https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2022-205-128-140 EDN XOQLGY
А. Н. Колесникова, И. Р. Амиров
РАЗВИТИЕ ФОНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО БАКАЛАВРИАТА
В статье рассматриваются актуальные лингводидактические задачи в области обучения фонетике английского языка студентов неязыкового бакалавриата с учетом современных требований к уровню сформированности фонологической компетенции, основанных на плюрицен-тричности английского языка и признании его как глобального лингва франка. Авторы определяют цель обучения практической фонетике студентов нелингвистических специальностей и видят ее в достижении фонетической разборчивости речи в продукции и изучении вариантов и акцентов английского языка на уровне рецептивных навыков и умений, и предлагают подробное тематическое содержание учебной программы по практической фонетике.
Ключевые слова: лингводидактика, английский язык как лингва франка, фонологическая компетенция, обучение фонетике, неязыковой бакалавриат, ядро лингва франка
A. Kolesnikova, I. Amirov
DEVELOPING PHONOLOGICAL COMPETENCE IN STUDENTS OF NON-LINGUISTIC MAJORS
The article investigates teaching English phonetics to students of non-linguistic majors in line with current requirements for the level ofphonological competence which are based on the pluricentric status of the English language as a global lingua franca. We define the aim of teaching practical phonetics to students ofnon-linguistic majors as achieving productive phonetic intelligibility of speech and acquiring receptive skills in understanding variants and accents of the English language. The article also provides a detailed syllabus for a practical course in phonetics.
Keywords: linguodidactics, English as a Lingua Franca, phonological competence, teaching phonetics, non-linguist undergraduate students of English, lingua franca core
Иноязычная коммуникативная компетенция, помимо прочего, подразумевает владение устно-речевыми навыками и умениями для осуществления успешного равноправного общения с представителями разных лингвокультур. Устно-речевое общение представляется невозможным без определенного уровня сформированности продуктивных и рецептивных навыков — слухо-произносительных и ритмико-интонационных — и соответствующих устно-речевых умений. Так, фонологическая компетенция как неотъемлемый компонент
лингвистической и, шире, коммуникативной компетенции приобретает особую значимость, ее формирование и развитие становится сложной лингводидактической задачей, учитывая, что требования к степени сформированности фонологической компетенции у студентов лингвистических и нелингвистических профилей обучения отличаются [43]. Соответственно, учебные программы практического курса по фонетике в неязыковом вузе требуют пересмотра с целью адаптации тематического содержания под реальные потребности студентов-нелингвистов,
изучающих английский язык как глобальный лингва франка; необходимо также обеспечить привлечение новых форм и технических средств обучения, разработать адекватную систему оценивания.
Ожидается, что абитуриенты поступают в вуз с уровнем владения иностранным языком не ниже порогового — В1 [44]. Требования к результатам освоения дисциплины «Иностранный язык» у студентов всех нелингвистических специальностей носят идентичный характер, ограничиваясь универсальными компетенциями УК-4 и УК-5, которые представлены в федеральных образовательных документах [39; 40; 41; 42], согласно которым выпускник неязыкового бакалавриата должен владеть устно-речевой продукцией и рецепцией в целях осуществления деловой коммуникации в межкультурном контексте (табл. 1).
Образовательные стандарты не уточняют требования к степени сформированности фонологической компетенции. Дескрипторы общеевропейских рамочных компетенций владения иностранным языком [46; 47] в составе фонологической компетенции выделяют три тематических блока: общее владение фонологией, артикуляция звуков и просодия (словесное ударение и фразовый акцент, ритм, интонация). В основе всех критериев лежит уровень разборчивости
речи. Вслед за методистами московского университета под фонологической компетенцией мы понимаем «способность обучающихся фонологически корректно и коммуникативно приемлемо оформлять устную речь на иностранном языке, обеспечивающую необходимую степень ее понятности и разборчивости в условиях межкультурного иноязычного общения, которая приобретается пользователями языка в процессе овладения фонологическими знаниями о звуковой системе изучаемого языка, его сегментных и суперсегментных единицах и их оперативном использовании в процессе овладения устно-произносительными навыками и устно-речевыми умениями, необходимыми для осуществления коммуникативно-когнитивной деятельности на иностранном языке» [43, с. 188].
Фонетическая разборчивость речи, как на сегментном, так и на супрасегментном уровне, строится на соблюдении контрастов и коммуникативной взаимозависимости двух параметров — формы и функции. Каждая форма обладает функциональной нагрузкой. Подходя к философскому вопросу выбора методики для развития фонологической компетенции, следует определить необходимую и достаточную совокупность элементов, способных обеспечить разборчивость речи. При этом нельзя забывать, что разборчивость речи
Таблица 1
Требования ФГОС ВО к иноязычной коммуникативной компетенции
Наименование категории (группы) универсальных компетенций Код и наименование универсальной компетенции выпускника
Коммуникация УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
Межкультурное взаимодействие УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
одновременно осуществляется как снизу вверх (сегменты), так и сверху вниз (сверхсегменты), что позволяет восстанавливать пробелы в фонетическом сигнале, в т. ч. через фонетическую адаптацию и компенсаторные умения. Говоря о продуктивных устно-речевых навыках и умениях, студенты нелингвистических специальностей не обязаны стремиться к звучанию, приближенному к выбранной модели носителя. В данном образовательном контексте навязывание акцента может расцениваться как нарушение границ личности. В то же время отдельную проблему представляют стереотипы, связанные с акцентами, в связи с чем развитие рецептивных навыков и умений в рамках формирования фонологической компетенции играет особенно важную роль не только в дидактических целях (например, совершенствование речевого слуха), но и в воспитательных — «осведомленность студента о различных нормах, диалектах, акцентах, умение их узнавать снимет трудности общения, подготовит его к сотрудничеству не только с носителями нормативного британского варианта английского языка» [37, с. 142]. Таким образом, перед преподавателем английского языка неязыкового вуза стоит двуединая цель в рамках обучения практической фонетике: добиться произносительной разборчивости речи обучающихся с помощью практических упражнений и заданий, осведомить их о существовании множества иностранных акцентов, познакомить их с распространенными иностранными акцентами и подготовить к взаимоуважительному сотрудничеству на английском языке как лингва франка.
В основе продуктивного блока для обучения студентов нелингвистических специальностей лежит т. н. «ядро лингва франка» (Lingua Franca Core) — совокупность обязательных (главных, основных) единиц, соблюдение которых является условием обеспечения разборчивости речи [38; 49]. Пионер в описании фонологии английского языка как международного и лингва франка
Дж. Дженкинс выделяет четыре компонента «ядра»: согласные фонемы, консонантные кластеры, гласные фонемы, ядерный тон (ядерное ударение: логическое, контрастив-ное или эмфатическое). В соответствии с теорией ученого, основанной на многолетнем педагогическом опыте, разборчивость речи обеспечивается преимущественно сегментной фонологией. Тем не менее это не означает, что просодия не заслуживает внимания на занятиях по иностранному языку. В своей монографии [48] автор предлагает пятиэтапную модель программы по практической фонетике английского языка как лингва франка: 1) обучение базовым фонетическим средствам, необходимым как для устноречевой продукции, так и для рецепции; 2) развитие умения восприятия на слух ряда акцентов носителей английского языка как второго; 3) формирование стратегий, необходимых для фонетического под-страивания под собеседника и приспособления к ситуации общения; 4) обучение второстепенным фонетическим средствам, необходимым только для рецепции; 5) развитие умения восприятия на слух ряда акцентов носителей английского языка как родного.
Ниже представлен разработанный нами тематический план (табл. 2) в аспекте практической фонетики при обучении английскому языку студентов первого курса неязыкового бакалавриата на уровнях от предпорогового (B1) до постпорогового (B2). Данный план сопровождается примерными аудиовизуальными ресурсами сети Интернет как современными и эффективными средствами совершенствования фонологической компетенции.
Так, студенты неязыкового вуза получат возможность системно усовершенствовать свою фонологическую компетенцию с учетом плю-рицентричности английского языка, преодолев типичные трудности, с которыми сталкиваются русскоязычные обучающиеся, и достигнув необходимого и достаточного уровня сформиро-ванности устно-произносительных навыков
Таблица 2
Тематическое содержание программы по практической фонетике
Темы Подтемы Ресурсы
Подтема 1.1. Формирование понятия о произносительной вариативности английского языка и равенстве социального статуса акцентов. Kachru's Concentric Circle [17] Why has English developed as a world language? [35] How Do Accents Work? [12]
Тема 1. Три концентрических круга. Русскоязычный акцент в англофонном мире. Подтема 1.2. Анализ характерных черт своего родного (русскоязычного) акцента в английском языке (знание особенностей своего произношения, снижающих разборчивость речи и осложняющих ее восприятие на слух). Ералаш № 200 «Горячая картошечка» [1]
Тема 2. Система консонантизма ядра лингва франка (сегментный уровень). Словесное ударение. Акценты Подтема 2.1. Практика согласных фонем /0/, /б/, /д/ и в различных фонетических контекстах (артикуляторно-имитационный подход). English Pronunciation — Voiceless Consonant — /0/ — 'thin', 'throw' & 'thumb' [4] English Pronunciation — Voiced Consonant — /6/ — 'this', 'other' and 'smooth' [7] English Pronunciation — Consonant — /д/ — 'rung, 'anger' and 'thanks' [5] English Pronunciation — Consonant — /w/ — 'wet', 'one' and 'when' [6] English Pronunciation — Voiced Consonant — /v/ — 'view', 'heavy' and 'move [8]
расширяющегося круга (уровень лексемы). Подтема 2.2. Понятие о главном и второстепенном ударениях. Syllables and Word Stress — English Pronunciation Lesson [27]
Подтема 2.3. Рецептивная практика акцентов расширяющегося1 круга (фокус на различия в произнесении отдельных слов). What European Things Do People In Other Countries Find Weird — 1 [33] What European Things Do People In Other Countries Find Weird? — 2 [34]
1 Некоторые акценты расширяющегося круга: индоевропейские (славянские, балтийские, романские, германские, индоиранские, албанский, армянский, греческий), азиатские (вьетнамский, индонезийский, китайский, корейский, тайский, турецкий, японский), африканские (арабский, африкаанс, суахили).
Таблица 2. Продолжение
Тема 3. Система консонантизма ядра лингва франка (супрасегментный уровень). Правила чтения. Конечные согласные фонемы и кластеры: сохранение частичной звонкости аллофонов, флексии, элизия. Аспирация. Акценты внешнего круга (уровень лексемы). Подтема 3.1. Практика трудных случаев чтения слов (непроизносимые буквы, противоречие между орфографией и орфоэпией, сохранение частичной звонкости конечных слабых согласных, постановка словесного ударения). Silent Letters — Learn the Rules and Improve Your English Pronunciation! [25] English Sounds and Spelling — English Pronunciation Lesson [11]
Подтема 3.2. Прогрессивная ассимиляция: флексии — (e)s и -ed. Pronouncing '-s' endings- Learners' Questions [21] Pronouncing '-ed' endings — Learners' Questions [19] Pronouncing '-s' and '-ed' endings — Learners' Questions [20]
Подтема 3.3. Элизия в трехсложных консонантных кластерах. Pronunciation: Elision of /t/ [22] Pronunciation: Why does the sound /d/ sometimes disappear? [23]
Подтема 3.4. Практика аспирации /р/, /t/, /к/ в начале слова (зачин ударного слога). English Pronunciation - Voiceless Consonant — /p/ — 'pack', 'pan' & 'pop' [2] English Pronunciation — Voiceless Consonant — /t/ — 'tin', 'button' and 'get' [3] English Pronunciation — Voiceless Consonant — /k/ — 'came', 'lucky' and 'sick' [9]
Подтема 3.5. Рецептивная 2 практика акцентов внешнего круга (фокус на различия в произнесении отдельных слов). Pakistan vs India — Differences and Similarities [18]
2 Акценты внешнего круга: африканские (ботсванский, гамбийский, ганский, замбийский, зимбабвийский, камерунский, кенийский, лесотский, либерийский, маврикийский, малавийский, намибийский, нигерийский, руандийский, сейшельский, сьерра-леонский, танзанийский, угандский), азиатские (бангладешский, брунейский, гонконгский, индийский, малайский, пакистанский, сингапурский, филиппинский, шри-ланкийский, эсватинский/свазилендский), американские (антигуа-и-барбудский, багамский, барбадосский, белизский, гайанский, гренадский, доминикский, пуэрто-риканский, сент-винсент-и-гренадинский, сент-китс-и-невиский, сент-люсийский, тринидад-и-тобагский, ямайский), океанийские (вануатский, кирибатийский, Маршалловы Острова, микронезийский, науруанский, палауский, папуа-новогвинейский, самоанский, Соломоновы Острова, тонганский, тувалуанский, фиджийский).
Таблица 2. Продолжение
Подтема 4.1. Практика гласных фонем, объединяющая монофтонги и дифтонги вокруг кардинальных гласных и противопоставляющая группы между собой (имитационный подход). Improve Your English Accent — Pronounce Vowel Sounds Correctly [15]
Подтема 4.2. Противопоставление гласных фонем по признаку исторической долготы/ краткости (напряженности/ ненапряженности). English Pronunciation: /i/ Ship vs. /i:/ Sheep [10]
Тема 4. Система вокализма ядра лингва франка. Качество и историческая долгота гласных фонем. Позиционная долгота гласных фонем. Системное постоянство качества гласных фонем. Конверсия и омонимия. Акценты внутреннего круга (уровень лексемы). Подтема 4.3. Практика позиционной долготы гласных звуков (открытый слог, закрытый слог на слабый-звонкий согласный, закрытый слог на сильный-глухой согласный). Vowel Length in English [31]
Подтема 4.4. Стабильность качества системы гласных фонем в разных фонетических контекстах. Tongue Twisters to Improve Your English Pronunciation [30]
Подтема 4.5. Практика фонетико-грамматической конверсии и омонимии. Spelled the SAME, Pronounced DIFFERENTLY Correct English Pronunciation [26] Word Stress in English | How to Pronounce [36]
Подтема 4.6. Рецептивная 3 практика акцентов внутреннего круга (фокус на различиях в произнесении отдельных слов). The Biggest Stereotype we've heard about America, England, Australia and South Africa [28]
3 Акценты внутреннего круга: африканские (южноафриканский), европейские (британские: ирландский, шотландский, валлийский, североанглийские, южноанглийские), американские (американские: стандартный американский, южноамериканский, афроамериканский, мексиканоамериканский; стандартный канадский; индейские), океания (стандартный австралийский, новозеландский).
Таблица 2. Продолжение
Тема 5. Связывание и паузация. Фразовое ударение и ритм. Ядерное ударение и ядерный тон. Стратегии произносительной адаптации под собеседника и ситуацию. Подтема 5.1. Практика связывания слов (беспаузного перехода) в пределах одной синтагмы. Thought Groups [29] How to Link Words — Speak English Fluently — Pronunciation Lesson [14]
Подтема 5.2. Практика постановки фразового ударения. Ритм (сильные формы знаменательных слов и слабые формы служебных слов). Sentence Stress in English Pronunciation [24] Weak Forms — How to Pronounce Weak Forms in English [32]
Подтема 5.3. Понятие о ядерном ударении (логическом, контрастивном и эмфатическом) и практика постановки ядерного тона в зависимости от грамматической структуры, актуального членения и эмоционального отношения. Intonation in English — English Pronunciation Lesson [16]
Подтема 5.4. Практика способов повышения разборчивости своей речи и восстановления информационных пробелов в речи собеседника (четкость артикуляции, темп речи, громкость речи, перефразирование, переспрос). How to be a SMART MOUTH? Enhance Your Communication Skills & Speaking Style | Public Speaking Tips [13]
и устно-речевых умений для осуществления устно-речевого общения в международном контексте с представителями различных лингвокультур. Данный план методично развивает как продуктивный блок фонологической компетенции — сегментная фонология (ряд согласных и гласных фонем ядра лингва франка, некоторые консонантные кластеры, элементы элизии) и супрасегментная фонология (уровни словесного ударения, фразовый акцент и ритмическая редукция, синтагматическое связывание и паузация, мелодика),
а также отдельные явления паралингвисти-ческой просодии (громкость и темп речи) в рамках фонетической адаптации [45], так и рецептивный блок (восприятие на слух акцентов английского языка внутреннего, внешнего и расширяющегося кругов).
Следует отметить, что исследуемая в данной статье проблематика крайне актуальна, но пока еще не нашла практического отражения в программах и пособиях по английскому языку для неязыковых вузов. Проведенный нами анализ современных учебных
изданий для студентов нелингвистических специальностей, которые были отобраны среди 63 учебников и учебных пособий по критериям современности (год издания 2018 и позже) и цели обучения английскому языку (неязыковые вузы), показал, что студентам неязыковых специальностей, изучающим английский язык, предлагается совершенно незначительное количество упражнений и заданий (5% от их общего числа на одно учебное издание), направленных на формирование и/или развитие фонологической компетенции: из них все ориентированы на продуктивную фонетику и ни одно на рецептивную (в т. ч. территориально-социально-стилистическая вариативность произношения, т. е. акценты). Нашу работу следует рассматривать как
попытку переосмыслить меняющийся мир английского языка и глобальные лингвистические процессы и переложить достижения лингвистов и методистов в практическую плоскость.
На современном этапе в области лингводидактики наблюдается уход от восприятия носителя языка как абсолюта и единственно верной для всех изучающих английский язык фонетической модели для подражания. При обучении английскому языку как лингва франка целью формирования и развития фонологической компетенции является достижение разборчивости речи для любого собеседника (в плане продукции) и способности воспринимать на слух широкий спектр акцентов (в плане рецепции).
ИСТОЧНИКИ
1. Ералаш № 200 «Горячая картошечка» // YouTube. 20 июля, 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=GXNKUo5MrbM (дата обращения 06.12.2021).
2. English Pronunciation — Voiceless Consonant — /р/ — 'pack', 'pan' & 'pop' // YouTube. June 20, 2014. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=AZRREr7DqqM (accessed 06.12.2021).
3. English Pronunciation — Voiceless Consonant — /t/ — 'tin', 'button' and 'get' // YouTube. June 20, 2014. [Online]. Available at: https://www.youtube.mwatch?v=0T1QYByMxrs&list=PLD6B222E02447DC07&index=30 (accessed 06.12.2021).
4. English Pronunciation — Voiceless Consonant — /0/ — 'thin', 'throw' & 'thumb' // YouTube. June 24, 2014. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=b4Aj3k65HSo&list=PLD6B222E02447D-C07&index=18 (accessed 06.12.2021).
5. English Pronunciation — Consonant — /д/ — 'rung', 'anger' and 'thanks' // YouTube. May 26, 2016. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=rgWse3tloTw&list=PLD6B222E02447DC07&index=39 (accessed 06.12.2021).
6. English Pronunciation — Consonant — /w/ — 'wet', 'one' and 'when' // YouTube. May 25, 2016. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=HzhPB1hXG-o&list=PLD6B222E02447DC07&index=44 (accessed 06.12.2021).
7. English Pronunciation — Voiced Consonant — /6/ — 'this', 'other' and 'smooth' // YouTube. May 25, 2016. [Online]. Available at: https://www.voutube.com/watch?v=tu1t3Fn5Lw8&list=PLD6B222E02447DC07&in-dex=36 (accessed 06.12.2021).
8. English Pronunciation — Voiced Consonant — /v/ — 'view', 'heavy' and 'move' // YouTube. May 25, 2016. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/ watch?v=mQ04G0v5a c&list=PLD6B222E02447DC07&index=43 (accessed 06.12.2021).
9. English Pronunciation — Voiceless Consonant — /k/ — 'came', 'lucky' and 'sick' // YouTube. June 20, 2014. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=d1jyIpAmLe8&list=PLD6B222E02447D-C07&index=36 (accessed 06.12.2021).
10. English Pronunciation: /i/ Ship vs. /i:/ Sheep // YouTube. April 25, 2017. [Online]. Available at: https://www.voutube.com/watch?v=OjxxqpiqsDo&list=PLldeVwwPE5auJoHdUahbcYDOw8WB4h7Oh&index=6 (accessed 06.12.2021).
H3BecTHH Prny hm. A. H. Tep^Ha
11. English Sounds and Spelling — English Pronunciation Lesson // YouTube. February 22, 2016. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=2IerM7dTQN4&list=PLD6t6ckHsrubLp8Ia8duzu5fN-4riM2-Bl&index=8 (accessed 06.12.2021).
12. How Do Accents Work? // YouTube. January 10, 2014. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/ watch?v=pGZz71V07t8 (accessed 06.12.2021).
13. How to be a SMART MOUTH? Enhance Your Communication Skills & Speaking Style | Public Speaking Tips // YouTube. October 17, 2018. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=-fXjajm4mXQ (accessed 27.08.2022).
14. How to Link Words — Speak English Fluently — Pronunciation Lesson // YouTube. March 30, 2017. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=nbnRm_3_QKU&list=PLD6t6ckHsrubLp8Ia8duzu5f-N4riM2-Bl&index=4 (accessed 06.12.2021).
15. Improve Your English Accent — Pronounce Vowel Sounds Correctly // YouTube. February 8, 2019. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=m-fQCPuAGhI (accessed 27.08.2022).
16. Intonation in English — English Pronunciation Lesson // YouTube. October 5, 2018. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=A6aE4nceJt8&list=PLD6t6ckHsrubLp8Ia8duzu5fN4riM2-Bl&index=5 (accessed 06.12.2021).
17. Kachru's Concentric Circle // YouTube. October 18, 2020. [Online]. Available at: https://www.youtube. com/watch?v=u2zcrrWJYWU (accessed 06.12.2021).
18. Pakistan vs India — Differences and Similarities // YouTube. January 6, 2021. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=AdHrFMGmrRI (accessed 06.12.2021).
19. Pronouncing '-ed' endings — Learners' Questions // YouTube. March 29, 2020. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=I-nMqycHubU (accessed 06.12.2021).
20. Pronouncing '-s' and '-ed' endings — Learners' Questions // YouTube. November 3, 2019. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=hChye-OT2mU (accessed 06.12.2021).
21. Pronouncing '-s' endings — Learners' Questions // YouTube. March 22, 2020. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=SGBaNO3MjLY (accessed 06.12.2021).
22. Pronunciation: Elision of /t/ // YouTube. July 29, 2016. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/ watch?v=c1l4HRaCMdw&list=PLcetZ6gSk96-ayXi5thbTpbh2vHWpP08o&index=12 (accessed 06.12.2021).
23. Pronunciation: Why does the sound /d/ sometimes disappear? // YouTube. September 2, 2016. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=M_tKuYaE620&list=PLcetZ6gSk96-ayXj5thbTpbh2vHWp-P08o&index=19 (accessed 06.12.2021).
24. Sentence Stress in English Pronunciation // YouTube. November 10, 2018. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=rnJCKda4oWU&list=PLD6t6ckHsrubLp8Ia8duzu5fN4riM2-Bl&index=8 (accessed 06.12.2021).
25. Silent Letters — Learn the Rules and Improve Your English Pronunciation! // YouTube. March 9, 2018. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=kpo6sVBOaLk&list=PLD6t6ckHsrubLp8Ia8duzu5f-N4riM2-Bl&index=19 (accessed 06.12.2021).
26. Spelled the SAME, Pronounced DIFFERENTLY. Correct English Pronunciation // YouTube. July 9, 2020. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=ozqluN8Eg0s&list=PLD_5T89Ssbn3GrxrT28k9xE-KwizeoPCjc&index=43 (accessed 06.12.2021).
27. Syllables and Word Stress — English Pronunciation Lesson // YouTube. February 22, 2019. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=Vu6UVwkUgzc&list=PLD6t6ckHsrubLp8Ia8duzu5fN-4riM2-Bl&index=5 (accessed 06.12.2021).
28. The Biggest Stereotype we've heard about America, England, Australia and South Africa // YouTube. July 7, 2020. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=EZrhjEouYCY (accessed 06.12.2021).
29. Thought Groups // YouTube. July 27, 2018. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/ watch?v=iRaufMqiaoU&list=PL mgbidKBZyZRoaEnu7oiOLJGqoOEgb4r&index=14 (accessed 06.12.2021).
30. Tongue Twisters to Improve Your English Pronunciation // YouTube. May 11, 2018. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=I4C2LeIx0QM&list=PLD6t6ckHsrubLp8Ia8duzu5fN4riM2-Bl&index=16 (accessed 06.12.2021).
31. Vowel Length in English // YouTube. July 19, 2020. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/ watch?v=nqtg6pb3WuA (accessed: 06.12.2021).
32. Weak Forms — How to Pronounce Weak Forms in English // YouTube. November 3, 2017. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=31-xVBwGNDY&list=PLD6t6ckHsrubLp8Ia8duzu5fN-4riM2-Bl&index=9 (accessed 06.12.2021).
33. What European Things Do People in Other Countries Find Weird — 1 // YouTube. July 3, 2021. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=jva2tH2elHA (accessed 06.12.2021).
34. What European Things Do People in Other Countries Find Weird? — 2 // YouTube. July 6, 2021. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=rE9juZ7cYZY (accessed 06.12.2021).
35. Why has English developed as a world language? // YouTube. November 19, 2014. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=kg8jS-AMyMo (accessed 06.12.2021).
36. Word Stress in English. How to Pronounce // YouTube. October 11, 2018. [Online]. Available at: https:// www.youtube.com/watch?v=efNSXTGkAsE&list=PLD_5T89Ssbn3GrxrT28k9xEKwizeoPCjc&index=14 (accessed 06.12.2021).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
37. Колесникова А. Н., Коренев А. А. Воспитание толерантности к акцентам иностранной речи на уроках фонетики в языковом вузе // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 4. С. 138-146.
38. Олейник А. В. Английский язык как средство межкультурного общения: историческая ретроспектива и современные особенности (фонетический аспект) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2019. № 5 (821). С. 110-123.
39. Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 января 2018 г. № 8 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 01.03.01 Математика». [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20 VQ%203++/Bak/010301 B 3 15062021.pdf (дата обращения 01.10.2021).
40. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 7 августа 2020 г. № 889 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 05.03.02 География». [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-05-03-02-geografiya-889/ (дата обращения 01.10.2021).
41. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 7 августа 2020 г. № 920 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология». [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ FGOS%20VQ%203++/Bak/060301 B 3 23082020.pdf (дата обращения 01.10.2021).
42. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 12 августа 2020 г. № 954 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика». [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ FGOS%20VQ%203++/Bak/380301 B 3 31082020.pdf (дата обращения 01.10.2021).
43. Сафонова В. В., Колесникова А. Н., Любимова А. А. Параметры оценивания уровня сформирован-ности фонологической компетенции при изучении английского языка как лингва франка // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021. № 3. С. 186-203.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/ (дата обращения 01.10.2021).
45. Шевченко Т. И., Галочкина И. Е. Навстречу согласию: фонетическая адаптация собеседников в диалоге // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2016. № 1 (740). С. 185-203.
46. Common European framework of reference for languages: Learning, teaching, assessment. Strasbourg: Language Policy Unit Publ. [Online]. Available at: https://rm.coe.int/16802fc1bf (accessed 06.12.2021).
47. Common European framework of reference for languages: Learning, teaching, assessment: Companion volume with new descriptors. Strasbourg: Language Policy Unit Publ. [Online]. Available at: https://rm.coe.int/ cefr-companion-volume-with-new-descriptors-2018/1680787989 (accessed 06.12.2021).
48. Jenkins J. The phonology of English as an international language. Oxford: Oxford University Press, 2000. 258 p.
49. Proshina Z. G., Nelson C. L. Varieties of English and Kachru's Expanding Circle // Russian Journal of Linguistics. 2020. Vol. 24. No. 3. P. 523-550.
H3BecTHH Prny hm. A. H. Tep^Ha
SOURCES
1. Eralash № 200 "Goryachaya kartoshechka" // YouTube. 20 iyulya, 2015. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=GXNKUo5MrbM (data obrashcheniya 06.12.2021).
2. English Pronunciation — Voiceless Consonant — /p/ — 'pack', 'pan' & 'pop' // YouTube. June 20, 2014. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=AZRREr7DqqM (accessed 06.12.2021).
3. English Pronunciation — Voiceless Consonant — /t/ — 'tin', 'button' and 'get' // YouTube. June 20, 2014. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=0T1QYByMxrs&list=PLD6B222E02447DC07&in-dex=30 (accessed 06.12.2021).
4. English Pronunciation — Voiceless Consonant — /0/ — 'thin', 'throw' & 'thumb' // YouTube. June 24, 2014. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=b4Ai3k65HSo&list=PLD6B222E02447D-C07&index=18 (accessed 06.12.2021).
5. English Pronunciation — Consonant — /q/ — 'rung', 'anger' and 'thanks' // YouTube. May 26, 2016. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=rgWse3tloTw&list=PLD6B222E02447DC07&index=39 (accessed 06.12.2021).
6. English Pronunciation — Consonant — /w/ — 'wet', 'one' and 'when' // YouTube. May 25, 2016. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=HzhPB1hXG-o&list=PLD6B222E02447DC07&index=44 (accessed 06.12.2021).
7. English Pronunciation — Voiced Consonant — /6/ — 'this', 'other' and 'smooth' // YouTube. May 25, 2016. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=tu1t3Fn5Lw8&list=PLD6B222E02447DC07&in-dex=36 (accessed 06.12.2021).
8. English Pronunciation — Voiced Consonant — /v/ — 'view', 'heavy' and 'move' // YouTube. May 25, 2016. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=mQ04G0v5a_c&list= PLD6B222E02447DC07&index=43 (accessed 06.12.2021).
9. English Pronunciation — Voiceless Consonant — /k/ — 'came', 'lucky' and 'sick' // YouTube. June 20, 2014. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=d1jyIpAmLe8&list=PLD6B222E02447D-C07&index=36 (accessed 06.12.2021).
10. English Pronunciation: /i/ Ship vs. /i:/ Sheep // YouTube. April 25, 2017. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=OjxxqpiqsDo&list=PLldeVwwPE5auJoHdUahbcYDQw8WB4h7Oh&index=6 (accessed 06.12.2021).
11. English Sounds and Spelling — English Pronunciation Lesson // YouTube. February 22, 2016. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=2IerM7dTQN4&list=PLD6t6ckHsrubLp8Ia8duzu5fN-4riM2-Bl&index=8 (accessed 06.12.2021).
12. How Do Accents Work? // YouTube. January 10, 2014. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/ watch?v=pGZz71V07t8 (accessed 06.12.2021).
13. How to be a SMART MOUTH? Enhance Your Communication Skills & Speaking Style | Public Speaking Tips // YouTube. October 17, 2018. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=-fXjajm4mXQ (accessed 27.08.2022).
14. How to Link Words — Speak English Fluently — Pronunciation Lesson // YouTube. March 30, 2017. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=nbnRm_3_QKU&list=PLD6t6ckHsrubLp8Ia8duzu5f-N4riM2-Bl&index=4 (accessed 06.12.2021).
15. Improve Your English Accent — Pronounce Vowel Sounds Correctly // YouTube. February 8, 2019. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=m-fQCPuAGhI (accessed 27.08.2022).
16. Intonation in English — English Pronunciation Lesson // YouTube. October 5, 2018. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=A6aE4nceJt8&list=PLD6t6ckHsrubLp8Ia8duzu5fN4riM2-Bl&index=5 (accessed 06.12.2021).
17. Kachru's Concentric Circle // YouTube. October 18, 2020. [Online]. Available at: https://www.youtube. com/watch?v=u2zcrrWJYWU (accessed 06.12.2021).
18. Pakistan vs India — Differences and Similarities // YouTube. January 6, 2021. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=AdHrFMGmrRI (accessed 06.12.2021).
19. Pronouncing '-ed' endings — Learners' Questions // YouTube. March 29, 2020. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=I-nMqycHubU (accessed 06.12.2021).
20. Pronouncing '-s' and '-ed' endings — Learners' Questions // YouTube. November 3, 2019. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=hChye-OT2mU (accessed 06.12.2021).
21. Pronouncing '-s' endings — Learners' Questions // YouTube. March 22, 2020. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=SGBaNO3MjLY (accessed 06.12.2021).
22. Pronunciation: Elision of /t/ // YouTube. July 29, 2016. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/ watch?v=c1l4HRaCMdw&list=PLcetZ6gSk96-ayXj5thbTpbh2vHWpP08o&index=12 (accessed 06.12.2021).
23. Pronunciation: Why does the sound /d/ sometimes disappear? // YouTube. September 2, 2016. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=M_tKuYaE620&list=PLcetZ6gSk96-ayXj5thbTpbh2vHWp-P08o&index=19 (accessed 06.12.2021).
24. Sentence Stress in English Pronunciation // YouTube. November 10, 2018. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=rnJCKda4oWU&list=PLD6t6ckHsrubLp8Ia8duzu5fN4riM2-Bl&index=8 (accessed 06.12.2021).
25. Silent Letters — Learn the Rules and Improve Your English Pronunciation! // YouTube. March 9, 2018. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=kpo6sVBOaLk&list=PLD6t6ckHsrubLp8Ia8duzu5f-N4riM2-Bl&index=19 (accessed 06.12.2021).
26. Spelled the SAME, Pronounced DIFFERENTLY. Correct English Pronunciation // YouTube. July 9, 2020. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=ozqluN8Eg0s&list=PLD_5T89Ssbn3GrxrT-28k9xEKwizeoPCjc&index=43 (accessed 06.12.2021).
27. Syllables and Word Stress — English Pronunciation Lesson // YouTube. February 22, 2019. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=Vu6UVwkUgzc&list=PLD6t6ckHsrubLp8Ia8duzu5fN-4riM2-Bl&index=5 (accessed 06.12.2021).
28. The Biggest Stereotype we've heard about America, England, Australia and South Africa // YouTube. July 7, 2020. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=EZrhjEouYCY (accessed 06.12.2021).
29. Thought Groups // YouTube. July 27, 2018. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/ watch?v=iRaufMqiaoU&list=PL mgbjdKBZyZRoaEnu7ojOLJGqoOEgb4r&index=14 (accessed 06.12.2021).
30. Tongue Twisters to Improve Your English Pronunciation // YouTube. May 11, 2018. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=I4C2LeIx0OM&list=PLD6t6ckHsrubLp8Ia8duzu5fN4riM2-Bl&index=16 (accessed 06.12.2021).
31. Vowel Length in English // YouTube. July 19, 2020. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/ watch?v=nqtg6pb3WuA (accessed: 06.12.2021).
32. Weak Forms — How to Pronounce Weak Forms in English // YouTube. November 3, 2017. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=31-xVBwGNDY&list=PLD6t6ckHsrubLp8Ia8duzu5fN-4riM2-Bl&index=9 (accessed 06.12.2021).
33. What European Things Do People in Other Countries Find Weird — 1 // YouTube. July 3, 2021. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=jva2tH2elHA (accessed 06.12.2021).
34. What European Things Do People in Other Countries Find Weird? — 2 // YouTube. July 6, 2021. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=rE9juZ7cYZY (accessed 06.12.2021).
35. Why has English developed as a world language? // YouTube. November 19, 2014. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=kg8jS-AMyMo (accessed 06.12.2021).
36. Word Stress in English. How to Pronounce // YouTube. October 11, 2018. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=efNSXTGkAsE&list=PLD 5T89Ssbn3GrxrT28k9xEKwizeoPCjc&index=14 (accessed 06.12.2021).
REFERENCES
37. KolesnikovaA. N., KorenevA. A. Vospitanie tolerantnosti k aktsentam inostrannoj rechi na urokakh fonetiki v yazykovom vuze // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 19: Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikatsiya. 2015. № 4. S. 138-146.
38. Olejnik A. V. Anglijskij yazyk kak sredstvo mezhkul'turnogo obshcheniya: istoricheskaya retrospektiva i sovremennye osobennosti (foneticheskij aspekt) // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Gumanitarnye nauki. 2019. № 5 (821). S. 110-123.
39. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 10 yanvarya 2018 g. № 8 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya—bakalavriat po napravleniyu podgotovki 01.03.01 Matematika". [Elektronnyj resurs]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VQ%203++/ Bak/010301 B 3 15062021.pdf (data obrashcheniya 01.10.2021).
40. Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya RF ot 7 avgusta 2020 g. № 889 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya — bakalavriat po napravleniyu
H3BecTHH Prny hm. A. H. Tep^Ha
podgotovki 05.03.02 Geografiya". [Elektronnyj resurs]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-05-03-02-geografiya-889/ (data obrashcheniya 01.10.2021).
41. Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya RF ot 7 avgusta 2020 g. № 920 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya — bakalavriat po napravleniyu podgotovki 06.03.01 Biologiya". [Elektronnyj resurs]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/ Bak/060301 B 3 23082020.pdf (data obrashcheniya 01.10.2021).
42. Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya RF ot 12 avgusta 2020 g. № 954 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya — bakalavriat po napravleniyu podgotovki 38.03.01 Ekonomika". [Elektronnyj resurs]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%20 3++/Bak/380301 B 3 31082020.pdf (data obrashcheniya 01.10.2021).
43. Safonova V V., Kolesnikova A. N., Lyubimova A. A. Parametry otsenivaniya urovnya sformirovannosti fonologicheskoj kompetentsii pri izuchenii anglijskogo yazyka kak lingva franka // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 19: Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikatsiya. 2021. № 3. S. 186-203.
44. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obshchego obrazovaniya (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 maya 2012 g. № 413). [Elektronnyj resurs]. URL: https://base.garant. ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/ (data obrashcheniya 01.10.2021).
45. Shevchenko T. I., Galochkina I. E. Navstrechu soglasiyu: foneticheskaya adaptatsiya sobesednikov v dialoge // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Gumanitarnye nauki. 2016. № 1 (740). S. 185-203.
46. Common European framework of reference for languages: Learning, teaching, assessment. Strasbourg: Language Policy Unit Publ. [Online]. Available at: https://rm.coe.int/16802fc1bf (accessed 06.12.2021).
47. Common European framework of reference for languages: Learning, teaching, assessment: Companion volume with new descriptors. Strasbourg: Language Policy Unit Publ. [Online]. Available at: https://rm.coe.int/ cefr-companion-volume-with-new-descriptors-2018/1680787989 (accessed 06.12.2021).
48. Jenkins J. The phonology of English as an international language. Oxford: Oxford University Press, 2000. 258 p.
49. Proshina Z. G., Nelson C. L. Varieties of English and Kachru's Expanding Circle // Russian Journal of Linguistics. 2020. Vol. 24. No. 3. P. 523-550.