ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА
Научная статья УДК 343.988
Виктимологические аспекты реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детском доме (по материалам Нижнекамского детского дома)
Екатерина Михайловна Глянц1, Юлия Владимировна Кривенцова2
'Аспирант, Казанский инновационный университет,
адвокат Коллегии адвокатов «Рыбак, Коган и партнеры», Казань, Россия
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-2861-1087
2Директор ГБУ «Нижнекамский Детский Дом», Нижнекамск, Россия
Аннотация. В работе исследуются особенности реабилитации детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей в детских домах семейного типа на территории
Российской Федерации на примере Нижнекамского детского дома.
Изучается роль детского дома в виктимологической профилактике для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, как наиболее незащищенной группы
несовершеннолетних.
Анализируются особенности организации и функционирования детского дома семейного типа и их влияние на реабилитацию и последующую социализацию детей-сирот. В статье освещается система воспитания, реабилитации, социальной адаптации детей-сирот на примере Нижнекамского детского дома. Приводится статистика причин, по которым дети-сироты были помещены в Нижнекамский детский дом в период с 2018 по 2021 гг.
Ключевые слова: дети-сироты, виктимность несовершеннолетних, виктимность детей-сирот, виктимологическая защита, виктимологическая профилактика, детский дом, детский дом семейного типа, реабилитация детей-сирот, реабилитационное пространство для детей-сирот, организация и порядок работы детского дома Благодарности: авторы статьи выражают благодарность доктору юридических наук, профессору Кабанову Павлу Александровичу за научное руководство по подготовке данной статьи; главному редактору журнала «Виктимология», кандидату юридических наук Майорову Андрею Владимировичу за предоставленную возможность публикации данной статьи.
Для цитирования: Глянц Е. М., Кривенцова Ю. В. Виктимологические аспекты реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детском доме (по материалам Нижнекамского детского дома) // Виктимология. 2021. Т. 8, № 4. С. 318-328.
© Е. М. Глянц, Ю. В. Кривенцова
Scientific article
Victimological Aspects of the Rehabilitation of Orphans and Children Left Without Parental Care in an Orphanage (Based on Materials of the Nizhnekamsk Orphanage)
Yekaterina M. Glyants1, Yuliya V. Krivencova2
'Postgraduate student, Kazan Innovative University,
Barrister of Bar Association «Rybak, Kogan and partners», Kazan, Russia
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-2861-1087
2Director of Nizhnekamsk orphanage, Nizhnekamsk, Russia
Abstract. The peculiarities of rehabilitation of orphans and children left without parental care in family-type orphanages on the territory of Russian Federation on the example of Nizhnekamsk orphanage are analysed.
The role of children's home in victimological prevention for orphans and children left without parental care as the most unprotected group of minors is studied.
The peculiarities of organization and functioning of a family-type children's home and their influence on the rehabilitation and subsequent socialization of orphans are analysed. The article highlights the system of upbringing, rehabilitation and social adaptation of orphans by the example of Nizhnekamsk orphanage. Provides statistics on the reasons why orphans were placed in Nizhnekamsk orphanage in the period from 2018 to 2021. Keywords: orphans, juvenile victimhood, orphan victimhood, victimological protection, victimological prevention, children's home, family-type children's home, rehabilitation of orphans, rehabilitation space for orphans, organisation and procedure of the orphanage. Acknowledgements: The authors would like to thank Professor Pavel A. Kabanov, Doctor of Law, for his scientific guidance in the preparation of this article; and Andrey V. Mayorov, Chief Editor of the Journal Victimology, PhD in Law, for providing the opportunity to publish this article. For citation: Glyants Ye. M., Krivencova Yu. V. Victimological Aspects of the Rehabilitation of Orphans and Children Left Without Parental Care in an Orphanage (Based on Materials of the Nizhnekamsk Orphanage). Viktimologiya [Victimology]. 2021, vol. 8, no. 4, pp. 318-328. (In Russ.)
Введение невозможно передать на воспитание в се-Проблема социальной, психологической мью. Учреждение не может заменить ребенку и правовой защиты детей-сирот и детей, семью, никогда не сможет стать полноценной оставшихся без попечительства родителей альтернативой семье. Однако детский дом обсуждается учеными всех стран [11; 12; 13]. может эффективно выполнять важнейшие В России сиротство продолжает оставать- функции реабилитации детей-сирот, ихсоци-ся острейшей социальной, экономической, альной адаптации, формирования духовных психологической, педагогической и право- качеств личности, чувства ответственности вой проблемой. Одной из причин викти- за себя и других, восстановления утраченных мизации детей-сирот и детей, оставшихся ребенком социальных связей и отношений. без попечения родителей, ученые считают В науке мало внимания уделяется од-ихсоциальную эксклюзию. ной из важнейших функций детского По данным российских исследовате- дома—виктимологической профилактике. лей в России каждый сотый ребенок живет Виктимологическая профилактика преступи воспитывается в интернатной системе [3]. ности призвана оказывать соо тветствую-Детский дом—это одна из форм устрой- щее воздействие на причины и условия, ства детей, оставшихся без попечения ро- способствующие повышению уровня вик-дителей, которых по каким-то причинам тимности населения. [7, с. 50-57].
Роль детского дома в виктимологиче-ской профилактике достаточно велика. Без кропотливой работы администрации и педагогов учреждения невозможно предотвратить виктимизацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Виктимологической задачей детского дома является восстановление нарушенных прав детей-сирот, восстановление их статуса, предотвращение их дальнейшей виктимизации.
Лучше всего поставленным задачам соответствует детский дом, организованный по семейному типу.
Поэтому целью нашего исследования является изучение роли детского дома в реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на примере Нижнекамского детского дома.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реабилитации детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детском доме.
Предмет исследования—нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения, возникающие в процессе реабилитации детей—сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации и нормативные акты, в том числе и локальные, регулирующие этот процесс в Нижнекамском детском доме; исследования отечественных ученых, статистические данные.
Задачи исследования:
— анализ федерального законодательства и законодательства Республики Татарстан, регулирующего организацию и порядок деятельности детских домов;
— анализ нормативных актов, регулирующих деятельность Нижнекамского детского дома, организованного по семейному типу;
— изучение статистических данных Нижнекамского детского дома о причинах помещения детей в Нижнекамский детский дом за период с 2018 по 2021 год;
— исследование порядка и организации деятельности Нижнекамского детского дома;
— изучение роли Нижнекамского детского дома в виктимологической профилактике.
Методология и методика
исследования
В основу методологии проведенного исследования легли общенаучные методы познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, а также сравнительно-правовой метод исследования.
Теоретической основой проведенного исследования являются труды современных российских ученых в сфере виктимологии, социологии, психологии и педагогики.
Эмпирической основой исследования являются статистические данные Нижнекамского детского дома.
Процесс проведения исследования
и его результат
Одной из главных задач государства и общества является социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [5]. В Российской Федерации приоритетным является семейное воспитание детей.
Как справедливо отмечают современные исследователи, семья для ребёнка — самая естественная и гуманная воспитательная среда [10, с. 46-50]. Однако в силу различных обстоятельств не все дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть устроены в семью, поэтому их помещают в детские дома. Детский дом в Российской Федерации — это одна из форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Порядок деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, урегулирован постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»1.
Организация детских домов и иных учреждений, осуществляющих заботу и опеку
1 О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей : Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 22. С т. 2887.
над брошенными детьми, является прямой социальной обязанностью государства [3].
Воспитание детей в детских домах в науке называют институциональным [8, с. 71-82].
Нахождение в интернатных учреждениях создает дополнительные риски социальной эксклюзии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Последствия институционального воспитания долгосрочные и проявляются в течение всей жизни. По мнению Т. Г. Бах-матовой и Ю. А. Чусовой «социальная экс-клюзия сирот является провоцирующим фактором их криминогенного поведения» [2, с. 674-681]. Помимо криминогенного поведения, социальная эксклюзия способствует и формированию виктимного поведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Это распространенное мнение в науке и обществе. Однако в настоящее время создаются детские дома прогрессивного типа. Они совершенно непохожи на существовавшие ранее сиротские учреждения.
Деятельность современных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся должна быть направлена на гуманизацию отношений детей и взрослых, в демократизацию их жизнедеятельности [9, с. 17-26].
В ряде регионов Российской Федерации уже несколько лет успешно функционируют детские дома семейного типа. Детский дом сегодня—это образовательное учреждение, созданное для решения задач социального воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Задача государства состоит в том, чтобы выпускники детских домов были успешно интегрированы в современное общество, готовы самостоятельно решать возникающие социально-бытовые, коммуникативные и экономические проблемы, воспринимать новые идеи, принимать нестандартные решения, работать в коллективе и адаптироваться к изменяющимся требованиям рынка труда [6, с. 49-52].
Это залог эффективной виктимологиче-ской профилактики среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Цель виктимологической профилактики — исключить формирование у этой категории детей детерминант виктимного поведения.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский, дом становится единственным домом, защитой от жестокостей внешнего мира. Дети, попадающие в воспитательные учреждения, зачастую имеют непростые показатели в своем анамнезе. У них могут быть отклонения в физическом и психическом развитии. Нередко выявляется задержка умственного развития, искажение развития личности (от эмоциональной сферы до жизненной перспективы), нарушение половой идентификации и др. [3]
Родители большей части поступающих в детский дом несовершеннолетних ведут асоциальный образ жизни. Многие дети уже имеют привычку употребления алкоголя или наркотиков. Насилие в семье воспринимается ими как норма. У детей нет осознания необходимости получения образования, нет желания работать, не привиты даже элементарные бытовые навыки, не говоря уже о нравственных ценностях. Им не знакомы категории добра, милосердия, взаимопомощи. Эти дети растут в отсутствие значимого взрослого, которому можно доверять, на которого можно положиться. Поэтому так важно, чтобы из трудной жизненной ситуации дети не попадали в так называемую приютскую, казарменную среду.
Государственное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Нижнекамский детский дом» создан на основании постановления главы администрации города Нижнекамска и Нижнекамского района от 04.06.1993 № 249 на базе детского сада № 59 Городского Управления Образования1.
Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.12.2005 № 2155-р Детский дом включен в Перечень государственных учреждений, обеспечивающих осуществление Министерством образования и науки Республики Татарстан полномочий Республики Татарстан.
Согласно п. 1.7. Устава государственного бюджетного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
1 Постановление главы администрации города Нижнекамска и Нижнекамского района от 04.06.1993 № 249 // https://edu.tatar.ru/nkamsk/page1634.htm (дата обращения 23.11.2021).
родителей «Нижнекамский детский дом» (далее—Устав), детский дом является некоммерческой организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей—государственным учреждением, тип — бюджетное учреждение, создается Республикой Татарстан для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Республики Татарстан по содержанию, воспитанию, образованию, защите и представительству прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных (устроенных) в Детский дом под надзор на основании соответствующего акта органа опеки и попечительства1.
В соответствии с п. 2.2 Устава основной целью деятельности Детского дома является содержание, воспитание, образование, защита и представительство прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных (устроенных) в Детский дом под надзор на основании соответствующего акта органа опеки и попечительства.
Важнейшими, с точки зрения виктимологической профилактики, функциями детского дома являются:
— уход за детьми, организация физического развития детей с учетом возраста и индивидуальных особенностей, организация получения детьми образования, а также воспитание детей, в том числе физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, включая духовно-нравственное, патриотическое, трудовое, с привлечением детей к труду, мероприятиям по благоустройству территории организации для детей-сирот, в учебных мастерских и подсобных хозяйствах;
— осуществление полномочий опекуна (попечителя) в отношении детей, в том числе защита прав и законных интересов детей;
1 Устав государственного бюджетного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Нижнекамский детский дом» (утв. приказом Министерства образования и науки РТ от 29.12.2015 № 9866/15).
—деятельность по предупреждению нарушения личных неимущественных и имущественных прав детей;
— консультативная, психологическая, педагогическая, юридическая, социальная и иная помощь родителям детей в целях профилактики отказа родителей от воспитания своих детей, ограничения их в родительских правах, лишения их родительских прав, а также в целях обеспечения возможности восстановления родителей в родительских правах или отмены ограничения родительских прав в отношении детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, помещаемых под надзор в учреждение;
— психолого-медико-педагогическая реабилитация детей, в том числе реализация мероприятий по оказанию детям, находящимся в детском доме, психологической (психолого-педагогической) помощи, включая организацию психопрофилактической и психокоррекционной работы, психологической помощи детям, возвращенным в Детский дом после устройства на воспитание в семью2.
В 2018 году в Нижнекамский детский дом определен 21 ребенок. Из них 7 детей в связи с ограничением родителей в правах, 6—в связи с лишением родителей прав, 3 — по причине возврата детей из замещающих семей, 1 — в связи с нахождением родителей в местах лишения свободы, 4—в связи со смертью родителей.
В 2019 году в Нижнекамский детский дом определено 16 детей. Из них 8 детей в связи с ограничением родителей в правах, 2 — в связи с лишением родителей прав, 3 — по причине возврата детей из замещающих семей, 2 — в связи с нахождением родителей в местах лишения свободы, 1 — в связи со смертью родителей.
В 2020 году в Нижнекамский детский дом определено 8 детей. Из них 4 ребенка—в связи с лишением родителей прав, 4—отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью на основании ст. 77 Семейного кодекса РФ.
В 2021 г. в Нижнекамский детский дом определено 3 ребенка (данные на сентябрь).
2 Там же.
Из них 2 ребенка в связи с ограничением родителей в правах, 1 — по причине возврата детей из замещающих семей1.
Как свидетельствует статистика наблюдения авторов, чаще всего в детский дом поступают дети из неблагополучных семей. Нахождение детей в таких семьях может привести к тому, что они станут жертвами преступлений либо будут вовлечены в криминальную деятельность. Поэтому особенно важно, чтобы в детском доме для детей было сформировано эффективное реабилитационное пространство.
Согласно п. 32 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей (утв. постановлением Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 4812) (далее — Положение) в организациях для детей-сирот создаются благоприятные условия пребывания, приближенные к семейным, способствующие интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию детей.
Проживание детей организовывается по принципам семейного воспитания в воспитательных группах, размещаемых в помещениях для проживания, созданных по квартирному типу (п. 33 Положения)3. Воспитательные группы формируются преимущественно по принципу совместного проживания и пребывания в группе детей разного возраста и состояния здоровья, прежде всего полнородных и неполнородных братьев и сестер, детей—членов одной семьи или детей, находящихся в родственных отношениях, которые ранее вместе воспитывались в одной семье. Дети разного пола старше 4 лет могут совместно проживать и пребывать в группе в дневное время.
Численность детей в воспитательной группе не должна превышать 8 человек,
1 Данные ГБУ «Нижнекамский Детский Дом» за 2018-2021 гг.
2 О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей : Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 22. Ст. 2887.
3 Там же.
а в возрасте до 4 лет — 6 человек (п. 34, 35 Положения)4.
В Нижнекамском детском доме в полном объеме исполняются требования Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», о чем свидетельствуют результаты изучения нами условий проживания там детей—сирот. Нами были осмотрены все помещения, в которых проживают дети, комнаты домоводства, библиотека и др. Были проведены беседы с детьми и педагогами.
В результате исследования выявлено следующее:
1. В детском доме созданы условия максимально приближенные к семейным. Сформированы 3 группы для детей школьного возраста. Строго соблюдается принцип совместного проживания и пребывания в группе детей разного возраста и состояния здоровья, прежде всего полнородных и неполнородных братьев и сестер, детей— членов одной семьи или детей, находящихся в родственных отношениях, которые ранее вместе воспитывались в одной семье.
Детям обеспечивается возможность иметь индивидуальное пространство для занятий и отдыха. У детей есть все для того, чтобы научиться необходимым бытовым и санитарно-гигиеническим навыкам (телевизор, магнитофон, холодильник, стиральная машина, пылесос). У каждого ребенка есть индивидуальная тумбочка, полочка в шкафах-купе, индивидуальный ученический стол для занятий. При приобретении личных вещей для детей администрация детского дома учитывает мнение каждого ребенка. У детей есть право выбора цвета, модели и прочих характеристик приобретаемых для них вещей.
2. В детском доме есть не только комнаты для проживания детей, но и комната психологической разгрузки и релаксации для воспитанников, где оказывается профессиональная психологическая помощь по индивидуальным программам психологической реабилитации, библиотека,
4 Там же.
оснащённая современным компьютером. Комплектуется библиотечный фонд, оформлена подписка на детские журналы и газеты.
С большим желанием воспитанники посещают кабинет домоводства, где учатся готовить, кабинет ручного труда, оснащённый четырьмя швейными машинами, оверлоком и другим необходимым оборудованием.
3. Праздничные мероприятия детского дома проходят в музыкальным зале; спортивные праздники и эстафеты—в мини-спортзале в зимнее время и на универсальной хоккейно-футбольной площадке в летнее; занятия по плаванию в бассейне. Во дворе есть современно оборудованная игровая площадка.
В детском доме уже несколько лет есть традиция, согласно которой в новогодние праздники проводятся «Ёлки» не только для детей, проживающих в детском доме, но для выпускников детского дома и их детей.
Детей выпускников детского дома называют внуками детского дома.
Эти мероприятия помогают детям обрести чувство причастности к большой и дружной семье, ощутить душевное тепло.
4. Педагоги воспитывают детей с учетом их индивидуальных особенностей.
Педагогами для детей разрабатывается режим дня, обеспечивающий рациональное сочетание воспитательной и образовательной деятельности, а также общественно полезного труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания детей в организации и учитывает участие детей в проведении массовых досуговых мероприятий. Детям также предоставляется возможность самостоятельно выбирать форму проведения досуга с учетом их возраста и интересов.
Воспитанники детского дома обучаются в различных образовательных учреждениях города, исходя из их интересов и способностей. Дети имеют возможность беспрепятственно передвигаться по городу, что воспитывает в них чувство ответственности, самостоятельности, уверенности в себе, способствуя их успешной социализации.
Весь воспитательный процесс в детском доме ориентирован на подготовку
детей — сирот к самостоятельной жизни и адаптации в обществе. Коллектив учреждения работает по комплексной программе социально-реабилитационной работы. Особое внимание уделяется социально-бытовому воспитанию через приобщение к самообслуживанию. В детском доме созданы условия для социализации. Все квартиры (группы) оборудованы необходимой техникой.
Воспитатели и инструктор по труду в повседневной жизни и на специальных занятиях формируют у детей необходимые навыки самообслуживания: учат их умению приготовить пищу, ухаживать за обувью, одеждой, личной гигиене, ведению домашнего хозяйства. Дети осуществляют уборку своих комнат, создают уюта, с помощью взрослых по-своему оформляют интерьер. Кроме этого, у каждой воспитательной группы имеется участок в огороде детского дома, где воспитанники с удовольствием работают с ранней весны, заканчивая поздней осенью.
Одним из приоритетных направлений в воспитательной работе является также развитие индивидуальных творческих способностей каждого воспитанника. С этой целью работают объединения по интересам. В течение всего пребывания в детском доме и девочки, и мальчики являются активными участниками кружков, где развиваются такие качества личности, как терпение, усидчивость, умение моделировать, планировать последовательность работы, выбирать материал, цвет, предвидеть результаты труда, воплощать замысел в получении конечного продукта. Лучшие работы представляются на городские и республиканские конкурсы, зачастую занимая призовые места.
На каждого на каждого воспитанника составлены индивидуальные планы развития и жизнеустройства ребенка, согласованные с начальником отдела опеки и попечительства Нижнекамского муниципального района.
Созданные в Нижнекамском детском доме условия в комплексе способствуют снижению виктимности детей-сирот, а также повышению их виктимологиче-ской защищенности.
Выводы по результатам
проведенного исследования:
1. Детский дом в Российской Федерации — это не просто образовательное учреждение. Это многозадачное учреждение, созданное для воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, реабилитации этих детей, формирования их ответственного поведения, их успешной интеграции в общество. Детский дом—это комплексное реабилитационное пространство для детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Одной из важнейших задач детских домов и иных учреждений, осуществляющих заботу и опеку над детьми, оставшимися без попечения родителей, является виктимологическая профилактика.
Учреждения должны создать такой комплекс социально-педагогических условий, который будет предотвращать виктими-зацию этих детей. Ведь эта категория несовершеннолетних обладает большей виктимностью по сравнению с другими несовершеннолетними.
3. Детский дом выполняет роль воспитателя. И одним из направлений воспитательной деятельности является формирование правовой культуры детей— сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ведь правовая культура является непременным элементом общего процесса включения личности в общественные отношения. Воспитание законопослушного поведения таких детей направлено на формирование установки на гражданственность, уважение к праву и соблюдение правовых норм, предотвращение правонарушений [1, с. 303-305].
3. Полноценная всесторонняя реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возможна только
в условиях, максимально приближенных к семейным.
4. В Нижнекамском детском доме созданы благоприятные условия пребывания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приближенные к семейным, способствующие интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию детей.
5. Комплекс социально-педагогических условий, созданных на базе Нижнекамского детского дома, способствует социальной адаптации детей-сирот. А построение работы детского дома по семейному типу направлено на формирование у детей положительного образа семьи и стремлению детей в будущем создать свою крепкую семью.
6. Воспитание детей-сирот в детском доме семейного типа дает детям поддержку, защиту в трудной жизненной ситуации. Помогает предотвращать виктимизацию детей-сирот, позволяет избежать формирования их виктимного поведения.
Ведь криминальная виктимность несовершеннолетних — это один из показателей, характеризующих состояние преступности и криминальной виктимно-сти в обществе, чем выше её уровень, тем не благоприятней состояние дел в нем и его институтах [4, с. 28-32]. А дети-сироты — это наиболее незащищенная категория несовершеннолетних.
7. В тех случаях, когда устройство детей-сирот в семью по каким-то причинам невозможно, задача государства—создать семейное реабилитационное пространство на базе детских домов и других учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Это позволит решить целый комплекс социальных, экономических, правовых и виктимологических проблем, касающихся этой категории детей.
Список источников
1. Александрова С. Н. Правовая культура детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как социально-педагогическая проблема // Теория и практика общественного развития. 2015. № 18. С. 303-305.
2. Бахматова Т. Г., Чусова Ю. А. Социальная эксклюзия сирот как детерминант криминогенного поведения // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2015. Т. 9, № 4. С. 674-681.
3. Волобуева Н. А. Детский дом как государственная форма жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (исторический опыт) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2010. №3. С. 24-30.
4. Кабанов П. А. Криминальная виктимность несовершеннолетних: возрастная структура и ее содержание (краткий обзор на основе виктимологической статистики следственного комитета РФ 2014-2018 гг.) // Виктимология. 2019. № 2 (20). С. 28-32.
5. Карибян С. О. Правовое регулирование социального сиротства в России // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. 2013. № 2 (78). С. 145-155.
6. Лебедева Н. А., Девицына Е. А., Шмулявцева С. Ю. Комплексная реабилитация воспитанников детского дома // Социальная педагогика. 2015. № 1. С. 49-52.
7. Майоров А. В. О концепции виктимологического противодействия преступности // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2015. № 4 (34). С. 50-57.
8. Морозов В. В. Институциональная система: реабилитационный подход // Социальная педагогика. 2012. № 1. С. 71-82.
9. Олиференко Л. Я., Шульга Т. И. Модели социальной адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Социальная педагогика. 2010. № 4 С. 17-26.
10. Шамахова Н. Н. Моделирование социально поддерживающей среды для выпускников как одно из направлений региональной целевой программы постинтернатного сопровождения // Социальная педагогика. 2015. № 4. С. 46-50.
11. Legkonogikh A. N., Basina N. I., Mezinova G. N., Smirnova S. B. Guz A. N. Ethical aspects of the life of orphans and children left without parental care // Revista Inclusiones. 2021. Vol. 8, no 2 (special apr/june). P. 624-633.
12. Махортова Г. Х. К проблеме жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: международная практика и исследования // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2009. Т. 1, № 4. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2009/n4/Mahortova.shtml (дата обращения: 30.10.2021).
13. Удовенко Ю. Развитие наставничества для детей-сирот в Украине: концептуальные и методологические основы // Психологический журнал. 2019. T. 5, № 12. С. 263-279. https://doi. org/10.31108/1.2019.5.12.18
1. Aleksandrova S. N. The legal culture of orphans and children left without parental care as a socio-pedagogical problem. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and Practice of Social Development]. 2015;(18):303-305. (In Russ.)
2. Bahmatova T. G., Chusova Yu. A. Socia l Exclusion of Orphans as Determinants of Criminogenic Behaviour. Kriminologicheskij zhurnal Bajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i prava [Criminological Journal of Baikal State University of Economics and Law]. 2015;9(4):674-681. (In Russ.)
3. Volobueva N. A. The Children's Home as a state form of placement of orphans and children left without parental care (historical experience). Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya [Bulletin of Adygeya State University. Series 3: Pedagogy and Psychology]. 2010;(3):24-30. (In Russ.)
4. Kabanov P. A. Criminal victimization of minors: age structure and its content (summary based on victimization statistics of the Investigative Committee of the Russian Federation 2014-2018). Viktimologiya [Victimology]. 2019;(2):28-32. (In Russ.)
5. Karibyan S. O. Legal regulation of social orphanhood in Russia. Vestnik Volzhskogo universiteta imeni V N. Tatishcheva [Vestnik (Herald) of Volzhsky University named after V. N. Tatishchev]. 2013;2:145-155. (In Russ.)
6. Lebedeva N. A., Devicyna E. A., Shmulyavceva S. Yu. Comprehensive rehabilitation of orphanage inmates. Social'naya pedagogika [Social Pedagogy]. 2015;(1):49-52. (In Russ.)
References
7. Mayorov A. V. On the concept of victimological response to crime. Yuridicheskaya nauka i pravoohran-itel'naya praktika [Legal Science and Law Enforcement Practice]. 2015;(4)50-57. (In Russ.)
8. Morozov V. V. The Institutional System: A Rehabilitation Approach // [Social Pedagogy]. 2012;(1):71-82. (In Russ.)
9. Oliferenko L. Ya., Shul'ga T. I. Models of social adaptation and rehabilitation of orphans and children left without parental care. Social'naya pedagogika [Social Pedagogy]. 2010;(4):17-26. (In Russ.)
10. Shamahova N. N. Modelling a socially supportive environment for graduates as one of the directions of the regional target programme of post-residential support. Social'naya pedagogika [Social Pedagogy]. 2015;(4):46-50. (In Russ.)
11. Legkonogikh A. N., Basina N. I., Mezinova G. N., Smirnova S. B., Guz A. N. Ethical aspects of the life of orphans and children left without parental care. Revista Inclusiones. 2021;8(Spec No 2 apr/june):624-633.
12. Makhortova G. H. The Problem of Life-Arrangements of Orphans and Children Left without Parental Care: International Practice and Research. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie psyedu.ru [Psychological Science and Education psyedu.ru], 2009;1(4). URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2009/ n4/Mahortova.shtml (In Russ., abstr. in Engl.).
13. Udovenko Yu. Organization of mentoring for orphans: the conceptual and methodological background. Psihologicheskijzhurnal [Psychological journal]. 2019;5(12):263-279. In Russ. https://doi. org/10.31108/1.2019.5.12.18
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Глянц Екатерина Михайловна, аспирант, Казанский инновационный университет; адвокат коллегии адвокатов «Рыбак, Коган и партнеры». Казань, Россия. [email protected] https://orcid.org/0000-0002-2861-1087 Юлия Владимировна Кривенцова, директор ГБУ «Нижнекамский детский дом». 423579, Нижнекамск, ул. Чабьинская, д. 19.
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Ekaterina M. Glyants, Postgraduate student, Kazan Innovative University, Barrister of Bar Association «Rybak, Kogan and partners».
Kazan, Russia. [email protected] https://orcid.org/0000-0002-2861-1087 Yuliya V. Krivencova, Director of Nizhnekamsk orphanage.
19 Chab'inskaya st., Nizhnekamsk 423579, Russia
ВКЛАД АВТОРОВ
Кривенцовой Юлией Владимировной были предоставлены статистические данные, локальные нормативные акты Нижнекамского детского дома, информация об условиях проживания и реабилитации детей в Нижнекамском детском доме, об оснащенности детского дома.
Глянц Екатериной Михайловной изучена и обобщена предоставленная информация, проведено исследование виктимологиче-ских аспектов реабилитации детей-сирот на примере Нижнекамского детского дома. Оформлен текст статьи.
CONTRIBUTION OF THE AUTHORS
Yulia V. Kriventsova provided statistical data, local regulations of the Nizhnekamsk orphanage, information on living conditions and rehabilitation of children in the Nizhnekamsk orphanage, on the equipment of the orphanage.
Yekaterina M. Glyants studied and summarized the information provided, conducted a study of the victimization aspects of the rehabilitation of orphans in the Nizhnekamsk orphanage. The text of the article was written.
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ COMPETING INTERESTS
Авторы заявляют об отсутствии кон- The authors declare no conflicts of interests фликта интересов.
Дата поступления статьи: 05.11.2021.
Дата рецензирования статьи: 13.12.2021.
Дата принятия статьи к опубликованию: 15.12.2021.