Научная статья на тему 'Социализм во Вьетнаме: миф или реальность?'

Социализм во Вьетнаме: миф или реальность? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3575
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗМ / РЫНОК / КОМПАРТИЯ / ВЬЕТНАМ / КИТАЙ / РОССИЯ / SOCIALISM / MARKET / COMMUNIST PARTY / VIETNAM / CHINA / RUSSIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нгуен Куок Хунг, Тригубенко Марина Евгеньевна

Предмет социализм во Вьетнаме как главный бренд деятельности КПВ, озвученный на партийных съездах. Общее и национально особенное в трактовке социализма в постановлениях партсъездов; угрозы и вызовы для КПВ. Появление внутриполитической нестабильности, инициированной подрывной деятельностью вьетнамской диаспоры, проживающей за рубежом, и иностранными некоммерческими организациями, работающими в стране. Поиск доказательств преимуществ социализма в СРВ и позднего развитого социализма в СССР. Исследование неразвитости китайского социализма на примере его системы социального обеспечения и медленного преодоления имущественного неравенства, несмотря на огромный экономический рост и крупные денежные накопления китайского государства. Методология. Институциональный анализ. Системный подход. Оценка современного экономического потенциала Вьетнама и взаимодополняемости административно-командной системы и рыночной экономики. Результаты. Изучение социализма в современную эпоху возникло в связи со столетним юбилеем Великой Октябрьской социалистической революции в России и сохранением ориентации на социализм во Вьетнаме и в Китае. Опора на социалистические ценности нужна Компартии Вьетнама для доказательств успешного развития страны в условиях однопартийной системы и сохранения своего лидерства в переходном периоде. Опыт Вьетнама пока уникален как страны, способной за короткие сроки войти в число быстро развивающихся стран под руководством КПВ. В 1986 г. КПВ озвучила новую экономическую политику (Doi Moi обновление), которая предусматривала мирное сосуществование и развитие различных хозяйственных укладов. Смешанная (гибридная) экономика представлена многочисленным мелкотоварным сектором, крупным национальным капиталом и зарубежными компаниями ведущих стран мира. КПВ учла опыт и ошибки высшего руководства КПСС, не допускавшего открытости и критики. В постоянную практику, начиная с IX партсъезда в 2001 г., вошло обсуждение материалов съездов. Происходит сменяемость партлидеров, хозяйственных руководителей высшего звена, а также критика появления коррупции в партии. В новой редакции Конституции СРВ закреплена победа правового социалистического государства в СРВ и роль КПВ как единственной партии, пользующейся уважением и доверием народа в условиях критики в США и Западной Европе ущемления прав человека во Вьетнаме, которую организует обширная вьетнамская диаспора за рубежом, иностранные некоммерческие организации, работающие во Вьетнаме и создающие негативный имидж Компартии Вьетнама. Выводы. Развитие, начиная со второй половины 1980-х гг., рыночной экономики с использованием социалистических принципов позволило вывести Вьетнам в число быстро развивающихся государств с качественным высшим образованием, высоким культурным уровнем и сокращением численности бедного населения. Задачей на перспективу, которую утвердил XII съезд Компартии в 2016 г., является сохранение устойчивого экономического роста, развитие высокотехнологичных отраслей промышленности, повышения благосостояния народа до уровня среднего достатка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Нгуен Куок Хунг, Тригубенко Марина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALISM IN VIETNAM: MYTH OR REALITY?

The subject is socialism in Vietnam as the main brand of activity of the CPV articulated during party conventions. The common and national peculiarity in the interpretation of socialism in party convention resolutions, threats and challenges for the CPV. The appearance of the interpolitical instability initiated by disruptive activity of the Vietnamese diaspora living abroad and foreign non-governmental organizations working in the country. The search of proofs of advantages of socialism in the SRV and late developed socialism in the USSR. Studying the underdevelopment of the Chinese socialism on an example of its system of social support and slow overcoming of property inequality despite its great economic growth and large monetary savings of the Chinese state. The methodology. An institutional analysis. A systemic approach. Evaluation of the modern economic potential of Vietnam and the complementarity of the top-down system and the market economy. The results. Studying socialism in the modern era started due to a 100 year anniversary of the Great October Socialist Revolution in Russia and the preservation of the orientation towards socialism in Vietnam and in China. Reliance on socialist values is necessary for the Communist Party of Vietnam to prove successful development of the country in the conditions of having a one-party based system and preserving its leadership in the transitional period. The experience of Vietnam is still unique as this country under the leadership of the CPV is able to become, over a short period of time, a part of a group of quickly developing countries. In 1986 the CPV articulated a new economic policy (Doi Moi renewal) which stipulated a peaceful co -existence and development of different economic practices. A mixed (hybrid) economy is represented by a widespread small-scale sector, large national capital and foreign companies of the leading countries of the world. The CPV took into account the experience and errors of the top leadership of the CPSU that didn’t permit openness and criticism. The discussion of materials of conventions became continuous practice starting from the 9th party convention in 2001. There is a turnover of party leaders, economic heads of the top level, and there is also criticism of corruption appearing in the party. In the new edition of the Constitution of the SRV the victory of the lawful socialist state in the SRV is stated. It is also stated there that the role of the CPV is that of the only party that is respected and trusted by the people in the conditions of criticism in the USA and Western Europe on account of infringement of human rights in Vietnam that is encouraged by the expansive Vietnamese diaspora abroad, by foreign non-governmental organizations working in Vietnam and creating a negative image of the Communist Party of Vietnam. The conclusions. Starting from the second half of the 80s, the development of the market economy using socialist principles allowed to bring Vietnam into the group of quickly developing states with a high quality higher education, high cultural level and a reduced quantity of poor population. The task for the future that was ratified by the 12th Convention of the Communist party in 2016 is the preservation of sustainable economic growth, development of high tech manufacturing industries, increasing the welfare of the nation to the level of middle class.

Текст научной работы на тему «Социализм во Вьетнаме: миф или реальность?»

УДК 330.162 НГУЕН КУОК ХУНГ

к.э.н., научный сотрудник ФГБУН «Институт экономики» РАН,

e-mail: [email protected]

ТРИГУБЕНКО МАРИНА ЕВГЕНЬЕВНА

к.э.н., доцент, ведущий научный сотрудник ФГБУН «Институт экономики РАН»,

e-mail: [email protected]

СОЦИАЛИЗМ ВО ВЬЕТНАМЕ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Аннотация. Предмет — социализм во Вьетнаме как главный бренд деятельности КПВ, озвученный на партийных съездах. Общее и национально особенное в трактовке социализма в постановлениях партсъездов; угрозы и вызовы для КПВ. Появление внутриполитической нестабильности, инициированной подрывной деятельностью вьетнамской диаспоры, проживающей за рубежом, и иностранными некоммерческими организациями, работающими в стране. Поиск доказательств преимуществ социализма в СРВ и позднего развитого социализма в СССР. Исследование неразвитости китайского социализма на примере его системы социального обеспечения и медленного преодоления имущественного неравенства, несмотря на огромный экономический рост и крупные денежные накопления китайского государства. Методология. Институциональный анализ. Системный подход. Оценка современного экономического потенциала Вьетнама и взаимодополняемости административно-командной системы и рыночной экономики. Результаты. Изучение социализма в современную эпоху возникло в связи со столетним юбилеем Великой Октябрьской социалистической революции в России и сохранением ориентации на социализм во Вьетнаме и в Китае. Опора на социалистические ценности нужна Компартии Вьетнама для доказательств успешного развития страны в условиях однопартийной системы и сохранения своего лидерства в переходном периоде. Опыт Вьетнама пока уникален как страны, способной за короткие сроки войти в число быстро развивающихся стран под руководством КПВ. В 1986 г. КПВ озвучила новую экономическую политику (Doi Moi — обновление), которая предусматривала мирное сосуществование и развитие различных хозяйственных укладов. Смешанная (гибридная) экономика представлена многочисленным мелкотоварным сектором, крупным национальным капиталом и зарубежными компаниями ведущих стран мира. КПВ учла опыт и ошибки высшего руководства КПСС, не допускавшего открытости и критики. В постоянную практику, начиная с IX партсъезда в 2001 г., вошло обсуждение материалов съездов. Происходит сменяемость партлидеров, хозяйственных руководителей высшего звена, а также критика появления коррупции в партии. В новой редакции Конституции СРВ закреплена победа правового социалистического государства в СРВ и роль КПВ как единственной партии, пользующейся уважением и доверием народа в условиях критики в США и Западной Европе ущемления прав человека во Вьетнаме, которую организует обширная вьетнамская диаспора за рубежом, иностранные некоммерческие организации, работающие во Вьетнаме и создающие негативный имидж Компартии Вьетнама. Выводы. Развитие, начиная со второй половины 1980-х гг., рыночной экономики с использованием социалистических принципов позволило вывести Вьетнам в число быстро развивающихся государств с качественным высшим образованием, высоким культурным уровнем и сокращением численности бедного населения. Задачей на перспективу, которую утвердил XII съезд Компартии в 2016 г., является сохранение устойчивого экономического роста, развитие высокотехнологичных отраслей промышленности, повышения благосостояния народа до уровня среднего достатка.

Ключевые слова: социализм, рынок, Компартия, Вьетнам, Китай, Россия.

NGUEN KUOK HUNG

Candidate of Economic Sciences, Research Associate of FSBIS

"Institute of Economics of the RAS ', e-mail: [email protected]

TRIGUBENKO MARINA EVGENIEVNA

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Leading Research Associate of FSBIS

"Institute of Economics of the RAS', e-mail: [email protected]

SOCIALISM IN VIETNAM: MYTH OR REALITY?

Abstract. The subject is socialism in Vietnam as the main brand of activity of the CPV articulated during party conventions. The common and national peculiarity in the interpretation of socialism in party convention resolutions, threats and challenges for the CPV. The appearance of the interpolitical instability initiated by disruptive activity of the Vietnamese diaspora living abroad and foreign non-governmental organizations working in the country. The search of proofs of advantages of socialism in the SRV and late developed socialism in the USSR. Studying the underdevelopment of the Chinese socialism on an example of its system of social support and slow overcoming of property inequality despite its great economic growth and large monetary savings of the Chinese state. The methodology. An institutional analysis. A systemic approach. Evaluation of the modern economic potential of Vietnam and the complementarity of the top-down system and the market economy. The results. Studying socialism in the modern era started due to a 100 year anniversary of the Great October Socialist Revolution in Russia and the preservation of the orientation towards socialism in Vietnam and in China. Reliance on socialist values is necessary for the Communist Party of Vietnam to prove successful development of the country in the conditions of having a one-party based system and preserving its leadership in the transitional period. The experience of Vietnam is still unique as this country under the leadership of the CPV is able to become, over a short period of time, a part of a group of quickly developing countries. In 1986 the CPV articulated a new economic policy (Doi Moi — renewal) which stipulated a peaceful co -existence and development of different economic practices. A mixed (hybrid) economy is represented by a widespread small-scale sector, large national capital and foreign companies of the leading countries of the world. The CPV took into account the experience and errors of the top leadership of the CPSU that didn't permit openness and criticism. The discussion of materials of conventions became continuous practice starting from the 9th party convention in 2001. There is a turnover of party leaders, economic heads of the top level, and there is also criticism of corruption appearing in the party. In the new edition of the Constitution of the SRV the victory of the lawful socialist state in the SRV is stated. It is also stated there that the role of the CPV is that of the only party that is respected and trusted by the people in the conditions of criticism in the USA and Western Europe on account of infringement of human rights in Vietnam that is encouraged by the expansive Vietnamese diaspora abroad, by foreign non-governmental organizations working in Vietnam and creating a negative image of the Communist Party of Vietnam. The conclusions. Starting from the second half of the 80s, the development of the market economy using socialist principles allowed to bring Vietnam into the group of quickly developing states with a high quality higher education, high cultural level and a reduced quantity of poor population. The task for the future that was ratified by the 12th Convention of the Communist party in 2016 is the preservation of sustainable economic growth, development of high tech manufacturing industries, increasing the welfare of the nation to the level of middle class. Keywords: socialism, market, the Communist Party, Vietnam, China, Russia.

Поводом для активного обсуждения социализма в 2017 г. стал столетний юбилей Великой Октябрьской социалистической революции и вопрос — что это было: революционные народные выступления или контрреволюционный переворот, инициированный большевиками? За «Красным Октябрём» последовали многочисленные аресты и расстрелы карательными органами НКВД так называемых «врагов народа».

После распада советского государства в 1991 г. на независимые государства (СНГ) казалось, что с социализмом покончено в планетарном масштабе. На Западе своё превосходство доказали идеи либеральной буржуазной демократии.

О социализме, тем не менее, говорилось на съездах Компартии Китая (октябрь 2017 г.) и КПВ (январь 2016 г.). В решениях съездов констатировалось, что рыночные экономики совме-

стимы с моделями социализма в Китае и Вьетнаме, но с национальной спецификой и что социализм — это идеологическая платформа деятельности компартий в XXI в.

Компартия Вьетнама начала агитировать за социализм ещё на IX съезде в 2001 г. За два месяца до съезда впервые было организовано всенародное открытое обсуждение его документов.

Независимость, социалистическая ориентация, справедливое общество были брендом IX партсъезда. На этом съезде остро обсуждалась проблема коррупции, идейно-политическое, моральное разложение некоторых членов КПВ, что означало серьёзную самокритику и опасность потери доверия народа к Компартии [1].

Главной темой для обсуждения на X партсъезде в 2006 г. был социализм, марксизм-ленинизм и идейное наследие Хо Ши Мина.

XI съезд в 2011 г. подтвердил, что в СРВ обеспечивается социально-политическая стабильность и создана крепкая и развитая макроэкономика. Было заявлено, что к 2020 г. должна сформироваться открытая система правового социалистического государства Вьетнам.

К созыву очередного XII съезда КПВ в январе 2016 г. нестабильная внутренняя политическая обстановка и новые внешние угрозы требовали принятия более кардинальных политических решений. На съезде заявлялось, что «...обновление не стало пока комплексным и всесторонним. Механизмы рыночной экономики социалистической ориентации совершенствуются медленно, нет прорывных механизмов, чтобы ускорить развитие. Не удалось достичь поставленной цели — создать фундаментальную основу для превращения Вьетнама в современную индустриальную страну. » [2].

Многие недоработки, как было заявлено на съезде, связаны с тем, что страна находится на стадии переходного периода. В печатном органе ЦК КПВ журнале «Тап ти конг шан» было отмечено: «Переход к социализму займёт во Вьетнаме не менее ста лет» [3].

В день открытия XII съезда генеральный секретарь ЦК КПВ Нгуен Фу Чон утверждал, что «путь к социализму соответствует вьетнамской действительности и тенденции исторического развития Вьетнама» [4].

На съезде говорилось, что открытость Вьетнама западному миру вызвала опасности, которые могут привести к трансформации политического строя. Было сказано, что это стало результатом подрывной деятельности некоторых, но не озвученных на съезде «враждебных сил» [5]. К опасностям были причислены политическая и моральная деградация среди кадровых членов партии, которая приведёт КПВ к «самотрансформации» и «самоперерождению» [6].

В выступлениях делегатов XII съезда прозвучали идеи о превосходстве вьетнамского социалистического правового государства и социалистической демократии во Вьетнаме. Именно они, якобы, обеспечили внушительный прорыв в развитии и модернизации экономики за 30 лет курса «Doi Moi», наряду с сохранением однопартийной системы в лице Компартии Вьетнама, в которой насчитывается 4,5 млн членов [7]. Поддержку КПВ оказывают многочисленные союзы, объединённые в Отечественном фронте Вьетнама, который играл огромную роль в борьбе вьетнамского народа за национальную независимость.

Наиболее влиятельными стали Всеобщая конфедерация труда (4,3 млн членов), Союз коммунистической молодёжи имени Хо Ши Мина (2,6 млн членов), Союз вьетнамских женщин (18 млн членов), Союз ветеранов войны Вьетнама (2,6 млн членов) [8]. 50% взрослого населения Вьетнама постоянно активно участвует в общественно-политической жизни вьетнамского государства [9].

Генеральный секретарь, выступая на XII-м съезде, подтвердил, что Компартия остаётся верной учению Маркса-Ленина, идеям Хо Ши Мина и социалистическому выбору. Он напомнил, что ориентиром внутренней политики курса «Doi Moi» является развитие рыночной экономики социалистической направленности.

Вместе с тем опасность для социализма вызывают влиятельные социальные группы, чьи интересы могут находиться за пределами нынешнего, пусть и очень широкого консенсуса на сохранение народовластия.

В этом случае КПВ придётся расширять свою идеологическую платформу, но важно понять, в каком ключе и в каком направлении будет проходить это расширение, и как при этом

партия будет не допускать ослабления своей монополии на политическую власть? Такую точку зрения высказал российский востоковед А.П. Цветов [10].

Видимо, главной опасностью для КПВ может явиться появление других партий, не социалистически ориентированных и участвующих в Парламенте Вьетнама со своими альтернативными программами путей развития Вьетнама.

В условиях социалистической демократии во Вьетнаме был ослаблен государственный контроль над деятельностью более чем тысячи международных некоммерческих организаций, развернувших пропаганду за защиту прав человека. Особую активность за защиту прав человека проявила Human Right Watch [11].

В стране работают американские МНКО, которые имеют штаб-квартиру в США, ЕС, некоторых странах АТР. Их деятельность во Вьетнаме и за его пределами привела к тому, что по мировому рейтингу Индекса демократии (составитель рейтинга Economist Intelligence Unit) Вьетнам очутился на одном из последних (128 место) среди других стран мира [12].

По основным признакам социалистической модели во Вьетнаме была воспроизведена копия советской модели с конца войны и до распада СССР. Новое поколение граждан России, родившихся после этого, не знает о социальных благах социализма того периода (бесплатная медицина, бесплатное образование в школах, техникумах и вузах, предоставление в городах бесплатного жилья и пр.). Однако для воспроизводства советской модели социальных благ при социализме Вьетнам ещё не имеет необходимых государственных бюджетных средств, и у него высокий объём ВВП для 92 млн жителей. По международным стандартам, 2 тыс. долл. США на душу населения во Вьетнаме в 2017 г. — это уровень только слаборазвитой экономики, и придётся затратить много средств для перехода в клуб стран с развитым народным хозяйством.

Зададимся вопросом: а была ли социальная справедливость в СССР в эпоху так называемого развитого социализма? Можно сослаться на авторитетное мнение выдающегося российского учёного-физика, лауреата Нобелевской премии Жореса Алфёрова. Вот что он озвучил в одной из публикаций за 2017 г. [13]:

«Мы создали первое в истории государство социальной справедливости, у нас на практике был реализован этот принцип. В условиях враждебного капиталистического окружения, которое делало всё возможное, чтобы уничтожить нашу страну, когда мы были вынуждены тратиться на вооружения, на разработку той же атомной бомбы, мы вышли на второе место в мире по производству продуктов питания на душу населения!

Великий физик Альберт Эйнштейн в 1949 г. опубликовал статью "Почему социализм?". В ней он писал, что при капитализме "производство осуществляется в целях прибыли, а не потребления". Частная собственность на средства производства приводит к появлению олигархии, а результаты чужого труда отнимаются по закону, что оборачивается беззаконием. Вывод Эйнштейна: экономика должна быть плановой, а орудия и средства производства — общественными. Самым большим злом капитализма он считал "изувечивание личности", когда в системе образования учащихся вынуждают поклоняться успеху, а не знаниям. Не то же самое происходит и у нас сейчас?

Из того факта, что Советский Союз рухнул, вовсе не следует, что рыночная экономика эффективнее плановой.

Руководство страны должно, с одной стороны, понимать необходимость широкого развития науки и научных исследований. Ведь у нас наука часто совершала рывок, прежде всего, из -за её военных применений. Когда делали бомбу, нужно было создавать ракеты и электронику. А электроника затем нашла применение в гражданской сфере. Программа индустриализации тоже была широкой.

С другой стороны, власти надо поддерживать, в первую очередь, те научные направления, которые потянут за собой массу других вещей. Надо определить такие направления и вкладывать в них средства. Это высокотехнологичные отрасли — электроника, нанотехнологии, биотехнологии. Вложения в них будут беспроигрышными. Не будем забывать, что мы сильны программным обеспечением.

Путин назвал задачей бизнеса создание 25 млн рабочих мест в высокотехнологичном секторе к 2020 г., а я от себя добавлю: это также задачи науки и образования. Необходимо увели-

чивать бюджетные ассигнования на них.

Что касается корпораций, им следует совместно с учёными определять нужные направления исследований. И закладывать средства на эти исследования в бюджет. В СССР вместо госкорпораций были промышленные министерства. Будучи заинтересованными в наших результатах, они выделяли учёным деньги, когда видели, что из научных исследований может выйти что-то многообещающее для них. Заключали хоздоговора на большие суммы, давали нам своё оборудование. Так что механизм отработан.

Нужно сделать результаты научного труда востребованными. Хотя это и долгий путь» [13].

Это общие уроки позднего социализма в СССР. Как развивается социализм в Китае, представим на примере его современной системы социального страхования.

Оценивая современную систему социального страхования в КНР, видно, что ею охвачена только часть социально незащищённого населения и в основном в городах [14].

1. Социальное страхование по безработице, по старости, медицинское обеспечение.

2. Обеспечение образованием, пособия инвалидам и несовершеннолетним.

3. Обеспечение прожиточного минимума.

4. Социальная помощь — льготы отдельным слоям населения.

Два из них — обеспечение прожиточного минимума и социальное страхование — наиболее развитые отрасли системы социального обеспечения.

Система прожиточного минимума изначально была введена только для городских жителей. Она является подспорьем в решении проблемы бедности.

Пенсионным обеспечением после 1997 г. создано три системы: система обязательного пенсионного страхования, система государственного пенсионного обеспечения, система сельского пенсионного страхования [15].

Кроме основных трёх уровней есть другие виды пенсионного обеспечения, в т. ч. корпоративное пенсионное страхование и индивидуальное пенсионное сбережение. В 1997 г. Госсовет издал постановление о создание единой пенсионной системы.

Система обязательного пенсионного страхования обслуживает работников предприятий и служащих государственных учреждений и общественных организаций, работающих на контрактной основе в городе.

К системе пенсионного страхования присоединились государственные предприятия, предприятия коллективной и других видов собственности [16].

Итоги

1. В экономике СРВ достигнут консенсус отраслевого сбалансирования ВВП, высокий уровень привлечённых прямых зарубежных инвестиций, направленных на развитие традиционных базисных отраслей и высоких технологий.

2. Открытая внешнеэкономическая политика СРВ опирается на развитие многоотраслевого экспортного ресурса, востребованного в развитых и развивающихся странах.

3. Во Вьетнаме был самый низкий за весь период политики «Doi Moi» индекс годовой инфляции. Коэффициент бедного населения Вьетнама по отношению к общей численности населения один из самых низких в Восточноазиатском регионе.

4. Постепенно улучшается ситуация в социальной сфере, особенно заметно в здравоохранении и образовании.

См. данные табл. 1 и 2.

Таблица 1

Макроэкономические показатели Вьетнама в 2011-2016 гг.*

Годовые темпы роста ВВП: %

2011 г. 6,24%

2012 г. 5,25%

2013 г. 5,42%

2014 г. 5,38%

2015 г. 6,68%

2016 г. 6,21%

Продолжение таблицы 1

Отраслевая структура ВВП в 2016 г.:

Промышленность, строительство 32,7%

Сельское-лесное-рыбное хозяйство 16,32%

Сервисные услуги 40,92%

Налоги на НДС 10,4%

Прямые иностранные инвестиции:

2011 г. Зарегистрированные ПИИ 15,6 млрд долл. США

Работающие ПИИ 11 млрд долл. США

2016 г. Зарегистрированные ПИИ 26,8 млрд долл. США

Работающие ПИИ 15,8 млрд долл. США

Индекс годовой инфляции:

2011 г. 13,6%

2012 г. 8,19%

2013 г. 4,77%

2014 г. 3,31%

2015 г. 2,05%

2016 г. 1,83%

*Источник: Statistical Yearbook of Vietnam. 2016. — Hanoi. P. 77, 167, 201.

Таблица 2

Социальная сфера Вьетнама по показателям 2016 г.*

Образование Месячные доходы и расходы населения

Дошкольные учреждения и средняя школа Вузы и колледжи Доходы Расходы Бедность

858,8 тыс. учеников школ и 15,5 тыс. детей в яслях и детсадах 1 759,5 тыс. студентов 229 вузов 3 049 тыс. донгов 2 637 тыс. донгов 5,8% в 2016 г.

305,6 тыс. студентов колледжей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

*Источник: Statistical Yearbook of Vietnam. 2016. — Hanoi. P. 595, 682, 739.

5. Вьетнаму необходимо сохранить высокую динамику экономического роста и продолжать сближаться по уровню национального производства и по доходам населения с передовыми странами Юго-Восточной Азии, членами АСЕАН.

6. Для этого необходим высокий рейтинг доверия народа к Компартии и ориентация СРВ на внешнеэкономических партнёров, отношения с которыми подняты до уровня всеобъемлющего стратегического партнёрства, особенно с Россией.

Литература

1. Локшин, Г.М. Некоторые особенности идейно-политической жизни Вьетнама до и после XI съезда КПВ //Вьетнамские исследования. Вьетнам сегодня и вчера. Вып. 1. — М. : ИДВ РАН, 2011. С. 51,52.

2. Политический доклад ЦК КПВ XII съезду партии. — URL : http://vov.vn.

3. Tap chi cong san. 2015. № 6. Tr. 24.

4. URL: http://dancongsan.vn.

5. К этим «враждебным силам» надо отнести иностранные некоммерческие организации, а также критику в Интернете, многочисленные критические высказывания в социальных сетях, особенно от получившей за границей в счёт Фонда Сороса высшее образование вьетнамской молодёжи, пропагандирующей западную демократию и капитализм.

6. О внутренних опасностях для КПВ предупреждал VIII съезд КПВ в 1996 г. — отход от социализма, бюрократизм; и внешних — вмешательство во внутренние дела, мирная трансформация политического строя //Документы VIII съезда КПВ. 1996. С. 79.

7.XII съезд Компартии Вьетнама : документы и экспертные оценки. — М. 2016. С. 7.

8. Современный Вьетнам : справочник. — М. : ИД «Форум», 2015. С. 116-117.

9. Общая численность населения Вьетнама в 2016 г. достигла 92,7 млн человек. // Statistical Yearbook of Vietnam. 2016. — anoi. P. 77, 127.

10. Цветов, А.П. Открытые вопросы XII съезда (дополнительные замечания к докладу П.Ю. Цветова) //XII съезд Компартии Вьетнама : документы и экспертные оценки. С. 182.

11. URL: http://rissiancouncil.ru.

12. Democracy Index 2015 // the Economist. — URL : http://www.yabiladi.com.

13. www.aif.ru 15 ноября 2017 г.

14. Исследование ключевых основ социальной политики России, Китая и Вьетнама (сравнительный анализ). — М.. : Российская академия наук. Институт экономики, 2012. С. 54.

15. Shehui baozhang (Социальное обеспечение). — URL : http://www.gov.cn/test/2005-07/27/ content_17692.htm.

16. Хоу Вэньжо. Реформа системы социального обеспечения в Китае // Проблемы Дальнего Востока. 2001. № 1. — URL : http://www.gov.cn/zwgk/2005-05/27/content_1533.htm.

References:

1. Lokshin, G. M. Some features of the ideological and political life of Vietnam before and after the 11th Congress of the CPV // Vietnamese studies. Vietnam today and yesterday. Issue 1. — M. : IFES of the Russian Academy of Sciences, 2011. P. 51-52.

2. Political report of the Central Committee of the CPV XII Congress of the Party. — URL : http://vov.vn.

3. Tap chi cong san. 2015. No. 6. Tr. 24.

4. URL : http://dancongsan.vn.

5. These hostile forces"should include foreign non-profit organizations, as well as criticism on the Internet, numerous critical statements in social networks, especially from the higher education of Vietnamese youth abroad, which is advocating Western democracy and capitalism, at the expense of the Soros Foundation.

6. The VIII Congress of the CPV in 1996 warned of internal dangers to the CPV — a departure from socialism, bureaucracy, and external — interference in internal affairs, peaceful transformation of the political system // Documents of the VIII Congress of CPV. 1996. P. 79.

7. XII Congress of the Communist Party of Vietnam : Documents and expert assessments. — M., 2016. P. 7.

8. Modern Vietnam : Directory. — M. : the ID Forum"2015. P. 116-117.

9. The total population of Vietnam in 2016 reached 92.7 million people // Statistical Yearbook of Vietnam. 2016. — Hanoi. P. 77, 127.

10. Tsyetova, A. P. Open questions of the 12th Congress (additional comments on the report of P.Yu. Tsvetov) // XII Congress of the Communist Party of Vietnam : Documents and expert assessments. P. 182.

11. URL : http://rissiancouncil.ru.

12. Democracy Index 2015 // the Economist — URL : http://www.yabiladi.com.

13. www.aif.ru. November 15, 2017.

14. Study of the key foundations of social policy in Russia, China and Vietnam (comparative analysis). — M. : the Russian Academy of Sciences. Institute of Economics, 2012. P. 54.

15. Shehui baozhang (Social Security). — URL : http://www.gov.cn/test/2005-07/27/content_17692.htm.

16. Hou Wenjo. Reform of the social security system in China // Problems of the Far East. 2001. No. 1. — URL : http://www.gov.cn/zwgk/2005-05/27/content_1533.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.