайны пола» [Электронный ресурс] // Государственный Дарвиновский музей. URL: http://www.darwinmuseum.ru/projects/exhibition/virtual-naya-vystavka-tajny-pola (дата обращения: 12.08.2021).

15. Выставка «Немецкий портрет в собрании Музея-усадьбы "Кусково"» [Электронный ресурс] // Музей-усадьба «Кусково». URL: https://kuskovo.museum-online.moscow/entity/EXHIBITI0N/3677270?exhib_arhiv=2&index=16 (дата обращения: 12.08.2021).

16. Выставка «Д.И. Менделеев: к 150-летию создания Периодической системы химических элементов [Электронный ресурс] // Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева. URL: https://gbmt.ru/ru/exhibition/d-i-mendeleev-k-150-letiyu-sozdaniya-periodicheskoy-sistemy-khimicheskikh-elementov/ (дата обращения: 02.08.2021).

17. Мазный Н.В., Поляков Т.П., Шулепова Э.А. Музейная выставка: история, проблемы, перспективы. М., 1997. 211 с.

Информация об авторе В.В. Черненко - кандидат геолого-минералогических наук, доцент кафедры музеологии Российского государственного гуманитарного университета, заведующий сектором выставок Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского РАН, Москва, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=472489.

Information about the author

V.V. Chernenko - PhD in Geology and Mineralogy, Associate Professor, Department of Muse-ology, Russian State University for the Humanities, Head of the Exposition Department of the Vernadsky State Geological Museum RAS, Moscow, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=472489.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 17.08.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 27.08.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 09.09.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.