Экономические науки
УДК 330.123.6
DOI 10.1555/2409-3203-2018-0-14-107-112
КРУИЗНЫЙ ТУРИЗМ: ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ В 2018 ГОДУ
Басюков Георгий Тенгизович
координатор отдела трейд маркетинга, Пепси-Ко Россия, г. Москва
Аннотация: В данной работе рассмотрена тема круизного туризма в 2018 году и её влияние на туристическую отрасль. Также проанализированы показатели, влияющие на рост круизного туризма. Даны определения понятиям морской круиз, приведена классификация круизных туров, морских круизных судов. Указаны причины, повлиявшие на увеличение доли круизного туризма в России.
Ключевые слова: Круизный туризм, круиз, рынок круизного туризма, туризм.
CRUISE TOURISM: FEATURES AND TRENDS IN 2018
Basyukov Georgiy Tengizovich
Marketing Department Coordinator, PepsiCo Russia, Moscow
Annotation: A topic of cruise tourism in 2018 and its impact on the tourism industry is explored in this paper. It is also analyzed the indicators that affect the growth of cruise tourism. The definitions for concepts a "sea cruise" is given, the classification of cruise tours and sea cruise ships are also considered. The reasons for the increase the proportion of cruise tourism in Russia are indicated.
Keywords: Tourism, cruise, cruise tourism, cruise tourism market
В настоящее время круизный туризм отвоевывает свои позиции в качестве самого перспективного и быстро развивающегося вида туризма. Ведь он, как ни один другой, может включать в себя огромное разнообразие туристических услуг и быть самой разной направленности. При этом ввиду увеличения доходов людей развитых и развивающихся стран повышается доступность круизов для всех социальных групп населения вне зависимости от возраста, и даже при минимальном достатке можно подобрать тематические круизы, удовлетворяющие рамкам бюджета.
Вместе с тем, в России наряду с общемировыми тенденциями у круизного туризма есть широкий простор для роста (рис. 1).
Рас. 1. Дола видов туризма в обгцем объеме потребляемых туристических услуг
Доля круизного туризма в общем объеме потребляемых туристических услуг россиянами составляет всего 3% по данным на 2016 год. Показатель, согласно прогнозам специалистов индустрии, будет только расти и не в последнюю очередь за счет таких факторов, как:
1) Проведение массовых спортивных мероприятий, в частности, Чемпионата мира по футболу (цены на гостиничный сектор неуклонно растут, увеличиваются и цены на авиа и железнодорожные билеты, что заставляет как иностранцев, так и местных жителей искать иные способы транспортировки и размещения на территории Российской федерации во время Чемпионата мира. При этом, круизы могут стать отличной альтернативой, так как заключают в себе не только услуги по транспортировке и размещению, но и дают возможность посмотреть города России, их культуру и быт).
2) Пресыщенность другими видами туризма (рекреационные и познавательные туры разной направленности уже достаточно приелись, практически каждый посмотрел узкие улицы, замки и соборы Европы, отдохнул на пляжах Азии, прикоснулся к культуре Ближнего Востока, туристу хочется нового, круизные туры как раз способны внести новизну в типичные шаблонные рекреационно-познавательные туры).
3) Относительная дешевизна речных круизных туров (морские и кругосветные путешествия может себе позволить не каждый россиянин, а вот речные круизы разной продолжительности способны удовлетворить любой бюджет).
Помимо перечисленных выше факторов, существуют определенные тенденции в индустрии круизного туризма, которые должны учитываться успешными игроками индустрии, чтобы преуспевать на рынке. Перед тем как преступить к разбору ключевых тенденций, обратимся к определению круизного туризма.
Круиз - это путешествие на водных видах транспорта, включающее береговые экскурсии, осмотр достопримечательностей портовых городов, а также разнообразные развлечения на борту морских и речных лайнеров. Круизный туризм относится к специальным видам туризма, так как заключает в себе сразу несколько: рекреационный, спортивный, лечебно-оздоровительный, познавательный и т.д.
Важной особенностью круизных туров является организация развлечений на борту. На круизных кораблях работают тематические клубы, приглашаются актеры для выступлений, проводятся шоу, действуют игорные казино. Как правило, круизный тур организован по системе "все включено", чаще всего это распространяется на питание, пользование спортивными залами и инвентарем, развлекательную программу, транспортировку туриста к порту отплытия и ряд других услуг. Одним из преимуществ круизных туров является их безвизовость. Пассажиры могут находиться в портах и
совершать экскурсии в течение 48-72 часов без визы. Самый большой недостаток круизов - их довольно высокая цена.
По цене круизные туры делятся на экономичные (75-150$ на человека в сутки), классические (100-200$ на человека в сутки), премиум (150-400$ на человека в сутки), люкс (700-1000$ на человека в сутки) и эксклюзивные (более 1000$ на человека в сутки).
Круизные туры можно разделить на морские и речные, существуют также кругосветные круизные путешествия. Плавание на лайнере по океану обычно рассматривается в качестве морского круиза, так как осуществляется в пределах определенных морей, принадлежащих тому или иному океану. Рассмотрим каждый из видов круизных туров, их особенности и состав.
Морской круиз - путешествие обычно по замкнутому кругу с радиальными поездками из портов во внутренние районы стран.
Морские круизные суда по качеству обслуживания и уровню комфорта классифицируются следующим образом: стандарт (от 2* до 4*); премиум (от 5* до 5*+); люкс (6*).
Каюты на морских круизных судах отличаются большим разнообразием по площади, интерьеру, набору удобств, что, естественно, отражается на цене. Их можно разделить на экономичные (каюты с искусственным освещением); стандартные (с окнами); премиум (с балконами).
Для морских круизных судов также принята классификация по тоннажу (объем внутреннего пространства судна в гросс тоннах, 100 куб. футов составляет 1 гросс тонну): большие (свыше 60 тыс. гросс тонн); средние (до 60 тыс. гросс тонн); малые (до 25 тыс. гросс тонн) [3, с. 5].
Обычно морские круизы осуществляются на лайнерах. Однако в последнее время большую популярность приобрели круизы на паромах как разновидность морских круизов в основном из-за их краткосрочности и экономичности. Большим спросом пользуются также морские круизы на небольших парусных яхтах. Существует две формы проката яхт: без экипажа (бербоут чартер) и с экипажем (тайм чартер). Для путешествий на яхтах при заходе в любой иностранный порт не требуется виза. Яхту принимают на сутки по так называемому паспорту судна, оформленному на хозяина судна или шкипера.
Круизы по внутренним водным артериям (рекам, озерам, каналам) принято называть речными круизами. Речные круизы могут проводиться в одном направлении или иметь кольцевой маршрут.
Речной круизный туризм в наибольшей степени развит в европейских странах (Франция, Германия, Румыния, Венгрия, Италия). Суда, применяемые на речных маршрутах в Европе, относятся к премиум классу [1, с. 5].
Обратимся к статистике. С 1980 года общее число пассажиров круизных лайнеров превысило 110 млн человек, причем свыше 60% турпотока приходится на последние 10 лет, около 40% — на последние 5 лет. В настоящий момент свой отпуск в морских круизах проводят свыше 24 млн туристов ежегодно (объем рынка свыше 50 млрд долл.) по данным на 2017 год. Таким образом, прогнозируемый рост мирового круизного рынка составит 4% за 2018 год. В США за все время побывало в круизах лишь 15% населения. В остальных странах этот показатель только приближается к 1-2%.
Вплоть до сегодняшнего дня туристы из Америки больше всего пользуются услугами круизных компаний, вместе с тем, доля туристов из Европы в составе целевой аудитории с каждым годом растет. Страны, где наблюдается самый большой спрос на круизный туризм - это Англия, Германия, Италия, Испания, Франция, страны Скандинавии и Бенилюкса, Австрия, Швейцария и другие. Такое размещение потребителей не удивительно, так как каждая из этих стран имеет свои ресурсы для осуществления круизных туров, во-первых, и платежеспособное население, во-вторых.
Доля туристов из России в общемировом сегменте круизного туризма составляет примерно 2% (около 50 тыс. россиян ежегодно), однако, как было сказано выше, наш рынок является одним из самых быстрорастущих: за последние 10 лет темпы роста по некоторым направлениям достигли от 50 до 300%, среднегодовой прирост рынка — 4050%. Структура спроса на круизный туризм по странам представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Структура спроса на круизный туризм
Самым большим спросом в мире пользуются круизы по островам Карибского моря, на втором месте - Средиземноморье и Балтика, также обороты набирают круизы по Азиатским странам, которые берут своей дешевизной и экзотикой. Все больше людей отправляются в кругосветные путешествия. Очень популярны речные круизы по Центральной Европе, которые доступны почти круглый год.
Самые бюджетные маршруты - это Греция и другие круизы по Средиземному морю, а самые дорогие - путешествия по Австралии и Новой Зеландии и лакшери туры по Караибскому бассейну.
На Российском рынке тенденции схожи: Средиземное море - самое популярное направление среди российских туристов. Второе место занимают круизы по Карибскому морю. Круизные туры пользуются спросом у россиян круглый год. В зимнее время они отправляются чаще всего в ОАЭ и Юго-Восточную Азию, а в летнее - в Скандинавию и страны Балтийского бассейна полюбоваться красотой северных стран [4, с. 5].
Одна из тенденций российского круизного рынка - это расширение целевой аудитории за счет менее состоятельных туристов: если раньше из России бронировали только каюты люкс-категории, то теперь с каждым годом растет число броней кают эконом-класса (доля среди общего числа российских пассажиров - 30%).
Вторая не менее важная тенденция на рынке российского круизного туризма -увеличение количества речных круизов за счет иностранных туристов. Эта тенденция прослеживается с лета 2017 года и прогрессирует и по сей день. Основным движущим фактором увеличения спроса на речные круизы является проведение Кубка конфедераций 2017 года и Чемпионата мира по футболу 2018 года. При этом туристы из Европы доминируют в структуре целевой аудитории, растет и количество туристов из Азии и Америки [5, с. 5].
Следует также отметить, что ранее распространенное мнение о том, что круиз -дорогостоящий отдых для состоятельных возрастных пар, ценящих комфорт, является на настоящий момент неверным. Как полагают эксперты, туристы, отправляющие в морской
круиз, сейчас достаточно разноплановые. Круизы интересны и людям зрелого возраста, где их увлекает насыщенная экскурсионная программа, и молодым парам с детьми, которые предпочитают более пассивный отдых и развлечения на борту - аквапарки, бассейны и спа-процедуры, и активным искателям приключений, любителям азартных игр и авантюристам. Средний возраст целевой аудитории круизных туров в настоящий момент лежит в диапазоне от 18 до 50 лет, согласно мнению эксперта по круизным направлениям Инны Емельяновой из туроператора «ДАНКО Трэвел Компани» [2, с. 5].
Вместе с тем, есть и сдерживающие факторы, которые не позволяют осуществить существенный скачек вперед:
1) Международный круизный бизнес - высокобюджетный олигополистический бизнес, с высоким проходным барьером, который требует большого количества инвестиций. Суда, лайнеры и другая техника стоят много, не говоря уже о запредельной себестоимости мероприятий на борту и за его пределами. Поэтому международный круизный бизнес - система, сформированная уже давно. Его игроки с успехом поддерживают друг друга. На международном рынке круизного туризма известны три ключевые компании - безусловные лидеры отрасли - Royal Caribbean, Carnival и Star Cruise (рис. 3). Они задают тренды, устанавливают цены, и именно от них зависит эластичность спроса на круизный туризм в мире. Новым игрокам на рынок пробраться очень сложно. Для них есть определенная ниша - местные морские и речные круизы.
Carnival Royal Carribcan Star Cruises Mediterranean Прочие
Shipping Cruises
Рас. 3. Лидеры отрасли круизного туризма в мире
2) Снижение реальных доходов населения в России в связи с экономическим кризисом 2018 года (увеличение санкций и ужесточение геополитической ситуации) может в свою очередь негативно сказаться на развитии круизного туризма на территории Российской Федерации. В связи с тем, что падает покупательская способность населения, оно отказывается от отдыха вообще, что и говорить о таком дорогом его варианте, как круиз.
Для устранения данных негативных факторов игрокам индустрии следует четко понимать, кто является их целевой аудиторией, и осуществлять позиционирование собственных услуг надлежащим образом под ее нужды. Это подразумевает не только проведение рекламных мероприятий, но и грамотную ценовую политику. Скидки пенсионерам, студентам и малоимущим слоям, а также государственно-частное партнерство в этом направлении могут сыграть на руку предпринимателям и еще больше повысить интерес к круизам у социальных групп с низким доходом, что обогатит отрасль и даст ей толчок к развитию. Только в этом случае все положительные прогнозы и тенденции сбудутся, и круизный туризм увеличит свои позиции в отрасли.
Список литературы:
1. Бабкин A.B. Специальные виды туризма. URL: http://tourlib.net/books_tourism/babkinl2.htm (дата обращения: 26.04.2018)
2. Как продавать морские круизы, в чем тонкости их продаж? URL: http://www.turkompas.com/all/news/main_news/929/ (дата обращения: 22.04.2018)
3. О морских круизных лайнерах: типы и классификация URL: http://tourweek.ru/articles/cruises/255124/ (дата обращения: 25.04.2018)
4. Туризм URL: http://www.interfax.ru/tourism/tourisminf.asp?id=426300&sec=1466 (дата обращения: 23.04.2018)
5. Число иностранных туристов на речных круизах в России выросло на 20% URL: https://ria.ru/tourism/20171016/1506939907.html (дата обращения: 22.04.2018).
♦
УДК 339.137.22
DOI 10.1555/2409-3203-2018-0-14-112-115
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ
Исхакова Э.У.
ассистент
ФГЪОУ ВО «Башкирский государственный университет»
Россия, г. Уфа Рахматуллин Ю.Я.
к. э. н, доцент
ФГЪОУ ВО «Башкирский государственный университет»
Россия, г. Уфа
Аннотация. В данной статье исследуется влияние конкуренции на финансовую устойчивость предприятия на примере завода по производству синтетических дубителей ОАО «Дубитель» в связи с появлением на рынке конкурента по производству аналогичных буровых реагентов и реализацией их по демпинговым ценам. Определена актуальность темы исследования. Дана характеристика предприятия, рассчитаны основные показатели финансовой устойчивости. Рассмотрены основные причины снижения коэффициентов финансовой устойчивости. Сделаны выводы по теме исследования.
Ключевые слова: конкуренция, финансовая устойчивость, коэффициент ликвидности предприятия, коэффициент финансирования, выпуск продукции.
IMPROVEMENT OF COMPETITION AND ITS INFLUENCE FOR FINANCIAL SUSTAINABILITY
Iskhakova E.U.
Assistant