Научная статья на тему 'ВИКТИМБЛЕЙМИНГ СРЕДИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

ВИКТИМБЛЕЙМИНГ СРЕДИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
271
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИКТИМБЛЕЙМИНГ / ОБВИНЕНИЕ ЖЕРТВЫ / СМИ / ЖЕРТВА / ПЕРЕНОС ОТВЕТСТВЕННОСТИ / МОЛОДЕЖЬ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Курачинская В. П., Куликова О. А.

В статье представлена основная информация о проблеме виктимблейминга, описана история возникновения данного понятия. Выявлены основные факторы формирования виктимблейминга, такие как патриархальные устои, феномен справедливого мира, семья и воспитание, устоявшиеся социальные клише и модели взаимоотношений, средства массовой информации. Представлены результаты исследования, из которых обозначился уровень осведомленности молодежи о проблеме виктимблейминга, их мнение в контексте данной проблемы. Рассмотрена роль близкого окружения по отношению к жертве ситуации, а также обозначено влияние средств массовой информации на формирование виктимблейминга у студенческой молодежи. Обозначенная проблема отражает влияние виктимблейминга на молодых людей и дальнейшие последствия данного негативного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VICTIM BLAMING AMONG YOUNG STUDENTS

The article presents basic information on the problem of victim blaming, describes the history of the appearance of this concept. Major factors in the formation of victim blaming such as patriarchal attitudes, the phenomenon of a just world, family and upbringing, established social cliches and patterns of relationships and the media have been identified. The results of the study have been presented, from which the level of awareness of young people about the problem of victim blaming and their views in the context of the problem have been outlined. The role of the immediate environment in relation to the victim of the situation has been considered, and the influence of the media on the formation of victim blaming among students has been outlined. The problem outlined reflects the impact of victim blading on young people and the further consequences of this negative experience.

Текст научной работы на тему «ВИКТИМБЛЕЙМИНГ СРЕДИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПСИХОЛОГИИ

УДК 316.6

Курачинская Владислава Павловна

студент, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-6294-7393 e-mail: krisskostovax@mail.ru

Куликова Ольга Андреевна

канд. психол. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0003-3204-2494 e-mail: kilka2002@yandex.ru

Vladislava P. Kurachinskaya

Student, State University of Management, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-6294-7393 e-mail: krisskostovax@mail.ru

Olga A. Kulikova

Cand. Sci. (Psy.), State University of Management, Moscow, Russia ORCID: 0000-0003-3204-2494 e-mail: kilka2002@yandex.ru

DOI 10.26425/1816-4277-2021-10-178-186

ВИКТИМБЛЕЙМИНГ СРЕДИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В статье представлена основная информация о проблеме виктимблей-минга, описана история возникновения данного понятия. Выявлены основные факторы формирования виктимблейминга, такие как патриархальные устои, феномен справедливого мира, семья и воспитание, устоявшиеся социальные клише и модели взаимоотношений, средства массовой информации. Представлены результаты исследования, из которых обозначился уровень осведомленности молодежи о проблеме виктимблейминга, их мнение в контексте данной проблемы. Рассмотрена роль близкого окружения по отношению к жертве ситуации, а также обозначено влияние средств массовой информации на формирование виктимблейминга у студенческой молодежи. Обозначенная проблема отражает влияние виктимблейминга на молодых людей и дальнейшие последствия данного негативного опыта.

Ключевые слова: виктимблейминг, обвинение жертвы, СМИ, жертва, перенос ответственности, молодежь, общественное мнение, общество

Для цитирования: Курачинская В.П., Куликова О.А. Виктимблейминг среди студенческой молодежи//Вестник университета. 2021. № 10. С. 178-186.

VICTIM BLAMING AMONG YOUNG STUDENTS

Abstract. The article presents basic information on the problem of victim blaming, describes the history of the appearance of this concept. Major factors in the formation of victim blaming such as patriarchal attitudes, the phenomenon of a just world, family and upbringing, established social cliches and patterns of relationships and the media have been identified. The results of the study have been presented, from which the level of awareness of young people about the problem of victim blaming and their views in the context of the problem have been outlined. The role of the immediate environment in relation to the victim of the situation has been considered, and the influence of the media on the formation of victim blaming among students has been outlined. The problem outlined reflects the impact of victim blading on young people and the further consequences of this negative experience. Keywords: victim blaming, victim's accusation media, victim, shift the responsibility, youth, public opinion, society

For citation: Kurachinskaya V.P., Kulikova O.A. (2021) Victim blaming among young students. Vestnik universiteta, no. 10, pp. 178-186. DOI: 10.26425/1816-4277-2021-10-178-186

Введение

В настоящее время такое явление, как виктимблейминг набирает популярность, так как общественность активно придает огласке такие социально-психологические проблемы, как насилие, харасмент, булинг и т. п. Виктимблейминг можно заметить не только по отношению к жертвам физического и сексуального насилия, но и в обыденной жизни, как, например, негативная оценка действий человека с последующей осуждающей позицией со стороны.

© Курачинская В.П., Куликова О.А., 2021.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/). © Kurachinskaya V.P., Kulikova O.A., 2021.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

В свое время Платон подчеркивал важность общественного мнения как единственного общественного регулятора морального поведения человека, а в качестве критерия указывал стыд всеобщего порицания за аморальный поступок, тем самым с помощью ответной реакции предоставлял обществу осознание верных и неверных поступков. Данный исторический факт является зачатком в появлении процесса виктимблейминг. С одной стороны, стоят люди, которые имеют понимание и должные знания о структуре проблемы, с другой -люди, имеющие стереотипные, искаженные и приобретенные модели восприятия поведения других [2].

Данный феномен является продуктом социального взаимодействия и мышления, который негативно влияет на формирование жизненных установок, построение взаимоотношений, а также искажает здоровую ответственность и повышает болезненное чувство вины.

Одной из основных проблем является то, что несмотря на время информационной доступности, молодые люди не осведомлены и не имеют должного понимания проблемы виктимблейминга, тем самым продвигая в массы травмирующие личность человека формы поведения, что приводит к проявлению разных форм девиации среди молодежи.

В статье проанализированы результаты проведенного онлайн опроса. Основная задача исследования была выяснить знакома ли молодежь с таким понятием, как «виктимблейминг», а также об имеющимся опыте виктимблейминга в их жизни.

Виктимблейминг и факторы его формирования

Обвинение жертвы, или виктимблейминг (от англ. victim blaming), происходит, когда на жертву преступления, нарушения или несчастья возлагается полная или частичная ответственность. Если рассматривать данное понятие с точки зрения юриспруденции, то виктимблейминг - это перенос ответственности с лица, которое совершило правонарушение, на лицо, пострадавшее от этого правонарушения, то есть перенесение ответственности на жертву [10].

В 1970-х гг. психолог Уильям Райан впервые начал использовать термин «виктимблейминг». В своей работе психолог писал о преступлениях, совершенных на почве расизма. Он изучал феномен обвинения жертвы в контексте оправдания неравноценности рас в отношении чернокожего населения США [12].

Причин для существования виктимблейминга в современном мире большое количество. Данный феномен формируется комплексно и влияет на разные сферы общественной жизни. Стоит выделить наиболее распространенные факторы, благодаря которым, происходит формирование виктимблейминга и его популяризация в нашей жизни.

1. Патриархальные устои. На протяжении всей истории человечества взаимоотношения между людьми претерпевали различные изменения. Особенно ярко можно выделить переход из традиционного уклада семьи в демократический. Поэтому сохранение патриархальных устоев и последующих форм поведения «нормализуют» обвинение жертвы, доказывая, что вина частично или полностью возлагается на ней. Ярким примером являются трагедии и катастрофы, описанные в Ветхом Завете, оправданные предшествующим поведением и грехами народа. Таким образом, данный пример можно также рассмотреть с точки зрения феномена о справедливом мире [3; 6].

2. В 1966 г. ученые предположили, что общество обвиняет жертв преступления из-за стремления к справедливости, так появился феномен справедливого мира, сформулированный Мелвином Лернером. Данный социально-психологический феномен отражает справедливое устройство мира, в котором люди получают по заслугам, то есть в соответствии со своими личными характеристиками, поступками и мировоззрением. Изучая феномен справедливого мира, Лернер совместно с Кэролайн Симмонз выдвинули гипотезу, что основным механизмом обвинения жертвы в произошедшей с ней ситуации является стремление общества к справедливости. Они также предположили, что люди нуждаются верить в справедливый мир, что каждая жертва, на которой лежит вина за содеянное по отношению к ней, получает по заслугам. В своей исследовательской работе ученые выявили, что окружающему обществу свойственно наделять успешных людей высокими характеристиками, а противоположных людей, которые испытывают трудности, наделять негативными чертами. Тем самым, общество пытается гармонизировать черты и характер человека с его судьбой [4; 5].

3. Важную роль в формировании виктимблейминга играет семья и воспитание. Многие специалисты, изучая внутрисемейные конфликты, обозначают, что в основе системы виктимблейминга лежат устоявшиеся фрагменты из воспитания. Начиная с раннего детства в подрастающем поколении развивают болезненное

чувство вины. Данный процесс происходит, когда родители винят своих детей в ситуациях, которые произошли по вине обстоятельств и случая. Затем во взрослом возрасте из-за подобных обвинений человек верит, что причины исключительно в самом себе. Такая форма причинно-следственной связи закрепляется глубоко в сознании человека, что в дальнейшем проявляется в более взрослой жизни. Таким образом, стираются грани рационального чувства вины, уступая болезненным ощущениям, нездоровой ответственности [1].

4. Устоявшиеся социальные клише и модели взаимоотношений. В качестве примера можно привести популярное высказывание о том, как должна выглядеть и вести себя девушка/мужчина. Сюда же можно отнести стереотипы о поведении жертв физического, психологического или сексуального насилия: она должна физически сопротивляться, кричать, отвечать агрессией и т. д. Процесс обвинения жертвы также связывают с термином «культура насилия». Согласно данной концепции культура насилия проявляется в объективации, отрицании невиновности жертвы и последующее ее обвинение. В такой ситуации жертва оценивается как объект, принадлежащий своему родителю или мужу. Джон Бергер в своей концепции «власти взгляда» утверждает, что репрезентацию образов мужчины и женщины как в искусстве, так и в СМИ можно охарактеризовать как «мужчина действует, а женщина является», то есть женщина позиционируется как пассивный объект. Поэтому искажается восприятие гендерных ролей в массовой культуре, оправдывается деструктивное поведение и возникает обостренное чувство вины. Таким образом, в массы закладывается образ «идеальной жертвы», который обеспечивает поддержку и защиту со стороны других людей [9; 11].

5. В дополнении к устоявшимся социальным клише и моделям взаимоотношений, необходимо выделить отдельную причину для формирования виктимблейминга - СМИ. Общественное мнение в том или ином ключе формируется благодаря СМИ. На данный период времени характерен высокий подъем обсуждения резонансных ситуаций, которые затрагивают актуальные проблемы общества, такие как насилие, шейминг, буллинг и так далее. Телевизионные ток-шоу и программы, которые направлены на помощь жертвам различных ситуаций, довольно часто носят характер перекладывания ответственности с нарушителя на жертву. В процессе разбора семейных конфликтов и других различных проблем, участники подвергаются критики и обсуждению со стороны общественных деятелей, специалистов из различных областей и других медийных личностей. Таким образом, те кто сидят за экранами и наблюдают за разбором событий, выслушивают различные стороны мнений, которые после проецируются на собственное поведение и восприятие. Публичные высказывания, исходящие из уст специалистов и людей, которые так или иначе являются значимыми для народа, систематически носят характер перекладывания ответственности за преступление на потерпевшую сторону. Поэтому снижается степень вины преступника в глазах общества, что в процессе принятия нормализует отрицательное поведение. СМИ и новыми медиа была выработана новая модель поведения, провозглашающая презумпцию виновности жертвы насилия или других правонарушений, обвиняя ее в провокации, возлагая на нее частичную или полную вину за совершенное правонарушение. К примеру, можно увидеть обвинение жертв в их неподобающем виде, в несоответствии с идеальной фигурой жертвы. Такие заявления откладываются в общественном сознании [7; 8].

Виктимблейминг можно классифицировать на виды. Если рассмотреть историю возникновения данного термина, то мы видим, что изначально объектами виктимблейминга были ущемленные расы, чуть позже, в процессе изучения общественных проблем, объектами становились девушки-жертвы физического и сексуального насилия. Поэтому обвинение жертвы наиболее распространено в сфере правонарушений, которые касаются девушек. В процессе становления и изучения, феномен стал распространяться и выявляться в других жизненных сферах общества. Виктимблейминг - такое явление, которое можно встретить в бытовой, семейной, профессиональной и многих других жизненных сферах общества [1].

Можно выделить общераспространенные типы обвинения жертвы.

1. Наиболее распространенный тип обвинения заключается в том, что возлагается ответственность на жертву по причине того, что она не сразу распознала, не увидела тиранистический тип партнера. Как правило, данное обвинение относится к семейной сфере жизни, когда один из партнеров имеет насильственные наклонности. Близкое окружение жертвы пытается доказать, что она имеет неправильное социальное восприятие. Помимо обвинения в виновности внутри близкой социальной группы, такое ложное обвинение можно встретить и в психотерапевтической деятельности.

2. Общественность аргументирует обвинение жертвы тем, что она имеет определенную модель поведения, которая притягивает и настраивает партнера на определенный тип травмирующих взаимоотношений.

Тем самым, данное заявление определяет жертву виновной, указывая на неправильность в ее поведении, общении и характере. Как правило, такие жертвы достаточно открыты, эмпатичны, доброжелательны и наивны, в некоторых случаях у них подсознательно сформирована программа жертвы. Такая сформированная программа бывает в тех случаях, когда в детстве человек пережил насилие со стороны родителей. После общественных обвинений жертва внутренне переживает и перестраивает свои убеждения, считая, что вина полностью на ней.

3. Открытое осуждение жертвы в том, что она не смогла приспособиться к отрицательному поведению другого человека. Такая модель восприятие и порицания популярна не только в семейно-бытовой сфере между партнерами или родственниками, но и в профессиональной сфере, при построении карьеры.

4. Критическое отношение к тому, что жертва не может защититься, обозначить свои границы и дать отпор. Обвинения, которые получают люди от негативного партнера, накладываются на общественные обвинения. Данный факт еще больше усугубляет психологическое состояние жертвы, вводя в депрессию и тревоги. По статистике каждый пятый офисный сотрудник возлагает на себя ответственность за отрицательное и неподобающее поведение своего начальника или вышестоящего руководителя по отношению к нему.

5. Обвинение общества в том, что жертва не может уйти от нездоровых взаимоотношений. Такие высказывания приводят к «парализации» жертвенной личности, так как она не имеет достаточно внутренних ресурсов, стабильную самооценку и благоприятных социальных отношений, которые могут помочь увидеть выход из тяжелого эмоционального состояния.

Перечисленные типы виктимблейминга встречаются не только в семейно-бытовых взаимоотношениях с партнером, но также в профессиональной сфере, в дружеских отношениях, в детско-родительских отношениях и т. п. Общество возлагает ответственность на жертву, подавляя ее. Данное поведение популяризирует газлайтинг, абьюзив-ные, токсичные и созависимые отношения между людьми, что приводит к травмам и деструктивному поведению.

Виктимблейминг - процесс, который затрагивает различные возрастные группы. Отдельное внимание стоит уделить молодежи и тому, какое влияние оказывает виктимблейминг на них. Социальные рычаги воздействия СМИ на неокрепшее сознание молодых людей оказывают негативное влияние на общественные проблемы обвинения жертв. Проходя процесс усвоения норм, жизненных ценностей и правил, человек в качестве примера придает большое внимание окружающей атмосфере и социальным проблемам в обществе. В условиях развития СМИ, сети «Интернет» (далее - Интернет) и других информационных ресурсов достаточно важно осознавать предлагаемую позицию восприятия проблем. Так как молодое поколение является нестабильным, находится в процессе становления, то детализация предлагаемой позиции должна носить здоровую, не разрушающую форму. Информационные ресурсы должны с аккуратностью и точностью выставлять на всеобщее обозрение комментарии и разборы проблемных ситуаций, так как это влияет на восприятие и дальнейшее поведение подростков. Социальные сети - открытое пространство, в котором можно проследить процесс перекладывания частичной или полной ответственности на жертву правонарушения.

Осведомленность студенческой молодежи о виктимблейминге

Диагностика осведомленности молодежи о виктимблейминге была проведена с помощью онлайн-опроса. Такая методика была выбрана в связи с тем, что молодежь является активным пользователем Интернета. Объем выборочной совокупности составляет 180 человек - студентов московских вузов. Возраст респондентов варьируется от 18 до 25 лет. 75 % - представители женского пола, 25 % - мужского.

По результатам опроса видно, что с разницей в 10 %, подавляющее число респондентов знакомо с термином «виктимблейминг». Далее необходимо отметить, что 15 % молодых людей не считают виктимблейминг общественной проблемой, в то время как 85 % напротив, отмечают данное явление, как проблему для общества (см. табл. 1).

Таблица 1

Результаты диагностики осведомленности молодежи о виктимблейминге

Вопрос Да, % Нет, %

Знаете ли Вы, что такое «виктимблейминг»? Считаете ли Вы данный феномен проблемой для общества? 57 85 43 15

Составлено авторами по материалам исследования

Респонденты выделяют следующие факторы влияния на приобретение данной модели поведения (обвинение жертвы) среди молодежи. Наиболее популярный ответ - устоявшиеся социальные клише и модели поведения, который отметили 70 % респондентов. Второе по популярности место занимают два варианта: семья и воспитание, а также СМИ (40 % ответивших выбрали представленные факторы). Стоит отметить, что 70 % респондентов, выбравшие вариант об устоявшихся социальных клише, вместе с этим выбрали вариант о СМИ (в 50 % из 70 % ответов выбрали совокупность данных ответов). 25 % респондентов выбрали ответ, который указывает на патриархальные устои (рис. 1).

СМИ

Устоявшиеся социальные клише и модели взаимоотношений

Семья и воспитание

Патриархальные устои

15

Т

Т

30 45

Количество ответов, %

Составлено авторами по материалам исследования

Рис. 1. Факторы влияния на приобретение виктимблейминга

60

75

0

Необходимо отметить, что молодые респонденты полагают, что близкое окружение/общество в большей степени занимает нейтральную позицию, то есть не поддерживает и не предоставляет помощь жертвам. 35 % респондентов на шкале отмечали показатель «3», который говорит о том, что общество занимает нейтральную позицию, не защищая и не обвиняя жертву/виновника происшествия. 30 % молодых людей выбрали позицию «4», показывая общественную поддержку и предоставление необходимой помощи потерпевшему. 20 % выбрали позицию «1» и «2», отмечая общественную поддержку на стороне обвиняемого. Так же молодые люди отмечали большое влияние общества на проблемные ситуации и перенос ответственности с нарушителя на жертву (рис. 2).

40 -л

х1

о4

Я О

н и х

■г

О

о х

■г

О О

I 10

30 -

20 -

0

■ ■

3

4

1 2 Составлено авторами по материалам исследования

Рис. 2. Роль близкого окружения в приобретении виктимблейминга

Говоря о жизненном опыте, 45 % респондентов отметили, что им приходилось сталкиваться с виктим-блеймингом, 55 % ответили, что им не приходилось сталкиваться с данным феноменом (рис. 3).

55 %

45 %

■ Да (1) I Нет (2)

Составлено авторами по материалам исследования

Рис. 3. Виктимблейминг в жизни респондентов

Респонденты женского пола, в ходе ответа на открытые вопросы, описывали ситуации, когда их осуждали за внешний вид («осуждение за мою мини юбку или необычный макияж», «слишком откровенно себя вела и одевалась»). Мужчины затрагивали темы виктимблейминга на работе, довольно часто встречался ответ, содержание которого описывало негативное отношение руководства к респондентам, в то время как близкое окружение не поддерживало, а наоборот, пыталось осудить и встать на противоположную сторону («не справлялся с психологическими нападками со стороны вышестоящих людей, близкие люди обвиняли в этом и советовали перетерпеть...», «в рабочем коллективе замечала негативное отношение со стороны руководства, семья защищала начальника и советовала сгладить обстановку»). Другая часть девушек делилась проблемами насилия в семье, описывая негативный опыт и осуждение со стороны родных («родственники говорили, что я усугубляю обстановку, раздражаю партнера, поэтому заслужила такое отношение»).

Большая часть респондентов (55 %) отметили, что не обвиняли потерпевших (не перекладывали полностью или частично ответственность), в то время как 30 % ответили, что им приходилось перекладывать ответственность на жертву (рис. 4).

15 %

55 %

3 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

X 1

2 22 1

А

45 %

■ Да (1) ■ Нет (2) ■ Не помню (3) Составлено авторами по материалам исследования

Рис. 4. Обвинение жертвы в жизни респондентов

Респондентам давалась возможность описать ситуации, в которых они полностью или частично перекладывали ответственность. Необходимо выделить наиболее популярные, часто встречающиеся варианты: почти каждый ответ содержит обвинение в не подобающем внешнем виде («вели себя развязно, не контролировали степень опьянения»); следующим по популярности ответом являются проблемы домашнего насилия и абьюзивных отношений («женщины продолжают отношения с тиранами, ведь можно выйти из них», «если не уходит от токсичного партнера, значит все устраивает»); респонденты также описывали ситуации, когда читали новости, форумы, обсуждения или смотрели ТВ-шоу, сериалы, в которых затрагивалась тема насилия («...осуждала жертву в ТВ-шоу, так как она выглядела вульгарно, внешне не сожалела о случившимся»). Со всей определенностью можно выделить, что ответы респондентов содержат в себе наиболее распространенные виды виктимблейминга, которые затрагивались еще в первой главе.

Респонденты высказали свое мнение о том, что необходимо ввести и изменить для решения проблемы виктимблейминга. Наиболее популярное мнение о том, что проблему виктимблейминга необходимо продвигать в массы, с помощью СМИ. По словам респондентов, «большое количество людей не знают данного понятия, не нужно поощрять виктимблейминг на просторах Интернета». Вторым не менее популярным ответом по решению проблемы виктимблейминга является привлечение государства в данную социальную проблему («на государственном уровне давать бесплатную помощь жертвам», «социальная помощь, предоставление тренингов для пострадавших, привлечение юристов и других специалистов»). Часть ответов содержит такие суждения, как «необходимо с детства прививать понятия о жертве и помощи ей», «воспитывать в подрастающем поколении понимание о недопустимости данной модели поведения». Такие ответы говорят о том, что молодые люди не имеют достаточно информации и осведомленности в данной проблеме. Почти в каждом втором ответе респонденты уделяют внимание СМИ, в следствии чего необходимо выделить, что молодые люди остро нуждаются и видят проблемы в освещении на широкие массы общественных проблем.

Выводы

Необходимо выделить значимость того, что виктимблейминг является актуальной проблемой нашего общества. В современном мире коммуникация индивида с обществом происходит на высоком уровне, люди без особого труда взаимодействуют друг с другом. Новейшие технологии открывают новые возможности для людей, но вместе с этим социальные проблемы проявляются в новых формах. Наиболее яркий фактор формирования виктимблейминга - СМИ. Таким образом, с помощью различных средств коммуникаций общество транслирует социально значимые проблемы, где открыто высказывают собственные позиции. Проблема обвинения жертвы хорошо заметна в информационном мире, где пользователи Интернета, социальных сетей, а также те, кто просматривают телевизионные передачи, так или иначе сталкиваются с виктимблеймингом. Человек поглощает различные мнения, убеждения, благодаря которым формирует собственное. Типы обвинения жертвы укоренились в нашем сознании до такой степени, что восприятие обвинительного поведения является нормой и обыденностью. В обществе, где доминирует позиция осуждения и порицания жертв преступлений, где наделяют их ответственностью за содеянное, а также расценивают наравне с преступниками, создается недоверие к миру и отказ от помощи.

В ходе онлайн-опроса было выяснено, что почти половина респондентов не знают понятие «виктим-блейминг». Молодые люди считают, что наиболее сильно влияет на формирование виктимблейминга устоявшиеся социальные клише, которые передаются из поколения в поколение, а также СМИ, которые обсуждают и разбирают яркие события, транслируя это обсуждение среди большой аудитории зрителей. Также респонденты считают, что близкое окружение/общество в большей степени занимает нейтральную позицию, то есть не поддерживает и не предоставляет помощь жертвам. Делясь своим опытом в контексте виктим-блейминга, многие люди указывали на обвинение со стороны близких о внешнем виде, полагая, что определенный внешний вид усугубляет обстановку и подталкивает других людей на негативные действия. Меньше половины респондентов указали на то, что перекладывали ответственность на жертв преступления, основываясь на невербальном поведении жертв, внешнем виде, а также обсуждении резонансных ситуаций с комментариями от значимых, популярных людей, которые читали в Интернете или смотрели по телевидению.

Если рассматривать молодежь, как жертв виктимблейминга, то стоит отметить, что такое явление действует разрушающе на развивающуюся личность. Таким образом, данная группа людей чувствует негатив,

одиночество, непонимание и предательство со стороны близкого окружения, которое пытается полностью или частично возлагать ответственность на пострадавших. Данная атмосфера отрицательно влияет на личность, формируя травмы и отклонения в ее развитии и становлении. Молодежь, которая выступает в роли пострадавших, наиболее остро нуждается в поддержке от окружения, чтобы справиться с негативным опытом и перейти к стабильному состоянию. Путем обвинения жертв, в обществе укореняется и выступает как норма деструктивное поведение. Прослеживается агрессия, враждебность и отсутствие эмпатии со стороны обвинителей жертвы. Данная возрастная группа (молодежь от 18 до 25 лет) подвержена сильному влиянию со стороны социального окружения и СМИ, которые закладывают основу для разграничения нормы от девиации, в силу того, что молодые люди для своего возраста имеют недостаточную осведомленность, психологическую и образовательную базу. Молодые личности, которые только вступают в полноценную взаимосвязь с обществом, проецируют деструктивную модель поведения на себя, считая ее нормальной и дозволенной. Стоит отметить важный момент, когда взрослое поколение демонстрирует в своих суждениях виктимблей-минг, при этом происходит неосознанное продвижение такого типа поведения в массы, что в последствии откладывается у молодого поколения. Таким образом, регрессирует уровень культуры насилия, вводя в норму перекладывание ответственности на жертву правонарушения.

Библиографический список

1. Атагимова, Э. И. Роль института семьи при формировании нравственности и правосознания личности в условиях современного информационного пространства России // Правовая информатика. - 2017. - № 2. - С. 18-27 с.

2. Бурдье, П. Социология политики / пер. с фр. Г. А. Чередниченко. - М.: Socio- Logos, 2013. - 389 с.

3. Ворошилова, С. В., Музыканкина, Ю. А. Декриминализация побоев: старые традиции и современные реалии // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2019. - № 4 (129). - С. 15-22.

4. Гулевич, О. А. Психология межгрупповых отношений: учебник бакалавриата и специалитета. - М., 2017. - 98 с.

5. Ершова, Е. Н., Айвазова, С. Г. Домашнее насилие: социально-правовой аспект: учебно- методическое пособие. -3-е изд. - М., 2013. - 194 с.

6. Лофиченко, О. П., Колесник, И. И. Виктимблейминг как социокультурное явление в современной России // Материалы научной конференции с международным участием «Неделя науки СПбПУ». Гуманитарный институт. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского Политехнического университета Петра Великого, 2018. - С. 253-255.

7. Майдикова, А. И. О проблеме виктимблейминга в отношении жертв преступлений // Виктимология. - 2019. - № 4 (22). - С. 94-99.

8. Христенко, В. Е. Психология поведения жертвы. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 411 с.

9. Дашевский, В. «Справедливый» мир: почему мы осуждаем жертв насилия? // Psychologies [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.psychologies.ru/standpoint/spravedlivyiy-mir-pochemu-myi-osujdaem-jertv-nasiliya/ (дата обращения: 15.07.2021).

10. Никонова, Т. «Сама виновата»: В чем принято обвинять жертв насилия // Wonderzine - сайт для девушек о стиле, красоте и развлечениях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.wonderzine.com/wonderzme/life/life/219519-victim-blaming (дата обращения: 15.07.2021).

11. Сандо, В. Виктимблейминг: почему мы виним жертву? // Виртуальный журнал Психология эффективной жизни [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://psy.systems/post/viktimblejming-pochemu-my-vinim-zhertvu (дата обращения: 15.07.2021).

12. Ryan, W. Blaming the victim. - NY: Pantheon Books, 1971. - 29 p.

References

1. Atagimova E. I. The role of the institution of family in the formation of morality and legal consciousness of the person under the conditions of Russia's information space of today, Pravovaya informatika, 2017, no. 2, pp. 18-27. (In Russian).

2. Bourdieu P. Sociology of politics, translated from French by G. A. Cherednichenko, Moscow, Socio - Logos, 2013, 389 p. (In Russian).

3. Voroshilova S. V., Muzykankina Yu. A. Decriminalization of beatings: old traditions and modern realities, Vestnik Saratovskoi gosudarstvennoiyuridicheskoi akademii, 2019, no. 4 (129), pp. 15-22. (In Russian).

4. Gulevich O. A. Psychology of intergroup relations: textbook for undergraduate and specialty studies, Moscow, 2017, 98 p.

5. Ershova E. N., Aivazova S. G. Domestic violence: social and legal aspect: educational and methodical manual, 3rd ed., Moscow, 2013, 194 p. (In Russian).

BecmuuK yuueepcumema № 10, 2021

6. Lofichenko O. P., Kolesnik I. I. Victimblaming as a sociocultural phenomenon in modern Russia, Proceedings of the Scientific Conference with International Participation "Science week of the Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University". Humanitarian Institute, St. Petersburg, Publishing House of the Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, 2018, pp. 253-255. (In Russian).

7. Maydikova A. I. The problem of victimization of victims of crime, Victimology, 2019, no. 4 (22), pp. 94-99. (In Russian).

8. Khristenko V. E. Psychology of the victim's behavior, Rostov on Don, Feniks, 2004, 411 p. (In Russian).

9. Dashevskiy V "Fair" world: why do we condemn the victims of violence?, Psychologies. Available at: https://www.psychologies. ru/standpoint/spravedlivyiy-mir-pochemu-myi-osujdaem-jertv-nasiliya/ (accessed 15.07.2021). (In Russian).

10. Nikonova T. "It is her own fault": What is customary to blame the victims of violence, Wonderzine - the Website for Young Girls about Fashion Style, Beauty and Entertainment. Available at: https://www.wonderzine.com/wonderzine/life/life/219519-vic-tim-blaming (accessed 15.07.2021). (In Russian).

11. Sando W. Victimblaming: Why do we blame the victim?, Virtual Journal Psychology of Effective Life. Available at: https://psy. systems/post/viktimblejming-pochemu-my-vinim-zhertvu (accessed 15.04.2021). (In Russian).

12. Ryan W. Blaming the victim, NY, Pantheon Books, 1971, 29 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.