Савенко Ирина Алексеевна
кандидат юридических наук, доцент, Краснодарский университет МВД России (тел.: +78612583563)
Виктимологическая профилактика коррупционной преступности в органах государственной власти и местного самоуправления
В статье исследуются вопросы виктимологической профилактики преступлений коррупционной направленности, рассматривается типология жертв коррупционной преступности, вносятся предложения по усилению профилактических мер в данной области.
Ключевые слова: виктимологическая профилактика, коррупционная виктимность, ролевая виктимность, жертва, виктимогенные обстоятельства.
I.A. Savenko, Candidate of Law, Assistant Professor, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583563.
Victimological prevention of corruption-related crimes in the state authorities and local self-government
This article discusses the victimological prevention of corruption offenses, the typology of victims of crime of corruption is considered, proposals on strengthening preventive measures are made.
Key words: victimological prevention, corruption victimization, victimization role, victim, victimogenic circumstances.
Перспективным направлением при рассмотрении вопросов виктимности в области коррупционной преступности является использование позиций системного и структурного подходов. В связи с этим необходимо отметить, что коррупционная виктимность в сфере местного самоуправления -свойство преступности, без которого она не может функционировать.
При интерпретации коррупционной виктимности на уровне местного самоуправления она предстает как результат процесса формирования межличностных отношений между преступником, замещающим муниципальную службу, или должностным лицом, уполномоченным выполнять управленческие функции в сфере местного самоуправления, и жертвой, а на государственном уровне - как итог организации жизни граждан в конкретном муниципальном образовании и в государстве в целом.
При характеристике детерминант коррупционной виктимизации населения муниципального образования необходимо отметить, что в настоящее время ситуации становления жертвами преступлений существенно изменились. Основным фактором, определяющим уровень виктимизации граждан отдельного муниципального образования, является про-
цесс увеличения совершаемых преступлений. Очевидно, что основной целью коррупционных преступлений в сфере местного самоуправления чаще всего является извлечение выгоды, а также подкуп. Выполняя управленческие функции на уровне муниципальных образований, используя властные отношения, должностные лица и служащие муниципальных образований выступают от имени государства и муниципального образования и фактически осуществляют публичную власть. Поэтому в любом случае преступления, связанные с коррупцией в сфере местного самоуправления, представляют угрозу для населения муниципального образования.
Коррупционные преступления в сфере местного самоуправления влияют на все сферы жизни общества муниципального образования и связаны с причинением материального ущерба.
На основе указанного можно предложить типологию жертв преступлений коррупционной направленности в сфере местного самоуправления, которая основывается на том, кому был причинен ущерб.
Жертвы, которым от преступлений в сфере местного самоуправления причиняется непосредственный ущерб, относятся к ролевому
83
типу виктимности. Жертвы, испытавшие опосредованный ущерб, являются ситуативно-виктимным типом потерпевшего.
Таким образом, существует ситуативно-вик-тимный тип жертвы. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 4 и п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [1] муниципальный служащий при выполнении роли муниципального заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств подписывает из-за корыстного мотива ряд невыгодных и неправомерных сделок с заранее обговоренными лицами. В итоге этого муниципальные органы расходуют свои средства нерезультативно, из-за чего страдают граждане муниципального образования, а также честные предприниматели, которые терпят убытки. В бюджет не поступают налоги и т.д. В данном случае граждане становятся жертвами в силу обстоятельств.
Как было отмечено выше, присутствует и ролевая виктимность. Она включает, в частности, категорию лиц, которые обращаются в органы местного самоуправления, жертвами могут стать и сами муниципальные служащие, уязвимыми являются также юридические лица.
По ролевому статусу предлагаем выделять следующие категории жертв:
руководители предприятий и лица, занимающие высшие управленческие должности в коммерческих юридических лицах, предпринимательская деятельность которых связана с необходимостью обращения в органы муниципального образования;
лица, которые занимают должности или выполняют управленческие функции в государственных и муниципальных органах, например муниципальный служащий или должностное лицо, несущее ответственность за выполнение управленческих функций в сфере местного самоуправления, дает обещание на получение муниципального жилья начальнику полиции района (города) за закрытие уголовного дела;
лица, которые занимаются определенным родом социальной деятельности, примером могут быть директора домов престарелых, учреждений для бездомных, обеспечиваемых за счет денежных средств муниципального образования;
физические лица, которые обращаются в органы местного самоуправления, например, гражданину надо получить социальную ипотеку и др.
Жертв коррупционных преступлений в сфере местного самоуправления предлагаем разделить на следующие категории:
лица, у которых вымогают взятку сами муниципальные служащие, однако эти лица мудро отказываются от всевозможных коррупционных схем, они обращаются в правоохранительные органы - это называется нулевой виктим-ностью;
лица, предлагающие или заставляющие реализовать коррупционные схемы с муниципальными служащими, они понимают, что либо законным способом решить свои вопросы не смогут, либо это потребует больших усилий, -это средняя виктимность;
муниципальные служащие, которые относятся к конкретному коррупционному преступлению, - это называется повышенной виктим-ностью.
Первая и вторая ситуации понятны. Однако последний случай требует пояснения. Лица, которые обладают высоким уровнем виктимно-сти, содействуют также личной виктимизации. Они инициативно общаются с преступником и сами способны совершить преступление. В частности, черты повышенной виктимности характерны для предпринимателей. На наш взгляд, это особо опасный вид виктимности, потому что в результате наносится большой вред не только честным предпринимателям, но и населению муниципального образования, а также государству в целом ввиду удорожания себестоимости приобретаемых для нужд муниципального образования товаров и услуг, растраты денег налогоплательщиков, разрушения конкуренции, утраты доверия к публичной власти.
В последнее время в муниципальных образованиях сложился повышенный уровень виктимности. Это относится к категории лиц, обращающихся в органы местного самоуправления. Вышеуказанная коррупционная схема функционирует во всех сферах деятельности муниципального образования. Например, купля-продажа, аренда земельных участков, строительство и ремонт, распределение разрешений в сфере пассажирских перевозок.
Предлагаем следующее определение массовой виктимности в сфере местного самоуправления: это состояние общества муниципального образования, которое связано с коррупционной преступностью, т.е. совокупность жертв и актов причинения вреда преступлениями коррупционного характера на территории муниципального образования за определенное время.
84
Чем меньше территория муниципального образования, тем меньше виктимность граждан. По нашему мнению, такая ситуация возникает в силу того, что на маленьких территориях население хорошо знакомо с самими муниципальными служащими. Поэтому лицам, имеющим умысел на совершение преступления коррупционной направленности, сложнее совершить такое противоправное деяние, они вынуждены честно выполнять полномочия.
Граждане небольшого муниципального образования понимают, что им не надо придумывать коррупционные схемы. Поэтому коррупционная виктимность будет небольшой.
При разработке системы мер по предупреждению преступлений коррупционного характера в сфере местного самоуправления необходимо обращать особое внимание на виктимологическую профилактику, которая имеет некоторую специфику.
Виктимологическое предупреждение в силу ряда обстоятельств является более современной и успешной формой деятельности, одним из наиболее гуманных направлений предупреждения коррупционных преступлений в сфере местного самоуправления. Для его осуществления не требуются дополнительные денежные средства, потому что на практике имеются специализированные субъекты предупреждения преступлений.
Целью такого предупреждения является максимальное привлечение и использование внутренних резервов человека.
Общими задачами предупреждения жертв преступлений коррупционной направленности в сфере местного самоуправления являются:
1) изменение практики борьбы с коррупционной преступностью в сфере местного самоуправления;
2) предложение и осуществление мер, направленных на снижение степени коррупционной виктимности в сфере местного самоуправления.
Представляется, что говорить о целях и задачах борьбы с коррупционной преступностью в сфере местного самоуправления необходимо, исходя из особенностей мер общего и индивидуального виктимологического предупреждения.
Реализация виктимологического предупреждения коррупционных преступлений в сфере местного самоуправления основывается на принципах законности, справедливости и гуманизма, комплексности (программно-целевой подход).
Виктимологическое предупреждение коррупционных преступлений в сфере местного
самоуправления выполняет специфические функции. К ним относятся просветительская, теоретико-познавательная, исследовательская, воспитательная, регулятивная, охранительная, прогностическая.
В качестве основных направлений предупреждения жертв преступлений коррупционного характера в сфере местного самоуправления можно выделить:
обнаружение виктимогенных обстоятельств;
обеспечение социальной, правовой и личной безопасности потерпевших;
работу с потенциальными и реальными жертвами;
разработку системы действий по защите жертв преступлений.
Как любое направление деятельности, виктимологическое предупреждение коррупционных преступлений в сфере местного самоуправления предполагает определение системы, в которую, по нашему мнению, следует включать следующие элементы.
1. Объект виктимологического предупреждения коррупционных преступлений в сфере местного самоуправления в широком и узком его понимании. В широком понимании объектом виктимологического предупреждения является сама криминальная коррупционная виктимность и ее виды, в частности коррупционная виктимность в сфере местного самоуправления. Отдельные виктимогенные группы населения, лица, которые могут в силу своего социального положения, образа жизни и поведения стать жертвами коррупционных преступлений в сфере местного самоуправления, виктимогенные ситуации и виктимогенные факторы, способствующие совершению коррупционных преступлений в сфере местного самоуправления в отношении отдельных лиц и формирующие виктимогенное поведение, представляют собой объект виктимологическо-го предупреждения в узком понимании.
2. Субъекты виктимологического предупреждения коррупционных преступлений в сфере местного самоуправления - специализированные и неспециализированные. Специализированными субъектами выступают органы местного самоуправления, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, правоохранительные структуры, образовательные учреждения, органы социальной защиты населения.
К неспециализированным субъектам можно отнести все виды негосударственных организаций, объединений, группы граждан, напри-
85
мер: коммерческие и некоммерческие организации; политические партии и общественные объединения и молодежные формирования; профсоюзы; различные ассоциации и сообщества; творческие союзы; благотворительные и религиозные организации; общественность, участвующую в деятельности государственных, представительных и правоохранительных органов, органов местного самоуправления и территориальных общин; семью и родственников.
Важно иметь в виду, что реализация викти-мологического направления предупреждения коррупционной преступности в сфере местного самоуправления в большинстве случаев зависит от масштабных правовых, социальных и организационных изменений в обществе в отношении жертв преступлений.
Для эффективности предупреждения жертв преступлений коррупционной направленности в сфере местного самоуправления требуется: совершенствование нормативного материала; раскрытие содержания предупреждения жертв преступлений;
обеспечение гарантий прав участников общественных отношений;
применение современных управленческих методов;
использование опыта зарубежных стран. Для совершенствования правового обеспечения предупреждения жертв преступлений коррупционного характера необходимо включить данный вид деятельности в правовую систему, которая способна обеспечить высокий уровень осуществления полномочий субъектами.
Для развития этого направления необходимо выработать нормативный правовой акт, который бы являлся фундаментом всей правовой системы предупреждения коррупционной преступности, и непосредственно включить в его содержание положения о виктимологиче-
1. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: фе-дер. закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (в действующей редакции) // Собр. законодательства РФ. 2005. № 30, ч. 1. Ст. 3105.
ском предупреждении коррупционной преступности в сфере местного самоуправления.
Внесение изменений в правовую систему представляет собой один из этапов разработки общих мер коррупционной преступности и преступлений коррупционного характера в сфере местного самоуправления. Локальный нормативный правовой акт должен включить приемы и способы осуществления виктимологического предупреждения коррупционных преступлений в сфере местного самоуправления различными службами и подразделениями органов внутренних дел.
Высказанные нами суждения не позволяют полностью рассмотреть все аспекты данного вопроса. В связи с этим нам представляется важным описание только основных принципов деятельности по предупреждению коррупционной преступности (в том числе коррупционных преступлений в сфере местного самоуправления):
международно-правовая защита жертв преступлений;
разработка нормативных правовых актов, содержащих нормы о защите жертв коррупционных преступлений в сфере местного самоуправления;
проведение виктимологического мониторинга.
Решение комплекса задач может осуществляться при поэтапном рассмотрении вопросов законодательного и организационного осуществления политики по предупреждению потенциальных жертв. Важной является целенаправленная психолого-педагогическая работа по воспитанию молодого поколения.
Предложенные рекомендации позволяют решать основные задачи по совершенствованию форм и методов работы в области предупреждения жертв преступлений коррупционной направленности в сфере местного самоуправления.
1. On placing orders for goods, works and services for state and municipal needs: fed. law d.d. July 21, 2005 № 94-FL (as amended) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2005. № 30, pt. 1. Art. 3105.
86