Научная статья на тему 'ВИРТУАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ, ВОЗМОЖНОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ'

ВИРТУАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ, ВОЗМОЖНОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
82
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Академическая мобильность / дистанционное обучение / гибкие навыки / виртуальная мобильность / информационные технологии / academic mobility / distance learning / flexible skills / virtual mobility / information technology

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — А.А. Кузнецов

В данной статье рассматриваются проблемы нового феномена виртуальной мобильности и её отношение к академической мобильности. Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке педагогических и технических наук. На сегодняшний день идёт развитие виртуальной мобильности и внедрение новых технологий для её функционирования. Само понятие появилось недавно и получило развитие в период пандемии COVID-19, что сделало виртуальную мобильность популярной в некоторых целевых аудиториях. Применение её в образовании продемонстрировало слабые и сильные стороны виртуальной мобильности, а также доказало перспективность такого способа обучения, несмотря на имеющиеся недостатки. Всё больше новых технологий, таких как VR, чат-боты и нейронные сети, используются в образовании, меняя и дополняя его новыми интерактивными и дистанционными формами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — А.А. Кузнецов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL MOBILITY: PROBLEMS, OPPORTUNITIES, PROSPECTS

The article discusses problems of the new phenomenon of virtual mobility and its relation to academic mobility. The work has an interdisciplinary character, written at the junction of pedagogical and technical sciences. To date, there is a development of virtual mobility and the introduction of new technologies for its functioning. The concept itself appeared recently and was developed during the Covid-19 pandemic, which made virtual mobility popular in some target audiences. Its application in education demonstrated the weaknesses and strengths of virtual mobility, and also proved the prospects of such a method of learning, despite the existing shortcomings. More new technologies such as VR, chatbots and neural networks are being used in education, changing and supplementing it with new interactive and remote forms.

Текст научной работы на тему «ВИРТУАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ, ВОЗМОЖНОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

кейса педагоги занимались поиском решения, его обоснованием и презентацией. Как и в рамках предыдущего этапа, предусматривалась экспертная оценка как преподавателя, так и педагога (группы преподавателей), разработавшего кейс.

Проведенный контент-анализ кейсов, разработанных учителями, и интерпретация полученных педагогами результатов позволяют констатировать, что обозначенная последовательность этапов в работе с образовательной технологией case study, по нашему убеждению, иллюстрирует постепенный процесс становления субъектой позиции педагога, позволяет ему стать полноценным участником процесса подготовки и быть готовым к дальнейшим самостоятельным профессиональным действиям в процессе работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии. Проиллюстрируем данное утверждение выдержками из рефлексивных текстов педагогов, принимавших участие в экспериментальной работе: «такая форма работы, как кейс, была мне знакома, но не давала возможности углубиться е особенности работы с такими детьми, а когда я прошла и прочувствовала все этапы работы, то определила для себя совокупность действий и по-другому посмотрела на себя как участника сопровождения детей с нарушениями», «до прохождения курсов я боялась таких детей, старалась дать им индивидуальное задание и на уроке

Библиографический список

особо не взаимодействовать. Дети в классе тоже такую позицию занимали. Технология, которую мы освоили, позволила мне понять, как действовать с «особенными» учениками. Кажется, в любой ситуации смогу сориентироваться. Буду пересматривать организацию и содержание уроков» и т. д.

Таким образом, нами определены основные теоретические положения, раскрывающие современные отечественные и зарубежные тенденции в подготовке педагога к осуществлению профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования. Полученные данные составили основу для определения необходимости применения образовательных технологий в подготовке педагогов. Отдельное место в содержании статьи было отведено технологии case study и ее поэтапному использованию в образовательном процессе.

Использование данной технологии позволяет отработать навыки командного взаимодействия, способствует самоорганизации, самообразованию, развитию творческого мышления. Данная технология в полной мере соотносится с идеями гуманитарного и компетентностного подходов в образовании, имеет высокий потенциал и позволяет сформировать необходимую готовность к работе с обучающимися с ОВЗ в условиях инклюзивного пространства через изменение парадигмы мышления.

1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г № 204. Президент России: официальный сайт Available at: http://kremlin.rU/acts/bank/43027/page/1

2. French N.K., Chopra R.V. Teachers as Executives. Theory Into Practice. 2006; Vol. 45, Iss. 3: 230-238.

3. Kim J.-R. Influence of teacher preparation programmes on preservice teachers' attitudes toward inclusion. International Journal of Inclusive Education. 2011; Vol. 15, Iss. 3: 355-377.

4. Brandon T., Charlton J. The lessons learned from developing an inclusive learning and teaching community of practice. International Journal of Inclusive Education. 2011; Vol. 15, Iss. 1: 165-178.

5. Кутепова Е.Н., Черненкова Ж.Н. Готовность педагога к деятельности в условиях инклюзивной практики. Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Москва, 2013: 588-592.

6. Кузьмина О.С. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Омск, 2015.

7. Козырева О.А. Моделирование профессиональной компетентности учителя, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): методическое пособие. Москва: ВЛАДОС, 2017.

8. Возняк И.В. Формирование готовности педагогов к инклюзивному образованию детей в системе повышения квалификации. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Белгород, 2017.

9. Борытко Н.М. Гуманитарно-целостный подход в педагогическом исследовании. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011; № 8: 20-24.

10. Сенько Ю.В. Экзистенциальные смыслы современного образования. Человек и образование. 2017; № 3: 4-8.

11. Сенько Ю.В., Фроловская М.Н. Гуманитарное основание кластерного подхода в подготовке педагога. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 1 (62): 153-154.

12. Никитина Л.А. Становление исследовательской компетентности в методической подготовке студентов педагогического вуза в условиях инновационного развития образования. Диссертация ... доктора педагогических наук. Барнаул, 2014.

References

1. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda: ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7 maya 2018 g. № 204. Prezident Rossii: oficial'nyj sajt. Available at: http://kremlin.ru/acts/bank/43027/page/1

2. French N.K., Chopra R.V. Teachers as Executives. Theory Into Practice. 2006; Vol. 45, Iss. 3: 230-238.

3. Kim J.-R. Influence of teacher preparation programmes on preservice teachers' attitudes toward inclusion. International Journal of Inclusive Education. 2011; Vol. 15, Iss. 3: 355-377.

4. Brandon T., Charlton J. The lessons learned from developing an inclusive learning and teaching community of practice. International Journal of Inclusive Education. 2011; Vol. 15, Iss. 1: 165-178.

5. Kutepova E.N., Chernenkova Zh.N. Gotovnost' pedagoga k deyatel'nosti v usloviyah inklyuzivnoj praktiki. Inklyuzivnoe obrazovanie: praktika, issledovaniya, metodologiya: sbornik materialov II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 2013: 588-592.

6. Kuz'mina O.S. Podgotovka pedagogov krabote v usloviyah inklyuzivnogo obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2015.

7. Kozyreva O.A. Modelirovanie professional'noj kompetentnosti uchitelya, rabotayuschego s det'mi s ogranichennymi vozmozhnostyamizdorov'ya (OVZ): metodicheskoe posobie. Moskva: VLADOS, 2017.

8. Voznyak I.V. Formirovanie gotovnosti pedagogov k inklyuzivnomu obrazovaniyu detej v sisteme povysheniya kvalifikacii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Belgorod, 2017.

9. Borytko N.M. Gumanitarno-celostnyj podhod v pedagogicheskom issledovanii. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2011; № 8: 20-24.

10. Sen'ko Yu.V. 'Ekzistencial'nye smysly sovremennogo obrazovaniya. Chelovekiobrazovanie. 2017; № 3: 4-8.

11. Sen'ko Yu.V., Frolovskaya M.N. Gumanitarnoe osnovanie klasternogo podhoda v podgotovke pedagoga. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2017; № 1 (62): 153-154.

12. Nikitina L.A. Stanovlenie issledovatel'skoj kompetentnosti v metodicheskoj podgotovke studentov pedagogicheskogo vuza v usloviyah innovacionnogo razvitiya obrazovaniya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2014.

Статья поступила в редакцию 28.08.23

УДК 378

Kuznetsov A.A., postgraduate, Moscow City University, specialist of the resource Center of the Institute of Continuing Education of the Moscow City University

(Moscow, Russia), E-mail: kuznetzovaa@mgpu.ru

VIRTUAL MOBILITY: PROBLEMS, OPPORTUNITIES, PROSPECTS. The article discusses problems of the new phenomenon of virtual mobility and its relation to academic mobility. The work has an interdisciplinary character, written at the junction of pedagogical and technical sciences. To date, there is a development of virtual mobility and the introduction of new technologies for its functioning. The concept itself appeared recently and was developed during the Covid-19 pandemic, which made virtual mobility popular in some target audiences. Its application in education demonstrated the weaknesses and strengths of virtual mobility, and also proved the prospects of such a method of learning, despite the existing shortcomings. More new technologies such as VR, chatbots and neural networks are being used in education, changing and supplementing it with new interactive and remote forms.

Key words: academic mobility, distance learning, flexible skills, virtual mobility, information technology

А.А. Кузнецов, аспирант, Московский городской педагогический университет, спец. ресурсного центра Института непрерывного образования

МГПУ, г. Москва, E-mail: kuznetzovaa@mgpu.ru

ВИРТУАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ, ВОЗМОЖНОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ

В данной статье рассматриваются проблемы нового феномена виртуальной мобильности и её отношение к академической мобильности. Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке педагогических и технических наук. На сегодняшний день идёт развитие виртуальной мобильности и внедрение новых технологий для её функционирования. Само понятие появилось недавно и получило развитие в период пандемии COVID-19, что сделало виртуальную мобильность популярной в некоторых целевых аудиториях. Применение её в образовании продемонстрировало слабые и сильные стороны виртуальной мобильности, а также доказало перспективность такого способа обучения, несмотря на имеющиеся недостатки. Всё больше новых технологий, таких как VR, чат-боты и нейронные сети, используются в образовании, меняя и дополняя его новыми интерактивными и дистанционными формами.

Ключевые слова: Академическая мобильность, дистанционное обучение, гибкие навыки, виртуальная мобильность, информационные технологии

Актуальность изучения виртуальной мобильности повышается с каждым годом, так как информационные технологии постоянно развиваются и позволяют более информативно и качественно обучать людей с помощью дистанционных форм и новых информационных технологий. Но при этом остаются и проблемы, которые возникают при такой форме обучения.

Цель данной статьи: обозначить проблемы и перспективы развития феномена виртуальной академической мобильности.

В соответствии с цель поставлены задачи:

1. Провести анализ проблем, возникших при развитии виртуальной мобильности.

2. Осуществить анализ перспектив развития виртуальной мобильности.

3. Выделить новые технологические средства, которые внедряют в виртуальную мобильность.

Научная новизна изучения виртуальной мобильности заключается в том, что это относительно новая область исследования, которая активно развивается и изменяется вместе с формированием информационных и коммуникационных технологий.

Теоретическое и методологическое значение исследования заключены в расширении представлений об уровне развития виртуальной мобильности и наличии проблем, сопровождающих данный феномен.

Под академической мобильностью понимается перемещение учащегося или сотрудника, имеющего отношение к образованию, на определенный период в другое образовательное или научное учреждение (в своей стране или за рубежом) как индивидуально, так и в рамках совместной образовательной и (или) исследовательской деятельности вузов и научных центров для обучения, преподавания, проведения исследований или повышения квалификации, после чего учащийся, преподаватель, исследователь или администратор возвращается в свое основное учебное заведение [1].

Виртуальная мобильность - это форма академической мобильности, которая позволяет студентам получать образование и участвовать в академической деятельности, используя виртуальные технологии и онлайн-ресурсы, а не физически перемещаясь в другую локацию или университет.

Виртуальная мобильность позволяет студентам изучать курсы, присоединяться к виртуальным аудиториям, сотрудничать с преподавателями и студентами из разных стран, а также выполнять образовательные проекты и работы удаленно. Она основана на использовании онлайн-платформ, видео-конфе-ренц-связи, систем электронного обучения и других технологий, которые делают возможным обмен информацией и коммуникацию в режиме реального времени.

Виртуальная мобильность предоставляет уникальные возможности для студентов, которые не могут или не желают физически перемещаться в другую страну или университет. Она позволяет им получать качественное образование, расширять свои знания и опыт, а также участвовать в межкультурном обмене, не выходя из дома или текущего учебного заведения.

Виртуальная мобильность и академическая мобильность - это два отдельных понятия, которые могут взаимодействовать друг с другом, но у них есть различия [2].

Виртуальная мобильность относится к возможности использования информационно-коммуникационных технологий для получения образования и участия в активностях и событиях, не физически находясь в учебном заведении или месте события. Это может быть в виде онлайн-курсов, вебинаров, виртуальных конференций и др. Виртуальная мобильность предоставляет студентам и преподавателям возможность общаться и обмениваться знаниями и опытом виртуально.

Академическая мобильность, с другой стороны, связана с физическим перемещением студентов, преподавателей или исследователей в другие страны или учебные заведения с целью получения образования или участия в проектах и исследованиях. Это может быть в форме обмена студентами, программ обмена, стажировок, международных исследовательских проектов и т. д. [3].

Виртуальная академическая мобильность использует различные информационные технологии для обеспечения коммуникации и обмена информацией между учебными заведениями и студентами.

- Видеоконференции и онлайн-платформы для обучения позволяют проводить виртуальные лекции, семинары и взаимодействие между студентами и преподавателями из разных университетов.

- Электронные платформы для обмена документами: студенты и преподаватели могут обмениваться учебными материалами, заданиями и оценками через электронные платформы, такие как Google Classroom или Moodle.

- Сетевые ресурсы, где студенты могут использовать онлайн-библиотеки, базы данных и другие сетевые ресурсы для доступа к учебным материалам и исследованиям.

- Виртуальные лаборатории, симуляторы и VR-технологии позволяют студентам практиковаться и получать опыт виртуальным образом, используя специальные программы и подключение к удаленным серверам.

- Мобильные приложения для студентов с доступом к учебным материалам, выполнению заданий и взаимодействию с другими участниками программы.

- Социальные сети и форумы, которые студенты могут использовать для общения, обмена опытом, задания вопросов и нахождения партнеров для проектной работы.

- ИТ-службы поддержки: виртуальная академическая мобильность требует специальных ИТ-служб, которые обеспечивают поддержку и решение технических проблем, возникающих у студентов и преподавателей в процессе использования информационных технологий [4].

К плюсам виртуальной мобильности можно отнести:

1. Увеличение гибкости и возможности работать удаленно - виртуальная мобильность позволяет людям работать из любой точки мира, убирая ограничения привязки к определенному месту.

2. Сокращение времени и затрат на путешествия - благодаря виртуальной мобильности люди могут проводить видеоконференции и виртуальные встречи, что помогает сократить необходимость в поездках.

3. Больше возможностей для обучения и развития - виртуальная мобильность предоставляет доступ к разнообразному образовательному контенту и ресурсам, что позволяет людям учиться и развиваться в различных сферах.

4. Экономия времени и удобство - возможность проводить рабочие совещания и деловые встречи в онлайн-режиме упрощает и ускоряет процесс принятия решений и выполнения задач.

5. Снижение воздействия на окружающую среду - сокращение необходимости путешествий и замена физических собраний на виртуальные встречи помогает уменьшить выбросы углекислого газа и других загрязняющих веществ, что положительно сказывается на окружающей среде.

Минусы виртуальной мобильности включают:

1. Ограничения в физическом присутствии и межличностном взаимодействии - виртуальная мобильность не позволяет людям полностью ощутить и взаимодействовать с другими людьми в реальном времени, что может отрицательно сказываться на некоторых аспектах работы и социальной жизни.

2. Зависимость от технологий и Интернета - использование виртуальной мобильности требует наличия надежного доступа к Интернету и использования соответствующего оборудования, что может быть проблематично в некоторых регионах или ситуациях.

3. Отсутствие физической активности - из-за возможности работать из дома или удаленно люди могут проводить меньше времени на улице и физически активизироваться, что может отрицательно сказаться на здоровье и благополучии.

4. Ограничения в доступе к специализированным инструментам и оборудованию - виртуальная мобильность может быть ограниченной в случаях, требующих применения специализированных инструментов или оборудования, которые не могут быть полностью заменены виртуальными средствами.

5. Возможность нарушений конфиденциальности и безопасности данных - использование виртуальной мобильности может повысить риск незаконного доступа к личной информации и представлять угрозу для безопасности и конфиденциальности данных.

Виртуальная мобильность предлагает широкий спектр возможностей и преимуществ для пользователей, однако она также сталкивается с определенными проблемами.

- Ограниченная инфраструктура: для полноценной работы виртуальной мобильности требуется высокоскоростное интернет-соединение и надежная сетевая инфраструктура. В некоторых регионах мира доступ к такой инфраструктуре ограничен или отсутствует, что препятствует полноценному использованию виртуальной мобильности.

- Отсутствие стандартов: виртуальная мобильность в настоящее время создается компаниями-разработчиками в разных сферах - от игр до медицины и образования. Отсутствие единых стандартов и правил может затруднить совместимость и взаимодействие между различными платформами и приложениями.

- Ценовая доступность: виртуальная мобильность требует специального оборудования и высоких вычислительных мощностей, что может делать ее недоступной для некоторых пользователей из-за высокой стоимости.

- Приватность и безопасность данных: использование виртуальной мобильности может потребовать передачу личной информации и данных в облако, что может повлечь риски утечки данных и нарушения приватности.

- Зависимость от технической поддержки: виртуальная мобильность требует технической поддержки и технического обслуживания для поддержания работоспособности. Сбои в работе оборудования или программного обеспечения могут значительно снижать эффективность и удобство использования виртуальной мобильности [5].

Все эти проблемы широко обсуждаются и исследуются, и многие компании работают над их решением для обеспечения более стабильной и доступной виртуальной мобильности.

Проблемы виртуальной мобильности могут быть различными, и подходы к их решению могут различаться в зависимости от конкретной проблемы. Вот несколько распространенных решений, которые могут быть применены.

- Увеличение пропускной способности сети: для улучшения виртуальной мобильности может потребоваться расширение сетевой инфраструктуры, добавление дополнительных базовых станций, увеличение пропускной способности беспроводной сети и оптимизация сетевых алгоритмов.

- Разработка более эффективных алгоритмов маршрутизации и управления ресурсами: оптимизация маршрутизации и распределения ресурсов может повысить эффективность использования сети и улучшить виртуальную мобильность.

- Улучшение качества обслуживания путем определения и гарантирования минимального уровня качества обслуживания для виртуальных мобильных пользователей можно повысить их удовлетворенность и обеспечить высокую производительность.

- Разработка и использование протоколов виртуальной реальности: разработка протоколов и стандартов для виртуальной реальности, включая сжатие данных, оптимизацию передачи потока и снижение задержки, может улучшить использование виртуальной мобильности [6].

Библиографический список

Важно отметить, что каждая проблема виртуальной мобильности требует индивидуального решения, и может потребоваться комбинация различных методов и подходов для достижения оптимального результата.

Виртуальная мобильность может повлиять на академическую мобильность в целом. Например, увеличение доступности. Виртуальная мобильность может быть доступна широкому кругу студентов и преподавателей, которые по различным причинам не могут или не хотят физически перемещаться в другую страну или учебное заведение. Это может способствовать более широкому участию в академической мобильности.

Виртуальная мобильность может дополнить академическую мобильность, предоставляя возможность обмена знаниями и опытом между студентами и преподавателями из разных стран, даже при отсутствии физического перемещения. Это может быть полезно в случаях, когда физическая мобильность ограничена.

Виртуальная мобильность может улучшить взаимодействие между различными культурами, языками и национальностями через онлайн-платформы и инструменты. Это может способствовать культурному обмену и повышению межкультурного понимания.

Однако необходимо отметить, что виртуальная мобильность не может полностью заменить физическую академическую мобильность, особенно в случаях, когда требуется практическое обучение или личное взаимодействие с партнерами и коллегами. Виртуальная мобильность может дополнять академическую мобильность, но не заменять ее полностью.

В заключение можно сказать, что виртуальная мобильность является важным инструментом, открывающим новые возможности для получения образования и участия в академической и профессиональной деятельности. Она позволяет преодолеть географические и физические ограничения, расширяя доступ к образованию и ресурсам. Она может быть особенно полезна для групп, которые испытывают сложности с физической мобильностью, таких как люди с ограниченными возможностями, мигранты или те, кто находится в отдаленных регионах. Развитие технологий, таких как VR, нейронные сети и чат-боты, дистанционных форм обучения способствует формированию виртуальной мобильности и созданию более реалистичных и интерактивных виртуальных сред. Будущее виртуальной мобильности, скорее всего, будет связано с дальнейшим развитием технологий, улучшением доступности и качества образовательных ресурсов, а также разработкой новых моделей и форматов виртуального обучения и деятельности. В целом виртуальная мобильность представляет собой мощный инструмент, который может преобразить образование и академическую деятельность, предоставляя новые возможности для обучения, сотрудничества и взаимодействия.

1. Фурсов В.В., Ананишнев В.М., Фурсов И.В. Об Интернете и кибертрансформации образования. Ученый совет. 2018; № 9: 41-44.

2. Усманов С.Р Основные возможности и проблемы реализации дистанционных образовательных технологий. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2018; № 3 (45): 57-63.

3. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Цифровая дидактика профессионального образования и обучения (ключевые тезисы). Среднее профессиональное образование. 2019; № 3: 3-8.

4. Гриншкун В.В., Краснова ГА. Определение качества электронного обучения: подходы, модели, критерии. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2018; № 1 (43): 16-23.

5. Белоглазов А.А. и др. Образовательные технологии онлайн-обучения: анализ массовых открытых онлайн-курсов российских вузов. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2018; № 4 (46) 2018: 50-57.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Донадзе М.В. Интернет-образование - современные технологии, методы и средства электронного обучения. Запад - Восток: пересечения культур: II Всемирный конгресс в реальном и виртуальном режиме: научно-практические материалы II Всемирного конгресса в Японии. Киото, 2019; Т. 1: 521-527.

References

1. Fursov V.V., Ananishnev V.M., Fursov I.V. Ob Internete i kibertransformacii obrazovaniya. Uchenyjsovet. 2018; № 9: 41-44.

2. Usmanov S.R. Osnovnye vozmozhnosti i problemy realizacii distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij. VestnikMoskovskogogorodskogopedagogicheskogo universiteta. Seriya: Informatika i informatizaciya obrazovaniya. 2018; № 3 (45): 57-63.

3. Blinov V.I., Esenina E.Yu., Sergeev I.S. Cifrovaya didaktika professional'nogo obrazovaniya i obucheniya (klyuchevye tezisy). Sredneeprofessional'noeobrazovanie. 2019; № 3: 3-8.

4. Grinshkun V.V., Krasnova G.A. Opredelenie kachestva 'elektronnogo obucheniya: podhody, modeli, kriterii. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Informatika i informatizaciya obrazovaniya. 2018; № 1 (43): 16-23.

5. Beloglazov A.A. i dr. Obrazovatel'nye tehnologii onlajn-obucheniya: analiz massovyh otkrytyh onlajn-kursov rossijskih vuzov. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Informatika i informatizaciya obrazovaniya. 2018; № 4 (46) 2018: 50-57.

6. Donadze M.V. Internet-obrazovanie - sovremennye tehnologii, metody i sredstva 'elektronnogo obucheniya. Zapad- Vostok: peresecheniya kul'tun II Vsemirnyj kongress v real'nom i virtual'nom rezhime: nauchno-prakticheskie materialy II Vsemirnogo kongressa v Yaponii. Kioto, 2019; T. 1: 521-527.

Статья поступила в редакцию 17.08.23

УДК 378

Mironov A.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Yugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia), E-mail: milan109@yandex.ru Vecherina A.A., BA student, Yugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia), E-mail: human@ugrasu.ru

PSYCHOLOGICAL TRAINING AS A MEANS OF HARMONIZING CHILD-PARENT RELATIONS IN FAMILIES RAISING A CHILD WITH DISABILITIES. The

article deals with a problem of child-parent relations in families with a child with disabilities. The work describes results of an ascertaining stage of the experiment: it was established that parents in general have a positive attitude to their children, but at the same time in some families there are disharmonious styles of upbringing, such as hyperprotection, differences in attitudes depending on the sex of the child, high demands and prohibitions or their complete absence. According to the results of the ascertaining stage, the program of psychological training "I trust" for parents of schoolchildren with disabilities was developed and implemented. The results of testing the effectiveness of the implemented program are presented, which can be used in educational institutions to improve pedagogical competence in the upbringing of a child with special developmental needs.

Key words: child-parent relations, child with disabilities, parenting styles, pedagogical competence, psychological training

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.