Научная статья на тему 'Основы взаимодействия уполномоченных по правам человека в субъектах РФ со средствами массовой информации'

Основы взаимодействия уполномоченных по правам человека в субъектах РФ со средствами массовой информации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
546
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ПРАВОЗАЩИТНИК / СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кулешова Наталья Николаевна

В статье предлагаются правовые формы взаимодействия Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ со средствами массовой информации, рассматривается практика организации работы и популяризации вопросов правового просвещения и качества правозащитной деятельности органов власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы взаимодействия уполномоченных по правам человека в субъектах РФ со средствами массовой информации»

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В СУБЪЕКТАХ РФ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ Кулешова Н.Н.

Кулешова Наталья Николаевна - кандидат юридических наук, доцент, кафедра теории права и природоресурсного права, Российский университет транспорта, г. Москва

Аннотация: в статье предлагаются правовые формы взаимодействия Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ со средствами массовой информации, рассматривается практика организации работы и популяризации вопросов правового просвещения и качества правозащитной деятельности органов власти.

Ключевые слова: права человека, правозащитник, субъекты Российской Федерации.

Права и свободы человека и гражданина - неотъемлемый элемент современного общества, степень их защищенности определяет уровень стабильности в любом государстве, с целью решения социальных, экономических и политических проблем получил развитие институт омбудсмена в России.

Необходимо заметить, что с учреждением должности Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации граждане получили дополнительные механизмы обеспечения и защиты нарушенных прав и свобод. Региональный омбудсмен является связующим звеном между обществом и государством непосредственно в субъекте РФ, осуществляющим оценку действий государственных органов и местного самоуправления в сфере прав человека, способствующим распространению информации правовому просвещению граждан, в том числе по вопросам защиты их прав и свобод.

Согласно части 1 ст. 16.1 ФЗ «Об общих организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации либо иные государственные должности, создаваться государственные органы в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина [Часть 1 ст. 16.1, 2].

Важно сказать, Уполномоченный по правам человека в субъекте, как орган государственной власти, создается для осуществления определенных целей, задач и функций, которые были бы эффективны в правозащитной деятельности и в повышении уровня легитимности к органам государственной власти и местному самоуправлению, что позволяет региональным омбудсменам самостоятельно выбирать формы сотрудничества и взаимодействия с различными структурами государства.

В настоящее время деятельность Уполномоченного по правам человека, в соответствии с действующим законодательством, не заменяет и не подменяет деятельность государственных органов и местного самоуправления, обеспечивающих защиту и восстановление прав и свобод человека и гражданина, а лишь способствует совершенствованию механизма их работы, указывая на имеющие проблемы и недостатки. Важнейшей формой отражения деятельности органов государственной власти являются средства массовой информации.

Стоит отметить двойственную роль средств массовой информации в системе «государство - СМИ». «С одной стороны, средства массовой информации в силу своей природы, объективно в большей или меньшей степени включены в управленческий механизм государственных структур. С другой, они ориентированы на удовлетворение информационных потребностей и интересов, как отдельной личности, так и всех социальных институтов гражданского общества. Помимо этого, характер взаимоотношений в системе «государство - СМИ» во многом определяется как особенностями конкретного субъекта Российской Федерации, так и особенностями многонационального государства» - обращает внимание Е.Г. Богомолова [73, 5].

Законодательство Российской Федерации закрепляет способы взаимоотношения «государство-СМИ». Так, например, в соответствии со ст.11 Федерального закона «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» от 13.01.1995 N 7-ФЗ: «Государственные аудиовизуальные средства массовой информации при формировании программной политики должны предусматривать в иных публицистических, информационных и информационно-аналитических программах всестороннее и объективное информирование телезрителей и радиослушателей о работе федеральных органов государственной власти, об основных принципах государственного устройства Российской Федерации, основных направлениях внутренней и внешней политики государства, деятельности Президента Российской Федерации, о программе деятельности Правительства Российской Федерации, позиции депутатских объединений в Государственной Думе, депутатов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, разрешении дел и споров судами. Органы государственной власти, их должностные лица могут выступать инициаторами распространения таких программ в соответствии с законодательством о телерадиовещании» [ст.11, 3]. На государственном уровне гарантируется свобода массовой информации, не подлежит ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации [ст.1, 4].

Рассмотрим взаимодействие СМИ с деятельностью региональных омбудсменов Российской Федерации. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и региональный омбудсмен являются государственными органами Российской Федерации и соответствующих субъектов. Во-первых, региональный омбудсмен назначается представительным органом государственной власти субъекта, он же определяет его компетенцию: народный защитник. Во-вторых, Уполномоченный в субъекте наделен значительными полномочиями по охране и защите прав и свобод человека и гражданина, которые выстраиваются на высоком авторитете и не могут быть проигнорированы органами власти. В-третьих, в п. 3 ст. 37 Федерального конституционного закона от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» содержит легитимную норму: «Уполномоченный и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба Российской Федерации» [ст.37, 1]. Соответственно, правозащитник самостоятельно использует собственные механизмы распределения и популяризации информации о своей деятельности, полномочиях, сотрудничестве.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и региональные омбудсмены выбирают традиционные формы работы со средствами массовой информации: интервьюирование, комментирование, обсуждение проблем, беседа.

Общепризнанными формами работы омбудсменов со СМИ являются интервьюирование как активное выражение мнения с официально сформулированным правовым контекстом. Как правило, информация

Уполномоченных по правам человека затрагивает внимании по отражению сведений об уровне правозащитной деятельности в регионе, в деятельности адвокатов, нотариусов, судов, органов государственной власти и местного самоуправления. При этом аргументировано отражается не личное мнение правозащитника, объективно сформулированное представление данной правовой ситуации. Тем самым привлекая внимание региональной власти к проблемам граждан, Уполномоченный позволяет государственным и муниципальным органам использовать собственные потенциальные системы государственной защиты с целью корректировки ситуации (противодействие коррупции, соблюдение законности). В последнее время распространенным явлением считаются «профессиональные комментарии» в социальных сетях (о нарушениях признанных норм международного права, личных прав человека, массовых нарушениях в правах). Регулярные встречи ли беседы в студии с уполномоченным несут некую определенность в просвещении в области прав человека. Безусловно, в современных условиях развития общества средства массовой информации позволяют через инновационные инструменты формировать доверие населения к власти. Кроме этого, правовое просвещение может осуществлять регулярно. Так, например, в 70% субъектов Российской Федерации рубрики TV передач информируют о деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте с регулярной периодичностью 3 -4 раза в год.

В Российской Федерации ежегодно Уполномоченный по правам человека в РФ обязуется подвести итоги своей работы, представляя обобщенную информацию в ежегодном докладе. Стоит отметить, что современное законодательство субъектов Российской Федерации не имеет унифицированной формы изложения и подачи материала о деятельности региональных уполномоченных, что им позволяет самостоятельно определять формы их работы и средства информации являются основным источником распространения деятельности региональных омбудсменов.

В ежегодном докладе федерального Уполномоченного по правам человека в РФ содержатся рекомендации и предложения государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам по совершенствованию системы обеспечения прав и свобод человека. В регионах ситуация иная, закон субъекта определена процедура реагирования государственных и муниципальных органов на сведения доклада в виде: анализа правовой ситуации, мониторинга применения новелл законодательства, принятие решений на основе представленных сведений.

Итак, в настоящее время в законодательных актах субъектов необходимо разработать программы правового просвещения граждан, усовершенствовать организацию приема и рассмотрения обращений и жалоб граждан в Аппарат Уполномоченного, продолжить формирование единой национальной государственной системы защиты и восстановления прав человека и гражданина через развитие и укрепление статуса регионального омбудсмена. На основе вышеизложенного вносим предложения по улучшению взаимодействия региональных омбудсменов и средств массовой информации:

1. Необходимо расширение форм сотрудничества региональных омбудсменов со средствами массовой информации, а именно (юридическое консультирование, мониторинг участия в мероприятиях по поддержанию и защите прав человека). В связи с этим предлагаем ввести в штат Аппарата обязательные структуры, такие как, например, консультант-референт, отдела обеспечения правового просвещения и взаимодействия со СМИ.

2. В законодательство субъектов внести поправку о праве омбудсменов комментировать (выражать мнение) по вопросам, относящимся к правозащитной деятельности, результатам социальных исследований по научным проектам, вопросам духовно-нравственного воспитания молодежи, международных конфликтов и особого статуса граждан, проживающим в муниципальном образовании.

3. Осуществлять выпуск электронной ежеквартальной газеты, которая будет освещать деятельность регионального омбудсмена.

На наш взгляд повышение эффективности взаимодействия региональных омбудсменов и средств массовой информации является ключевым моментом в единой национальной государственной системе защиты и восстановления прав человека и гражданина.

Список литературы

1. Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) // ИПС «КонсультантПлюс» (Дата обращения: 25.06.2018).

2. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // ИПС «КонсультантПлюс» (Дата обращения: 25.06.2018).

3. Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» от 13.01.1995 N 7-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // ИПС «КонсультантПлюс» (Дата обращения: 25.06.2018).

4. Закона РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года №2124-1 (с изменениями и дополнениями) // ИПС «КонсультантПлюс» (Дата обращения: 25.06.2018).

5. Богомолова Е.Г. Особенности взаимодействия органов государственной власти и средств массовой информации // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2013. №1. С. 73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.