Я.А. Скок,
аспирант кафедры финансового, банковского и таможенного права имени профессора Нины Ивановны Химичевой Саратовской государственной юридической академии
БО!:
Ya.A. Skok,
Postgraduate .student of the Department of Financial, Banking and Customs Law named after Professor Nina Ivanovna Khimicheva of the Saratov State Law Academy
ВИДЫ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИИ КАК УЧАСТНИКОВ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Аннотация: актуальность статьи связана с необходимостью выявления особенностей финансово-правового регулирования деятельности различных видов саморегулируемых организаций, которым государство делегирует часть своих полномочий. Целью статьи является классификация саморегулируемых организаций как субъектов финансовых правоотношений с учетом сущности данного вида неком-ЭС мерческих организаций. Достижению поставленных задач способствовало использо-5 вание общенаучных методов (анализ, синтез, сравнение) и формально-юридического метода. Автором исследованы различные критерии классификации саморегулируемых 5 организаций в зависимости от их правового положения. Обосновано, что отношения Со в области формирования, распределения и использования компенсационных фондов § саморегулируемых организаций относятся к предмету финансово-правового регу-^ лирования, поскольку касаются движения децентрализованных фондов публичного С характера с целью обеспечения публичных интересов. Сделан вывод, что для выявления 5 особенностей финансово-правового статуса рассматриваемых субъектов наиболее < эффективны критерии классификации в зависимости от сферы их деятельности, § характера членства, количественного состава, объема (вида) их финансовой право-^ субъектности.
§ Ключевые слова: саморегулируемые организации, финансовые правоотношения,
С классификация, финансовая правосубъектность, компенсационный фонд, финансовый рынок.
■Û
I
g TYPES OF SELF-REGULATING ORGANIZATIONS
C AS PARTICIPANTS IN FINANCIAL LEGAL RELATIONS
О
«V
238 Abstract: the relevance of the article is connected with the need to identify the features
_ of financial and legal regulation of the activities of various types of self-regulatory
{vj organizations to which the state delegates part of its powers. The purpose of the article ^ is to classify self-regulating organizations as subjects of financial legal relations, taking into account the essence of this type of non-profit organizations.The achievement of the set tasks was facilitated by the use ofgeneral scientific methods (analysis, synthesis, comparison) and the formal legal method. The author investigates various criteria for classifying self-regulating organizations depending on their legal status. It is proved that the relations in the field of formation, distribution and use of compensation funds of self-regulating organizations belong to the subject of financial and legal regulation, since they relate to the movement of decentralized funds of a public nature in order to ensure public
interests. It is concluded that in order to identify the features of the financial and legal status of the .subjects under consideration, the criteria for their classification are most effective, depending on the scope of activity of self-regulating organizations, the nature of membership, quantitative composition, volume (type) of their financial legal personality.
Keywords: self-regulating organizations, financial legal relations, classification, financial legal personality, compensation fund, financial market.
Саморегулируемые организации (далее - СРО) распространены в различных сферах предпринимательской и профессио- ]| нальной деятельности. Это объясняется развитием и динамичностью ® рыночных отношений и экономики, которые сопутствуют преобразо- | ваниям сферы публичного контроля и управления. Государство все
чаще делегирует часть своих полномочий в указанной сфере юри- |
а
дическим лицам или негосударственным организациям, в том числе | саморегулируемым. Последние могут выступать и участниками раз- | личных финансовых правоотношений: причем в связи не только с на- ■§ логообложением возможных доходов от разрешенной деятельности, | но и с формированием и использованием специальных денежных фон- £ дов, а также с наделением полномочиями в области публичного фи- ® нансового контроля. На объем финансовой правосубъектности само- а регулируемых организаций могут оказывать влияние ряд факторов, | в том числе принадлежность их к определенному виду и обусловлен- 1 ные ею особенности их правового положения в целом. При этом пред- § ставляется целесообразным обратиться к классификации саморегулируемых организаций как субъектов финансовых правоотношений.
Представители экономических и юридических наук используют различные классификации саморегулируемых организаций по ряду оснований. Необходимо учитывать тот факт, что классификация какого-то явления общественной жизни важна не сама по себе, а для выяснения его сущности, особенностей посредством перечисления | и характеристики входящих в него элементов [1, с. 145], т.е. упоря- | дочения имеющихся о нем знаний. В связи с этим следует отметить, что построение той или иной классификации является предпосылкой 239 возникновения общенаучных теорий, сочетающих в себе практические ^ знания и теоретическое мышление субъектов [2]. ь
Представляется, что в основу классификации саморегулируемых | организаций как участников финансовых правоотношений должны быть положены особенности нормативно-правового регулирования деятельности данных субъектов. Базовым нормативным правовым актом в этой области выступает Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» [3] (далее -
s
X
Закон № 315-Ф3), который заложил юридическую основу развития данного института. В указанном Законе содержится определение и признаки саморегулируемой организации, закреплен порядок создания и деятельности СРО, а также взаимоотношения между СРО и ее участниками. В нем перечислены виды саморегулируемых организаций исходя из специфики (сферы) их деятельности, которые подлежат специальному законодательному регулированию: в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства [4]; в области аудиторской деятельности (СРО аудиторов) [5]; в сфере финансового рынка [6] (на данный вид СРО действие Закона № 315-Ф3 вообще не распространяется).
Помимо Закона № 315-ФЗ в настоящее время в России действует целый ряд нормативных правовых актов, касающихся особенностей .а саморегулирования в отдельных сферах предпринимательской и просо фессиональной деятельности, в соответствии с которыми выделяются следующие виды СРО: в области пожарной безопасности [7]; арби-а тражных управляющих [8]; оценщиков [9]; в сфере рекламы [10]; § управляющих компаний [11]; в сфере промышленной безопасности § [12]; кадастровых инженеров [13]; иные.
2 В указанных сферах деятельности действующее законодательство ^ устанавливает, например, различные требования к количественному — составу членов СРО, особенности создания и использования специ-§ альных денежных фондов публичного характера и участия в осущест-^ влении публичного финансового контроля. Так, для приобретения ста-§ туса СРО в сфере оценочной деятельности необходимо объединение ^ не менее 300 физических лиц [9], СРО ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов - не менее 40 ревизионных союзов [14]. о Для СРО в сфере финансового рынка объединение должно включать ^ не менее 26 % от общего количества финансовых организаций, осу-С ществляющих соответствующий вид деятельности [6].
Таким образом, исходя из количественного состава членов, СРО 240 можно подразделить на крупные (не менее 50 участников, либо 26 % ^ от общего количества организаций определенного вида деятельности), СЧ средние (свыше 30 и до 50 участников) и малые (не менее 10 и не бо-® лее 30 участников). Данная классификация может быть использована ^ при характеристике СРО как субъектов налоговых правоотношений. Так, крупные и средние СРО в силу их большей имущественной самостоятельности могут, как правило, вступать в большее число правоотношений по взиманию налогов, в частности налога на имущество организаций, земельного и транспортного налогов. При этом
у малых СРО ограничены материальные возможности по приобретению имущества, которое может стать объектом налогообложения, а также найму и, соответственно, оплате труда наемных работников, что, в свою очередь, может не повлечь возникновение у них обязанностей налогового агента и плательщика страховых взносов. Кроме того, данный критерий может повлиять и на выбор круга платных услуг для членов СРО и, соответственно, на установление видов доходов от разрешенной деятельности, подлежащей обложению налогом на прибыль организаций. Л
Вышеприведенная классификация показывает отличия правового ® положения саморегулируемых организаций и позволяет выделить еще | одно основание для классификации - наличие или отсутствие обязательного членства. По общему правилу членство в саморегулируемых ^^ организациях является добровольным, но в случаях, предусмотренных 1 федеральными законами, членство субъектов предпринимательской | или профессиональной деятельности в СРО может быть обязательным. ■§ В связи с этим в юридической литературе по характеру членства [15] | СРО подразделются на две категории: имеющие обязательное член- | ство, например в области строительства, инженерных изысканий, ® арбитражных управляющих; имеющие добровольное членство, на- * пример саморегулируемые организации перевозчиков, коллекторов, | в сфере пищевой и перерабатывающей промышленности. 1
Следует отметить, что саморегулируемые организации, основан- § ные на добровольном членстве, дополняют государственное регулирование, в то время как СРО, основанные на обязательном членстве, § могут частично его замещать, поскольку государство наделяет СРО £ полномочиями по разработке правил, стандартов и внутренних норм, 2 обязательных для выполнения всеми членами СРО, а СРО в сфере фи- | нансового рынка еще и полномочиями по осуществлению публичного | финансового контроля и надзора. Как верно отмечает В. Ю. Синюгин, | «если правовой нормой предусмотрена обязанность организации всту- | пить в правоотношения с иными лицами или обязанность иных лиц вступить в правоотношения с такой организацией либо любой иной 241 организацией того же вида, можно с уверенностью утверждать, что ^ такая организация осуществляет публично значимые функции» [16]. ь На саморегулируемые организации с обязательным членством | распространяются императивные требования о формировании ком- " пенсационного фонда, носящие финансово-правовой характер. Во-первых, указанный фонд создается в публичных целях - обеспечить имущественную ответственность каждого члена СРО перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами. При
этом целевой характер фонда выражается, в частности, в установлении запрета на обращение взыскания по обязательствам саморегулируемой организации на средства фонда. Во-вторых, он представляет собой обособленный исключительно денежный фонд, формируемый из обязательных членских взносов, минимальный размер которых устанавливается законодательно (не менее 3 000 рублей в отношении каждого члена) и которые по общему правилу возврату не подлежат. В-третьих, для некоторых видов СРО предварительное формирование компенсационного фонда является обязательным требованием для приобретения статуса (например, в сфере строительства [4], сельскохозяйственной кооперации [14], оценочной деятельности [9]). В-четвертых, законодательством устанавливаются общие требования к размещению и инвестированию средств компенсационного фонда, целевому использованию дохода, полученного от размещения и ин-.а вестирования указанных средств (для пополнения данного фонда го и покрытия расходов, связанных с обеспечением надлежащих условий ^ инвестирования средств этого фонда).
Помимо общих требований к формированию и использованию средств компенсационного фонда, установленных Законом № 315-ФЗ, иными законодательными актами в различных сферах саморегули-2 рования могут быть предусмотрены дополнительные специальные ^ нормы, касающиеся минимального размера фонда и членских взносов, — условий размещения и использования средств фонда. Так, для СРО § в области теплоснабжения минимальный размер членского взноса в компенсационный фонд составляет не менее 50 000 рублей [17], для СРО арбитражных управляющих - не менее 200 000 рублей [8], для СРО в области оценочной деятельности - не менее 30 000 рублей [9]. Законодатель, устанавливая минимальный размер денежного взноса о в компенсационный фонд для СРО разных сфер деятельности, исходит ^ из стремления мотивировать потенциальных членов СРО к вступле-С нию в данную организацию, а также из вида и значимости самой сферы ее деятельности. Кроме того, некоторые требования к формированию 242 и использованию компенсационного фонда могут быть установлены ^ на подзаконном уровне. В частности, требования к порядку формиро-(V вания компенсационного фонда СРО форекс-дилеров, а также порядок ® и условия компенсационных выплат устанавливаются норматив ными ^ актами Банка России [18; 19].
Таким образом, критерий классификации СРО по характеру членства позволяет выявить наиболее важные аспекты формирования саморегулируемой организации и ее специальных денежных фондов, направленные на реализацию и защиту публичного интереса.
I
С
В юридической литературе устанавливаются и иные критерии деления СРО на виды: в зависимости от территориального уровня объединения членов [20, с. 19-20], способа возникновения [21, с. 118-122] и другие [22, с. 79-84]. Однако для выявления особенностей финансово-правового статуса различных СРО указанные основания классификации, думается, не имеют принципиального значения.
Вместе с тем значимой для настоящего исследования представляется деление СРО в зависимости от объема (вида) их финансовой пра- Л восубъектности. В частности, как уже отмечалось, саморегулируемые ® организации могут быть субъектом различных финансовых правоот- | ношений, обладая как общей, так и финансовой правосубъектностью.
Так, общая финансовая правосубъектность может реализовываться |
а
саморегулируемыми организациями в налоговых правоотношени- 11
ях, например, в качестве налогоплательщиков, налоговых агентов, |
плательщиков сборов и страховых взносов. При этом объем данной ■§
правосубъектности может быть реализован не всеми видами СРО, 1
и
например, в зависимости от их членского состава и, соответственно, .с
||
их имущественных возможностей. ™
Специальная финансовая правосубъектность СРО выражается *
в их способности иметь права и нести обязанности по формирова- |
нию и использованию специальных денежных фондов публичного Ц характера (например, компенсационного фонда) и (или) влению публичного финансового контроля и надзора. В частности,
в Федеральном законе от 13 июля 2015 г. № 223-Ф3 «О саморегули- |
руемых организациях в сфере финансового рынка» не содержится §
обязательное требование о формировании компенсационного фонда а
"о
вследствие причинения вреда гражданам, пользующимся услугами |
СРО в сфере финансового рынка. Тем не менее о запрете формиро- -
вания такого фонда в данном акте не упоминается. В то же время |
для такого вида СРО, действующей на финансовом рынке, как СРО -|| форекс-дилеров, обязанность формирования компенсационного
фонда предусматривается Федеральным законом «О рынке ценных 243
бумаг». При этом именно СРО в сфере финансового рынка наделяются ^
большим объемом полномочий в области публичного финансового ь
контроля. Так, они могут быть обязаны проводить внеплановые про- | верки своих членов по поручению Комитета финансового надзора Банка, а некоторые их виды могут также наделяться Банком России полномочиями по получению от их членов отчетности (например, отчета о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива) [23].
Таким образом, различные классификации саморегулируемых организаций позволяют выявить особенности их правового положения по разным критериям. Однако для выявления особенностей финансово-правового статуса различных СРО представляется значимым с научно-практической точки зрения их классификация на виды в зависимости от сферы их деятельности, количественного состава, характера членства, объема (вида) их финансовой правосубъектности.
Список литературы:
1. Курбатов, В. И. Логика : учеб. пособие для студентов вузов / В.И. Курбатов. - Ростов н/Д : Феникс, 1996.
2. Лавренюк, А.В. Субъекты публичного права: теоретико-правовое исследование : дис. ... канд. юрид. наук / А.В. Лавренюк. - М., 2007. - 198 с.
3. О саморегулируемых организациях : федеральный закон от 1 декабря £ 2007 г. № 315-ФЭ (в ред. от 2 июля 2021 г.) // Собр. законодательства Рос. го Федерации. - 2007. - № 49, ст. 6076.
4. Градостроительный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (с изм. от 4 ноября 2022 г.) // Собр.
I
99
законодательства Рос. Федерации. - 2005. - № 1, ст. 16.
О 5. Об аудиторской деятельности : федеральный закон от 30 декабря
® 2008 г. № 307-ФЗ (в ред. от 16 апреля 2022 г.) // Собр. законодательства Рос. С; Федерации. - 2009. -№ 1, ст. 15.
5 6. О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка :
^ федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 223-ФЗ (в ред. от 2 июля 2021 г.) // § Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2015. - № 29, ст. 4349. ^ 7. О пожарной безопасности : федеральный закон от 21 декабря 1994 г. ^ № 69-ФЗ (в ред. от 24 сентября 2022 г.) // Собр. законодательства Рос. С Федерации. - 1994. - № 35, ст. 3649.
О; 8. О несостоятельности (банкротстве) : федеральный закон от 26 октября
§ 2002 г. № 127-ФЗ (в ред. от 21 ноября 2022 г.) // Собр. законодательства Рос. § Федерации. - 2002. - № 43, ст. 4190.
§ 9. Об оценочной деятельности в Российской Федерации : федеральный
С закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ (в ред. от 2 июля 2021 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1998. - № 31, ст. 3813. 244 10. О рекламе : федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ (в ред.
- от 14 июля 2022 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 12,
Р0 ст. 1232.
^ 11. Об инвестиционных фондах : федеральный закон от 29 ноября
СЧ 2001 г. № 156-ФЗ (в ред. от 2 июля 2021 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2001. - № 49, ст. 4562.
12. О промышленной безопасности опасных производственных объектов : федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ (в ред. от 4 ноября 2022 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1997. - № 30, ст. 3588.
13. О кадастровой деятельности : федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ (в ред. от 28 июня 2022 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2009. - № 31, ст. 4017.
14. О сельскохозяйственной кооперации : федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ (в ред. от 7 октября 2022 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1995. - № 50, ст. 4870.
15. Лескова, Ю.Г. Роль и значение видового многообразия саморегулируемых организаций в модернизации экономических и правовых отношений / Ю.Г. Лескова // Гражданское право. - 2011. - № 2. - С. 13-17.
16. Синюгин, В.Ю. Административно-правовой статус субъек- 1 тов, осуществляющих публично значимые функции / В.Ю. Синюгин // г Административное право и процесс. - 2014. - № 11. - С. 25-28. |
17. О теплоснабжении : федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ ■§ (в ред. от 1 мая 2022 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. ^
- № 31, ст. 4159. |
18. О рынке ценных бумаг : федеральный закон от 22 апреля 1996 г. | № 39-ФЗ (в ред. от 20 октября 2022 г.) // Собр. законодательства Рос. г Федерации. -1996. - № 17, ст. 1918. ■§
19. О требованиях к порядку формирования компенсационного фонда | саморегулируемой организации форекс-дилеров, а также о порядке и услови- 8 ях компенсационных выплат : указание Банка России от 13 сентября 2015 г. §( № 3796-У// Вестник Банка России. - 2015. - № 111. 2
20. Павлодский, Е.А. Саморегулируемые организации России / ^ Е. А. Павлодский // Журнал российского права. - 2009. - № 1. - С. 19-20. ?!
21. Салин, П.Б. Виды саморегулирования / П.Б. Салин // Юридическая | мысль. - 2009. - № 6. - С. 118-122. |
со
22. Алгазина, А.Ф. О некоторых проблемах классификации саморегули- | руемых организаций // Вестник Ом. ун-та. Серия: Право. - 2016. - № 1(46). |
- С. 79-84. |
со
23. О порядке передачи Банком России саморегулируемой организации 2 в сфере финансового рынка полномочий по получению отчетности от членов саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, порядке осу- | ществления переданных полномочий, порядке и основаниях их прекращения, !-а также перечне отчетности, полномочия по получению которой могут быть | переданы Банком России саморегулируемой организации в сфере финансо- -| вого рынка : указание Банка России от 7 февраля 2017 г. № 4281-У// Вестник Банка России. - 2017. - № 52.
245
?о