УДК 371.14
МОДЕЛЬ СЕТЕВОЙ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПЛОЩАДКИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Ф.Н. Уразманова, Ю.О. Савичева
В статье представлен опыт проектирования информационно-методической площадки непрерывного сопровождения профессионального развития педагогических кадров в образовательной организации и в муниципалитете в целом, способствующей организации сетевого взаимодействия в рамках авторской методической сети.
Ключевые слова: профессиональное развитие педагогов, цифровизация образования, сетевое взаимодействие, диссеминация педагогического опыта.
Федеральный проект «Учитель будущего» [4], входящий в состав национального проекта «Образование», нацелен на внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников. Проект предусматривает повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников в формате непрерывного образования. Эффективным способом такогосовершенствования профессионального мастерства педагогических работников мы считаем сетевое взаимодействие. Сетевое взаимодействие участников образовательных отношений невозможно без развитой информационно-коммуникационной инфраструктуры образовательной организации [2].
Информационно-коммуникационная инфраструктура МОУ «Гимназия № 53», которая включает в себя официальный сайт организации, дистанционный портал и страницу в социальной сети ВКонтакте, позволяет участникам образовательных отношений осуществлять сетевое взаимодействие и реализовывать образовательные потребности [1].
Посредством названных цифровых ресурсов гимназия эффективно организует учебно-воспитательную деятельность в дистанционном формате. На виртуальных площадках обеспечивается хранение учебных материалов, видеоуро-
ков, лекций, презентаций и курсов, доступ к которым можно получить с любого устройства в любой точке мира [3].
Ввиду осознания важности непрерывного профессионального развития педагогических кадров, администрация и педагогический состав гимназии приняли участие в конкурсе «Эффективные модели методической службы образовательных организаций как сетевых ресурсных центров повышения качества общего образования» в рамках государственной программы «Создание сети школ, реализующих инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, через конкурсную поддержку школьных инициатив и сетевых проектов».
Коллектив гимназии работал над проектом «Модель сетевой информационно-методической площадки сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических и управленческих кадров в условиях цифровизации образования»
Целью проекта является создание условий сопровождения сетевого взаимодействия педагогических и управленческих кадров для непрерывного профессионального развития в условиях цифровизации образования посредством формирования и внедрения модели сетевой информационно-методической площадки на базе официального сайта гимназии.
Функционирование информационно-
методической площадки позволит выявить профессиональные запросы педагогов и руководителей в овладении новыми профессиональными компетенциями, определить спектр профессиональных дефицитов в сфере информационно-управленческой культуры. Данный ресурс будет способствовать обмену эффективными профессиональными практиками и трансляции передового педагогического опыта. Педагоги получат возможность стать частью экспертного сообщес-
Ф.Н. Уразманова, Ю.О. Савичева
тва, оценивать образовательные программы, программы развития, учебные программы и т. д., осуществлять безбарьерный доступ к образовательным, научным, методическим и дидактическим, электронным ресурсам и сервисам.
Информационно-методическая площадка позволит выстроить эффективное межотраслевое и межведомственное социальное партнерство образовательной организации с учреждениями и организациями, занимающимися инновациями в области образования, а также в других областях.
Создание модели информационно-методической площадки способствует расширению социальных, педагогических, управленческих возможностей, а также границ взаимо-
действия, обеспечивает создание конкретизированной и специализированной системы цифрового взаимодействия для непрерывного профессионального развития педагогических и управленческих кадров в условиях цифровизации образования.
Одним из результатов реализации предложенного проекта является функционирующая авторская методическая сеть (региональная) «Учитель в цифровой образовательной среде» для распространения опыта и тиражирования эффективных практик совершенствования профессиональных компетенций педагогических работников среди участников сетевого взаимодействия (рисунок 1).
Рисунок 1 - Модель авторской методической сети «Учитель в цифровой образовательной среде»
Целью функционирования данной методической сети является диссеминация эффективных управленческих и педагогических практик по реализации общеобразовательными организациями образовательных программ в условиях цифровой образовательной среды.
Авторская методическая сеть «Учитель в
образовательной среде» позволит:
1. Формировать единое информационно-методическое пространство для представления педагогическому сообществу эффективных практик совершенствования качества образования в условиях цифровой образовательной среды.
2. Создавать условия для распространения и
Научно-методическое обеспечение оценки качества образования
127
Модель сетевой информационно-методической площадки как эффективный механизм сопровождения непрерывного профессионального развития педагогов в условиях цифровизации образования_
внедрения продуктов инновационной деятельности в образовательно-воспитательном процессе различных образовательных организаций.
3. Совершенствовать профессиональные компетенции педагогических работников через недирективное распространение («вживление») продуктов сетевой деятельности.
4. Обеспечивать открытость образовательного процесса и интеграцию в региональную и федеральную системы образования.
5. Организовывать и поддерживать социальные коммуникаций, как формальные, так и неформальные, позволяющие в процессе общения, как непосредственного, так и виртуального, вырабатывать и согласовывать единые подходы к разрешению затруднений, возникающих в деятельности.
Непрерывность профессионального образования учителя является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта.
Список литературы
1. Журавлева С.В. Сущность информационно-образовательной среды школы / С.В. Журавлева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - № 2. - с. 19-23.
2. Интеграция информационных систем в контексте информационной политики в системе образования Челябинской области. // Л. А Моло-костова, Л. В. Фадеев, А. Ф. Зубаиров, Т.А. Орехова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2019 - № 1 (6). - С. 73-78.
3. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая [и др.] ; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина ; Нац. исслед.ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 343 с.
4. Учитель будущего : [Федеральный проект] /
Минпросвещения России. - URL: https://edu.gov. ru/national-project/.
References
1. Zhuravleva S.V. Sushchnost' informatsionno-obrazovatel'noy sredy shkoly / S.V. Zhuravleva // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2017. - № 2. -s. 19-23.
2. Integratsiya informatsionnykh sistem v kontekste informatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti. // L. A Molokostova, L. V. Fadeev, A. F. Zubairov, T.A. Orekhova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. -2019 - № 1 (6). - C. 73-78.
3. Trudnosti i perspektivy tsifrovoy transformatsii obrazovaniya / A. Yu. Uvarov, E. Geybl, I. V. Dvoretskaya [i dr.] ; pod red. A. Yu. Uvarova, I. D. Frumina ; Nats. issled.un-t «Vysshaya shkola ekonomiki», In-t obrazovaniya. — Moskva : Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2019. - 343 s.
4. Uchitel' budushchego : [Federal'nyy proekt] / Minprosveshcheniya Rossii. - URL: https://edu.gov. ru/national-project/.
Сведения об авторах
Уразманова Флюра Наильевна - директор МОУ «Гимназия № 53», Челябинская обл., г. Магнитогорск
Савичева Юлия Олеговна - заместитель директора по инновационной работе МОУ «Гимназия № 53», Челябинская обл., г. Магнитогорск
Information about authors
Urazmanova F.N. - Director of Municipal General Education Institution «Gymnasium № 53», Chelyabinsk region, Magnitogorsk
Savicheva Yu.O. - Deputy Director in Innovational Work of Municipal General Education Institution «Gymnasium № 53», Chelyabinsk region, Magnitogorsk