Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОНЕТИЧЕСКИЙ АЛФАВИТ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФОНЕТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ'

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОНЕТИЧЕСКИЙ АЛФАВИТ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФОНЕТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международный фонетический алфавит / английская транскрипция / обучение фонетике английского языка / английское произношение / образовательный Телеграм-канал по фонетике / t.me/feel_free_gasu / анонимные викторины по фонетике / International Phonetic Alphabet / English transcription / teaching English phonetics / English pronunciation / educational Telegram-channel on phonetics / t.me/feel_free_gasu / anonymous polls in phonetics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.А. Кайгородова

Исследование посвящено вопросу преподавания курсов практической и теоретической фонетики английского языка для будущих учителей иностранного языка. Задача повышения эффективности преподавания фонетики в вузе решается путем совершенствования содержания курса «Практическая фонетика». Автором предлагается развивать навыки транскрибирования после детального знакомства с частью международного фонетического алфавита. В статье приводятся графемы МФА для гласных и согласных звуков фонологической системы английского языка, отдельные диакритические и супрасегментные знаки. Работа демонстрирует использование новых приемов в развитии навыков транскрибирования с использованием цифровых технологий через приведенные в статье типы заданий на закрепление и контроль материала. Автор знакомит с опытом организации викторин, посвященных совершенствованию навыков транскрибирования, слогоделения и интонирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL PHONETIC ALPHABET IN THE COURSE ON ENGLISH PHONETICS FOR UNIVERSITY STUDENTS

The research is dedicated to a question of teaching practical and theoretical phonetics to students, who major in teaching English. A problem of effectiveness of teaching phonetics is solved through elaborating the contents of the Course of Practical Phonetics. The author proposes to master skills of English transcription in students through the process of learning part of the International Phonetic Alphabet. The paper introduces letters of the IPA for vowels and consonants, as well as symbols to be used as diacritics, which enhance the learning process of methods of transcription. The work demonstrates the use of new ways in mastering the skill of reading and writing transcription (with and without the use of digital technologies) through certain types of exercises targeting at reinforcing and controlling the acquisition of material. The researcher shares her experience of arranging anonymous polls in a public channel that reinforce skills of transcription, syllabic division and marking intonation of speech units.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОНЕТИЧЕСКИЙ АЛФАВИТ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФОНЕТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ»

Слова с непроизносимыми согласными в корне слова Слова с непроверяемыми согласными в корне слова Слова с проверяемыми согласными в корне слова Слова с двойными согласными в корне слова

Гигантский (гигант) Рюкзак ходьба (ходить) Аккордеон

участник (участие) Абсолютная нарезка(нарезать) Кристалл

\

Э(м/мм)игрант, и(п/пп)охондрия, сер(д/-)це, и(л/лл)юстрация, а(н/ нн)улировать, здра(в/-)ствуйте, во(к/г)зал, погру(з/с)ка, импре(с/сс)арио, мес(т/-)ный, гу(м/мм)анизм, це(л/лл)офан, режи(с/сс)ёр, фу(т/д)бол, жа-лос(т/-)ливый, ре(з/с)ьба, арти(л/лл)ерия, а(л/лл)юминий, сосе(д/т)ство, космона(в/ф)т, ане(г/к)дот, поз(д/-)ний, фу(р/рр)ор, га(л/лл)ерея, про(с/з)ьба, ука(с/з)ка, мане(ж/ш).

Примеры синонимов.

Иллюстрация - картинка, пример, рисунок, пояснение.

Гуманизм - гуманность, человечность.

Поздний - конечный, отдаленный.

Упражнение 6. Выпишите из перечня слов лексические единицы, в которых отсутствуют двойные согласные. Составьте связный текст из 5 предложений, используя слова из данного перечня.

Дро(ж/жж)и, ра(с/сс)а, фи(н/нн)ский, (ж/жж)ение, (с/сс)ора, коло(н/нн) ка, ба(с/сс)ейн, пре(с/сс)а, ко(л/лл)екция, тро(л/лл)ейбус, компроми(с/сс), ба(л/лл)юстрада, опере(т/тт)а, сте(л/лл)аж, актри(с/сс)а, ко(р/рр)идор,

Библиографический список

1. Новиченко Д.Р К проблеме формирования орфографических умений обучающихся. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. Новосибирск: ООО «Центр развития научного сотрудничества», 2015; № 43: 153-158.

2. Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. Available at: http://www.rulit.me/-books/sovremennyj-russkij-yazyk-grafika-i-orfografiya-read-321942-59

3. Шереметевский В.П. Об орфографии вообще и о письме под диктовку как упражнении элементарном в особенности. Сочинения. Москва, 1897: 35-90.

4. Калайджян Т.В., Кулик В.Н. Проблема формирования орфографической зоркости у учащихся начальной школы в теории и на практике. Гуманитарная парадигма. 2018, № 1 (4): 20-27.

5. Львов М.Р Правописание в начальных классах. Москва: Просвещение, 1990.

References

1. Novichenko D.R. K probleme formirovaniya orfograficheskih umenij obuchayuschihsya. Psihologiya ipedagogika: metodika iproblemy prakiicheskogo primeneniya. Novosibirsk: OOO «Centr razvitiya nauchnogo sotrudnichestva», 2015; № 43: 153-158.

2. Ivanova V.F. Sovremennyjrusskijyazyk. Grafika i orfografiya. Available at: http://www.rulit.me/-books/sovremennyj-russkij-yazyk-grafika-i-orfografiya-read-321942-59

3. Sheremetevskij V.P. Ob orfografii voobsche i o pis'me pod diktovku kak uprazhnenii 'elementarnom v osobennosti. Sochineniya. Moskva, 1897: 35-90.

4. Kalajdzhyan T.V., Kulik V.N. Problema formirovaniya orfograficheskoj zorkosti u uchaschihsya nachal'noj shkoly v teorii i na praktike. Gumanitarnaya paradigma. 2018, № 1 (4): 20-27.

5. L'vov M.R. Pravopisanie v nachal'nyh klassah. Moskva: Prosveschenie, 1990.

Статья поступила в редакцию 31.01.23

УДК 372.881.111.1

Kaigorodova M.A., Cand. of Sciences (Philology), Senior Lecturer, Department of Foreign Languages and Methods of Teaching,

Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: maria-ostanina@yandex.ru

INTERNATIONAL PHONETIC ALPHABET IN THE COURSE ON ENGLISH PHONETICS FOR UNIVERSITY STUDENTS. The research is dedicated to a question of teaching practical and theoretical phonetics to students, who major in teaching English. A problem of effectiveness of teaching phonetics is solved through elaborating the contents of the Course of Practical Phonetics. The author proposes to master skills of English transcription in students through the process of learning part of the International Phonetic Alphabet. The paper introduces letters of the IPA for vowels and consonants, as well as symbols to be used as diacritics, which enhance the learning process of methods of transcription. The work demonstrates the use of new ways in mastering the skill of reading and writing transcription (with and without the use of digital technologies) through certain types of exercises targeting at reinforcing and controlling the acquisition of material. The researcher shares her experience of arranging anonymous polls in a public channel that reinforce skills of transcription, syllabic division and marking intonation of speech units.

Key words: International Phonetic Alphabet, English transcription, teaching English phonetics, English pronunciation, educational Telegram-channel on phonetics, t.me/feel_free_gasu, anonymous polls in phonetics.

М.А. Кайгородова, канд. филол. наук, доц., Горно-Алтайский государственный университет, г. Горно-Алтайск,

E-mail: maria-ostanina@yandex.ru

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОНЕТИЧЕСКИЙ АЛФАВИТ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФОНЕТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ

Исследование посвящено вопросу преподавания курсов практической и теоретической фонетики английского языка для будущих учителей иностранного языка. Задача повышения эффективности преподавания фонетики в вузе решается путем совершенствования содержания курса «Практическая фонетика». Автором предлагается развивать навыки транскрибирования после детального знакомства с частью международного фонетического алфавита. В статье приводятся графемы МФА для гласных и согласных звуков фонологической системы английского языка, отдельные диакритические и супрасег-ментные знаки. Работа демонстрирует использование новых приемов в развитии навыков транскрибирования с использованием цифровых технологий через приведенные в статье типы заданий на закрепление и контроль материала. Автор знакомит с опытом организации викторин, посвященных совершенствованию навыков транскрибирования, слогоделения и интонирования.

Ключевые слова: международный фонетический алфавит, английская транскрипция, обучение фонетике английского языка, английское произношение, образовательный Телеграм-канал по фонетике, t.me/feel_free_gasu, анонимные викторины по фонетике.

ре(с/сс)ора, ка(л/лл)ория, де(с/сс)ерт, опере(т/тт)очный, пятиба(л/лл)ь-ный.

Представленные упражнения на правописание гласных и согласных в корне слова, а также морфемный и этимологический анализы слов, на наш взгляд, усовершенствуют орфографическую ориентировку студентов, сформируют умение быстро опознавать, называть и запоминать трудные орфограммы, правильно соотносить орфограмму с изученным правилом.

Орфографические упражнения необходимо сочетать с заданиями на развитие речи студентов (задания на составление словосочетаний, предложений, связного текста, подбор синонимов). Такой подход закрепит теоретические знания студентов, обогатит их речевой арсенал и позволит активизировать мыслительную деятельность обучающихся. В перспективе считаем, что есть необходимость в проведении орфографической работы на протяжении всего курса дисциплины «Речевые практики», т. к. работа с орфографией, проводимая во взаимосвязи с такими разделами языка, как морфемика, словообразование, лексика, синтаксис, позволит студенту рассматривать слово с разных сторон.

Серьезное знакомство студентов языкового направления с особенностью чтения и написания транскрипции для англи йскогоязыкапроходитназанятиях по практической и теоретической фонетике в рамках учебного плана вузовской специальности. Конечной целью освоения навыков итеоояинкписания зописи слов и фраз в транскрипции является понимание устройства фонологической системы языка в целом и реализации ее единицпслстнойрези носипеоппООбь ектом нашего исследования является процесс обучения фонетической компетенции студентов языковых направлений в вузе. Предметом исследования является изучение способов повышения эффективностогрегщакания фонетикионгои°-ского языка.

Цель исследования заключается в разиитииподход о прйффезтивно мп формированию фонетической компетенции. В задачи исследования входит выявить влияние использования в рамках дисцигшйню«Пранти ч есгаофйнетина» раздела о международном фонетическом алфавите на развитие умения чтения широкой и узкой видов транскрипции, а также предложить новые виды работ, повышающие мотивацию студентов к изучению фонетики иностранного языка.

Актуальность работы данного исследования заключается в том, что оно поднимает вопрос эффективности преподавания иностранного языка в вузе и повышения мотивации к процессу обучения. Новизна исследования обусловлена организацией обучения фонетике через знакомство с частью МФА, обеспечивающей графическое изображение основных фонетических особенностей английской речи в транскрипции. В исследовании впервые приводятся примеры анонимных викторин по практической фонетике в публичном канале. Теоретическая значимость работы заключается в обосновании связи качества формирования фонетической компетенции с усовершенствованием содержания рабочей программы дисциплины путем внедрения в него раздела о МФА. Предложенные способы формирования у студентов обязательного минимума знаний и навыков для системного знакомства в процессе обучения в вузе с разными типами произношения англоязычного мира определяют практическую значимость исследования.

В ходе преподавания практического и теоретического курсов фонетики английского языка на протяжении многих лет в Горно-Алтайском государственном университете нами было выявлено, что эффективность учебных дисциплин напрямую зависит от введения в эти курсы темы о международном фонетическом алфавите (МФА). Обучение транскрипционным символам в рамках учебной программы английского языка - это изучение той части МФА, которая помогает графически изобразить звуковую материю английской речи. При изучении как широкой, так и узкой видов транскрипции эффективность освоения навыка транскрибирования связана с полным пониманием используемых графем и зна-ковМФА.

К сожалению, современные учебные пособия формируют навыки транскри-бкров ания, не развивая представления о существовании мФа, его целей и функций. Предлагаемый нами подход основан на непосредственной работе студентов с содержанием МФА. Практические занятия направлены на формирование знаний, умений и навыков транскрибирования слов и чтения транскрибированного текста после изучения тех символов МФА, которые обеспечивают возможность графического изображения особенности звучания английской речи. Данный подход помогает наглядно проиллюстрировать фонетические особенности для акцента, являющимся отправной точкой в знакомстве обучающихся с английскими произносительными стандартами, для общепринятого произношения (RP). Таким тб|назом,ор|полнооиорттвлечныпзадачикорсапт фонетике в вусеизиакомо студентов с каждым иным произносительным стандартом и вариантом, препода-вапельрает оИукапоимкя возмхжноснь наглядкофиссировакь коедоонистеоно значимое артикуляционное изменение.

Итак, новшество разработанного нами подхода заключается во внедрении в учи^ы0 йрр^екс раздола о^Аи цеиом и Полпе гвдрсбнегознакомствороой его частью, которая служит средством для графического изображения звуковой

Tick off the neutra! intonation for "Corne and

join us!" $

Anoriymous Quiz ©

44% i чИ

о-

0% -> ■ \ M

37% < ■ ч ■

19%

16 answers

80 Ф 16:59

Рис.1.Анонимная викторинаТелеграм-каналаfeeNi•ee_gasuнаработу с транскрипцией

стороны английской речи. Знакомые нам учебные пособия по курсам фонетики английскогоязыканевмючаюттем,непосредстве нно знакомящихсМФА,не знакомят с названиями транскрипционных знаков. Предлагаемая нами работа нвчинается счзечвчиынаоисачиоккафчм МФВизеутнваниясх ыазсансС. Ей холе преподавания дисциплины используются цифровые технологии для повторения, ка феплення мнтериаланкодт роляуновояего уавоенчя,в том чинлевобсаново-тельном канале в Телеграм-приложении.

Этот канал под названием "[Ш fri:]" (англ. 'не бойся'), доступный по адресу t.meffeelJroejjanu, инпсльт.отяя иммиеватострепаанформл для роимещетняв течение года заданий и учебных материалов в виде роликов и открыток для вы-гюлнончя самостоядельпой раЫооы. Мслыоиестсозарпнсй в коналепрефттавляч ют собой анонимные викторины разной сложности. Участники канала - студенты сзыковып насpавюнсйГФOУ и другвх втчос.оо рис.1иНсекозанмпоивщщы викторин на работу с материалом сегментного и супрасегментного уровней.

Mark the RP-GA variation for STATUS?

Anonymous Quiz ©

30% [ stei?3s] - [ staeras]

35% [ staerss] - [ steitss]

35% [steitas] — [staeras] 0 -

20 answers

86 Ф 17:09

Рис. 2. Анонимные викторины Телеграм-канала feeNree_gasu на работу с разделом о слогоделении и интонации

В данной статье мы представим часть графем МФА, которая требует особого внимания при знакомстве с принципами работы с широкой и узкой транскрипцией среди студентов первого года обучения языкового направления. Представленные знаки позволяют отразить как фонематическую, так и фонетическую запись речи. Материалы собраны нами из разных источников [1-5]. Названия символов помогают обратить внимание студентов на такие оппозиции, как «за-гловная бук(а»-«с2рочноя буква», «прописная буква» - «печатная буква», «долгая фонема» - «краткая фонема», «долгий аллофон» - «полудолгий аллофон», «расслабленный звук» - «напряженный звук», «ядро» - «призвук» и др., а также обозначить явления аспирации, лабиализации, аффрикатизации, глоттализации, веляризации и др.

В табл. 1 и 2 показаны графемы МФА, которые используются при транскрибировании английской речи, названия которых не соответствуют латинизированным буквам английского алфавита, т. е. такие графемы, как «е», «u», «s» и «t», в таблицах отсутствуют, поскольку они соответствуют литерам английского алфавита. Исключения составили лишь те буквы, названия которых звучат в алфавите английского языка и МФА по-разному (например, английская буква «а» называет-сяетуачеоН «чй»,авОФО - печатной строчной «эй», и для транскрибирования следует различать между печатной строчной «эй» и рукописной, которая пишется иначе-«а»), Назвааи2«функции графем в таблицах даются на английском языке в целях удобства использования содержания таблиц на занятии.

При работе над особенностью артикуляции требуется введение дополни-тельеых -диа критически» - символов, помогающих отобразить качественные и количественные изменения звука. Несколько примеров использования диакрити-ки»а п исьм»Н2уаском тзксте помогут проиллюстрировать студентам, насколько важна диакритика в узкой транскрипции: черта под буквой «ш» в рукописном тексте - для различения букв «ш» от «т», равно как и черта, которую можно поставить над рукописной «m», или надстрочные знаки в буквах «ё» и «й». В табл. 3 мы перечислили наиболее важные знаки диакритики, которые помогают отразить в узкой транскрипции наличие явлений дифтонгизации (э), аспирации (h), палатализации (j), бокового и назального взрывов ( , n), лабиализации (w), эрности М, смещения места артикуляции к зубам ( „ ), появления слогообразующей функции у сонорного ( , ), отсутствия фонации ( " ), оглушения ( „ ).

При составлении схем к примерам фонетических явлений (не в транскрипциях) используется дополнительный символ 0 ('zero phone'; 'null phoneme') для обозначения опущения звука.

После детального разбора транскрипционной графики на занятиях становится возможным выполнение контрольных работ на соответствие речевых образцов и моделей артикуляционных изменений. Пример задания (переведенного на русский язык): «Подставьте наименования «лабиализация», «глоттализация», «аффрикатизация» и «элизия» к явлениям, обозначенным моделями». Модели: а) h ^ hw в human; б) э ^ 0 в ambassador; в) t ^ tf в studio; г) t ^ ? в bottle.

В процессе обучения студенты получают задания разного уровня сложности на знакомство с графемами и знаками, отраженными в табл. 1-3. Примеры чле»уюни х чауаа»»ифеют целью повысить мотивацию к освоению курса по фонетике.

Таблица 1

Графемы МФА для гласных звуков английского языка

Графема МФА Название графемы Функция графемы Пример транскрипции

a printed "a" 1) the nucleus of the diphthong /ai/; 2) the nucleus of the diphthong /au/ 1) side [said] 2) proud [praud]

а script "a" the tense open back unrounded /a:/ start [sta:t]

л rotated V the open-mid back unrounded /Л mutt [mwt]

® ligature"ash" the near-open front unrounded /®/ apple [®pl]

D turned script "a" the lax open back unrounded /d/ pot [pDt] (RP)

3 turned "c", open "o" 1) the lax open-mid back rounded /o/; 2) the tense open-mid back rounded /о:/; 3) the nucleus of the diphthong /oi/ 1) pot [pot] (GA); 2) thought [8o:t]; 3) boy [boi]

o lowercase "o" the nucleus of the diphthong /ou/ most [moust] (GA)

u small turned capital "omiga", horseshoe "u" 1) the short near-close near-back /u/; 2) the glide of the diphthong /зи/ (or /эи/); 3) the glide of the diphthong /ou/; 4) the glide of the diphthong /au/ 1) put [put]; 2) most [m3ust] (RP); 3) most [moust] (GA); 4) spout [spaut]

э turned lowercase "e","schwa" 1) the lax mid central /э/, unstressed; 2) the tense mid central /э:/; 3) the glide of the diphthong /еэ/ (or йэ/); 4) the glide of the diphthong ^э/ 1) teacher ['ВД (RP); 2) nurse ^:s] (RP); 3) care ^э] (RP); 4) poor ^э] (refined RP)

s lowercase "epsilon" 1) the lax open-mid central /е/; 2) the nucleus of the diphthong /еэ/ 1) pet [pet] (GA); 2) care [kee] (GA)

3 reversed lowercase "epsilon" 1) the tense open-mid front unrounded /з:/; 2) the nucleus of the diphthong /3u/ 1) nurse [n3*:s] (GA); 2) most [m3ust] (RP)

e lowercase "e" 1) the lax close-mid front unrounded /e/; 2) the nucleus of the diphthong йэ/ 1) pet [pet] (RP); 2) care [ke^ (RP)

i small capital"'(' 1) the lax near-close front unrounded [i]; 2) the nucleus of the diphthong /1э/; 3) the glide of the diphthong /oi/ 1) sit [sit]; 2) near [nra] (RP); 3) employ [im'ploi]

i lowercase "i" 1) the lax close front unrounded [i] in the final position in the word; 2) the tense close front unrounded [i:] 1) happy [hffipi]; 2) meal [mi:t]

Таблица 2

Графемы МФА для согласных звуков английского языка

Графема МФА Название графемы Функция графемы Пример транскрипции

i lowercased "esh" 1) the voiceless sibilant /f/; 2) the second symbol in the ligature for the affricate /If 1) shy [fai]; 2) cheese [|i:z]

П lowercase "eng" or "engma" the velar nasal sonorant /r|/ pink [pi|k]

r fishhook "f the voiced alveolar flap (or tap) /t/ better [bere] (GA)

3 tailed "i\ "ezh" 1) the voiced sibilant /3/; 2) the second symbol in the ligature for the affricate /ф/ 1) garage [дэ'га:з] (GA); 2) garage [gsri^] (RP)

6 lowercase "eth" the voiced interdental /6/ this [6is]

8 capital "theta" the voiceless interdental /8/ thing [8i|]

g single-storey "g" the voiced velar /g/ goose [gu:s]

j turned lowercase "r" the voiced postalveolar approximant /j/, usually replaced by /r/ right [jait]

r lowercase "r" 1) alveolar vibrant /r/, like in Scottish accent of English or the rolled /r/; 2) alveolar vibrant /r/, like in refined RP; 3) the voiced postalveolar approximants /j/; widely accepted in school education, the equivalent of /j/ in the IPA 1) person ['pe:^n] (Sc. English); 2) pretty [prite] (refined RP); 3) red [red] (RP)

t lowercase T with middle tilde the velarized alveolar lateral approximant /l/; or the dark /l/ sell [set] (RP)

M turned lowercase "w" the voiceless labial-velar fricative /w/ which [жгЦ (Sc. English)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

x lowercase "x" the voiceless velar fricative /x/ Loch Ness [Idx , nes] (Sc. English)

? glottal stop 1) the glottalised /t/; 2) the glottalised /d/; 3) the glottal stop before the plosive /p/ resulting in the /?p/; 4) the glottal stop before the plosive /k/ resulting in the /?k/; 5) the glottal stop before the affricate /|/ resulting in /?f/; 6) the glottal stop before the first stressed vowel in the word 1) what [wd?] (modern RP); 2) bleeding [br?ir|] (AAVE); 3) deeply [di:?pli] (Estuary English); 4) vacuum ['v®?kju:m] (modern RP); 5) lecture [le?t|9] (Estuary English); 6) cleaner air [ , №пэ '?еэ] (RP)

Таблица 3

Некоторые диакритические и супрасегментные знаки МФА

Знак Название знака Функция Пример транскрипции

superscript"ash" the glide in the nucleus of the diphthongoid [®s] man [rns'n] (GA)

superscript "h" aspirated consonant pill [phit], tip [thip], could [khud]

superscript "j" palatalized consonant lie tPDts], work [w3:kj] (RP)

superscript "I" latsrel plosisn ppnd 1 e [kffind'l]

superscript "n" nasal release modern [mo:dnn] (RP)

« superxsipt"W' lobialized cpesoeant rest[ rest] (RP)

refroflestooaHofc hoop rloticispe retroflexed 0 r-cplsurelpowpl sir :], clear [klra-], more [mo-:] (GA)

bridseSelos ieetalcopponent 0 01 his [set! Sis]

understroke diacritic syllabic sonorant sudden [sAdnn]

angle above 1) no audible release of a consonant ")no aodlble release of the plonioe /0 before a glsttal stop rssultisg in the "S>/ 1) apt [apt] 0) letme[ let?ml'](madorn FTP)

ring below voiceless consonant or vowel man [man]

celon lent" thsulsg o^vos/rl shi^sta:] (RP)

tosdor half-long are far [a- fa:]

upper prime primary stress be/time [ 1 bedhatm)

bwpripe s^f^otsos^^^sn sl-ust Ion [sitju:eifn]

1.(А)Напишите затранскрибированныеслованакартинкебуквамиангий-ского алфавила (рис. 3). (Б) Подсчитайте количество фонем для каждого из слов. Ппе1аАллузасрувибнныб отеерезаааниях А а Ц.

4. Какое буквосочетание не встречается в этих словах - [з:п], [з:6], [з:ф], [з:1] (рис. 5)?(2 балла за правильный ответ). A. ear Б. er В. ur

Рис. 3. Задание на соответствие букв и фонем в Тетагввнвввнавр Уеб1еУгсе_рзсео

2. Какой изпредлиженнотт а1Тоиаконев срдтежит сетаолы для шсрско5 транскриерси? (К ^¡нх^л ;зга жршжеьнж!? ответ к каждом варикнтел.)

Варсавн И. А. Б. =Л1Л= В. (и-*) Г :*

Ваока етб.А. :Л Б. 0(0 К(. (Г-°)н И;)

3. Какое из явлений наблюдается при выпадении звука № в имени героя [. сЪжв. с1лк] йрн?. е)е)2е?лаа за поаотвиатй еиеет).

А. (Л?ире щегси!^. З.Олда я. 0. Л^тушелае. О Аккввсдарлл.

Рис.4.Заданиенапроцессыкоартикуляции вТелеграм-каналеfeel_free_gasu

Рис. 5. Задание на соответствие звука и буквосочетания вТепеграм-каналеfeel_free_gasu

Во всех заданиях с вариантами ответа правильный ответ - под буквой «Б».

Сформированные навыки транскрибирования на основе знания части МФА для работы с английской речью позволяют выполнять новые виды работ с актуальной информацией для межкультурного общения уже на первом курсе. Например, студентам предлагается рассмотреть несколько вариантов прочтения одного и того же часто употребляемого слова или даже имени. Приведем примеры заданий.

1. Прочитайте слово important четырьмя способами: а) [impo:tnnt]; б) [imposent]; в) [im'povfnt] г) [imposent].

2. Прослушайте запись, распределите варианты прочтения имени Putin (В.В. Путин) в услышанном порядке. Прослушайте запись еще раз и повторите за диктором, обращая внимание на аспирацию фонем /р/ и /t/: a) [ pwju:thin] (RP); б) [ pju:thin] (RP); в) [pwju:?in] (MLE); г) [ pwu:tnn] (GA).

Как видно из заданий, студенты отрабатывают произносительные нормы различных акцентов, даже таких как MLE и кокни, для которых характерно частое употребление глоттализованного /t/. Сегодня не все специалисты считают, что гортанную смычку стоит заимствовать как произносительную технику при совершенствовании навыков говорения на английском языке (например, [6, с. 97]). Тем не менее различать ее в потоке речи и знать ее функции будущим специалистам (учителям, языковедам) необходимо. Если в слогоначальной позиции перед ударным гласным гортанная смычка может появляться или нет, что обусловливается выразительностью речи, то в позиции перед согласными /t/, /р/, /к/ и /у/ она связана с территориальными произносительными нормами, которые, на наш взгляд, не могут игнорироваться в учебном процессе.

Практический и теоретический курсы фонетики английского языка для студентов, осваивающих профессию учителя английского языка, ставит перед собой много задач. Среди них на первом месте стоит формирование фонетической компетенции. В нашем исследовании мы предложили ввести в учебный курс по практической фонетике раздел, посвященный МФА, и вместе с ним внедрить в учебный процесс различные виды работ на чтение не только широкого, но и узкого типа транскрипции. Разработана цифровая платформа для проведения анонимных викторин среди студентов, осваивающих курсы фонетики. На наш взгляд, предлагаемая работа помогает добиться большей эффективности в достижении

Библиографический список

задач учебной дисциплины. Продолжительный опыт преподавания дисциплин по фонетике показывает, что студенты быстрее осваивают принципы чтения транскрипции и транскрибирования английской речи самостоятельно, получают необходимые навыки для знакомства с более глубокими теоретическими аспектами фонетики на последующих курсах, на качественно более высоком уровне готовы к системному пониманию вопроса о развитии типов произношения в англоговорящем мире. В дальнейшем наше исследование может быть продолжено с целью сбора качественных данных при выполнении студентами предложенных видов заданий.

1. Бурая Е.А., Галочкина И.Е., Шевченко Т.И. Фонетика современного английского языка. Теоретический курс: учебник. Москва: Академия, 2008.

2. Уртегешев Н.С., Селютина И.Я., Эсенбаева ГА. и др. Фонетические транскрипционные стандарты УУФТ и МФА: система соответствий. Урало-алтайские исследования. 2009; № 1 (1): 100-115.

3. Васильев В.А. и др. Фонетика английского языка. Нормативный курс: учебник Москва: Высшая школа, 1980.

4. Crystal D. The Cambridge Encyclopedia of Language. Cambridge University Press, 2019.

5. Ladefoged P. A Course in Phonetics. Peter Ladefoged, Keith Johnson. Cengage Learning, Inc., 2010.

6. Мешкова Е.М. Глоттальный взрыв и «смежные явления». Язык, сознание, коммуникация. Москва: ООО «МАКС Пресс», 2004: 91-100. References

1. Buraya E.A., Galochkina I.E., Shevchenko T.I. Fonetika sovremennogo anglijskogo yazyka. Teoreticheskijkurs: uchebnik. Moskva: Akademiya, 2008.

2. Urtegeshev N.S., Selyutina I.Ya., 'Esenbaeva G.A. i dr. Foneticheskie transkripcionnye standarty UUFT i MFA: sistema sootvetstvij. Uralo-altajskie issledovaniya. 2009; № 1 (1): 100-115.

3. Vasil'ev V. A. i dr. Fonetika anglijskogo yazyka. Normativnyj kurs: uchebnik Moskva: Vysshaya shkola, 1980.

4. Crystal D. The Cambridge Encyclopedia of Language. Cambridge University Press, 2019.

5. Ladefoged P. A Course in Phonetics. Peter Ladefoged, Keith Johnson. Cengage Learning, Inc., 2010.

6. Meshkova E.M. Glottal'nyj vzryv i «smezhnye yavleniya». Yazyk soznanie, kommunikaciya. Moskva: OOO «MAKS Press», 2004: 91-100.

Статья поступила в редакцию 31.01.23

УДК 378

Mavrina V.Yu., postgraduate, Hertsen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: kofevalka@mail.ru

ON CONDUCTING A PEDAGOGICAL EXPERIMENT TO STUDY THE EFFECTIVENESS OF THE METHODOLOGY OF TEACHING MUSIC TO TEENAGERS ENGAGED IN THE EXACT SCIENCES. The article considers the formative stage of a pedagogical experiment on the introduction of a set of methods for developing the creative potential of adolescents engaged in exact sciences in the process of learning music. The author of the article defines the objective of the study and identifies the tasks, the solution of which determines the process of achieving the necessary results. Considerable attention is paid to the approaches developed by the author of the study to the methodology of developing the creative potential of the named category of trainees in the context of their overall creative development. The author of the article highlights the theoretical and practical significance of the pedagogical research conducted at the stage of the formative experiment, discusses the novelty and theoretical significance of the results obtained at this stage of the study, as well as the prospect of further use of the developed methodology for developing the creative potential of adolescents studying exact sciences in the process of teaching music with the multifaceted inclusion of music contemporary computer technologies in the musical and educational process.

Key words: creative potential, additional education, teenagers, education, music training, pedagogical experiment.

В.Ю. Маерина, аспирант, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: kofevalka@mail.ru

О ПРОВЕДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТОЧНЫМИ НАУКАМИ

В статье рассмотрен формирующий этап педагогического эксперимента по внедрению комплекса методов развития творческого потенциала подростков, занимающихся точными науками, в процессе обучения музыке. Автором статьи определены цель исследования и обозначены задачи, решение которых определяют процесс достижения необходимых результатов. Значительное внимание уделено разработанным автором исследования подходам к методике развития творческого потенциала названной категории обучаемых в контексте их общего творческого развития. Автор статьи выделяет теоретическую и практическую значимость проведённого педагогического исследования на этапе формирующего эксперимента, обсуждает новизну и теоретическую значимость полученных результатов на данном этапе исследования, а также перспективу дальнейшего использования разработанной методики развития творческого потенциала подростков, осваивающих точные науки, в процессе обучения музыке, с активным включением в музыкально-образовательный процесс современных музыкально-компьютерных технологий.

Ключевые слова: творческий потенциал, дополнительное образование, подростки, образование, обучение музыке, педагогический эксперимент.

Специфика музыкального воздействия, по мнению ученых, заключается в большом количестве различных уровней функциональной системы данного искусства. Помимо эстетической функции, музыка развивает воспитательную, духовную, познавательную, нравственную, интеллектуальную сферы развития человека. По сравнению с другими видами искусства, музыка обладает «наивысшей способностью к запечатлению и передаче разнообразнейших психических состояний» [1]. Эмоциональная непосредственность музыки помогает человеку формировать собственную систему эмоций и переживаний, свойственных только его личности. Это свойство музыкального воздействия исследовалось философами (Г Гегелем, Ф. Ницше, А. Шопенгауэром и др.), психологами (А. Готсдине-ром, Г Риманом, Б. Тепловым, и др.), музыковедами (Б. Асафьевым, Л. Мазелем,

В. Медушевским, Е. Назайкинским, Б. Яворским и др.). Именно поэтому развитие человека средствами музыки способствует развитию всего общества в целом. «Музыкальное образование, воздействуя средствами искусства, способствует становлению творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, формирования духовных потребностей» [2].

Музыкальная педагогика в современном обществе уникальна по своей творческой сущности. Однако реалии сегодняшнего дня, диктующие всестороннее развитие, предполагают синтез искусства и науки для наиболее эффективного формирования социально-ценностных, духовных качеств личности. Соединение музыкального образования с дисциплинами, связанными с точными науками, создает синтез развития знаний не только в таких важных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.