Научная статья на тему 'Виктория Лукьянец - выдающаяся украинская оперная певица и педагог'

Виктория Лукьянец - выдающаяся украинская оперная певица и педагог Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
364
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European Journal of Arts
Область наук
Ключевые слова
VOCAL TECHNIQUE / VOICE / ART OF VOCAL / METHODS OF TEACHING / OPERA / ВОКАЛЬНАЯ ТЕХНИКА / ГОЛОС / ИСКУССТВО ПЕНИЯ / МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ / ОПЕРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ганджа Ирина Вячеславовна

В результате изучения периодических популярных и научных изданий, а также личных бесед и анкетирования, нами прослежены этапы становления всемирно известной оперной певицы В. И. Лукьянец. Установлено влияния родителей, учителей и окружения на формирование ее личности и приобретение профессиональных навыков. Проанализированы творчество, репертуар, манера исполнения и методика преподавания певицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Victoria Lukyanets is the eminent Ukrainian opera singer and teacher

We used periodic popular literature, scientific publications, personal interviews, and questionnaire survey to study the stages of formation of the world known opera singer V. I. Lukyanets. The influence of her parents, teachers, and environment on the formation of her personality and acquisition of professional skills is examined. Her creative work, repertoire, performance manner, and teaching methodology are analysed.

Текст научной работы на тему «Виктория Лукьянец - выдающаяся украинская оперная певица и педагог»

Victoria Lukyanets is the eminent Ukrainian opera singer and teacher

3. Барский В. М. Фарадж Караев: GENUG or not GENUG/Музыка из бывшего СССР. М.,1994. -С. 173-186.

4. Высоцкая М. С. Между логикой и парадоксом: композитор Фарадж Караев. М., 2012. - 568 с.

5. Гасанова Р. Т. Концерты в Международном Центре Мугама//«Мугам», 2009, № 3. - С. 40-87.

6. Гусейнова А. Н. Семантические и интонационно-структурные особенности мугама в интерпретации Алима Гасымова/Материалы II Международного научного симпозиума «Мир Мугама» (15-17 марта, 2011). Баку, 2011. - С. 73-79.

7. Мехти Н. М. Средневековая мусульманская культура: эстетика проявленного и философия сокрытого. Баку, 1996. - 139 с.

8. Теория современной композиции/Отв.редактор В. Ценова М., 2005. - 624 с.

9. Франгиз Али-заде. Триумфальные пересечения Востока и Запада/Автор и составитель Х. Ордуха-нова. Баку, 2009. - 416 с.

10. Чигарева Е. И. Николой Корндорф. Возвращение в Россию//Музыкальная Академия, 2011, № 4. -С. 77-90.

11. Dada§zada Z. А. "Biz da dunyanin bir hissasiyik...". Baki, 2004. - 412 s.

12. Gann Kyle. Master ofmugham. Downtown Via Azerbaijan. Continuum playing Ali-zadeh//Village Voice. 2000.22.02.

Gandzha Iryna Viacheslavivna, Ukrainian National Tchaikovsky Academy of Music, PhD-student, the history of Ukrainian music and musical folklore chair

E-mail: i.gand@ukr.net

Victoria Lukyanets is the eminent Ukrainian opera singer and teacher

Abstract: We used periodic popular literature, scientific publications, personal interviews, and questionnaire survey to study the stages of formation of the world known opera singer V. I. Lukyanets. The influence of her parents, teachers, and environment on the formation of her personality and acquisition of professional skills is examined. Her creative work, repertoire, performance manner, and teaching methodology are analysed.

Keywords: vocal technique, voice, art of vocal, methods of teaching, opera.

Ганджа Ирина Вячеславовна, Национальная музыкальная академия Украины, соискатель, кафедра истории украинской музыки и музыкальной фольклористики E-mail: i.gand@ukr.net

Виктория Лукьянец — выдающаяся украинская оперная певица и педагог

Аннотация: В результате изучения периодических популярных и научных изданий, а также личных бесед и анкетирования, нами прослежены этапы становления всемирно известной оперной певицы В. И. Лукьянец. Установлено влияния родителей, учителей и окружения на форми-

Бес^оп 1. Мивюа! а11в

рование ее личности и приобретение профессиональных навыков. Проанализированы творчество, репертуар, манера исполнения и методика преподавания певицы.

Ключевые слова: вокальная техника, голос, искусство пения, методы преподавания, опера.

Для изучения истории вокального искусства, особенности становления мастеров любого его жанра имеет большое научно-практическое значение. Сценическое творчество и педагогическая деятельность выдающейся певицы и молодого педагога Виктории Лукьянец до сих пор не были изучены на научном уровне. В периодических СМИ ее деятельность освещена фрагментарно. В энциклопедических изданиях «Сшваки Украши» [9, 328-329] и «Украшська музична енциклопед1я» [7, 203] дан только краткий биографический очерк о певице. В учебнике «Вокальна педагопка (сольний сшв)» В. Лукья-нец упоминается как одна из певиц мирового класса, воспитанных в Киевской Национальной музыкальной академии Украины [1, 50]. Как утверждают информационные источники, Виктория Лукьянец — всемирно известная оперная и камерная певица, народная артистка Украины, профессор Венской консерватории, призер всесоюзных и международных конкурсов [9, 329]. С 1994 года она выступает на самых престижных оперных сценах мира: Ла Скала в Милане, Ме-трополитан-опера в Нью-Йорке, Королевский театр Ковент-Гарден в Лондоне, Опера Бастилия в Париже, Штадс-опера в Вене, Большой театр в Москве и в Женеве и др. [9, 329]. При этом певица сотрудничала с такими выдающимися мастерами сцены как Риккардо Мути, Бруно Кампанелла, Пласидо Доминго, Хосе Карерас, Лучано Паваротти и др. [10, 9].

Из биографических данных Виктории Лукьянец известно, что она родилась 20 ноября 1966 года в Украине в г. Киеве. Отец певицы, Иван Иванович, работал на химическом заводе, а мать, Алла Максимовна, — преподавателем среднеобразовательной школы. По воспоминаниям артистки, родители, заметив неординарные музыкальные способности у дочери, отдали ее учиться игре на фортепиано в музыкальную школу. Одновременно девочка пела в детском хоре Национальной радиокомпании Украины под управлением Т. Копыловой [10, 9]. В возрас-

те 12 лет, побывав в оперном театре на спектакле «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова и услышав исполнение легендарной певицы, народной артистки СССР Евгении Мирошниченко, Виктория загорелась желанием стать оперной певицей [12, 21]. Сама Виктория Лукьянец утверждает, что родилась с Божьим даром от родной земли и родителей, а воспитывалась именно в той семье и имела то окружение, которое содействовало развитию ее таланта [4, 12]. С детства она целеустремленно и усердно работала над собой, успевала отлично учиться в школе, играть на фортепиано и петь в хоре. Из-за этого ее даже прозвали в школе «железной лошадью» [6].

С целью продолжения музыкального образования, в 1981 году Виктория Лукьянец поступила в Киевское музыкальное училище имени Р. М. Гли-ера на вокальный факультет, в класс преподавателя Ивана Игнатьевича Паливоды. В 1989 году она успешно закончила Киевскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского, где училась у выдающейся певицы, профессора Елизаветы Ивановны Чавдар. Сама артистка в интервью с журналистами всегда с благодарностью отзывается о своих преподавателях вокала: «У меня были чудесные учителя... Они дали прекрасную базу, и я их всегда с большой теплотой вспоминаю. На занятиях рассказываю об уроках, полученных от них» [12, 21].

Еще учась в консерватории, Виктория выучила и исполнила в оперной студии консерватории партии Марфы в «Царской невесте» Н. А. Римского-Корсакова, Виолетты в «Травиате» Дж. Верди, Розины в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини, Адины в «Любовном напитке» Г. Доницетти. После окончания учебы ее сразу же приняли на работу в Киевский оперный театр. 19 ноября 1989 года состоялся дебют молодой певицы, и что примечательно, - партии Марфы в опере Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста», детские впечатления от которой когда-то определили ее выбор профессии [2].

Таким образом, будучи хорошо обученной и приобретя первоначальный сценический опыт, молодая певица была готова участвовать в любых вокальных конкурсах и прилагала к этому максимум усилий. В подтверждение этому, на всесоюзном конкурсе имени М. И. Глинки в Баку в 1987 году Виктория получила вторую премию. При содействии народной артистки СССР Ирины Архиповой В. Лукьянец в 1990 году приняла участие в международном конкурсе В.-А. Моцарта в Вене, где была удостоена первой премии [2]. В том же году, на международном конкурсе «Мин-Он» в Токио, артистка была отмечена второй премией. А в 1991 году она снова стала обладателем еще одной первой премии на престижном международном конкурсе Марии Каллас в Афинах. Яркий талант молодой певицы заметили в профессиональных кругах столицы СССР и некоторых европейских странах. 18 февраля 1992 года в Мариинском оперном театре состоялась новая европейская постановка оперы В.-А. Моцарта «Волшебная флейта», которая транслировалась на весь мир. Проект осуществили Валерий Гер-гиев и немецкий дирижер Юстус Франц. Из семи претенденток на главную роль Царицы ночи в этом спектакле была избрана именно Виктория Лукьянец [2]. А дебют певицы в Большом театре в Москве, где она исполнила роль Марфы в опере Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста», состоялся в следующем году и стал для нее судьбоносным. Тогда на ее исполнение обратил внимание импресарио из Вены Вальтер Владарский [4, 12]. Он предложил ей обратиться в Венскую Штадс-оперу, где после успешного прослушивания с Викторией заключили кратковременный контракт. 15 июня 1993 года она дебютировала в Венской государственной опере в партии Царицы ночи в опере В.-А. Моцарта «Волшебная флейта». С 1994 по 1998 гг. В. Лукьянец была фиксированной солисткой в этом знаменитом оперном театре. Согласно контракту, она должна была исполнять только роли второго и третьего плана. Первой ее партией в этом театре была партия Ксении из оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов». Но, благодаря своему упорству и целенаправленным профессиональным дей-

ствиям, ей уже через несколько месяцев удалось попасть в главный состав и исполнить партию Адины в опере Г. Доницетти «Любовный напиток». Это дало ей возможность продлить контракт на других условиях. В начале своей карьеры певица много раз прослушивалась в Италии, Австрии, Швейцарии и других странах. Почти всем она нравилась, но импресарио не хотели рисковать, потому что Виктория еще не была известна. В 1995 году, на одном из очередных прослушиваний на Зальцбургском фестивале, ее взяли дублером на партию Виолетты в опере Дж. Верди «Травиата». Это была постановка под руководством дирижера Риккардо Мути. Волей судьбы артистке выпала возможность петь на генеральной репетиции этого спектакля. Ее исполнение было настолько блестящим, что после этого она получила сразу же шесть контрактов на «Травиату» от разных театров мира, в том числе от Метрополитен-опера. В 1995 году в партии Виолетты состоялся ее дебют в Ла Скала. После таких событий имя Виктории Лукьянец стало известным и ее приняли в мировом вокальном искусстве. С 1997 года украинская певица начала гастролировать по всему миру. А с 1998 года она стала независимой исполнительницей, подписав контракты с несколькими импресарио в разных странах.

Голос Виктории Лукьянец характеризуется как яркий, сильный и полетный. Лучано Паваротти в своей книге «Мой мир», вспоминая их совместное участие в опере «Бал-маскарад» Дж. Верди в 1995 году в театре Сан Карло (Неаполь), написал: «Голос Виктории было слышно на острове Капри» [8, 13]. По типу голоса она — лирико-колоратурное сопрано. Ее бельканто сравнивают с голосами выдающихся вокалистов прошлого столетия Амелиты Галли-Курчи и Аделины Патти [12, 21]. Певица имеет широкий диапазон и совершенную вокальную технику. Отмечен тембр ее голоса: прозрачный, как хрусталь и серебристый, как колокольчик. У певицы инструментальная или, как еще говорят, европейская манера пения. Ей одинаково легко удаются как самые громкие «форте», так и самые тихие «пиано». Артистка мастерски филирует звук в любой тесситуре. Она обладает

богатой палитрой оттенков в голосе. Искусство пения Виктории Лукьянец отличается утонченной музыкальностью, точностью стиля и эмоциональностью. Ей, как певице и актрисе, прекрасно удаются мелодраматические роли, в которых героиня и любит, и страдает. Виктория очень пластична на сцене и поддерживает себя в прекрасной физической форме, учитывая, что европейские оперные постановки требуют от певца развитых навыков сценического движения. Даже директор Штадс-оперы Иоан Холендер заметил: «Виктория не только поет на сцене, а и танцует» [8, 13]. Также известно, что певица очень быстро разучивает партии и сама может аккомпанировать себе на фортепиано [3]. Своими успехами Виктория искренне обязана родителям, учителям школы, музыкального училища, консерватории, а также опытным коллегам по работе [11, 5]. При этом певица подчеркивает важность правильного режима работы и отдыха, соблюдения гигиены голоса, регулярности вокальных занятий для того, чтобы сохранить его профессиональное звучание. А для успешного выступления она считает необходимым настраивать не только голос, но также свой ум и внутреннее состояние души.

Нами установлено, что Виктория Лукьянец испытала себя почти во всех вокальных жанрах академической музыки (опера, оперетта, мюзикл, духовная музыка, оратория, кантата, романсы, народные песни). Так, в оперном арсенале певицы насчитывается больше 50 партий. По оценкам экспертов наиболее удачные из них: Виолетта, Джильда («Травиата», «Риголетто» Дж. Верди), Марфа («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова), Розина, Ельвира («Севильський цирульник», «Итальянка в Алжире» Дж. Россини), Лючия, Адина, Мария Стюарт («Лючия ди Лам-мермур», «Любовный напиток», «Мария Стюарт» Г. Доницетти), Царица ночи, Донна Анна («Волшебная флейта», «Дон Жуан» В.-А. Моцарта), Парася («Сорочинская ярмарка» М. П. Му-соргського). Она пропела все колоратурные партии сопрано в операх В.-А. Моцарта. Из вагнеровского репертуара В. Лукьянец пела только в I и IV частях его тетралогии «Кольцо нибелунга» партию Во-глинды в Ла Скала. Опера «Травиата» Дж. Верди

проходит красной нитью сквозь всю ее творческую карьеру. Партию Виолетты она исполняла более 300 раз в разных постановках. Известный итальянский режисер Франко Дзефирелли высоко оценил мастерство украинской певицы, назвав имя Виктории Лукьянец среди «трех великих Травиат» XX ст. наряду с Марией Каллас и Терезой Стратас [8, 13]. Среди наиболее успешных дебютов артистки отмечечено ее выступление в «Кантате» В.-А. Моцарта под дирижированием Н. Арнонкура в Венском музыкальном обществе (Wiener Musikverein), партии Розауры в опере Э. Вольфа-Феррари «Хитрая вдова» на сцене оперного театра Ниццы, партии Бэрты в опере «Пророк» Дж. Мейербера в Венской опере, партии Виолетты в «Травиате» Дж. Верди в Буэнос-Айресе и партии Лючии в опере «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти в Национальной опере Японии.

В камерном репертуаре певицы важное место занимают произведения западноевропейских композиторов И. Баха, Дж. Перголези, Й. Гайдна, Л. Бетховена, В.-А. Моцарта, Дж. Россини, Г. Доницетти, В. Беллини, Дж. Верди, Дж. Пуч-чини, Ф. Шуберта, Й. и Р. Штрауса, Ж. Оф-фенбаха, Ф. Легара и др.; русских композиторов М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, М. П. Мусоргского, Р. М. Глиера и др. Из произведений украинских композиторов-классиковв ее репертуар вошли арии и романсы Н. В. Лысенко, К. Г. Стеценко, Я. С. Степового, Л. Н. Ревуцкого, К. Ф. Данькевича, С. Ф. Людкевича, а также произведения современных украинских композиторов Б. Н. Лятошинського, Ф. Н. Надененко, В. С. Ко-сенко, М. М. Скорика, А. И. Кос-Анатольського, Л. Н. Колодуба, В. В. Сильвестрова, Л. И. Ященко, Ю. Я. Ищенко, Л. В. Дычко и др.

В последнее десятилетие Виктория Лукьянец выступает чаще как камерная певица. Ее сольные концерты проходят в Украине, Австрии, Германии, США, Японии и других странах.

Достигнув совершенства в вокальном искусстве и накопив 20-летний опыт сценического мастерства, Виктория Лукьянец в 2007 году начала преподавать сольное пение в Венской консерватории [8, 13]. Несколько раз проводила вокальные

мастер-классы в Японии [3]. Нынче у профессора В. Лукьянец учатся студенты разного пола и возраста, приехавшие в Вену из разных стран. Певица и вокальный педагог так объясняет потребность делиться знанием и опытом с молодыми певцами: «Уроки доброты, которые преподали мне мои учителя..., я приняла как эстафету, поскольку понимаю, что пробиваться на большую сцену всегда непросто, но всегда возможно, если есть талант, усердие и трудолюбие» [6].

По данным интервью и личных бесед, нами исследованы методы преподавания В. Лукьянец. Тип вокального дыхания, который она использует сама и рекомендует — абдоминальный (диафраг-матический). Она советует студентам заниматься спортом (бегом, плаваньем, гимнастикой), так как считает, что «собранное» тело помагает певцу — широким и ровным становится дыхание и укрепляется голос. Учит своих студентов мягкой атаке звука, эффективному использованию дыхания, резонаторов и правильному положению гортани во время пения. Она предупреждает певцов не терять ощущения «вокального эха», которого бывает очень тяжело достичь и можно легко потерять [2]. Принимая во внимание то, что «вокальное эхо» — это естественная вибрация голоса, ровное, равномерное колебание тона в центре его высоты, преподаватель спрашивает у своих учеников (когда свободно льется их голос, попадая туда, куда нужно), что они в это время чувствуют. Они отвечают, что ощущают вибрацию вокруг себя [2]. В. Лукья-нец акцентирует их внимание на этом ощущении, так как естественное вибрато предохраняет голосовые связки от перенапряжения, и это гарантирует точность попадания «в точку» (резонансный пункт). Профессор использует индивидуальный подход к каждому ученику и не навязывает им свою интерпретацию произведений. Ставит перед собой цель: раскрыть творческую индивидуаль-

ность каждого из них, как уникального Божьего творенья. Вот как она, к примеру, объясняет (с учетом национальных традиций) своим студентам из Японии предназначение упражнений-распевок: «Голос нужно не настроить, не распеть, а заострить самурайским мечем» [8, 13]. В больших и трудных для голоса ариях она учит студентов распределять силы, так же, как в свое время научили этому ее преподаватели вокала [10, 9]. Виктория Ивановна последовательно прививает своим ученикам культуру пения «пиано». Помогает своим подопечным психологически настроиться к выходу на сцену. Советует в день выступления забыть о предстоящем спектакле или концерте: «Необходимо отстраниться, сходить на прогулку и продумать предстоящее выступление» [3]. Профессор В. Лукьянец неустанно приучает своих учеников к самодисциплине, требует вовремя приходить на урок и не пропускать занятий. Молодым певцам рекомендует поработать с разными дирижерами и режиссерами, испытать себя в иной сценической школе. Обращает внимание певцов на то, что современные режиссеры требуют от исполнителя пластики для полного раскрытия драматического образа, но при этом не должна теряться точность музыкальной фактуры произведения [5, 16]. Она советует им, как соединять мастерство и душу; верить в себя [13, 11].

Как видим, будучи первоначально сформированной под руководством ярких представителей украинской вокальной школы И. И. Паливо-ды и Е. И. Чавдар, всемирно известная певица Виктория Лукьянец положила в основу своего преподавания применяемые ими методы, обусловливая их преемственность. Это, конечно, не исключает заслуг самой Виктории Ивановны в достижении больших успехов в вокальном искусстве, а всего лишь раскрывает некоторые их предпосылки.

Список литературы:

1. Антонюк В. Г. Вокальна педагопка (сольний сшв) [ПЦручник]. - Валентина Генивна Антонюк. -К.: ЗАТ «Вшол», 2007. - 174 с.

2. Бережная Л. Виктория Лукьянец: Каждый театр имеет свой запах и свою атмосферу. Часть I [Электронный рессурс]. - Режим доступа: http://viktorija_lukjanets_kazhdyj_teatr_imeet_svoj_ zapah_i_svoju_atmosferu_chast_i.html

3. Бережная Л. Виктория Лукьянец: Я в Японии выступаю не бесплатно, и в Вене прекрасно зарабатываю. Но не в этом дело. Часть II [Электронный рессурс]. - Режим доступа: http://viktorija_ lukjanets_ja_v_japonii_vystupaju_ne_besplatno_i_v_vene_prekrasno_zarabatyvaju_no_ne_v_ etom_delo_chast_ii.html

4. Шбчук У М. Вiкторiя Лукянець: «Жодш критики не вiзьмуться за мене так, як я сама це зро-блю...»/Уляна Мирославiвна Шбчук//Дзеркало тижня. - 2006. - № 45. - С. 12.

5. Головко Т. Вiкторiя Лук'янець: «Творче життя спiвака подiбне до життя спортсмена - воно недов-говiчне»/Тамара Головко//Дзеркало тижня. - 2000. - № 10 (308). - С. 16.

6. Гупало Г. Певица Виктория Лукьянец: «Меня с детства называли железной лошадью» [Электронный рессурс]. - Режим доступа: http://lvov.kp.ua/lvov/230928-pevytsa-vyktoryia-lukianets-menia-s-detstva-nazyvaly-zheleznoi-loshadui

7. Калениченко А. П. Лук'янець В1ктор1я 1вашвна//Украшська музична енциклопед1я, Т. 1 - 1н-т мис-тецтвознавства, фольклористики та етнологи iм. М. Т. Рильського НАН Украши. 2006 - С. 203.

8. Константинова К. В1ктор1я Лук'янець: «Голос треба нагострити самурайським мечем!»/Катерина Константинова//Дзеркало тижня. - 2013. - № 6. - С. 13.

9. Лисенко I. М. Сшваки Украши. Енциклопедичне видання/1ван Максимович Лисенко. - 2-ге вид., перероблене i доповнене - К.: Знання, 2011. - 629 с.

10. Музыка Л. Виктория Лукьянец: «Муж практически полностью посвятил себя моей карьере»/Ли-лия Музыка//Факты. - 2014. - № 229. - С. 9.

11. Полщук Т. Вiкторiя Лук'янець: «Мое iм'я зобов'язуе перемагати»/Тетяна Полщук//День». -2001. - № 47. - С. 5.

12. Полщук Т. Вiкторiя Лук'янець: «Ти можеш бути зiркою лише тодi, коли ти в1л.ьна»/Тетяна По-лiщук//День. - 2011. - № 205. - С. 21.

13. Приндюк О. Вiкторiя Лук'янець: «Треба умгги сшвати все!»/Ольга Приндюк//День. - 2013. -№ 56. - С. 11.

Glivinsky Valery Victorovich, Independent Researcher, Senior Doctor of Musicology, New York, USA E-mail: val@glivinski.com Fedoseyev Ivan Sergeyevich, St. Petersburg Conservatory, Senior Doctor of Musicology, Department of Musicology

E-mail: ifedoseev@inbox.ru

The St. Petersburg Classic School: myth or reality?

Abstract: This article introduces into scholarly use the concept of the St. Petersburg classic school, uniting the creative legacy of three luminaries of classical music from the 20th century — Igor Stravinsky, Sergei Prokofiev and Dmitri Shostakovich. The russkost' as the fundamental basis of the St. Petersburg classic school is rooted in the phenomenon of acquired beauty, psychologically enriched tone painting, and intellectualized lyricism.

Keywords: Stravinsky, Prokofiev, Shostakovich, St. Petersburg classic school, russkost'.

In music history, the word "school" is most of- tion within the framework of a particular national ten used to denote the process of musical composi- (or regional) culture or its identification with a spe-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.