УДК 373.2 ББК 74.100.5
А. А. Чекашова
ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ДОУ
Анализируются основные характеристики физкультурно-оздоровительных занятий в дошкольном образовательном учреждении
Ключевые слова: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, физкультминутки, физкультурные праздники, закаливание, физкультурная пауза
го со о Э го
<и
!Т <
<
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в ДОУ направлены на всестороннее развитие личности в процессе индивидуального физического воспитания ребенка на основе его психофизиологических особенностей и природных двигательных задатков.
Основная задача — научить каждого ребенка самостоятельно оздоравливаться, закаливать себя, используя выработанную двигательную потребность и любимые физические упражнения, виды спорта.
Эти задачи решаются на базе глубокого всестороннего анализа индивидуальных физических и психологических особенностей каждого ребенка с привлечением медицинского работника, психолога, родителей, воспитателя, инструктора по физическому воспитанию.
Рассмотрим основные виды физкультурно-оздоровительных мероприятий в ДОУ
Физкультурные занятия. Цель и задачи занятий: формировать двигательные умения и навыки; развивать физические качества; удовлетворять естественную потребность в движении; обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованные, оптимальные для данного возраста физические нагрузки; дать возможность каждому ребенку продемонстрировать свои двигательные умения сверстникам и поучиться у них; создать условия для разностороннего развития детей [1].
Физкультурное занятие — это ведущая форма организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам. Для проведения занятия воспитатель подбирает физические упражнения, определяет последовательность из выполнения, составляет план-конспект, продумывает методику проведения, готовит оборудование, размещает его, следит за созданием санитарно-гигиенических условий, за одеждой детей. Занятие проводится в первой младшей группе два раза в неделю; со второй младшей группы до подготовительной группы — три раза в неделю (два раза в зале, один раз на воздухе). Летом все занятия проводятся на воздухе.
Характерными чертами занятия являются: ярко выраженная дидактическая направленность; руководящая роль воспитателя; строгая регламентация деятельности детей и дозирование физической нагрузки; постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность.
Требования к занятиям: каждое предыдущее должно быть связано с последующим и составлять систему занятий; важно обеспечить оптимальную двигательную активность детей. Занятия должны соответствовать возрасту и уровню подготовленности детей. На занятиях следует использовать физкультурно-оздоровительное оборудование и обеспечивать музыкальное сопровождение.
Утренняя гимнастика вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, поднимает эмоциональный тонус, воспитывает внимание, целеустремленность, вызывает положительные эмоции и радостные ощущения, повышает жизнедеятельность организма, дает высокий оздоровительный эффект. Проводится ежедневно до завтрака, в течение 10 -12 мин, на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий). В течение всей утренней гимнастики, проводимой в зале, форточки и фрамуги остаются открытыми, дети занимаются в физкультурной форме, босиком.
Варианты проведения утренней гимнастики: все упражнения должны быть игрового характера, с использованием полосы препятствий; с включением оздоровительных пробежек; с использованием простейших тренажеров [3].
Гимнастика после дневного сна помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Проводится при открытых фрамугах в течение 5 -15 минут.
Виды гимнастики: разминка в постели и самомассаж, гимнастика игрового характера, гимнастика с использованием тренажеров или спортивного комплекса, пробежки по массажным дорожкам.
Физкультминутки — кратковременные физические упражнения, имеющие целью предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали). Они улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям. Длительность физкультминуток 1,5 - 2 мин; проводить их рекомендуется, начиная со средней группы [2].
Основные формы проведения физкультминуток:
1) в форме общеразвивающих упражнений, которые подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используются 3 - 4 упражнения для разных групп мышц. Закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой;
2) в форме подвижной игры. Подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами;
3) в форме дидактической игры с движением. Такие физкультминутки хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой (фонетической) культуре речи, по математике;
4) в форме танцевальных движений. Используются между структурными частями занятия под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, негромкие, иногда плавные;
5) в форме любого двигательного действия и задания. Возможно отгадывание загадок не словами, а движениями; использование различных имитационных движений: спортсменов (лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст), трудовых действий (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине) [2]. Физкультурная пауза предотвращает
развитие утомления у детей и снимает эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала, увеличению двигательной активности детей. Проводится физкультурная пауза в любом, хорошо проветренном помещении: групповая комната, спальня, широкий коридор — во время перерыва между занятиями и составляет не более 10 мин.
Она может состоять из трех — четырех игровых упражнений типа «Кольцеброс», «Серсо», «Удочка», «Бой петухов», «Перетягивание каната», а так-
> о
5?
ч: о
ч: со
го со о Э го
<и
от <
<
же произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий (скакалки, кегли, мячи, обручи, ракетки).
Физкультурный досуг — одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Она повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту, ловкость), способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивает выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность. Задачи воспитателя при проведении досуга у детей старшего дошкольного возраста: развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать их проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности.
Физкультурные праздники способствуют приобщению детей к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитывают такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам. Длительность физкультур -ного праздника — 1 ч. - 1 ч. 20 мин. Он может проводиться на участке дошкольного учреждения, в ближайшем парке, лесу, на поляне, на стадионе.
В программу праздника включаются подвижные и спортивные игры, народные игры, игры с пением, эстафеты, танцы, аттракционы, общеразвивающие упражнения, упражнения с элементами акробатики, музыкально-ритмические движения. Используются игровые приемы, игровые упражнения, загадки [6].
Дни здоровья, каникулы содействуют оздоровлению детей, предупреждают утомление.
Самостоятельная двигательная активность способствует укреплению здоровья, улучшению физического развития, деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем, аппарата кровообра-
щения, развитию моторики, физических качеств, повышению работоспособности детей.
Прогулки способствуют повышению выносливости организма ребенка, устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям, учат детей преодолевать различные препятствия, становиться более подвижными, ловкими, смелыми, укрепляют мышечную систему, повышают жизненный тонус, развивают наблюдательность, расширяют представления об окружающем, способствуют воспитанию любви к родному краю, воспитывают трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе.
Закаливание — направленное развитие устойчивости организма посредством разработанных методических приемов для увеличения способности быстро приспосабливаться к разнообразным внешним условиям; совершенствование функциональных систем, направленное на повышение устойчивости организма к воздействию внешней среды [2]. Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма и повышает его устойчивость к воздействию постоянно меняющихся факторов среды, развивает выносливость организма ребенка.
Задания на дом даются с целью воспитания здорового образа жизни семьи, совершенствования умений и навыков детей.
Важной составляющей физкультурно-оздоровительной работы является работа с родителями. Формы работы с родителями по физическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста: родительские собрания, совместные физкультурные досуги, праздники, дни здоровья, туристические походы, дни открытых дверей. Родители имеют возможность присутствовать на утренней гимнастике, физкультурном занятии, занятии в бассейне, могут наблюдать организацию питания, сна, закаливающих мероприятий. Открытые занятия, анкетирование родителей, домашние задания решают следующие задачи:
• повышают двигательную активность детей;
• подтягивают отстающего в движении ребенка и тем самым меняют отношение других детей к нему. Родителям даются конкретные темы
для общения. Задания должны быть строго индивидуальны и невелики по объему): показ кинофильмов; демонстрация передового опыта семейного воспитания (интервью, выставки, встречи с родителями, конференции); оформление наглядного материала и др. [5].
При организации физкультурно-оздоровительной роботы в дошкольном образовательном учреждений наряду с основными формами физического воспитания желательно использовать дополнительные средства оздоровления, применять новые технологии, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подходы.
Библиографический список
1. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях: мето-
дическое пособие / Т.Л. Богина. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 112 с.
2. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания. - М.: АКАДЕМИЯ, 2001. - 364 с.
3. Федоровская О.М. Организация и методы оздоровительной работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении средствами физической культуры // Новые исследования: альманах. 2003. № 1. С. 111-114.
4. Федоровская О.М. Оздоровительные технологии: опыт работы дет. сада № 1221 компенсирующего вида г. Москвы // Здоровье, обучение и воспитание детей и молодежи в XXI веке: Междунар. конгр. - М., 2004. С. 234-237.
5. Федоровская О.М. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. С. 33-36.
6. Филлипова С.О. проблемах физического совершенствования детей в дошкольных учреждениях // Дошкольное воспитание. 2004. № 5. С. 34-36.