DOI 10.24411/2076-1503-2020-10313 МЕЦГЕР Андрей Александрович,
кандидат юридических наук, доцент кафедры частного права Института государственного управления и права ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»,
e-mail: [email protected]
ВИДЫ И СИСТЕМА ГАРАНТИЙ ПРАВ ГРАЖДАН В ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. На протяжении существования цивилизации у человека постоянно появляются и изменяются права. За последние 200 лет представление общества о правах и свободах человека совершенно изменилось. Наше общество на современном этапе развития не может обойтись без защиты своих граждан от противоправных посягательств. Поднимая проблему системности гарантий прав и свобод человека и гражданина, автор статьи исследует понятия «гарантии», «конституционные гарантии», «гарантии прав граждан» и «система гарантий прав».
Ключевые слова: гарантии прав, система гарантий, правоприменительная деятельность, правоохранительная деятельность, полиция, органы внутренних дел, суд.
METSGER Andrey Aleksandrovich,
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of Private Law of the Institute of Public Administration and Law of FSBOU «State University of Management»
TYPES AND SYSTEM OF GUARANTEES OF CITIZENS 'RIGHTS IN LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES
Annotation. Throughout the existence of civilization, human rights are constantly emerging and changing. Over the past 200 years, the perception of human rights and freedoms has changed. Our society at the present stage of development cannot do without protecting its citizens from unlawful attacks. Lifting a problem of systemacity of guarantees of the rights and freedoms of the person and citizen, the author of article investigates the concepts «guarantees», «the constitutional guarantees», «guarantees of the rights of citizens» and «the system of guarantees of the rights».
Key words: guarantees of the rights, system of guarantees, law-enforcement activity, law-enforcement activity, police, law-enforcement bodies, court.
Гарантии прав и свобод человека и гражданина представляют собой, с одной стороны, часть правового статуса личности, с другой, часть более узкого понятия «конституционные гарантии», которые включают в себя совокупность правовых норм и институтов, обеспечивающие защиту конституционных принципов, прав человека, основ конституционного строя, а также выполнения конституционных обязанностей органов публичной власти. Исходя из этого понятия, важно понимание того, что основным гарантом защиты прав и свобод является Конституция РФ, согласно которой любой человек, родившийся на свет, уже имеет основные неотчуждаемые права и свободы [22].
Конституция РФ, в ст. 1 дает характеристику нашего государства, «Российская Федерация -Россия есть демократическое федеративное пра-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
вовое государство с республиканской формой правления». Если проанализировать данное положение Конституции РФ, то оно характеризует Российскую Федерацию именно как правовое государство, содержание которого трактуется сразу же в ст. 2 Конституции Российской Федерации, где закреплено, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Многообразие прав и свобод человека и гражданина, а также их содержание, полностью раскрываются во второй главе Конституции Российской Федерации.
Именно по наиболее значимой важности, указанная глава расположена в начале Конституции Российской Федерации, поскольку о высших ценностях употребляется применительно к чело-
веку, его правам и свободам, содержащихся в «Основах конституционного строя», как базиса, на котором строится наше государство [23].
На первый взгляд, сами понятия «права» и «свободы» кажутся нам похожими, но так ли это в действительности? «Сходство между этими двумя понятиями проявляется в том, что и право и свобода, есть возможность избирать вид и меру поведения, пользоваться социальными благами. С другой стороны, эти понятия различаются, поскольку право предполагает пользование чем-либо, право на получение какого-либо блага. Свобода же указывает на то, что человек независим от государства при пользовании ею. Что касается юридического значения, то понятие «права» и «свободы» в конституционном праве идентичны». Что же касается классификации прав и свобод человека и гражданина, то в данном случае можно сказать, что она также представляется различными учёными по-разному [24].
Наиболее яркой является классификация Топорнина Б.Н., заключающаяся в следующем: «права и свободы человека и гражданина условно можно подразделить на три большие группы. Первая группа - личные права и свободы; вторая -политические права и свободы и третья - экономические, социальные и культурные права и свободы» [12].
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, и их должностные лица, имеют множество различных функций, одной из которых, является их обязанность -соблюдение, охрана и защита прав и свобод человека и гражданина. Это находит свое подтверждение в том, что данная позиция закреплена в ч. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации. Но в тоже время, любое государство, также закрепляет на человека и гражданина определенные конституционные обязанности. Между государством и гражданами, существуют взаимосвязь, т.е. права и обязанности [22].
Обеспечение прав и свобод человека и гражданина, происходит на двух основных направлениях: международном уровне и внутригосударственном уровне (внутри нашей страны, который в свою очередь происходит на федеральном, региональном и местном уровнях. Поэтому в зависимости от указанного уровня и будет определяться орган, непосредственно осуществляющий защиту прав и свобод человека и гражданина. Также Конституция РФ признает права и гарантирует их соблюдение согласно общепризнанным принципам и нормами международного права (ст. 15).
Важно также, что Европейский суд по правам человека и его решения демонстрируют яркие
примеры правопонимания, правоприменения, а именно - применения принципа верховенства права, имеют мировоззренческий, системообразующий характер. Не случайно суд при решении дела руководствуется принципом верховенства права, согласно которому в частности человек, его права и свободы признаются наивысшими ценностями и определяют содержание и направленность деятельности государства. Суд применяет принцип верховенства права с учетом судебной практики Европейского суда по правам человека. Правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в окончательных постановлениях Суда, принятых в отношении Российской Федерации, являются обязательными для судов.
С целью эффективной защиты прав и свобод человека судами учитываются правовые позиции Европейского Суда, изложенные в ставших окончательными постановлениях, которые приняты в отношении других государств - участников Конвенции. Практика показывает, что при вынесении судебных решений, прежде всего, применяют практику Суда национальные суды более высокого уровня, причем иногда с критическим толкованием национального законодательства.
Осознание изложенных обстоятельств даёт повод задуматься над основополагающими вопросами национального судебного правоприменения, принципиально по-другому рассмотреть соотношение источников гражданского права относительно отдельных правовых институтов и, возможно, пересмотреть отдельные устоявшиеся положения цивилистической науки [21].
В юридической литературе много внимания уделяется классификации гарантий прав личности. Это научно оправдано. Гарантии связывают воедино правовое и фактическое положения человека в гражданском обществе, служат выражением социальной свободы, ответственности и активности граждан.
Справедливо утверждение, что политические, экономические, духовные предпосылки и условия сами по себе не служат основанием для реализации прав и свобод личности. Собственно гарантиями они становятся лишь через юридическую форму и организационные усилия государства и общества.
Отсюда и выделение гарантий прав человека и гражданина с позиции системы, включающей в себя гарантии: общие, юридические, организационные. В свою очередь, названные виды гарантий в качестве подсистемы имеют свое содержание и формы выражения. Так, общие гарантии делятся по социальной направленности на материальные, политические, духовные.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
Материальные гарантии - это единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности, социальное партнерство между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем.
Политические гарантии - это система народовластия, возможности личности принимать участие в управлении делами государства и общества. В России признаются и гарантируются местное самоуправление, политическое многообразие, право народа России на сохранение и развитие родного языка, а также возможности пользоваться правами человека и основными свободами, защищать свои интересы [8, 10].
Духовные гарантии - система культурных ценностей, основанных на любви и уважении к Отечеству, вере в добро и справедливость; это общественная сознательность и образованность человека. К числу духовных гарантий относятся: идеологическое многообразие, запреты на монополизацию идеологии, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества [9].
Юридические_гарантии представляют
собой систему юридических средств и способов охраны и защиты прав человека и гражданина. Прежде всего речь идет об обязанности государства обеспечить личности право на судебную защиту, все иные способы, не запрещенные законом, а также право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, на доступ к правосудию и на компенсацию причиненного ущерба [6, 7].
По способу изложения в нормативно-правовых актах институционные гарантии можно классифицировать на простые, сложные и смешанные.
Простые институционные гарантии - это система средств и условий, предпосылок, факторов, закрепляемых в правовых нормах и обеспечивающих охрану и защиту Иран личности четко определенного вида. В Основном Законе Федеративном Республики Германии от 23 мая 1949 г. записано: «Свобода печати и свобода информации посредством радио и кино гарантируется, цензуры не существует» (ч. 1 ст. 5).
Сложные институционные гарантии - это система средств, условий, предпосылок, факто-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
ров, закрепляемых и законе и обеспечивающих охрану и защиту нрав как отдельной личности, так и социальной организации. Так, Конституция Французской Республики от 4 октября 1958 г. декларирует следующее: «Нация гарантирует личности и семье необходимые условия для их развития» (ч. 7 ст. 1).
Смешанные институционные гарантии -это система средств, условий, предпосылок, факторов, закрепляемых в законодательстве и обеспечивающих охрану и защиту одновременно и экономических, и политических, и гражданских, и других прав и свобод человека и гражданина, а также и их социальных организаций. При этом названные гарантии могут закрепляться либо в одной статье нормативного акта, либо в его специальных разделах или главах. Так, в Конституции Итальянской Республики 1947 г. подчеркивается: «Республика признает и гарантирует неотъемлемые права человека - как отдельной личности, так и в социальных образованиях, в которых проявляется эта личность, и требует выполнения неотъемлемых обязанностей, вытекающих из политической, экономической и социальной солидарности» (ст. 2).
Действующая Конституция России рассматривает права человека и гражданина с позиции правового статуса личности (ст. 64).
В этой связи виды гарантий можно классифицировать по основанию правового положения личности на общие, специальные и индивидуальные гарантии.
Общие гарантии - система экономических, политических, духовных и иных отношений, условий, факторов, декларируемых Основным Законом, без которых требования личности к обществу носили бы чисто формальный характер [4].
В части 1 статьи 17 Конституции России написано: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».
Специальные гарантии - система социально-экономических, политических и юридических факторов и условий, способствующих охране и защите определенных категорий граждан, иных субъектов правовых отношений: депутатов, сотрудников силовых структур, военнослужащих, вузовских работников и т.д. [5]
Индивидуальные гарантии - это меры и условия организационного, процедурного, материального, правового и иного характера, обеспечивающие личности реализацию права в конкретных жизненных обстоятельствах на основе закона. Это события, условия чрезвычайного положения [2, 3].
Гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина является Президент
РФ. Президент России вправе приостанавливать действия актов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае нарушения ими прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ).
Важную роль в вопросах охраны и защиты прав человека играет Конституционный Суд РФ, который по жалобам па нарушение конституционных прав и свобод и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле (ч. 4 ст. 125).
В юридической литературе отмечается, что Президент РФ; Администрация Президента РФ в сфере их функций по организации рассмотрения обращений граждан, охраны и защиты их конституционных прав и законных интересов; Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, другие совещательные органы при Президенте РФ, созданные в целях оказания помощи в реализации его полномочий как гаранта Конституции РФ, прав и основных свобод человека и гражданина (Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий, Комиссия по делам ветеранов, Комиссия по делам инвалидов и т.д.), относятся к «федеральному уровню обеспечения, осуществляя при этом внесудебную охрану и защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина» [1].
В целях охраны прав и свобод человека и гражданина в сети Интернет создана специальная информационная страница «Президент России», являющаяся официальным сетевым ресурсом.1 На данной странице содержатся различные тематические разделы, среди которых есть и раздел, касающейся обращения граждан к Президенту Российской Федерации, где можно отправить письмо или жалобу Президенту Российской Федерации, а также записаться на личный приём. Также, на указанной странице есть электронная и мобильная приёмная, которые созданы для расширения гарантий обеспечения права на обращение граждан [2]. Для доступности всем категориям лиц к странице, создана специальная версия для людей с ограниченными возможностями, а также в зависимости от родного языка (русский, английский). Это говорит о мобильности и упрощенности доступа граждан, в случае их нарушения прав и свобод, а также возможности задать конкретный интересующий их вопрос [18]. Уровень обеспечения прав и свобод человека и гражданина нахо-
1 Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://kremlin.ru/events/president/ letters/54211.
дится в некой зависимости от статуса и объема полномочий, возложенных на главу государства, поскольку именно он представляет интересы всех граждан государства, а также имеет реальную возможность воздействовать на государственные органы в целях направления их деятельности на защиту прав и свобод человека и гражданина, а также согласованного взаимодействия их между собой по данному вопросу [19].
В процессе обеспечения и защиты прав человека органы внутренних дел (ОВД) осуществляют взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными антитеррористическими организациями, средствами массовой информации, а также юридическими и физическими лицами [13, 14, 20].
Важный вопрос при осуществлении контроля деятельности спецслужб и полиции - защита личных прав человека в процессе оперативной работы, особенно в агентурной ее части. Здесь отмечается масса нарушений, особенно когда речь идет об инспирировании провокаций, побуждающих граждан к совершению преступлений. К сожалению, нередко это делается даже не ради раскрытия тяжкого преступления или обезвреживания террористов, а просто для улучшения показателей деятельности спецслужб и полиции [11].
Изучая систему гарантий прав граждан в правоприменительной деятельности, следует отдельно остановиться на таком ключевом для правовой науки понятии как «ограничение прав и свобод человека». Данное понятие неразрывно связано с гарантиями прав и свобод человека и гражданина, и его рассмотрение и понимание в рамках настоящего параграфа, по нашему мнению, будет способствовать более глубокому пониманию структуры системы гарантий прав граждан [22].
Понятие «ограничение прав и свобод человека и гражданина» является одним из ключевых в правовой науке [10]. В некоторой степени близкими категории «ограничение» можно было бы считать термины «лимитация», «сдерживание», «притеснение», «ущемление», «умаление» и т.п. Но одни из этих понятий не вполне «прижились» в научном обороте, законодательстве и правоприменительной практике, другие - несут в себе, в основном, «негативный» подтекст [17]. Понятие же «ограничение» используется в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Вследствие этого оно понимается как форма правомерного поведения субъектов конституционных правоотношений (в отличие от «нарушений» прав и свобод человека и гражданина, что является формой противоправных действий или бездействия) [15, 16].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
Список литературы:
[1] Анохин Ю.В. и др. Обеспечение прав человека: Учебник / Под. общ. ред. Анохина Ю.В. - Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2016. - С. 362.
[2] Гущин В.В. Правовые и организационные основы обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях / Дисс... докт. юрид. наук. - М., 1998. С. 140142.
[3] Дмитриев Ю.А., Миронов В.О. Проблема сущности права // Вестник международного Института управления. 2012. № 1-2. С. 025-030.
[4] Елин В.М., Жарова А.К. К вопросу о методологии информационного права // Право и государство: теория и практика. 2013. № 4 (100). С. 133-143.
[5] Елин В.М., Жарова А.К. Правовые аспекты торговли в сети интернет Право и государство: теория и практика. 2012. № 10 (94). С. 139-151
[6] Жарова А.К. Информация. Правовое регулирование обращения информации в интернет. Институт государства и права Российской академии наук. Москва, 2006.
[7] Жарова А.К. Условия оказания услуги по предоставлению доступа к облачным вычислениям // Государство и право. 2012. № 12. С. 86-90
[8] Жарова А.К. Электронные формы разрешения конфликтов в сфере судебной деятельности // Российское правосудие. 2013. № 8 (88). С. 53-59.
[9] Жарова А.К., Гутникова А.С., Мальцева С.В., Елин В.М. Законодательная поддержка принципа технологической нейтральности в информационных системах // Бизнес-информатика. 2012. № 4 (22). С. 25-32.
[10] Зиновьев А.В. Проблемы теории и практики прав человека // Правоведение. 2008. № 6. С. 6-16.
[11] Зорькин В.Д. Спецслужбы, полиция и права человека // Россия в глобальной политике. 2006. № 6. Ноябрь-декабрь.
[12] Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под ред. Топорнина Б.Н., Батурина Ю.М., Орехова Р.Г. - М., 1994. С. 16.
[13] Мамедов С.Н. Актуальные вопросы реализации конституционного права на неприкосновенность жилища // Семейное и жилищное право. 2017. № 2. С. 37-38.
[14] Мецгер А.А. Гарантии личной неприкосновенности граждан в правоприменительной деятельности органов внутренних дел (теоретико-правовой аспект) / Дисс... канд. юрид. наук / Моск. ун-т МВД РФ. Москва, 2005.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
[15] Миронов В.О. Прокурорские гарантии реализации прав и свобод человека в России // Актуальные вопросы образования и науки. 2012. № 3-4. С. 26-29.
[16] Пашенцев Д.А., Боголюбов С.А., Алексеева Л.Л., Головина А.А., Дорская А.А., Звонарев А.В., Пахарева Г.В., Соколов А.С., Чернявский А.Г., Широкорад И.И. Правовые основы российских революционных преобразований 1917 года. -Москва, 2019.
[17] Пашенцев Д.А., Чернявский А.Г. История отечественного государства и права. Учебное пособие / Москва, 2019.
[18] Чернявский А.Г. Проблема «право и общество» в работах современных зарубежных ученых / российское и международное право: общее и особенное. Материалы Всероссийской научно-практической конференции памяти профессора Ф.М. Рудинского. 2019. С. 100-104.
[19] Чернявский А.Г., Бурьянов С.А., Кри-венький А.И. Правовое регулирование трансформации российского образования в условиях глобализации в социально-культурной среде. Москва, 2019.
[20] Чернявский А.Г., Пашенцев Д.А., Терновая О.А. Международное корпоративное право. Учебное пособие / Москва, 2019.
[21] Черчага С.В. Становление ювенальной юстиции: вопросы гражданско-процессуального законодательства РФ (опыт Ростовской области). // Вопросы ювенальной юстиции, 2008. № 2 [Электронный ресурс] URL: www.juvenjust.org (дата обращения 10 октября 2017 г.).
[22] Шестак В.А. Отдельные вопросы судебной практики рассмотрения уголовных дел об уклонении от административного надзора и неоднократном несоблюдении установленных судом ограничений // Российский судья. 2017. № 11. С. 42-47.
[23] Шестак В.А. Поддержание военными прокурорами государственного обвинения по уголовным делам, рассматриваемым гарнизонными военными судами с участием присяжных заседателей // Российский следователь. 2017. № 16. С. 19-23.
[24] Эбзеев Б.С., Хазов Е.Н., Миронов А.Л. и др. «Конституционное право России: учебник для студентов вузов / Под ред. Эбзеева Б.С, Хазова Е.Н., Миронова А.Л. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. С. 178.
Spisok literatury:
[1] Anohin Yu.V. i dr. Obespechenie prav cheloveka: Uchebnik / Pod. obshch. red. Anohina Yu.V. - Barnaul: Barnaul'skij yuridicheskij institut MVD Rossii, 2016. - S. 362.
[2] Gushchin V.V. Pravovye i organizacionnye osnovy obespecheniya obshchestvennoj bezopas-nosti v Rossijskoj Federacii pri chrezvychajnyh situ-aciyah / Diss... dokt. yurid. nauk. - M., 1998. S. 140142.
[3] Dmitriev Yu.A., Mironov V.O. Problema sushchnosti prava // Vestnik mezhdunarodnogo Insti-tuta upravleiya. 2012. № 1-2. S. 025-030.
[4] Elin V.M., Zharova A.K. K voprosu o metod-ologii informacionnogo prava // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2013. № 4 (100). S. 133-143.
[5] Elin V.M., Zharova A.K. Pravovye aspekty torgovli v seti internet // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2012. № 10 (94). S. 139-151
[6] Zparova A.K. Informaciya. Pravovoe reg-ulirovanie obrashcheniya informacii v internet. Institut gosudarstva i prava Rossijskoj akademii nauk. Moskva, 2006.
[7] Zharova A.K. Usloviya okazaniya uslugi po predostavleniyu dostupa k oblachnym vychisleniyam // Gosudarstvo i pravo. 2012. № 12. S. 86-90
[8] Zharova A.K. Elektronnye formy razresh-eniya konfliktov v sfere sudebnoj deyatel'nosti // Rossijskoe pravosudie. 2013. № 8 (88). S. 53-59.
[9] Zharova A.K., Gutnikova A.S., Mal'ceva S.V., Elin V.M. Zakonodatel'naya podderzhka principa tekhnologicheskoj nejtral'nosti v informacionnyh sis-temah // Biznes-informatika. 2012. № 4 (22). S. 25-32.
[10] Zinov'ev A.V. Problemy teorii i praktiki prav cheloveka // Pravovedenie. 2008. № 6. S. 6-16.
[11] Zor'kin V.D. Specsluzhby, policiya i prava cheloveka // Rossiya v global'noj politike. 2006. № 6. Noyabr'-dekabr'.
[12] Konstituciya Rossijskoj Federacii. Kom-mentarij / Pod red. Topornina B.N., Baturina Yu.M., Orekhova R.G. - M., 1994. S. 16.
[13] Mamedov S.N. Aktual'nye voprosy real-izacii konstitucionnogo prava na neprikosnovennost' zhilishcha // Semejnoe i zhilishchnoe pravo. 2017. № 2. S. 37-38.
[14] Mecger A.A. Garantii lichnoj neprikosno-vennosti grazhdan v pravoprimenitel'noj deyatel'nosti organov vnutrennih del (teoretiko-pravovoj aspekt) / Diss... kand. yurid. nauk / Mosk. un-t MVD RF. Moskva, 2005.
[15] Mironov V.O. Prokurorskie garantii real-izacii prav i svobod cheloveka v Rossii // Aktual'nye voprosy obrazovaniya i nauki. 2012. № 3-4. S. 26-29.
[16] Pashencev D.A., Bogolyubov S.A., Alek-seeva L.L., Golovina A.A., Dorskaya A.A., Zvonarev A.V., Pahareva G.V., Sokolov A.S., Chernyavskij A.G., Shirokorad I.I. Pravovye osnovy rossijskih revolyucionnyh preobrazovanij 1917 goda. - Moskva, 2019.
[17] Pashencev D.A., Chernyavskij A.G. Istoriya otechestvennogo gosudarstva i prava. Uchebnoe posobie / Moskva, 2019.
[18] Chernyavskij A.G. Problema «pravo i obsh-chestvo» v rabotah sovremennyh zarubezhnyh uche-nyh / rossijskoe i mezhdunarodnoe pravo: obshchee i osobennoe. Materialy Vserossijskoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii pamyati professora F.M. Rudin-skogo. 2019. S. 100-104.
[19] Chernyavskij A.G., Bur'yanov S.A., Kriv-en'kij A.I. Pravovoe regulirovanie transformacii rossi-jskogo obrazovaniya v usloviyah globalizacii v social'no-kul'turnoj srede. Moskva, 2019.
[20] Chernyavskij A.G., Pashencev D.A., Terno-vaya O.A. Mezhdunarodnoe korporativnoe pravo. Uchebnoe posobie / Moskva, 2019.
[21] Cherchaga S.V. Stanovlenie yuvenal'noj yusticii: voprosy grazhdansko-processual'nogo zakonodatel'stva RF (opyt Rostovskoj oblasti). // Voprosy yuvenal'noj yusticii, 2008. № 2 [Elektronnyj resurs] URL: www.juvenjust.org (data obrashcheniya 10 oktyabrya 2017 g.).
[22] Shestak V.A. Otdel'nye voprosy sudebnoj praktiki rassmotreniya ugolovnyh del ob uklonenii ot administrativnogo nadzora i neodnokratnom nesobly-udenii ustanovlennyh sudom ogranichenij // Rossijskij sud'ya. 2017. № 11. S. 42-47.
[23] Shestak V.A. Podderzhanie voennymi prokurorami gosudarstvennogo obvineniya po ugolovnym delam, rassmatrivaemym garnizonnymi voennymi sudami s uchastiem prisyazhnyh zase-datelej // Rossijskij sledovatel'. 2017. № 16. S. 19-23.
[24] Ebzeev B.S., Hazov E.N., Mironov A.L. i dr. «Konstitucionnoe pravo Rossii: uchebnik dlya stu-dentov vuzov / Pod red. Ebzeeva B.S, Hazova E.N., Mironova A.L. - 8-e izd., pererab. i dop. - M.: YUNI-TI-DANA, 2017. S. 178.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020