Владимир ДАНИЛКИН, Елена АРТЕМОВА
ОСОБЕННОСТИ ТУРПРОДУКТА ПО РОССИИ, ПРЕДЛАГАЕМОГО НЕМЕЦКИМИ ТУРОПЕРАТОРАМИ
Данилкин Владимир Владимирович,
аспирант кафедры «Технология и организация питания, гостиничного хозяйства и туризма» Орловского государственного технического университета
Артемова Елена Николаевна,
д.т.н., проф., зав.кафедрой «Технология и организация питания, гостиничного хозяйства и туризма» Орловского государственного технического университета
Среди граждан иностранных государств, въезжающих на территорию России с целью туризма, немцы занимают первое место. Интерес граждан Германии к России обусловлен глубокими историческими взаимосвязями обеих стран. Россия обладает богатейшими туристско-рекреа-ционными ресурсами и может предложить немецким гражда-
нам много интересного: многочисленные исторические памятники, всемирно известные города, ландшафты нетронутой природы. Кроме того, в Германии проживает большое число русскоязычного населения, которое приобрело немецкое гражданство, но не потеряло связь со своей родиной и продолжает посещать Россию, навещая
живущих здесь родственников и друзей.
Следует отметить, что и россияне проявляют значительный интерес к Германии, о чем свидетельствует количество посетивших в 2008 году эту страну российских граждан (732 592, в том числе с целью туризма 247 082)1. На сегодняшний день Германия является одной из ведущих стран Европейского Союза по уровню развития туристской инфраструктуры. Современная Германия предлагает российским путешественникам богатейшую экскурсионную программу, а также высокий стандарт туристского обслуживания.
Таким образом, на российском и немецком туристских рынках существует спрос на туры в направлении России и Германии. Удовлетворить этот спрос призваны немецкие и российские туроператоры, специализирующиеся на данных туристских направлениях. При этом турпродукт в направлении Германии, формируемый отечественными туроператорами, имеет свои особенности, ровно, как и турпродукт по России, формируемый немецкими туроператорами. Сопоставляя эти особенности можно выявить актуальные тенденции в структуре предложения на российском и немецком рынках выездного туризма, установить основные сегменты потребителей, на которые ориентируются отечественные и зарубежные туроперато-
' Официальный сайт Федерального агентства по туризму Российской федерации: www.russiatourism.ru.
ры, узнать, какие туристско-рек-реационные ресурсы России и Германии оказываются наиболее задействованными при создании турпродукта.
Особенности турпродуктов по Германии и России изучались на основе данных, представленных на официальных сайтах ведущих российских2 и немецких3 туроператоров. В октябре-декабре 2006 года был исследован тур-продукт по Германии,предлагаемый на российском туррынке такими отечественными туроператорами, как А$Кауе1, DSBW, «Кругозор», «Нева», «Русский Экспресс», «Старый город», «Туртранс-Вояж», «Чайка-Тур». Полученные в ходе исследования данные и сформулированные на их основе выводы, опубликованы ранее в журнале «Практический маркетинг»4.
Аналогичное исследование турпродукта по России, формируемого немецкими туроператорами, было проведено в ноябре-декабре 2008 года. С этой целью были выбраны десять наиболее известных немецким потребителям туроператоров, специализирующихся на турах в Россию, среди которых: OlympiaReisen, DerTour, Lernidee Erlebnisreisen, Airtours, Studiosus Reisen, Dr. Tigges Studienreisen, Ikarus Tours, WikingerReisen, Windrose Fernreisen, CVJM—Hamburg Reisedienst. Всего было установлено 156 туров в направлении России. Ассортимент представленных туров включает в себя такие их виды, как групповые экскурсионные туры по городам, железнодорожные туры, морские и речные круизы, событийные туры,отдых на природе,
приключенческие туры,индивидуальные туры, посещение захоронений немецких солдат, погибших во время Второй мировой войны (табл.).
В зависимости от величины доли каждого туроператора в общей совокупности анализируемых туров, можно выделить туроператоров-лидеров, формирующих на немецком туристском рынке предложения в направлении России. К числу таких лидеров относится прежде всего туроператор Olympia Reisen: его доля составляет 23,7% (рис. 1). Далее следуют туроператоры Lernidee Erlebnisreisen и DerTour (16,8 и 16,0% соответственно). По 11,5% составляет доля туров, предлагаемых туроператорами Ikarus Tours и CVJM—Hamburg Reisedienst.
Таблица
Основные виды туров по России, предлагаемые немецкими туроператорами
Туроператор Вид тура
Групповые экскурсионные туры по городам Железнодорожные туры Морские и речные круизы Событийные туры Отдых на природе Приключенческие туры Посещение захоронений солдат Индивидуальные туры
Lernidee Erlebnisreisen + + + + + + - +
Wikinger Reisen + - - + + + - +
Olympia Reisen + + + - + + - +
Studiosus Reisen + - - + - - - +
Windrose Fernreisen + + + + + + - +
DerTour + + + + + - - +
Airtours + - + - - - - +
CVJM-Hamburg Reisedienst + - - + + + + +
Ikarus Tours + + + - + + - +
Dr.Tigges + - - - - - - +
2 Официальные сайты туроператоров: www.tourtrans.ru/;www.oldcity.ru/;www.dsbw.ru/;www.astravel.ru/; www.nevatravel.ru/;www.krugozor.ru/;www.chaika.ru/;www.r-express.ru/.
3 Официальные сайты туроператоров: www.lernidee.de/;www.olympia-reisen.com/;www.studiosus.com/; www.windrose.de/;www.airtours.de/;www.cvjm-russlandreisen.de/;www.ikarus.com;www.DrTigges.de/; www.dertour.de/; www.wikinger-reisen.de.
4 Данилкин В.В., Артемова Е.Н. Особенности туров в Германию, предлагаемых отечественными туроператорами / / Практический маркетинг. № 4, 2008. - С. 33-40.
Меньше всего туров предлагают туроператоры Studiosus Reisen и Airtours (по 2,6%).
Для определения особенностей предлагаемого на немецком туристском рынке турпро-дукта в направлении России, сформированная совокупность туров была охарактеризована по следующим критериям:
♦ сезонность туров;
♦ длительность туров;
♦ основные туристские центры, включенные в программу туров;
♦ транспортное обслуживание;
♦ услуги размещения;
♦ услуги питания;
♦ ценообразование туров.
СЕЗОННОСТЬ ТУРОВ
Большинство туров в направлении России (прежде всего экскурсионные туры) совершается в период с апреля по сентябрь, что связано с благоприятными климатическими условиям, которые устанавливаются на территории России в данное время года.
Сезон событийных туров в России — это период празднования Нового года и православного Рождества, а также время белых ночей в Санкт-Петербурге.
Основное время для проведения отдыха на природе — это июнь-август. Большинство речных круизов совершаются в период навигации с мая по сентябрь. Этот же период наиболее часто используется и для организации железнодорожных туров.
Сезонность приключенческих туров зависит прежде всего от их цели: есть туры, которые совершаются преимущественно зимой, а есть те, для которых основным сезоном является лето.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ТУРОВ
Длительность туров определялась по количеству дней, на которые рассчитана программа туров, и по количеству ночевок, проводимых туристами в средствах размещения на территории России. Длительность туров учитывалась в днях и ночевках, поскольку 23,7% туров, предлагаемых в направлении России, предполагают посещение и других сопредельных стран, что отражается и на продолжительно-
Dr.Tigges Ikarus Tours _ 00/ -д
— 0,0/0
11,5%
CVJM - Hamburg _j<r"----
Reisedienst -^^ZZZlS
11,5%
15-1 12
13.
сти пребывания немецких туристов в нашей стране.
При анализе длительности туров в днях установлено, что самыми короткими по продолжительности являются трех-шести-дневные туры. Туры данной продолжительности предлагаются туроператорами гораздо чаще (19,9%), вероятно, ввиду их приемлемой стоимости для широких сегментов немецких потребителей. Наиболее продолжительными оказались туры, рассчитанные на 20 и более дней, однако их доля в общей совокупности проанализированных туров невелика, всего 6,4%. В достаточном количестве представлены туры, рассчитанные на 11-12 и 7-8 дней (16,7 и 14,7% соответственно) (рис. 2).
1rs
'о
DerTour
16,0%
Lemidee Erlebnisreisen 16,8%
Wikinger Reisen
3,8%
Olympia - Reisen 23,7% Studiosus Reisen
2,6%
Рис. 1. Доля туров каждого туроператора в общей совокупности анализируемых туров
17-18 дней
6,5%
20 и более дней 6,4%
6 дней
,8%
-14дней
LI,5%
3-6 дней
19,9%
7-8 дней
14,7%
11-12 дней
16,7%
9-10 дней
11,5%
Рис.2. Доля туров немецких туроператоров с учетом их продолжительности в днях
Рассматривая продолжительность туров по количеству ночевок в средствах размещения на территории России, установлено, что чаще всего они осуществляются на короткий период — 1—4 ночевки (в общей сложности 39,8% туров). Реже ночевки в российских средствах размещения составляют 11 и более ночей (3,8% туров). В 14,7% туров немецкие туроператоры стараются вообще обойтись без ночевок на территории России (рис. 3).
ОСНОВНЫЕ ТУРИСТСКИЕ
ЦЕНТРЫ, ВКЛЮЧЕННЫЕ
В ПРОГРАММУ ТУРОВ
В ходе исследования установлены 96 российских туристских центров, предлагаемых для посещения немецкими туроператорами. Представленным оказался каждый федеральный округ России, однако по частоте включения в туры некоторые турцентры являются явными лидерами.
К примеру, посещение Санкт-Петербурга включено в 87 туров (рис. 4), что неудивительно, поскольку этот город является одним из красивейших городов мира, а также культурной столицей России, и может предложить иностранным туристам обширные возможности по организации досуга. Во время пребывания в Санкт-Петербурге немецкие туристы совершают также посещение туристских центров, расположенных вокруг северной столицы. Прежде всего к таким центрам относятся города со знаменитыми дворцовыми
ансамблями: Пушкин (бывшее Царское село), Петергоф, Павловск. Часто туристам, прибывающим в Петербург более чем на пару дней, предлагается совершение экскурсионной поездки в Великий Новгород. Новгород интересен иностранным туристам как старинный русский город с памятниками архитектуры средневекового зодчества, игравший значимую роль в древнерусском государстве.
Следующим по востребованности у немцев российским турцентром является Москва (82 тура), что вполне объяснимо, учитывая ее столичный статус, а также богатый культурный и рекреационный потенциал.
Впади восток Улан-Удэ Карелия
£ Екатеринбург
рт
ш Казань
=1
^ Новосибирск
ик
^ Великий Новгород
^ Города 'Золотого кольца"
I-
Иркутск Москва Санкт-Петербург
0 20
Кроме того, Москва является международным транспортным узлом, что также имеет значение для частого включения ее в туры немецких операторов. Весьма распространенной практикой у немецких туроператоровявля-ется комбинирование в одном туре посещения Москвы с посещением старинных русских городов, образующих «Золотое кольцо» России (32 тура). «Золотое кольцо» является одним из основных брэндов, представляющих нашу страну на международном туристском рынке. Программа туров немецкихопе-раторов охватывает посещение таких городов «Золотого кольца» как Ярославль, Углич, Сергиев Посад, Кострома, Влади-
40 60 80 100
Количество туров
Рис.4. Российские турцентры, наиболее часто включаемые в программу туров немецких туроператоров
11 и более ночёвок
3,8%
9-10 ночёвок
3,9%
без ночёвок 14,7%
7-8 ночёвок 18,6%
1-2 ночёвки 12,2%
5-6 ночёвок 19,2%
3-4 ночёвки
27,6%
Рис. 3. Доля туров немецких туроператоров с учетом их продолжительности в ночевках, проводимых в средствах размещения на территории России
] 82
□ 87
39
мир, Суздаль, Ростов Великий и некоторых других. Но наибольшей популярностью пользуется Ярославль, поскольку его посещение включено в 20 туров.
Москва и Санкт-Петербург используются немецкими туроператорами не только как основные центры, в которых осуществляется экскурсионная программа, но и как «перевалочные пункты», куда прибывают туристы из Германии, а затем отправляются в пункт основного назначения, часто расположенный за тысячи километров от места первоначального прибытия в Россию.
Одним из таких удаленных центров является расположенный в Восточной Сибири Иркутск. Этот город занимает третье место по частоте его включения в программу туров немецких туроператоров. Прежде всего популярность Иркутска объясняется его близостью к озеру Байкал, которое является в этом регионе главной достопримечательностью для иностранных туристов. Чаще всего туристы, приехавшие полюбоваться природой Байкала, останавливаются не в самом Иркутске, а в поселениях на берегу озера(например, особенно популярна деревня Листвянка). Иркутск важен для немецких туроператоров как транспортный узел, где располагается один из крупнейших в Сибири аэропортов, а также проходит Транссибирская магистраль.
Посещение Новосибирска входит в программу 15 туров немецких операторов. Новоси-
бирск — важный культурный и образовательный центр Сибири. Новосибирск часто включается в экскурсионную программу круизов по сибирским рекам, поскольку располагается на важной судоходной артерии Сибири, реке Обь.
Казань и Екатеринбург также представляют интерес для немецких туристов, поскольку обладают значительными тури-стско-рекреационными ресурсами: памятники архитектуры, природные ландшафты, исторические события (например, ссылка, а затем расстрел царской семьи близ Екатеринбурга).
Карелия заняла свою нишу в турах немецких туроператоров, предлагающих речные круизы. Наиболее посещаемыми здесь являются остров Валаам, один из важных центров русского православия, а также Кижи, центр древнерусского деревянного зодчества.
Включение в туры столицы Бурятии Улан-Удэ связано, как и в случае с Иркутском, близостью к озеру Байкал, а также стремлением операторов показать разнообразие культур России, знакомя туристов с культурой бурят. Этим целям служит, в частности, запланированное в турах посещение этнографического поселка Усть-Орда, где можно узнать о традициях, обычаях и образе жизни бурят.
Небольшое количество туров предлагает посещение Владивостока, важного экономического и транспортного центра Дальнего Востока. Практически все туры, в которые включен Влади-
восток, это железнодорожные туры по Транссибирской магистрали.
Помимо названных выше турцентров, в программу туров немецких туроператоров включаются и другие центры, представляющие интерес для определенных групп иностранных туристов. К их числу относятся Нижний Новгород, Волгоград, Калининград, Ульяновск, Якутск, Самара, Астрахань, Сочи, Пятигорск, Мурманск, Камчатка, Тюмень, Ханты-Мансийск, Салехард (единственный в мире город, расположенный на широте Северного полярного круга) и многие другие. Однако посещение этих центров носит в основном единичный характер и рассчитано, скорее, на индивидуальных туристов.
ТРАНСПОРТНОЕ
ОБСЛУЖИВАНИЕ
При изучении особенностей транспортного обслуживания, включенного в туры немецких туроператоров по России, мы различали использование определенных видов транспорта для доставки туристов в Россию и виды транспорта, используемые при организации трансферов и переездов по территории России.
Наиболее предпочтительным видом транспорта, используемым немецкими туроператорами для доставки туристов в Россию, является воздушный (91,7% анализируемых туров). Реже немецкие туроператоры доставляют в Россию граждан Германии автобусами (3,2%),
водным (3,2%) и железнодорожным (1,9%) транспортом (рис. 5).
Особенностью 17,5% туров (от 91,7% туров с использованием воздушного транспорта) является также возможность бесплатного проезда в пределах Германии до аэропорта вылета вторым классом на поездах любого типа Немецкой железной дороги (Deutsche Bahn). Бесплатным в этих случаях на территории Германии оказывается и использование всех видов общественного транспорта в населенных пунктах, вблизи которых располагаются аэропорты вылета. Данное право туристы получают за день до вылета, в день вылета, в день обратного вылета и на следующий после него день.
При организации немецкими туроператорами в пределах России трансферов и переездов используются различные виды транспорта. При этом в одном туре для данных целей может быть задействовано несколько видов транспорта.
Наиболее часто трансферы и переезды по России для немецких туристов организуют с использованием автобусного транспорта (67,3% туров) (рис. 6). Автобусный транспорт используется прежде всего в экскурсионных турах по российским городам.
Следующим по популярности видом транспорта для организации трансферов является железнодорожный транспорт (39,7%), который преимущественно используется в турах по Транссибирской магистрали.
Водный транспорт задействован в 37,1% турах по России, прежде всего это речные круизы.
Поскольку основные аэропорты, куда международными авиалиниями прибывают немецкие туристы, располагаются преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге, а центры посещения, включенные в программу туров, могут находиться на значительном удалении, в таких случаях некоторые немецкие туроператоры используют для трансферов по территории России воздушный транспорт (21,8%). Также воздушный транспорт используется в приключенческих турах для доставки туристов втруднодоступные районы, прежде всего это вертолет.
автобусный транспорт
3,2%
8,3% туров предполагают использование на территории России автомобильного транспорта. В зависимости от вида тура используются различные марки автомобилей - от роскошных лимузинов(индивидуальные экскурсионные туры) до практичных вездеходов (приключенческие туры).
Совсем небольшой процент анализируемой совокупности туров предполагает использование для путешествия на территории России велосипедного транспорта (1,3%).
УСЛУГИ РАЗМЕЩЕНИЯ
При размещении туристов из Германии на территории России немецкие туроператоры в подавляющем большинстве случаев
Рис. 5. Доля туров с использованием отдельных видов транспорта для доставки
туристов в Россию
70 60 50 40 30 20 10 0
67,3
37,1 39,7
21,8
8,3
|—1 Л
S
а
л?
/ У
JT
Вид транспорта
Рис.6. Доля туров с использованием различных видов транспорта для организации трансферов и переездов на территории России
используют гостиницы (рис. 7). Наиболее востребованными оказываются гостиницы 3* (45,5% от всего числа проанализированных туров). 20,5% туров предполагают размещение немецких туристов в гостиницах 4*, 14,7% — в гостиницах 5*. Небольшое количество туров (2,6%) предполагает размещение в недорогих гостиницах категории 2*. Нередко уровень предоставляемого иностранным туристам сервиса в отечественных гостиницах ниже по сравнению с сервисом в аналогичных средствах размещения Германии. При этом цена при более низком уровне сервиса в российских отелях оказывается выше, чем в немецких отелях.
Помимо гостиниц, 16,7% туров предполагают и другие средства размещения немецких туристов на территории России. К их числу относятся транспортные средства (морские и речные суда, поезда), турбазы, палаточные лагеря, монастыри, деревенские избы. В последнем случае размещение осуществляется с проживанием в российской семье.
УСЛУГИ ПИТАНИЯ
В ходе исследования было выявлено, что наиболее часто используемым в турах немецких туроператоров типом питания является полный пансион (58% туров) (рис. 8). Еще 26% туров предлагают немецким туристам полупансион и небольшая доля туров (16%) предлагает в местах размещения организацию завтраков (26%).
Следует отметить, что питание для немецких туристов организуется не только в местах размещения, но и в тематических кафе и ресторанах, преимущественно специализирующихся на приготовлении блюд русской кухни, в вагонах-ресторанах поездов дальнего следования, на природе в виде пикников, в семьях местных жителей, на борту морских и речных судов. Практически обязательным атрибутом туров является организация в последний день пребывания немецких туристов в России прощальных ужинов с подачей блюд и напитков русской кухни в сопровождении русского фольклора.
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ТУРОВ
Цена туров по России, реализуемых немецкими туроператорами гражданам Германии, является достаточно высокой по
сравнению с ценами на туры в европейские страны, реализуемые российским гражданам. Это связано с тем, что значительная часть туров по России организуется с использованием дорогостоящих видов транспорта (ледоколы, вертолеты, самолеты, фирменные поезда и речные суда), предполагающих зачастую высокий уровень комфорта, большими транспортными издержками из-за удаленности некоторых центров посещения, а также комплексным обслуживанием иностранных туристов в самих российских туристских центрах.
Цена самого дорогого группового тура, предполагающего организацию экспедиции на ледоколе в каюте первого класса к Северному полюсу продолжительностью 15 дней, включающего также размещение на 2—3 ночи в гостинице 5*, авиаперелет и питание по типу «полный
другие средства размещения
16,7%
гостиница 2* 2,6%
гостиница 5*
14,7%
гостиница 3*
45,5%
гостиница 4*
20,5%
Рис. 7. Доля туров с использованием различных средств размещения
полупансион
26%
Рис.8. Доля туров с использованием основных типов питания для немецких туристов
пансион», составляет 25 990 евро. К примеру, цена самого дорогого группового тура по Германии для граждан России составляет 2 098 евро5. Самый дорогой тур по России на немецком рынке предлагает туроператор Windrose Fernreisen, ориентируясь тем самым при продаже российского турпродукта на сегменты немецких потребителей с высоким достатком. Данный сегмент является также целевым и для туроператора Ikarus Tours. Цена турпродукта по России данного туроператора колеблется от 1 250 до 21 660 евро.
Самый дешевый тур по цене 134 евро на немецком туристском рынке предлагает оператор DerTour. Данный тур предполагает четырехдневное посещение Санкт-Петербурга с размещением в двухместном номере гостиницы 3* с организацией питания по типу «полупансион», но без включения в стоимость тура авиаперелета. Однако DerTour ориентирует свой турпродукт по России и на сегменты с более высоким достатком, предлагая немецким потребителям железнодорожные туры по цене до 12 775 евро.
Целевым сегментом ведущего немецкого туроператора по России Olympia Reisen являются граждане Германии как со средним достатком, так и достатком выше среднего. Самый дешевый тур в Россию предлагается этой фирмой по цене 629 евро, и включает в себя пяти-
дневное пребывание в Санкт-Петербурге с двухместным размещением в гостинице 4*, организацию завтраков и авиаперелет. Цена же самого дорогого тура данного оператора составляет 3 998 евро, в которую включены международный авиаперелет из Германии и обратно, авиаперелет внутри России, речной круиз по Лене на корабле в каюте первого класса, одноместное размещение в гостиницах 4*, питание по типу «полный пансион» (Прил. 1, 2).
Самыми дорогими турами в Россию оказываются, как правило, комбинированные туры, предполагающие наряду с Россией посещение близлежайших стран с осуществлением в них экскурсионной программы. Чаще всего с посещением России в турах немецких туроператоров комбинируется посещение таких стран, как Монголия, Китай, Финляндия, Швеция, Эстония, Латвия, Литва, Польша и некоторых других.
Самые дешевые туры по России — это адресные туры, предполагающие посещение лишь туристских центров на территории России. Как правило, такие туры рассчитаны на непродолжительный период - от 4 до 8 дней.
На конечную стоимость тура также оказывают влияние включаемые в него, по желанию туриста, дополнительные услуги. К числу таких услуг относятся страхование и визовая
поддержка, а также экскурсионные услуги.
Как правило, немецкие туроператоры не включают в конечную цену туров по России стоимость визы и страховки, а предлагают туристам за дополнительную плату содействие в их оформлении. Исключением является лишь туроператор Studiosus Reisen, в турах которого услуги по оформлению визы и страховки включены в стоимость туров. В зависимости от продолжительности тура стоимость российской туристской визы составляет от 45 до 120 евро.
Все туроператоры предлагают туры с базовой экскурсионной программой, включенной в стоимость тура. Базовая экскурсионная программа предполагает лишь организацию обзорной экскурсии по туристскому центру. Каждый турист может при желании расширить базовую экскурсионную программу, приобретая либо отдельные экскурсии, либо экскурсионный пакет. Стоимость экскурсионного пакета колеблется у отдельных туроператоров от 140 до 520 евро. В такой пакет включается несколько экскурсий, а также питание в ресторанах или кафе вблизи от мест их проведения.
Цена тура зависит и от услуг авиаперевозчика. Немецкие туроператоры часто предоставляют туристу возможность выбора между несколькими авиаперевозчиками, как правило,россий-
5 Данилкин В.В., Артемова Е.Н. Особенности туров в Германию, предлагаемых отечественными туроператорами / / Практический маркетинг. № 4, 2008. - С. 33-40.
скими и германскими. При этом стоимость тура при выборе последних увеличивается в среднем на 100—200 евро.
Предоставление скидок и бонусов также оказывает влияние на конечную стоимость тура. Входе анализа каталогов применение в отношении потенциальных потребителей турпро-дукта по России такого инструмента маркетинга, как скидка, было отмечено лишь у четырех немецких туроператоров: Olympia Reisen, DerTour, Ikarus Tours, Windrose Fernreisen. Самая популярная скидка — это скидка при раннем бронировании тура, ее размер колеблется от 3 до 10% от стоимости тура, по принципу «Чем раньше бронируешь, тем больше скидка». Подобная маркетинговая стратегия немецких туроператоров дает возможность снизить риски и в целом улучшить эффективность планирования бизнес-деятельности туристского предприятия.
Помимо скидки при раннем бронировании, потребителям туристского продукта в направлении России предлагаются и другие возможности удешевления тура. Например, туроператор Olympia Reisen предоставляет скидку в размере 5% от стоимости тура, приобретаемого туристами старше 60 лет. Таким образом, данный оператор стремится привлечь наиболее обеспеченный сегмент немецкого туррынка, который, к тому же в связи с общим «старением» населения Германии, является достаточно обширным. Этот же
туроператор предоставляет скидку в размере 10% при приобретении дополнительного экскурсионного пакета в межсезонье.
Оператор DerTour также увеличивает спрос на предлагаемые им в некоторых турах экскурсионные пакеты, гарантируя туристам при их приобретении бонус в виде бесплатных обедов в ресторане в течение недели. DerTour предоставляет также самую большую среди остальных немецких туроператоров скидку 25% семейным парам, которые планируют отметить годовщину своей свадьбы, путешествуя по России с этой туристской фирмой.
Скидки, предоставляемые авиаперевозчиками, приводят к удешевлению цены тура, приобретаемого определенными группами туристов. К примеру, авиакомпания Lufthansa предоставляет молодежи скидку на авиабилет до 25%, а детям в возрасте от 2 до 11 лет — 50%. Стоимость авиабилета для детей младше 2 лет составляет 10% от стоимости билета взрослого пассажира.
Таким образом, турпродукт в направлении России, предлагаемый на туррынке Германии немецкими туроператорами, равно как и турпродукт по Германии, предлагаемый отечественными туроператорами, ориентирован прежде всего на туристов со средним и высоким уровнем доходов. При его формировании немецкие туроператоры обычно прибегают к услу-
гам гостиниц категории 3*, в то время как российскиетуропера-торы используют для размещения россиян на территории Германии в равной мере гостиницы 2* и 3*.
Питание немецких туристов осуществляется в турах по России по типу «полный пансион», а питание отечественных туристов в Германии составляют лишь завтраки, организуемые в средствах размещения в форме шведского стола.
Для доставки немецких туристов в Россию используют авиатранспорт, а для организации внутрироссийских трансферов чаще всего — автобус. Отечественные туроператоры доставляют россиян в Германию также с преимущественным использованием авиатранспорта, однако значительна также доля железнодорожного транспорта (38,0%). Для внутригерманских трансферов также используют автобусы.
Наиболее часто посещаемыми немцами туристскими центрами являются Москва, Санкт-Петербург и города вокруг него, а также Иркутск и города «Золотого кольца». Российские туроператоры наиболее часто предлагают отечественным туристам посещение таких туристских центров Германии, как Берлин, Мюнхен, Дрезден, Кельн, Нюрнберг.
Как правило, туры по России — это адресные туры с продолжительностью от 3—6 до 20 и более дней. Туры по Германии — это преимущественно комбинированные туры продолжительностью от 5 — 6 до 15
дней, предполагающие посещение с экскурсионной программой близлежайших стран.
Время наиболее интенсивного потребления турпродукта по России гражданами Германии — весна-лето. Турпродукт в направлении Германии не имеет ярко выраженной сезонности, однако максимальная глубина продаж туров достигается в канун рождественских и новогод-
них праздников, крупнейших немецких фестивалей, карнавалов, выставок, а также в период пасхальных и школьных каникул.
Основная тематическая направленность, формируемого немецкими туроператорами турпродукта по России — экскурсионные, железнодорожные, событийные, приключенческие туры, отдых на природе, речные
круизы.Российскиетуроперато-ры предлагают отечественным туристам, желающим отправиться в Германию, преимущественно групповые экскурсионные туры, а также языковые курсы, горнолыжные туры, отдых и лечение на курортах, речные круизы, туры за автомобилем, посещение выставок и ярмарок, индивидуальные и корпоративные поездки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
САМЫЕ ДОРОГИЕ ТУРЫ НЕМЕЦКИХ ТУРОПЕРАТОРОВ В НАПРАВЛЕНИИ РОССИИ
№ Туроператор Название тура Комбинированный тур (К)/ адресный тур (А) Продолжительность, дней Ср-во размещения, категория (*) Питание В стоимость тура включены Стоимость тура, евро
виза (B), страховка (C) транспорт из/в Германию (Г), в России(Р) Тип размещения
авиа ж/д водны й автобус 1-местн 2-местн 3-местн
1-класс 2-класс 3-класс
1 Olympia Reisen Приключения на Лене А 16 *Г-4* *К *FB - +(Г),+( Р) + (Р) +(Р) 3 998 3 898 3 298
2 Studiosus Reisen Новый год и Рождество в Санкт-Петербурге А 9 Г- 4* *HB С,В +(Г) + (Р) +(Р) 2 300 2 075
3 CVJM- Hamburg Reisedienst Мифы Сибири и Байкала А 13 Г- 3* HB - +(Г),+( Р) + (Р) +(Р) 3 380 2 745
4 DerTour На фирменном поезде «Царское золото» из Москвы в Пекин К 20 Г-5* *П FB - +(Г) + (Р) + (Р) + (Р) 8 980/ 12 775 5 350/ 7 158 3 899/ 4 368
5 Windrose Fernreisen Аудиенция у Его Величества Белого Медведя К 15 Г-5* К FB - +(Г) + (Р) 25 990 23 990 22 990
6 Wikinger Reisen В царстве вулканов А 21 Г-2* *ПЛ FB - +(Г),+( Р) 4 863 4 498
7 Dr. Tigges Studienreisen Из столиц в старую Россию А 14 Г- 4* HB - +(Г) + (Г) + (Р) 3 265 2 595
8 Ikarus Tours Легендарное пересечение СевероВосточного прохода К 20 К FB - +(Г) + (Р) 21 660 19 600 17 550
9 Lernidee Erlebnisreisen На фирменном поезде «Царское золото» из Москвы в Пекин К 27 Г- 3* П FB - +(Г) + (Р) 10 790 8 150 6 420
10 Airtours Жемчужины России А 13 К FB - +(Г) + (Р) 3 388
*Г - гостиница; *К - корабль; *П- поезд; *ПЛ - палаточный лагерь; *РВ - полный пансион; *НВ - полупансион
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
САМЫЕ ДЕШЕВЫЕ ТУРЫ НЕМЕЦКИХ ТУРОПЕРАТОРОВ В НАПРАВЛЕНИИ РОССИИ
№ Туроператор Название тура Комбинированный тур(К)/ адресный тур(А) Продолжительность, дней Ср-во размещения, категория (*) Питание В стоимость тура включены Стоимость тура, евро
виза (B), страховка (C) Транспорт из/в Германию (Г), в России(Р) Тип размещения
авиа ж/д водный автобус 1-местн 2-местн. 3-местн
1-класс 2-класс 3-класс
1 OlympiaReisen Санкт-Петербург А 5 *Г- 4* *BB - +(Г) + (Р) 629/ 829
2 Studiosus Reisen Санкт-Петербург А 5 Г- 4* BB В, С -(Г) +(Р) 1 005 775
3 CVJM- Hamburg Reisedienst •Белые дни» в Санкт-Петербурге А 5 Г- 3* BB - +(Г) +(Р) 575 495
4 DerTour Белые ночи в Санкт-Петербурге А 4 Г- 3* *HB - -(Г) +(Р) 214 134
5 Windrose Fernreisen Санкт-Петербург и Новгород А 8 Г- 3* HB - +(Г) + (Р) 1 645 1 490
6 Wikinger Reisen Новый год в резиденции царей в Санкт-Петербурге А 6 Г- 4* HB - +(Г) + (Р) 1 128 998
7 Dr. Tigges Studienreisen Северная Венеция А 5 Г- 4* HB - -(Г) + (Р) 1 040 845
8 Ikarus Tours Уникальный Санкт-Петербург А 8 Г- 3* HB - +(Г) + (Р) 1 750 1 250
9 Lernidee Erlebnisreisen •Белые дни» и белые ночи в Санкт-Петербурге А 5 Г-5* HB - +(Г) + (Р) 998
10 Airtours •Белые дни» на Неве А 6 Г-5* HB - -(Г) + (Р) 569
*Г - гостиница; *BB - завтрак; *HB - полупансион