УДК 372.881.1
Н. И. Холод, И. Ю. Никитина
Викторина как средство активизации учебно-познавательной деятельности студентов
на занятиях по иностранному языку в вузе
В статье викторина рассматривается как эффективное средство активизации учебно-познавательной деятельности студентов на занятиях по иностранному языку в вузе, раскрываются понятия «викторина» и «учебно-познавательная деятельность студента». Отмечается, что викторина является одним из наиболее эффективных видов работы на занятиях по иностранному языку для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Подчеркивается, что викторины могут быть использованы на разных этапах обучения, как при закреплении нового материала, так и в качестве средства контроля знаний. В статье приводятся примеры из практической деятельности. Отмечается целесообразность использования лингвистических и тематических викторин на занятиях по иностранным языкам. Проведение викторин для активизации учебно-познавательной деятельности студентов способствует сплоченности студенческого коллектива, развитию умений сотрудничать, расширяет кругозор и открывает простор для творчества студентов. В статье подчеркивается, что использование викторин на занятиях по иностранному языку обеспечивает повторение изученного лексического и грамматического материала, углубление знаний по теме, развитие иноязычной коммуникативной компетенции, усиливает мотивацию к изучению иностранных языков, воспитывает такие качества личности, как решительность, коммуникабельность, находчивость и настойчивость.
Ключевые слова: викторина, игра, учебно-познавательная деятельность, активизация учебно-познавательной деятельности, творческое мышление, тематические викторины, мотивация к изучению иностранного языка, контроль знаний.
N. I. Kholod, I. Yu. Nikitina
Quiz as Means of Activizing Students' Educational Cognitive Activity at Foreign Language Classes in Higher Education Institution
In the article a quiz is considered as an effective means of enhancing students' learning and cognitive activity at Foreign l anguage lessons in higher school. The article reveals the concepts of quiz and students' educational and cognitive activity. It is noted that the quiz is one of the most effective types of work at the foreign language classes for enhancing students' educational and cognitive activity. It is emphasized that quizzes can be used at different stages of learning, after explaining something new, and as a means of knowledge control. The article provides examples from practice. The feasibility of using linguistic and thematic quizzes at Foreign language lessons is noted. Making up quizzes to enhance students' learning and cognitive activity contributes to the cohesion of the student group, development of cooperation skills, broadens the mind and opens space for students' creativity. The article emphasizes that the use of quizzes at the foreign language classes provides revision of the studied lexical and grammatical material and deepening of knowledge on the topic, the development of the foreign language communicative competence, strengthens motivation for foreign languages learning, brings up such qualities as determination, sociability, resourcefulness and perseverance.
Keywords: quiz, games, educational-cognitive activity, activation of educational-cognitive activity, creative thinking, thematic quizzes, motivation of foreign languages learning, knowledge control.
Условия современной жизни предъявляют высокие требования к уровню владения иностранным языком студентов высших учебных заведений, что предполагает развитие таких качеств личности, как любознательность, лидерство, настойчивость, коммуникабельность, творческий подход к решению любой проблемы, умение мыслить нестандартно и нешаблонно. Нужно отметить, что профессиональное становление студента зависит не только от мотивации и условий обучения, но и от характера течения его учебно-
познавательной деятельности в вузе.
Н. В. Дороднева отмечает, что учебно-познавательная деятельность студента (УПДС) -это целенаправленное, управляемое извне или самостоятельно организованное взаимодействие студента с окружающей действительностью, направленное на решение учебных задач, формирующее познавательное и эмоционально-ценностное отношение к этой действительности, учебному предмету и будущей профессиональной деятельности [1, с. 36]. Иностранный язык как
© Холод Н. И., Никитина И. Ю., 2017
учебная дисциплина, обладая огромным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом творческих способностей обучающихся, может и должен внести свой вклад в процесс активизации учебно-познавательной деятельности студента [2, с. 164].
Как показывает практика, правильно организованная учебно-познавательная деятельность способствует не только успешному овладению иностранным языком, но и личностному развитию, проявляющемуся в творческой деятельности. Творческие задания помогают решить сразу несколько задач. Прежде всего, эти задания вносят разнообразие в учебный процесс и повышают его привлекательность в глазах учащихся. При этом данные виды работы не только выполняют развлекательную функцию, но и служат практическим целям [6, с. 9]. Интерактивные формы обучения дают возможность развивать не только языковые навыки и умения, но также воображение, память, личностные качества; повышают мотивацию к изучению языка; усиливают учебно-познавательную активность студента. Такие формы работы могут быть использованы на разных этапах обучения, как при закреплении нового материала, так и при тестировании учащихся на усвоение предыдущих тем на повторительно-обобщающих занятиях.
К числу наиболее эффективных видов работы можно отнести викторину как одну из форм коллективной учебно-познавательной деятельности учащихся. Согласно определению из словаря С. И. Ожегова, викторина - игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-либо общей темой [5].
Несмотря на то, что большинство ученых относят викторину к формам внеаудиторной деятельности, ее проведение на занятиях по иностранному языку дает неплохие результаты. Викторина обладает большими возможностями по созданию благоприятных условий для раскрытия личностного потенциала студентов, что, несомненно, нужно использовать преподавателю в учебном процессе. Она способствует повышению учебной мотивации, использованию возможностей межличностной коммуникации обучающихся, развитию умений сотрудничать, дает возможность проявлять смекалку, эрудицию,
убеждать и соотносить свои действия с действиями товарищей. Данная форма работы сочетает элементы познавательной и игровой деятельности. Наличие элемента игры-соревнования в викторине отвечает потребностям студентов в установлении положительных межличностных отношений и в приобретении личностно значимых знаний [4].
Викторина может служить также формой контроля знаний студентов, повторения изученного лексического и грамматического материала, углубления знаний по теме. Цель проведения викторин состоит в том, чтобы закрепить и автоматизировать изученную на занятиях лексику и речевые образцы при употреблении их в уже встречавшихся и в новых ситуациях; побудить студентов к творческому отбору материала, предложенного в учебнике, или преподавателем, или самими студентами.
При проведении викторины преподаватель должен стремиться: 1) мобилизовать знания студентов по другим предметам; 2) использовать их умения самостоятельно работать с книгой, журналом, газетой, справочником; 3) учитывать особенности каждого студента (его речевую подготовку, темп работы, интересы и т. д.). Разнообразные по содержанию и форме викторины открывают простор для творчества как студентов, так и самого преподавателя. Хорошо подготовленные и проведенные викторины становятся праздником для их участников. В процессе работы студенты оживлены, увлечены, сосредоточенны. Преподаватель привлекает всех студентов к участию в викторине. О предстоящей викторине и о дате ее проведения сообщается заранее.
Как известно, по своему содержанию викторины могут быть тематическими, развлекательно-развивающими, лингвистическими, межтематическими. На занятиях по иностранным языкам более целесообразно использование лингвистических и тематических викторин.
В качестве примера приведем тематическую викторину «Страны изучаемого языка», которая была проведена в нескольких студенческих группах на факультете социального управления ЯГПУ им. К. Д. Ушинского после изучения темы «Great Britain» («Великобритания»). Вопросы тематической викторины «Great Britain» могут
касаться нескольких разделов, таких как
I. General information (Общие сведения о стране), например: What is the official name of Britain? (Какое официальное название Британии?).
II. Geographical position (Географическое положение), например: Where do the British Isles lie? (Где расположены Британские острова?).
III. Places of interest (Достопримечательности), например: What is the Tower of London now? (Чем сейчас является Тауэр?). IV. Famous people (Известные люди), например: Who is the creator of the characters of Doctor Watson and Sherlock Holmes? (Кто придумал героев доктора Уотсона и Шерлока Холмса ?). V. Political system (Политическая система), например: What are the two main political parties in Great Britain? (Какие две главные политические партии в Великобритании?) и т. д. Каждый раздел может включать в себя по 20-25 вопросов. Возможны следующие варианты проведения викторины: 1) вопросы задает преподаватель, а каждый студент отвечает; кто наберет большее количество баллов, тот и победитель; 2) вопросы задает преподаватель, группа делится на команды, количество ответов идет в зачет команде; 3) на каждый этап выбирается ведущий из числа студентов, студенты разбиваются на пары, вопрос задается определенному студенту, если тот, кому задали вопрос, не отвечает, ему помогает его товарищ. В заключение преподаватель подводит итоги, акцентирует внимание студентов на вопросах, вызвавших наибольшие затруднения, определяет победителей.
При проведении данной викторины преподавателю, на наш взгляд, следует учесть, что некоторые вопросы должны контролировать знание фактического материала по теме, изученной на занятиях. Это вопросы для повторения. Другая же часть вопросов должна быть ориентирована на самостоятельную работу студентов по страноведческой тематике для получения более широких знаний. Так, в первом случае это могут быть, например, такие вопросы, как What's the official name of the main country of the English language? What parts does the UK consist of? Where is the UK situated? (Какое полное название страны изучаемого языка? Из каких частей состоит Объединенное королевство? Где оно расположено?) и т. д. Что касается вопросов, ориентированных на
самостоятельную работу студентов, можно предложить, например, такие: Who is the Prime Minister of Great Britain today? What party has the majority of seats in the House of Commons today? (Кто является Премьер-министром Великобритании в настоящий момент? У какой партии большинство в палате Общин сейчас?) и т. д.
Аналогичную викторину можно провести и после изучения страноведческого материала по другим странам, говорящим на английском или испанском языках, например: «The United States of America» («Соединенные Штаты Америки»), «Paises Hispanohablantes» («Испаноговорящие страны»).
Одной из интересных, на наш взгляд, является такая викторина, как «Guide» («Экскурсовод»). Ее можно проводить в разных студенческих группах после изучения таких тем, как «Путешествия» и «Достопримечательности». Ее целью является проверка знаний, умений и навыков, усвоенных студентами в процессе изучения данных тем, а также развитие их интереса к изучению иностранных языков, расширение страноведческих знаний, совершенствование навыков и умений в устной речи. Перед проведением викторины формируются две команды, которые получают задание подготовить гидов по 6-8 интересным местам страны изучаемого языка. Каждый участник команды готовится стать гидом, получив свое задание. Во время соревнования с помощью жеребьевки определяются 2 участника, которым предстоит провести воображаемую экскурсию, остальные члены команды играют роли любознательных экскурсантов, их активность учитывается при получении очков командой. В данной викторине оценивается знание фактического материала, умение грамотно и интересно провести экскурсию.
В качестве еще одного примера викторины, способствующей развитию познавательной активности студентов, можно предложить викторину на английском языке по теме: «What do you know about the towns of the Golden Ring?» («Что вы знаете о городах Золотого Кольца России?»). Такая викторина, как нам представляется, может быть не только интересной, но и весьма полезной, так как позволяет студентам показать знания не только по английскому языку, но и по другим
предметам, в частности по истории и географии России. А это, в свою очередь, расширяет их кругозор, побуждает к поиску новой информации. В ходе подготовительного этапа студенты самостоятельно повторяют, ищут или изучают материал, совместно добывают или проверяют свои знания, дополняют информацию, найденную другими. В процессе общения с товарищами студент получает возможность показать свою полезность, проявить инициативу и творческий подход [4].
Для проведения данной викторины необходимо сформировать две команды студентов, а также выбрать членов жюри. Викторина может состоять из нескольких туров, представляющих собой различные виды заданий по изученной теме. За каждое правильно выполненное задание команда получает некоторое количество очков, общая сумма которых и определяет победителя. Нужно отметить, что время, предусмотренное для выполнения каждого задания в каждом туре, необходимо четко регламентировать. Оно может варьироваться от 3-х минут на выполнение более легкого задания, такого как, например, расшифровка названия города, до 10-15 минут на более сложные задания, как, например, составление туристической рекламы одного из городов Золотого Кольца. В заключительной части этой викторины, как и в других викторинах, подводятся итоги работы, анализируется выполнение заданий, дается оценка групповой и индивидуальной работы, проводится разбор типичных ошибок, обращается внимание на вопросы, вызвавшие у студентов трудности.
Таким образом, использование викторин на занятиях по иностранному языку является очень актуальным для активизации учебно-познавательной деятельности студента, способствует сплоченности студенческого коллектива, воспитывает такие качества личности, как решительность, коммуникабельность, находчивость, настойчивость. Викторины дают студентам возможность использовать иностранный язык как средство общения, установить положительные межличностные отношения, приобрести лич-ностно значимые знания.
Библиографический список
1. Дороднева, Н. В. Учебно-познавательная деятельность студента как творческий процесс (на мате-
риалах изучения английского языка на языковом факультете) [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Н. В. Дороднева. - Тобольск, 2005. - 191 с.
2. Егорова, О. С., Холод, Н. И. Использование метода проектов в развитии творческого мышления студентов на занятиях по иностранному языку [Текст] / О. С. Егорова, Н. И. Холод // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 6. - С. 164-168.
3. Егорова, О. С., Хрулева, И. И. Педагогические средства повышения мотивации к изучению иностранного языка [Текст] / О. С. Егорова, И. И. Хрулева // Ярославский педагогический вестник. - Т. II. - 2015. - № 3. - С. 93-98.
4. Комаров, А. С. Викторина на занятиях английским языком [Текст] / А. С. Комаров // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 4. - С. 56.
5. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов ; под редакцией Н. Ю. Шведовой. - М. : Русский язык, 1990. - 921 с.
6. Рыжак, Н. А. 200 обучающих игр на занятиях иностранным языком [Текст] / Н. А. Рыжак. - М. : Астрель - АСТ, 2008. - С. 9-11.
7. Тамбулатова, Т. К. Использование творческих заданий при обучении иностранному языку [Текст] / Т. К. Тамбулатова // Иностранные языки в школе. -2008. - № 8. - С. 28-31.
8. Хамидулина, Ю. Т. Развитие умений самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов в информационной интерактивной среде [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Ю. Т. Хамидулина. - СПб., 2005. - 199 с.
9. Холод, Н. И. Конкурсы и олимпиады как средство формирования творческой культуры студентов во внеаудиторной деятельности по иностранному языку в вузе [Текст] / Н. И. Холод // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin).- 2016.- № 1.- С. 115-118.
10. Холод, Н. И., Егорова, О. С. Праздник как форма обучения иностранному языку в вузе [Текст] / Н. И. Холод, О. С. Егорова // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 6. - С. 123-128.
11. Холод, Н. И., Егорова, О. С. Формы и методические принципы организации внеаудиторной деятельности студентов по иностранному языку [Текст] / Н. И. Холод, О. С. Егорова // Ярославский педагогический вестник. Том II. - 2014. - № 4. - С. 108-113.
12. Шмакова, О. В. Деловая игра в процессе обучения как средство развития творческих способностей студентов в высшей школе США [Текст] / О. В. Шмакова // Сборник научных трудов. Вып. 348. Московский государственный институт иностранных языков им. Мориса Тореза. - М., 1990. - С. 103.
Bibliograficheskij spisok
1. Dorodneva, N. V. Uchebno-poznavatel'naja dejatel'nost' studenta kak tvorcheskij process (na materialah izuchenija anglijskogo jazyka na jazykovom fakul'tete) [Tekst] : dis. ... kand. ped. nauk / N. V Dorodneva. - Tobol'sk, 2005. - 191 s.
2. Egorova, O. S., Holod, N. I. Ispol'zovanie metoda proektov v razvitii tvorcheskogo myshlenija studentov na zanjatijah po inostrannomu jazyku [Tekst] / O. S. Egorova, N. I. Holod // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2016. - № 6. - S. 164-168.
3. Egorova, O. S., Hruleva, I. I. Pedagogicheskie sredstva povyshenija motivacii k izucheniju inostrannogo jazyka [Tekst] / O. S. Egorova, I. I. Hruleva // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - T. II. - 2015. - № 3. -S. 93-98.
4. Komarov, A. S. Viktorina na zanjatijah anglijskim jazykom [Tekst] / A. S. Komarov // Inostrannye jazyki v shkole. - 2001. - № 4. - S. 56.
5. Ozhegov, S. I. Slovar' russkogo jazyka [Tekst] / S. I. Ozhegov ; pod redakciej N. Ju. Shvedovoj. - M. : Russkij jazyk, 1990. - 921 s.
6. Ryzhak, N. A. 200 obuchajushhih igr na zanjatijah inostrannym jazykom [Tekst] / N. A. Ryzhak. - M. : Astrel' - AST, 2008. - S. 9-11.
7. Tambulatova, T. K. Ispol'zovanie tvorcheskih zadanij pri obuchenii inostrannomu jazyku [Tekst] /
T. K. Tambulatova // Inostrannye jazyki v shkole. -2008. - № 8. - S. 28-31.
8. Hamidulina, Ju. T. Razvitie umenij samostojatel'noj uchebno-poznavatel'noj dejatel'nosti studentov v informacionnoj interaktivnoj srede [Tekst] : dis. ... kand. ped. nauk / Ju. T. Hamidulina. - SPb., 2005. - 199 s.
9. Holod, N. I. Konkursy i olimpiady kak sredstvo formirovanij a tvorcheskoj kul'tury studentov vo vneauditornoj dejatel'nosti po inostrannomu jazyku v vuze [Tekst] / N. I. Holod // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta (TSPU Bulletin).- 2016.- № 1.- S. 115-118.
10. Holod, N. I., Egorova, O. S. Prazdnik kak forma obuchenija inostrannomu jazyku v vuze [Tekst] / N. I. Holod, O. S. Egorova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2015. - № 6. - S. 123 -128.
11. Holod, N. I., Egorova, O. S. Formy i metodicheskie principy organizacii vneauditornoj dejatel'nosti studentov po inostrannomu jazyku [Tekst] / N. I. Holod, O. S. Egorova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. Tom II. - 2014. - № 4. - S. 108-113.
12. Shmakova, O. V. Delovaja igra v processe obuchenija kak sredstvo razvitija tvorcheskih sposobnostej studentov v vysshej shkole SShA [Tekst] / O. V Shmakova // Sbornik nauchnyh trudov. Vyp. 348. Moskovskij gosudarstvennyj institut inostrannyh jazykov im. Morisa Toreza. - M., 1990. - S. 103.