Научная статья на тему 'Вики-технология в обучении иностранному языку'

Вики-технология в обучении иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6841
1024
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Язык и культура
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВИКИ / ВИКИ-ТЕХНОЛОГИЯ / УМЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ / INFORMATIZATION OF EDUCATION / FOREIGN LANGUAGE EDUCATION INFORMATIZATION / WIKI / WIKI-TECHNOLOGY / WRITING SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сысоев Павел Викторович

Рассматривается методический потенциал вики-технологии в обучении иностранному языку. В работе автор дает определение термина «вики-технология»; рассматривает дидактические свойства и методические функции вики-технологии; предлагает алгоритм развития умений письменной речи обучающихся на основе вики-технологии, а также примерное тематическое содержание вики-страниц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using Wiki in teaching a foreign language

This paper addresses the issue of using wikis in teaching EFL. The author discusses the following issues: definition of the term «wiki», its didactic features and methodological functions, algorithm of teaching writing skills using wiki, topics for wiki projects.

Текст научной работы на тему «Вики-технология в обучении иностранному языку»

УДК 373.167.1

вики-ТЕХНология в обучении иностранному языку

п.в. сысоев

Аннотация. Рассматривается методический потенциал вики-технологии в обучении иностранному языку. В работе автор дает определение термина «вики-технология»; рассматривает дидактические свойства и методические функции вики-технологии; предлагает алгоритм развития умений письменной речи обучающихся на основе вики-технологии, а также примерное тематическое содержание вики-страниц.

ключевые слова: информатизация образования; информатизация языкового образования; вики; вики-технология; умения письменной речи.

Информатизация языкового образования постепенно становится приоритетным направлением методики обучения иностранным языкам [1-4]. В научной литературе появилось немало работ, в которых учеными обосновываются и разрабатываются методики обучения иностранному языку на основе современных информационных и коммуникационных технологий [5-9].

Вики-технология - это один из видов сервисов Веб 2.0, позволяющий одному человеку или группе людей, находящихся на расстоянии друг от друга, работать над созданием единого документа, внося в него изменения и дополнения.

Название сервиса вики было заимствовано из гавайского языка («wiki-wiki»), что означает «быстро» - быстрый доступ к информации. Оно вполне оправданно и отражает динамичность работы с материалом.

Посредством сети Интернет в создании вики-страниц может принимать участие неограниченное число людей, находящихся на расстоянии друг от друга. Каждый зарегистрированный пользователь сервиса вики может участвовать в создании, дополнении, корректировке и удалении контента (содержания сайта, включающего текстовый материал, картинки, фотографии, аудио- и видеофайлы, ссылки на другие ресурсы сети Интернет), а также при желании может вернуться к первоначальной версии вики-страницы.

В результате многократного шлифования формируются достаточно корректный и относительно полный информационный материал, отражающий разные позиции по обсуждаемому вопросу. Многие викистраницы имеют гипертекстовую структуру, что позволяет читателю легко переходить со страницы на страницу сети Интернет в поисках дополнительной интересующей информации [10].

Появление первого сервиса вики ассоциируется с именем программиста Уорда Каннингема (Ward Cunningham), который в 1995 г. создал

первую в истории вики-сеть для внутреннего использования в качестве некой базы данных. В 2000 г., с появлением первой сетевой (online) энциклопедии «Википедия» (Wikipedia) (www.wikipedia.org), автором статей в которой может стать любой желающий, социальный сервис вики приобрел всемирную известность.

Необходимо отметить, что Википедия как вики-сервер (физическое место в сети Интернет, где можно размещать информацию) достаточно популярна. Она имеет свою службу безопасности, с одобрения которой в статьи сетевой энциклопедии пользователи могут вносить изменения и дополнения. Текстовые, а также фото- и видеоматериалы становятся доступными широкому кругу пользователей не сразу, а спустя некоторое время после того, как системные администраторы одобрят содержание размещаемого материала. Именно поэтому опубликованная в Википедии информация характеризуется высокой степенью надежности.

В обучении иностранному языку Википедия может эффективно использоваться в качестве информационного ресурса для культуровед-ческого обогащении языковой практики обучающихся и развития их умений чтения.

Для развития умений письменной речи обучающихся рекомендуется использовать другие вики-серверы, созданные специально для учебных целей и позволяющие ограничить доступ лиц к конкретной вики-странице, например Pbworks (www.pbworks.com), MediaWiki (www.mediawiki. com), Wikihost (www.wikihost.org). Для учебных целей данные серверы используются бесплатно. Информация на них размещается мгновенно.

Вики-технология обладает рядом отличительных дидактических свойств, к которым относятся следующие:

- публичность (вики-документ доступен всем участникам проекта, находящимся на неограниченном расстоянии друг от друга);

- нелинейность (изменения и дополнения размещаются не в хронологическом порядке одно под другим (как в блоге или на веб-форуме), а каждый участник проекта может внести изменения в сохраненную ранее версию документа);

- возможность доступа к истории создания документа (все версии документа и все изменения фиксируются на сервере; при необходимости каждый участник проекта может вернуться к ранней версии документа, а также проследить, кто из участников проекта и когда внес в документ изменения);

- мультимедийность (возможность использования при создании вики-документа материалов разного формата: текстового, графического, фото-, видео-, аудиоматериала);

- гипертекстовая структура (возможность создания внутренних и внешних гиперссылок).

Все вышеобозначенные дидактические свойства вики-технологии необходимо учитывать при разработке методик развития речевых умений (письменная речь) обучающихся на основе данной Интернет-технологии. В табл. 1 представлены дидактические свойства и методические функции вики-технологии.

Т а б л и ц а 1

дидактические свойства и методические функции вики-технологии в обучении иностранному языку

Дидактические свойства вики-технологии Методические функции вики-технологии в обучении иностранному языку

Публичность Ввиду того, что доступ к конкретному вики-документу может быть разрешен любому участнику Интернет-проекта, независимо от его места нахождения, данная технология может быть использована для организации сетевого взаимодействия между обучающимися на иностранном языке, а также для организации внеаудиторной групповой учебной деятельности учащихся и студентов, направленной на развитие аспектов языка (лексики, грамматики), видов речевой деятельности (чтения, письма), социокультурной и межкультурной компетенций

Нелинейность Вики-технология позволяет участникам проекта, находящимся на расстоянии друг от друга, принимать участие в создании, изменении и сохранении контента единого документа. Все изменения и дополнения размещаются не в хронологическом порядке одно за другим (как в блоге или на веб-форуме). Каждый участник проекта может внести изменения в сохраненную ранее версию документа. При разработке методики развития аспектов иноязычной коммуникативной компетенции на основе викитехнологии это позволит, с одной стороны, организовать методику поэтапного создания единого документа разными участниками. С другой - вывести в отдельные этапы (или шаги) развитие видов речевой деятельности (чтения, письма) и формирование аспектов языка (лексики, грамматики). В частности, при работе над групповым отзывом сначала каждому ученику / студенту можно предложить разместить свой фрагмент отзыва в вики-документ, а затем внести изменения / дополнения для достижения когезии и когерентности письменной работы, грамматической и лексической корректности. Нелинейность вики-технологии не позволяет организовывать сетевое обсуждение на иностранном языке (для этих целей более приемлемыми будут форум и блог)

Возможность доступа к истории создания документа Все версии документа и все изменения фиксируются на сервере. При необходимости каждый участник проекта может вернуться к ранней версии документа, а также проследить, кто из участников проекта и когда внес в документ изменения. Это можно использовать для того, чтобы участники вики-проекта могли видеть, какие языковые (лексика, грамматика) и речевые

О к о н ч а н и е т а б л. 1

Дидактические свойства вики-технологии Методические функции вики-технологии в обучении иностранному языку

изменения (стиль, инструменты когезии и когерентности) и кем из участников были внесены в вики-документ

Мульти- медийность Вики-технология позволяет использовать материалы разного формата (текстового, графического, фото-, видео-, аудиоматериалы) для создания контента. Эта возможность может быть использована для обогащения языкового и социокультурного материала при создании докладов, рецензий, обзоров, отзывов на основе викитехнологии

Гипер- текстовая структура Данная возможность позволит участникам вики-проектов делать гиперссылки на вики-страницы других участников Интернет-проекта, а также на ресурсы сети Интернет. Наиболее актуально это будет при развитии умений написания рецензий и обзоров (на книги, фильмы, выставки и т.п.), а также докладов и сообщений

Примечание. На основе обобщения исследований П.В. Сысоева, М.Н. Евстигнеева, Ю.Ю. Марковой [9-11].

Развитие умений письменной речи посредством вики-технологии

В связи с тем, что вики-технология создает дидактические условия для формирования пользователями сервиса единого документа, данная Интернет-технология может применяться на занятиях по иностранному языку для развития умений письменной речи учащихся и студентов.

В научной литературе последних лет появилось несколько исследований, в которых авторами предлагаются различные методики обучения иностранному языку на основе вики-технологии.

Одной из первых работ, посвященных использованию вики-технологии в обучении иностранному языку, является статья Б. Гудвин-Джоунса [12]. В ней автор раскрывает методический потенциал вики-технологии для организации проектной деятельности обучающихся. Особая роль при этом отводится реализации педагогической технологии обучения в сотрудничестве. Находясь на расстоянии друг от друга, обучающиеся на одном из вики-сервисов совместно могут работать над созданием общего документа. Причем нередко иностранный язык служит не только целью обучения, но и, главное, средством общения и создания коллективного продукта. В этом смысле вики-технология, наряду с учебным, обладает и воспитательным потенциалом.

Организация учебной проектной деятельности на основе викитехнологии может способствовать формированию социокультурной компетенции студентов как языковых [13], так и неязыковых вузов в со-

ответствии с выбранной специальностью (например, Интернет-проекты социокультурной направленности студентов специальности «Юриспруденция») [14].

В частности, Е.Д. Кошеляева [13] выявила номенклатуру социокультурных умений студентов, которые можно развивать на основе вики-технологии. В процессе выполнения совместных культуроведческих проектов студенты могут развивать следующие социокультурные умения:

- адекватно оценивать культурные реалии и культурно значимые события в жизни страны изучаемого языка с позиции ценностей этой страны;

- находить общее и различное в культуроведческих аспектах жизни представителей культур стран родного и иностранного языков;

- распознавать изменения, произошедшие с течением времени в культурах стран родного и иностранного языков;

- извлекать социокультурную информацию из текстов;

- давать социокультурные комментарии;

- правильно интерпретировать прецедентные феномены родной и изучаемой культуры [13. С. 8-9].

В этом смысле дидактические свойства вики-технологии позволяют использовать вики-сервер как платформу для создания языковых культуроведческих проектов. Однако исследование Е.Д. Кошеляевой, скорее, исключение из общего числа работ, в которых вики-технология используется для развития умений письменной речи обучающихся.

Эффективность использования дидактических свойств вики-технологии в развитии умений письменной речи учащихся и студентов подтверждается во многих исследованиях [10, 11, 15]. Авторами разрабатывались и апробировались различные методики обучения конкретным речевым умениям. Вместе с тем в каждом исследовании ученые приходили к неожиданным выводам, имеющим значение для методики обучения иностранным языкам.

В частности, Г. Кесслер [15] рассматривал проблему формирования лингвистической и дискурсивной компетенций посредством Интернет-проектов.В результате он пришел к выводу, что при выполнении совместных вики-проектов, направленных на развитие умений письменной речи, обучающиеся обращают больше внимания на языковую (грамматическую, лексическую, стилистическую) корректность, нежели при выполнении индивидуальных проектов.

На наш взгляд, подобный вывод может иметь ограничения и вряд ли должен быть экстраполирован на всех обучающихся. Первостепенное значение для формулировки выводов при изучении данного вопроса играют критерии отбора участников эксперимента. Участниками опытного обучения в исследовании Г. Кесслера выступали действующие учи-

теля иностранного языка. Их профессионализм и высокая степень мотивации способствовали получению позитивных результатов.

Участники эксперимента знали, что при выполнении письменных работ необходимо обращать внимание на содержание и языковую сторону работы, что не всегда можно наблюдать в группе учащихся или студентов.

К несколько иным результатам в своем диссертационном исследовании, посвященном развитию умений письменной речи студентов языкового вуза (уровни С1-С2), пришла Ю.Ю. Маркова [11]. В ходе экспериментального обучения длительностью в один академический год Ю.Ю. Маркова посредством вики-технологии развивала у студентов следующие умения письменной речи:

- умение написания деловых писем;

- умение написания докладов и сообщений;

- умение написания рецензий и обзоров;

- умение написания эссе (описательного, повествовательного, аргументационного, контрастно-сопоставительного);

- умение написания коротких статей на профессиональные и социальные темы.

В результате эксперимента Ю.Ю. Маркова пришла к выводу, что в процессе совместной работы над вики-проектами студенты обращают равное внимание на содержание, структуру и языковую сторону работы только при создании малых по объему письменных работ (писем, эссе, рецензий и обзоров).

Как показывает анализ последовательности изменений, вносимых в вики-документы, сначала в центре внимания студентов находятся структура и содержание письменной работы, а уже на финальном этапе подготовки работы один из наиболее грамотных членов группы вносит корректировки в орфографию, грамматику, пунктуацию. При создании же больших по объему письменных работ (доклады, рефераты, сообщения), студенты обращают значительно меньше внимания на языковую сторону письменного высказывания. Подобные результаты можно объяснить существующей общей тенденцией, наряду с содержанием работы, оценивать языковую корректность в малых по объему работах, в то время как доминирующим компонентом оценки рефератов и сообщений выступает их содержание.

Алгоритм развития умений письменной речи обучающихся посредством вики-технологии

Как и любая проектная деятельность, методика развития умений письменной речи обучающихся на основе вики-технологии требует чет-

кой последовательности этапов и шагов. Разрабатывая методики развития умений письменной речи посредством вики-технологии, многие авторы предлагали свои алгоритмы обучения в зависимости от целей обучения и аудитории обучающихся [10, 11, 16].

В данной работе предлагается один из возможных алгоритмов организации проектной деятельности обучающихся на основе вики-технологии, направленной на развитие их умений письменной речи (табл. 2).

Т а б л и ц а 2

Алгоритм развития умений письменной речи обучающихся посредством вики-технологии

Этап I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫМ Шаг 1. Знакомство обучающихся с целью вики-проекта (в классе) (Преподаватель объясняет обучающимся сущность и основные этапы учебной проектной деятельности на основе вики-технологии, определяет тематику предстоящего вики-проекта)

Действия преподавателя Действия обучающихся

Разбивает обучающихся на группы по 3-4 человека -

Объясняет каждой группе, в чем будет заключаться их работа Задают организационные вопросы

Объясняет, какой конечный результат ожидается, знакомит обучающихся с критериями оценки их работы -

Инструктирует обучающихся, какому алгоритму действий они должны следовать -

Знакомит обучающихся со списком разрабатываемых тем Вносят свои предложения по поводу того, какие дополнительные темы в рамках учебной программы они хотели бы обсудить

Шаг 2. Регистрация на вики-сервере и знакомство с правилами размещения материала на вики-сервере (в классе) (Обучающиеся регистрируются на вики-сервере и знакомятся с правилами размещения материала на вики-сервере)

Действия преподавателя Действия обучающихся

Дает обучающимся адрес вики-сервера, на котором будет происходить создание вики-документа Получают адрес в сети Интернет учебных вики-страниц своего проекта

Показывает обучающимся, как зарегистрироваться на выбранном викисервере Регистрируются на вики-сервере

Объясняет обучающимся, как размещать материалы на учебных вики-страницах Пробуют вводить текст в учебные викистраницы

Инструктирует обучающихся, как вносить изменения в ранее размещенный материал Пробуют вносить изменения в ранее размещенный материал

Объясняет обучающимся, как вернуться к прежней версии учебной вики-страницы Пробуют вернуться к прежней версии учебной вики-страницы

Шаг 3. Обсуждение вопросов обеспечения информационной безопасности обучающихся при выполнении вики-проекта (в классе) (Преподаватель объясняет обучающимся правила соблюдения информационной безопасности в сети Интернет)

Действия преподавателя Действия обучающихся

Объясняет обучающимся правила соблюдения информационной безопасности в сети Интернет -

О к о н ч а н и е т а б л. 2

Этап II. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ Шаг 4. Выбор темы и подбор материала для вики-документа (в классе и / или дистанционно). Разбившись на мини-группы, обучающиеся вместе с преподавателем выбирают жанр и тему будущего вики-документа, участвуют в мозговом штурме, выделяют подразделы или аспекты вики-документа, распределяют подразделы между собой, осуществляют поиск и подбор материала

Действия преподавателя Действия обучающихся

Производит мониторинг работы обучающихся, помогает им в случае возникновения затруднений при работе Выбирают тему вики-проекта, разбивают ее на аспекты, распределяют аспекты одной темы между собой

Обсуждают возникшие у них идеи по содержанию учебных вики-страниц

При необходимости обучающиеся занимаются поиском подходящего материала в разных поисковых системах, например Rambler, Google, Yahoo!, Alta Vista

Занимаются обработкой, систематизацией, анализом, синтезом материала

Определяют и договариваются, в какой последовательности они будут размещать свои фрагменты на вики-странице группы

Шаг 5. Написание и публикация вики-документа (дистанционно). Каждый из участников проекта готовит свой фрагмент вики-документа в редакторе Word, размещает его на вики-странице группы, вносит изменения и дополнения в общий вики-документ

Действия преподавателя Действия обучащихся

Производит мониторинг самостоятельной работы обучающихся, при необходимости Оказывает помощь и консультации online, Следит за размещением материалов обучающихся на учебных вики-страницах Создают свои фрагменты вики-документа в редакторе Word

Размещают свои материалы на викистранице группы

Поочередно вносят дополнения и изменения в общий вики-документ

Шаг 6. Презентация совместного вики-документа (в классе). После публикации в сети Интернет созданного обучающимися вики-документа один из них представляет проект перед всем классом

Действия преподавателя Действия обучающихся

Контролирует презентацию вики-проектов обучающихся Каждая группа представляет свой википроект перед всем классом

Организует общую дискуссию Принимают участие в общей дискуссии по результатам участия в вики-проекте

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этап III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (оценочный) Шаг 7. Самооценка (обучающиеся оценивают, насколько им удалось раскрыть суть обсуждаемой проблемы, пытаются осмыслить, какие трудности и почему они испытывали во время реализации проекта, озвучивают, что им необходимо будет сделать, чтобы улучшить работу в следующий раз)

Шаг 8. Оценка преподавателя (Преподаватель оценивает работу обучающихся согласно заранее обозначенным критериям)

Несмотря на различия между нашим алгоритмом обучения и алгоритмом развития умений письменной речи Ю.Ю. Марковой [11], результаты двух исследований полностью совпадают. Налицо общая тенденция при написании работ на иностранном языке в постепенном переключении внимания обучающихся от «содержания» к «форме». Такое заключение представляет научный интерес, так как изучение синхронной коммуникации обучающихся (вербального общения или общения посредством ICQ) свидетельствовало о совершенно противоположных результатах

- переходе от «формы» к «содержанию» [17-19]. Это можно объяснить следующим. Языковая корректность для обучающихся всегда представляется важной, независимо от того, какой метод обучения языку используется. При синхронной коммуникации, когда обучающиеся ограничены во времени и не имеют возможности вернуться назад, чтобы исправить ошибку (оговорку / описку), языковая корректность доминирует над содержательной стороной речи. При выполнении же письменных работ (в асинхронном режиме) обучающиеся имеют возможность неоднократно вернуться к написанному. Это позволяет им выполнить свойственную им в родном языке речемыслительную функцию - сконцентрироваться на содержании, а уже потом перейти к проверке языковой корректности высказывания.

Необходимо отметить, что в табл. 2 показаны основные шаги реализации проектной методики, направленной на развитие умений письменной речи обучающихся на основе вики-технологии. При необходимости, в зависимости от тематики создаваемой вики-страницы и уровня языковой подготовки учащихся или студентов, в групповом проекте может принимать участие разное количество людей - от двух до целого класса. Сценариев организации проектной деятельности на основе данной Интернет-технологии может быть множество. Учителю или преподавателю остается лишь экспериментировать и смотреть, какие задания будут эффективно работать в конкретной группе. При желании можно устроить конкурс вики-страниц, подготовленных учениками разных классов одной школы или учащимися школ города.

Номенклатура речевых умений, развиваемых на основе вики-технологии

В табл. 3 представлена номенклатура речевых умений говорения и письменной речи, развиваемых на основе вики-технологии. Анализ таблицы показывает, что многие из них соответствуют умениям, обозначенным в требованиях к уровню подготовки учащихся на среднем и старшем этапах обучения в общеобразовательной школе, а также соответствуют уровням В2-С2 языкового вуза.

Т а б л и ц а 3

Номенклатура речевых умений, развиваемых у обучающихся на основе вики-технологии

Вид речевой деятельности Речевые умения

Письменная речь Описывать события / факты / явления. Сообщать информацию. Выражать собственное мнение / суждение. Представлять социокультурный портрет своей страны и стран изучаемого языка. Высказывать и аргументировать свою точку зрения. Фиксировать необходимую информацию из прочитанного / прослушанного / увиденного. Вносить пояснения / дополнения. Обобщать информацию, полученную из разных источников. Давать характеристику литературных персонажей и исторических личностей. Делать выводы. Оценивать факты / события современной жизни. Заполнять формуляры, анкеты различного вида (при регистрации на вики-сервере). Составлять краткий / развернутый план (при планировании викистранички). Писать деловые письма. Писать доклады и сообщения. Писать рецензии и обзоры. Писать эссе (описательного, повествовательного, аргументационного, контрастно-сопоставительного). Писать короткие статьи на профессиональные и социальные темы

Говорение (при работе над вики-документами) Участвовать в беседе. Описывать события, излагать факты. Представлять социокультурный портрет своей страны и стран изучаемого языка. Высказывать и аргументировать свою точку зрения. Запрашивать и обмениваться информацией. Расспрашивать собеседника, уточняя интересующую информацию. Брать на себя инициативу в разговоре. Вносить пояснения / дополнения. Выражать эмоции различного характера. Подробно / кратко излагать прочитанное / прослушанное / увиденное. Давать характеристику литературных персонажей и исторических личностей. Делать выводы. Оценивать факты / события современной жизни

Это значит, что использование данной вики-технологии может быть достаточно частым в обучении иностранному языку, в первую очередь, при развитии умений письменной речи. Вместе с тем, выполняя проект по созданию вики-страницы, обучающиеся развивают и умения говорения, что лишний раз подчеркивает неразрывную связь всех видов речевой деятельности.

В вузе тематика вики-проектов может быть самой разнообразной в зависимости от тематического содержания учебной программы, а также специальности и профиля обучения.

В табл. 4 представлено примерное предметное содержание викистраниц, в разработке которых могут принять участие учащиеся разных классов средней и старшей ступеней обучения.

Как показано в примерном предметном содержании, вики-проекты могут быть посвящены как культуре родной страны, региона, города, населенного пункта, так и культуре страны изучаемого языка. Кроме того, на профильном уровне возможны и проекты контрастносопоставительного характера, когда обучающиеся сравнивают один и тот же аспект в родной стране и стране изучаемого языка (например, политическую систему, систему образования, школьные традиции и т.п.).

Т а б л и ц а 4

Примерное предметное содержание вики-страниц

Ступень обучения иностранному языку Предметное содержание вики-страниц

Средняя ступень (5-9-е классы) 1. Взаимоотношения в семье, с друзьями. Внешность. Досуг и увлечения (спорт, музыка, чтение, посещение дискотеки, кафе, клуба). Молодежная мода. Карманные деньги. Покупки. Переписка. 2. Школьное образование. Изучаемые предметы, отношение к ним. Каникулы. Международные школьные обмены. Проблемы выбора профессии и роль иностранного языка. 3. Родная страна и страна / страны изучаемого языка. Их географическое положение, климат, население, города и села, достопримечательности. Выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру. Технический прогресс. Средства массовой информации. 4. Природа и проблемы экологии. Глобальные проблемы современности. Здоровый образ жизни

Старшая ступень (10-11-е классы, базовый и профильный уровни) Социально-бытовая сфера - семейные традиции и межличностные отношения в разных культурах. Проблемы экологии и здоровья. Социально-культурная сфера - проблемы города и села. Научно-технический прогресс и его перспективы. Роль молодежи в современном обществе, ее интересы и увлечения. Культурно-исторические особенности своей страны (региона, города, населенного пункта) и стран изучаемого языка. Вклад России (региона, города, населенного пункта) и стран изучаемого языка в развитие науки и мировой культуры. Великие исторические события прошлого и современности. Проблемы современного общества. Учебно-трудовая сфера - современный мир профессий. Рынок труда и выбор будущей профессии. Роль иностранных языков в современном мире. Возможности и перспективы самообразования. Новые информационные технологии

Также необходимо отметить, что, принимая участие в коллективном проекте при освещении некоторых тем, учащиеся должны акцентировать внимание на аспектах, присущих не лично конкретному обучающемуся (например, традиции моей семьи), а многим учащимся и студентам (например, российские семейные традиции). Для описания индивидуального опыта конкретного обучающегося наиболее уместно использовать блог-технологию.

Литература

1. Сысоев П.В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы // Иностранные языки в школе. 2012. № 2. С. 2-9.

2. Сысоев П.В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы (окончание) // Иностранные языки в школе. 2012. № 3. С. 2-9.

3. Сысоев П.В. Дидактические свойства и функции современных информационных и коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. 2012. № 6. С. 12-21.

4. Сысоев П.В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции // Язык и культура. 2012. № 1. С. 120-133.

5. Соломатина А.Г. Методика развития умений говорения и аудирования учащихся посредством учебных подкастов (английский язык, базовый уровень): дис. ... канд. пед. наук. М. : МГГУ им. М.А. Шолохова, 2011.

6. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2008. № 6. С. 1-10.

7. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Разработка авторских учебных Интернет-ресурсов по иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 2. С. 8-16.

8. Сысоев П.В. Блог-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2012. № 4. С. 115-127.

9. Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании. М. : Либроком, 2013. 264 с.

10. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис вики в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 5. С. 2-8.

11. Маркова Ю.Ю. Методика развития умений письменной речи студентов на основе вики-технологии (английский язык, языковой вуз) : дис. . канд. пед. наук. М. : МГГУ им. М.А. Шолохова, 2011.

12. Godwin-Jones B. Blogs and wikis: Environment for on-line collaboration // Language Learning and Technology. 2003. № 2.

13. Кошеляева Е.Д. Методика развития социокультурных умений студентов посредством социального сервиса «Вики» (английский язык, языковой вуз) : дис. ... канд. пед. наук. М. : МИГУ, 2010.

14. Петрищева Н.С. Методика формирования социокультурной компетенции студентов специальности «Юриспруденция» посредством учебных Интернет-проектов (английский язык) : дис. ... канд. пед. наук. М. : МГГУ им. М.А. Шолохова, 2011.

15. Kessler G. Student-initiated attention to form in wiki-based collaborative writing // Language Learning and Technology. 2009. № 1.

16. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий : учеб.-метод. пособие. М. : Глосса-Пресс ; Ростов н/Д : Феникс, 2010.

17. Celce-Murcia M., Dornyei Z., Thurrell S. Direct Approaches in L2 Instruction: A Turning Point in Communicative Language Teaching? // TESOL Quarterly. 1997. № 31.

18. Musumeci D. Breaking the tradition: an exploration of the historical relationship between theory and practice in second language teaching. N. Y : McGraw-Hill, 1997.

19. Sysoyev P.V. Integrative L2 grammar teaching: Exploration, explanation, and expression // The Internet TESOL Journal. 1999. Vol. 5, № 6. URL: http://iteslj.org/Articles/ Sysoyev-Integrative.html

USING WIKI IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE Sysoyev P.V

Summary. This paper addresses the issue of using wikis in teaching EFL. The author discusses the following issues: definition of the term «wiki», its didactic features and methodological functions, algorithm of teaching writing skills using wiki, topics for wiki projects.

Key words: informatization of education; foreign language education informatization; wiki; wiki-technology; writing skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.