Научная статья на тему 'Специфика усовершенствования круизной инфраструктуры Санкт-Петербурга'

Специфика усовершенствования круизной инфраструктуры Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
230
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРСКОЙ КРУИЗ / РАЗВИТИЕ / ИНФРАСТРУКТУРА / ПАССАЖИРСКИЙ ПОРТ / ШЕНГЕНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Чинякова Елена

Статья посвящена развитию транспортной отрасли в области круизных линий Санкт-Петербурга. Потенциал развития круизного туризма в России огромен. Стратегические приоритеты развития круизного туризма определены на речных круизных линиях, в то время как наибольший потенциал видится в развитии морских круизных линий. В статье приводятся данные и рекомендации по устойчивому развитию круизного туризма в Северной столице. Приведены причины, по которым морской круизный туризм в Санкт-Петербурге не является лидирующим по сравнению с Европейским Союзом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика усовершенствования круизной инфраструктуры Санкт-Петербурга»

недостаточно для решения вопроса защиты уникальной приарктической экологии от все возрастающих угроз. Трудно себе представить, исходя из состояния нынешних российско-американских отношений, что обе прибрежные страны уже в ближайшем будущем предпримут консолидированные усилия по контролю транспортной и ресурсо-добывающей деятельности в приарктических районах. По-видимому, России предстоит осуществить односторонние усилия по ужесточению правового режима морских заповедных районах, ограничив в них доступ и установив значительные штрафы для несанкционированного доступа и эксплуатации.

Список использованных источников и литературы:

1. Дмитриев В.И. Обеспечение безопасности плавания: Учеб. пособие для вузов водного транспорта. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. 374 с.

2. Мордвинова Т.Б., Скаридова М.А., Скаридов А.С. Полярное право. ЮСТИЦИЯ, 2017

3. Aldo Chircop. Canadian Maritime law. Irwin law Inc., 2016

Чинякова Елена

Студентка ГУМРФ адмирала С.О. Макарова

СПЕЦИФИКА УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРУИЗНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Аннотация: Статья посвящена развитию транспортной отрасли в области круизных линий Санкт-Петербурга. Потенциал развития круизного туризма в России огромен. Стратегические приоритеты развития круизного туризма определены на речных круизных линиях, в то время как наибольший потенциал видится в развитии морских круизных линий. В статье приводятся

данные и рекомендации по устойчивому развитию круизного туризма в Северной столице. Приведены причины, по которым морской круизный туризм в Санкт-Петербурге не является лидирующим по сравнению с Европейским Союзом.

Ключевые слова: морской круиз, развитие, инфраструктура, пассажирский порт, Шенгенское соглашение.

Abstract: the Article is devoted to the development of the transport sector in the field of cruise lines, St. Petersburg. The potential development of cruise tourism in Russia is huge. Strategic priorities of development of cruise tourism is defined on the lines of river cruise, with the greatest potential is evident in the development of sea cruise lines. The article presents data and recommendations on sustainable development of cruise tourism in the Northern capital. Given the reasons why sea cruise tourism in St. Petersburg is leading in comparison with the European Union. Keywords: sea cruise, development, infrastructure, passenger port, the Schengen agreement.

Одним из самых распространенных видов путешествий в России и в других странах являются морские круизы. В понятие круиза входит организация морских и речных путешествий с посещением портовых городов нескольких стран.[1]

Рынок круизов растет намного быстрее, чем другие виды транспортных путешествий (около 6% в году по числу пассажиров). Средняя загрузка морских круизных судов составляет в среднем 88%. В настоящее время тенденция круизного бизнеса - это повышение качества и количества услуг на борту судна, некоторые из которых предоставляют 12-14 палубные «плавучие города», вмещающие 2,0-2,5 тыс.

пассажиров.[2] Для наглядного примера, статистические данные были преобразованы в диаграмму (рис.1).

Между тем в Санкт-Петербурге, несмотря на природный и культурно-исторический потенциал для морского круизного туризма, развитие этого сегмента туррынка сдерживается целым рядом проблем.

Санкт-Петербург является одним из крупнейших портов Балтийского моря, принимающим паромы и круизные лайнеры из стран Прибалтики и Скандинавии. Город на Неве находится на третьем месте в пятерке ведущих круизных линий Балтийского моря, уступая Копенгагену и Стокгольму и опережая Таллин и Хельсинки.

Лидирующим направлением среди паромных перевозок на протяжении нескольких лет остается Санкт-Петербург -Финляндия. Услугами петербургских перевозчиков пользуются туристы из 70 стран. Больше всего круизных туристов из Китая, США и Прибалтийских стран. Географическое положение Санкт-Петербурга является основным фактором, благодаря чему происходит развитие круизных линий Балтийского бассейна.

Популярность морских круизов растет в Санкт-Петербурге с каждым сезоном - это связано с ведением в эксплуатацию пассажирского порта «Морской фасад» в 2011 году.[4] «Морской фасад» имеет статус стратегического проекта Санкт-Петербурга. Это крупнейший в Европе и один из крупнейших в мире проектов по освоению прибрежной полосы.

Догнать Копенгаген и Стокгольм по показателям морского круизного туризма Санкт-Петербургу мешают острые транспортно-логистические проблемы.[5] Ежедневно город на

Неве может принимать от 5 до 12 тысяч круизных и паромных туристов. Гостей встречают автобусы, из-за которых образуются серьезные пробки. Особенно страдают от перегрузки магистрали Васильевского острова, где располагаются сразу два пассажирских морских порта.[6]

Существенно снизить нагрузку на улично-дорожную сеть позволит доставка туристов с «Морского фасада» в центральную часть Санкт-Петербурга и в Петродворец речным транспортом. Такая схема предусматривалась изначально, поэтому участок земли на намывных территориях был передан ЗАО «Речной порт "Морской фасад». В перспективе, по оптимистичным прогнозам, перевозка речным транспортом будет охватывать до 50 процентов туристов, прибывающих на «Морской фасад».

Основные проблемы паромного перевозчика связаны с неразвитой портовой инфраструктурой. Одним из направлений работы петербургских паромных линий является перевозка грузов: на автопалубах паромов возможна транспортировка различной накатной техники. Такой формат грузоперевозки не только более выгоден, но и более экологически приемлем: вместо того, чтобы пылить по дорогам Европы, многотонный автомобиль вместе со своим грузом может доходить до страны назначения морским путем.

При этом «Морской фасад», который может обслуживать до полутора миллионов пассажиров в год, не имеет

статуса грузопассажирского порта. Поэтому оба парома петербургской компании прибывают на «Морской вокзал» (последний раз модернизация этого порта проводилась в начале 1980-х годов). Пассажирам приходится стоять в многочасовых очередях на таможенном и паспортном контроле. Тем временем новый порт стоит полупустым, по итогам 2016 года мощности «Морского фасада» не были загружены даже на треть. Статус грузопассажирского порта «Морскому фасаду» не дают в связи с плотным автомобильным движением на Васильевском острове. Если порт начнет принимать накатные грузы, поток большегрузных автомобилей с паромов направится на улицы, что усилит транспортный коллапс.

Еще один неприятный сюрприз преподнесли российскому паромному оператору законодатели ЕС, которые с мая 2012 года обязали пассажиров российских паромов проходить паспортный контроль в каждом порту. Между тем на европейских судах, курсирующих между портами ЕС, паспортный контроль был отменен шесть лет назад - после присоединения стран Балтии к Шенгенскому соглашению.[7]

По данным Всемирной туристической организации, в условиях экономического кризиса круизный отдых остается единственным прибыльным направлением мирового туризма. Сводки с Уолл-Стрит о росте котировок акций круизных компаний свидетельствуют о непотопляемости данного бизнеса на фоне спада в других секторах рынка туристических услуг.

Итак, приведенные выше исследование в области развития круизной инфраструктуры в Санкт-Петербурге, указывают на то, что необходимо сделать упор в области решения данной проблемы не только со стороны государства и города, но и на международном уровне.

Для урегулирования отношений по стороне «туристы» -«государство» можно предложить развернутое законодательство о паспортном и визовом режимах, упрощающие их получение и прохождение.

Также можно ввести изменения в частности таможенных пошлин, валютных и медико-санитарных нормах, правилах перемещения культурных и исторических ценностей, образцов флоры и фауны, порядке выезда из страны и въезда обратно, правовом положении иностранных граждан.

В дополнении к этому необходимы правовые нормы о лицензировании международной туристской деятельности, сертификации туристского продукта, страховании в поездке и многое другое. Все это способствует к созданию и подписанию странами нового международного соглашения - «Конвенции о круизной туристской деятельности». Эта конвенция послужит толчком в развитии международного туризма, а также в развитии круизной инфраструктуры. Список использованной литературы:

1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996. № 132

2. Statistics of the World Tourism Organization to the United Nations 2016

3. Статистические данные инвестиционных проектов

4. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.11.2007 № 1430 «Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории Невской губы Финского залива западнее Васильевского острова»

5. Хлестов.О.Н. Прогнозы развития международного права в 21 веке//Московский журнал международного права. №2. 2013. С. 24-26

6. Что сдерживает развитие в регионах СЗФО круизного туризма // Российская газета. Электронный ресурс. Режим доступа: https://rg.ru/2013/09/03/reg-szfo/kruizy.html (дата обращения: 22.03.2017)

7. Соглашение об упрощении паспортно-визового контроля на границах стран ЕС, подписанное 14 июня 1985 года

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.