УДК 371.14
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА КАК СЕТЕВОЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСЛЯЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Ф.Н. Уразманова, Ю.О. Савичева
В статье представлен опыт функционирования информационно-методической площадки непрерывного сопровождения профессионального развития педагогических кадров как сетевого механизма трансляции передового педагогического опыта и организации сетевого взаимодействия педагогов.
Ключевые слова: профессиональное развитие педагогов, цифровизация образования, информационно-методическая площадка,
сетевое взаимодействие, диссеминация педагогического опыта.
Образовательный процесс - это цифровое производство, которое осуществляется в особом пространстве - цифровой образовательной среде. Суть цифровой трансформации образования -достижение необходимых образовательных результатов и движение к персонализации образовательного процесса на основе использования цифровых технологий. Отечественная стратегия цифровой трансформации образования, заложенная в национальном проекте «Образование», предусматривает достижение двух целей:
сокращение неравенства в доступе к цифровым технологиям путем развития цифровой образовательной среды: подключения учебных заведений к высокоскоростному Интернету, расширения зон беспроводного доступа, развития сетевых сервисов, широкого использования современных цифровых инструментов всеми участниками образовательного процесса;
преодоление неравенства в использовании цифровых технологий путем обновления содержания, методов и организационных форм учебной работы, модернизации образовательных программ, разработки и внедрения в практику результативных цифровых учебно-методических материалов и перехода к персонализированной организации образовательного процесса [3].
Важной составной частью перехода к цифро-
вой образовательной среде являются изменения педагогической практики, которые делают возможным её внедрение в учебный процесс [1].
В настоящее время профессиональное развитие педагогов и повышение их квалификации -это сферы, нуждающиеся в более тщательной проработке. Профессиональное развитие педагогов в условиях существующей системы формального образования (курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка) в полной мере не решает проблему профессионального развития педагогов в соответствии с потребностями и особенностями отдельной образовательной организации [2].
Современная школа способна сама выявлять профессиональные дефициты (в зависимости от социокультурной среды), определять индивидуальные запросы и разрабатывать индивидуальную траекторию развития учителя.
В данном контексте представляется необходимым функционирование информационно-методической поддержки педагогических и управленческих кадров в условиях цифровой образовательной среды (далее - ЦОС), которое включает в себя формирование информационно-управленческой культуры педагогов и руководителей образовательных организаций.
Одним из механизмов такой поддержки является функционирование информационно-методической площадки (далее - ИМП), которая способствует выстраиванию единой системы профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также тьюторскому сопровождению их индивидуальных образовательных маршрутов, построенных на основе диагностики профессиональных дефицитов [4]. Информационно-методическая площадка создана на базе официального сайта МОУ «Гимназия N° 53» г. Магнитогорска (далее -Гимназия), содержит в себе различные материалы для организации урочной, внеурочной и воспитательной деятельности педагогических работников, с целью внедрения единых подходов
к профессиональному развитию педагогических работников и управленческих кадров, направленного на устранение выявленных профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров.
Информационно-методическая площадка организует сетевое взаимодействие между субъектами научно-методической деятельности для создания единой информационно-методической среды, способствующей профессиональному росту педагогических работников и управленческих кадров, разработки, апробации и внедрения инновационных моделей повышения квалификации (профессиональной переподготовки) на основе объединения и совместного использования ресурсов [5].
Кроме этого, эта виртуальная платформа создает условия для овладения педагогическими работниками и управленческими кадрами навыками использования современных технологий, в том числе цифровых; внедрения в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания.
Основная идея описанного инновационного проекта - функционирование информационного ресурса для педагогических работников, обеспечивающего преодоление профессиональных дефицитов и реализацию профессиональных потребностей непрерывного повышения профессионального мастерства, освоение новых педагогических практик посредством формирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов [7].
Распространение инновационного опыта использования информационно-методической площадки для непрерывного профессионального развития педагогических работников обеспечивает:
достижение высокого качества образования; совершенствование содержания образования; реализацию современных образовательных технологий;
совершенствование профессиональных
компетенций педагогических кадров;
интенсификацию и индивидуализацию профессионального развития педагогических работников;
создание единого информационно-
образовательного пространства для трансляции эффективных педагогических практик и обмена профессиональным опытом;
включенность в образовательные события регионального уровня, утверждённых программами мероприятий (в том числе доклад/тезисы/ видеопрезентации и т.п.) [6].
Информационно-методическая площадка является платформой для осуществления обмена эффективными профессиональными практиками и трансляция передового педагогического опыта; формирования экспертного сообщества, проведения методического аудита образовательных учреждений и экспертизы образовательных программ образовательных организаций, программ развития, учебных программ, факультативных курсов, методических рекомендаций и пособий, педагогических проектов, исследовательских работ и т.п. [4] Так, в рамках функционирования ИМП в 2020-2021 учебном году педагогические работники Гимназии подготовили и провели 4 вебинара, 2 семинара, 8 мастер-классов по различным направлениям (формирование цифровой образовательной среды в школе и на уроке, использование информационных систем в образовании, повышение качества образования при помощи цифровизации и др.). На основе ИМП создан электронный кейс методических разработок «Образование без границ», который аккумулировал в себе огромный педагогический опыт не только педагогов Гимназии, но и охватил педагогические практики региона.
Ежегодно на базе информационно-методической площадки проходит межрегиональная конференция «Учитель в цифровой образовательной среде», где представляют свои методические разработки педагогические кадры школ-партнеров, осуществляющих сетевое взаимодействие. Кроме этого, на муниципальном уровне данная площадка стала платформой для взаимодействия ОО в рамках реализации проекта 500+. Идея функционирования сетевой информационно-методической площадки легла в основу концепции региональной инновационной площадки по направлению «Педагогические технологии урочной, внеурочной и воспитательной деятельности в условиях цифровизации». Планируется проведение семинаров, вебинаров, конфе-
Информационно-методическая площадка как сетевой механизм трансляции педагогического опыта
ренций на основе данной виртуальной платформы.
Таким образом, созданная ИМП на данный момент отвечает актуальным вызовам и идеям в рамках реализации дорожных карт региональных концепций, а именно обеспечивает для педагогических работников и управленческих кадров на уровне общеобразовательной организации возможности преодоления профессиональных дефицитов и реализации профессиональных потребностей непрерывного повышения профессионального развития в освоении новых педагогических практик посредством педагогических практик, предлагаемых в различных формах и актуальных по содержанию.
Список литературы
1. Интеграция информационных систем в контексте информационной политики в системе образования Челябинской области // Л. А Моло-костова, Л. В. Фадеев, А. Ф. Зубаиров, Т. А. Орехова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2019 - № 1 (6). - C. 73-78.
2. Ковылина, А. А. Сущность и принципы сопровождения педагога образовательной организации / А. А. Ковылина // Молодой ученый. - 2019. - № 2 (240). - С. 353-355. - URL: https://moluch.ru/archive/240/55421/ (дата обращения: 18.04.2022).
3. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая [и др.]; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина; Нац. исслед.ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. - Москва:Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 343с.
4. Уразманова, Ф. Н. Информационная политика образовательной организации как инструмент управления качеством образования в условиях цифровой образовательной среды / Ф. Н. Уразманова, Ю. О. Савичева // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. - 2020. - № 3. - С.3-19.
5. Уразманова, Ф. Н. Организация работы межмуниципальной проектной группы в рамках реализации информационной политики в системе образования Челябинской области / Ф. Н. Уразма-
нова, И. В. Латыпова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. -2019. - № 3 (8). - С. 85-90.
6. Уразманова, Ф. Н. Модель сетевой информационно-методической площадки как эффективный механизм сопровождения непрерывного профессионального развития педагогов в условиях цифровизации образования / Ф. Н. Уразманова, Ю. О. Савичева // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2020. - № 3 (11). - С. 126-128.
7. Уразманова, Ф. Н. Модель сетевой информационно- методической площадки сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических и управленческих кадров в условиях цифровизации образования / Ф. Н. Уразманова, Ю. О. Савичева // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы XXII Межд. научно-практ. конф. / Межд . академия наук пед. образования; Челяб. институт перепод. и пов. квал. работ. об-раз.; отв. ред. Д. Ф. Ильясов. - Челябинск: ЧИППКРО, 2021. - 115-121 с.
References
1. Integraciya informacionnyh sistem v kontekste informacionnoj politiki v sisteme obrazovaniya CHelyabinskoj oblasti. // L. A Molokostova, L. V. Fadeev, A. F. Zubairov, T.A. Orekhova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie ocenki kachestva obrazovaniya. - 2019 - № 1 (6). - C. 7378.
2. Kovylina, A. A. Sushchnost' i principy soprovozhdeniya pedagoga obrazovatel'noj organizacii / A. A. Kovylina. - Tekst: neposredstvennyj // Molodoj uchenyj. - 2019. - № 2 (240). - S. 353-355. - URL: https://moluch.ru/ archive/240/55421/ (data obrashcheniya: 18.04.2022).
3. Trudnosti i perspektivy cifrovoj transformacii obrazovaniya / A. YU. Uvarov, E. Gejbl, I. V. Dvoreckaya [i dr.]; pod red. A. YU. Uvarova, I. D. Frumina; Nac. issled.un-t «Vysshaya shkola ekonomiki», In-t obrazovaniya. - M.: Izd. dom Vysshej shkoly ekonomiki, 2019. - 343 s.
4. F.N. Urazmanova, YU.O. Savicheva Informacionnaya politika obrazovatel'noj organizacii
kak instrument upravleniya kachestvom obrazovaniya v usloviyah cifrovoj obrazovatel'noj sredy //Upravlenie kachestvom obrazovaniya. -2020 g. - J№ 3
5. Urazmanova F.N., Latypova I.V. Organizaciya raboty mezhmunicipal'noj proektnoj gruppy v ramkah realizacii informacionnoj politiki v sisteme obrazovaniya CHelyabinskoj oblasti//Nauchno-metodicheskoe obespechenie ocenki kachestva obrazovaniya. 2019. J№ 3.
6. Urazmanova F.N., Savicheva YU.O. Model' setevoj informacionno-metodicheskoj ploshchadki kak effektivnyj mekhanizm soprovozhdeniya nepreryvnogo professional'nogo razvitiya pedagogov v usloviyah cifrovizacii obrazovaniya// Nauchno-metodicheskoe obespechenie ocenki kachestva obrazovaniya. 2020. J№ 3 (11). S. 126-128.
7. Urazmanova F. N., Savicheva YU. O. Model' setevoj informacionno- metodicheskoj ploshchadki soprovozhdeniya nepreryvnogo professional'nogo razvitiya pedagogicheskih i upravlencheskih kadrov v usloviyah cifrovizacii obrazovaniya// Integraciya
metodicheskoj (nauchno-metodicheskoj) raboty i sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov: materialy XXII Mezhd. nauchno-prakt. konf. / Mezhd. akademiya nauk ped. obrazovaniya; Chelyab. institut perepod. i pov. kval. rabot. ob-raz. ; otv. red. D. F. Il'yasov. - Chelyabinsk: CHIPPKRO, 2021. -115-121 s.
Сведения об авторах
Уразманова Флюра Наильевна - директор МОУ «Гимназия J№ 53», г. Магнитогорск
Савичева Юлия Олеговна - заместитель директора по инновационной работе МОУ «Гимназия J№ 53», г. Магнитогорск
Information about authors Urazmanova F.N. - Director of Municipal General Education Institution «Gymnasium № 53», Magnitogorsk
Savicheva Yu.O. - Deputy Director in Innovational Work of Municipal General Education Institution «Gymnasium № 53», Magnitogorsk
УДК 378
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е.Ю. Скочилова, Л.В. Пекарская
В статье актуализирована роль методического сопровождения механизмов управления качеством образования на муниципальном уровне. Обозначена необходимость профессиональной переподготовки в условиях организации дополнительного профессионального образования педагогических и руководящих кадров системы образования, привлекаемых к методическому сопровождению механизмов управления качеством образования. Представлено описание, структура и содержание программы профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников образовательных организаций «Методист по сопровождению
механизмов управления качеством образования».
Ключевые слова: единая система оценки качества образования, региональная система оценки качества образования, методическое сопровождение механизмов оценки качества образования, программа профессиональной переподготовки, методист в сфере оценки качества образования, совершенствование профессиональной компетентности методиста.
Сформированная в настоящее время в Российской Федерации единая система оценки качества