Научная статья на тему 'Викторины и конкурсы как способ повышения мотивации в изучении фонетики английского языка'

Викторины и конкурсы как способ повышения мотивации в изучении фонетики английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / Практическая Фонетика английского языка / викторины / конкурсы / motivation / Practical Phonetics of the English language / quizzes / contests.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фазмутдинова Римма Рашидовна

В статье рассматриваются такие понятия как мотивация и геймификация в процессе обучения фонетике английского языка. В рамках понятия геймификации особое внимание уделяется таким видам игровой деятельности как викторины и конкурсы; приводится категоризация викторин и конкурсов с примерами заданий применительно к специфике предмета «Практическая Фонетика английского языка». На основе опыта работы со студентами первого курса языкового факультета дается анализ одного из конкурсов, направленного на отработку фонетических интонационных моделей в речи и на совершенствование аудитивных, произносительных и интонацтонных фонетических навыков. Приводятся данные анкетирования студентов по результатам проведенных мероприятий, а также выводы о значимости применения конкурсов и викторин для стимуляции учебной деятельности и повышения мотивации учащихся в изучении фонетики английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUIZZES AND CONTESTS AS A WAY TO INCREASE MOTIVATION IN LEARNING ENGLISH PHONETICS

This article discusses concepts such as motivation and gamification in the process of learning English phonetics. Within the framework of the concept of gamification, special attention is paid to such types of gaming activities as quizzes and contests; a categorization of quizzes and contests with examples of tasks is given in relation to the specifics of the subject “Practical Phonetics of the English language”. Based on the experience of working with first-year students of the language faculty, an analysis is given of one of the competitions aimed at developing phonetic intonation models in speech and improving auditory, pronunciation and intonation phonetic skills. The data of the survey of students based on the results of the activities carried out, as well as conclusions on the importance of using contests and quizzes to stimulate learning activities and increase students’ motivation in learning English phonetics are presented.

Текст научной работы на тему «Викторины и конкурсы как способ повышения мотивации в изучении фонетики английского языка»

Викторины и конкурсы как способ повышения мотивации в изучении фонетики английского языка

Фазмутдинова Римма Рашидовна,

старший преподаватель кафедры теории и методики обучения иностранным языкам, ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского» E-mail: rimfaz@mail.ru

В статье рассматриваются такие понятия как мотивация и гей-мификация в процессе обучения фонетике английского языка. В рамках понятия геймификации особое внимание уделяется таким видам игровой деятельности как викторины и конкурсы; приводится категоризация викторин и конкурсов с примерами заданий применительно к специфике предмета «Практическая Фонетика английского языка». На основе опыта работы со студентами первого курса языкового факультета дается анализ одного из конкурсов, направленного на отработку фонетических интонационных моделей в речи и на совершенствование аудитивных, произносительных и интонацтонных фонетических навыков. Приводятся данные анкетирования студентов по результатам проведенных мероприятий, а также выводы о значимости применения конкурсов и викторин для стимуляции учебной деятельности и повышения мотивации учащихся в изучении фонетики английского языка.

Ключевые слова: мотивация, Практическая Фонетика английского языка, викторины, конкурсы.

Введение

Изучение фонетики английского языка является ключевым аспектом достижения высокого уровня владения английским и эффективного общения на нём. Однако, многие учащиеся в процессе овладения фонетическими навыками сталкиваются с рядом трудностей, связанными как с произношением и распознаванием звуков, так и с интонационным оформлением речи. Очевидно, что любые неудачи в процессе обучения снижают интерес и мотивацию учащихся. В данной статье рассмотрим, как использование викторин и конкурсов может стать мощным инструментом для стимулирования интереса и мотивации учащихся в изучении фонетики английского языка.

Методы

При написании статьи были использованы следующие методы исследования: анализ методической литературы (с целью определения ключевых понятий); педагогическое наблюдение (для определения трудностей при формировании фонетических навыков обучающихся, путей их решения); отбор и анализ (для категоризации викторин и конкурсов); а также наблюдение, эксперимент (чтобы продемонстрировать наглядные результаты использования конкурсов и викторин на практике) и анкетирование (для анализа обратной связи после проведения мероприятий).

Результаты

Теоретическая значимость заключается в выявление типов викторин и конкурсов, наиболее подходящих для реализации методических задач в процессе обучения фонетике английского языка. Практическая значимость состоит в том, что в статье предлагаются варианты конкурсов, апробированных в группах студентов 1 курса факультета филологии, переводоведения и медиакоммуникаций ОмГУ им. Ф.М. в рамках курса по Практической фонетике английского языка.

о с

CJ

Основная часть

Мотивация как один из главных инструментов стимулирования учебной деятельности находит ряд определений и трактовок в различных методических источниках. В основном ученые рассматривают мотивацию либо как потребность, либо как побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека; совокупность внешних и вну-

тренних условий, вызывающих активность субъекта. [1, с. 148]. Применительно к обучению иностранному языку мотивация подразумевается как система поощрений или стимулов, которые могут оказать положительное влияние на степень усвоения материала и результативность отработки навыков и умений.

0.М. Рябцева определяет мотивацию как систему побуждающих импульсов, направляющих учебную деятельность на более глубокое изучение иностранного языка; его совершенствование и стремление развивать потребности познания иноязычной речевой деятельности. [6, с.128]

Так, перед преподавателем иностранного языка стоит задача организовать учебную деятельность таким образом, чтобы породить и развить у студентов познавательный интерес к изучению иностранного языка и обеспечить высокий уровень активности учащихся на занятиях. В настоящее время существует ряд педагогических технологий, позволяющих оказывать существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, и тем самым активизировать процесс обучения, повысить темп урока, разнообразить формы и виды деятельности обучающихся, а также увеличить объем их самостоятельной работы. [2]. Одной из таких технологий можно считать гейми-фикацияю, т.е. процесс по включению развлекательных действий (игр) в официальную образовательную обстановку с целью включения учащихся в данный процесс и улучшения их запоминания иностранного языка [5]. Иными словами, игра и игровые приемы дополняют основные методы обучения, активизируя при этом внимание и память учащихся благодаря создаваемому эмоциональному фону в процессе обучения.

Отметим при этом, что игры в свою очередь могут подразделяться на несколько категорий. В.Б. Дорофеев выделяет три категории игр [3]:

1. Игры-упражнения, направленные на формирование грамматических, лексических, орфографических и фонетических языковых навыков. (например, кроссворды, ребусы, загадки ит.п.);

2. Ролевые игры: творческие игры, способствующие дальнейшему развитию речевых навыков и умений.

3. Игры-соревнования: конкурсы и викторины. Этот вид игровой формы обучения может включать в себя элементы всех вышеперечисленных видов дидактических игр, но с одним существенным отличием - наличием соревновательной борьбы и сотрудничества. Рассмотрим применение викторин и конкурсов подробнее, в частности их использование при формировании фонетических навыков на занятиях по практической фонетике английского языка. Изучение фонетики английского языка может быть вызовом для многих студентов, однако в ходе игры, когда учащимся предлагаются различные задания, связанные с повторением слов и фраз, выполнением упражнений на различные звуки, а также прослушиванием и воспроизведением различных интонационных моделей, студенты

естественным образом могут существенно улучшить свои фонетические навыки, нивелировать распространенные фонетические ошибки в речи.

Изучив опыт коллег и основываясь на собственном опыте работы со студентами первого курса языкового факультета, мы определили некоторые типы заданий викторин и конкурсов, отвечающих целям и задачам формирования фонетических навыков. Таким образом, на занятиях по практической фонетике английского языка можно применять следующие задания:

1. Фонетическая викторина: Создайте викторину, в которой участвуют звуки английского языка. Участники могут отвечать на вопросы, связанные с правильным произношением звуков, распознаванием фонем, различением между звуками, которые могут быть трудны для носителей определённых языков, и т.д.

2. Конкурс произношения: Устройте соревнование, в котором участники должны правильно произнести слова или фразы на английском языке. Можно использовать как обычные слова, так и сложные фразы с участием различных звуков и интонаций.

3. Звуковые игры: Проведите конкурс, в котором участники должны распознать и сгруппировать слова по их звуковым характеристикам. Например, слова, начинающиеся на один и тот же звук, или слова с одинаковыми дифтонгами.

4. Фонетический диктант: Проведите игру, в которой участники слушают короткие аудиофраг-менты, содержащие слова или фразы, и пишут их фонетическую транскрипцию. Это поможет улучшить навыки распознавания и записи звуков.

5. Игры на скорость: Устройте соревнование, в котором участники должны как можно быстрее произнести или распознать определённые звуки или слова. Это может быть не только забавно, но и поможет улучшить навыки быстрого распознавания и произношения.

6. Конкурсы скорочтения: Студентам необходимо прочитать на скорость небольшие тексты с правильной интонацией и четким произношением. Сюда также можно отнести чтение скороговорок.

7. Викторина на тему интонации: Студентам предлагаются предложения, и они должны определить, какое настроение или эмоцию передает говорящий (например, вопрос "How are you?", заданный с разной интонацией).

8. Соревнование на лучшее исполнение стихотворения или песни на английском языке.

9. Викторина с использованием картинок: Студентам показываются картинки с предметами или действиями. Они должны правильно произнести название предмета или действие.

10. Конкурс на озвучивание видео фрагментов с заданными интонационными моделями.

Это далеко не весь перечень возможных комбинаций заданий. Важно создавать конкурсы

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

и викторины таким образом, чтобы они были интересными, вызывали энтузиазм у студентов и подходили для их уровня подготовки. Введение балльных систем и наград за участие и достижения в конкурсах и викторинах также может стимулировать учащихся к активному участию в таких мероприятиях. Также полезно давать обратную связь и объяснения правильных ответов после каждого конкурса, чтобы участники могли извлечь максимальную пользу из этого опыта. Кроме того, мы считаем важным не только давать, но и получать обратную связь от студентов, чтобы определить, какие виды деятельности обучающиеся находят для себя особенно полезными и интересными. В этих целях по завершению подобных мероприятий (конкурсов и викторин) мы регулярно проводим опросы и анкетирования студентов, проанализировав которые, можно сделать вывод, что учащиеся стабильно показывают высокий уровень удовлетворенности результатами подобной учебной деятельности. Что касается предпочтений студентов относительно видов заданий, то из приведенной ниже диаграммы видно, что студентам одинаково нравятся игры на скорость, конкурсы произношения и скорочтения, и менее привлекательны фонетические диктанты, а излюбленным конкурсом за последнее время стал конкурс озвучивания видеофрагментов. Отчасти, это можно объяснить тем, что данный конкурс проводится не в отдельной группе, а среди всех групп первого курса языкового факультета по завершении курса Практическая Фонетика в конце учебного года, т.е. является своего рода финальной отчетной точкой, демонстрацией приобретенных фонетических навыков и умений. Данный конкурс направлен на отработку фонетических интонационных моделей в речи ставит задачи совершенствования аудитивных, произносительных и интонационных фонетических навыков и развитие коммуникативных навыков (рис. 1).

Викторины(конкурсы)

■ конкурс озвучивания

Рис. 1

В рамках конкурса студенты представляют командные проекты по озвучиванию видеофрагментов из художественных или мультипликационных фильмов на английском языке с применением то° ногрупп (интонационных моделей, изученных в хо-Ы де курса по практической фонетике английского ?! языка). Компетентное жюри оценивает уместность ~ подобранных реплик и правильность интонацион-^ ного их оформления, на основании чего и опреде-

ляются победители конкурса. В результате студенты демонстрируют не только уровень овладения ритмико-интонационными фонетическими навыками и активизируют слуховую память, но и проявляют свои коммуникативные навыки и навыки командной работы.

Важно отметить, что организация викторин и конкурсов в изучении фонетики английского языка должна быть гибкой и адаптированной к особенностям учащихся. Важно, чтобы участники чувствовали вовлеченность и интерес к процессу обучения, а конкурсы и викторины были не только увлекательными, но и познавательными.

Выводы

Опыт проведения викторин и конкурсов в изучении фонетики английского языка среди студентов 1 курса языкового факультета доказал свою эффективность по нескольким показателям:

Во-первых, такой подход к обучению активизирует учебный процесс. Викторины и конкурсы интересны и увлекательны, что делает учение фонетики более привлекательным. Учащимся интересно принимать участие в таких форматах занятий, что способствует более глубокому и продуктивному усвоению фонетических правил и принципов.

Во-вторых, участие в викторинах и конкурсах создает конкурентную атмосферу, которая мотивирует студентов к более активному участию на занятиях, улучшая их восприятие и владение звуковой стороной языка в изучении фонетики. Они стремятся победить и показать свои знания, что способствует лучшему усвоению материала.

В-третьих, использование викторин и конкурсов позволяет учащимся развивать коммуникативные навыки. Конкурсные форматы активизируют учащихся, а это создает дополнительные возможности для практики устной речи и аудирования. Участие в подобных мероприятиях помогает развить лексический запас и улучшить произношение, что является основными целями изучения фонетики.

Заключение

Таким образом, использование викторин и конкурсов - это отличная возможность повысить мотивацию учащихся в изучении фонетики английского языка. Они помогают закрепить знания, развить навыки фонетической грамотности, улучшить произношения и сделать процесс обучения интересным и захватывающим. Викторины и конкурсы стимулируют участников к активному участию и позволяют измерить их успехи, способствуют успешному изучению английского языка в целом.

Организация и проведение различного уровня конкурсов дает обучающимся возможность выйти за пределы привычного учебного процесса, получить новые знания и впечатления, показать другим свои достижения, подчеркнув свою индивидуальность. В результате участия в конкурсах обуча-

ющийся повышает уровень эрудиции, раскрывает свой творческий потенциал, мотивируется к изучению иностранного языка. [4] Подобные мероприятия являются средством активации творческого мышления, развития воображения и мотивации учения.

Литература

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. новый словарь методических терминов и понятий. М., 2009.

2. Даутова О.Б., Иваньшина Е.В. и др. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. СПБ. КАРО, 2013. 176 с.

3. Дорофеев В.Б. Игра-викторина как один из способов оптимизации обучения устному переводу (на примере организации и проведения ежегодного конкурса по устному переводу среди студентов направления подготовки Международные отношения») // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S10. - 0,3 п.л. - URL: http:// e-koncept.ru/2016/76122.htm (дата обращения 01.04.2024)

4. Ковалькова, М.П. Творческий конкурс как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка у студентов стоматологического факультета / М.П. Ковалькова, В.К. Ко-вальков // Обучение иностранным языкам -Современные проблемы и решения: сборник итоговых материалов конференции имени Е.Н. Солововой. - Обнинск, 2020. - С. 272-274

5. Лаура-Де Ла Круз. Использование геймифика-ции при изучении английского языка в высшем образовании: систематический обзор / Лаура-Де Ла Круз, К.М., Ноа-Копая, С.Дж., Турпо-Гебера [и др.] //Журнал технологий и научного образования. - 2023. - № 13(2).

6. Рябцева О.М. Пути повышения мотивации и изучения иностранного языка// Известия ЮФУ. Технические науки. 2012. № 10. С. 125129.

QUIZZES AND CONTESTS AS A WAY TO INCREASE MOTIVATION IN LEARNING ENGLISH PHONETICS

Fazmutdinova R.R.

Omsk State University named after F.M. Dostoevsky

This article discusses concepts such as motivation and gamifica-tion in the process of learning English phonetics. Within the framework of the concept of gamification, special attention is paid to such types of gaming activities as quizzes and contests; a categorization of quizzes and contests with examples of tasks is given in relation to the specifics of the subject "Practical Phonetics of the English language". Based on the experience of working with first-year students of the language faculty, an analysis is given of one of the competitions aimed at developing phonetic intonation models in speech and improving auditory, pronunciation and intonation phonetic skills. The data of the survey of students based on the results of the activities carried out, as well as conclusions on the importance of using contests and quizzes to stimulate learning activities and increase students' motivation in learning English phonetics are presented.

Keywords: motivation, Practical Phonetics of the English language, quizzes, contests.

References

1. Azimov E.G., Shchukin A.N. a new dictionary of methodological terms and concepts. M., 2009.

2. Dautova O.B., Ivanshina E.V. et al. Modern pedagogical technologies of the basic school in the conditions of the Federal State Educational Standard of St. Petersburg. KARO, 2013. 176 p.

3. Dorofeev V.B. The quiz game as one of the ways to optimize the teaching of interpretation (on the example of organizing and conducting an annual competition on interpretation among students of the International Relations training course) // Scientific and methodological electronic journal "Concept". - 2016. - No. S10. - 0.3 pp. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76122.htm (accessed 04/01/2024)

4. Kovalkova, M.P. Creative competition as a means of increasing motivation to learn a foreign language among students of the Faculty of Dentistry / M.P. Kovalkova, V.K. Kovalkov // Teaching foreign languages - Modern problems and solutions: a collection of final materials of the E.N. Solovova conference. - Obninsk, 2020. - pp. 272-274

5. Laura De La Cruz. The use of gamification in learning English in high school: a systematic review / Laura-De La Cruz, K.M., Noah-Kopaya, S.J., Turpo-Gebera //Journal of Technology and Scientific Education. - 2023. - № 13 (2).

6. Ryabtseva O.M. Ways to increase motivation in learning a foreign language // News of the Southern Federal University. Technical sciences. 2012. No. 10. pp. 125-129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.