УДК 378
ТГ. Везиров ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-
Э.С. Султанов КОММУНИКАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются педагогические аспекты информационно-коммуникационной образовательной среды педвуза в профессиональной подготовке бакалавров, где важное место занимают авторские электронные ресурсы и дисциплины по выбору в области информатизации педагогического образования.
Ключевые слова: информационно-коммуникационная образовательная среда, профессиональная подготовка бакалавров, дисциплины по выбору, информатизация образования, электронные ресурсы.
Timur Vezirov Еldar Sultanov
POSSIBILITIES OF THE INFORMATION AND COMMUNICATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN VOCATIONAL TRAINING OF BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION
Annotation. The article discusses the pedagogical aspects of information and communication in the educational environment pedagogical institute training bachelors, occupy an important place where copyrights electronic resources and elective courses in the field of teacher education informatization.
Keywords: information and communication educational environment, training bachelors, elective courses, computerization of education, electronic resources.
Большинство современных исследователей соглашаются с мнением, что обучение, воспитание и развитие личности детерминированы не только целенаправленным воздействием педагогов, преподавателей и не только зависят от индивидуальных личностно-психологических особенностей субъектов педагогической деятельности. Они существенным образом определяются средовыми факторами, такими как социокультурные условия, этническая общность, предметно-пространственное наполнение, коммуникация и др.
Единого определения понятия «образовательная среда» (как это зачастую наблюдается в педагогике при изучении сложных категорий), определения ее содержания, структуры, функций нет. Образовательная среда - динамично развивающаяся предметно-пространственная среда, объединяющая ресурсы образовательных учреждений и других социальных институтов (информационные, материальные, научно-производственные, учебно-производственные и др.) с целью обогащения социального взаимодействия всех субъектов образовательного процесса и характеризующаяся расширением продуктивной деятельности. Анализ научных работ, посвященных исследованию понятия «образовательная среда», позволил выявить его содержание как в широком, так и в узком смыслах. В широком смысле образовательная среда есть целостная система социальных, педагогических, материальных, образовательных ресурсов, функционирующая с образовательными целями и содержанием педагогически организованного процесса обучения в интересах личности и общества. В узком смысле термин «образовательная среда» связывают с решением специфических образовательных задач. Образовательная среда является одним из объектов, принимающих на себя все положительные и отрицательные влияния процессов информатизации и интернетизации образования.
Глобальные перемены во всех сферах жизнедеятельности человека, связанные с переходом к информационному обществу, обусловили необходимость новой парадигмы образования. Федераль-
© Везиров Т.Г., Султанов Э.С., 2014
Вестник Университета № 8, 2014
ными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) приоритетным признан компетентностный подход, направленный на приобретение будущими выпускниками вуза компетенций, позволяющих принимать адекватные решения в профессиональной деятельности.
Введение ФГОС второго поколения вносит определенные коррективы в наше представление об организации образовательной среды, расставляет определенные акценты. По мнению М.П. Лапчи-ка [4], образовательная среда «должна стать многокомпонентной системой, аккумулирующей не только коммуникационные, компьютерные, организационные ресурсы, но и интеллектуальный, культурный потенциал вуза, функциональную инфраструктуру, обеспечивающую едиными технологическими средствами деятельности студентов, преподавателей вуза, а также учителей и учащихся школ».
Информатизация рассматривается сейчас как инновационный процесс создания глобальной инфраструктуры электронных средств хранения, обработки и передачи различного вида информации. Этот процесс предполагает внедрение средств вычислительной техники и информационно -коммуникационных технологий (ИКТ) в различные сферы человеческой деятельности, в том числе в системы общего образования.
Одним из направлений модернизации российского образования сегодня является успешная апробация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, где акцент сделан на создании продуктивной информационно-коммуникационной образовательной среды (ИКОС), способствующей успешной социализации подрастающего поколения. В образовательном процессе высшей школы создание информационно-коммуникационной образовательной среды является актуальным на современном этапе развития педагогики. Формирование и развитие такой среды на основе применения информационных и коммуникационных технологий позволяет создавать оптимальные условия для развития и совершенствования педагогической деятельности, формирования информационной культуры участников образовательного процесса и обеспечивает развитие личности обучающихся. Автор работы [1] под информационно-коммуникационной образовательной средой подразумевает совокупность субъектов и объектов образовательного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию современных образовательных технологий, ориентированных на повышение качества образовательных результатов и выступающих как условия построения личностно ориентированной педагогической системы. Основу информационно-коммуникационной образовательной среды должна составлять автоматизированная система.
Современные ИКОС состоят из следующих основных составляющих:
— автоматизированная система управления обучением;
— база данных, информационные и электронные ресурсы вуза: архивы презентаций, лекций, видео- и аудиоматериалов, научных статей, базы данных, электронные библиотеки и т.п.;
— сервисы и интернет-ресурсы для общения: социальные сети, ICQ, Skype, вебинары;
— сайты вуза. Стремительное увеличение электронной информации, необходимость ее постоянного обновления, ее мобильность и актуальность требует увеличения количества сайтов вуза.
Одним из немногих способов расширения спектра возможных методов оформления процедур предоставления образовательной услуги может являться частичный перевод их в принципиально иную среду. Ощутимые изменения в результатах образования возможны только при переходе к новой ИКОС, и только в ней новые средства, соответствующие потребностям как этой среды, так и реализуемым в ней образовательным технологиям, могут существенно повлиять на достижение качества профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования.
Практика преподавания студентам бакалавриата дисциплин с информационно-технологической составляющей по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (профиль
подготовки «Математика и информатика») показывает, что для расширения знаний в области будущей профессиональной деятельности и формирования дополнительных профессиональных компетенций необходимо ввести в учебный план дисциплины, предполагающие освоение современных средств ИКТ, не вошедших в разделы базовых и профильных дисциплин. С этой целью в учебный процесс бакалавриата при физико-математическом факультете Дагестанского государственного педагогического университета включены дисциплины по выбору «Портальная технология в педагогическом образовании» и «Интернет-технологии в математическом образовании» [2; 3].
По нашему мнению, в качестве основного средства конструирования информационно-коммуникационной образовательной среды педвуза более рационально и оптимально использовать портальную технологию. Образовательный портал можно рассматривать и как информационный, и как программно-методический, и как организационный компонент информационно-коммуникационной образовательной среды. В подготовке бакалавров педагогического образования нами используются следующие образовательные порталы:
1) единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru;
2) федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru;
3) виртуальная школа Кирилла и Мефодия - http://vschool.km.ru.
Использование данных порталов оказывает педагогическое воздействие с помощью различных технических и технологических средств аудио- и видеосообщения, позволяющих индивидуализировать подход и дифференцировать процесс обучения, контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью, обеспечивать самоконтроль и самокоррекцию учебно-познавательной деятельности, моделировать и имитировать процессы и явления, проводить эксперименты и опыты в условиях виртуальной реальности, повышать интерес к процессу обучения, используя игровые ситуации и др.
Содержательной основой информационно-коммуникационной образовательной среды служат электронные образовательные ресурсы и услуги, представляемые различными организациями образования. Все разработанные нами электронные образовательные ресурсы и мультимедийные проекты по школьным курсам математики и информатики размещены на сайте «Магистры математического факультета» (http://dgpu-f.narod.ru/mag/) и на сайте портала дистанционного обучения «СКИФ» Донского государственного технического университета (http://skif.donstu.ru). Данные программные продукты будущие бакалавры применяют при написании курсовых и выпускных квалификационных работ, а также во время прохождения педагогической практики в общеобразовательных школах.
Библиографический список
1. Абдуразаков М.М. Возможности информационно-коммуникационной образовательной среды для достижения новых образовательных результатов // Информатика и образование. - 2012. - № 1 (230). - С. 58-60.
2. Абдуллаев Д. А., Везиров Т.Г. Образовательные ресурсы Интернет в профессиональной подготовке бакалавров по профилю «Математика» // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 6 (43). - С. 262-264.
3. Гузуева Э.Р., Везиров Т.Г. Некоторые аспекты использования образовательных Интернет-порталов в подготовке будущих бакалавров педагогического образования // Наука и бизнес: условия взаимодействия и развития. Материалы Международной научно-практической конференции. - Ч.1. - Нижний Тагил, 2013. -С. 56-60.
4. Лапчик М.П. От корпоративной компьютерной сети к интегрированной информационно-образовательной среде // Высшее образование в России. - 2008. - № 6. - С. 93-99.