УДК 784.21 ББК Щ85.31
ВОКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО ГЕНРИЕТТЫ НИССЕН-САЛОМАН
Е.Ю. Пономаренко
Представлена общая характеристика исполнительской деятельности и анализ репертуара Генриетты Ниссен-Саломан (1819-1879) - известнейшей шведской певицы, гастролировавшей по всей Европе и в России в 40-50-х годах XIX века. Материалом для данной статьи послужили уже известные и впервые вводимые в научный оборот источники, предоставленные Шведской Государственной музыкальной библиотекой Музея музыки в Стокгольме.
Ключевые слова:
вокальное искусство, оперный репертуар, исполнительская деятельность, концертный репертуар, оперная партия.
Генриетта Ниссен-Саломан1 (1819-1879) -одна из известнейших в XIX веке европейских вокалисток. Ее исполнительская деятельность мало освещена в научной литературе, значимость недооценена. Одна из газет начала XX века пишет: «Пятьдесят лет тому назад... умерла шведская певица, которая была не только современницей Дженни Линд2, но и достигла таких же наивысших вершин славы, как она. Имя Дженни Линд, ее судьба. известны почти каждому шведу, в то время как имя Генриетты Ниссен-Саломан забыто почти всеми, хотя она всего лишь 60-70 лет тому назад была одной из наиболее знаменитых и почитаемых певиц континента» [10, с. 1448].
Изучение исполнительской деятельности Ниссен-Саломан, осознание того вклада, который она внесла в развитие вокального искусства, необходимо для объективного представления общей картины музыкальной культуры XIX века.
В данной статье представлены характеристика исполнительской деятельности и анализ репертуара Ниссен, осуществленные на основе уже известных материалов, а также новых, предоставленных Шведской Государственной музыкальной библиотекой Музея музыки в Стокгольме. Обобщение источников дает возможность выявить основные черты исполнительского стиля артистки, уровень профессионализма, определить ее место среди других выдающихся певцов середины XIX века.
Артистическая карьера Ниссен продолжалась около двадцати лет и была довольно интенсивной, особенно в течение первого десятилетия. Она родилась в семье состоятельного шведского торговца мануфактурой в Гётеборге 12 марта 1819 года. С детства родные и знакомые восхищаются красивым звонким голосом и музыкальностью Генриетты. В девятнадцать лет ро-
дители по настоянию друзей отправляют ее в Копенгаген на прослушивание к балетмейстеру Королевского театра Огюсту Бурнонвиллю. Он рекомендует Ниссен профессионально обучаться вокальному искусству. С этой целью Генриетта едет в Париж к Мануэлю Гарсиа3. По свидетельству шведского издателя Акселя Кроока: «Мануэль дель Гарсиа при первой проверке певческих способностей высказался довольно удовлетворительно относительно ее голоса и музыкальных способностей, а также с определенным живым восторгом предсказал, что из нее могло бы получиться нечто великое» [Цит. по: 10, с. 1448].
С 1839 года несколько лет Ниссен учится певческому искусству у него, постигая основы лучшей в то время вокальной школы. Дебютирует артистка в 1843 году в Парижской итальянской опере в партии Адальджизы в опере В. Беллини «Норма». После удачного выступления с ней заключают контракт, она начинает работать на одной сцене с такими великими певцами, как Д. Гризи, Ф. Персиани, Л. Лаблаш, Д. Рубини, А. Тамбурини и др.
По окончании контракта Ниссен становится настолько известной, что для нее открываются пути на любые сцены Европы, молодая вокалистка расширяет свой репертуар, гастролируя по разным городам. Сезон 1844-1845 года певица проводит в Петербурге в составе итальянской труппы, представляя партии Донны Эльвиры, Джоанны Сеймур и другие, участвуя в многочисленных концертах [См. об этом: 6].
До 1848 года она работает в Италии, в оперных театрах Генуи, Мантуи, Болоньи, Ливорно, Флоренции и Рима: «. в Болоньи <Ниссен> имела такой огромный успех, что в продолжение двух с половиною месяцев она пела тридцать пять раз в операх: Норма, Девушка-Лунатик и Атилла4» [2, с. 40].
3 О
В 1848 году Ниссен приезжает в Англию, где выступает в Лондоне на сцене Ко-вент-Гардена. Если ранее вокалистка пела на шведском, французском и итальянском языках, то теперь осваивает английский, исполнив партию Нормы и Лючии ди Ламмермур [См. об этом: 12, с. 289].
Далее ее гастрольные поездки охватывают Швецию, Норвегию и Германию. Ниссен выступает в Гамбурге, Магдебурге, Ганновере, Бремене, Берлине и Лейпциге, где знакомится со своим будущим мужем датским композитором Зигфридом Сало-маном5. В одной из русских газет отмечается: «Знакомая Петербургской публике певица Ниссен возбуждает большой восторг в Дрездене и ее с нетерпением ожидают в Берлине. Надо полагать, что она очень усовершенствовалась» [4, с. 266].
В целом, 1840-е годы - период наиболее активной исполнительской деятельности Ниссен: «Она разъезжала и давала концерты в городах с требовательной, избалованной, хорошо разбирающейся в музыке публикой, никогда не задерживаясь долго на одном месте, всегда встречаемая ликованием, когда она приезжала, и провожаемая искренним "до свидания", когда уезжала» [10, с. 1449].
С 1850 года, выйдя замуж, она оставляет театральные подмостки, значительно меньше выступает. Вместе с мужем они гастролируют с концертами по Европе и России: «... <Ниссен> еще выступала в течение нескольких лет как певица на концертах в России, в Константинополе, в Париже и многих других местах, однако ее основной деятельностью следующую четверть века будет преподавание пения» [12, с. 290]. В течение нескольких сезонов она участвует в концертах Гевандхауза [См. об этом: 9, с. 5-6]. В 1849-1850 годах выступает в 12, а в 1856-1857 годах - в 9 концертах сезона. Об одном из них, где Ниссен исполнила партию Ифигении в сцене из оперы Глюка «Ифигения в Тавриде», читаем: «Этой мыслящей певице удалось в отчетливо выраженных чертах отобразить драматические моменты и представить взорам образ страдающей, мучимой дурными сновидениями греческой девы» [11, с. 63].
Обобщение источников позволяет заключить, что Ниссен - одна из самых успешных вокалисток середины XIX века. Ее одаренность и талант подтверждаются фактами гастрольной жизни певицы, на протяжении которой она не один раз выручает заболевших артисток, выступая за них в оперных партиях или на концерте. В самом начале артистической карьеры бла-
годаря такой случайности Ниссен получает роль Розины в «Севильском цирюльнике» в Парижской итальянской опере, исполнив ее без оркестровых репетиций, вместо Гризи и Персиани [См. об этом: 8, с. 170]. Аналогичный случай произошел с ней в Петербурге, где она спела Розину, заменив П. Виардо [См. об этом: 6, с. 225].
В 1858 году во Франкфурте-на-Майне во время гастролей по Германии Ниссен выступает в партии Ифизы в оратории Г.Ф. Генделя «Иевфай», не зная ее раньше. Благодаря своему мастерству и профессионализму она произвела большое впечатление на слушателей проникновением в «Генделевский дух» [5, с. 14].
В эти же годы свою исполнительскую деятельность ведет соотечественница Ниссен, величайшая певица Линд. Двух шведок связывают особые профессиональные отношения, которые можно охарактеризовать как соперничество, зародившееся еще в период обучения у Гарсиа, с которым Линд начала заниматься в 1841 году [См. об этом: 10, с. 1448]. Неоднократно они выступают перед одной и той же публикой, заставляя невольно проводить сравнение между ними. Долгое время обе вокалистки остаются равными по своему дарованию и мастерству. Автор статьи «Шведский жаворонок» считает, что в 1850 году в Берлине «состоялось решающее сражение между ней <Ниссен> и Дженни Линд. Во время ее <Ниссен> выступления был аншлаг и ее встречали с восторгом, однако то, что ощущалось в атмосфере и частично высказывалось, заставило отчетливо осознать, что пение жаворонка в своем роде, возможно, не уступает пению соловья6, но соловей является более изысканной птицей» [10, с. 1449]. По мнению автора, это оказалось весьма болезненным для Ниссен и заставило ее отказаться от дальнейшего продолжения активной артистической деятельности.
По некоторым замечаниям можно предположить, что в ее пении недоставало разнообразия красок голоса при всем его техническом совершенстве: «. он как будто радуется самому себе, переливаясь в звонких трелях; но в нем мало оттенков» [2, с. 40]. Возможно, это одна из причин, по которой Ниссен занимает второе место как певица в сравнении с такими вокалис-тками, как Виардо и Линд, ее успех и популярность практически забыты уже спустя полвека после завершения карьеры.
Основные черты исполнительского стиля артистки можно выявить в результате более подробного анализа оперного и концертного репертуара Ниссен, включа-
ющего произведения итальянских, немецких, французских, русских композиторов, а также шведские народные песни.
В оперном репертуаре, который можно составить, основываясь на сохранившихся афишах и статьях в периодике, посвященных певице, итальянская музыка занимает первое место. Ниссен исполняет первые и вторые партии в операх «Норма» (Адальджиза, Норма), «Сомнамбула» (Амина) В. Беллини, «Анна Болейн» (Джоана Сеймур), «Велизарий» (Ирена), «Лючия ди Ламмермур» (Лючия), «Лукреция Бор-джиа» (Лукреция), «Паризина» (Паризина) Г. Доницетти, «Севильский цирюльник» (Розина), «Танкред» (Аменаида) Дж. Россини, «Атилла» (Одабелла), «Эрнани» (Эльвира), «Ломбардцы» (Джизельда), «Двое Фос-кари» (Лукреция) Дж. Верди7.
Эти партии принадлежат к категории лирико-драматических, в разной степени сочетающих в себе драматизм, страстность с мягкостью и женственностью. Партии опер Беллини, признанного мастера бельканто, требуют совершенства вокальной техники и звуковедения, в операх Верди певцу необходимо обладать драматическим талантом, силой и яркостью голоса. Образы многих героинь, таких как Лукреция Борд-жиа, Аменаида действенны, решительны; Лючия ди Ламмермур и Амина напротив, символизируют хрупкость и ранимость; Розина полна оптимизма, легкости и веселья. Все эти роли требуют от вокалиста не только совершенного владения голосом, но и разностороннего актерского дарования.
Помимо опер итальянских композиторов Ниссен поет партии в операх Моцарта. Известно об ее в высшей степени удачном выступлении в партии Донны Эльвиры в опере «Дон Жуан», ставшей одной из самых лучших в репертуаре певицы. Помимо идеального в техническом плане исполнения этой сложной для вокалистки партии, в интерпретации Ниссен роль, считавшаяся ранее второстепенной, обретает новую яркую трактовку [См. об этом: 5, с. 12-13].
Ниссен участвует в постановках опер Саломана, ее супруга, музыка которого довольно часто звучит в середине XIX века. В литературном прибавлении к журналу «Нувеллист» отмечено: «Генриетта Нис-сен, во Франкфурте, имела чрезвычайный успех в опере Саломана "Бриллиантовый крест". С таким же успехом Ниссен давала концерты и в Висбадене» [3, с. 72].
Если в оперном репертуаре артистки преобладает итальянская музыка, что не удивительно, учитывая огромную популярность опер Россини, Беллини и До-
ницетти в то время, то ее концертные программы более разнообразны. Они включают оперные арии и сцены не только итальянских композиторов, но и Генделя, Глюка, Моцарта, Мейербера. В рецензиях можно встретить положительные отзывы об исполнении ею арии из оперы Генделя «Аэций»: «Д-ца Ниссен. вполне оправдала предшествовавшую ей славу и привела слушателей в восторг исполнением арии из "Энцю" Генделя» [2, с. 39]. Эта музыка требует от вокалиста высокой исполнительской культуры, выразительности, внутренней эмоциональности и одновременно возвышенности и точности исполнения. Все перечисленные качества доступны только артистам высшего класса, к которым, несомненно, относится Ниссен.
Концертные программы певицы не ограничиваются оперной музыкой. Выше упоминалось об ее участии в исполнении оратории Генделя, где она проявила высочайший профессионализм. Концертный репертуар Ниссен включает разнообразную в стилевом отношении музыку: А. Марчелло, Ф. Мендельсона, Л. Шпора, А.Л. Клаписсо-на, Ф. Лахнера. Особенно хорошо ей удаются, судя по отзывам, немецкие Lied8. Автор одного из отечественных журналов так характеризует ее выступления: «.она пела арию из "Фауста" Шпора, церковную арию Страделлы, большую арию из "Эрнани" Верди и в заключение концерта Шведскую песню. Замечательно, что талант д-цы Нис-сен весьма разнообразен... в Германии же она с тем же необыкновенным совершенством исполняет произведения немецкой музыки» [1, с. 32]. В другой статье подчеркивается: «.она обладает необыкновенно богатыми средствами, умноженными основательным музыкальным образованием. В исполнении фиоритур в Итальянских ариях и произведений высокой музыки она в равной степени оказалась превосходною певицею» [2, с. 40].
В процессе изучения исполнительской деятельности Ниссен становится очевидным, что она - величайшая вокалистка, деятельность которой заслуживает внимательного изучения. Автор статьи «Шведский жаворонок» пишет об этом: «<Линд> - артистка, достигшая в своем искусстве наивысшего, давшая своим пением представление о прекрасном. Однако Генриетта Ниссен не заслуживает быть настолько забытой. Ее европейская слава слишком велика, чтобы память о ней в Швеции сошла на нет. Дженни Линд - великая певица и человек искусства. Генриетта Ниссен, возможно, только великая певица. Половины того почтения, кото-
рое мы испытываем перед первой, достойна также и вторая» [10, с. 1449].
В заключение можно сделать следующий вывод: Генриетта Ниссен является одной из выдающихся певиц середины XIX столетия, талант которой, отличная школа и высочайший профессионализм общепризнанны всеми. В период активной исполнительской деятельности она с неизменным успехом выступает в крупнейших оперных театрах и на концертных площадках Европы, в Петербурге и Константинополе. О ней пишут в отечественной и
зарубежной периодике, отмечают красивый сильный голос, блестящую технику, точность исполнения и безупречное чувство музыкального стиля. Репертуар певицы отличается широтой и разнообразием, а исполнение подлинным мастерством и виртуозностью, что лучше всего доказано ее повсеместным успехом.
Для объективного отражения целостной картины развития музыкального искусства XIX века необходимо продолжение поиска и анализ новых источников по данной проблеме, ее дальнейшее изучение.
Список литературы
[1] Неизвестный автор. Без названия // Литературное прибавление к «Нувеллисту». - 1850, апрель. - С. 32.
[2] Неизвестный автор. Без названия // Литературное прибавление к «Нувеллисту». - 1850, май. - С. 39-40.
[3] Неизвестный автор. Без названия // Литературное прибавление к «Нувеллисту». - 1850, сентябрь.
- С. 72.
[4] Неизвестный автор. Без названия // Санкт-Петербургские ведомости. - 1850, № 66, 22 марта. - С. 266, стб. 4.
[5] Неизвестный автор. Генриетта Ниссен-Саломан. Некролог // Нувеллист. - 1879, № 6. - С. 11-17.
[6] Пономаренко Е.Ю. Гастроли Генриетты Ниссен-Саломан в России в 1844-1845 годах // Музыкальное образование в современном мире: диалог времен: Сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции (2-3 декабря 2011 г.). - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2012.
- С. 223-228.
[7] Пономаренко Е.Ю. Генриетта Ниссен-Саломан и русская вокальная школа XIX века: к постановке проблемы // Музыкальное образование в современном мире: диалог времен: Сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции (10-12 декабря 2009 г.). Ч. II.
- СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. - С. 119-123.
[8] Пономаренко Е.Ю. Исполнительская деятельность Генриетты Ниссен-Саломан в 40-50-х годах XIX века // Музыкальная культура глазами молодых ученых: Сборник научных трудов. Вып. 7. - СПб.: Астерион, 2012. - С. 167-173.
[9] Fryklund D. Henrietta Nissen, Siegfried Saloman. - Halsingborg: Schmidts Boktryckeri A.-B, 1929. - 19 p. (Материал Шведской Государственной музыкальной библиотеки Музея музыки в Стокгольме)
[10] Unknown author. Den Svenska ^rkan // Idun. - 1929, № 52. - P. 1448-1449. (Статья хранится в архиве Шведской Государственной музыкальной библиотеки Музея музыки в Стокгольме. Фонд GV3 Biografiska-anteckningar)
[11] Unknown author. Untitled // Ny tidning ^r musik. - 1857, № 8, February 16th. - P. 63. (Статья хранится в архиве Шведской Государственной музыкальной библиотеки Музея музыки в Стокгольме. Фонд GV3 Biografiska-anteckningar)
[12] Unknown author. Henriette Nissen-Saloman // Ny illustrerad tidning. - 1879. № 37. - P. 289-290. (Статья хранится в архиве Шведской Государственной музыкальной библиотеки Музея музыки в Стокгольме. Фонд GV3 Biografiska-anteckningar)
1 Шведская певица и преподаватель вокала, одна из первых профессоров Петербургской консерватории [6; 7; 8; 9].
2 Дженни Линд (1820-1887) - шведская оперная певица, гастролировавшая в Европе и США.
3 Гарсиа Мануэль Патрисио Родригес (1805-1906) - известнейший певец (бас) и вокальный педагог XIX века. Певческая школа Гарсиа считалась самой лучшей в Европе, не каждый получал право учиться у него.
4 В. Беллини «Норма», партия Адальджизы; «Сомнамбула», партия Амины; Дж. Верди «Атилла», партия Одабеллы.
5 Генриетта Ниссен вышла замуж за Зигфрида Саломана 10 сентября 1850 года. После этого она выступала под двойной фамилией Ниссен-Саломан.
6 «Шведский соловей» - так называли на родине Дженни Линд, сравнивая ее с Генриеттой Ниссен, которую называли «шведский жаворонок».
со 7 Со многими оперными композиторами певица знакома лично. Партию Ирены в «Велизарии» с ней и репетировал сам Г. Доницетти. Сохранилась переписка Г. Ниссен с некоторыми современными ком-Ц позиторами - Дж. Россини, Дж. Мейербером, Ф. Листом, Ф. Мендельсоном и А. Рубинштейном (архив ^ Шведской Государственной музыкальной библиотеки Музея музыки в Стокгольме).
£5 8 В одной из афиш значится исполненная ею песня Шуберта «Оцепенение» из вокального цикла |£ «Зимний путь».