Научная статья на тему 'ВИРТУАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА КАК ОСНОВА ОБМЕНА ПЕРЕДОВЫМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ПРАКТИКАМИ'

ВИРТУАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА КАК ОСНОВА ОБМЕНА ПЕРЕДОВЫМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ПРАКТИКАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ / ВИРТУАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА / ШКОЛЫ С НИЗКИМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОБУЧЕНИЯ / АДРЕСНЫЕ ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уразманова Ф.Н., Савичева Ю.О.

В статье представлен опыт функционирования виртуальной площадки непрерывного сопровождения профессионального развития педагогических кадров как сетевого механизма трансляции передового педагогического опыта и организации сетевого взаимодействия педагогов в рамках поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, находящихся в сложных социальных условиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уразманова Ф.Н., Савичева Ю.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВИРТУАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА КАК ОСНОВА ОБМЕНА ПЕРЕДОВЫМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ПРАКТИКАМИ»

Современное дополнительное профессиональное образование как главное условие совершенствования педагогического мастерства

5. Роджерс К. К теории творчества. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М., 2014.

References

1. Borisova E.M. et al. Individuality and profession. — M., 2001.

2. Kazakova E.I., Tryapitsyna A.P. Dialogue on the ladder of success (school on the threshold of a new century). — St. Petersburg, 2007.

3. Klarin M.V. Innovations in world pedagogy. — Riga, 2005.

4. Evladova E.B. Additional education: problems and specifics // Additional education is a factor in the development of a creative personality.

— St. Petersburg, 2008.

5. Rogers K. To the theory of creativity. A look at psychotherapy. The formation of man. — M., 2014.

Сведения об авторе

Ганжа Алена Викторовна - старший воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад J№ 257 г. Челябинска»

Information about the author

Ganzha A.V. - Senior Educator of the Municipal Budget Preschool Education Institution «Kindergarten J№ 257 in Chelyabinsk»

УДК 378

ВИРТУАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА КАК ОСНОВА ОБМЕНА ПЕРЕДОВЫМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ПРАКТИКАМИ

Ф. Н. Уразманова, Ю.О. Савичева

В статье представлен опыт функционирования виртуальной площадки непрерывного сопровождения профессионального развития педагогических кадров как сетевого механизма трансляции передового педагогического опыта и организации сетевого взаимодействия педагогов в рамках поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, находящихся в сложных социальных условиях.

Ключевые слова: непрерывное профессиональное развитие педагогов, виртуальная площадка, школы с низкими результатами обучения, адресные программы поддержки.

Цифровая трансформация образования представляется как неизбежный процесс изменения содержания, методов и организационных форм учебной работы, который разворачивается в быстро развивающейся цифровой образовательной среде и направлен на решение задач социально-экономического развития страны в условиях четвертой промышленной

революции и становления цифровой экономики [3, 4].

В процессе цифровой трансформации образования необходимо сформировать (выработать) и распространить новые модели работы образовательных организаций, основой которых является синтез [2]:

новых высокорезультативных педагогических практик, которые успешно реализуются в цифровой образовательной среде и опираются на использование ЦТ;

непрерывного профессионального развития педагогов;

новых цифровых инструментов, информационных источников и сервисов [6];

организационных и инфраструктурных условий для осуществления необходимых преобразований (включая поддержку учебного заведения, его руководителей и учредителей со стороны родителей, формирование соответствующего настроя в коллективе, поддержку педагогов при освоении ими новых ролей и методов работы) [4].

Такой новой моделью становится функционирование на базе официального сайта МОУ «Гимназия № 53» виртуальной платформы -сетевой информационно-методической

площадки непрерывного профессионального развития педагогических кадров в условиях цифровизации [5]. Данная площадка стала основой инновационной работы гимназии на уровне региона по направлению «Педагогические технологии урочной, внеурочной и воспитательной деятельности в условиях цифровой образовательной среды».

На сегодняшний день представленный ресурс способствует [4]:

- совершенствованию профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников;

- интенсификации и индивидуализации профессионального развития педагогических и руководящих работников;

- созданию единого информационно-образовательного пространства для трансляции эффективных педагогических и управленческих практик и обмена профессиональным опытом;

- включенности в образовательные события регионального уровня.

Сетевая информационно-методическая площадка служит основой для реализации региональной программы поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, находящихся в сложных социальных условиях. В число неуспешных попадают щколы, работающие в сложных социальных условиях, со сложным контингентом (дети из малообеспеченных семей, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети с особыми потребностями или с проблемами в обучении и поведении). Для организации эффективной работы таким школам, чаще всего, недостаточно внутренних ресурсов (кадровых, методических, материально-технических, финансовых и др.).

На протяжении пяти лет МОУ «Гимназия № 53» выступает в данном проекте как школа-лидер и осуществляет постоянное сопровождение и консультирование «подопечных» школ посредством сетевого взаимодействия. Целью

последнего со «школами-партнерами» (школами с низкими результатами обучения) является оказание организационно-методической помощи путем разработки и реализации адресных программ поддержки. В рамках поддержки школ - партнеров, гимназия сотрудничали с школами Агаповского и Чесменского муниципальных районов, г. Кар-талы, а также школами г. Магнитогорска. Этой же цели отвечает и федеральный проект 500+. Примечательно, что в 2021-2022 учебном году гимназия стала участником федерального проекта 500+ в качестве успешной школы.

Адресные программы поддержки школ с низкими результатами обучения являются эффективным механизмом методической помощи школам-партнерам и включают в себя следующие компоненты:

1. создание профессиональных сообществ для обмена между педагогами профессиональным опытом и развития навыков преподавания (межшкольные методические объединения);

2. апробация типовых управленческих решений по обеспечению перехода школ в режим эффективного функционирования и развития;

3. использование технологий сопровождения и развития (наставничество);

4. вовлечение педагогов в инновационные проекты (семинары, мастер-классы и др.).

Преимуществом подобного сетевого взаимодействия является появление у школ с низкими образовательными результатами дополнительных организационных ресурсов, позволяющих преодолеть профессиональные дефициты педагогов и управленческих кадров.

Кроме этого, сетевое взаимодействие школ-лидеров и школ-партнеров является элементом неформального повышения квалификации участников. Так, на основе сетевой информационно-методической площадки педагогами гимназии для школ-партнеров были проведены методические семинары и вебинары, мастер-классы, онлайн-уроки для обучающихся партнерских школ. Обмену педагогическими практиками между школами-партнерами способствует наличие на базе сетевой информационно-методической площадки электро-

Виртуальная площадка как основа обмена передовыми педагогическими практиками

нного кейса «Образование без границ», акку- образования: понятие и задачи цифровизации

мулирующего в себе различные методические разработки для учителей и администрации школ.

В 2020 и 2022 году на базе сетевой информационно-методической площадки была проведена конференция «Учитель в цифровой образовательной среде». В рамках этой конференции свой опыт представили коллеги школ-партнеров. Данное методическое событие позволило совершенствовать профессиональные компетенции в области применения различных педагогических технологий в урочной, внеурочной и воспитательной деятельности.

Реализация модели сетевого взаимодействия посредством виртуальной площадки создает открытую среду, события которой инициированы участниками, а значит, актуальны и востребованы в профессиональном сообществе педагогов и носят практико-ориентированный и деятельностный характер. Основным результатом осуществления сетевого взаимодействия и сопровождения школ-партнеров посредством виртуальной площадки стало совершенствование качества образования, неформальное повышение квалификации педагогических кадров, совершенствование профессиональных компетенций учителей. Мы уверены, что созданная информационно-методическая площадка станет ресурсом более широкого взаимодействия педагогических кадров в условиях цифровой образовательной среды, станет инструментом трансляции современных технологий урочной, внеурочной и воспитательной деятельности. Информационная грамотность педагогических работников оказывает большое влияние на трансформацию обучения в эпоху цифровизации и искусственного интеллекта. Только информационная грамотность педагогов позволит сохранить темп освоения и адаптации созданных цифровых продуктов, идти в ногу с развитием технологий [1].

Список литературы

1. Бушуева Е.В. Зачем нужна цифровизация

// В сборнике: Педагогика, психология, общество: от теории к практике. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Гл. редактор Ж.В. Мурзина. Чебоксары, 2022. С.81-82.

2. Ли Яцзюань. Профессиональное развитие педагога в условиях цифровизации образования// Профессиональное образование и общество. 2021. № 3 (39). С. 208-212.

3. Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае. II Российско-китайская конференция исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект». Москва, Россия, 26-27 сентября 2019 г. [Текст] / А. Ю. Уваров, С. Ван, Ц. Кан и др. ; отв.ред. И. В. Дворецкая ; пер. с кит. Н. С. Кучмы ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики».— М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 155, [1] с. - 150 экз. - ISBN 978-5-7598-2130-4 (в обл.). - ISBN 978-5-7598-2040-6 (e-book).

4. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая [и др.]; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина; Нац. исслед.ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. - Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 343 с.

5. Уразманова, Ф. Н. Модель сетевой информационно- методической площадки сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических и управленческих кадров в условиях цифровизации образования / Ф. Н. Уразманова, Ю. О. Савичева // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы XXII Межд. научно-практ. конф. / Межд. академия наук пед. образования; Челяб. институт перепод. и пов. квал. работ. об-раз.; отв. ред. Д. Ф. Ильясов. - Челябинск : ЧИППКРО, 2021. -115-121 с.

6. Электронное обучение в непрерывном образовании 2018. Международная научно-практическая конференция (Россия, Ульяновск, 18 - 20 апреля 2018 г.): сборник научных

трудов. - Ульяновск : УлГТУ, 2018. - 760 с.

References

1. Bushueva E.V. Zachem nuzhna tsifrovizatsiya obrazovaniya: ponyatie i zadachi tsifrovizatsii // V sbornike: Pedagogika, psikhologiya, obshchestvo: ot teorii k praktike. Materialy IV Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. Gl. redaktor Zh.V. Murzina. Cheboksary, 2022. S. 81-82.

2. Li Yatszyuan'. Professional'noe razvitie pedagoga v usloviyakh tsifrovizatsii obrazovaniya// Professional'noe obrazovanie i obshchestvo. 2021. J№ 3 (39). S. 208-212.

3. Problemy i perspektivy tsifrovoy transformatsii obrazovaniya v Rossii i Kitae. II Rossiysko-kitayskaya konferentsiya issledovateley obrazovaniya «Tsifrovaya transformatsiya obrazovaniya i iskusstvennyy intellekt». Moskva, Rossiya, 26-27 sentyabrya 2019 g. [Tekst] / A. Yu. Uvarov, S. Van, Ts. Kan i dr. ; otv.red. I. V. Dvoretskaya ; per. s kit. N. S. Kuchmy ; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». - M.: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2019. - 155, [1] s. - 150 ekz. — ISBN 978-5-7598-2130-4 (v obl.). - ISBN 978-57598-2040-6 (e-book).

4. Trudnosti i perspektivy tsifrovoy transformatsii obrazovaniya / A. Yu. Uvarov, E. Geybl, I. V. Dvoretskaya [i dr.]; pod red. A. Yu. Uvarova, I. D. Frumina; Nats. issled.un-t «Vysshaya shkola ekonomiki», In-t obrazovaniya. - Moskva:Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2019. - 343 s.

5. Urazmanova, F. N. Model' setevoy

informatsionno- metodicheskoy ploshchadki soprovozhdeniya nepreryvnogo

professional'nogo razvitiya pedagogicheskikh i upravlencheskikh kadrov v usloviyakh tsifrovizatsii obrazovaniya / F. N. Urazmanova, Yu. O. Savicheva // Integratsiya metodicheskoy (nauchno-metodicheskoy) raboty i sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov: materialy XXII Mezhd. nauchno-prakt. konf. / Mezhd. akademiya nauk ped. obrazovaniya; Chelyab. institut perepod. i pov. kval. rabot. ob-raz.; otv. red. D. F. Il'yasov. - Chelyabinsk : ChIPPKRO, 2021. -115-121 s.

6. Elektronnoe obuchenie v nepreryvnom obrazovanii 2018. Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya (Rossiya, Ul'yanovsk, 18 - 20 aprelya 2018 g.): sbornik nauchnykh trudov. - Ul'yanovsk : UlGTU, 2018. -760 s.

Сведения об авторах

Уразманова Флюра Наильевна - директор М ОУ « Гимн азия № 53 », г. Магнитогорск

Савичева Юлия Олеговна - заместитель директора по инновационной работе МОУ «Гимназия J№ 53», г. Магнитогорск

Information about authors

Urazmanova F.N. - Director of Municipal General Education Institution «Gymnasium №№ 53 » , Magnitogorsk

Savicheva Yu.O. - Deputy Director in Innovational Work of Municipal General Education Institution «Gymnasium № 53», Magnitogorsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.