Научная статья на тему 'Виртуальная информационно-образовательная среда, как инструментальное средство поддержки профессионального обучения в системе интеграции вузов'

Виртуальная информационно-образовательная среда, как инструментальное средство поддержки профессионального обучения в системе интеграции вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
597
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОТКРЫТЫЕ СИСТЕМЫ / ИНТЕГРАЦИЯ ВУЗОВ / ТРАНСГРАНИЧНЫЕ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Везиров Тимур Гаджиевич, Захарова Ольга Алексеевна

В статье рассмотрены ключевые аспекты внедрения информационно-коммуника-ционных технологий в профессиональное образование, приведены принципы организации виртуальной информационной образовательной среды поддержки профессионального обучения с использованием открытых ресурсов в трансграничных образовательных системах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Везиров Тимур Гаджиевич, Захарова Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виртуальная информационно-образовательная среда, как инструментальное средство поддержки профессионального обучения в системе интеграции вузов»

46

• ••

Известия ДГПУ, №3, 2013

УДК 378.6:316.28

ВИРТУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА, КАК ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ СРЕДСТВО ПОДДЕРЖКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В СИСТЕМЕ ИНТЕГРАЦИИ ВУЗОВ © 2013 Везиров Т.Г., Захарова О.А. Дагестанский государственный педагогический университет, Донской государственный технический университет

В статье рассмотрены ключевые аспекты внедрения информационно-коммуникационных технологий в профессиональное образование, приведены принципы организации виртуальной информационной образовательной среды поддержки профессионального обучения с использованием открытых ресурсов в трансграничных образовательных системах.

The authors of the article consdier the key aspects of implementation of information and communication technologies in the professional education. They describe the principles of arranging the virtual information-educational environment in the trans-border educational systems using the open sources.

Ключевые слова: виртуальная информационная среда, дистанционные технологии, открытые системы, интеграция вузов, трансграничные системы.

Keywords: virtual information system, distance technologies, open systems, universities integration, trans-border systems.

ХХ1 век, век информационной революции, превратил образовательный процесс современного мира в инновационную, бурно меняющуюся отрасль. В начале нового тысячелетия развитие информационно-

коммуникационных технологий стало катализатором развития национальной и мировой образовательной системы. В материалах международного открытого форума ITLET-2013 «Информационные технологии в обучении, образовании и подготовке» отмечалась особая роль трансграничных и транснациональных образовательных структур, нового поколения, способствующих

межвузовской интеграции

образовательных программ, внедрению в практику двойного дипломирования специалистов и других прогрессивных процессов, определенных Болонской декларацией [1]. Технологической и инструментальной основой

межвузовского взаимодействия является виртуальная информационно-

образовательная среда, как эффективное средство системного хранения и предоставления пользователям

электронных ресурсов разного назначения и разнообразных форматов. При внедрении информационнокоммуникационных технологий в профессиональное образование

необходимо выделять и учитывать следующие факторы:

1. Фактор изменения реальности, требующий осмысления ситуации в мире в области конкурентоспособности кадров через определенные промежутки времени.

2. Фактор целеполагания в профессиональном обучении, выбора адекватных образовательных технологий, гармоничных поколению XXI века.

3. Фактор формирования и развития

виртуальной информационно-

Психолого-педагогические науки •••

образовательной среды во всех

направлениях профессионального

обучения.

4. Фактор использования открытых систем и курсов, так называемых, MOOC (Massive Open Online Courses) [2].

5. Фактор внедрения в общественное сознание и вузовскую практику идей и технологий транснационального и трансграничного обучения.

В ближайшие 10 лет модель организации вузов будет вынуждена существенно изменяться под давлением внешних обстоятельств. Изменения в первую очередь определяются сдвигом технологической парадигмы и освоением новых возможностей глобальными

лидерами образовательного рынка. Переходной зоной является 2017-2025 год, когда эффекты изменения глобальных правил станут очевидны и в России. Регуляторы образования в России, не учитывая этой трансформации, по факту могут усугубить и без того нестабильную ситуацию в высшей школе. Важной инфраструктурной составляющей в реализации стратегического плана создания новых структур

трансграничного обучения является развитие виртуальной информационнообразовательной среды (ВИОС) поддержки дистанционного обучения, обеспечивающей применение

современных технологий обучения, эффективное внедрение результатов исследований в отечественную промышленность и глобальную

экономику, развитие инновационных связей между вузами. Стратегический

план развития ВИОС поддержки

трансграничного обучения определяет конкретные пути достижения

поставленной цели на основе реализации инновационных проектов и создания единых межвузовских образовательных центров. При этом построение

современной информационной

инфраструктуры университетов должно проходить в рамках планомерного развития корпоративной компьютерной сети и ее наполнения программными и

47

аппаратными ресурсами. Виртуальная образовательная среда профессионального обучения характеризуется следующими признаками и возможностями:

- основной способ представления образовательного контента - гипертекст (как средство нелинейной архитектуры изложения учебного материала);

- визуализация и моделирование изучаемых объектов и процессов;

- персонализация и адаптация учебного материала к уровню конкретного пользователя;

- групповая и одновременная работа над творческим заданием;

- мультимедийность;

- система обратной связи посредством электронной почты, видеоконференций и других интернет-ресурсов [2].

Инструментальной, технической и технологической основой

функционирования виртуальной

информационно-образовательной среды (ВИОС) в интегрированном вузовском центре (ИВЦ) является веб-кольцо порталов и сайтов университетов под единым системным управлением. На Юге России таким порталом может стать «СКИФ»- портал дистанционного обучения и повышения квалификации ДГТУ, объединенный веб-кольцом с «e-Learning-НЭВЗ» - порталом

дистанционного обучения

корпоративного учебного центра НЭВЗ (http://el.nevz.ru) Современные

возможности информационных и коммуникационных технологий в полной мере позволяют реализовать учебный процесс при помощи ВИОС. Виртуальная образовательная среда реализует

следующие педагогические функции: информационно-справочную, демонстрационную, индивидуализации и дифференциации процесса усвоения учебного материала, оптимизации образовательного процесса,

контролирующую и др. [3]. При этом особое значение имеет система интерфейса, позволяющая обучающимся из разных вузов свободно ориентироваться в объединенной информационной образовательной среде.

Описание портала «СКИФ». Система СКИФ представляет собой сложный программно-технический

комплекс, имеющий модульную структуру и возможность подключения новых подсистем, разработанных на

48

• ••

Известия ДГПУ, №3, 2013

современной инструментальной

платформе для внедрения в образовательную практику Донского государственного технического

университета (ДГТУ) (рис.1). В основу портала положено согласованное функционирование трех основных сайтов: информационного http : //de. dstu. edu.ru. автоматизации обучения http:// moodle .dstu.edu.ru и сайта виртуальной ассоциации выпускников http : //da . dstu. edu.ru. которые в настоящее время формируют информационную

образовательную среду ДГТУ.

Подсистема дистанционного

обучения (moodle.dstu.edu.ru)

осуществляет автоматизацию

образовательного процесса.

настраивается на конкретные

педагогические технологии университета

и педагогический дизайн каждого преподавателя. Поддерживает различные форматы информационных ресурсов. позволяет включать в содержание учебных курсов все типы цифровой информации и удовлетворяет

стандартным требованиям к LMS:

■ Автоматизированное рабочее место преподавателя и обучающего доступно через Web-интерфейс, как из внутренней

сети университета. так и из любой точки в Интернете.

■ Наличие единого входа в систему (т.е. за весь сеанс работы с системой имя и пароль пользователя вводятся только один раз).

■ Использование существующих современных стандартов для хранения образовательного контента.

■ Применение модульной

архитектуры, позволяющей формировать внешний вид интерфейса из стандартных визуальных компонентов.

■ Обеспечение гибкого графика обучения без привязки к определенному географическому месту.

■ Реализация технологии группового обучения, когда задания могут выполняться совместно, а обучающиеся могут общаться с преподавателем и друг с другом с помощью дискуссионных форумов и электронной почты.

■ Сдача контрольных заданий в электронном виде с последующим оцениванием преподавателем.

■ Наличие системы

автоматизированного тестирования

(тесты могут иметь ограничения по времени, количеству попыток и др.)

Психолого-педагогические науки

• ••

49

Рис.1. Модель информационно-образовательной среды «СКИФ»

Система администрирования сайта обеспечивает полный доступ к хранящейся в базе данных информации и позволяет администраторам выполнять операции по управлению доступом пользователей, новостями, учебными курсами и планами. Следует отметить, что программа администрирования рассчитана на пользователей с различными категориями доступа (преподаватель, студент, гость, администратор, тьютор), и может быть дополнена новыми статусами, например, «магистр ДГПУ».

Современные возможности

информационных и коммуникационных технологий в полной мере позволяют реализовать учебный процесс при помощи виртуальной информационнообразовательной среды (ВИОС) -единого образовательного пространства, построенного с помощью интеграции традиционных информационных

носителей и компьютерных технологий.

Библиотека электронных ресурсов портала (de.dstu.edu.ru) вместе с разработанной поисковой системой

является основой виртуальной образовательной среды поддержки

дистанционного обучения и

инструментом предоставления

свободного доступа обучающихся ко всем электронным ресурсам: лекционным курсам, компьютерным практикумам, методическим указаниям, образцам

выполнения курсовых работ,

виртуальным лабораторным работам, электронным учебникам и т.д.

Использованию видео-форматов в трансграничном обучении отводится

особая роль, так как с помощью

видеозаписи лекционных курсов и практических занятий, учебный процесс позволяет реализовать интерактивное обучение и «погружение» в конкретную предметную область. Презентации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лекций и практических занятий

позволяют усилить педагогический эффект от использования

информационных модулей. Особенность реализации представленной

персонифицированной модели

заключается в возможности обучения специалистов по индивидуальной траектории с использованием ВИОС.

Персонифицированная модель предполагает разработку индивидуальной траектории обучения для разных категорий обучающихся в зависимости от многих объективных и субъективных параметров: региона проживания, опыта работы, профессиональных интересов, степени владения ИКТ-технологиями, склонности к инновационной,

организационной или практической деятельности и других индивидуальных особенностей. Основными отличиями портала являются: автоматизированная

система формирования медиатеки образовательных ресурсов,

иллюстрирующих современную

производственную деятельность, а также система представления результатов автоматического мониторинга действий обучающихся в форме расширенного протокола тестирования. Использование самых совершенных компьютерных технологий должно базироваться на серьезной теоретической и

дидактической проработке методики их применения в образовательном процессе. Необходимы глубокие педагогические

50

Известия ДГПУ, №3, 2013

исследования в области разработки и использования электронных

образовательных ресурсов (ЭОР) в профессиональном образовании.

Мультимедийный способ представления информации позволяет реализовать в обучении принцип действенной

наглядности. Для этого в настоящее время можно использовать

интерактивную визуализацию изучаемых объектов, процессов и явлений

посредством представления их компьютерных моделей. Создание таких моделей должно осуществляться на основе существующих программных средств моделирования с учетом результатов исследований в области когнитивной компьютерной графики [4].В традиционном обучении преобладают вербальные средства при предъявлении нового материала. В связи с этим применение аудио-фрагментов в электронном учебнике позволяет не только приблизить его к привычным способам предъявления информации, но и улучшить восприятие нового материала, при этом активизирует не только зрительные, но и слуховые центры головного мозга. По данным ЮНЕСКО при аудио-восприятии усваивается только 12% информации, при визуальном - около 25%, а при аудио-визуальном - до 65% воспринимаемой информации.

Исследователи выделяют у электронных учебников достаточно преимуществ в сравнении с традиционными (классическими).

Электронная учебная литература позволяет осуществлять:

1. Автоматизацию и интенсификацию

педагогического труда (при

проектировании систем обучения, подготовке к занятиям и отборе учебного материала в соответствии с поставленной задачей обучения, формировании дидактических материалов);

2. Реализацию игровых форм обучения (деловых, контрольнотестирующих и др.);

3. Обеспечения эргономических

требований, выражающихся а

минимизации умственных усилий обучающегося, т.е. затрат нервной

энергии на единицу прочно усвоенных знаний;

4. Машинную имитацию реальных

объектов (систем) с образно -художественным представлением

(визуализацией) динамических

результатов имитационного

моделирования;

5. Использование гипертекстового и

мультимедийного представления

информации;

6. Комфортность в работе за счет создания дружественного интерфейса, учета индивидуальных способностей обучающегося;

7. Простоту хранения больших информационных массивов (справочная информация на CD-диске занимает существенно меньше места, чем несколько томов энциклопедии);

8. Реализацию экологических

требований (защита лесных массивов от вырубки, закрытие вредных производств по изготовлению бумаги, типографской краски и т.п.).

Несмотря на неоспоримые

достоинства, применение электронных обучающих средств не лишено определенных недостатков. Например, сокращение межличностных контактов, деперсонализация партнёров по общению, подавление интуитивного мышления.

Исходя из особенностей формы трансграничного дистанционного

обучения определяется набор принципов разработки электронных учебных ресурсов:

1. Программа электронного учебного

курса должна содержать формулировку целей изучения курса, формировать мотивации его успешного изучения посредством разъяснения ее места и значения в системе обучения по выбранному направлению

(специальности). Перечень тем и разделов курса целесообразно

сопроводить указанием требуемых уровней их усвоения.

2. Электронные учебные курсы

должны удовлетворять требованиям корректного и однозначного

использования терминов и условных

Психолого-педагогические науки •••

обозначений. Необходимо соблюдать стандартизованные обозначения для величин, которые были введены в дисциплинах, предшествующих данной, или будут использованы в последующих курсах.

3. Компьютерные учебные курсы с использованием гиперсреды должны удовлетворять требованию простоты ориентации обучающихся при перемещении по ссылкам. Ссылки должны предусматривать возможность быстрого и целенаправленного перемещения по учебному материалу.

4. При использовании в

компьютерных учебных курсах гиперссылок на ресурсы сети Интернет необходимо избегать ссылок на Web-страницы, которые требуют сравнительно большого времени загрузки.

Рекомендуется создавать любые электронные учебные ресурсы в едином, узнаваемом стиле, что способствует как повышению имиджа образовательного учреждения, так и разработанных в нем электронных ресурсов. Формирование виртуальной образовательной среды корпоративного обучения рекомендуется проводить в следующей

последовательности:

1) Выделение и описание основных компонентов образовательной среды дистанционного обучения.

2) Разработка методик активного овладения обучающимися основными профессиональными компетенциями с использованием образовательной среды.

3) Разработка инструментальных средств поддержки дистанционных технологий и методик овладения компетенциями.

51

4) Разработка системы мониторинга

овладения обучающими основными составляющими рассматриваемых

компетенций на основе виртуальной образовательной среды.

5) Организация системы повышения

квалификации преподавателей для поддержки учебного процесса в соответствии с концепцией внедрения дистанционных технологий.

Предлагаемый авторами подход к использованию мультимедийных

технологий в системе транграничного профессионального образования

предполагает целенаправленное

индивидуально-групповое обучение, когда обучающийся ставится в центре образовательного процесса и критически относится к предлагаемой программе, так как сам принимает участие в ее компоновке в соответствии со своими профессиональными потребностями. Методологическую основу эффективного использования мультимедийных

технологий в дистанционном обучении составляют: теория контекстного подхода к образованию, разработанная А. А. Вербицким [5] и теория системного подхода в применении педагогических технологий, а также классификация и модель применения мультимедийных технологий, предложенная в 1999 году Андерсеном B.B.

Таким образом, ВИОС, сетевые технологии организации

профессионального обучения, позволяют региональным вузам выстраивать новые партнерские отношения, основанные на сотрудничестве, в направлении подготовки кадров по европейским стандартам и в соответствии с Болонской декларацией.

Примечания

1. Андреев А. А. Обучение через интернет: состояние и проблемы. //Материалы Международной научно-практической заочной конференции, 12 октября 2009 г. - 1 апреля 2010г. М. : Изд-во СГУ, 2010. 579 с. 2. Ахметжанова Г. В. Функционально-личностная технология развития педагогической функции в системе непрерывного образования // Педагогическая деятельность как социокультурный феномен: Коллективная монография. Тольятти, 2011. С. 8-30. 3.

Вербицкий А. А. Контекстный подход в психологии, педагогике и менеджменте: Межвуз. сб. научн. тр.-М.:МГГУ им. М.А.Шолохова, 2011.-198 с. 4. Ахметжанова Г. В., Захарова О. А. Принципы сетевого взаимодействия в структуре корпоративно-академического партнерства // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 4(41). 5. Позднеев Б. М. Гармонизация

национальных и международных стандартов по информационным технологиям в обучении, образовании и подготовке. «Информационные технологии в обучении, образовании и

52

• ••

Известия ДГПУ, №3, 2013

подготовке». Международный открытый форум ITLET-2013”. Тез.докл. М. : ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН», 2013. 206 с.

Notes

1. Andreev A. A. Online training: status and problems. Materials of the International scientific-practical correspondence conference, October, 12, 2009 - 1 April 2010. M. : SSU Publishing house, 2010. 579 p. 2. Akhmetzhanova G.V. Functional-personal technology of the development of the educational function in the system of continuous education // Pedagogical activity as a socio-cultural phenomenon: Collective monograph. Togliatti, 2011. P. 8-30. 3. Verbitsky A. A. Contextual approach to the psychology, pedagogy and management: Inter-university. Coll. of scientific works. M.: Sholokhov Moscow State Humanitarian University, 2011. 198 p. 4. Akhmetzhanova G.V., Zakharova O. A. Principles of the network cooperation in the structure of corporate-academic partnership // World of Science, Culture, Education. 2013. № 4(41). 5. Pozdneev B. M. Harmonization of national and international standards on the information technology for learning, education and training. “Informational technologies in teaching, education and training”. ITLET-2013 International public forum. Theses of the reports. M. : STANKIN MSTU, 2013. 206 p.

Primechanija

1. Andreev A. A. Obuchenie cherez internet: sostojanie i problemy. Mat-ly Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj zaochnoj konferencii, 12 oktjabrja 2009 g.-1 aprelja 2010g. M. : Izd-vo SGU, 2010. 579 s. 2. Ahmetzhanova G. V. Funkcional'no-lichnostnaja tehnologija razvitija pedagogicheskoj funk-cii v sisteme nepreryvnogo obrazovanija // Pedagogicheskaja dejatel'nost' kak sociokul'turnyj feno-men: Kollektivnaja monografija. Tol'jatti, 2011. S. 8-30. 3. Verbickij A. A. Kontekstnyj podhod v psiho-logii, pedagogike i menedzhmente: Mezhvuz. sb. nauchn. tr. M.: MGGU im. M.A.Sholohova, 2011. 198 s. 4. Ahmetzhanova G. V., Zaharova O. A. Principy setevogo vzaimodejstvija v strukture korporat-ivno-akademicheskogo partnerstva // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. 2013. № 4(41). 5. Pozdneev B. M. Garmonizacija nacional'nyh i mezhdunarodnyh standartov po informacionnym tehnologijam v obuchenii, obrazovanii i podgotovke. «Informacionnye tehnologii v obuchenii, obrazovanii i podgotovke». Mezhdunarodnyj otkrytyj forum ITLET-2013”.Tez.dokl. M. : FGBOU VPO MGTU «STANKIN», 2013. 206 s.

Статья поступила в редакцию 06.11.2013 г.

УДК 378

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

© 2013 Гаджиев Г.М., Тилиев К.М.

_______Дагестанский государственный педагогический университет

В системе образования в многонациональном государстве особую актуальность представляют сущность и содержание формирования культуры общения, как системы коммуникативных задач, ориентированных на усвоение учащимися социально-нормативных форм взаимодействия.

In the educational system in the multi-ethnic state the particular relevance belongs to the essence and content of a culture of communication, as a system of communication tasks, focused on the students ’ mastering the socio-normative forms of interaction.

Ключевые слова: коммуникация, культура, педагогическое общение, личность, учитель, общественные ценности.

Keywords: communication, culture, pedagogical communication, personality, teacher, social values.

В условиях перехода к постиндустриальному, информационному обществу, значительного расширения

границ межкультурного взаимодействия особую значимость приобретают коммуникабельность и толерантность как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.