Научная статья на тему 'Перспективы развития детско-юношеского круизного туризма в Санкт-Петербурге'

Перспективы развития детско-юношеского круизного туризма в Санкт-Петербурге Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
11
Поделиться
Ключевые слова
КРУИЗНЫЙ ТУРИЗМ / МОРСКИЕ КРУИЗЫ / ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТУРИЗМ / CRUISE TOURISM / SEA CRUISES / YOUTH TOURISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мозокина С.Л., Ефремова Е.С.

В данной статье авторы анализируют перспективы развития и продвижения детско-юношеского круизного туризма в Санкт-Петербурге как одного из актуальных трендов на международном туристском рынке.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мозокина С.Л., Ефремова Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития детско-юношеского круизного туризма в Санкт-Петербурге»

ТУРИЗМ В РЕГИОНАХ

УДК 338.34

С.Л. МОЗОКИНА, канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг1

Е.С. ЕФРЕМОВА

аспирант1

1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Российская Федерация

Статья поступила 9 октября 2018г.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО КРУИЗНОГО ТУРИЗМА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Резюме. В данной статье авторы анализируют перспективы развития и продвижения детско-юношеского круизного туризма в Санкт-Петербурге как одного из актуальных трендов на международном туристском рынке.

Ключевые слова: круизный туризм, морские круизы, детско-юношеский туризм.

PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT OF YOUTH OF CRUISE TOURISM IN ST. PETERSBURG

MOZOKINA S.L.

EFREMOVA E.C.

Summary. In this article the authors analyze prospects of development and promotion ofyouth of cruise tourism in St. Petersburg as one of actual trends and effective instruments at world travel market.

Keywords: cruise tourism, sea cruises, youth tourism.

Крупнейшим морским городом-портом России является Санкт-Петербург, который изначально был морским окном России в Европу. Город Санкт-Петербург расположен на островах дельты и берегах Невы. Важнейшими водными объектами являются Финский залив и его Невская губа, р. Нева, ее притоки - реки Ижора, Тосна, Охта, озеро Сестрорецкий Разлив, Охтинское и Ижорское водохранилища. Протяженность береговой линии озер и морей составляет 203 км (из них 140 км - береговая линия Финского залива). Протяженность береговой линии водохранилищ - 42 км. Водотоки города имеют водо- и рыбохозяйственное значение и ис-

пользуются как транспортные артерии. Протяженность речной сети составляет 466 км.

Морской круизный туризм пришел на российский туристический рынок около 15 лет назад. Толчком к развитию круизного туризма в Санкт-Петербурге послужило строительство нового пассажирского морского порта «Морской Фасад» в 2008 году, а также принятие в декабре 2008 года изменений в Федеральный Закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» N 114-ФЗ 15.08.1996 года [1], согласно которому туристы, прибывающие в Россию на круизных лайнерах, а также паромах имеют право безвизового въезда и нахождения на территории РФ в течение 72

часов. В настоящее время в Санкт-Петербурге функционируют три морских пассажирских портовых комплекса: «Пассажирский порт Санкт-Петербург» («Морской Фасад»), а также пассажирские терминалы Большого порта Санкт-Петербург (комплекс «Морской вокзал» и пассажирские дебаркадеры на Английской набережной и набережной Лейтенанта Шмидта). Океанические лайнеры ведущих круизных компаний мира включили Санкт-Петербург в свои маршруты и десятки судов, осуществляющих регулярные и чартерные рейсы в Швецию, Финляндию, Норвегию, Данию, Германию, Эстонию и другие страны прибывают в Санкт-Петербург.

^рос на посещение Санкт-Петербурга круизными туристами постоянно увеличивается и возрастает заинтересованность мировых круизных компаний в увеличении количества судозаходов круизных лайнеров в порт Санкт-Петербурга. К настоящему моменту заключено более 20 контрактов с крупнейшими круизными компаниями, наиболее популярные из них: «Royal Caribbean International», «Norwegian Cruise Line», «MSC Cruises», «Carnival Corporation & plc.» и другие. На рисунке 1 можно увидеть соотношение количества круизных пассажиров, прибывающих в Санкт-Петербург на судах данных компаний.

Санкт-Петербург по результатам голосования одного из крупнейших круизных порталов «Cruise Critic» Санкт-Петербург оказывался лучшим круизным направлением на Балтике в течение трех лет: в 2016, 2017 и 2018 годах. За период времени с 2015 по 2017 годы Санкт-Петербург стал обладателем самой престижной в мире награды в области

туризма «World Travel Awards» по следующим номинациям: «Лучшее туристическое направление Европы - 2015», «Лидирующее культурно-туристическое направление мира - 2016» и «Лучшее европейское городское направление - 2017» [3]. А в 2018 году Петербург занял лидирующие позиции еще в двух номинациях, став лучшим в Европе круизным и культурно-туристическим направлением, и получив признание «Travelers' Choice Awards 2018».

В настоящее время пассажирский порт Санкт-Петербург («Морской фасад») принимает почти 90% всех круизных туристов, посещающих Санкт-Петербург. Так, за период с 2008 г. по 2017 г. «Морской фасад» принял 2110 судозаходов, что составило более 4 млн круизных пассажиров; только за 2017 год морской пассажирский порт «Морской Фасад» принял 247 круизных лайнеров и два паромных судна, что на 23% больше показателя за 2016 год. Число принятых пассажиров в 2017 году увеличилось на 19% и составило порядка 562,7 тыс. человек [3]. Всего за период с 2008 по 2018 годы круизный пассажиропоток в Санкт-Петербурге вырос более чем в 2 раза (рисунок 2). Суммарно за 10 лет состоялось более 2,5 тысяч судозаходов, а суммарный пассажиропоток превысил 4,6 миллиона человек [4]. За период навигации 2018 года «Морской Фасад» принял 270 круизных лайнеров, на борту которых в Санкт-Петербург в общей сложности прибыло 623,2 тыс. пассажиров. В том числе 15054 пассажиров, которые начали или закончил круиз в Санкт-Петербурге [4], а значит, в основном это были российские туристы.

Рисунок 1-Доли пассажиров, прибывших круизными компаниями [4]

61

Рисунок 2 - Количество пассажиров круизных судов в порту Санкт-Петербурга [4]

700 000 -

600 000 500 000

Е

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Одновременно с продвижением Санкт-Петербурга как крупного Балтийского города-порта и морской столицы России на международном рынке круизного туризма представляется целесообразным популяризировать круизный туризм и на внутреннем рынке. Продвижением круизного туризма на российском рынке занимается ряд туроператоров морских и речных круизов, таких как «PAC GROUP», «CruClub», «Инфофлот», «Инфлот круизы и путешествия», «Круизный дом МК»,«Бриз Лайн», «Водоход». Надо отметить, что в последнее время смещение интересов потребителей наблюдается именно в сторону морских круизов. Деятельность туроператоров морских круизов, направленная на популяризацию круизного туризма на внутреннем российском рынке, идет в нескольких направлениях, однако одним из наиболее перспективных считается детско-юношеский туризм. До недавнего времени целевой аудиторией морского круизного сектора туризма считались пары в возрасте 55 и более лет. Сегодня же портрет круизного туриста изменился. Семейная пара в возрасте «40+» или семейная пара с детьми - целевая аудитория в данном секторе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ориентируя свою маркетинговую деятельность на развитие направления «детско-юношеский туризм», круизные туроператоры тем самым уже сегодня воспитывают будущего круизного туриста. Этому, в свою очередь, также способствует и активная политика морских круизных компаний класса «Стандарт» и «Премиум» в отношении семейного отдыха.

Одним из важных шагов в маркетинговой ценовой политике является введение специ-

альных детских тарифов. Большинство кру-изных линий предлагают систему, согласно которой ребенок при размещении на третьем (четвертом) месте в каюте путешествует бесплатно. В данном случае за ребенка оплачивается только портовый сбор. В зависимости от условий круизной компании, максимальный возраст ребенка может варьироваться от 12 до 17 лет включительно. Подобная практика чаще всего встречается среди круизных линий класса «Стандарт» и «Премиум», ориентированных именно на семейный отдых. Основные игроки на рынке круизного туризма в классе «Стандарт»: «Royal Caribbean Int», «Costa Cruises», «Norwegian Cruise Line», «MSC Cruises» и др. Пониженные детские тарифы могут действовать также на ряд специальных отправлений как промоакция. Таким образом, происходит привлечение более молодой аудитории в круизы уровня «Премиум+» и «Люкс».

Помимо прочего, круизные компании предлагают специальные тарифы для неполных семей «1 взрослый и 1 ребенок». В данном случае на ребенка предлагается пониженный тариф. Возможны также различные комбинации семейных тарифов.

Каждая круизная линия класса «Стандарт» предлагает детские программы на борту. Именно наличие нескольких детских клубов с разделением по возрастам часто является для туристов решающим фактором при выборе типа отдыха. Детский клуб работает по часам, не требует дополнительной оплаты, предлагает набор опций для детей и подростков в зависимости от возраста.

Рисунок 3 - Единая сеть речных круизов [5]

Программы постоянно изменяются в зависимости от пожеланий и настроений клиентов, а также от популярных тенденций, на борту работает команда, включающая в себя аниматоров, психологов и педагогов. Про-

грамма детских клубов предполагает полный цикл ухода за ребенком: питание, игры, обучение, отдых, преодоление языкового барьера и пр. Высокие требования к безопасности

на борту гарантируют, в свою очередь, безопасность ребенка в клубе.

Для более активного продвижения круиз-ного продукта для целевой аудитории, ориентированной на семейный отдых с детьми и подростками, круизные линии проводят совместные программы с детскими студиями. Наиболее яркими примерами является партнерство компании «Norwegian Cruise Line» со студией «Nkkelodeon», «Royal Caribbean Int» со студией «Dream Works», или же «Costa Cruises» с компанией «Peppa Pig». Подобное партнерство предполагает дополнительные программы для детей на борту: завтрак с героями мультфильмов, костюмированные парады, представления и др.

Требования в области безопасности, в частности безопасности на воде, формируют определенные ограничения. Одним из основных ограничений является требование по возрасту пассажиров. Для проживания в отдельной каюте возраст пассажира должен быть не менее 21 года. Таким образом, проживание детей отдельно от взрослых невозможно, что является некоторым препятствием для развития направления отдыха детских групп. Также нахождение ребенка без сопровождающего в круизе невозможно. Именно сопровождающий (родитель, опекун или третье лицо) несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка, принимает решение в экстренных случаях.

Политика круизных компаний направлена на развитие семейного отдыха и в части разработки маршрутов и наземных программ. Так, огромной популярностью пользуются пакеты «Круиз + наземный отдых». Примером такой программы может служить пакет круиз на борту лайнеров «MSC Cruises» по Северной Европе с наземной программой в парке «Леголенд» (Дания) или пакет «Круиз по Карибам» на «Royal Caribbean Int» с наземной программой в парке «Диснейленд в Орландо».

Помимо специальных сезонных программ, некоторые круизные линии предлагают массу развлечений на борту для детей на постоянной основе. Примером такой компании может служить «Disney Cruise Line», совершающая маршруты по Карибам и Европейскому региону.

Отдельно надо отметить круизные маршруты, проходящие по внутренним водным путям России. Наиболее привлекательным речным круизным маршрутом для туристов (как резидентов, так и нерезидентов России),

является водный маршрут «Санкт-Петербург - Москва» или «Санкт-Петербург - Москва -Санкт-Петербург».

Общая протяженность водного пути из Москвы в Санкт-Петербург составляет около 1200 км. Путь следования последовательно проходит по каналу имени Москвы, реке Волге (Угличскому и Рыбинскому водохранилищам), Волго-Балтийскому каналу (реке Шексне, Белому озеру, реке Ковже, водораздельному каналу, реке Вытегре), Онежскому озеру, реке Свири, Ладожскому озеру и реке Неве. Остановки с целью посещения экскурсионных объектов возможны в таких пунктах, как: Углич, Мышкин, Горицы, Кижи, Мандроги, Свирьстрой, Валаам. Большая часть маршрута совпадает с исторической Мариинской водной системой, действующей с 1810 года и соединяющей бассейн реки Волги с Балтийским морем. Сама по себе Мариинская водная система со сложным комплексом гидротехнических сооружений представляет собой экскурсионных объект. Круизные маршруты по Волго-Балтийской водной системе могут быть проложены от Санкт-Петербурга до Нижнего Новгорода и дальше до Черного и Азовского моря. Активное развитие и продвижение таких маршрутов для семейных туристов способствовало бы комфортному знакомству с географией и историей страны, ее культурным наследием.

Совместная работа круизных компаний и туроператоров, формирующих комплексные туристские программы, направленные на вовлечение детей и подростков в круизный отдых, и продвигающих круизный отдых на российском рынке, способствует ускоренному развитию данного сектора, изменению портрета круизного туриста, и закладывает перспективы развития в будущем.

Список литературы

1. Федеральный Закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» N 114-ФЗ 15.08.1996 года

2. ФЗ "О внесении изменения в статью 25.11 ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 03.12.2008 г. N 237-ФЗ

3. Туристический бизнес СПб. - Режим доступа : http://www.pitert.ru/news/kazhdyi-kruiznyi-turist-o. Дата обращения: 19.11.2018 г.

4. Официальный сайт Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской Фасад» - Ре-

жим доступа:

https://www.portspb.ru/press_center/news26 _old/postid/own_news/7417^aTa обращения: 25.11.2018 г.

https://yandex.ru/images/search?pos=89&p= 2&img_url=https%3A%2F%2Fwww.mcruis es.ru. Дата обращения : 15.12.2018 г.

Received 9 October 2018