Научная статья на тему 'Викладання загальної хірургії та проведення виробничої практики у студентів ІІ-ІІІ курсів медичного факультету в умовах Болонського процесу'

Викладання загальної хірургії та проведення виробничої практики у студентів ІІ-ІІІ курсів медичного факультету в умовах Болонського процесу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
загальна хірургія / змістовий та підсумковий модуль / виробнича практика / общая хирургия / содержательный и итоговый модуль / производственная практика

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубаха А. Б., Лігоненко О. В., Чорна І. О., Стороженко О. В., Шумейко І. А.

Стаття присвячена вивченню загальної хірургії та проведенню виробничої практики на ІІ-ІІІ курсах медичного факультету.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зубаха А. Б., Лігоненко О. В., Чорна І. О., Стороженко О. В., Шумейко І. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ПРЕПОДАВАНИЕ ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ У СТУДЕНТОВ 11-111 КУРСОВ МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА В УСЛОВИЯХ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

Статья посвящена изучению общей хирургии и проведению производственной практики на 11-111 курсах медицинского факультета.

Текст научной работы на тему «Викладання загальної хірургії та проведення виробничої практики у студентів ІІ-ІІІ курсів медичного факультету в умовах Болонського процесу»

Актуальт проблеми сучасно! медицини

16. Toedter L., Thompson L., Rohatgi C. Training surgeons to do evidence-based surgery: a collaborative approach //J Am Coll Surg.-2004.-Vol.199, N2. - P.293-299.

17. Uhl W., Wente M., Büchler M. Surgical clinical studies and their practical realization //Chirurg.-2000 .- Vol.71, N6.-P.615-625.

Реферат.

ВНЕДРЕНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС НА КАФЕДРЕ ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ.

Дронов А.И., Ковальская И.А., Скомаровский A.A., Крючина Е.А, Ключевые слова: доказательная медицина, хирургия, обучение

Хирургия, основанная на доказательствах, является базисом для дальнейшего развития высококачественных хирургических стандартов, которые обеспечивают адекватную хирургическую помощь. Хотя сегодня существует значительное количество ограничений, которые препятствуют внедрению технологий ДХ в клиническую и педагогическую практику, в том числе отсутствие соответствующих учебных программ и подготовленного преподавательского состава, внедрен ряд дидактических приемов - журнальные клубы, профессорские обходы и пр., которые дают удовлетворительные результаты. Ряд методик используется при преподавании ДХ - Web-ресурсы, руководства, учебники, учебные инструкции, «доклады, прошедшие критическую оценку»-CATs. Особенности преподавания теории и практики доказательной медицины на хирургической кафедре обсуждаются в представленной работе.

18. Wente M., Seiler C., Uhl W., Büchler M. Perspectives of Evidence-Based Surgery //Dig Surg.- 2003.- Vol.20, N4.-P.263-269.

УДК 378. 18.6:617-089(07.04)

ВИКЛАДАННЯ ЗАГАЛЬН01 Х1РУРП1 ТА ПРОВЕДЕНИЯ ВИР0БНИЧ01 ПРАКТИКИ У СТУДЕНТ1В II-III КУРС1В МЕДИЧН0Г0 ФАКУЛЬТЕТУ В УМ0ВАХ Б0Л0НСЬК0Г0 ПР0ЦЕСУ

Вищий навчальний закладУкраши

"Украшська медична стоматолопчна академ1я", м.Полтава

Зубаха А.Б, ЛЫоненко О.В., Чорна I.O., Стороженко О.В., Шумейко I.A. Горб Л.1.

Стаття присвячена вивченню загальног xipypzii курсах медичного факультету.

Ключов1 слова: загапьна xipyprifl, змютовий та пщсумковий модуль

Вивчення xipyprii' у в1тчизняних медичних ВУЗах проводили послщовно на кафедрах зага-льноТ xipyprii' II-III курс, факультетськоТ xipyprii' 1У курс, госттальноТ xipyprii У курс. Л1тня виробни-ча практика проходила на р^них хфурпчних базах, починаючи з центральних районних лка-рень, обласних лкарень та диспансера. Перевагою такоТ практики було те, що студенти проходили и за мюцем проживания, не було великих груп студенев на кпннних базових вщдтен-нях.

Свропейська система ocBi™ в медичних закладах значно обмежус контакти студента та хворого. Система навчання на кпннних кафедрах, яка скпалася на УкраТн1, включас в себе обов'язкове проведения частини навчального часу в кпннних вщдтеннях, д1агностичних каб1-нетах, операцмних, перев'язочних, що без сум-н1ву дозволяс студентам адаптуватися до практично! роботи, самостмно оцшити своТ теорети-4Hi знания та Тх значения в повсякденнм д1яль-HOCTi лкаря. В зв'язку з цим вщмова вщ проведения частини заняття безпосередньо ¿¡ля л1ж-ка хворого е безперспективною.

Послщовысть навчання на трьох кафедрах дозволяс оптимально вести пщготовку майбут-нього лкаря. Важливим моментом входження в свропейський ocbIthm npocTip е наявнють та створенням в уыверситетах, академтх власних л1кувально-д1агностичних баз.

та проведению виробничог практики на II-III , виробнича практика.

Заняття на кафедр1 загальноТ xipyprii прово-дяться на трьох клУчних базах, як1 вщповщають сучасним вимогам. Вся програма роздтена на два модулу один на ос1нн1й, другий на весняний семестри.

Практично Bei роздти загально!' xipyprii ввмш-ли в план практичних занять, але ми втратили 3 практичних заняття з теми: «Переливания KpoBi та кровозамшниюв», 2 практичних заняття з теми: «Травматизм», «Кровотеча», a ц теми яв-ляються основними, яким ми придтяли придтя-смо увагу при вивчены дисциплин. Ще ми отри-мали один великий "мшус", що виробнича практика розпочинаеться з початку семестру, тобто з лютого мюяця i як правило, це III - 1У пари, коли в вщдтеннях заюнчуються: перев"язки, опе-рацп та flpyri лкувально-д1агностичы маыпуля-цп.

Тепер щодо пщсумкових модульних контроле. Ми знову одержусмо "MiHyc". Студенти, як1 скла-ли пщсумковий модульний контроль за перший семестр (перший пщсумковий модульний контроль) до нього не повертаються в кнщ другого семестру, а це був ¡спит, де студент повторював матерел, який вивчався протягом III курсу.

П1д час вивчення другого модуля студенти III курсу медичного факультету приходять на практичы заняття один раз в два тижы ( дв1ч1 на мюяць), для шннних дисциплш це дуже зама-ло, а тим бтьше для загальноТ xipypriT, це ж ази

Том 7, Выпуск 1-2

299

BiCHHK Украгнсъког жедичног стоматологгчног акадежШ

вивчення науки.

Висновок

Перед викладачами вищоТ школи стоТть за-вдання розробити концепц1ю медичноТ осв1ти, хоттося вщзначити, що увага ттьки на зовышы складов! його безперервност1 забезпечити лише формальний перехщ вщ одного етапу до ¡н-шого. Дуже важливо реал^увати внутршы на-працювання та резерви, як1 дозволяють реально

знань студенев за Болонським процесом мае бути:

- вщмова вщ ¡снування традицмних оцнок;

- оцнювання знань студенев в тих балах, вщ-повщноТ шкали, як1 вони отримали, при вивчены зм1стових та пщсумкових модуле;

- оцнювання по шкал1 ECTS не за ктьюстю студенев, а за набраними балами, на протяз1 навчальних семестра, модуле.

розв'язати проблеми медицини. Оцнювання

Реферат

ПРЕПОДАВАНИЕ ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ У СТУДЕНТОВ 11-111 КУРСОВ

МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА В УСЛОВИЯХ БОЛОНСЬКОГО ПРОЦЕССА

ЗубахаА.Б, Л1гоненко A.B., ЧернаяИ.А., СтороженкоА.В., Шумейко И.А., ГорбЛ.И.

Ключевые слова: общая хирургия, содержательный и итоговый модуль, производственная практика.

Статья посвящена изучению общей хирургии и проведению производственной практики на 11-111 курсах медицинского факультета.

УДК: 617-001: 378.147

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОПТИМИЗАЦИИ ВНУТРИАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА КУРСЕ ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ, ПОСТРОЕННОЙ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Кафедра общей хирургии №1 Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького Иващенко В.В., Николаев А.И.

В работе осуществлена попытка создания рациональной схемы технологической карты занятия на цикле общей хирургии, построенного на требованиях кредитно-модульной системы на основе оптимизации внутриаудиторной самостоятельной работы студентов. Обсуждаются возникающие при этом проблемы.

Ключевые слова: внутриаудиторная самостоятельная работа, обучения.

В течение последних 20 лет коллектив Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького работает по разработанной им и внедренной в практику системе программно-целевого управления качеством подготовки специалистов, в основу которой положен профессионально-деятельный подход. Отличительной особенностью такого методологического подхода является ориентация процесса обучения на всех его уровнях на конечные цели -профессиональную деятельность^].

Управление процессом обучения предусматривает выполнение ряда условий, а именно: определение целей обучения, обеспечение исходного уровня знаний и умений, оганизацию обучения в соответствии с алгоритмом профессиональной деятельности и обеспечение обратной связи с коррекцией обучения.

Такой подход в сущности своей органически связан с идеями кредитно-модульной системы, которая предусмаривает в рамках строго регла-ментировного учебного времени, на основе преимущественно самостоятельной активной деятельности студенов, наиболее полно реализовать конечные цели обучения.

Однако достижение указанной цели в сложившихся в современных социально-экономических условиях в стране связано с

кредитно-модульная система, оптимизация обучения, проблемы

определенными трудностями, ведь неслучайно настоящий этап внедрения кредитно-модульной системы носит экспериментальный характер. Трудности эти связаны 1) с необходимостью существеного пересмотра тематического плана по курсу общей хирургии в строну явного сокращения „традиционно сложившейся тематики", устоявшейся и оправдывающей себя в течение длит ельного времени в отечественной педагогической школе и, естествеенно, количества часов на время обучения, 2) необходимостью сокращения количества студенов в академической группе до 5-6, вместо традиционно сложившихся 10-14, что связано с необходимостью изыскания дополнительных источников финансирования, изыскивать которые чрезвычайно трудно в переходной период, 3) сведением до минимума традиционных, хотя и малоэффективных, но прочно устоявшихся в умах многих преподавателей, информационно-иллюстративных форм обучения (что наиболее сложно) и 4) необходимостью обеспечения определеного исходного уровня знаний студентов перед каждым занятием, обеспечивающим во многом выполнение поставленных целей

Несомненно, попытка революционным путем в одночасье решить эти трудности заведомо обречена на провал. Поэтому в их преодолении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.