Научная статья на тему 'ВИДЫ КОНТРОЛЯ В КУРСЕ "ОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЭКСКУРСИОННОГО СЕРВИСА"'

ВИДЫ КОНТРОЛЯ В КУРСЕ "ОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЭКСКУРСИОННОГО СЕРВИСА" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИДЫ КОНТРОЛЯ / TIPES OF CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климченко Ирина Владимировна

Целью осуществления контроля знаний, умений и навыков в курсе «Особенности транспортного обслуживания экскурсионного сервиса» является эффективное управление учебным процессом. Текущий, рубежный и итоговый контроль рассматриваются в рамках рейтинговой системы оценки. Результатом является качественное усвоение содержание дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Климченко Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF CONTROL IN COURSE "FEATURES TRANSPORT SERVICE TOUR SERVICE"

To implement the control of knowledge and skills up to date «Features transport service tour service» is the effective management of the educational process. Current, landmark and final control are discussed in the framework of the rating system evaluation. The result is high quality mastering the content of the discipline.

Текст научной работы на тему «ВИДЫ КОНТРОЛЯ В КУРСЕ "ОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЭКСКУРСИОННОГО СЕРВИСА"»

при овладении речевыми навыками и умениями в различных видах речевой деятельности.

Однако сказанное выше еще не раскрывает всех особенностей конструктивно-планирующей деятельности преподавателя иностранного языки Ее специфика определяется также и тем, что обучение иностранному языку организуется и ведется не только на изучаемом языке, но и с его помощью. Иными словами, иностранный язык выступает в качестве цели и средства обучения одновременно. Так, после овладения студентами какой-то частью материала преподаватель может использовать этот материал на последующих занятиях в качестве средства организации и предъявления нового. Каждый вид речевой деятельности может выступать в учебном процессе как цель и как средство обучения, что обусловливает логическую смену методических функций учебного материала. Таким образом, особенности конструктивно-планирующей деятельности преподавателя иностранного языка проявляются, прежде всего, в том, что ему приходится проектировать и конструировать способы введения нового материала и процесс усвоения всех трех сторон речевой деятельности в их единстве: материальной, содержательной социально-психологической.

Коммуникативная цель обучения оказывает заметное влияние и на содержание организаторской функции преподавателя иностранного языка. В процессе реализации плана на занятии преподаватель предъявляет языковой материал, демонстрирует образцы употребления его в соответствующих ситуациях общения. Сказанное означает, что преподавателю приходится организовывать два вида взаимосвязанной деятельности студентов: познавательную деятельность (усвоение языкового материала) и

коммуникативную (речевое общение с помощью усваиваемого материала).

В процессе познавательной и коммуникативной деятельности студентов возникают субъект-субъектные отношения, от характера которых во многом зависят психологический настрой студентов, их желание и готовность участвовать в речевом общении на иностранном языке. При организации процесса обучения преподавателю нередко приходится выступать в двух различных ролях: в роли источника учебной информации, организатора и руководителя педагогического процесса, с одной стороны, и в роли инициативного партнера по речевой коммуникации в классном ученическом коллективе - с другой. Выполняя эти роли, преподаватель управляет двумя видами деятельности студентов: усвоением языкового и речевого материала и общением на изучаемом языке, что совсем нехарактерно для других педагогических специальностей.

Установление оптимального соотношения между усвоением языка и общением на иностранном языке для достижения поставленной цели и задач занятия составляет одну из главных трудностей в организаторской деятельности преподавателя данной специальности. Этим определяется специфика не только организаторской, но и коммуникативной педагогической функции в деятельности преподавателя иностранного языка.

Список литературы 1. Щербаков А.И. Профессиограмма преподавателя советской школы / Проблемы профессиональной подготовки студентов педвузов и университетов. АПН СССР, НИИ общей педагогики. М, 1976, с. 2435.

ВИДЫ КОНТРОЛЯ В КУРСЕ «ОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

ЭКСКУРСИОННОГО СЕРВИСА»

Климченко Ирина Владимировна

кандидат пед. наук, доцент, Московский государственный областной социально-гуманитарный

институт, г. Коломна

TYPES OF CONTROL IN COURSE «FEATURES TRANSPORT SERVICE TOUR SERVICE»

Klimchenko Irina, Candidate of Pedagogic Sciences, assistantprofessor of Moscow State Regional Institute of Humanities and Social Studies, Kolomna АННОТАЦИЯ

Целью осуществления контроля знаний, умений и навыков в курсе «Особенности транспортного обслуживания экскурсионного сервиса» является эффективное управление учебным процессом. Текущий, рубежный и итоговый контроль рассматриваются в рамках рейтинговой системы оценки. Результатом является качественное усвоение содержание дисциплины. ABSTRACT

To implement the control of knowledge and skills up to date «Features transport service tour service» is the effective management of the educational process. Current, landmark and final control are discussed in the framework of the rating system evaluation. The result is high quality mastering the content of the discipline. Ключевые слова: виды контроля. Keywords: tipes of control.

Дисциплина «Особенности транспортного обслуживания экскурсионного сервиса» изучается студентами ВУЗа направления подготовки «Сервис» на 4-м курсе в 7-м семестре. На ее освоение по учебному плану отводится

36 часов из которых 18 часов - лекционные занятия и 18 часов - семинарские занятия. После изучения курса студенты сдают зачет.

С целью овладения студентами данной дисциплины на высоком, качественном уровне преподавателю необходимо использовать следующие виды контроля усвоения знаний, умений и навыков: текущий, рубежный и итоговый.

В разделе Федерального государственного образовательного стандарта «Оценка качества освоения основных образовательных программ» сказано, что «конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения» [5].

Текущий контроль по дисциплине «Особенности транспортного обслуживания экскурсионного сервиса» осуществляется через систему заданий, которые выполняются студентами после каждой лекции, при работе на семинарах и благодаря заданиям по внеаудиторной самостоятельной работе.

В конце лекции по теме: «Правовые основы регулирования перевозок пассажиров внутренним водным транспортом» студенты выполняют задания: Закончите фразы:

1.Основные понятия документа...(ст.). 2. Права и обязанности капитана...(ст.). 3. Правила аренды су-дов...(ст.). 4. Права и обязанности перевозчика и пассажиров. (ст.). 5. Случаи расторжения договора перевозки пассажиров...(ст.). 6. Перевозка пассажиров и багажа -(ст.). 7. Безопасность судоходства...(ст.). 8. Акты, претензии, иски (ст.). 9. Судовые документы...(ст.). 10. Права и обязанности арендатора, арендодателя при аренде судна с экипажем и без него (ст.). 11. Соблюдение требований пожарной безопасности (ст.). 12. Право собственности на суда (ст.). 13. Государственная регистрация судна; порядок регистрации судна (ст.). 14. Невостребованный багаж (ст.).

Вышеприведенные задания составлены преподавателем при опоре на «Кодекс внутреннего водного транспорта РФ» [3].

Рубежный контроль позволяет преподавателю обобщить значительный объем пройденного материала, изучаемого курса. По дисциплине «Особенности транспортного обслуживания экскурсионного сервиса» данный вид контроля проводится с помощью тестовых заданий для всех студентов группы по разным вариантам. Приведем пример тестовых заданий для рубежного контроля по курсу одного из вариантов:

1. Ответственность за нанесение ущерба или вреда собственности владельца автотранспортного средства ложится:

1). на туроператора; 2).на туриста; 3).на водителя; 4) на турагента.

2. Круизом называют:

1). морское или речное путешествие с посещением портовых городов нескольких стран; 2).морское перемещение; 3).речную прогулку; 4).путешествие.

3. Круиз имеет преимущество:

1). не обязательность получения визы; 2).обязатель-ное наличие только визы страны, где начинается маршрут путешествия; 3).обязательное наличие транзитных виз; 4).обязательное наличие визы для страны-прибытия.

4. Диспашеры - это лица, обладающие знаниями и опытом, в области:

1). внутреннего водного транспорта; 2). морского транспорта; 3). автомобильного транспорта; 4).же-лезнодорожного транспорта.

5. Общее количество железных дорог в РФ:

1). 5; 2).17; 3).10; 4).9.

6. К участию в круизах не допускают:

1). лиц, моложе 21 года (без родителей или опекуна старше 25 лет); 2).лиц, старше 45 лет; 3).лиц 30 лет; 4).лиц 26 лет.

7. Вид средств водного транспорта:

1). парусник; 2).речной; 3).гужевой; 4).колесный.

8. На расстояние по маршруту морского или речного круиза оказывают влияние:

1). гидрологические и гидрометеорологические условия; 2).международный договор; 3).внутренний договор; 4).требование туриста.

9. Заключение договора на перевозку пассажира морским судном удостоверяется:

1). квитанцией; 2).билетом; 3).талоном; 4).актом.

10. К коммерческой разновидности чартера можно отнести:

1). инклюзив-тур чартер; 2).открытый; 3).многоразо-вый; 4).туристский.

11. Самые легкие кемперы - «моноблочные» автомобили-дачи рассчитаны:

1). на 2-х человек; 2).на 5 человек; 3).на 8 человек; 4).на 10 человек.

12. Перспективное направление развития автотуризма:

1). автодом; 2).караванинг; 3).трейлеры; 4).кемперы.

13. Пассажир имеет право на бесплатный провоз в маршрутном автобусе багажа размером:

1). 60х 40 х20; 2).100х 60 х30; 3).10 х100х 50; 4).25 х55 х45.

14. Обязательная административная формальность при международной воздушной перевозке:

1). проверка талонов; 2).таможенный досмотр; 3).про-верка ваучера; 4).проверка купонов.

15. Негабаритный багаж:

1). багаж, не превышающий длину по нормам; 2).ба-гаж, который по сумме 3-х измерений, длине или по массе превышает установленные перевозчиком нормы; 3).багаж, не превышающий массу, установленную норму; 4).багаж, не превышающий установленные перевозчиком нормы. Вариант, приведенный выше, составлен преподавателем на основе использования разнообразных материалов [1; 2; 3; 4].

Итоговый контроль (зачет) позволяет выявить степень овладения студентами системой знаний, умений и навыков, полученных при изучении дисциплины «Особенности транспортного обслуживания экскурсионного сервиса». Это конечный результат по данному курсу. Зачет состоит из 2-х частей. Первая часть - теоретическая (состоит из 2-х вопросов). За ответ на каждый вопрос студент может получить от 0 до 6 баллов. Баллы за теоретическую часть начисляются следующим образом:

6 баллов - ответ полный, правильный, с примерами. Студент владеет логикой мышления по дисциплине.

5 баллов - ответ грамотный, с примерами, но допущены недочеты.

4 балла - студент в достаточной мере знает теоретический материал, приводит примеры, но недостаточно владеет логикой мышления по дисциплине.

3 балла - ответ неполный, хотя примеры приведены.

2 балла - ответ неполный, допущены ошибки, не даны примеры.

1 балл - практически не дан ответ на вопрос. Вторая часть практическая состоит из 18-тестовых заданий. За выполнение каждого задания студент может получить от 0 до 1 балла (1 балл - правильный ответ; 0 баллов - ответ неверный).

За рубежный и итоговый контроль студент может максимально набрать по 30 баллов за каждый. Приведем (примерные) вопросы к зачету:

1. Классификация средств водного транспорта.

2. Правовые основы перевозок пассажиров железнодорожным транспортом.

3. Формы организации речного флота.

4. Краткая характеристика Московской и Октябрьской железных дорог.

5. Перевозки пассажиров круизными судами.

6. Классификация подвижного состава в зависимости от расстояния, скорости и регулярности движения.

7. Правовое регулирование перевозок пассажиров морским транспортом.

8. Требования к персоналу, обслуживающему пассажирские вагоны.

9. Правовые основы регулирования перевозок пассажиров внутренним водным транспортом.

10. Перевозочные документы.

11. Обслуживание туристов на морских круизных судах.

12. Правила перевозки пассажиров на железнодорожном транспорте.

13. Обслуживание туристов на речных круизных судах.

14. Перевозка багажа железнодорожным транспортом.

15. Перевозка пассажиров на паромах.

16. Перевозка туристских грузов железнодорожным транспортом.

17. Особенности перевозки отдельных групп предметов и вещей на воздушном транспорте.

18. Сервис для пассажиров на Российском железнодорожном транспорте.

19. Перевозка туристов чартерными рейсами.

20. Обслуживание пассажиров на зарубежных железных дорогах.

21. Сервис для авиапассажиров.

22. Особенности обслуживания организованных групп туристов на железнодорожном транспорте.

23. Права пассажира воздушного судна.

24. Перевозка животных на железнодорожном транспорте.

25. Виды авиабилетов.

26. Правовое обеспечение международных авиаперевозок.

27. Краткая характеристика Калининградской, Северной, Горьковской железных дорог.

28. Правовое обеспечение внутренних авиаперевозок.

29. Способы продажи авиабилетов.

30.Современные системы бронирования авиабилетов.

Таким образом, разные виды контроля, имея свои специфические функции, позволяют обеспечить качество освоения содержания дисциплины.

Список литературы

1. Воздушный кодекс РФ: Официальный текст по состоянию на 01.12.2011 г. [Электронный ресурс]: URL:http://www.kodeksyrf.ru/vozdushnyi-kodeks-rf/glava-ia-obshhie-p (дата обращения 5.02.2012).

2. Закон РФ «О железнодорожном транспорте в РФ» [Электронный ресурс]: ФЗ №258 от 8.11.2007. URL:http://www.transportmm.ru/zveleznodorozhnye -perevozki/85-zakon-r (дата обращения 7.09.2011).

3. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации: законы и законодательные акты. - М.: Рид Групп, 2011. - 95 с.

4. Осипова, О. Я. Транспортное обслуживание туристов: учебник для студ. вузов / О. Я. Осипова. М.: Академия, 2012. 399 с.

5. ФГОС ВПО по направлению подготовки 100100 сервис (квалификация (степень) «бакалавр») (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.05.2011).

ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Колтунова Светлана Викторовна

кандидат филол. Наук, Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород

Чернявская Наталья Эдвиновна Киреева Нина Васильевна

кандидаты пед. наук, доценты, Белгородский государственный инст. искусств и культуры, г. Белгород

Коренева Елена Николаевна

кандидат пед. Наук, Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород

FORMATION OF A FAVORABLE PSYCHOLOGICAL CLIMATE AT THE FOREIGN LANGUAGE LESSONS IN THE NON-LINGUISTIC HIGHER SCHOOL

Koltunova Svetlana, Candidate of philological sciences, Belgorod State Institute of Arts and Culture, Belgorod

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.