УДК 378.2
Aliyevа K.M., Vezirov T.G. INFORMATION AND COMMUNICATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A MEANS OF FORMING OF READINESS OF FUTURE BACHELORS MAJORING IN LAW TO CARRY OUT PROJECT ACTIVITIES. In this article the modern information-educational environment is defined as an essential condition for the implementation of the basic educational programs of higher education. The authors show that the great opportunities for the development of creative activity among future bachelors are stipulated by a special designing and organizing of educational activities. The paper describes the process of formation of readiness of project-oriented kinds of activities in the studies of future bachelors, who major in Law, which would be based on the information and communication educational environment. The author of the work think that the important part in this type of work is connected with copyright multimedia projects. The work makes an emphasis on the idea of the importance of the knowledge of how to apply theory to practice. The authors consider the project-based work of students as one of the most effective ways to learn theoretical knowledge and see how it is used in actual work.
Key words: information and communication educational environment, future bachelors, project activities, multimedia projects.
К.М. Алиева, аспирантка, Дагестанский гос. педагогический университет, г. Махачкала; Т.Г. Везиров, д-р пед. наук, проф. Дагестанский гос. педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
информационно-коммуникационная образовательная среда как средство формировнаия готовности будущих бакалавров по профилю «юриспруденция» к проектной деятельности
В данной статье современная информационно-образовательная среда определяется в качестве важнейшего условия реализации основной образовательной программы высшего образования. Авторы показывают, что большие возможности для развития творческой активности будущих бакалавров создает проектная учебная деятельность. В работе описан процесс формирования готовности к проектной деятельности будущих бакалавров по профилю «Юриспруденция» на основе информационно-коммуникационной образовательной среды, в которой важное место занимают авторские мультимедийные проекты.
Ключевые слова: информационно-коммуникационная образовательная среда, будущий бакалавр, профиль «Юриспруденция», проектная деятельность, мультимедийные проекты.
Информатизация образования, новая информационно-образовательная среда и новая интеллектуальная система «обучаемый - компьютерная среда обучения - преподаватель» позволят осуществить идею опережающего образования. Одним из следствий информатизации образования является то, что изменяются средства и методы обучения. Одним из главных направлений подготовки будущих бакалавров является внедрение современных образовательных технологий. К таким технологиям относятся информационные и мультимедийные технологии, проектные технологии, тестовые технологии, технологии проблемного обучения, игровые и здоровьесберегающие технологии, которые составляют основу новой информационно-коммуникационной образовательной среды вуза. Большие возможности для развития творческой активности создает проектная учебная деятельность. Это один из важнейших составляющих образовательного процесса. Посредством проектной деятельности формируются знания и навыки о структуре задачи, этапам ее в исполнении, осваиваются основные элементы техники.
Проектная деятельность как элемент учебного процесса оказывается очень эффективной, предоставляет максимум свободы в реализации задач, что повышает интерес к учебной деятельности и способствует творческому развитию личности. Особенно важны проектные технологии, в основе которой лежит умения студентов бакалавриата ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои профессионально-прикладные и практико-ориентированные знания. Одним из направлений модернизации Российского образования сегодня является успешная апробация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, где акцент сделан на создании продуктивной информационно-коммуникационной образовательной среды (ИКОС), способствующей успешной социализации подрастающего поколения.
В образовательном процессе высшей школы создание информационно-коммуникационной образовательной среды является актуальным на современном этапе развития педагогики. Формирование и развитие такой среды на основе применения информационных и коммуникационных технологий позволяет создавать оптимальные условия для развития и совершенствования педагогической деятельности, формирования готовности к
проектной деятельности участников образовательного процесса и обеспечивает развитие личности обучающихся.
Авторы работы [1] под информационно-коммуникационной образовательной среды подразумевают совокупность субъектов и объектов образовательного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию современных образовательных технологий, ориентированных на повышение качества образовательных результатов и выступающих как условия построения личностно ориентированной педагогической системы. Содержательной основой информационно-коммуникационной образовательной среды служат электронные образовательные ресурсы и услуги, представляемые различными организациями образования.
Основу информационно-коммуникационной образовательной среды должна составлять автоматизированная система. Современные ИКОС состоят из следующих основных составляющих: Автоматизированная система управления обучением; База данных, информационные и электронные ресурсы вуза: архивы презентаций, лекций, видео-и аудиоматериалов, научных статей, базы данных, электронные библиотеки и т.п.; сервисы и интернет-ресурсы для общения: социальные сети, ICQ, Skype, вебинары; Сайты вуза. Стремительное увеличение электронной информации, необходимость ее постоянного обновления, ее мобильность и актуальность требует увеличения количества сайтов вуза.
В формировании готовности будущих бакалавров по профилю «Юриспруденция» в условиях ИКОС важное место занимает их самостоятельная работа. Предлагаем следующие методические рекомендации по самостоятельной работе будущих бакалавров по профилю «Юриспруденция» при осуществлении ими проектную деятельность.
Важность умения учиться самостоятельно становится в последнее время все более актуальной по нескольким причинам. Главная из них - это переход к информационному обществу, где ИКОС вуза является одной из составляющих. Самостоятельная работа будущих бакалавров по данному профилю организуется на основе целей и задач ИКОС в организации их проектной деятельности. Преподаватели обращают внимание студентов бакалавриата на изучение литературы при проведении всех видов занятий, указывая авторов, наименование, издательство и год
издания источников, которые необходимо изучить самостоятель-
Успешное овладение проблемами информатизации образования, предусмотренное учебной программой, предполагает выполнение ряда рекомендацией:
1. Следует внимательно изучить материалы, характеризующие курс и определяющие целевую установку, а также учебную программу дисциплины. Это позволит чётко представлять, во-первых, круг изучаемых проблем, во-вторых, - глубину их постижения.
2. Необходимо иметь подборку литературы, достаточную для организации проектной деятельности.
При этом следует иметь в виду, что нужна различная литература: учебники, учебные и учебно-методические пособия; образовательные ресурсы Интернет и др..
3. Абсолютное большинство проблем рассматриваемых в вопросах проектной деятельности носит не только теоретический характер, но самым непосредственным образом практический характер, требующий развитие практических умений студентов в области подготовки учебных материалов для электронных учебно-методических ресурсов. Подобный характер проектной деятельности предполагает наличие у студентов бакалавриата не
только знания категорий и понятий, но и умения использовать их в качестве инструментария для непосредственного организационно-педагогического анализа реальных проектов.
4. Формирование готовности будущих бакалавров к проектной деятельности предполагает систематическую работу с периодическими изданиями, особенно статьями из журналов, с целью глубокого понимания современных тенденций развития ИКОС, накопления фактического материала. Учитывая опыт и подготовленность того или иного студента, преподаватель может поставить перед ним задачу по более углубленному изучению проблемы. Результаты будущий бакалавр презентует перед аудиторией. ИКТ предоставляют возможность осуществлять проектную деятельность на новом уровне и использовать проектную методику не только на занятиях, но и вне занятий, в частности при подготовке к конкурсам, олимпиадам.
Проектный метод, на основе которого разработаны мультимедийные проекты по разным темам спецдисциплин, активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы обучающихся, о чем свидетельствуют результаты опытно-экспериментальной работы, проводимые в Северо-Кавказской государственной юридической академии Минюста России.
Библиографический список
1. Абдуразаков, М.М. Возможности информационно-коммуникационной образовательной среды для достижения новых образовательных результатов // Информатика и образование. - 2012. - № 1(230).
Bibliography
1. Abdurazakov, M.M. Vozmozhnosti informacionno-kommunikacionnoyj obrazovateljnoyj sredih dlya dostizheniya novihkh obrazovateljnihkh rezuljtatov // Informatika i obrazovanie. - 2012. - № 1(230).
Статья поступила в редакцию 10.11.14
УДК 372
Aliyevs S.A. THE MONITORING OF FORMING OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS AT LITERARY READING LESSONS AS ONE OF THE WAYS OF IMPLEMENTING FEDERAL EDUCATIONAL STANDARDS. The educational standard of the new generation sets new objectives for teachers: to teach children not only to read, write and count, but to develop two groups of their new skills as well. First, these are the universal educational actions (UEA), forming the basis of a learning skill. Second, developing the children's motivation to study. Today the educational results of the sub-subject, general nature become the most urgent. The main purpose of the monitoring of the level of formation of UEA is the obtaining of objective information about what the state and dynamics of the level of formation of universal educational actions in primary school is. According to what the author of the work notes, the information, obtained in the course of pedagogical monitoring, is the basis of identifying individual speakers, the quality of the development process, to predict the activity of the teacher to make the necessary correction, and also make parents think about the status and the problems that exist in the education for children.
Key words: formation, universal educational actions, primary schoolchild, Federal State Standard of Primary Education.
С.А. Алиева, канд. пед. наук, доц., зав. каф. методик начального образования, декан факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Чеченский гос. педагогический институт», г. Грозный, E-mail: [email protected]
мониторинг формирования ууд на уроках литературного чтения как один из способов реализации фгос ноо
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели: научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия (УУД), составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формирование у детей мотивации к обучению. Отмечается, что на первый план выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера. Основная цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников. Автор приходит к выводу, что получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, является основанием выявления индивидуальной динамики качества развития обучающегося, для прогнозирования деятельности педагога, для осуществления необходимой коррекции, а также инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовании ребенка.
Ключевые слова: формирование, универсальные учебные действия, младший школьник, федеральный государственный стандарт начального образования.