Научная статья на тему 'Российско-корейское экономическое сотрудничество: проблемы и перспективы развития'

Российско-корейское экономическое сотрудничество: проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
155
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российско-корейское экономическое сотрудничество: проблемы и перспективы развития»

ХРОНИКА

Российско-корейское экономическое сотрудничество:

проблемы и перспективы развития

18-19 апреля 2017 г. во Владивостоке состоялся VII Дальневосточный российско-корейский форум. Форум прошел по инициативе Генерального консульства Республики Корея в г. Владивосток, Корейского морского института (Korea Maritime Institute), Торгового отдела Генерального Консульства Республики Корея в г. Владивостоке (КОТРА). Кроме организаторов корейскую стороны представляли: Научно-исследовательский институт поселений Кореи, Администрация порта Пусан, Экспортно-импортный банк Кореи, Представительство провинции Канвон, Корейская корпорация промышленных комплексов, Корпорация «Yooshin», ряд частных компаний рыбной отрасли, логистики, строительства, холодильного оборудования и складирования продукции промышленного производства. С российской стороны в работе форума приняли участие представители Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, члены Законодательного Собрания Приморского края, Администрации Приморского края, сотрудники органов исполнительной власти субъектов Дальневосточного федерального округа, Фонда развития Дальнего Востока, Корпорации развития Дальнего Востока и других государственных организаций и частных компаний, заинтересованных в совместном с зарубежными партнерами развитии бизнеса на дальневосточных территориях. Всего в работе форума приняли участие более 200 человек.

За последние полтора десятка лет возросла геополитическая и эконо -мическая роль АТР, которая изменила баланс между экономическими центрами мировой экономики. Объективная реальность требует усиления национальных интересов территорий на востоке России с учетом интеграционных позиций быстро развивающихся соседних государств. Федеральный закон № 473-ФЗ от 29.12.2014 г. «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской федерации» инициировал выгодные правовые условия для деловых структур Дальнего Востока и зарубежных партнеров, желающих инвестировать в новые виды деятельности на удобных для бизнеса условиях. Природные богатства, земли, предоставляемые в аренду на срок до 70 лет, позволяют получать здесь пространственную и природно-ресурсную ренту.

Территории опережающего развития (ТОР) должны стать инструментом для закрепления проживания здесь населения, создания более привлекательных условий труда на новых высокотехнологичных предприятиях, выпускающих конкурентоспособную продукцию и обеспечивающих более высокие доходы и отчисления их в бюджеты субъектов РФ, муниципальных образований для решения социальных проблем.

Партнеров из стран АТР привлекают богатые природные ресурсы Дальнего Востока, преимущества географического положения территорий опережающего развития и Свободного порта Владивосток (СПВ), возможности при невысоких издержках получать инновационную продукцию для более широкого включения в азиатские рынки.

Актуализация перечисленных интересов и нерешенных проблем определили цели и задачи форума:

1) расширение практического сотрудничества между Республикой Корея и Российской федерацией в развитии Дальнего Востока;

2) поиски направлений сотрудничества частных компаний Республики Корея и Российской Федерации.

В приветственном обращении к участникам форума генеральный консул Республики Корея Ли Сок Пэ отметил, что сотрудничество Приморья со страной-соседом началось не сегодня. Важно объединить усилия, чтобы обеспечить взаимовыгодные отношения на 50-100 лет вперед. Владимир Миклушевский, губернатор Приморского края, подчеркнул беспрецедентные меры поддержки бизнеса, механизмы которых востребованы у инвесторов, и на конкретных примерах показал, почему надо вкладываться в Приморье.

Работа форума проходила по четырем сессиям.

На сессии 1 «Стратегии развития Дальнего Востока» рассмотрены вопросы привлекательности региона, его перспективы исходя из «Программы развития Дальнего Востока и Забайкалья» (2016 г.).

Особую критику со стороны корейских партнеров вызвал доклад Д.В. Тихонова (СПВ) «Продвижение программ «ТОР» и «Свободный порт Владивосток». Так, профессор Сон Ван Ен (Университет Инчхон) справедливо отметил «распыленность» внимания к 15 ТОР, организованным в регионе при наличии большого количества органов поддержки, что ограничивает успешность получения статуса резидента для корейских компаний и главное - неэффективно характеризует работу по этим проектам.

Выражая мнение большинства потенциальных инвесторов, представитель корейского бизнеса Чен Джи Йон (компания «Gideon Sysctech») назвал и другие трудности вхождения в ТОР: оформление заявки только на русском языке; предоставление бизнес-плана с анализами и отчетами, заказанными у консалтинговой или аудиторской фирмы; крайне ограниченные сроки рассмотрения заявок.

На сессии 2 «Транспорт-логистика-инфраструктура» представитель Администрации Приморского края в докладе «Оценка и перспективы проектов международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2» подчеркнул значимость современных транспортных коридоров из китайской провинции Хэйлунцзян в российский порт Находка и из провинции Цзилинь в порт Зарубино. Благодаря сокращению пути, снижению стоимости транспортировки и экономии времени издержки предприятий могут уменьшиться на 1 млрд долл., а грузоотправителей Китая - до 700 млн долл. В свою очередь Свободный порт Владивосток и ТОРы Приморского края к 2030 г. по МТК "Приморье-1" смогут осуществлять доставку 7 млн т контейнерных грузов и 5 млн т зерна, а по МТК "Приморье-2" - до 15 млн т контейнерных грузов и 23 млн т зерна, имеющего большой спрос в странах АТР. Для удовлетворения данного спроса предложены проекты строительства зернового терминала в порту Зарубино, специализированных перегрузочных комплексов (зернового,

контейнерного и бункеровочного терминалов) в бухте Троицы. Наряду с этим в докладе отмечена одна из основных проблем развития международных транспортных коридоров - плохое качество краевых автодорог, которые не в состоянии обслужить растущие грузовые и пассажирские потоки

В свою очередь Корейская корпорация земель и жилищного строительства (KRIIIS) признала огромное значение логистических маршрутов по поставке грузов из Пусана в северо-восточные провинции Китая. При этом было высказано пожелание ввести упрощение ряда таможенных процедур на территории России, а также с учетом особенностей развития двух стран разработать новые механизмы сотрудничества.

На сессии 3 «Рыбный промысел, строительство рыболовных судов» директор Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта А.С. Майоров показал проблемы российско-корейского сотрудничества в сфере рыбодобычи и рыбопереработки. Это условия получения квот иностранными компаниями, законы, регламентирующие этот процесс, отсутствие верфей для производства рыбопромысловых судов под ключ и др. Докладчик подчеркнул, что именно под строительство нового рыболовецкого судна на российских верфях выделяется 15%-ная квота. Отметил высокую потребность региона в холодильных мощностях, низкий уровень развития аква-культуры при наличии огромного потенциала отрасли и отсутствии каких-либо ограничений.

В комментариях по докладу корейские специалисты отметили отсутствие точной и оперативной российской информации, невнятную трактовку законов и условий ведения бизнеса, что осложняет выход на рынок частным корейским компаниям.

Профессор Чан Ен Су (Корейский университет Пуген) показал расчеты строительства холодильных мощностей, способных обеспечить грузопоток в 100 тыс. т. Это потребует дополнительного рассмотрения объемов вылова рыбы, не подходящих под ОДУ, например сельди и сардины. Решить эту проблему можно в случае создания рыбохозяйственного кластера, где будут использованы российские ресурсы и корейские технологии с целью изменить грузопотоки рыбы на российский рынок и создать современную отрасль рыбопереработки.

Более детально проблему развития аквакультуры осветила Т.В. Панфилова. Она отметила критично низкое количество соответствующих предприятий при том, что имеется сильная научная школа по ее исследованию. В ответ корейская сторона предложила для научных разработок, создания необходимой инфраструктуры в регионе объединить АО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона» и Российско-корейскую инвестиционную платформу по совместному финансированию проектов, направленных на развитие аква-культуры.

В ходе сессии 4 обсуждались проблемы энергетики. В частности, анализировалась готовность проекта по формированию нефтехимического кластера, который на 100 % реализуется за счет средств компании «Роснефть» (докладчик А.С. Майоров).

Представитель Корейского института экономики Ян Эй Сон отметил причины, сдерживающие участие корейских партнеров в реализации энергетических проектов: неопределенность ситуации, отсутствие координации хозяйствующих систем России и Республики Корея, разные институциональная

политика и нормативно-правовая база. Ученый предложил выработать правила взаимовыгодного сотрудничества.

В подтверждение представитель Земельной корпорации и жилищного строительства «LandHous» Квон Он Ген отметил важность соблюдения обоюдных интересов при строительстве кластеров, обустройстве промышленных территорий и предложил в качестве надёжного контрагента на долгосрочную перспективу свою компанию, имеющую большой опыт в этой сфере.

В контексте развития энергетической инфраструктуры и логистики господин Чан Ён Су (компания «Korea National Oil Corporation») обратил внимание на необходимость создания на Дальнем Востоке нефтяных терминалов. Отметил высокую целесообразность строительства в приморском поселке Козь-мино НХК по производству продукции с высоким переделом при наличии налоговых льгот, которые следует анализировать наряду с преференциями по доступу к земле.

Учитывая мировые тенденции по превышению предложения над спросом на глобальном рынке, представитель фирмы «General Electric» предположил, какие могут быть условия для осуществления инвестиций в нефтедобычу и нефтепереработку, если компании очень сдержанно решаются на дополнительные инвестиции. Как вариант, по его мнению, необходимы проекты государственно-частного партнерства в строительстве дорог, реализации медицинских, инфраструктурных и социальных проектов.

Как показал очередной российско-корейский форум, экономическое сотрудничество между Россией и Республикой Корея имеет положительную динамику. Но очевидно, что его развитие идет еще медленными темпами и его потенциал не полностью реализован. По-прежнему актуальны для развития российско-корейского сотрудничества корректировка механизмов и инструментов управления территориями опережающего развития (ТОР), привлечение иностранных инвестиций и создание институциональных условий для безрискового ведения хозяйственной деятельности партнеров из стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

В.В. Соколенко

Адрес сайта в сети интернет: http://jem.dvfu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.