7.5. ВИДЫ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ИММУНИТЕТОВ В НОВОМ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Сабитаева Акмоншак Куанышевна. Должность: старший преподаватель. Место работы: Казахско-Русский Международный университет. Подразделение: кафедра юриспруденции. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье рассматриваются законодательные положения нового Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, регламентирующие участие в уголовно-процессуальных отношениях лиц, наделенных уголовно-процессуальными иммунитетами.
Автором анализируется действующее законодательство через призму реализации задач уголовного судопроизводства, содержащихся в ст. 8 УПК Республики Казахстан.
В статье отмечаются проблемы, которые не были решены в новом процессуальном законодательстве. В частности отмечается то, что ряд лиц наделенных иммунитетами не были учтены в процессуальном законодательстве, что требует определенной унификации и внесения необходимых изменений в действующее законодательство. Это позволит решить ряд проблем законодательного и правоприменительного характера, установить полный перечень лиц, наделенных уголовно-процессуальными иммунитетами.
Статья будет интересна специалистам в области уголовно-процессуального права и сравнительного правоведения.
Ключевые слова: уголовно-процессуальный иммунитет, свидетельский иммунитет, уголовно-процессуальное законодательство Республики Казахстан, принципы уголовного процесса.
TYPES OF CRIMINAL PROCEDURAL IMMUNITIES IN THE NEW CRIMINAL PROCEDURE LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Sabitaeva Akmonshak Kuanyshevna. Position: senior lecturer. Place of employment: Kazahsko-Russian International University. Department: Law chair. E-mail: [email protected]
Annotation: The article considers the legal status of the new Code of Criminal Procedure of the Republic of Kazakhstan, regulating the participation in criminal proceedings against persons endowed with criminal procedural immunities.
The author analyzes the existing legislation in the light of the implementation of tasks of criminal proceedings, contained in Art. 8 Code of Criminal Procedure of the Republic of Kazakhstan.
The article pointed out the problems that were not addressed in the new procedure. Notes in particular that the number of persons endowed with immunities were not included in procedural law, which requires a certain unification and making the necessary changes to the existing legislation. This will solve a number of problems of legislative and enforcement nature to establish a complete list of those charged with criminal procedural immunities.
The article will be of interest to specialists in the field of criminal procedural law and comparative law. Keywords: Criminal Procedure immunity, witness immunity, criminal procedure legislation of the Republic of Kazakhstan, the principles of due process.
С 1 января 2015 г. введен в действие новый Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан. В него внесены существенные изменения, которые давно назрели и их требовали нужды практики. Не остался без внимания законодателя и вопрос об уголовно-процессуальных иммунитетах, который в новом уголовно-процессуальном законодательстве Республики Казахстан нашел свое дальнейшее развитие.
По уголовно-процессуальному законодательству Республики Казахстан иммунитетами и привилегиями в уголовном судопроизводстве наделены:
- депутат Парламента Республики Казахстан (ст. 547 УПК РК);
- кандидат в Президенты Республики Казахстан (ст. 548 УПК РК);
- кандидат в депутаты Парламента Республики Казахстан (ст. 548 УПК РК);
- Председатель Конституционного Совета Республики Казахстан (ст. 549 УПК РК);
- член Конституционного Совета Республики Казахстан (ст. 549 УПК РФ);
- судья (ст. 550 УПК РК);
- Генеральный Прокурор Республики Казахстан (ст. 551 УПК РФ);
- лица, обладающие дипломатическим иммунитетом от уголовного преследования (ст. 553 УПК РФ);
- дипломатический иммунитет от дачи показаний (ст. 555 УПК РФ);
- дипломатический иммунитет помещений и документов (ст. 556 УПК РФ).
Статья 553 УПК РК в ч. 1 устанавливает лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан. К таким лицам относятся:
- главы дипломатических представительств иностранных государств, члены дипломатического персонала этих представительств и члены их семей, если они проживают совместно с ними и не являются гражданами Республики Казахстан;
- на основе взаимности сотрудники обслуживающего персонала дипломатических представительств и члены их семей, проживающие совместно с ними, если эти сотрудники и члены их семей не являются гражданами Республики Казахстан или не проживают постоянно в Казахстане;
- главы консульств и другие консульские должностные лица в отношении деяний, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей, если иное не предусмотрено международным договором Республики Казахстан;
- на основе взаимности сотрудники административно-технического персонала дипломатических представительств и члены их семей, проживающие совместно с ними, если эти сотрудники и члены их семей не являются гражданами Республики Казахстан или не проживают постоянно в Казахстане;
- дипломатические курьеры;
- главы и представители иностранных государств;
- члены парламентских и правительственных делегаций;
- на основе взаимности - сотрудники делегаций иностранных государств, прибывающие в Казахстан для
участия в международных переговорах, международных конференциях и совещаниях или с другими официальными поручениями либо следующие для тех же целей транзитом через территорию Республики Казахстан, и члены семей указанных лиц, которые их сопровождают, если эти члены семей не являются гражданами Республики Казахстан;
- главы, члены и персонал представительств иностранных государств в международных организациях, должностные лица этих организаций, находящиеся на территории Республики Казахстан, на основе международных договоров или общепризнанных международных обычаев;
- главы дипломатических представительств, члены дипломатического персонала представительств иностранных государств в третьей стране, проезжающие транзитом через территорию Республики Казахстан, и члены их семей, которые сопровождают указанных лиц или следуют отдельно, для того чтобы присоединиться к ним или возвратиться в свою страну;
- иные лица в соответствии с международным договором Республики Казахстан.
Представленное содержание уголовно-
процессуальных норм, определяющих категорию лиц, в отношении которых предусмотрен особый порядок уголовного судопроизводства по законодательству Казахстана существенно отличается от аналогичных положений других государств и в частности России т.к. в него включены лица, наделенные дипломатическими иммунитетами и привилегиями. Однако в законодательстве Республики Казахстан среди таких лиц отсутствуют следователи, адвокаты и ряд других должностных лиц, выполняющих особые служебные обязанности и функции.
Специальными законами определен статус отдельных лиц, о которых речь идет в главе 57 уПк Республики Казахстан.
Статья 32 Конституционного закона Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» устанавливает, что депутат Парламента Республики Казахстан в течение срока своих полномочий не может быть... привлечен к уголовной ответственности без согласия соответствующей Палаты, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений. Для получения согласия на привлечение депутата к уголовной ответственности.. Генеральный Прокурор вносит представление в Сенат либо Мажилис, которое направляется Палатами в Центральную избирательную комиссию для подготовки его рассмотрения на заседании соответствующей Палаты. Представление вносится перед предъявлением депутату обвинения. [1]
Статья 47 Конституционного закона «О выборах в Республики Казахстан» устанавливает иммунитет от уголовной ответственности и уголовного преследования кандидата в Президенты Республики Казахстан и кандидата в депутаты Парламента Республики Казахстан. [2]
Иммунитетом обладает Председатель и члены Конституционного Совета Республики Казахстан. Об этом указано в ст. 12 Конституционного закона Республики Казахстан «О Конституционном Совете Республики Казахстан». Согласно данной норме Председатель и члены Конституционного Совета в течение срока своих полномочий не могут быть задержаны, подвергнуты содержанию под стражей, домашнему аресту ... привлечены к уголовной ответственности без согласия Парламента, кроме случаев задержания на месте пре-
ступления либо совершения тяжких или особо тяжких преступлений. После регистрации повода к началу досудебного расследования ... в отношении Председателя или члена Конституционного Совета может быть продолжено только с согласия Генерального Прокурора, который вносит в Парламент представление о даче согласия на привлечение к уголовной ответственности Председателя или члена Конституционного Совета. [3]
Иммунитет судьи предусмотрен Конституционным законом «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан». [4]. Статья 27, анализируемого нами закона, устанавливает, что судья не может быть арестован. привлечен к уголовной ответственности без согласия Президента Республики Казахстан, основанного на заключении Высшего Судебного Совета ..., без согласия Сената Парламента Республики Казахстан, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжкого преступления. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Казахстан. Специальные оперативно-розыскные мероприятия в отношении судьи могут быть проведены только с санкции прокурора.
Закон «О прокуратуре Республики Казахстан» [5] в ст. 10 устанавливает особый статус Генерального Прокурора Республики Казахстан, согласно которому в течение срока полномочий не может быть арестован..., привлечен к уголовной ответственности без согласия Сената, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений. Другие прокуроры такой статус не имеют, производство по уголовному делу, возбужденному в отношении них, осуществляется в общем порядке.
Нельзя не обратить внимания на то, что в данный перечень включены должностные лица; лица, выполняющие особые государственные и общественные функции.
Проведенный нами анализ положений действующего законодательства Республики Казахстан позволяет прийти к выводу о том, что такое решение законодателя вызвано объективными причинами - создать условия для деятельности лиц, выполняющих особые государственные, общественные, служебные и иные функции в государстве, предотвратить несанкционированное влияние на их деятельность, создать условия для соблюдения конституционных предписаний, основой которых является защита прав и свобод человека и гражданина.
Среди уголовно-процессуальных иммунитетов особое место занимает свидетельский иммунитет. Свидетельским иммунитетом принято считать право лица отказаться от дачи показаний против себя самого, супруга (ги) и близких родственников, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Положения свидетельского иммунитета содержатся в ст. 26 ч. 5 (Обеспечение подозреваемому, обвиняемому права на защиту); 28 (Освобождение от обязанности давать свидетельские показания); 64 (Подозреваемый), 65 (Обвиняемый), 78 (Свидетель), 85 (Медиатор), 210 (Общие правила производства допроса), 211 (Дополнительный и повторный допрос), 214 (Особенности допроса свидетеля и потерпевшего), 215 (Особенности допроса несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего), 216 (Особенности допроса подозреваемого) и др.
Регламентация положений свидетельского иммунитета в процессуальном законодательстве отличается достаточной полнотой и четкостью (не без дискуссии
по ряду спорных вопросов). Им наделены: подозреваемый, обвиняемый, потерпевший и свидетель, адвокат, священнослужитель и др.
Положения свидетельского иммунитета включены в число принципов уголовного процесса. Законодатель Республики Казахстан предусматривает две нормы, содержащие указание на право отказаться от дачи показаний. Во-первых, это ч. 5 ст. 26 УПК Республики Казахстан, которая рассматривает это право в качестве неотъемлемого элемента принципа обеспечения подозреваемого, обвиняемому права на защиту. Во-вторых, следует обратить внимание на ст. 28 УПК Республики Казахстан, которая устанавливает лиц, которых освобождают от обязанности давать свидетельские показания. Согласно данной норме никто не обязан давать показания против себя самого, супруга (супруги) и своих близких родственников, круг которых определен Кодексом; священнослужители не обязаны свидетельствовать против доверившихся им на исповеди.
Это свидетельствует о том, что законодатель относит свидетельский иммунитет к наиболее важным и фундаментальным положениям права, что позволило ему поместить эти нормы в число основополагающих принципов уголовного судопроизводства.
По законодательству Республики Казахстан положения свидетельского иммунитета разделены на два самостоятельных принципа. Обеспечение подозреваемого, обвиняемого права на защиту и лица, освобождающиеся от обязанности давать показания, являются самостоятельными принципами уголовного судопроизводства. В этом проявляется особый подход к определению сущности свидетельского иммунитета, который свойственен для англо-саксонской модели права.
Следующим видом является иммунитет лиц, находящихся за пределами Республики Казахстан и вызванных для производства процессуальных действий на территории республики. Его положения содержатся в ст. 575 УПК Республики Казахстан «Вызов лица, находящегося за пределами Республики Казахстан».
Согласно рассматриваемой норме лицо, находящееся за пределами Республики Казахстан, для производства процессуальных действий на территории Республики Казахстан вызывается повесткой на основании запроса (поручения, ходатайства) об оказании правовой помощи. Такое лицо извещается о вызове заблаговременно. Вызванному лицу, кроме подозреваемого, обвиняемого, подсудимого и осужденного, сообщается о размере и порядке возмещения расхо-дов,связанных с вызовом.
Что касается свидетеля, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителя, эксперта, находящихся за пределами территории Республики Казахстан и явившихся по вызову, не могут быть на территории Республики Казахстан, независимо от своего гражданства, привлечены к уголовной или административной ответственности, взяты под стражу или подвергнуты другим мерам процессуального принуждения за деяния или на основании приговоров, которые имели место до пересечения указанными лицами государственной границы Республики Казахстан.
Такие лица не могут быть также привлечены к ответственности, взяты под стражу или подвергнуты наказанию в связи с их показаниями в качестве свидетеля, потерпевшего или заключениями в качестве экспертов в связи с уголовным делом, по которому они вызваны.
Вызванное лицо теряет предоставленные ей ст. 575 УПК Республики Казахстан гарантии, если оно не покинет территорию Республики Казахстан в течение пятнадцати суток или иного срока, предусмотренного международным договором Республики Казахстан, с момента получения письменного сообщения органа, ведущего уголовный процесс, об отсутствии необходимости в проведении процессуальных действий с его участием или, если оно туда добровольно возвратится. В этот срок не засчитывается время, в течение которого это лицо не по своей вине не могло покинуть территорию Республики Казахстан, имея такую возможность.
Данный вид иммунитета проистекает из ст. 12 Конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г. и ст. 9 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (Минская конвенция) и представляет собой иммунитет от уголовного преследования на территории Казахстана. А государство обязано обеспечить данный личный иммунитет пребывшим лицам.
Наличие такого иммунитета это не только гарантия неприкосновенности пребывающего в Республику Казахстан лица. Необходимость существования данного вида иммунитета вызвана причинами куда более серьезными - реализацией назначения и задач уголовного судопроизводства.
Согласно ст. 8 УПК РК задачами уголовного процесса являются пресечение, беспристрастное, быстрое и полное раскрытие, расследование уголовных правонарушений, изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, справедливое судебное разбирательство и правильное применение уголовного закона, защита лиц, общества и государства от уголовных правонарушений.
Данный иммунитет призван обеспечить защиту прав личности как это вытекает из рассматриваемых нами положений действующего уголовно-процессуального законодательства. Но данный иммунитет призван обеспечить процесс расследования, соблюдение сроков производства по уголовному делу, всестороннее выяснение всех обстоятельств совершения преступления.
Нами в статье рассмотрен вопрос лишь о тех иммунитетах, которые закреплены в уголовно-процессуальном законодательстве Республики Казахстан. Проблемой формирования и дальнейшего применения уголовно-процессуальных иммунитетов является их присутствие и в иных нормах действующего законодательства, которые регламентируют деятельность отдельной категории участников общественных отношений, но не нашедших свое отражение в положениях и нормах уголовно-процессуального законодательства. В частности, адвоката, стажера и помощника адвоката, а также Уполномоченного по правам человека в республики Казахстан. Это вызывает определенные сложности в сфере правоприменения, когда лицам, осуществляющим производство по уголовному делу, требуется обращаться к иному законодательству, регламентирующему этот вопрос.
Отсутствие полной и четкой регламентации общественных отношений не идет на пользу, затрудняет деятельность данных участников правоотношений, не способствует развитию общественных отношений, не в полной мере защищает интересы и самого лица, наделенного иммунитетом, и участников общественных отношений.
К сожалению, законодатель Республики Казахстан регламентирует иммунитеты некоторых лиц не вполне последовательно. Содержащиеся в законодательных актах, регламентирующих их деятельность, полномочия никак не отражаются в уголовно-процессуальном законодательстве. Решение проблемы унификации уголовно-процессуальных норм необходимо для более четкой регламентации участия отдельной категории лиц в уголовно-процессуальных отношениях.
Список литературы:
1. Республика Казахстан. Законы. Конституционный закон. О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов Конституционный закон Республики Казахстан: офиц. текст по состоянию на 3 октября 2013 г. // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан. - 1995. - N 21. - ст. 124.
2. Республика Казахстан. Законы. Конституционный закон. О выборах в Республике Казахстан: офиц. текст по состоянию на 4 июля 2014 г. // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан. - 1995. - № 17-18.
- ст. 114.
3. Республика Казахстан. Законы. Конституционный закон. О Конституционном Совете Республики Казахстан: офиц. текст по состоянию на 4 июля 2014 г. // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан.
- 1995. - № 24. - ст.173.
4. Республика Казахстан. Законы. Конституционный закон. О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан: офиц. текст по состоянию на 7 ноября 2014 г. // Ведомости Парламента Республики Казахстан. - 2000. - № 23. - ст. 410.
5. Республика Казахстан. Законы. О Прокуратуре: офиц. текст по состоянию на 4 июля 2014 г. // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан. - 1995.
- № 24. - ст.156.
Рецензия
на статью Сабитаевой Акмоншак Куанышевны «Виды уголовно-процессуальных иммунитетов в новом уголовно-процессуальном законодательстве Республики Казахстан»
В представленной статье рассматриваются виды уголовно-процессуальных иммунитетов, которые нашли свою регламентацию в новом Уголовно-процессуальном кодексе Республики Казахстан и отраженные в специальных нормативно-правовых актах республики.
Следует отметить, что исследования иностранного законодательства всегда вызывали и вызывают живой интерес у ученых. Особенно, если речь идет о наших соседях. Принятие нового Уголовно-процессуального кодекса в Республике Казахстан было вызвано объективными причинами. Старое процессуальное законодательство уже не соответствовало тем изменившимся общественным отношениям, которые требовали изменения и действующих процессуальных норм. Среди норм, которые претерпели существенные изменения, следует обратить внимание на те, которые регламентируют порядок производства по уголовному делу ввиду наличия у одного или нескольких участников определенного правового статуса, который наделяет такое лицо или лиц уголовно-процессуальным иммунитетом.
Положительным моментом работы является то, что автором структурированы отдельные виды уголовно-процессуальных иммунитетов, описаны и проанализированы.
Несмотря на то, что законодатель попытался существенно дополнить и изменить нормы уголовно-процессуального законодательства, расширив действия положений, регламентирующих уголовно-процессуальные иммунитеты, автором с сожалением отмечается непоследовательность законодателя в регламентации ряда существенных для правоприменителя вопросов. В частности иммунитеты, в том числе и процессуальные, предусмотрены нормами и иных нормативно-правовых актов. Между тем, уголовно-процессуальное законодательство не в полной мере учло эти положения иных законов.
Статья изложена юридически грамотным языком, последовательно. Затрагивает дискуссионные вопросы теории уголовно-процессуального права и сравнительного правоведения. Она вызовет безусловный интерес в среде исследователей и ученых.
Она соответствует требованиям, предъявляемым к данному типу работ.
Заведующий кафедрой уголовного права ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», к.ю.н., доцент Н.Ю. Волосова