Научная статья на тему 'Вьетнам на пути Doi Moi - обновление'

Вьетнам на пути Doi Moi - обновление Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КУРС DOI MOI / TRADE AND ECONOMIC POLICY OF VIETNAM / ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ И МОДЕРНИЗАЦИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА / INDUSTRIALIZATION AND MODERNIZATION OF THE NATIONAL ECONOMY / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / MARKET ECONOMY / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ECONOMIC POTENTIAL / ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ВЬЕТНАМА / ECONOMIC COURSE OF DOI MOI

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аносова Людмила Александровна

На сегодняшний день Вьетнам по уровню социально-экономического развития относится к динамично развивающимся странам. Во многом этому способствовал экономический курс Doi Moi, подразумевающий глобальную модернизацию народного хозяйства страны. Главной отличительной чертой Вьетнама является его общественно-политический строй. В статье автор анализирует основные итоги реализации экономической программы обновления страны «Развитие социалистически ориентированной, многоукладной экономики, действующей на основе рыночного механизма при наличии государственного управления (принятой на VII съезде КПВ) за последнее десятилетие».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vietnam is on the way of Doi Moi: Update

Presently Vietnam refers to the dynamically developing countries by the level of its socio-economic development. This was facilitated by the economic course of Doi Moi, which implies global modernization of the national economy. The main feature of Vietnam is its socio-political system. In the article the author analyzes the influence of the country’s socialist system for its economic policy, because of which for the last 10 years the country has a high rate of economic growth.

Текст научной работы на тему «Вьетнам на пути Doi Moi - обновление»

Вьетнам на пути Doi Moi — Обновление

о

о

о о;

m

со <

о.

ш с;

О 0. с ш !û

с; <

I-<

Vietnam is on the way of Doi Moi: Update

Аносова Людмила Александровна

начальник отдела — заместитель академика-секретаря Отделения общественных наук РАН (Москва), доктор экономических наук, почетный профессор СПбУУиЭ 119991, Москва, Ленинский пр., д. 32А

Anosova Lyudmila Aleksandrovna

Social Sciences Division of Russian Academy of Science (Moscow) Leninskiy Ave 32A, Moscow, Russian Federation, 119991

На сегодняшний день Вьетнам по уровню социально-экономического развития относится к динамично развивающимся странам. Во многом этому способствовал экономический курс Doi Moi, подразумевающий глобальную модернизацию народного хозяйства страны. Главной отличительной чертой Вьетнама является его общественно-политический строй. В статье автор анализирует основные итоги реализации экономической программы обновления страны — «Развитие социалистически ориентированной, многоукладной экономики, действующей на основе рыночного механизма при наличии государственного управления (принятой на VII съезде КПВ) за последнее десятилетие».

Ключевые слова: экономический курс Doi Moi, индустриализация и модернизация народного хозяйства, рыночная экономика, экономический потенциал, торгово-экономическая политика Вьетнама

Presently Vietnam refers to the dynamically developing countries by the level of its socio-economic development. This was facilitated by the economic course of Doi Moi, which implies global modernization of the national economy. The author analyzes the main results of the economic program implementation of country's modernization — «The development of the socialist-oriented mixed economy, acting on the basis of the market mechanism in the presence of government management (adopted at the Vllth Congress of the CPV) in the last decade».

Keywords: economic course of Doi Moi, industrialization and modernization of the national economy, market economy, economic potential, trade and economic policy of Vietnam

2 сентября исполняется 69-я годовщина Августовской революции во Вьетнаме, когда на площади Ба Дынь в Ханое будущий руководитель страны товарищ Хо Ши Мин провозгласил «Декларацию независимости Вьетнама», в которой говорилось: «Вьетнамский народ полон решимости отдать все свои духовные и материальные силы, пожертвовать своей жизнью и имуществом, чтобы отстоять свое право на свободу и независимость»1.

Вьетнам долгое время назывался самой горячей точкой планеты. Разорванный на две части, он вел многолетнюю борьбу за освобождение от иностранных агрессоров. После объединения страны летом 1976 г. вьетнамский народ приступил к мирному строительству и на этом фронте достиг немалых успехов. К середине 1980-х гг. Вьетнам все еще продолжал оставаться одной из немногих стран мира, сохранивших официальную веру в идеалы социализма. Тем не менее сама жизнь подвигла Социалистическую Республику Вьетнам

1 Хо Ши Мин. Сочинения (1920-1969) / Пер. с вьет. Ханой, 1971. С. 52-54.

УДК 338(597)

(СРВ) на поиск возможностей радикального обновления и модернизации производительных сил, пересмотра политики по отношению к различным социально-экономическим укладам, попыткам выхода на мировой рынок. К этому республику побудили причины, схожие или очень близкие к тем, которые породили перестроечные процессы в других бывших социалистических государствах: застой и резкое падение темпов производства, разбалансирование народного хозяйства, ухудшение качества жизни населения. Но при этом СРВ избежала возникновения разного рода политических коллизий и социальных противостояний.

В 1986 г. официально был провозглашен новый экономический курс Doi Moi — Обновление, целью которого было осуществить в стране индустриализацию и модернизацию народного хозяйства в условиях перехода к рыночной экономике.

Ныне Вьетнам представляет собой динамично развивающееся государство с чрезвычайно сложной трудной историей, миролюбивой внешней политикой и рыночной экономикой, с особенностями, накладываемыми на нее приверженностью к социалистическим идеям. Современный Вьетнам — это страна, которая пытается найти свой путь к прогрессу и процветанию. Вьетнам относится к тем странам Юго-Восточной Азии, экономика которых не только обладает необходимыми предпосылками для быстрого развития (значительные природные ресурсы, благоприятное географическое положение, трудолюбивое население), но и использует их с немалой эффективностью. Есть определенный экономический потенциал2. И, главное, есть готовность преодолеть те трудности, которые ждут его на этом пути. А их немало: это сравнительно архаичное сельское хозяйство, имеющее слабую материально-техническую базу; нерациональная структура промышленности страны; транспорт, коммуникационные артерии, как и транспортная логистика не удовлетворяют потребностей развития экономики страны; ограниченный научно-технический потенциал, тормозящий интенсификацию основных отраслей экономики; низкая производительность труда.

2 Площадь Вьетнама — 330 000 км2, длина границ — 4639 км, длина береговой линии — 3444 км, численность населения в 2014 г. составляет более 91,6 млн чел. (ежегодный прирост населения с 2000 г. составил около 1 млн чел.), продолжительность жизни — 71,3 года, грамотность населения — более 90%, площадь возделываемой земли — около 27%, в том числе под однолетними культурами — 20% и многолетними — почти 7%, около 1/3 площади страны покрыто лесами, обладает большими запасами разнообразных полезных ископаемых. Во Вьетнаме обнаружены и определены промышленные запасы около 300 месторождений полезных ископаемых, включающих уголь, нефть, газ, железные и медные руды, руды цветных металлов, марганцевые руды, хромиты, окислы редкоземельных металлов, золото, апатиты, фосфориты, пириты, бериллий, киноварь и др., имеется также широкий спектр сырья, пригодного для производства строительных материалов, в том числе известняк, доломит, глины, бутовый камень, базальты, мрамор, песчаник, кварциты, каолин, графит, а также ряд полудрагоценных и поделочных камней (турмалин, опал, халцедон) и др. Подробнее см. в монографии Л. А. Аносовой «Вьетнам на пороге XXI века (динамика и модернизация производительных сил)» (Часть I. М.: Луч, 1993. С. 7-39).

2004 2006 2008

min = 5,2

2010 2012 max = 8,5

< >

Рис. 1. Темпы роста ВВП Вьетнама, %

Существенной особенностью современного общественно-политического строя Вьетнама остается приверженность социалистическому выбору. Однако экономическая политика вьетнамского руководства постепенно приобрела новые контуры. В ней присутствует более трезвый, практический подход в оценке экономической ситуации в стране, осознание реальных возможностей и перспектив превращения страны в одну из развитых стран своего региона.

В январе 2011 г. состоялся XI Всевьетнамский съезд КПВ, лейтмотивом которого стал тезис: «Продолжать улучшать руководящую и боевую способность, развивать силу всей нации, всесторонне продвигать дело Обновления, создавать крепкий фундамент для того, чтобы Вьетнам стал страной, имеющей развитую промышленность по современным направлениям»1.

На съезде была принята «Стратегия социально-экономического развития Вьетнама на период 20112020 гг.», в которой подчеркивается необходимость модернизации сельскохозяйственного производства; развития малого и среднего предпринимательства, а также домохозяйств; модернизации отраслей легкой промышленности, экстенсивное и интенсивное развитие таких отраслей, как металлургическая, химическая, энергетическая, машиностроительная, судостроение и др., а также развитие транспорта, связи, логистики, электроники, информатики, телекоммуникаций.

Основными движущими силами экономического роста этого государства являются реформы, охватившие почти все сферы жизни вьетнамского общества. Ведущая роль в структуре реформ принадлежит приватизации предприятий государственного сектора, созданию правовых и иных условий для развития производственной и социальной инфраструктуры, преобразования в банковской сфере. В итоге за последние 10 лет, несмотря на мировой кризис, наблюдаются высокие показатели экономического роста (рис. 1 и табл. 1).

По данным Главного статистического управления Вьетнама, за первое десятилетие XXI в. объем валового внутреннего продукта (ВВП) страны увеличился более чем в 3,3 раза, а в расчете на душу населения — почти

1 Вьетнам и многое другое. Форумы нят-нам.ру: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nhat-nam.ru/ forum/index.php.

в 3; среднегодовая численность занятых в экономике увеличилась в 1,5 раза; среднемесячная номинальная зарплата наемных работников увеличилась более чем в 4 раза, а реальная зарплата — в 2,7 раза; объем промышленного производства вырос почти в 4 раза; объем производства сельского хозяйства — почти в 1,5 раза; объем розничной торговли — в 6,9 раза. Такие показатели выдвинули Вьетнам на второе место в мире после Китая по темпам развития экономики (min = 5,2% в 2012 г. и max = 8,5% в 2007 г.) (табл. 2). Особенно высоким темпом отличалось развитие промышленного сектора, в том числе отрасли горнодобывающего производства, обрабатывающей промышленности, сферы коммунальных услуг и строительства.

Таблица 1

Темпы роста ВВП Вьетнама, %

Год Значение

2003 7,3

2004 7,8

2005 8,4

2006 8,2

2007 8,5

2008 6,3

2009 5,3

2010 6,8

2011 6,2

2012 5,2

2013 5,3

Источник: CIA World Factbook.

В результате доля промышленного сектора в доходной части ВВП составила более 40%. Возникла также положительная динамика роста в частном секторе, удельный вес которого в валовом промышленном продукте составляет более 20%. Повышение роли частного сектора в решении задач экономического роста СРВ стало результатом улучшения условий для предпринимательства. В этот период шел активный процесс создания тысяч новых частных предприятий. Это привело к тому, что доля совокупного частного капитала в совокупном объеме капиталовложений в

Таблица 2

Темпы роста объема промышленного производства Вьетнама, %

Год Значение

2003 16,0

2004 16,0

2005 17,2

2006 11,3

2007 10,6

2008 6,3

2009 5,5

2010 14,0

2011 7,5

2012 4,0

2013 5,0

^ Источник: CIA World Factbook.

экономику превысила 30%. Высокими темпами росло производство сахара, безалкогольных напитков, лакокрасочных материалов, сжиженного газа, синтетических тканей, цемента, мотоциклов, бумаги. Наиболее динамично развивались частные предприятия и предприятия с иностранным капиталом.

Заметную роль в обеспечении высоких темпов роста сыграли такие экономические факторы, как повышение внутреннего спроса, расширение импорта, потеснившего экспорт, и значительный рост объема капиталовложений. Уверенно растет сфера услуг, особенно ресторанный и гостиничный бизнес, торговля, туристический бизнес.

Однако источником повышения экономических показателей Вьетнама являются не только промышленный сектор и сфера услуг — к ним следует добавить улучшение положения дел в сельском хозяйстве и рыбной отрасли, производство которых растет более чем на 3% в год, а также рост мировых цен на нефть, кофе и каучук. Вьетнам занимает 1-2-е места в мире по производству и экспорту ряда сельхозпродуктов, в том числе риса, кофе, каучука. За последнее десятилетие объем экспорта Вьетнама увеличился в 7,8 раза (рис. 2).

Наращивание темпов развития внешней торговли происходило в большей степени за счет мировых цен на сырую нефть, которая является одной из главных статей вьетнамского экспорта. Структура экспорта СРВ следующая: сырая нефть — около 23%, текстиль и готовая одежда — более 15%, обувь — 7,1%. Также экспортируются рис, кофе, морепродукты, продукция деревообрабатывающей промышленности, электротовары и др. По экспорту товаров легкой промышленности Вьетнам входит в первую десятку стран в мире. Таким образом, несмотря на рост обрабатывающей промышленности, в структуре экспорта СРВ продолжают преобладать минеральное сырье (нефть) и продукция сельского хозяйства.

Развитие производства стимулировало рост импорта, объем которого за последние 10 лет вырос в 7,2 раза (рис. 3). Основные виды импортируемых товаров — нефтепродукты, продукция машиностроения, металлопрокат, ткани, электроника и вычислительная техника, пластмасса, автомобили и др. Значительный прирост импорта объясняется повышением производственного спроса на машины, оборудование и полуфабрикаты, включая строительные материалы. Росту ввоза товаров в СРВ в значительной степени способствовало смягчение ограничений на импорт.

Как видно из табл. 3, во внешнеторговом обороте Вьетнама преобладающей тенденцией много лет было превышение стоимости импорта над экспортом, рост отрицательного сальдо. Причем превышение достигало весьма значительной величины (от 0,3 млрд долл. в 2003 г. до 16 млрд долл. в 2008 г.). Однако следует отметить, что рост отрицательного сальдо по внешнеэкономическим расчетам находится в СРВ под государственным контролем благодаря поступлениям иностранной валюты по линии программы «Официальное содействие развитию», поступлениям в страну прямых иностранных инвестиций и денежных переводов, посылаемым вьетнамцами, проживающими за рубежом. С 2011 г. во Вьетнаме был взят курс на жесткую экономию и импортозамещение. Это способствовало в значительной степени нормализации за последние 2 года внешнеторгового баланса страны.

Основными торговыми партнерами Вьетнама выступают Китай, США, Япония, Республика Корея, страны АСЕАН и ЕС. В настоящее время Соединенные Штаты являются одним из самых крупных рынков сбыта для вьетнамских товаров, на США приходится более 20% всего экспорта СРВ. Объем вьетнамского экспорта в страны АТР за 10 лет увеличился в 5 раз, импорта из стран АТР — в 5,2 раза, внешнеторговый оборот с Россией вырос в 5,8 раза, в том числе объем экспорта в РФ — в 8 раз, объем импорта — в 4,6 раза1.

В торгово-экономической политике СРВ прослеживается тенденция к наращиванию степени открытости экономики. СРВ продолжает вести курс на либерализацию внешней торговли посредством тарифной и нетарифной политики. Вьетнам отменил количественные ограничения импорта, снизил тарифы на импортируемые товары в соответствии с Соглашением о зоне свободной торговли стран АСЕАН (АЗСТ) и расширил возможности для участия частного сектора в экспортных операциях. Послабления происходят и в области импорта.

В течение первого пятилетия XXI в. были отменены количественные ограничения на импорт бумаги, алкогольных напитков, напольной плитки, строительного стекла, стали, растительного масла и легковых автомобилей (до девяти посадочных мест). Тарифы на эти товары, за исключением растительного масла, не были подняты. Количественные же ограничения были сняты с 20% общего объема импорта до 13% и с 22% номенклатуры до 4%. С тех пор оставшаяся номенклатура была переведена в разряд дополнений. В итоге максимальные тарифы на все товары из списка дополнений были снижены на 20% и установлен график дальнейшего снижения тарифов в последующие годы. Более того, были отменены количественные ограничения на импорт цемента и некоторых видов строительных материалов. Наконец, было опубликовано положение о статусе страны наибольшего благоприятствования (СНБ) и национального режима, а также о мерах защиты импорта. Эти меры призваны значительно смягчить условия внешней торговли и улучшить инвестиционный климат в целом.

В последние годы наблюдалось заметное сокращение инфляции. Если в 2011 г. она составляла 18,7%, а в 2012 г. — 9,1 %, то в 2013 г. инфляция опустилась до 6,6%2. Однако достижения в сфере экономического строительства во Вьетнаме еще не означают

1 www.ved.gov.ru/exportcountries/vn/about vn/eco vn/.

2 Fitch ожидает ускорения роста мировой экономики // Вести Экономика: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/articles/44453/print.

160

120

2004

2006 2008 min = 19,9

2010 2012 max = 128,9

< >

Рис. 2. Объем экспорта Вьетнама, млрд долл.

Источник: CIA World Factbook.

min = 22,5 max =121,4

Рис. 3. Объем импорта Вьетнама, млрд долл.

Источник: CIA World Factbook.

Таблица 3

Объемы экспорта и импорта Вьетнама, млрд долл.

Год Экспорт Импорт Сальдо

2003 16,5 16,8 -0,3

2004 19,9 22,5 -2,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2005 23,7 26,3 -2,6

2006 32,2 36,9 -4,7

2007 39,9 39,2 +0,7

2008 61,6 77,6 -16,0

2009 57,1 65,4 -8,3

2010 72,3 80,0 -7,7

2011 96,9 97,4 -0,5

2012 114,6 104,7 +9,9

2013 128,9 121,4 +7,5

Источник: CIA World Factbook.

^ решения многих назревших проблем и противоречий ^ в жизни вьетнамского общества, которые тормозят о темпы развития страны в целом. Одна из таких про-^ блем — сохраняющаяся бедность значительной части ^ населения, трудности становления частного сектора к как источника занятости и повышения благосостоя-¡Е ния людей. Оценка уровня бедности во Вьетнаме, ^ проведенная в декабре 2003 г., показала, что борьба « с бедностью велась по-прежнему очень интенсивно ^ (реализовывались программы по борьбе с бедностью, ^ созданию рабочих мест, помощи нуждающимся се-ш мьям и др.).

из В 1990-е гг. доходы почти 60% населения Вьетнама

2 были недостаточны для обеспечения необходимого ~ жизненного уровня. К 2003 г. этот показатель составил

3 уже 29%. Был повышен уровень минимальной зар-^ платы работникам бюджетной сферы. Впечатляющие

< успехи отмечены и при оценке других аспектов сложив ной и многоаспектной природы бедности. Выполнение

< программы «Цели развития Вьетнама» (ЦРВ), которая является местным вариантом «Целей развития тысячелетия», принятых ООН, демонстрирует значительное улучшение социальных показателей: от количества учащихся до уровня детской смертности.

Но темпы борьбы с бедностью в настоящее время замедлились, углубилось имущественное неравенство. Увеличивается разрыв между уровнями жизни городского и сельского населения. В сельских районах результаты борьбы с бедностью среди национальных меньшинств значительно ниже средних показателей. Кроме того, уровень бедности у населения с низкими доходами, представляющего национальные меньшинства, почти не снизился, и в настоящее время масштабы бедности у национальных меньшинств значительно выше, чем у остальной части населения. При наличии очень заметного разрыва между уровнями жизни городского и сельского населения новая оценка состояния бедности также указывает на наличие целых крупных районов бедности в городах, особенно населенных мигрантами. Озабоченность властей по этому поводу растет. Политика снижения уровня бедности предусматривала ряд конструктивных мер, в том числе реализацию Программы кредитов на содействие борьбе с бедностью (КСББ).

Важное направление реформ в СРВ — структурные преобразования. В настоящее время считается, что условия применения максимального варианта кредитования структурной реформы частично выполнены. Успехи были особенно заметны в области развития частного сектора, либерализации торговли и управления государственными расходами. Развитие частного бизнеса является важным направлением борьбы против бедности. Поэтому в СРВ в последнее десятилетие был проведен ряд мероприятий для улучшения общей ситуации в сфере развития частного сектора. Национальное собрание СРВ одобрило поправки к Конституции, в которых частный сектор признан важным компонентом экономики, декларированы права предприятий и предпринимателей на определение характера своей деятельности и действие в разрешенных для этого отраслях.

На пятом пленуме Коммунистической партии Вьетнама (март 2002 г.) было признано, что частный сектор активно участвует в создании рабочих мест, повышении доходов и отчислений в бюджет. Пленумом было одобрено обращение к руководству страны — содействовать развитию частного предпринимательства. В резолюции пленума предлагались политические шаги

по ускорению развития частного сектора. В период реализации программы КСББ были приняты десятки законодательных актов и правительственных решений, необходимых для организации, ведения и облегчения предпринимательской деятельности. В частности, был выпущен указ о поддержке развития частных малых и средних предприятий. В марте 2002 г. было открыто в городах Ханое и Хошимине агентство по регистрации обеспеченной ипотеки, чтобы содействовать исполнению операций ипотеки, разрешенных в соответствии с положением о ценных бумагах.

С целью дальнейшего улучшения условий для предпринимательства правительство внесло поправки в Закон о земле. Обновленный Закон о земле вступил в силу в апреле 2004 г. Он предусматривает новый режим управления землей, устанавливает равные условия для местных и иностранных предпринимателей. Были предприняты шаги к постепенному свертыванию двойного ценообразования для иностранных и местных организаций.

Отражением данной более благоприятной ситуации для вьетнамского бизнеса стал рост числа местных официально зарегистрированных частных фирм. В то же время в бизнесе очень жесткая конкуренция, которая нередко приводит к разорению мелких предприятий. Так, только в 2013 г. обанкротилось около 55 000 фирм1.

Были унифицированы ставки налога на корпоративную прибыль (28% независимо от формы собственности), приняты поправка к Закону о бухгалтерском учете и изменение Закона о бухгалтерском учете как шаг к введению в бухгалтерском учете и аудите частного сектора стандартов, совпадающих с международными требованиями.

Однако, несмотря на достижение удовлетворительных результатов в области развития частного сектора, либерализации торговли и управления государственными расходами, ход реформирования госпредприятий и банковской системы еще не отвечает поставленным задачам. Вьетнам приступил к выполнению комплексной многолетней программы реформирования банковской системы в начале 2001 г. Целями программы были названы улучшение мер по регулированию и контролю над деятельностью банков, повышение их прозрачности и отчетности, оздоровление банковской системы и формирование у банков стимулов функционировать с большей ориентацией на коммерческие условия. Но задачи реформы банковской системы на сегодняшний день были выполнены только частично, хотя институ-циализация процесса реформирования продолжается. Примером могут служить новые положения о правилах классификации займов и резервирования потерь по ссудам. В крупнейших государственных коммерческих банках (ГКБ) была проведена аудиторская проверка их финансовых отчетов с использованием международных стандартов бухгалтерского учета.

Классификация займов сейчас приближена к международной практике, от банков теперь требуется считать полный баланс займа как просроченный в случае, если имеются просрочки платежей в обслуживании долга. Крупные банки приняли поэтапный план полного резервирования недействующих ссуд, используя систему оценок из аудита международного стандарта. Ряд слияний и ликвидация организаций-нарушителей в финансовом секторе являются свидетельством продвижения Вьетнама к полному соответ-

1 Новости Вьетнама: [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.vietnam-times.ru.

ствию с положениями, принятыми в международной банковской системе.

Важным фактором либерализации банковской системы СРВ стало устранение так называемого политического подхода к деятельности коммерческих банков. Однако есть и исключения. Создан Банк социальной политики (БСП), основной задачей которого должно являться предоставление ссуд по сниженным ставкам незащищенным группам населения. Быстро развивается другое политическое финансовое учреждение — Фонд содействия развитию (ФСР), который предоставляет ссуды предприятиям под проекты, а также предоставляет финансовые гарантии.

Однако успехи, достигнутые в рамках Программы КСББ, остаются менее заметными при нынешней незавершенности некоторых важных измерений степени реализации реформы, включая плановые успехи реструктуризации ГКБ, принятие плана с более четким графиком и др. Таким образом, успехи были достигнуты во многих аспектах реализации этих реформ, но еще многое должно быть сделано.

Для соответствия условиям максимального варианта кредитования необходимо успешное выполнение мероприятий по линии программы КСББ, а также в следующих областях: усиление роли Госбанка Вьетнама в контроле и регулировании банковской системы; укрепление управления проблемных проектов по линии Фонда содействия развитию; реструктуризация ГКБ.

Вьетнамское правительство стремится сократить кредитование государственных предприятий. В числе первоочередных задач — существенное сокращение и более рациональное использование капвложений, развитие более технологичного производства, реструктуризация предприятий, концентрация на ключевых экономических проектах; приоритетное внимание к созданию новых импортозамещающих производств; повышение качества и расширение ассортимента отечественных товаров; ускорение процесса акционирования предприятий госсектора при сохранении лидирующей роли государства в стратегических секторах экономики; развитие государственного частного партнерства; поощрение развития внутреннего рынка и расширение интеграции на внешнем рынке; привлечение иностранных инвестиций.

В ближайшем будущем предполагается активный рост прямых иностранных инвестиций, особенно из Японии и Южной Кореи, которые намерены перенести свои производства из Китая во Вьетнам в связи с более выгодными условиями производства. Во Вьетнаме создано 185 промышленных и экспортных зон, расположенных в дельте Красной реки, в промышленном узле города Хошимина и на побережье центрального Вьетнама. Зоны создавались в большой степени благодаря иностранным инвестициям. Однако в последние годы Правительство Вьетнама все

большее значение придает развитию предприятий на ^ базе местного капитала, производству собственных ^ инноваций и подготовке высокоспециализированных о специалистов, повышению конкурентоспособности ^ вьетнамских предприятий. ^

Усиленно развивается судостроение, в результате к Вьетнам занимает 5-е место в мире по тоннажу строя- ^ щихся судов, которые успешно экспортирует. Даль- ^ нейшее развитие получает деревообрабатывающая « промышленность, продукция которой экспортируется ^ в 120 стран, в том числе США, Японию, страны Евро- ^ союза. Чрезвычайно активно развивается производ- ш ство различной одежды, экспорт которой составляет из около 13 млрд долл. в год (много одежды делается на 2 давальческом сырье из Италии, Канады, Австралии и | др.). Что же касается перспектив развития сельского з хозяйства, то экспорт риса из Вьетнама достиг около ^ 7 млрд т, что вплотную приблизило страну к 1-му < месту в мире. н

Большие площади на юге Вьетнама заняты под < плантации чая, кофе, кокосовых пальм, на которых трудятся около 500 000 работников. Все большее значение приобретает добыча и выращивание морепродуктов, общий объем экспорта которых составляет около 3,5 млрд долл. в год. Большие задачи стоят по модернизации железных дорог, реконструкции и строительству аэропортов, скоростных автобанов, по развитию транспортно-логистической системы страны, отвечающей внутренним и внешним вызовам.

Современный Вьетнам становится все более притягательным для иностранных туристов. Только в 2012 г. эту необыкновенно разнообразную красивейшую страну посетило более 6 млн туристов. Вьетнаму в ближайшем будущем предстоит сделать решительный рывок вперед за счет добычи нефти и газа и создания сети национальных перерабатывающих предприятий, усовершенствования структуры легкой и пищевой индустрии, машиностроения и аграрного сектора, повышения качества трудовых ресурсов.

Сравнивая различные типы национальных прогнозов относительно вхождения вьетнамской экономики в мировую экономику, отметим, что выделяется совпадение большинства позиций по вопросу о том, что для Вьетнама необходимы передовые технологии, используемые в переработке нефти, энергетике, информатике и телекоммуникациях, обновление и модернизация основных производственных фондов. Из всех типов таких прогнозов наиболее перспективными являются те, которые делают акцент на модернизацию, основанную на сочетании достижений мирового прогресса с результатами отечественного инновационного процесса, который должен опираться прежде всего на научные знания, тем более что регионом ускоренного расширения научно-технической сферы в последнее двадцатилетие стала Юго-Восточная Азия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.