УДК 316.3
ВИКТИМБЛЕЙМИНГ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ Бендрикова Альбина Юрьевна, к.с.н., доцент (e-mail: [email protected]) Алтайский государственный медицинский университет,
г.Барнаул, Россия
В данной статье рассматривается сущность понятия «виктимблей-минг» с указанием истории появления данного термина, а также причины существования данного феномена. Актуальность данного явления подтверждена статистическими данными. В статье приведены результаты проведенного социологического исследования, полученные в ходе опроса студентов Алтайского государственного медицинского университета.
Ключевые слова: виктимблейминг, жертва, обвинение жертвы, социологическое исследование.
Обвинение жертвы, или виктимблейминг (анг. Victim blaming), происходит, когда на жертву преступления, несчастного случая или любого вида насилия возлагается полная или частичная ответственность за совершённое в отношении неё нарушение или произошедшее несчастье. Термин «обвинение жертвы» (victim blaming) впервые использовал Уильям Райан в одноимённой книге (Blaming the Victim), опубликованной в 1971 году [6]. Райан описывает обвинение жертвы как идеологию, применяемую для оправдания расизма и социальной несправедливости в отношении чернокожего населения США. Книга была написана в качестве реакции на книгу Патрика Мойнигана «Негритянская семья: за вмешательство государства» (The Negro Family: The Case for National Action), вышедшую в 1965 году и известную в США как «отчёт Мойнигана» (the Moynihan Report).
И хотя именно Райан популяризировал термин «обвинение жертвы», само явление хорошо известно в человеческой психологии и истории. В частности, множество примеров обвинения жертвы можно найти в Ветхом Завете, где трагедии и катастрофы оправдываются предшествующим поведением и грехами жертв.
В 1947 году Теодор Адорно описал явление, которое позже было названо обвинением жертвы, как «одно из самых пагубных свойств фашистского характера». Немногим позже Адорно и его коллеги по исследовательской группе Беркли разработали свою знаменитую F-шкалу (где F означает «фашизм»), которая включала среди прочих фашистских черт «презрение ко всему дискриминируемому или слабому». После Адорно некоторые другие авторы также относили обвинение жертвы к типичным фашистским чертам [5].
Целью нашей работы являлось выявление причин виктимблейминга, а также изучение особенностей отношения молодежи - студентов Алтайского государственного мебдицинского университета к указанной проблеме.
Причин существования виктимблейминга в современном обществе огромное количество:
1. Патриархальные устои ( как было сказано выше, в Ветхом завете катастрофы приводятся в качестве « кары небесной» в ответ на то или иное неприемлимое поведение);
2. Устоявшиеся социальные клише и модели взаимоотношений. Зачастую по отношению к жертвам изнасилования общество проявляет изжившие себя взгляды в оценке реальности ( например, что женщина обязана выглядеть целомудренно). Рассматривая случаи изнасилования в семьях или при близкородственных связях, человека, совершившего преступление, могут оправдывать, исходя из принципов «домостроя» , когда девушка оценивается не как личность, а как принадлежность своему отцу, мужу или брату. Сюда же можно отнести стереотипы о поведении жертв изнасилования ( должна кричать, сопротивляться), о неконтролируемом сексуальном желании мужчин. Иногда на явление виктимблейминга в обществе влияет несовершенная судебная система;
3. Еще одной возможной причиной является, так называемая, «Вера в справедливый мир» - концепция, которая существует в качестве когнитивного искажения реальности, когда человек ищет закономерности в поведении другого человека и логическое объяснение каждому его поступку. Такое явление в психике человека не является рациональным. Как показал первооткрыватель феномена веры в справедливый мир Мелвин Лернер, чтобы избежать признания ошибочности своих представлений о справедливом устройстве мира, люди реинтерпретируют несправедливое событие, связывая его с поведением или свойствами жертвы, и тем самым одновременно обвиняют и принижают её [4].
Виктимблейминг, как явление, знакомо людям очень давно, как мы могли убедиться. Однако позиционироваться, как проблема, она стал сравнительно недавно, в силу того, что религия перестала иметь столь высокое влияние на общество и феминистические движения (движения за права женщин, в том числе жертв изнасилования) начали набирать популярность.
Стоит сказать то, что социальные рычаги воздействия СМИ на умы людей и определенные недоработки в законодательстве и судебной системе, зачастую оказывают негативное влияние на раскрываемость дел об изнасилованиях, на освещение этой проблемы, в целом. Девушки, пережившие подобное, боятся заявлять о полученных травмах, не чувствуя поддержки ни от общества, ни от закона, ни от близких, ощущая себя опороченными.
Ярким примером будет событие, произошедшее в наши дни, вызвавшее эмоциональный отклик почти у всей нашей страны. Дело Дианы Шурыгиной, девушки, которая была изнасилована малозна-
комым мужчиной в снятом коттедже, находясь в состоянии алкогольного опьянения. Эта история вызвала резонанс, прежде всего негативный. Лидеры мнений молодежи (например, блогеры) и более старших поколений, вплоть до представителей законных структур обвиняли Диану в том, что она использовала весьма размытую ситуацию в своих интересах, голословно обвинив молодого человека.
Но как бы там ни было, никакие факторы не могут оправдать мужчину, совершившего преступление. Потому что ответственность должен нести тот, кто нарушил чужие границы, исходя из собственных желаний. Состояние жертвы, ее внешний вид не являются гарантами согласия на половой акт. Однако, об этом очень часто забывают.
За последние годы было много подобных ситуаций. Из раза в раз они становятся все более жуткими. Поэтому проблема актуальна. В условиях развития СМИ, Интернета и других информационных ресурсов крайне важно осознавать предлагаемую позицию, так как она может сломать еще не одну сотню человеческих жизней.
Доказательством актуальности данной проблемы являются результаты, полученные в ходе социологического опроса студентов АГМУ. Методом анкетирования было опрошено 36 респондентов, из них 19 - женщин, 17 -мужчин разной возрастной категории, разных взглядов. Согласно результатам, 47% опрошенных, считают, что женщина может спровоцировать мужчину на изнасилование. Причем, показатели в женской и мужской группе идентичны. 5% девушек и 12% мужчин считают, что в семье допустимо применение насилия в качестве наказания.
Вступились бы за девушку на улице 63% девушек (вызвали полицию, подозвали прохожих) и 100% мужчин, однако, при условии, если бы ситуация вызвала у них подозрение.
На вопрос о непредвзятости судебной системы и о весомости доказательств, предъявляемых девушкой, 14 % затруднились ответить (из обеих контрольных групп), 25% выразили свое доверие судебной системе, 61% заявили о том, что судебная система по этому вопросу должна быть реформирована.
Из всего числа опрошенных только 22% знакомы с понятием «виктимб-лейминг».
Подводя итоги проведенной работы, было выявлено несколько тенденций современного понимания указанной проблемы. Многие из опрошенных респондентов не отличают половой акт от изнасилования, из-за чего очень плохо понимают суть проблемы. Так, только две девушки из отвечавших сделали замечание о том, что женщина может спровоцировать мужчину на половой акт, изъявив согласие, но не на изнасилование, которое, по большому счету, является демонстрацией власти над чужой жизнью. Кроме того, многие допускают, что женщина может провоцировать мужчину на изнасилование, однако, не считают домашнее насилие допустимым, которое тоже зачастую оправдывают каким-либо «провокацион-
ным» поведением со стороны женщины. Все это говорит о том, что общество нуждается в просвещении, в том числе дополнительных уроках, тренингах, консультациях, которые направлены на развитие грамотности в таких деликатных вопросах.
Большая часть опрошенных ответили, что они вмешались бы в конфликт, если бы видели реальную угрозу человеческой жизни, и в это хочется искренне верить.
Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы.
Выделяют основные две концепции, способных положительно влиять на разрешение проблемы виктимблейминга. Во-первых, так как это явление является по сути своей продуктом социального взаимодействия и мышления, на это мышление нужно воздействовать, просвещая людей в вопросах сексуальной культуры и культуры, как таковой. Беспристрастная подача информация в СМИ, осведомленность людей о проблеме и толерантное отношение к таким вопросам - является одним из основных решений проблемы.
Во-вторых, необходима корректировка судебной и законодательной систем, обеспечение защиты и моральной поддержки жертвам изнасилования, а так же совершенствование и доведение до максимально возможной точности фиксации побоев и других следов насилия [3].
Таким образом, виктимблейминг - явление особой жестокости со стороны общества по отношению к тем, кому требуется поддержка и понимание. В нашей стране декриминализирован закон о домашних побоях, модель патриархальной семьи все еще является основной, и люди продолжают игнорировать серьезную человеческую драму в связи с указанной проблемой. Тысячи женщин, сталкиваются с теми или иными формами насилия, будь то физическое или психическое, однако, они не могут рассчитывать на защиту со стороны закона, и огромное количество людей, совершивших преступление, находятся на свободе.
Следует помнить, что никакая одежда, никакое поведение в конечном итоге не отвечают за поступки другого человека. Чаще всего изнасилования происходят не из-за самого сексуального желания, а из-за желания проявить власть.
Список литературы
1. Антончик О. «Сама виновата»: почему мы обвиняем жертв насилия [Электронный ресурс]: ЬйрБ:// umnaja.ru/sama-vinovata-pochemu-my-obvinyaem-zhertv (дата обращения 15.12.2018)
2. Бендрикова А.Ю. Активность молодежи в условиях регионального социально-экономического развития. / А.Ю. Бендрикова // Вестник Алтайской науки - Барнаул. -2015. - № 2 (24) -С.87-90
3. Дашевский В. «Справедливый» мир: почему мы осуждаем жертв насилия? // [Электронный ресурс]: http://www.psychologies.ru/standpoint/spravedlivyiy-mir-pochemu-myi-osujdaem-jertv-nasiliya/ (дата обращения 10.12.2018)
4. Никонова Т. «Сама виновата»: В чём принято обвинять жертв насилия // [Электронный ресурс]: https://www.wonderzine.com/wonderzine/life/life/219519-victim-blaming (дата обращения 10.12.2018)
5. Сандо В. Виктимблейминг: почему мы виним жертву? // [Электронный ресурс]: https://psy.systems/post/viktimblejming-pochemu-my-vinim-zhertvu (дата обращения 10.12.2018)
6. Ткаченко Т.В. Виктимблейминг или жила-была девочка, сама виновата. // [Электронный ресурс]: http://www.b17.ru/article/82429/ (дата обращения 15.12.2018)
Bendrikova Albina Yuryevna, Ph.D., Associate Professor (e-mail: [email protected]) Altai State Medical University, Barnaul, Russia
VICTIMBLEMING: SOCIOLOGICAL ASPECT OF STUDY
Annotation. This article discusses the essence of the concept of "victim labeling", indicating the history of the emergence of this term, as well as the reasons for the existence of this phenomenon. The relevance of this phenomenon is confirmed by statistical data. The article presents the results of a sociological study obtained during a survey of students of the Altai State Medical University.
Keywords: victimization, victim, prosecution of the victim, case study.