Научная статья на тему 'Некоторые вопросы правового регулирования морского круизного туризма в России'

Некоторые вопросы правового регулирования морского круизного туризма в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1242
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / КРУИЗ / МОРСКОЙ КРУИЗ / КРУИЗНЫЙ ТУРИЗМ В РОССИИ / ПРОБЛЕМЫ ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маковская А.С.

В статье рассмотрены вопросы правового регулирования морского круизного туризма в Российской Федерации. Охарактеризовано состояние морского круизного туризма на сегодняшний день, приведены статистические данные, подтверждающие рост популярности и уровень развития данного вида туризма. Перечислены некоторые проблемы, с которыми сталкивается морской круизный туризм сегодня, особенное внимание уделено проблеме нормативно-правового обеспечения этого вида туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы правового регулирования морского круизного туризма в России»

заключается в том, что военный корабль преследующий пиратское судно не может это делать в водах, которые находится под суверенитетом другого государства, поэтому необходимо соглашения между военными кораблями, которые находится на территории Сомалийских вод и другой страной. Существует совершенно другая схема: государство, которое самостоятельно хочет помочь в борьбе с пиратством обращается к правительству Сомали, а те в свою очередь дают согласие и извещают Генерального Секретаря ООН. Государство получает статус «сотрудничающего государства». Такой статус получила и Российская Федерация. Д.А. Медведевым было предложено создать международный и региональный трибунал для разбирательства с лицами, принадлежавшими к пиратству. В мировом сообществе сложилось различное мнение по отношению противоборства с морским пиратством. Не все государства поддерживают идею создания международного трибунала. Однако, если данная идея будет реализована, то придется столкнуться со множественными вопросами о формировании такого органа.

5) Необходима финансовая поддержка его деятельности, которую большинство не захочет оказать. Для большого количества стран еще не решена проблема с захваченными пиратами. Многим странам приходится даже отпускать пойманных пиратов, поскольку законы этих стран не позволяют им судить пойманных пиратов. На эту проблему, безусловно, стоит обратить должное внимание. Попытки стабилизировать ситуацию в Сомали недостаточно проработаны предложения по подготовке решения проблем.

6) Существуют также идеи создать международные группы быстрого реагирования в районе Сомали, которые смогла бы с помощью мониторинга ситуаций обеспечивать полную безопасность.

Таким образом, считая проблему в районе Восточной Африке довольно распространенной и опасной, необходимо образовать экспертную группу по борьбе с пиратством в районе Сомали, все государства должны сплоченно и едино оказывать помощь в более спокойных районах, направить туда все виды помощи- гуманитарную, экономическую, финансовую и миротворческую. Только общими усилиями государств возможно решить проблему морского пиратства в районе Восточной Африки.

Пристатейный библиографический список:

1. Резолюция 1846 по борьбе с пиратством у берегов Сомали принята Советом Безопасности ООН (2008 г.)

2. Скаридов А.С. Морское право: учебник в 2-х т. Т.1: Международное публичное право морское право. М.: Юрайт, 2017. С. 402

3. Пенько С.А. Морское пиратство: проблемы привлечения к ответственности на международном уровне и имплементация норм в российское законодательство Режим доступа -URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/morskoe-piratstvo-problemy-privlecheniya-k-otvetstvennosti-na-mezhdunarodnom-urovne-i-implementatsiya-norm-v-rossiyskoe.

4. Поникаров Н. Морское пиратство в водах Восточной Африки и борьба с ними - часть I 25.01.2011 Режим доступа - URL: https://vpk-news.ru/articles/7050.

5. Sea/News Пиратская статистика 2018 Режим доступа - URL: http://seanews.ru/2019/01/16/ru-piratskaj a-statistika-2018.

6. Хакасия Информ. Режим доступа - URL: https://xakac.info/news/20090505295

7. Цветкова Ю.С. Некоторые вопросы правового регулирования страхования туристов в циркумполярных регионах // Евразийский юридический журнал. № 8(111). 2017. С 70-72

Маковская А.С.

студентка ГУМРФ адмирала С.О. Макарова

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МОРСКОГО КРУИЗНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы правового регулирования морского круизного туризма в Российской Федерации. Охарактеризовано состояние морского круизного туризма на сегодняшний день, приведены статистические данные, подтверждающие рост популярности и уровень развития данного вида туризма. Перечислены некоторые проблемы, с которыми сталкивается морской круизный туризм сегодня, особенное внимание уделено проблеме нормативно-правового обеспечения этого вида туризма.

Ключевые слова: туризм, круиз, морской круиз, круизный туризм в России, проблемы туризма.

SOME ISSUES OF LEGAL REGULATION OF SEA CRUISE TOURISM

IN RUSSIA

Summary: The article deals with the legal regulation of maritime cruise tourism in the Russian Federation. The state of maritime cruise tourism today is characterized, statistical data confirming the growing popularity and level of development of this type of tourism are given. Lists some of the problems that sea cruise tourism faces today; special attention is paid to the problem of the regulatory support of this type of tourism.

Keywords: tourism, cruise, sea cruise, cruise tourism in Russia, tourism problems.

Морские круизы - один из самых популярных и быстрорастущих сегментов международного туристического рынка.

В настоящее время круизный туризм занимает позицию самого перспективного и быстро развивающегося вида туризма. Ведь он в отличие от многих других видов туризма может включать в себя огромное разнообразие туристических услуг и быть самой разной направленности. При этом в связи с увеличением доходов людей многих стран повышается доступность круизов для всех социальных групп населения. Данные статистики Всемирной торговой организации свидетельствуют, что ежегодный стабильный прирост туристов, использующих те или иные формы морских круизов, во второй половине ХХ века составлял 8%.

По данным Европейского круизного совета, 73% круизных туристов в мире составляют американцы, 21% - европейцы. Доля российский туристов в общемировом сегменте круизного туризма составляет примерно 2% (около 50 тыс. россиян ежегодно), однако, как было сказано выше, наш рынок является одним из самых быстрорастущих: за последние 10 лет темпы роста по некоторым направлениям достигли от 50 до 300%, среднегодовой прирост рынка — 40-50%.:

Россия имеет уникальные возможности для развития морского круизного туризма. Россия омывается водами Тихого и Северного Ледовитого океанов, а также Балтийским, Черным, Азовскими и Каспийским морями. Общая протяженность береговой линии - 37,7 тысячи километров , что является самым большим показателем в мире.2

Наиболее популярные морские круизы в России организуются на северо-западе страны в таких городах-портах, как Санкт-Петербург, Калининград, Мурманск, Архангельск. Маршруты таких круизов проходят вдоль побережий Балтийского, Баренцева и Белого морей, на юге и на Дальнем Востоке от берегов Камчатского полуострова. Уникальные туристским продуктом России является экспедиционный туризм - круизы вокруг островов Северного Ледовитого океана (Земли Франца Иосифа, Новой Земли), на Северный полюс из Мурманска, вдоль Чукотского автономного округа с посещением острова Врангеля, вдоль берегов Сахалина и Камчатки с посещением Командорских, Курильских островов.

Тем не менее, несмотря на значительный рост популярности данного вида рекреационной деятельности, он сталкивается со значительным рядом проблем, к которым можно отнести высокую стоимость морских круизов, низкий уровень технического обеспечения прибрежных зон и портов, отсутствие эффективной региональной инвестиционной политики, отсутствие активного позиционирования России как туристской державы, дефицит квалифицированных профессиональных кадров и слабое развитие береговой туристической инфраструктуры.

Самой серьезной проблемой в сфере морского круизного туризма является несовершенство нормативно-правовой базы.

В российском законодательстве нет четкого определения морских круизов, в то время как, например, речной круиз регламентирован государством, и даже существует национальный стандарт на этот вид туристических услуг3. Что касается морского круиза, то существуют лишь частичные упоминания этого термина в некоторых подзаконных актах, а также имеется часть 4 ст.97 КВВТ РФ, в которой сказано, что «пассажиру в подтверждение заключения договора перевозки по экскурсионно-прогулочным и туристским маршрутам перевозок пассажиров вместо билетов может выдаваться путевка или билет на перевозку группы пассажиров». В связи с этим с правовой точки зрения морской круиз идентифицируют как перевозку пассажиров морским транспортом. Все же отличие между этими двумя понятиями существует и состоит в том, что перевозка - это перемещение пассажира из одного пункта в другой, и целью здесь является именно нахождение пассажира в конечном пункте, за что он, соответственно, и платит перевозчику, а круиз - это туристский продукт, сочетающий в себе транспортировку, размещение и развлекательную программу. Главное свойство морского круиза- это организация коллективного морского путешествия и заранее обусловленный комплекс услуг, которыми пользуются участники морского круиза.

Так договор морского круиза регламентируется не всеми национальными правовыми системами, например, он отсутствует в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации,

1 Басюков Г.Т. Круизный туризм: особенности и тенденции в 2018 году //Эпоха науки. 2018. №14. Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kruiznyy-turizm-osobennosti-i-tendentsii-v-2018-godu (дата обращения: 04.04.2019)

2 Голомолзин Е. Нужен ли России морской туризм? // Турбизнес. 2009. .№14(10)

3 ГОСТ Р 56221-2014 Туристские услуги. Речные круизы. Введ. 2016-01-01. М.: Стандартинформ, 2015. 28с.

хотя при этом правила, посвященные договору морского круиза, содержатся в национальном морском праве Украины, Республики Беларусь, Молдовы. Нормативно-правовые акты указанных стран определяют договор морского круиза как договор, по которому организатор круиза обязуется по заданию участника круиза осуществить коллективное или индивидуальное морское путешествие по определённой программе и предоставить участнику все связанные с этим услуги (морская перевозка, питание, бытовое и экскурсионное обслуживание и т.п.), а непосредственно участник круиза обязуется уплатить за это установленную плату.

Определение же международной перевозки закреплено сразу в нескольких международных конвенциях. Так, Международная Конвенция об унификации некоторых правил о перевозке пассажиров морем 1961 г.1 дает следующее определение международной перевозки -«международная перевозка» означает всякую перевозку, при которой в соответствии с договором перевозки пункт отправления и пункт назначения расположены либо в одном и том же государстве при условии, что судно заходит в промежуточный порт, находящийся в другом государстве, либо в двух различных государствах. В Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г.2 определение международной перевозки имеет следующий вид -«международная перевозка» означает любую перевозку, при которой в соответствии с договором перевозки место отправления и место назначения расположены в двух различных государствах либо в одном государстве, если согласно договору перевозки или предусмотренному рейсу промежуточный порт захода находится в другом государстве. Определение международных морских перевозок содержится еще во многих международно-правовых актах, однако отличия между ними незначительные, что позволяет их объединить в одно. Так, по мнению Наумовой Р.Л., международная перевозка - это любая перевозка, при которой в соответствии с договором перевозки место (пункт) отправления и место (пункт) назначения расположены либо в одном государстве, если промежуточный порт захода находится в другом государстве (т.е. судно заходит в порт другого государства), либо в двух разных государствах.3

При организации международных перевозок туристов морским транспортом действуют международные договоры и конвенции. Одним из основных документов является Афинская Конвенция о перевозке морем пассажиров и багажа 1974 г.4. Россия присоединилась к данной Конвенции в 2003 году. В данном документе предусмотрена ответственность перевозчика за ущерб, причиненный в результате смерти пассажира или нанесения ему телесных повреждений, а также в результат утраты или повреждения багажа.

Также регулирование морских перевозок туристов осуществляется Международной конвенцией об охране человеческой жизни на море, Международной конвенцией об унификации некоторых правил, относящихся к перевозке пассажиров морем, Международной конвенцией о поиске и спасении на море.

Компетентным органом по решению вопросов международного морского судоходства является Международная морская организация IMO (International Maritime Organization). Данная организация занимается разработкой международных нормативно-правовых актов в области морских перевозок.

При морских перевозках в территориальных водах РФ, в водах открытого моря и при заходе морских судов России в порты иностранных государств действует Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации.

Перевозки пассажиров внутренним водным транспортом регулируются Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Положения данного документа распространяются на внутренние водные пути России и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения; порты, расположенные на внутренних водных путях РФ; суда и иные плавучие объекты.

Как уже говорилось ранее, нормативно-правовые акты России, в том числе Кодекс торгового мореплавания РФ и Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, регулирующие морские перевозки пассажиров в территориальных и внутренних водах РФ, не содержат никакого упоминания о морских круизах и, соответственно, положений о регулировании морского круизного туризма. Это порождает определенные сложности в функционировании данной области рекреационной деятельности.

Одним из конкретных примеров проявления таких сложностей на практике является организация экспедиционных морских круизов. Основной проблемой здесь является сложная

1 Международная конвенция «об унификации некоторых правил, относящихся к перевозке пассажиров морем» 1961 г. (Заключена в г. Брюсселе 29.04.1961) [Электронный доступ]: СПС КонсультантПлюс

2 Афинская конвенция «о перевозке морем пассажиров и их багажа» 1974 г. (PAL) (Заключена в г. Афины 13.12.1974) // Ведомости ВС СССР. 21 сентября 1983 г. № 38

3 Наумова Р.Л. Разграничение договора морского круиза и договора морской перевозки туриста // Молодой ученый. — 2012. №4. С. 295-298. Режим доступа: URL: https://moluch.ru/archive/39/4517/ (дата обращения: 04.04.2019)

4 Афинская конвенция «О перевозке морем пассажиров и их багажа» 1974 г. (PAL) (Заключена в г. Афины 13.12.1974) // Ведомости ВС СССР. 21 сентября 1983 г. № 38

процедура согласования круизного маршрута. Согласование круизных маршрутов судов под иностранными флагами осуществляется двумя ведомствами — Минтрансом и Ростуризмом — на основании утвержденного постановления Совета Министров РСФСР от 15 июля 1991 года №400 «Об утверждении временных правил выдачи разрешений на проведение научной и экспедиционной деятельности, а также на осуществление туризма в морских районах, прилегающих к северному побережью СССР». Таким образом, для согласования круизного маршрута судна под иностранным флагом заявителю на сегодняшний день необходимо получение двух документов: письма Ростуризма и распоряжения Правительства.

Однако можно все же заметить тенденцию к постепенному повышению уровня правового обеспечения морского круизного туризма. Так, например, заходы зарубежных круизных лайнеров в порт города Санкт-Петербурга стали возможны после принятия поправок в Федеральный закон «О порядке выезда и въезда в РФ», которые разрешили безвизовый въезд в Россию на 72 часа иностранцам, являющимися пассажирами морских паромов и судов.

Для дальнейшего успешного развития морского круизного туризма в нашей стране необходимо постараться решить возникшие проблемы в этой сфере, а именно, в первую очередь, совершенствовать правовую базу путем добавления в законодательство понятия «морской круиз» и соответствующих положений для регулирования данного вида туризма, а также развивать туристскую инфраструктуру прибрежных зон, оборудовать их соответствующими техническими сооружениями, необходимыми для нормального функционирования системы «судно-порт», решать международные вопросы сотрудничества в области развития морского круизного туризма, разрабатывать инвестиционную политику, а также развивать сам туристический продукт с точки зрения его привлекательности и актуальности для потребителя.

Таким образом, морской круизный туризм в России - довольно прогрессивная и быстро развивающаяся отрасль туризма. Сталкиваясь с довольно большим и серьезным рядом проблем, начиная от вопросов несовершенства нормативно-правовой базы, заканчивая вопросами технического сопровождения данного вида туризма, эта отрасль является популярной среди туристов и прибыльной, что обуславливает важность решения проблем для дальнейшего развития морского туризма.

Пристатейный библиографический список:

1. Афинская конвенция «о перевозке морем пассажиров и их багажа» 1974 г. (PAL) (Заключена в г. Афины 13.12.1974) // Ведомости ВС СССР. 21 сентября 1983 г. № 38.

2. Международная конвенция «Об унификации некоторых правил, относящихся к перевозке пассажиров морем» 1961 г. (Заключена в г. Брюсселе 29.04.1961) // [Электронный доступ]: СПС КонсультантПлюс

3. Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1994 № 81-ФЗ. М.: МОРКНИГА. 2019. 206 с.

4. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации: тест с последними дополнениями и изменениями на 2019 г. М.: Эксмо, 2019. 96 с.

5. ГОСТ Р 56221-2014 Туристские услуги. Речные круизы. Введ. 2016-01-01. М.: Стандартинформ, 2015. 28с.

6. Бабкин А.В. Специальные виды туризма: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 252 с.

7. Басюков Г.Т. Круизный туризм: особенности и тенденции в 2018 году // Эпоха науки. 2018. №14. Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kruiznyy-turizm-osobennosti-i-tendentsii-v-2018-godu (дата обращения: 04.04.2019)

8. Голомолзин Е. Нужен ли России морской туризм? //Турбизнес. 2009. №14(10). Режим доступа: URL: http://www.tourbus.ru/article/1451.html (дата обращения: 04.04.2019)

9. Кусков А.С., Джаладян Ю.А. Транспортное обеспечение в туризме. М. Кнорус, 2008.

10. Наумова Р. Л. Разграничение договора морского круиза и договора морской перевозки туриста // Молодой ученый. 2012. №4. С. 295-298. Режим доступа: URL https://moluch.ru/archive/39/4517/ (дата обращения: 04.04.2019)

11. Цветкова Ю.С. Некоторые вопросы, связанные с осуществлением Арктического туризма, не урегулированные российским законодательством // Океанский менеджмент. 2018. № 1. С. 117-124

12. Цветкова Ю.С. К вопросу об арктическом туризме // Евразийский юридический журнал. № 6. 2018. С.46-47

НиконороваМ.А.

кандидат психологических наук, доцент ФГБОУВО «Керченский государственный морской технологический университет»

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛОЦМАНСКОЙ ПРОВОДКИ СУДОВ ПО КЕРЧЕНСКОМУ ПРОЛИВУ (ПОРТ КЕРЧЬ)

Аннотация: Статья посвящена анализу законодательства Российской Федерации в части правового регулирования лоцманской проводки судов по Керченскому проливу (Керчь -Еникальскому каналу). В статье так же рассмотрены в особенности Керченского пролива, создающих трудности для его прохождения, законодательно-правовая база, регулирующая лоцманскую проводку через пролив, описаны некоторые случаи аварий судов как по причине отсутствия лоцмана на борту судна, так и по причинам его отсутствия и низкого уровня квалификации.

Ключевые слова: лоцманская проводка, лоцман, Керченский пролив, Керчь -Еникальский канал, подходной канал, лоция, ответственность лоцмана

PECULIARITIES OF LEGAL REGULATION OF PILOTAGE OF SHIPS IN THE KERCH STRAIT (PORT KERCH)

Summary: The article is devoted to the analysis of the legislation of the Russian Federation in terms of the legal regulation of pilotage in the Kerch Strait (Kerch-Yenikalsky Channel). The article also discusses in particular the Kerch Strait, which creates difficulties for its passage, the legislative and regulatory framework governing pilotage through the strait, describes some cases of ship accidents both due to the absence of a pilot on board the ship, as well as due to lack qualifications.

Keywords: pilotage, pilot, Kerch Strait, Kerch -Enical Canal, approach channel, pilot, pilot responsibility

Керченский пролив, так же как и Черноморские и Балтийские проливы отнесены к «проливам со специальным режимом», так как они используются для международного судоходства и проход в них регулируется в целом и частично находящимися в силе международными конвенциями, которые специально относятся к этим проливам [5].

Вопрос безопасности мореходства в Черном и Азовском море, а также в частности в Керченском проливе является актуальным, так как имеющаяся статистика по авариям говорит о том, что они случаются в этих морских районах часто.

Основываясь на статистических данных страховых случаев по морским авариям и инцидентам, районы восточного Средиземноморья и Черного моря по суммарной гибели судов занимают второе место в мире после Юго-восточной Азии, с учетом несопоставимой интенсивности движения.

Развитость транспортного узла в канале в Керченском проливе вызывает интенсивный трафик движения, где одновременно может учувствовать более 100 судов. Наибольшую опасность при движении для больших судов вызывает мелководный канал Керчь-Ени-Кале, который проходит под ныне строящимся Керченским мостом. В последнее время на этом участке достаточно часто случаются аварии. Поэтому важность безопасного прохода сложных участков Керченского пролива не потеряла совей актуальности.

КЕК канал является по своим характеристикам открытым, соединительным каналом между двумя морями с ограничениями по проходимости из-за ледовых условий. На данный момент является не ограждённым искусственными сооружениями, но в перспективе, после окончания строительства Керченского моста в 2018 году, станет таковым. Ширина канала обеспечивает двустороннее движение на протяжении всей длины канала. Общая длина канала составляет 18,5 миль [4].

КЕК канал предназначен для прохода по нему средне и крупнотоннажных судов. Керчь-Еникальский канал начинается в точке 45°12' N, 36°28' E, состоит из четырех колен (считая с Черного моря): Павловское (4,6 мили), Бурунское (2 мили), Еникальское (7,9 мили) и Чушкинское (4,4). Ширина каждого колена 120 метров. Общая протяженность КЕК 18,9 мили. Конструктивное исполнение: искусственная прорезь неполного профиля в существующем дне Керченского пролива. Средние глубины по оси КЕК составляют 9,2-9,8 м. К плаванию по КЕК допускаются суда максимальной осадкой 8 метров. Режим движения судов: круглосуточный; двусторонний, односторонний. Плавание судов по КЕК обеспечивается светящими линейными навигационными створами (СЛНС) и плавучими предостерегательными знаками (ППЗ) - буями [4].

Для обозначений бровок КЕК и выставляются светящие буи, в основном, попарно. Всего 45 буёв. Створ маяков Таманский (погашен после развала СССР по настоящее время). Следует иметь ввиду, что днем маяк Чурубашский даже в хорошую погоду плохо виден уже с 7 - 8 миль, а ночью огонь маяка с трудом опознается среди огней порта Камыш-Бурун.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.