Современное дополнительное профессиональное образование как главное условие совершенствования педагогического мастерства
5. Роджерс К. К теории творчества. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М., 2014.
References
1. Borisova E.M. et al. Individuality and profession. — M., 2001.
2. Kazakova E.I., Tryapitsyna A.P. Dialogue on the ladder of success (school on the threshold of a new century). — St. Petersburg, 2007.
3. Klarin M.V. Innovations in world pedagogy. — Riga, 2005.
4. Evladova E.B. Additional education: problems and specifics // Additional education is a factor in the development of a creative personality.
— St. Petersburg, 2008.
5. Rogers K. To the theory of creativity. A look at psychotherapy. The formation of man. — M., 2014.
Сведения об авторе
Ганжа Алена Викторовна - старший воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад J№ 257 г. Челябинска»
Information about the author
Ganzha A.V. - Senior Educator of the Municipal Budget Preschool Education Institution «Kindergarten J№ 257 in Chelyabinsk»
УДК 378
ВИРТУАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА КАК ОСНОВА ОБМЕНА ПЕРЕДОВЫМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ПРАКТИКАМИ
Ф. Н. Уразманова, Ю.О. Савичева
В статье представлен опыт функционирования виртуальной площадки непрерывного сопровождения профессионального развития педагогических кадров как сетевого механизма трансляции передового педагогического опыта и организации сетевого взаимодействия педагогов в рамках поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, находящихся в сложных социальных условиях.
Ключевые слова: непрерывное профессиональное развитие педагогов, виртуальная площадка, школы с низкими результатами обучения, адресные программы поддержки.
Цифровая трансформация образования представляется как неизбежный процесс изменения содержания, методов и организационных форм учебной работы, который разворачивается в быстро развивающейся цифровой образовательной среде и направлен на решение задач социально-экономического развития страны в условиях четвертой промышленной
революции и становления цифровой экономики [3, 4].
В процессе цифровой трансформации образования необходимо сформировать (выработать) и распространить новые модели работы образовательных организаций, основой которых является синтез [2]:
новых высокорезультативных педагогических практик, которые успешно реализуются в цифровой образовательной среде и опираются на использование ЦТ;
непрерывного профессионального развития педагогов;
новых цифровых инструментов, информационных источников и сервисов [6];
организационных и инфраструктурных условий для осуществления необходимых преобразований (включая поддержку учебного заведения, его руководителей и учредителей со стороны родителей, формирование соответствующего настроя в коллективе, поддержку педагогов при освоении ими новых ролей и методов работы) [4].
Такой новой моделью становится функционирование на базе официального сайта МОУ «Гимназия № 53» виртуальной платформы -сетевой информационно-методической
площадки непрерывного профессионального развития педагогических кадров в условиях цифровизации [5]. Данная площадка стала основой инновационной работы гимназии на уровне региона по направлению «Педагогические технологии урочной, внеурочной и воспитательной деятельности в условиях цифровой образовательной среды».
На сегодняшний день представленный ресурс способствует [4]:
- совершенствованию профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников;
- интенсификации и индивидуализации профессионального развития педагогических и руководящих работников;
- созданию единого информационно-образовательного пространства для трансляции эффективных педагогических и управленческих практик и обмена профессиональным опытом;
- включенности в образовательные события регионального уровня.
Сетевая информационно-методическая площадка служит основой для реализации региональной программы поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, находящихся в сложных социальных условиях. В число неуспешных попадают щколы, работающие в сложных социальных условиях, со сложным контингентом (дети из малообеспеченных семей, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети с особыми потребностями или с проблемами в обучении и поведении). Для организации эффективной работы таким школам, чаще всего, недостаточно внутренних ресурсов (кадровых, методических, материально-технических, финансовых и др.).
На протяжении пяти лет МОУ «Гимназия № 53» выступает в данном проекте как школа-лидер и осуществляет постоянное сопровождение и консультирование «подопечных» школ посредством сетевого взаимодействия. Целью
последнего со «школами-партнерами» (школами с низкими результатами обучения) является оказание организационно-методической помощи путем разработки и реализации адресных программ поддержки. В рамках поддержки школ - партнеров, гимназия сотрудничали с школами Агаповского и Чесменского муниципальных районов, г. Кар-талы, а также школами г. Магнитогорска. Этой же цели отвечает и федеральный проект 500+. Примечательно, что в 2021-2022 учебном году гимназия стала участником федерального проекта 500+ в качестве успешной школы.
Адресные программы поддержки школ с низкими результатами обучения являются эффективным механизмом методической помощи школам-партнерам и включают в себя следующие компоненты:
1. создание профессиональных сообществ для обмена между педагогами профессиональным опытом и развития навыков преподавания (межшкольные методические объединения);
2. апробация типовых управленческих решений по обеспечению перехода школ в режим эффективного функционирования и развития;
3. использование технологий сопровождения и развития (наставничество);
4. вовлечение педагогов в инновационные проекты (семинары, мастер-классы и др.).
Преимуществом подобного сетевого взаимодействия является появление у школ с низкими образовательными результатами дополнительных организационных ресурсов, позволяющих преодолеть профессиональные дефициты педагогов и управленческих кадров.
Кроме этого, сетевое взаимодействие школ-лидеров и школ-партнеров является элементом неформального повышения квалификации участников. Так, на основе сетевой информационно-методической площадки педагогами гимназии для школ-партнеров были проведены методические семинары и вебинары, мастер-классы, онлайн-уроки для обучающихся партнерских школ. Обмену педагогическими практиками между школами-партнерами способствует наличие на базе сетевой информационно-методической площадки электро-
Виртуальная площадка как основа обмена передовыми педагогическими практиками
нного кейса «Образование без границ», акку- образования: понятие и задачи цифровизации
мулирующего в себе различные методические разработки для учителей и администрации школ.
В 2020 и 2022 году на базе сетевой информационно-методической площадки была проведена конференция «Учитель в цифровой образовательной среде». В рамках этой конференции свой опыт представили коллеги школ-партнеров. Данное методическое событие позволило совершенствовать профессиональные компетенции в области применения различных педагогических технологий в урочной, внеурочной и воспитательной деятельности.
Реализация модели сетевого взаимодействия посредством виртуальной площадки создает открытую среду, события которой инициированы участниками, а значит, актуальны и востребованы в профессиональном сообществе педагогов и носят практико-ориентированный и деятельностный характер. Основным результатом осуществления сетевого взаимодействия и сопровождения школ-партнеров посредством виртуальной площадки стало совершенствование качества образования, неформальное повышение квалификации педагогических кадров, совершенствование профессиональных компетенций учителей. Мы уверены, что созданная информационно-методическая площадка станет ресурсом более широкого взаимодействия педагогических кадров в условиях цифровой образовательной среды, станет инструментом трансляции современных технологий урочной, внеурочной и воспитательной деятельности. Информационная грамотность педагогических работников оказывает большое влияние на трансформацию обучения в эпоху цифровизации и искусственного интеллекта. Только информационная грамотность педагогов позволит сохранить темп освоения и адаптации созданных цифровых продуктов, идти в ногу с развитием технологий [1].
Список литературы
1. Бушуева Е.В. Зачем нужна цифровизация
// В сборнике: Педагогика, психология, общество: от теории к практике. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Гл. редактор Ж.В. Мурзина. Чебоксары, 2022. С.81-82.
2. Ли Яцзюань. Профессиональное развитие педагога в условиях цифровизации образования// Профессиональное образование и общество. 2021. № 3 (39). С. 208-212.
3. Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае. II Российско-китайская конференция исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект». Москва, Россия, 26-27 сентября 2019 г. [Текст] / А. Ю. Уваров, С. Ван, Ц. Кан и др. ; отв.ред. И. В. Дворецкая ; пер. с кит. Н. С. Кучмы ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики».— М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 155, [1] с. - 150 экз. - ISBN 978-5-7598-2130-4 (в обл.). - ISBN 978-5-7598-2040-6 (e-book).
4. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая [и др.]; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина; Нац. исслед.ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. - Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 343 с.
5. Уразманова, Ф. Н. Модель сетевой информационно- методической площадки сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических и управленческих кадров в условиях цифровизации образования / Ф. Н. Уразманова, Ю. О. Савичева // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы XXII Межд. научно-практ. конф. / Межд. академия наук пед. образования; Челяб. институт перепод. и пов. квал. работ. об-раз.; отв. ред. Д. Ф. Ильясов. - Челябинск : ЧИППКРО, 2021. -115-121 с.
6. Электронное обучение в непрерывном образовании 2018. Международная научно-практическая конференция (Россия, Ульяновск, 18 - 20 апреля 2018 г.): сборник научных
трудов. - Ульяновск : УлГТУ, 2018. - 760 с.
References
1. Bushueva E.V. Zachem nuzhna tsifrovizatsiya obrazovaniya: ponyatie i zadachi tsifrovizatsii // V sbornike: Pedagogika, psikhologiya, obshchestvo: ot teorii k praktike. Materialy IV Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. Gl. redaktor Zh.V. Murzina. Cheboksary, 2022. S. 81-82.
2. Li Yatszyuan'. Professional'noe razvitie pedagoga v usloviyakh tsifrovizatsii obrazovaniya// Professional'noe obrazovanie i obshchestvo. 2021. J№ 3 (39). S. 208-212.
3. Problemy i perspektivy tsifrovoy transformatsii obrazovaniya v Rossii i Kitae. II Rossiysko-kitayskaya konferentsiya issledovateley obrazovaniya «Tsifrovaya transformatsiya obrazovaniya i iskusstvennyy intellekt». Moskva, Rossiya, 26-27 sentyabrya 2019 g. [Tekst] / A. Yu. Uvarov, S. Van, Ts. Kan i dr. ; otv.red. I. V. Dvoretskaya ; per. s kit. N. S. Kuchmy ; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». - M.: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2019. - 155, [1] s. - 150 ekz. — ISBN 978-5-7598-2130-4 (v obl.). - ISBN 978-57598-2040-6 (e-book).
4. Trudnosti i perspektivy tsifrovoy transformatsii obrazovaniya / A. Yu. Uvarov, E. Geybl, I. V. Dvoretskaya [i dr.]; pod red. A. Yu. Uvarova, I. D. Frumina; Nats. issled.un-t «Vysshaya shkola ekonomiki», In-t obrazovaniya. - Moskva:Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2019. - 343 s.
5. Urazmanova, F. N. Model' setevoy
informatsionno- metodicheskoy ploshchadki soprovozhdeniya nepreryvnogo
professional'nogo razvitiya pedagogicheskikh i upravlencheskikh kadrov v usloviyakh tsifrovizatsii obrazovaniya / F. N. Urazmanova, Yu. O. Savicheva // Integratsiya metodicheskoy (nauchno-metodicheskoy) raboty i sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov: materialy XXII Mezhd. nauchno-prakt. konf. / Mezhd. akademiya nauk ped. obrazovaniya; Chelyab. institut perepod. i pov. kval. rabot. ob-raz.; otv. red. D. F. Il'yasov. - Chelyabinsk : ChIPPKRO, 2021. -115-121 s.
6. Elektronnoe obuchenie v nepreryvnom obrazovanii 2018. Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya (Rossiya, Ul'yanovsk, 18 - 20 aprelya 2018 g.): sbornik nauchnykh trudov. - Ul'yanovsk : UlGTU, 2018. -760 s.
Сведения об авторах
Уразманова Флюра Наильевна - директор М ОУ « Гимн азия № 53 », г. Магнитогорск
Савичева Юлия Олеговна - заместитель директора по инновационной работе МОУ «Гимназия J№ 53», г. Магнитогорск
Information about authors
Urazmanova F.N. - Director of Municipal General Education Institution «Gymnasium №№ 53 » , Magnitogorsk
Savicheva Yu.O. - Deputy Director in Innovational Work of Municipal General Education Institution «Gymnasium № 53», Magnitogorsk