УДК 342.571
ВИДЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ОТ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ
Р. И. ПРОСКУРНИКОВ, аспирант кафедры государственного строительства и конституционного права E-mail: [email protected] Курский институт государственной и муниципальной службы
В статье проводится анализ действующего российского информационного законодательства в части достаточности правовых гарантий реализации прав граждан на получение информации о деятельности органов государственной власти. Показано, что необходимым фактором его совершенствования становится уточнение видов и методов реализации этого права.
Ключевые слова: право, получение информации, органы государственной власти, реализация права на получение информации.
Действующее российское законодательство о праве на информацию органов государственной власти и доступ к ней сегодня закрепляет две основных возможности реализации права граждан на получение информации органов государственной власти. Первая из них носит традиционный характер и состоит во взаимодействии со средствами массовой информации (СМИ). Основы второй, по мнению автора, закладываются сегодня в рамках формирующейся информационной деятельности органов государственной власти по отношению к гражданам, обществу в целом, приобретающих в условиях информатизации и построения гражданского общества в России статус субъектов информирования населения.
Важной особенностью сотрудничества органов государственной власти, как один из результатов
административной реформы, является тщательный отбор партнеров — СМИ для информирования населения. Так, например, в Административном регламенте Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 03.07.2006 № 513, закреплено, что при размещении информации в СМИ органы, участвующие в оказании государственной услуги, осуществляют отбор средств радио- и телевещания, периодических изданий путем проведения маркетинговых исследований, социологических замеров среди получателей государственной услуги, торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, изучения рейтингов СМИ, определяющих лидеров публикаций социально-трудовой направленности. При отборе СМИ учитывается тираж, территория распространения, периодичность издания или выхода в эфир, стоимость размещения информации [7].
В настоящее время правовую основу и нормативную базу взаимодействия со СМИ органов государственной власти составляют Конституция РФ, законодательство РФ о СМИ, положения о министерствах и ведомствах, приказы министров.
Следует отметить, что в РФ взаимодействие со средствами массовой информации органов власти и управления получило достаточно широкое правовое обеспечение. Можно определенно сказать, что взаимодействие с ними стало уже традиционным и одновременно важнейшим направлением их информационной деятельности. В основе этого взаимодействия находятся разнообразные факторы, среди которых особым образом необходимо выделить способность СМИ формировать общественное мнение или воздействовать на него. Кроме того, средства массовой информации — печатные и аудиовизуальные — являются каналом широкого информирования общественности и одновременно источником информации для руководителей различных уровней во властно-управленческих структурах для принятия управленческих решений.
Конституция РФ гарантирует свободу массовой информации, основополагающую свободу для развития как самих СМИ, так и для взаимодействия с ними органов государственной власти (п. 5 ст. 29 Конституции РФ). Ее сущность раскрывается в ст. 1 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», где под свободой массовой информации понимается отсутствие ограничений (за исключением ограничений, предусмотренных законодательством РФ о средствах массовой информации) по поиску, получению, производству и распространению информации; при учреждении средств массовой информации, владении, пользовании и распоряжении ими, а также при изготовлении, приобретении, хранении и эксплуатации технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации [2]. Закон РФ «О средствах массовой информации» является основным системообразующим актом, составляющим правовую основу для взаимодействия органов государственной власти и СМИ. Отдельные виды информационных отношений, возникающих при этом взаимодействии, регулируются также нормами иных законов, например, Федеральным законом от 13.01.1995 № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» [8], а также законами, составляющими законодательство об издательском деле, рекламе [9] и др.
Правовое регулирование взаимодействия органов государственной власти со средствами массовой информации связано зачастую с правовым обеспечением реализации конкретных направлений. Оно касается, прежде всего, обеспечения
правовых гарантии реализации права на получение информации, которое может осуществляться на основе запросов или в случае инициативного информирования общественности федеральными органами исполнительной власти РФ. Право граждан на оперативное получение информации о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений и их должностных лиц гарантируется ст. 38 Закона РФ «О средствах массовой информации». Расширяет это право и принятый 9 февраля 2009 г. Федеральный закон № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [4], где, в частности, пунктом 2 ст. 4 предусмотрен в качестве одного из основных принципов предоставления информации ее своевременность. Статьей 12 (п. 1) Федерального закона № 8-ФЗ в качестве одного из возможных способов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления предусматривается обнародование (опубликование), что осуществляется через печатные и аудиовизуальные средства массовой информации. Обнародование (опубликование) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления осуществляется указанными органами в соответствии с законодательством РФ о средствах массовой информации, а также в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, определяющими порядок освещения деятельности органов местного самоуправления в средствах массовой информации.
Следует отметить, что вопросы правового взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и СМИ регулируются также и нормами, которые могут содержаться в положениях о министерствах и ведомствах или регламентах их деятельности, административных регламентах по предоставлению государственных услуг. Например, в соответствии с п. 65 ст. 9 части III Положения о Федеральной службе безопасности РФ и ее структуре, ФСБ России организует и осуществляет взаимодействие со средствами массовой информации, а также информирование о деятельности органов и войск, осуществляет редакционно-издательскую деятельность [3]. В Административном регламенте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в п. 2.1.4.3 требований к порядку предоставления государственной услуги «Предоставление заинтересованным лицам сведений государственного земельного кадаст-
- 55
ра» закреплено, что взаимодействие со СМИ — радио, телевидением — осуществляется в целях публичного устного информирования. А также п. 2.1.4.4 закреплена возможность взаимодействия со СМИ путем публикации информационных материалов, включая региональный и федеральный интернет-сайты Росреестра в целях публичного письменного информирования [6].
Следующим важным направлением взаимодействия органов государственной власти со СМИ является обязательность освещения или опубликования конкретных, закрепленных законодательно событий. Так, например, в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 13.01.1995 № 7-ФЗ освещаются в СМИ обращения и заявления Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства РФ, торжественная церемония вступления в должность Президента РФ, открытия первого заседания Совета Федерации, Государственной Думы и нового Правительства РФ. Соответствующие теле- и радиопрограммы должны освещать эти события в полном объеме и не менее чем по одному общероссийскому телеканалу и одному общероссийскому радиоканалу в удобное для телезрителей и радиослушателей время, но не позднее двадцати четырех часов с момента совершения соответствующих событий. Статьей 11 Закона РФ «О средствах массовой информации» государственным аудиовизуальным средствам массовой информации предписывается при формировании программной политики предусматривать в публицистических, информационных и информационно-аналитических программах всестороннее и объективное информирование телезрителей и радиослушателей о работе федеральных органов государственной власти, об основных принципах государственного устройства РФ, основных направлениях внутренней и внешней политики государства и т. д.
Однако, как отмечает профессор Г. В. Атаман-чук, сегодня отчетливо просматривается, что средства массовой информации (всех видов) выступают все более конкурирующей силой по отношению к субъектам государственного и муниципального и в какой-то мере общественного управления. По оперативности и массовости управляющего воздействия они уже превосходят возможности конституционно учрежденных систем управления и активно наращивающих свою мощь. Поэтому обществу небезразлично, какую информацию «продуцируют» и несут людям СМИ [1]. В этой связи, а также в условиях построения в России социального правового государства, значительно повышается
56 -
собственный информационный статус органов государственной власти, т. е. их статус как субъектов информирования граждан, всего населения.
Принятые в самое последнее время два основополагающих федеральных закона о доступе к информации [5] свидетельствуют о повышении роли органов государственной власти в расширении организационных и правовых гарантий реализации прав граждан на получение информации об их деятельности и их результатах, а также информации, производимой ими.
Указанные законы также положили начало закреплению методов реализации права на информацию органов государственной власти. Так, например, Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» закрепляет такой метод, как распространение или предоставление информации (ст. 10). Установлено, в частности, что распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ (п. 1. ст. 10), случаи и условия обязательного распространения информации или предоставления информации, в том числе предоставление обязательных экземпляров документов, устанавливаются федеральными законами (п. 5. ст. 10). Статья 8 названного закона устанавливает право на доступ к информации органов государственной власти. Пунктом 2. ст. 8 установлено, что гражданин имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Однако, справедливости ради, следует отметить, что ни одним действующим нормативным правовым актом не закреплен такой метод, как информирование граждан со стороны органов государственной власти. Действие ст. 2 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а ст. 6 закрепляет способы обеспечения доступа, а именно: обнародование (опубликование) государственными органами информации о своей деятельности в СМИ; размещение государственными органами информации о своей деятельности в сети Интернет, а также в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах и др.
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости совершенствования действующего законодательства о праве на доступ к информации органов государственной власти через внесение дополнений в методы гарантирования его реализации.
Список литературы
1. Атаманчук Г. В. Управление в жизнедеятельности людей (очерки проблем). М.: Изд-во РАГС, 2008. С. 185.
2. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации // Научно-практический комментарий профессора М. А. Федотова. М.: Центр «Право и СМИ», 1999. С. 9.
3. Об утверждении Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации и ее структуры: Указ Президента РФ от 11.08.2003 № 960 // СЗ РФ. 2003. № 33. Ст. 3254.
4. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ // СЗ РФ. 2009. № 7. Ст. 776.
5. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 31 (часть I). Ст. 3448.
6. Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной услуги «Предоставление заинтересованным лицам сведений государственного земельного кадастра»: приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 13.07.2006 № 186. М.: Эсмо, 2009. С. 88.
7. Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников: приказ Минздравсоцразвития России от 03.07.2006 № 513. М.: Эсмо, 2009. С. 130.
8. О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации: Федеральный закон от 13.01.1995 № 7-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 170.
9. О рекламе: Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 1232.