ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2019. № 4. С. 53-56. УДК 159.9
DOI: 10.24147/2410-6364.2019.4.53-56
С. С. Беленко
РАЗРАБОТКА ПОНЯТИЯ «ВИКТИМБЛЕЙМИНГ» В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Рассмотрены теоретические вопросы, связанные с определением понятия «виктимблейминг», анализируются высказывания ученых разных стран в отношении психологической защиты личности, веры в справедливость окружающего мира, обвинения жертвы, безопасности личности. Обоснована актуальность данной темы - в нарастающем интересе общественности к жертвам насилия, отсутствии четкой согласованной концепции как социальной, так и индивидуальной виктимности личности, не разработанность понятия «виктимблейминг» в психологической науке.
Ключевые слова: насилие; жертва; обвинение жертвы; психологическая защита; виктимность; безопасность личности.
S. S. Belenko
DEVELOPMENT OF THE CONCEPT OF "VICTIMBLAIMING" IN RUSSIA AND ABOARD
The article considers theoretical questions related to the definition of «victimblaming», analyses the statements of foreign scientists with regard to psychological protection of the individual, faith and justice of the world around them, blaming the victim, security of person. The relevance of this topic depends on the growing public interest in victims of violence, the contradiction of statements in connection with various publications on the internet, the media.
Keywords: violence; victim; blaming the victim; psychological protection; victimhood; security.
Насилие свойственно обществу на протяжении всего его исторического пути развития в разных видах и формах [1]. Проблема насилия или принуждения (физического, психологического, сексуального, экономического) актуальна и в наше время [2]. Где есть насилие, там всегда есть его субъект и объект.
В социальных взаимодействиях один субъект воздействует на другого с применением силы, подавления чужой воли, вопреки желаниям и с использованием незаконных методов, нарушая личные границы, а также нормы морали и права.
Данный феномен дал основу для формирования такого направления исследований, как виктимология - «социально-психологическая область знаний, изучающая различные категории людей - жертв неблагоприятных условий социализации» [2, с. 12].
© Беленко С. С., 2019
В социальном плане насилие всегда сопряжено с ухудшением условий общества, общей напряженностью, депрессивными общественными настроениями, экономическим кризисом, утратой культурных и нравственных ценностей, повышением уровня конфликтности, агрессии и ожесточения [3].
В последнее время в средствах массовой информации, на телевидении, в социальных сетях с целью повышения рейтинга часто используются темы насилия и обвинения жертвы [4].
Общество резко высказывается в адрес потерпевших лиц. Им приписывают желание прославиться с помощью огласки произошедшего, обвиняют в преувеличении проблемы, шантаже, жажде наживы, осуждают, не верят в правдивость истории, цинично стыдят. Люди понимают, что инцидент носит негативную окраску, что потерпевшая сторона в данном случае и правда жертва, но все
равно пытаются найти объяснения произошедшему, убеждая себя в ее виновности. При этом об агрессоре (акторе), кто явно виновен в насилии, забывают. И мы видим, что жертва в итоге сталкивается с открыто выражаемой враждебностью общества.
Жизненные реалии таковы, что потерпевшие - растерянные и запуганные жертвы -редко заявляют о случившемся, увеличивая число латентных (скрытых, незарегистрированных) преступлений, о чем говорят исследования виктимизации населения нашей страны, которые показали, что пострадавшими от преступлений в 2009 г. считают себя порядка 15 % опрошенных. Поскольку объектом исследования была репрезентативная группа, структурно соответствующая характеристикам населения страны, то эта цифра позволяет примерно оценить число жертв преступлений в масштабах всей страны в абсолютных величинах - 21 млн (15 % от 142 млн россиян). Эта информация соответствует данным об уровне латентной преступности в России. В 2009 г. в ходе проведенного исследования и по результатам экспертных оценок (при участии более 700 экспертов и с помощью «Метода матричного моделирования на основе коэффициентов криминальной активности различных социальных групп», разработанного С. Е. Вициным), а также в ходе исследований ВНИИ МВД РФ в нашей стране было совершено порядка 23 млн латентных преступлений.
Термин «виктимблейминг» (от англ. victim blaming - «обвинение жертвы») предложил в 1971 г. У. Райан в своей книге «Blaming the Victim», в которой представил обвинение жертвы как идеологию, применяемую для оправдания расизма и социальной несправедливости в отношении афроамери-канского населения США [5].
Таким образом, есть основание полагать, что виктимблейминг как термин - малоизвестное слово, но как явление характерно для человеческой психологии и давно имеет место в истории.
Явление виктимблейминга парадоксально, поскольку в ситуации насилия обвиняют не того, кто его совершил, а саму жертву. На нее возлагается ответственность за произошедшее. Обвинение жертвы в провокации насилия звучит из уст людей всегда одинаково: «сама спровоцировала», «заслужила своим поведением» и т. п. [6].
Термина, подобного слову «виктимблейминг», в России нет. Но данное явление аналогично словосочетанию «сама виновата».
Показательна в этом плане типология жертв криминолога Б. Мендельсона по критерию степени «вины» жертвы:
1) полностью невинная жертва;
2) жертва своей неосведомленности;
3) жертва столь же виновная, как и преступник;
4) жертва, вина которой больше, чем вина преступника;
5) жертва, только по вине которой совершено преступление [7].
Социальная психология находит объяснение обвинениям жертвы обществом в вере каждого человека в справедливость мира. В народном творчестве, сказаниях и мифах, художественных произведениях есть похожие сценарии, где зло всегда наказывается, а добро побеждает. Человек верит, что люди получают от жизни то, чего они заслуживают своим поведением, поступками. В этом выражается суть социально-психологического феномена справедливого мира, сформулированного М. Лернером [8].
М. Лернер своими исследованиями констатировал факт, что вера в справедливость мира является ошибкой восприятия (когнитивным искажением). Мы верим в то, что наши действия и поступки носят закономерный и предсказуемый характер. Человеку свойственно надеяться на спокойное существование и отсутствие угроз опасности лично для него и его близких, что порядочное, правильное поведение, честность и трудолюбие - залог достижения успеха, благополучия. Сознание создает так называемую иллюзию собственной безопасности, уверенности в завтрашнем дне, ощущение контроля над жизненной ситуацией, что является психологической защитой личности. Ученый в ходе экспериментов доказал, что независимо от качеств личности и морально-этических ценностей людям свойственно верить в справедливость окружающего мира и поэтому приписывать жертвам те качества, которые оправдывают насилие над ними [9].
Обыватель не допускает мысли, что трагедия может произойти по воле случая. Поэтому людям проще и удобнее думать, что ситуации насилия связаны с личностными особенностями, поведенческими проявлениями самой жертвы, и обвиняют ее в несчастье.
Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2019. № 4. С. 53-56
Разработка понятия «виктимблейминг» в России и за рубежом
Но бывают и случаи коллективной психологической защиты, когда общество отвергает испытавшего насилие индивида, что является реакцией на сигнал опасности. Каждый член общества испытывает тревогу в отношении себя и своих близких. Психологическая коллективная защита тут выступает в форме общественного осуждения и порицания.
Г. Й. Шнайдер высказывал мысль, что «общество занимает в отношении жертвы весьма странную позицию - оно клеймит её. Причинившего вред клеймят как уголовного преступника, а к жертве проникаются недоверием, сожалением и злорадством» [10, с. 350362].
В России исследования виктимного поведения одним из первых начал проводить Л. В. Франк в 1966 г. Его монография «Потерпевшие от преступления и проблемы советской виктимологии» обратила внимание ученых нашей страны на проблемы виктим-ности личности. В 1970 г. ученый ввел в научный оборот термин «виктимность». Л. В. Франк определял этот термин как реализованную преступным актом «предрасположенность» - способность стать при определенных обстоятельствах жертвой преступления или, другими словами, неспособность избежать опасности там, где она объективно была предотвратима [11].
Российская виктимология (виктимная психология), в отличие от исследований жертв преступности за рубежом, изучалась в основном в рамках криминологии. Позже к исследованиям Л. В. Франка присоединились его современники: В. И. Полубинский, изучавший различные виды жертв, профессор Д. В. Ривман, уделявший внимание виктимо-логической профилактике преступлений и изучению личности потерпевших с точки зрения социальной психологии, профессор В. Я. Рубальская, которая стала известна своими новыми виктимологическими разработками в вопросах предупреждения отдельных видов преступлений, а в начале 2000-х гг. российский ученый В. Е. Христенко, затронувший практические вопросы психологии поведения жертвы. Его исследования дают возможность описать уровень защищенности конкретного лица. Ученый, рассматривая факторы, определяющие защищенность потенциальной жертвы, предлагает под защищенностью понимать «совокупность объективных и субъективных факторов, определя-
ющих безопасность субъекта в данной среде пребывания». Находясь в безопасности, лицо защищено от угроз и обладает минимальным уровнем виктимности [12].
Человечество существует уже тысячи лет, но людская психология, так называемый человеческий фактор, даже с учетом научно-технического прогресса не претерпевает кардинальных изменений. Подсознательные страхи, желания, потребности управляют людьми и поныне. Виктимблеймером может быть любой. Психологическая защита срабатывает у каждого. Но отношение к ситуации насилия и жертве зависит от уровня воспитания, образованности, гуманности, эмпатии и уважения к личности другого человека.
Итак, мы видим, что виктимология как самостоятельная наука развивается очень активно не только в теоретическом, но и практическом виде. Однако понятие «виктимблейминг» как явление перекладывания вины на жертву и обвинение в том, что именно ее поступки привели к преступлению против жизни, здоровья, имущества в социально-психологическом плане еще не изучено и носит скорее характер общественного мнения и критики, а с точки зрения юридической психологии не имеет своего прочтения.
Обвинение возможно после рассмотрения в суде собранных доказательств и утверждения обвинительного заключения как «утверждения о совершении определённым лицом деяния, запрещенного уголовным законом» (ст. 5 п. 22 УПК РФ) [13].
Жертва - это понятие виктимологиче-ское. Потерпевший - процессуальное положение. Криминальная виктимология рассматривает термины «потерпевший» и «жертва» как аналогичные понятия [14]. Обвинение и перекладывание вины на жертву в современном мире носит довольно частый и повторяющийся характер, охватывает разные социальные группы населения и сферы деятельности людей. В связи с этим считаем, что изучение явления виктимблейминга в настоящее время очень актуально и требует дальнейшего изучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волков Е. Н. Критерии, признаки, определения и классификации вредящего психологического воздействия: психологическое травмирование, психологическая агрессия и психологическое насилие // Журнал прак-
ISSN 2410-6364
55
тического психолога. - 2002. - № 6. -С. 183-199.
2. Малкина-Пых И. Г. Психология поведения жертвы. - М. : Изд-во Эксмо, 2016. - 1008 с.
3. Бородкин Ф. М., Володина Н. П. Социальная напряженность и агрессия // Мир России. -1997. - № 4. - С. 107-150.
4. Гримак Л. П. Гипноз и телевиденье // Прикладная психология. - 1999. - № 1. - С. 4-5.
5. Райан В. Обвинение жертвы. - New York : Pantheon Books, 1971. - 351 p.
6. Криминология / под ред. Н. Ф. Кузнецовой, Г. М. Миньковского. - М. : БЕК, 1998. - 566 с.
7. Лернер М. Дж., Симмонс С. Н. Реакция наблюдателя на «невинную жертву»: Сострадание или отказ (англ.) // Журнал личности и социальной психологии. - 1966. -№ 4.- С. 203-210.
Информация о статье
Дата поступления 15 сентября 2019 Дата принятия в печать 1 ноября 2019
Сведения об авторе
Беленко Светлана Сергеевна - аспирант кафедры психологии и дефектологии Сочинского государственного университета (Сочи, Россия). E-mail: [email protected].
Для цитирования
Беленко С. С. Разработка понятия «виктимбл-ейминг» в России и за рубежом // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2019. № 4. С. 52-55. DOI: 10.24147/24106364.2019.4.52-55.
8. Лернер М. И., Миллер Т. Д. «Исследования и процесс атрибутирования справедливого мира: взгляд назад и вперёд (англ.)» // Психологический вестник. - 1978. - Т. 85. -С.1030-1061.
9. Шнайдер Г. Й. Криминология. - М. : Прог-ресс-Универс, 1994. - 502 с.
10. Франк Л. В. Виктимология и виктимность. -Душанбе : Ирфон, 1972. - 112 с.
11. Христенко В. Е. Психология поведения жертвы. - Ростов н/Д. : Феникс, 2004. - 416 с.
12. Уголовно-процессуальный кодекс РФ № 174-ФЗ от 18.12.2001 (ред. от 02.08.2019), ст. 5 п. 22.
13. Ривман Д. В. Криминальная виктимология. -СПб. : Питер, 2002. - 304 с.
Article info
Received
September 15, 2019 Accepted November 1, 2019
About author
Belenko Svetlana Sergeevna - postgraduate student of the Department of Psychology and Defectology, Sochi State University (Sochi, Russia). E-mail: [email protected].
For citations
Belenko, S. S. Development of the Concept of «Victimblaiming» in Russia and Aboard. Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2019, no. 4, pp. 52-55. DOI: 10.24147/2410-6364. 2019.4.52-55. (In Russian).
Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2019. № 4. С. 53-56