Научная статья на тему 'Вьетнамская экономика сегодня: достижения и проблемы'

Вьетнамская экономика сегодня: достижения и проблемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
870
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЬЕТНАМ / VIETNAM / ЭКОНОМИКА / ECONOMY / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / MACROECONOMIC INDICATORS / ИНФЛЯЦИЯ / INFLATION / БАНКИ / BANKS / ГОСДОЛГ / БЮДЖЕТ / BUDGET / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОРЫВЫ / STRATEGIC BREAKTHROUGHS / ЗОНАСВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ / NATIONAL DEBT / FREE-TRADE AREA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тригубенко Марина Евгеньевна

На сегодняшний день Вьетнам по уровню социально-экономического развития относится к динамично развивающимся странам. Во многом этому способствовал экономический курс Doi Moi, подразумевающий глобальную модернизацию народного хозяйства страны. Однако существует и ряд проблем, снижающих эффективность экономической политики Doi Moi. Цель. Определить возможности продолжения в 2016-2020 гг. устойчиво высоких темпов экономического роста, основные задачи для перехода на новую модель. Задачи. Выявить основные проблемы и риски, способствующие снижению эффективности экономической политики Вьетнама. Методология. В исследовании использованы общие метода научного познания, статистической базой послужили данные Министерства финансов Социалистической Республики Вьетнам (СРВ) Результаты. Выделены основные проблемы, сдерживающие эффективность экономической политики Doi Moi, к ключевым из которых относятся инфляция, двухуровневая структура иностранной валюты forest, наличие долга по внешним и внутренним заимствованиям и др. Отмечена особая роль партнерских отношений Вьетнама с Россией, обеспечивающих экономический рост страны путем развития нефтегазовой отрасли, военно-технического сотрудничества и др. Доказано, что, несмотря на трудности, Вьетнам сохранил высокие темпы развития экономики и в основном определил траекторию развития в 2016-2020 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vietnamese Economy Today: Achievements and Challenges

In terms of the level of socio-economic development, Vietnam currently pertains to dynamically developing countries. This is largely due to the Doi Moi policy, which entails global modernization of the national economy. However, there is a number of problems that reduce the efficiency of the Doi Moi policy. Aim. This study aims to evaluate the prospects of maintaining the high rate of economic growth in 2016-2020 and major challenges for making the transition towards a new model. Tasks. This study identifies major problems and risks that reduce the efficciency of Vietnam’s economic policy. Methods. The study uses general methods of scientific cognition and statistical data provided by the Ministry of Finance of the Socialist Republic of Vietnam (SRV). Results. Key problems that limit the efficiency of the Doi Moi policy are identified, namely: inflation, two-tiered foreign exchange structure “forest”, foreign and domestic debt, etc. The special role of Vietnam’s partnership with Russia is emphasized, which also ensures the country’s economic growth through the development of the oil and gas industry, military and technical cooperation, etc. It is shown that despite all the difficulties, Vietnam maintains the high rate of economic development and has largely determined the trajectory of development in 2016-2020.

Текст научной работы на тему «Вьетнамская экономика сегодня: достижения и проблемы»

Вьетнамская экономика сегодня достижения и проблемы*

Vietnamese Economy Today: Achievements and Challenges

УДК 330.34 (597)

J

<

О

Тригубенко Марина Евгеньевна

ведущий научный сотрудник Института экономики Российской академии наук (Москва), кандидат экономических наук, доцент 117218, Москва, Нахимовский пр., д. 32

Маrinа Е. Тrigubenkо

Institute of Economics of the Russian Academy of Science Nakhimovskiy Ave 32, Moscow, Russian Federation, 117218

На сегодняшний день Вьетнам по уровню социально-экономического развития относится к динамично развивающимся странам. Во многом этому способствовал экономический курс Doi Moi, подразумевающий глобальную модернизацию народного хозяйства страны. Однако существует и ряд проблем, снижающих эффективность экономической политики Doi Moi.

Цель. Определить возможности продолжения в 2016-2020 гг. устойчиво высоких темпов экономического роста, основные задачи для перехода на новую модель. Задачи. Выявить основные проблемы и риски, способствующие снижению эффективности экономической политики Вьетнама. Методология. В исследовании использованы общие метода научного познания, статистической базой послужили данные Министерства финансов Социалистической Республики Вьетнам (СРВ)

Результаты. Выделены основные проблемы, сдерживающие эффективность экономической политики Doi Moi, к ключевым из которых относятся инфляция, двухуровневая структура иностранной валюты forest, наличие долга по внешним и внутренним заимствованиям и др. Отмечена особая роль партнерских отношений Вьетнама с Россией, обеспечивающих экономический рост страны путем развития нефтегазовой отрасли, военно-технического сотрудничества и др. Доказано, что, несмотря на трудности, Вьетнам сохранил высокие темпы развития экономики и в основном определил траекторию развития в 2016-2020 гг.

Ключевые слова: Вьетнам, экономика, макроэкономические показатели, инфляция, банки, госдолг, бюджет, стратегические прорывы, зона свободной торговли

In terms of the level of socio-economic development, Vietnam currently pertains to dynam-

ically developing countries. This is largely due to the Doi Moi policy, which entails global modernization of the national economy. However, there is a number of problems that reduce the efficiency of the Doi Moi policy. Aim. This study aims to evaluate the prospects of maintaining the high rate of economic growth in 2016-2020 and major challenges for making the transition towards a new model. Tasks. This study identifies major problems and risks that reduce the efficciency of Vietnam's economic policy.

Methods. The study uses general methods of scientific cognition and statistical data provided by the Ministry of Finance of the Socialist Republic of Vietnam (SRV). Results. Key problems that limit the efficiency of the Doi Moi policy are identified, namely: inflation, two-tiered foreign exchange structure "forest", foreign and domestic debt, etc. The special role of Vietnam's partnership with Russia is emphasized, which also ensures the country's economic growth through the development of the oil and gas industry, military and technical cooperation, etc. It is shown that despite all the difficulties, Vietnam maintains the high rate of economic development and has largely determined the trajectory of development in 2016-2020.

Keywords: Vietnam, economy, macroeconomic indicators, inflation, banks, national debt, budget, strategic breakthroughs, free-trade area

2016 г. был первым годом пятилетки (20162020 гг.), которая была утверждена XII съездом Компартии Вьетнама в январе 2016 г. На съезде произошла смена глав законодательной, исполнительной власти и полномочий президентом Вьетнама досрочно, что свидетельствует как об обновлении кадрового состава, так о проблемах руководства, которые снижали эффективность экономической политики

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ. Проект «Проблемы имплементации и ожидаемые эффекты Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Социалистической Республикой Вьетнам» № 16-27-09001.

Doi Moi — политики обновления. Предстоит решить несколько проблем, накопившихся в прежние годы.

Первая и главная проблема — это инфляция. Ее темпы роста зависят от многих причин, среди которых в немалой степени колебания валютного курса доллар/донг. Продолжает существовать двухуровневая структура рынка иностранной валюты forest, официальный и неофициальный (USD «black market»), на которых обмен совершается по разным валютным курсам. На «черном» долларовом рынке курс более высокий, чем официальный, устанавливаемый госбанком.

Государство, борясь с возросшим денежным оборотом (М2), как одной из причин, вызывающих инфляцию, ввело запрет на наличные расчеты в приобретении недвижимости, ценных бумаг, акций фондового рынка. Была попытка перейти на электронную торговлю, осуществлять платежи на основе электронных денег и пластиковых карт. Однако этого не произошло, 50 млн граждан Вьетнама, обладающих дебитными и кредитными картами, используют их только для снятия наличных средств в банкоматах.

Вьетнам, агитируя за переход на инновационную модель, не снижает темпы вложения в экономику инвестиционного капитала, и это привело к появлению огромного долга по внешним и внутренним заимствованиям. Уже в 2011 г. процент госдолга к ВВП достиг 57,8%, суверенного долга — 44,5% [1-2].

На XII съезде прозвучала критика низкой конкурентоспособности экономики Вьетнама. В 2011 г. в глобальной конкуренции Вьетнам занимал 65-е место среди 162 стран мира по четырем индикаторам: роста инфляции, роста дефицита бюджета в ВВП, низкого качества образования, бюрократических административных расходов.

Переходный период развития рыночных отношений сопровождался организацией рыночных институтов, в работе которых есть много недостатков. На рынке недвижимости в период бума возник кризис продаж из-за высоких цен на приобретение жилья или организации офиса, была установлена высокая процентная ставка на кредиты в донгах. В результате многие строительные фирмы обанкротились или перепрофилировались на другие виды деятельности.

Кризис затронул фондовый рынок, который с 2007 г. на двух площадках в Ханое и Хошимине быстро набирал обороты после кризиса 2008 г. В 2011 г. оборот ценных бумаг сократился в 50 раз к объему продаж 2007 г. и пока работает неэффективно.

На объем продаж на рынке золота влияет разница высокой мировой цены и низкой це-

ны золота на отечественном рынке, постоян- § ные колебания курса американского доллара § к донгу и продолжение существования во Вьет- £

ш

наме официального и «черного» валютных рынков.

Несмотря на указанные трудности, в 2011- з

2015 гг. экономика развивалась устойчиво вы- ^

сокими темпами роста. Вьетнам накопил до- ^

статочно предпосылок, необходимых для объ- |

явленных на съезде стратегических прорывов. ^

Ниже приведены итоги 2011-2015 гг. [3-7]. |

1. Объем ВВП в 2015 г. — 202 млрд. долл. £

ш

США. Среднегодовой рост ВВП за 5 лет — ^ 5,91%, в том числе: 5

♦ промышленность и капитальное строительство — 7,22%;

♦ сельское, лесное, рыбное хозяйства — 3,12%;

♦ сервисные отрасли — 6,68%.

2. Инвестиции в целом за 5 лет — 5617 трлн донгов.

В % по общественным укладам:

♦ госсектор — 39,1%;

♦ негосударственные уклады — 38,3%;

♦ сектор с иностранными инвестициями — 22,6%.

3. Прямые иностранные инвестиции в целом за 5 лет — 100,3 млрд долл. США.

4. Промышленное производство в 2015 г.:

♦ уголь — 41,5 млн т;

♦ электроэнергия — 157,9 млрд кВт • ч;

♦ нефть сырая — 18,7 млн т;

♦ мобильные телефоны — 239 млн ед.;

♦ обувь — 278 млн пар.

5. Продукция сельского, лесного, рыбного хозяйств в 2015 г.:

♦ зерно — 50,5 т;

♦ мясо — 4,8 млн т;

♦ аквакультуры — 3,5 млн т;

♦ ткани — 8,7 млн м;

♦ новые лесопосадки — 241 000 га.

6. Розничная торговля и сервис за 5 лет — 13 167 трлн донгов.

В том числе в %:

♦ торговля — 74,8%;

♦ запасы — 12,2%;

♦ сервис (туризм) — 13%.

7. Инфляция, снижение по годам:

2011 г. — 18,6%, 2012 г. — 9,2%, 2013 г. — 6,6%, 2014 г. — 4,1%, 2015 г. — 0,6%.

8. Бюджет в целом за 5 лет:

♦ по доходам — 4074 трлн донгов;

♦ по расходам — 5116 трлн донгов;

♦ дефицит бюджета в % ВВП в 2015 г. — 5,7%.

9. Внешняя торговля за 5 лет:

♦ экспорт — 655,6 млрд долл. США;

♦ импорт — 659,9 млрд долл. США. Структура экспорта Вьетнама, млрд долл. США:

§ ♦ электроника, компьютеры и прочие высо-§ котехнологичные товары — 50,2; 5 ♦ телефоны и запчасти — 94,1;

ш

^ ♦ обувь — 44,5;

♦ морепродукты — 33,3.

Структура импорта Вьетнама, млрд долл.

§ США:

о

^ ♦ электроника, компьютеры — 80,8;

| ♦ нефтепродукты — 38,6;

^ ♦ чугун — 34,4;

| ♦ сталь — 34,4;

о! ♦ пластмассы — 27,5;

ш

^ ♦ текстиль-сырье — 42,0. з 10.Валютные резервы в 2015 г. — 40 млрд долл. США. 11. В социальной сфере процент бедности сократился до 7%, безработица — до 2,33%. К нерешенным проблемам относится долг по внешним заимствованиям (41,5% ВВП в 2015 г.), по внутренним займам (48,9% в 2015 г.) из-за крупной кредитной и безвозмездной помощи Донорского сообщества.

Макроэкономические показатели на 2020 г., утвержденные XII съездом КПВ в 2016 г.:

• среднегодовой рост ВВП за 5 лет — 6,5-7%, производство ВВП на душу населения по валютному курсу в 2020 г. — 3000-3500 долл.;

• совокупная доля промышленности и услуг в ВВП в 2020 г. — 85%;

• дефицит бюджета в 2020 г. — 4% ВВП;

• уровень безработицы в городских районах в 2020 г. ниже 4%.

Показатели, определяющие качество экономического роста, по семи стратегическим прорывам в 2016-2020 гг.:

1) совершенствование рыночной экономики с социалистической ориентацией;

2) фундаментальное и всестороннее обновление образования;

3)развитие трудовых ресурсов, особенно высококвалифицированных кадров;

4) построение синхронной инфраструктуры;

5) совокупная и синхронная реструктуризация экономики одновременно с обновлением модели роста;

6) индустриализация и модернизация страны с упором на сельскохозяйственную индустриализацию и модернизацию;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7) решение проблемы реструктуризации госпредприятий, госбюджета, проблемы «плохих долгов» и государственного долга в целях сохранения экономической безопасности.

По данным ЦСУ СРВ, в 2016 г. продолжился рост ВВП на 6,5%, в том числе в промышленности — на 7,3%, в обрабатывающих отраслях промышленности — на 11%, в розничной торговле — на 9,5%, в сфере услуг — на 11,4%.

Из-за стихийных бедствий произошло сокращение сельскохозяйственного производства,

где уровень механизации пока еще низкий. Применение высоких технологий в экспорто-ориентированных отраслях позволило нарастить производство овощей, фруктов, а их экспорт в 2016 г. превысил экспорт риса.

В 2016 г. продолжился рост экспорта (на 7,5% к 2015 г.) и импорта (на 3,5% к 2015 г.) и, как в 2011-2015 гг., сохранилось положительное торговое сальдо: экспорт — 159,5 млрд долл. США, импорт — 156,6 млрд долл. США.

Несколько повысилась инфляция, из-за того что в 2016 г. на отечественном рынке наблюдался рост цен на бензин, услуги в здравоохранении, что повысило среднюю базовую ставку инфляции по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,82%.

Произошло улучшение инвестиционного климата вследствие жестких мер, предпринятых новой командой хозяйственных руководителей против коррупции, злоупотребления властью, растрат госимущества и прочих нарушений. Эти меры стимулировали приход в экономику новых инвесторов. В 2016 г. были зарегистрированы 101 600 новых частных предприятий (рост за год на 48,1%) с общим уставным капиталом 797,7 трлн донгов (рост за год на 48,1%).

Правительство Вьетнама в 2017 г. будет и дальше стимулировать расширение масштабов частнопредпринимательской деятельности, чтобы частный сектор превратился в основную движущую силу экономического роста.

Будет продолжена приватизация крупных государственных компаний и сохранится государственное регулирование ценовой политики на внутреннем рынке, включая цены на энергоносители и сельхозпродукцию.

В 2017 г. рост ВВП может составить 6,7%, т. е. тем самым он превысит рост мирового ВВП, который, согласно прогнозу МВФ, возрастет в 2017 г. на 3,4% против 3,1% в 2016 г.

В текущем пятилетии Вьетнам продолжает усиливать свое присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе и ориентируется во внешнеэкономической деятельности на стратегических партнеров. Особое место сейчас имеет сотрудничество Вьетнама с Россией. Российское руководство выделило Вьетнам в число трех самых важных (наряду с Китаем и Индией) стратегических партнеров России в Азии, о чем было сказано в указе Президента РФ В. В. Путина № 605 от 7 мая 2012 г.

Скрепами двусторонних отношений еще в 1994 г. стал Договор об основных принципах сотрудничества между РФ и СРВ. Во время первого визита президента В. В. Путина в Ханой в 2001 г. странами была подписана Декларация о стратегическом партнерстве.

Сотрудничая с Вьетнамом, Россия учитывает возросшую его роль в мировой и региональ-

ной политике. Вьетнам прилагает большие усилия для продвижения России в АСЕАН, начиная с поддержки получения Россией статуса полноправного партнера АСЕАН по диалогу в 1996 г.

Вьетнам стал первым координатором отношений РФ с АСЕАН в 1996-1999 гг., а в 2010 г. в качестве председателя АСЕАН Вьетнам организовал 2-й саммит АСЕАН — Россия и активно продвигал в Ассоциации Комплексную программу действий по развитию сотрудничества РФ — АСЕАН в 2005-2015 гг.

СРВ проявляет инициативы, поддерживая переговоры по созданию зоны свободной торговли АСЕАН — РФ, содействуя развитию военного сотрудничества АСЕАН — РФ в многостороннем формате.

В Восточной Азии Вьетнам, пожалуй, единственная страна, которая постоянно выступает с общей позицией с Россией во всех самых влиятельных международных и региональных организациях (ООН, АТЭС, АРФ, ВАС, Форуме Азия — Европа (АСЕМ)), в диалоговых механизмах АСЕАН — Стратегическом диалоге по внешней политике, обороне и безопасности, Стратегическом диалоге по обороне на уровне замминистров, включая Совещание министров обороны АСЕАН с партнерами по диалогу (СМОА+), в Диалогах Шангри.

Экономический рост во Вьетнаме обеспечивает сотрудничество с Россией в развитии нефтегазовой отрасли.

Россия продолжает держать высокую планку присутствия в нефтегазовой отрасли Вьетнама. После монопольного положения СП «Вьетсовпетро» в ТЭК страны появились новые российские инвесторы, в том числе работающие с вьетнамцами на российской территории.

Совместная компания ООО «Русьвьетпетро» по добыче нефти в Ненецком автономном округе РФ ввела в эксплуатацию три крупных нефтяных месторождения (Западно-Хоседаюское, Северо-Хоседаюское и Висовое).

Одновременно расширился фронт работ во Вьетнаме совместных компаний «Газпромвьет», «ТНК-ВР менеджмент», «Лукойл оверсиз» (Lukoil Overseas).

ОАО «Газпром» приступил во Вьетнаме к добыче газа с месторождений «Мок Тинь» и «Хай Тхать» на лицензионных блоках 05-2 и 05-3 на юго-восточной части шельфа Вьетнама.

Было продолжено совместное предпринимательство на территории России, разработка Долгинского нефтяного месторождения, расположенного в центральной части Печорского моря. Печорское море находится в России в юго-восточной части Баренцева моря в Северном Ледовитом океане между островами Колгуев и Войгач. Запасы углеводородов, залегающие

там на глубине 35 м, геологами оцениваются g более чем в 200 млн т. g

Обсуждается сотрудничество с Вьетнамом if

ш

в другом заполярном регионе России — Яма- ^ ло-Ненецком автономном округе (ЯНАО), чрез- ^ вычайно богатом нефтегазовыми месторожде- s ниями.

о

Руководители ОАО «Газпром» и ГК «Пет- ^ ровьетнам» подписали рамочное соглашение | о совместной реализации проекта разработки ^ в ЯНАО Северо-Пуровского нефтегазового ме- i сторождения. i

Другой крупный инвестпроект — это раз- g работка ОАО «Газпром» и ГК «Петровьетнам» s Нагумановского нефтегазового месторождения в России в Оренбургской области.

Среди других инвестпроектов во Вьетнаме есть те, продукция которых ориентирована не только на вьетнамский рынок, но и в АСЕАН: продукция Уралвагонзавода (сборка в СРВ подвижного состава), производство авиатехники в РФ и ее обслуживание сервисными центрами СРВ для других стран АСЕАН — покупателей российских самолетов и вертолетов.

Сотрудничество Вьетнама с Россией в нефтегазовом секторе в основном развивается на межправительственной основе и на государственном уровне. В других проектах российско-вьетнамского сотрудничества участвуют представители малого и среднего бизнеса. вьетнамская компания «Инцентра» совместно с Банком инвестиций и развития (BIDV) занималась строительством в Москве культурно-торгового центра с гостиницей «Ханой — Москва», в котором вьетнамские предприниматели могут купить или арендовать торговые и офисные площади и жилье. Уже запущен совместный проект создания на территории России кластера легкой промышленности, где вьетнамский частный бизнес может наладить швейное производство и производство по переработке российской сельхозпродукции.

Развитие производства мясомолочной продукции в РФ начала крупная вьетнамская частная «Корпорация TH-True Milk» в Калужской области. Она развивает деловые связи в других странах, обладая передовыми технологиями по производству экологически чистого молока и другой молочной продукции, и 23 марта 2016 г. подписала соглашение с правительством Калужской области. Оно стало первой формой сотрудничества одного из регионов РФ с вьетнамской частной компанией.

Военно-техническое сотрудничество России и Вьетнама в текущем пятилетии приобрело новые формы и служит сдерживанию китайских амбиций по захвату чужих территорий в Южно-Китайском море и сохранению безопасности в Юго-Восточной Азии.

§ Военно-техническое сотрудничество России § включает:

£ • продажу Вьетнаму российского оружия,

ш

^ • производство по договоренности на военных предприятиях РФ различных его типов, в основном для военно-морского флота ^ СРВ (совместное производство новых видов ^ производства на территории России или на | территории Вьетнама).

^ Вьетнам находится в первой пятерке круп-| ных зарубежных покупателей российского о! оружия. В 2014 г. Россия с оборотом 10 млрд ^ долл. вышла на 2-е место в мире после США по з объему продаж вооружений. С Вьетнамом подписаны военные контракты на сумму 4,5 млрд долл.

Наиболее значительными стали контракт в 2 млрд долл. о продаже шести подлодок проекта 636 «Варшавянка», контракт на 1 млрд долл. на приобретение Вьетнамом партии многофункциональных истребителей Су-30МК2.

Началось сотрудничество по производству ракетных катеров (проект 1241 «Молния»). Проект разработан российским ОАО «Центральное конструкторское бюро „Алмаз"».

С 2010 г. к строительству во Вьетнаме катеров «Молния» примкнула генеральная судостроительная компания Вьетнама «Башон».

Сотрудничество в строительстве военных кораблей помогает осваивать во Вьетнаме новые образцы гражданского судостроения.

В XXI в. Вьетнам активно участвует в зонах свободной торговли и благодаря беспошлинной торговле достиг высоких показателей внешней торговли.

Как член АСЕАН с 1995 г. Вьетнам сотрудничает в ее зоне свободной торговли (АФТА) наряду с РК, Японией, Китаем, Австралией, Новой Зеландией, Индией. Отдельно в двусторонней зоне свободной торговли Вьетнам сотрудничает с Японией, Китаем, Республикой Корея. Завершаются переговоры о присоединении Вьетнама к зоне свободной торговли ЕС.

После организационного оформления Евразийского экономического союза в 2015 г. была создана зона свободной торговли «ЕАЭС — СРВ», где будут учитываться плюсы, а также минусы работы Вьетнама в зонах свободной торговли.

Опыт участия Вьетнама в зонах свободной торговли на двусторонней и многосторонней основе имел некоторые сравнительные преимущества по сравнению с обычной торговлей:

• беспошлинный доступ на региональные рынки развитых стран. По основным товарам экспортные и импортные пошлины снижены более чем на 90% и выше;

• увеличились поставки высокотехнологических товаров и необходимого оборудования

для индустриализации Вьетнама. Устойчиво высокий импорт вьетнамской продукции в страны-партнеры по участию в зонах свободной торговли включал продовольственные товары (кофе, чай, специи, рыбу), в последние годы электронику. Вьетнам поставляет на зарубежные рынки сельхозпродукцию, произведенную без использования ГМО;

• участие Вьетнама в зонах свободной торговли и рост внешней торговли стимулировал приток во Вьетнам прямых иностранных инвестиций. Объем лицензированных ПИИ в экономике Вьетнама вырос многократно и достиг в 2015 г. свыше 300 млрд долл. США, что в 1,5 раза превышает годовой объем ВВП.

Проблемы, которые накопились по мере участия СРВ в зонах свободной торговли, состоят в следующем.

Первая проблема — дефицит торгового баланса. Он вызван ограниченностью номенклатуры и стоимостного объема экспортных товаров Вьетнама. Дефицит в торговле Вьетнама почти со всеми развитыми странами, включая Японию, Республику Корея. Особенно высокий он в торговле Вьетнама с Китаем.

Вторая проблема — поставки устаревших образцов оборудования и низкий трансфер высоких технологий.

После оформления Евразийского экономического союза в марте 2015 г. вопрос о создании зоны свободной торговли с Вьетнамом решался в формате сотрудничества с Россией — Белоруссией — Казахстаном, на основе подписанного 25 мая 2015 г. Соглашения о свободной торговле ЕАЭС и Вьетнама. Позднее в ЕАЭС вступили Армения и Киргизия, на которые распространяется режим зоны свободной торговли «ЕАЭС — СРВ» [8].

По соглашению упрощаются и улучшаются условия торговли для Вьетнама, поскольку на 90% товаров снижаются таможенные пошлины, упрощаются таможенные процедуры. В торговле с Россией определены дополнительные резервы, которые позволят увеличить товарный объем и торговлю услугами.

К ним относятся увеличение экспорта во Вьетнам российских машин и оборудования, в первую очередь для новых инвестобъектов, российской спецтехники для ВПК Вьетнама. Вьетнамская сторона увеличит закупки у России проката черных металлов, удобрений, нефтепродуктов, промышленного сырья и материалов. На эти группы товаров стабильно приходится более 85% российского экспорта в СРВ.

Увеличение экспорта в Россию вьетнамских продовольственных товаров оговорено только

при условии кардинального улучшения качества, особенно рыбной продукции. После выполнения требований Росрыболовства СРВ заключила в 2013-2014 гг. контракты с Россией на 300 млн долл. на экспорт широкого ассортимента морепродуктов, в том числе филе пангасиуса, креветок и кальмаров.

По оценке российских экспертов, на первом этапе работы зоны свободной торговли «ЕАЭС — СРВ» выгоды Вьетнама будут состоять в том, что он сможет увеличить объем экспорта продукции морского рыбного и сельского хозяйства, товаров легкой промышленности, увеличить торговлю с 4 млрд до 10 млрд долл. к 2025 г.

Организация зоны свободной торговли с Вьетнамом должна стать стимулом для других государств. В ЕАЭС есть возможность использования в торговле с Вьетнамом национальных валют — рубля и донга. Повысится стоимостная устойчивость взаимной торговли, снизятся риски в торговле и в других сферах сотрудничества.

Литература

1. Economic achievements of Vietnam in 2016 and prospects for development in 2017. Nhan Dan Online. December 29, 2016: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.nhandan.com.vn/kinhtexahoi/ item/62050-.

2. XII съезд Компартии Вьетнама: Документы и экспертные оценки: Сб. ст. / Отв. ред.: В. М. Мазырин, Е. В. Кобелев. М.: ИД «Форум», 2016. 351 с.

3. Nguyen Ke Tuan, Le Quoc Hoi. 10 Prominent Economics Facts in Vietnam in 2012 // Vietnam Economic Review. 2012. N 1.

4. Аносова Л. А. Вьетнам на пути Doi Moi — Обновление // Экономика и управление. 2014. № 6 (104). С.4-9.

5. Vu Dinh Anh. The relation between Public Investment and Public Debt // Vietnam Economic review. 2012. N 9.

6. Communist Party of Vietnam Online Newspaper: g [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dang-congsan.vn. х

7. Современный Вьетнам: Справочник. М.: ИД «Фо- ш рум»; Инфра-М, 2015. 368 с. |

8. Соглашение о свободной торговле между Евразий- ^ ским экономическим союзом и его государствами- 2 членами с одной стороны и Социалистической Республикой Вьетнам с другой стороны // Материалы ^ ЕАЭС. Бурабай, 29 мая 2015 г.: [Электронный ре- к сурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/docu-ment/4203538717. <

References ^

о

1. Economic achievements of Vietnam in 2016 and pro- 2 spects for development in 2017. Nhan Dan Online, December 29, 2016. Available at: http://ru.nhandan. com.vn/kinhtexahoi/item/62050-

2. Kobelev E. V., Larin V. P., Lokshin G. M., Mazy-rin V. M., Kolotov V. N. et al. XII s"ezd Kompartii V'etnama: Dokumenty i ekspertnye otsenki: sbornik statey [12th Congress of the Communist Party of Vietnam: Documents and expert assessments. A collection of articles]. Moscow: Forum Publ., 2016. 352 p.

3. Nguyen Ke Tuan, Le Quoc Hoi. 10 prominent economics facts in Vietnam in 2012. Vietnam Economic Review, 2012, no. 1.

4. Anosova L. A. V'etnam na puti Doi Moi — Obnovlenie [Vietnam is on the way of Doi Moi: Update]. Eko-nomika i upravlenie, 2014, no. 6 (104), pp. 4-9.

5. Vu Dinh Anh. The relation between public investment and public debt. Vietnam Economic Review, 2012, no. 9.

6. Communist Party of Vietnam Online Newspaper. Available at: http://en.dangcongsan.vn/.

7. Kobelev E. V. et al. Sovremennyy V'etnam: Spravoch-nik [Modern Vietnam: A handbook]. Moscow: Forum Publ., 2015. 368 p.

8. The Free Trade Agreement between the Eurasian Economic Union and its member states on the one hand and the Socialist Republic of Vietnam on the other hand. Burabay village (Kazakhstan), May 29, 2015. Available at: http://docs.cntd.ru/document/ 420353871. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.