Научная статья на тему 'VII Дальневосточный корейско-российский форум'

VII Дальневосточный корейско-российский форум Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
147
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «VII Дальневосточный корейско-российский форум»

ХРОНИКА СОБЫТИЙ

М.В. НИЯЗОВА*

VII Дальневосточный корейско-российский форум The Seventh Far Eastern Russian-Korean Forum

НИЯЗОВА Марина Валентиновна -кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела. marinav.var@gmail.com.

NIYAZOVA M.V. - Candidate of Economic Sciences, docent, leading research associate, Office of Research and Development.

19 апреля 2017 г. во Владивостоке состоялся VII Дальневосточный корейско-российский форум, организаторами которого выступили Генеральное консульство Республики Корея в г. Владивостоке1 совместно с Корейским Морским Институтом (Korea Maritime Institute)2 и Торговым отделом Генерального Консульства Республики Корея в г. Владивосток (Korea Trade-Investment Promotion Agency, KOTRA) при активной поддержке Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, Администрации Приморского края, Корпорации развития Дальнего Востока, Фонда развития Дальнего Востока, а также Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта. Форум с 2011 г. ежегодно проводится во Владивостоке (за исключением 2015 г., когда он состоялся в Хабаровске).

Как отмечают организаторы, главной целью форума 2017 г. стало расширение практического сотрудничества между Республикой Корея и Российской Федерацией в развитии Дальнего

1 Генеральное консульство Республики Корея в г. Владивостоке. URL: http://rus-vladivostok.mofa.go.kr/worldlanguage/europe/rus-vladivostok/main/index.jsp (дата обращения 06.06.2017).

2 Korea Maritime Institute. URL: http://www.kmi.re.kr/eng/main/ main.do?rbsIdx=1 (дата обращения 06.06.2017).

* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16в. Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya street, Vladivostok, Russian Federation, 690034

Востока. Кроме этого, форум призван найти направления сотрудничества частных компаний Республики Корея и России.

Всего в мероприятии приняло участие около 310 чел. и более 30 компаний из Республики Корея, в числе которых представители Корейского морского института (Korea Maritime Institute), Национального университета г. Инчхон (Incheon National University), Научно-исследовательского института поселений Кореи (Korea Research Institute Human Settlements), Национального университета Пугён (Pukyong National University), Корейской корпорации промышленных комплексов (Korea Trading Industries, KTI), Института энергетической экономики, Корейской корпорации земель и жилищного строительства, корпорации «Yooshin», администрации порта Пусан, компании «Гидеон Систек» (Gideon Systech), Экспортно-Импортного Банка Кореи и др.

С российской стороны докладчиками и дискуссантами выступили представители Министерства РФ по развитию Дальнего Востока, Законодательного собрания Приморского края, администрации Приморского края, органов исполнительной власти субъектов ДФО, Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта, Корпорации развития Дальнего Востока, Ассоциации поддержки резидентов свободного порта Владивосток, Агентства инвестиций и предпринимательства Камчатского края, Института экономических исследований ДВО РАН, Владивостокского филиала ФГКУ «Росгранстрой», ООО «Дальневосточный зерновой терминал», ООО «ДНИИМФ-Восточный», Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона, АО «Дальневосточный аукционный рыбный дом», филиала ООО «Эрнст энд Янг» во Владивостоке, GERusLLC, Дальневосточного таможенного управления, Владивостокского филиала Российской таможенной академии и других организаций.

Основные темы форума:

- реализация программ территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток;

- транспорт - логистика - инфраструктура: международные транспортные коридоры «Приморье-1,-2», план российско-корейского сотрудничества;

- российско-корейское сотрудничество в области рыбной промышленности и рыбопромыслового судостроения;

- план российско-корейского сотрудничества на Дальнем Востоке в области нефтехимии.

Открыл VII Дальневосточный корейско-российский форум президент Корейского морского института г-н Ян Чан Хо. С приветственной речью выступили губернатор Приморского края Владимир Миклушевский и генеральный консул Республики Корея Ли Сок Пэ.

Первая сессия была посвящена вопросам стратегии развития Дальнего Востока. Модератором выступил Александр Абрамов, директор Дальневосточного центра экономического развития и интеграции АТР ДВФУ Докладчики и дис-куссанты в целом отмечали заинтересованность корейских инвесторов

в экономическом развитии российского Дальнего Востока3. Однако корейские эксперты выделили некоторые барьеры. Например, г-н Сон Вон Ён (Weon Yong Sung), профессор Национального университета г. Инчхон, в своем докладе о возможностях и недостатках стратегии развития ТОР и СПВ определил ряд проблем макроуровня.

1. Отсутствие ясных целей и принципов отбора/выбора территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОР) привело к их качественно необоснованному количественному росту: ранее планировалось создание 5 территорий, сегодня их уже 17. Та же тенденция и в свободном порте Владивосток (далее - СПВ): заявлялось 7 муниципальных образований Приморского края, а сегодня уже вовлечено 20. Действительно ли такое количество необходимо? Смогут ли они стать эффективными? Хватит ли финансирования? Сегодня, несмотря на твердую политическую волю, приложенные усилия, не видно эффективных результатов. Возможно, следует не распылять ресурсы (это может ухудшить качество проектов), а сосредоточиться на принципах и критериях отбора ТОР.

2. Изменение подхода к созданию ТОР: отход от заявленного ранее кластерного типа организации с якорным производством, в котором налажена вся технологическая цепочка. Сейчас эти территории в основном представляют собой набор компаний, стремящихся прежде всего воспользоваться преференциями и льготами данного специального режима.

3. Коллизии между федеральной и региональной властью. Если первые стремятся к увеличению числа проектов, то вторые - к получению доступа к федеральным ресурсам.

4. Иностранным инвесторам предлагается множество институтов развития региона (ТОР, СПВ, СЭЗ и др.), разница между которыми не ясна, эффективность деятельности не выявлена.

5. Отсутствуют ясные источники финансирования. Стимулирование частных инвестиций - это правильно, но перекладывание основного бремени инвестиционных расходов на частный сектор - это сомнительно. Так, для большинства территорий ТОР и СПВ источником финансирования инфраструктуры определены ресурсы государственно-частного партнерства. Это слишком большой риск для инвесторов. Другим примером является федеральная программа «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года», в которой 83,2 % финансирования запланировано из внебюджетных

3 По данным ФТС России, в 2016 г. для торгового баланса ДВФО с Республикой Корея характерно положительное сальдо, доля страны в обороте ДВФО составила 22,6 %, ведущим регионом в товарообороте являлась Сахалинская область - 69,5 % (Приморский край - 16,6 %). В конце сентября Корпорация развития Дальнего Востока объявила о поступлении первых заявок на размещение трех проектов в ТОР и СПВ от компаний, представляющих интересы южнокорейских инвесторов, на сумму 2,6 млрд руб. (Свободный транспортный безнал. URL: https://www.eastrussia.ru/material/svobodnyy-transportnyy-beznal (дата обращения 06.06.2017)). Сегодня корейские инвесторы реализуют на территории Дальнего Востока 6 проектов общим объемом инвестиций - 70 млн долл. США (Корея может стать одним из партнеров России в развитии Дальнего Востока. URL: https://minvr.ru/press-center/news/5330 (дата обращения 06.06.2017)).

источников, 14,2 % - федерального бюджета и 2,6 % - консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

6. Сложный механизм управления СПВ, который в соответствии с федеральным законом № 212-ФЗ включает наблюдательный совет, уполномоченный федеральный орган и общественный совет. При этом в сферу ответственности наблюдательного совета СПВ, состоящего почти из 60 чел. и собирающегося не реже 1 раза в квартал, входит широкий круг вопросов: «мониторинг экономических процессов на территории СПВ, а также рассмотрение и принятие мер, направленных на развитие субъектов РФ, входящих в состав ДВФО, улучшение инвестиционного и предпринимательского климата, соблюдение баланса интересов граждан, проживающих на территории СПВ, и предпринимателей; рассмотрение и принятие мер в целях недопущения, устранения избыточного или необоснованного вмешательства контрольных (надзорных) органов в деятельность резидентов СПВ (включая внесение предложений о проведении в отношении должностных лиц служебных проверок и применении к ним мер дисциплинарного характера); координацию деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам развития и функционирования СПВ; определение максимальной доли иностранных работников, привлекаемых резидентами СПВ; и иное». Это приводит к коллективной ответственности, сложности принятия решений. Довольно трудно собрать одновременно такое количество человек и принять единое решение! Более того, сфера ответственности уполномоченного федерального органа (Минвостокразвития РФ - авт.) выходит за пределы территории СПВ. Такой механизм, осложненный множественностью агентств и органов управления, негативно влияет на процесс управления.

7. Критерии отбора резидентов не соответствуют практическим запросам/ требованиям. Для приобретения статуса резидента СПВ необходимо:

- новый инвестиционный проект или указанные в заявке на заключение соглашения об осуществлении деятельности виды предпринимательской деятельности являются для него новыми;

- объем капитальных вложений не менее 5 млн руб. в срок, не превышающий 3 лет со дня включения индивидуального предпринимателя или юридического лица в реестр резидентов СПВ;

- при определении объема капитальных вложений учитываются затраты на создание (приобретение) амортизируемого имущества, а именно затраты на новое строительство, техническое перевооружение, модернизацию основных средств, реконструкцию зданий, приобретение машин, оборудования.

Соответствуют ли эти критерии целям создания СПВ - развитию восточных морских ворот Российской Федерации для интеграции в экономическое пространство государств Азиатско-Тихоокеанского региона и роста международной торговли? Его ближайшие конкуренты - это порты Китая, Республики Корея, Японии и других стран... Нужна очень сильная политическая поддержка повышения конкурентоспособности СПВ.

8. Сомнительна роль новых инструментов (ТОР, СПВ, дальневосточный гектар) в развитии Дальнего Востока России. Снова ничего не предлагается, кроме экспорта национальных ресурсов. Россия не сформулировала концепции и сегодня пытается заинтересовать иностранных инвесторов (потенциальных резидентов) предоставлением налоговых льгот и прочих преференций. Ключевое условие развития территории - возможность создания в ее рамках эффективной деловой активности. Бизнес заинтересован не только в налоговых льготах, но и в длительной, рентабельной (выгодной) деятельности (функционировании).

В докладе г-н Сон Вон Ён выразил положительное отношение к появлению федеральной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года», но отметил, что этого недостаточно. Необходимо ее проанализировать на соответствие новым реалиям. Нужны более эффективные дополнительные инструменты. Отсутствует программа демографического развития Дальнего Востока, затрагивающая вопросы образования, жилья и прочих социальных проблем в регионе, а также проекты развития инфраструктуры. А это трудовые ресурсы!

Резюмируя, профессор Сон Вон Ён сделал следующие предложения по улучшению инвестиционной привлекательности региона:

1. Переход от так называемой парадигмы государственно-частного партнерства между государством и экспортно-ориентированными крупными корпорациями, эксплуатирующими национальные ресурсы Дальнего Востока России, к стабильной модели регионального развития, основанной на модернизации и инновациях.

2. Создание не только специального финансового и институционального режима, но и нормально функционирующей системы сотрудничества, объединяющей факторы производства и создаваемую институциональную базу.

3. Развитие крупномасштабной инфраструктуры не только для экспорта, но и для улучшения комфорта внутренней и межрегиональной мобильности с созданием относительно благоприятных условий в социальной сфере (образование, медицинское обслуживание, жилье и культура).

Инфраструктурной модернизации недостаточно для ускорения социально-экономического развития Дальнего Востока России. Необходимо также преодолеть консерватизм государственных органов и рост бюрократии в регионах; высокий уровень коррупции и криминальных рисков; недостаточный уровень доходности деловой активности; разногласия и противоречия между региональными, муниципальными и федеральными органами власти; низкий уровень исполнительской дисциплины государственных целевых программ.

Другой корейский докладчик - г-н Чэ Чжин Ён (Choi Jin Young), систематизировал проблемы микроуровня на основе личного опыта получения статуса резидента. АО «Гидеон Систек» (Gideon Systech), представителем которой он является, соучредитель резидента свободного порта Владивосток № 96 - ООО «Городская

транспортная система»4. Своим корейским коллегам он рекомендовал обратить внимание на следующее.

1. Отсутствует детализированная инструкция или примеры заполнения документов потенциальными резидентами.

2. Все документы должны заполняться только на русском языке.

3. Не учитываются, не подпадают под действие налоговых льгот и преференций СПВ инвестиции, осуществляемые до получения статуса резидента (не применяется принцип обратной силы (retrospective application)). Свой инвестиционный проект ООО «Городская транспортная система» начала реализовывать с августа, а статус резидента приобрела только 31 октября 2016 г.

4. Важно профессиональное управление реализацией проекта для сохранения полученных преимуществ и статуса резидента (желательно с привлечением профессиональных консультантов).

5. Российский бухгалтерский учет отличается от корейских стандартов.

6. Требуется быстрая адаптация к местным законам и культуре после регистрации в качестве резидента.

В целом, по словам г-на Чэ Чжин Ёна, процедура получения статуса резидента СПВ может занять до 4 месяцев, из которых 2 - на подготовку бизнес-плана с привлечением консультантов и перевод, и 2 - на принятие решения уполномоченными органами СПВ.

В рамках этой же сессии докладчиками стали: глава Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Леонид Петухов (об инвестиционных возможностях на Дальнем Востоке России); директор департамента развития ТОР и СПВ Корпорации развития Дальнего Востока Николай Запрягаев (о продвижении программ «ТОР» и «Свободный порт Владивосток»); представитель администрации порта Пусан - города-побратима Владивостока (о международной бизнес-стратегии корейских корпораций в ТОР и СПВ). Дискуссанты сессии: г-н Хван Пён Хён - директор проекта Экспортно-импортного банка Кореи; Антон Скорик - председатель Ассоциации поддержки резидентов свободного порта Владивосток; Наталья Товмач - советник Агентства инвестиций и предпринимательства Камчатского края; Елена Заостровских - младший научный сотрудник ИЭИ ДВО РАН.

Вопросам транспортно-логистического и инфраструктурного развития российско-корейского сотрудничества была посвящена вторая сессия. Модератором выступил г-н Ким Донг Чжу (Kim Dong Ju) - президент Научно-исследовательского института поселений Кореи. Основными докладчиками стали: Игорь Хрущев -директор Владивостокского филиала ФГКУ «Росгранстрой» (об оценке

4 Вторым учредителем является МУП города Владивостока «Владивостокское производственное объединение пассажирского транспорта № 1», учредитель которого в свою очередь - администрация города Владивостока. Инвестиционный проект ООО «Городская транспортная система» в качестве резидента СПВ предполагает реализацию программы электронной оплаты услуг на городском транспорте, рассчитанной на 10 лет и включающей внедрение и развитие в Приморье универсальной единой пластиковой расчетной электронной системы. Объем инвестиций - 1,8 млрд руб.

перспектив проектов «Приморье-1,-2»; Александр Гордеев - генеральный директор ООО «ДВЗТ» (об инвестиционном проекте «Специализированный зерновой терминал в морском порту Зарубино»); г-н И Пэк Чжин (Lee Baek Jin) - научный сотрудник Научно-исследовательского института поселений Кореи (о трансграничных промышленных поясах и транспортной сети в Северном районе и Корейском полуострове); г-н Ким Ын Су (Kim Eun Soo) - директор департамента международных логистических исследований Корейского морского института (об эффективности стратегии участия корейских компаний в проектах международных транспортных коридоров). Дискуссанты сессии: вице-президент корпорации «Yooshin» г-н Пэ Сон Иль (Bae Sung II); управляющий директор Научно-исследовательского института поселений Кореи г-н Чон Чжин Гю (Jeong Jin Kyu); заместитель директора ООО «ДНИИМФ-Восточный» Михаил Холоша.

На третьей сессии затронуты вопросы рыбного промысла и строительства рыбопромысловых судов. Модератором выступил г-н Янг Чан Хо (Yang Chang Ho) - президент Корейского морского института. Основными докладчиками стали: инвестиционный директор Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Андрей Майоров (о перспективах российско-корейского сотрудничества в области рыбной промышленности и рыбопромыслового судостроения); старший директор по развитию бизнеса Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона Татьяна Панфилова; профессор Национального университета Пугён г-н Чан Ён Су (Jang Young Soo) (о создании и реализации рыбного кластера). Дискуссанты сессии: г-н У Сон Чжун (Woo Seung Jun) - менеджер Корейской корпорации промышленных комплексов; Владимир Галицин - заместитель главы правительства Камчатского края - министр рыбного хозяйства Камчатского края; Арслан Висаидов - генеральный директор «Южный терминал» - резидент свободного порта Корсаков (Сахалинская обл.); Сергей Лелюхин - генеральный директор АО «Дальневосточный аукционный рыбный дом».

В рамках заключительной четвертой сессии рассматривались вопросы энергетики. Модератором выступил Артем Лукин - заместитель директора по науке Школы региональных и международных исследований ДВФУ Основными докладчиками стали: Сергей Ковалев - директор департамента промышленности Приморского края (о развитии Восточного нефтехимического комплекса); г-н Ян Ый Сок (Yang Euy Seok) - глава отдела Института энергетической экономики (о планах российско-корейского сотрудничества в области энергоресурсов на Дальнем Востоке). Дискуссанты сессии: генеральный менеджер Корейской корпорации земель и жилищного строительства г-н Квон О Гён (Kwon Oh Kyung), репортер газеты «Спутник» г-н Чан Мён Су (Jeon Myung Soo), руководитель филиала ООО «Эрнст энд Янг» во Владивостоке Алексей Ерохин, директор по развитию бизнеса по Дальневосточному региону GE Rus LLC Олег Шестаков.

Кроме того, на площадке форума прошли бизнес-встречи российских и корейских компаний в формате B2B «2017 Made with Russia», успешно

организованные Торговым отделом Генерального Консульства Республики Корея в г. Владивосток (КОТРА), а также заседание совместной с Приморским краем рабочей группы «Knowledge Sharing Program» (KSP). В ходе данного заседания был предоставлен итоговый отчет исследования острова Русский на примере острова Чечжу. Исследование проведено за счет средств гранта Министерства стратегии и финансов Республики Корея при участии специалистов ведущих корейских университетов Кукмин и Корё, а также представителей КOTRA и других организаций5. В ходе презентации отчета отмечено, что основной точкой роста острова Русский должно стать создание конгрессно-выставочного центра и высокотехнологичного индустриального парка6, а дополнительной мотивацией для потенциальных инвесторов - интеграция в развитие территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток.

Таким образом, VII Дальневосточный корейско-российский форум стал традиционной площадкой для поиска и обсуждения актуальных для представителей научного и бизнес-сообщества двух стран вопросов, решение которых будет способствовать расширению инвестиционного сотрудничества между Республикой Корея и Российской Федерацией, поиску направлений стратегического партнерства корейских и российских компаний и развитию региона в целом. На недавней двусторонней встрече министра Минвостокразвития России Александра Галушко и специального посланника Президента Республики Корея Сон Ен Гилем отмечено, что Республика Корея может стать одним из ключевых партнеров России в развитии Дальневосточного региона. По мнению министра, есть большой потенциал для сотрудничества двух территорий в таких сферах, как рыболовство, аквакультура, рыболовное судостроение, сельское хозяйство. Так, только на втором Восточном экономическом форуме между российскими и корейскими компаниями подписано 12 соглашений на сумму 240 млн долл. США7.

© Ниязова М. В., 2017 © Niyazova М.У., 2017

Для цитирования:

Ниязова М. В. VII Дальневосточный корейско-российский форум // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2017. № 2(79). С. 138-145.

5 Корейские специалисты предложили концепцию развития Русского острова / URL: https://vostokmedia. com/news/society/22-04-2017/koreyskie-spetsialisty-predlozhili-kontseptsiyu-razvitiya-russkogo-ostrova (дата обращения 06.06.2017).

6 Справочно: 30 мая 2017 г. распоряжением Правительства РФ № 1134-р утверждена концепция развития острова Русский, которая предполагает его развитие к 2027 г. как международного научно-образовательного и технологического кластера, и территории опережающего социально-экономического развития. Реализация концепции предполагается в рамках государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». Концепцией определено, что бюджетное финансирование на реализацию инвестиционных проектов не может превышать 30 % объема заявленных частных инвестиций.

7 Корея может стать одним из партнеров России в развитии Дальнего Востока. URL: https://minvr.ru/press-center/news/5330 (дата обращения 06.06.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.