Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА КАК СЕТЕВОЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСЛЯЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА'

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА КАК СЕТЕВОЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСЛЯЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДИССЕМИНАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уразманова Ф.Н., Савичева Ю.О.

В статье представлен опыт функционирования информационно-методической площадки непрерывного сопровождения профессионального развития педагогических кадров как сетевого механизма трансляции передового педагогического опыта и организации сетевого взаимодействия педагогов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уразманова Ф.Н., Савичева Ю.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIONAL AND METHODOLOGICAL PLATFORM AS NETWORK TRANSLATION MECHANISM OF PEDAGOGICAL EXPERIENCE

This article represents the functioning experience of informational and methodological platform of continuous support of teaching sta professional development as network translation mechanism of leading pedagogical experience and organization of network interaction of teachers.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА КАК СЕТЕВОЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСЛЯЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА»

УДК 371.14

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА КАК СЕТЕВОЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСЛЯЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Ф.Н. Уразманова, Ю.О. Савичева

В статье представлен опыт функционирования информационно-методической площадки непрерывного сопровождения профессионального развития педагогических кадров как сетевого механизма трансляции передового педагогического опыта и организации сетевого взаимодействия педагогов.

Ключевые слова: профессиональное развитие педагогов, цифровизация образования, информационно-методическая площадка,

сетевое взаимодействие, диссеминация педагогического опыта.

Образовательный процесс - это цифровое производство, которое осуществляется в особом пространстве - цифровой образовательной среде. Суть цифровой трансформации образования -достижение необходимых образовательных результатов и движение к персонализации образовательного процесса на основе использования цифровых технологий. Отечественная стратегия цифровой трансформации образования, заложенная в национальном проекте «Образование», предусматривает достижение двух целей:

сокращение неравенства в доступе к цифровым технологиям путем развития цифровой образовательной среды: подключения учебных заведений к высокоскоростному Интернету, расширения зон беспроводного доступа, развития сетевых сервисов, широкого использования современных цифровых инструментов всеми участниками образовательного процесса;

преодоление неравенства в использовании цифровых технологий путем обновления содержания, методов и организационных форм учебной работы, модернизации образовательных программ, разработки и внедрения в практику результативных цифровых учебно-методических материалов и перехода к персонализированной организации образовательного процесса [3].

Важной составной частью перехода к цифро-

вой образовательной среде являются изменения педагогической практики, которые делают возможным её внедрение в учебный процесс [1].

В настоящее время профессиональное развитие педагогов и повышение их квалификации -это сферы, нуждающиеся в более тщательной проработке. Профессиональное развитие педагогов в условиях существующей системы формального образования (курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка) в полной мере не решает проблему профессионального развития педагогов в соответствии с потребностями и особенностями отдельной образовательной организации [2].

Современная школа способна сама выявлять профессиональные дефициты (в зависимости от социокультурной среды), определять индивидуальные запросы и разрабатывать индивидуальную траекторию развития учителя.

В данном контексте представляется необходимым функционирование информационно-методической поддержки педагогических и управленческих кадров в условиях цифровой образовательной среды (далее - ЦОС), которое включает в себя формирование информационно-управленческой культуры педагогов и руководителей образовательных организаций.

Одним из механизмов такой поддержки является функционирование информационно-методической площадки (далее - ИМП), которая способствует выстраиванию единой системы профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также тьюторскому сопровождению их индивидуальных образовательных маршрутов, построенных на основе диагностики профессиональных дефицитов [4]. Информационно-методическая площадка создана на базе официального сайта МОУ «Гимназия N° 53» г. Магнитогорска (далее -Гимназия), содержит в себе различные материалы для организации урочной, внеурочной и воспитательной деятельности педагогических работников, с целью внедрения единых подходов

к профессиональному развитию педагогических работников и управленческих кадров, направленного на устранение выявленных профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров.

Информационно-методическая площадка организует сетевое взаимодействие между субъектами научно-методической деятельности для создания единой информационно-методической среды, способствующей профессиональному росту педагогических работников и управленческих кадров, разработки, апробации и внедрения инновационных моделей повышения квалификации (профессиональной переподготовки) на основе объединения и совместного использования ресурсов [5].

Кроме этого, эта виртуальная платформа создает условия для овладения педагогическими работниками и управленческими кадрами навыками использования современных технологий, в том числе цифровых; внедрения в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания.

Основная идея описанного инновационного проекта - функционирование информационного ресурса для педагогических работников, обеспечивающего преодоление профессиональных дефицитов и реализацию профессиональных потребностей непрерывного повышения профессионального мастерства, освоение новых педагогических практик посредством формирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов [7].

Распространение инновационного опыта использования информационно-методической площадки для непрерывного профессионального развития педагогических работников обеспечивает:

достижение высокого качества образования; совершенствование содержания образования; реализацию современных образовательных технологий;

совершенствование профессиональных

компетенций педагогических кадров;

интенсификацию и индивидуализацию профессионального развития педагогических работников;

создание единого информационно-

образовательного пространства для трансляции эффективных педагогических практик и обмена профессиональным опытом;

включенность в образовательные события регионального уровня, утверждённых программами мероприятий (в том числе доклад/тезисы/ видеопрезентации и т.п.) [6].

Информационно-методическая площадка является платформой для осуществления обмена эффективными профессиональными практиками и трансляция передового педагогического опыта; формирования экспертного сообщества, проведения методического аудита образовательных учреждений и экспертизы образовательных программ образовательных организаций, программ развития, учебных программ, факультативных курсов, методических рекомендаций и пособий, педагогических проектов, исследовательских работ и т.п. [4] Так, в рамках функционирования ИМП в 2020-2021 учебном году педагогические работники Гимназии подготовили и провели 4 вебинара, 2 семинара, 8 мастер-классов по различным направлениям (формирование цифровой образовательной среды в школе и на уроке, использование информационных систем в образовании, повышение качества образования при помощи цифровизации и др.). На основе ИМП создан электронный кейс методических разработок «Образование без границ», который аккумулировал в себе огромный педагогический опыт не только педагогов Гимназии, но и охватил педагогические практики региона.

Ежегодно на базе информационно-методической площадки проходит межрегиональная конференция «Учитель в цифровой образовательной среде», где представляют свои методические разработки педагогические кадры школ-партнеров, осуществляющих сетевое взаимодействие. Кроме этого, на муниципальном уровне данная площадка стала платформой для взаимодействия ОО в рамках реализации проекта 500+. Идея функционирования сетевой информационно-методической площадки легла в основу концепции региональной инновационной площадки по направлению «Педагогические технологии урочной, внеурочной и воспитательной деятельности в условиях цифровизации». Планируется проведение семинаров, вебинаров, конфе-

Информационно-методическая площадка как сетевой механизм трансляции педагогического опыта

ренций на основе данной виртуальной платформы.

Таким образом, созданная ИМП на данный момент отвечает актуальным вызовам и идеям в рамках реализации дорожных карт региональных концепций, а именно обеспечивает для педагогических работников и управленческих кадров на уровне общеобразовательной организации возможности преодоления профессиональных дефицитов и реализации профессиональных потребностей непрерывного повышения профессионального развития в освоении новых педагогических практик посредством педагогических практик, предлагаемых в различных формах и актуальных по содержанию.

Список литературы

1. Интеграция информационных систем в контексте информационной политики в системе образования Челябинской области // Л. А Моло-костова, Л. В. Фадеев, А. Ф. Зубаиров, Т. А. Орехова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2019 - № 1 (6). - C. 73-78.

2. Ковылина, А. А. Сущность и принципы сопровождения педагога образовательной организации / А. А. Ковылина // Молодой ученый. - 2019. - № 2 (240). - С. 353-355. - URL: https://moluch.ru/archive/240/55421/ (дата обращения: 18.04.2022).

3. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая [и др.]; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина; Нац. исслед.ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. - Москва:Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 343с.

4. Уразманова, Ф. Н. Информационная политика образовательной организации как инструмент управления качеством образования в условиях цифровой образовательной среды / Ф. Н. Уразманова, Ю. О. Савичева // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. - 2020. - № 3. - С.3-19.

5. Уразманова, Ф. Н. Организация работы межмуниципальной проектной группы в рамках реализации информационной политики в системе образования Челябинской области / Ф. Н. Уразма-

нова, И. В. Латыпова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. -2019. - № 3 (8). - С. 85-90.

6. Уразманова, Ф. Н. Модель сетевой информационно-методической площадки как эффективный механизм сопровождения непрерывного профессионального развития педагогов в условиях цифровизации образования / Ф. Н. Уразманова, Ю. О. Савичева // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2020. - № 3 (11). - С. 126-128.

7. Уразманова, Ф. Н. Модель сетевой информационно- методической площадки сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических и управленческих кадров в условиях цифровизации образования / Ф. Н. Уразманова, Ю. О. Савичева // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы XXII Межд. научно-практ. конф. / Межд . академия наук пед. образования; Челяб. институт перепод. и пов. квал. работ. об-раз.; отв. ред. Д. Ф. Ильясов. - Челябинск: ЧИППКРО, 2021. - 115-121 с.

References

1. Integraciya informacionnyh sistem v kontekste informacionnoj politiki v sisteme obrazovaniya CHelyabinskoj oblasti. // L. A Molokostova, L. V. Fadeev, A. F. Zubairov, T.A. Orekhova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie ocenki kachestva obrazovaniya. - 2019 - № 1 (6). - C. 7378.

2. Kovylina, A. A. Sushchnost' i principy soprovozhdeniya pedagoga obrazovatel'noj organizacii / A. A. Kovylina. - Tekst: neposredstvennyj // Molodoj uchenyj. - 2019. - № 2 (240). - S. 353-355. - URL: https://moluch.ru/ archive/240/55421/ (data obrashcheniya: 18.04.2022).

3. Trudnosti i perspektivy cifrovoj transformacii obrazovaniya / A. YU. Uvarov, E. Gejbl, I. V. Dvoreckaya [i dr.]; pod red. A. YU. Uvarova, I. D. Frumina; Nac. issled.un-t «Vysshaya shkola ekonomiki», In-t obrazovaniya. - M.: Izd. dom Vysshej shkoly ekonomiki, 2019. - 343 s.

4. F.N. Urazmanova, YU.O. Savicheva Informacionnaya politika obrazovatel'noj organizacii

kak instrument upravleniya kachestvom obrazovaniya v usloviyah cifrovoj obrazovatel'noj sredy //Upravlenie kachestvom obrazovaniya. -2020 g. - J№ 3

5. Urazmanova F.N., Latypova I.V. Organizaciya raboty mezhmunicipal'noj proektnoj gruppy v ramkah realizacii informacionnoj politiki v sisteme obrazovaniya CHelyabinskoj oblasti//Nauchno-metodicheskoe obespechenie ocenki kachestva obrazovaniya. 2019. J№ 3.

6. Urazmanova F.N., Savicheva YU.O. Model' setevoj informacionno-metodicheskoj ploshchadki kak effektivnyj mekhanizm soprovozhdeniya nepreryvnogo professional'nogo razvitiya pedagogov v usloviyah cifrovizacii obrazovaniya// Nauchno-metodicheskoe obespechenie ocenki kachestva obrazovaniya. 2020. J№ 3 (11). S. 126-128.

7. Urazmanova F. N., Savicheva YU. O. Model' setevoj informacionno- metodicheskoj ploshchadki soprovozhdeniya nepreryvnogo professional'nogo razvitiya pedagogicheskih i upravlencheskih kadrov v usloviyah cifrovizacii obrazovaniya// Integraciya

metodicheskoj (nauchno-metodicheskoj) raboty i sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov: materialy XXII Mezhd. nauchno-prakt. konf. / Mezhd. akademiya nauk ped. obrazovaniya; Chelyab. institut perepod. i pov. kval. rabot. ob-raz. ; otv. red. D. F. Il'yasov. - Chelyabinsk: CHIPPKRO, 2021. -115-121 s.

Сведения об авторах

Уразманова Флюра Наильевна - директор МОУ «Гимназия J№ 53», г. Магнитогорск

Савичева Юлия Олеговна - заместитель директора по инновационной работе МОУ «Гимназия J№ 53», г. Магнитогорск

Information about authors Urazmanova F.N. - Director of Municipal General Education Institution «Gymnasium № 53», Magnitogorsk

Savicheva Yu.O. - Deputy Director in Innovational Work of Municipal General Education Institution «Gymnasium № 53», Magnitogorsk

УДК 378

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.Ю. Скочилова, Л.В. Пекарская

В статье актуализирована роль методического сопровождения механизмов управления качеством образования на муниципальном уровне. Обозначена необходимость профессиональной переподготовки в условиях организации дополнительного профессионального образования педагогических и руководящих кадров системы образования, привлекаемых к методическому сопровождению механизмов управления качеством образования. Представлено описание, структура и содержание программы профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников образовательных организаций «Методист по сопровождению

механизмов управления качеством образования».

Ключевые слова: единая система оценки качества образования, региональная система оценки качества образования, методическое сопровождение механизмов оценки качества образования, программа профессиональной переподготовки, методист в сфере оценки качества образования, совершенствование профессиональной компетентности методиста.

Сформированная в настоящее время в Российской Федерации единая система оценки качества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.