Научная статья на тему 'VII Дальневосточный корейско-российский форум'

VII Дальневосточный корейско-российский форум Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
90
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «VII Дальневосточный корейско-российский форум»

Хроника

VII Дальневосточный корейско-российский форум

Е.А. Заостровских

Заостровских Елена Анатольевна - младший научный сотрудник. Институт экономических исследований ДВО РАН, ул. Тихоокеанская, 153, Хабаровск, Россия, 680042. E-mail: zaost@ecrin.ru.

VII Дальневосточный корейско-российский форум, посвященный расширению практического сотрудничества между Республикой Корея и Российской Федерацией в развитии Дальнего Востока, состоялся 19 апреля 2017 г. во Владивостоке.

Организатором форума выступили: Генеральное консульство Республики Корея в г. Владивостоке, Корейский морской институт (Korea Maritime Institute), Торговый отдел Генерального консульства Республики Корея в г. Владивостоке (КОТРА).

С корейской стороны в форуме приняли участие: Научно-исследовательский институт поселений Кореи, Администрация порта Пусан, Экспортно-Импортный Банк Кореи, Представительство провинции Канвон, Корейская корпорация промышленных комплексов, Корпорация «Yooshin» и другие частные компании рыбной отрасли, логистики, строительства, холодильного оборудования и складирования, промышленного производства. С российской стороны - представители Министерства РФ по развитию Дальнего Востока, Законодательное собрание Приморского края, Администрация Приморского края, органы исполнительной власти субъектов Дальневосточного федерального округа, Фонд развития Дальнего Востока, Корпорация развития Дальнего Востока, ДВФУ, Институт экономических исследований ДВО РАН, а также другие организации.

Главные темы форума:

1. Реализация программ «Территории опережающего развития» (ТОР) и «Свободный порт Владивосток» (СПВ).

2. Международные транспортные коридоры «Приморье-1, -2», план российско-корейского сотрудничества.

3. Российско-корейское сотрудничество в области рыбной промышленности и рыбопромыслового судостроения.

4. Российско-корейское сотрудничество на Дальнем Востоке в области нефтехимии.

Вступительное слово на VII Дальневосточном корейско-российском форуме было предоставлено Ян Чан Хо, президенту Корейского морского института. С приветственными словами к участникам форума обратился В.В. Миклушевский, губернатор Приморского края.

Первая сессия была посвящена реализации программ «Территории опережающего развития» (ТОР) и «Свободный порт Владивосток» (СПВ). Модератором выступил А.Л. Абрамов, директор Дальневосточного центра экономического развития и интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе ДВФУ В рамках первой сессии было обсуждено четыре доклада. Особое внимание было уделено следующим докладам.

Докладчик Сон Вон Ён, профессор Университета Инчхон, выступил с докладом «Стратегия развития ТОР и СПВ: возможности и недостатки». В докладе достаточно хорошо были изложены ответы на вопрос «Почему до сих пор нет реальных результатов?». Отмечены следующие причины. Во-первых, до сих пор нет понимания с ко-

рейской стороны, что из себя представляют ТОР и СПВ. Во-вторых, модель развития Программы ТОР должна соответствовать социально-экономическому развитию той территории, на которой она реализуется. В-третьих, в Программе ТОР отсутствует кластерный подход, при котором должна соблюдаться вся производственная цепочка от начала до конца. Вместе с тем в ТОРах представлены разнородные компании, которые никак не связаны между собой. В-четвертых, постоянное увеличение числа ТОРов (с 5 до 17) не дает возможности сконцентрировать усилия на чем-то одном. Распыление усилий на 17 ТОРов не принесет результат. В Программе «Свободный порт Владивосток» наблюдается схожая ситуация. С начала действия проекта СПВ увеличилось число муниципальных территорий в Приморском крае (с 7 до 12), а затем в состав СПВ вошло еще четыре региона (Хабаровский край - порт Ванино, Сахалинская область - порт Корсаков, Камчатский край - порт Петропавловск-Камчатский и Чукотский автономный округ - порт Певек). В-пятых, государство перекладывает груз ответственности финансирования инфраструктуры в СПВ на частных инвесторов, что противоречит общему принципу формирования «Свободный порт». В-шестых, образован большой аппарат руководства (60 человек). Для решения задач собрать всех вместе крайне сложно. Очень много вокруг СПВ сопутствующих структур. Отсюда может возникать конфликт интересов. Докладчик призвал пересмотреть парадигму Программ ТОР и СПВ. По мнению докладчика, необходимо уделять внимание созданию жилищных условий для тех инвесторов, которые будут продвигать бизнес на Дальнем Востоке, а не разработке систем льгот.

Чэ Чжин Ён, представитель компании «Гидеон Ситек», выступил с докладом «Пример успешного получения статуса резидента в проектах ТОР и СПВ», в котором были отражены основные проблемы получения статуса резидента СПВ. К ним были отнесены следующие проблемы: отсутствие версии регистрации резидента на английском языке, сложная процедура заполнения заявки, большие сроки заполнения заявки (2 месяца), отсутствие образца заполнения заявки. Докладчик призвал руководство ТОР и СПВ внести правки в регистрационные анкеты, поскольку это улучшит эффективность видения бизнеса корейских инвесторов.

Дискуссант Е.А. Заостровских, мл. науч. сотрудник ИЭИ ДВО РАН, выступила с докладом «Экономические эффекты режима «Свободный порт Владивосток» на примере портов Ванино и Советская Гавань». В докладе представлен сравнительный анализ объема полученного дохода и налога на прибыль морских портов Ванино и Советская Гавань при росте угольных грузов на текущий и прогнозный периоды в рамках Программы «Свободный порт Ванино».

Вторая сессия посвящена плану российско-корейского сотрудничества в области международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2». Модератором выступил Ким Донг Чжу, президент Научно-исследовательского института поселений Кореи. На второй сессии было обсуждено четыре доклада. Особого внимания заслуживают следующие доклады.

И.Э. Хрущёв в своем докладе «Оценка и перспективы проектов Международных транспортных коридоров «Приморье-1, -2» затронул вопросы развития инфраструктуры пунктов пропуска, вопросы упрощения прохождения пунктов пропуска, а также реализации проектов на территории Свободного порта Владивосток.

А.Н. Гордеев, генеральный директор ООО «ДВЗТ», в докладе «Инвестиционный проект «Специализированный зерновой терминал в морском порту Зарубино» представил проект развития зернового терминала. Согласно инвестиционной программе, сроки реализации проекта 2016-2023 гг., мощность терминала - 10 млн т.

И Пэк Чжин, профессор Научно-исследовательского института поселений Кореи, представил доклад на тему «Трансграничные промышленные пояса и транспортные сети на Корейском полуострове», в котором показаны новый транспортный

маршрут из Харбина во Владивосток, а также его преимущества и метод расчета маршрута.

Дискуссант М.В. Холоша, канд. техн. наук, заместитель директора ООО «ДНИИМФ-Восточный», сделал обобщающий доклад о проблемах развития международных транспортных коридоров «Приморье-1, -2». Были освещены ключевые аспекты реализации инвестиционных проектов в области транспорта, варианты вхождения иностранных инвесторов в инвестиционные проекты, виды проектов, которые входят в состав транспортной инфраструктуры, а также система экономической отдачи транзитной транспортной инфраструктуры. Докладчик отметил, что для реализации потенциала развития транспортной инфраструктуры на юге Приморского края необходим комплексный формат Свободного порта, который до сих пор не сформирован.

Третья сессия была посвящена развитию российско-корейского сотрудничества в области рыбной промышленности и рыбопромыслового судостроения. Модератором выступил Янг Чан Хо, президент Корейского морского института. В рамках третьей сессии было обсуждено четыре доклада.

Особого внимания заслуживает доклад «Перспективы российско-корейского сотрудничества в области рыбной промышленности и рыбопромыслового судостроения», представленный А.С. Майоровым, инвестиционным директором Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта. Была озвучена информация по закону о рыболовстве, условиям квотирования. Кроме того, были представлены российские компании, которые могли стать партнерами для корейских компаний рыбного сектора. В ходе дискуссии обсуждались вопросы действующих судостроительных верфей, механизмы стимулирования строительства судов.

Работу форума продолжила четвертая сессия, которую вел А.Л. Лукин, заместитель директора по науке ВИ-ШРМИ ДВФУ Четвертая сессия была посвящена плану российско-корейского сотрудничества на Дальнем Востоке в области нефтехимии. На сессии было обсуждено два доклада. Наибольший интерес вызвал доклад «Развитие нефтехимического комплекса» С.Р. Ковалёва, директора департамента промышленности Приморского края. В докладе представлены основные направления развития компании «Роснефть», этапы развития, основные реализуемые проекты, а также меры государственной поддержки в развитии инфраструктуры.

В заключение форума состоялась общая дискуссия, на которой были сформулированы возможные направления сотрудничества между Россией и Республикой Корея.

7th FAR EASTERN RUSSIAN-KOREAN FORUM

Е.А. Zaostrovskikh

Elena Anatolyevna Zaostrovskikh - Junior Research Fellow.

Economic Research Institute FEB RAS, 153 Tikhookeanskaya Street, Khabarovsk, Russia, 680042. E-mail: zaost@ecrin.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.